Хрустальный пик-2018. «Социальный проект». Боулдеринг в Лечинкае

Пишет Редакция сайта, 29.11.2018 04:44

Хрустальный пик-2018. «Социальный проект». Боулдеринг в Лечинкае (Скалолазание, премия, горы, номинация, мы в обществе, crystal peak, нальчик, лечинкай)

В этом году среди номинантов категории "Социальный проект" сразу несколько развивающихся скалолазных районов. Есть и легендарные давно открытые места, и малоизвестные, освоенные группами энтузиастов. С одного такого района и начнём!

Андрей Клизубов, Куртс Джеттон и Хажисмел Бетрозов рассказывают Риск.ру о том как вдохнули жизнь в малоизвестный скальный район около посёлка Лечинкай в Чегемском ущелье Кабардино-Балкарии и проводят там фестивали боулдеринга.

В видео есть фрагмент на английском, для которого мы пока не успели сделать субтитры. Для тех, кто не владеет английским, перевод - внизу публикации.

Идея проекта:
Расчистка нового скального района преимущественно для лазания боулдеринга, который на сегодняшний день в России значительно менее развит, чем лазание с нижней страховкой. Так же в районе возможна пробивка трасс под верёвку и трэд.

Преимущества района:
- удобная логистическая доступность и наличие большого города поблизости (г. Нальчик) с аэропортом, ж/д- и автовокзалами, магазинами, большим выбором жилья и прочими удобствами; - при огромном объёме скального массива и достаточно плотной его концентрации это будет самый большой боулдеринговый район в России: по оценкам авторов проекта, около 2 тысяч только боулдеринговых трасс;
- уникальный объёмный рельеф, прочная скала, трассы всех стилей лазания, отсутствие искусственных зацепок.
При достаточном освоении этот район можно будет смело сравнивать с лучшими мировыми районами.

Команда:
- Хажисмел Бетрозов – финансовое обеспечение проекта, расчистка камней, организация безопасных мест приземления, тестирование трасс;
- Куртс Джеттон и команда «Онсайт» – организация безопасных мест приземления, прокладка троп, тестирование трасс;
- Андрей Клизубов – расчистка камней, организация безопасных мест приземления, тестирование трасс.

Освоение района началось в 2014 году, когда группа скалолазов из США, постоянно проживающих в республике, во главе с Куртсом Джетоном исследовали скальный массив вблизи села Лечинкай и начали лазать трэд на 60-метровой стенке верхнего яруса. Позже они показали свои наработки группе скалолазов из Нальчика: Хажисмелу Бетрозову, Адаму Казанчеву и Юрию Мятяшу. Они и увидели, что в районе много камней, подходящих для боулдеринга, и решили почистить первый освоенный сектор.

9 мая 2015 года – дата начала освоение боулдерингового района. В течении лета группа скалолазов: Хажисмел Бетрозов, Юрий Матяш и другие расчистили порядка 30 трасс от 6а до 7с+.

А уже в апреле 2016 провели первый боулдеринговый фестиваль, на который съехались представители южного региона. В мае 2016, Андрей Клизубов, приехавший познакомиться с районом, присоединяется к его освоению.

С мая 2016 по Сентябрь 2018 года в секторах Верхний Ярус и Холм было почищено более 40 камней, пройдено и прокатегорировано около 80 трасс сложностью от 5с до 8a+/b. В Марте 2018 года было окончательно принято решение провести большой боулдеринговый фестиваль, чтобы представить широкой скалолазной общественности район Лечинкай.

В лазательную программу фестиваля вошла большая часть камней сектора Холм. В ходе подготовки к фестивалю командой «Онсайт» были расчищены и размечены тропы к камням сектора, Сергей Волков, который так же помогал с финальной расчисткой и тестированием трасс, написал приложения для ориентации между камнями в секторе. Приложение в будущем планируется расширить до виртуального гайда по всему району, с информацией о трассах и их местоположении. Освоение данного района стало возможным благодаря энтузиазму местного скалолазного сообщества, и в особенности Хажисмелу Бетрозову, который не только вложил много времени и сил в реализацию проекта, но и вел его полное финансовое обеспечение.

Обзор района:
Район удобно расположен. Из Москвы и Санкт-Петербурга в Нальчик летают прямые рейсы авиакомпании UTair, либо много рейсов из различных городов России до аэропорта «Минеральные воды», откуда очень легко добраться до Нальчика на такси, автобусе, или взять в аренду автомобиль. От Нальчика до района всего около 30 км, 7 из которых необходимо преодолеть по грунтовой дороге, которая ведет к вершине холма. Грунтовка имеет небольшой уклон и ведёт к каменному карьеру, поэтому поддерживается в хорошем состоянии и под силу любому легковому автомобилю.

Лазательный сезон в районе лучше всего открывать в октябре, когда сходит летняя жара, и закрывать в конце апреля с приходом традиционного для Кавказского региона сезона дождей. Если приезжать под прогноз погоды, то полазать можно даже в самые холодные месяцы, так как большинство секторов расположены на южной стороне холма, а на юге солнце жаркое даже зимой, а выпавший снег сходит за пару дней.

Зимой можно отлично покататься на лыжах или доске в Приэльбрусье. Те, кто не гонится за хорошим трением, могут лазать и летом, так как камни находятся в тени деревьев и особенно жарко быть не должно. Большинство камней, как уже было отмечено, находится в красивом лиственном лесу, который густо покрывает обе стороны низовий Чегемского ущелья, на полях пасутся стада лошадей и коров, которых разводят местные жители, а со смотровых площадок открываются завораживающие панорамы на вершины Кавказского хребта.

Электронный гайдбук по району

Рассказывает Куртc Джеттон:

Здравствуйте! Я Куртc Джеттон. Сейчас я живу в Нальчике, в России. Я тут уже около 10 лет. В 2015 году мы с сыновьями ехали по дороге, обычной грунтовой дороге, осматривали окрестности вокруг деревни под названием Лечинкай. Мы наткнулись на скалу, она была закрыта облаками. Это был туманный осенний день и нам было плохо видно. Когда мы увидели её, мы остановились, пошли посмотреть, и первое, что я увидел – старую скалолазную дорожку, сделанную русскими, вероятно, в 70-хх. Мы очень обрадовались, позвонили друзьям. Один из них Хажисмел. Мы начали исследовать территорию, смотрели, что там есть и доступно. Мы собрали нескольких ребят и сделали первую вылазку, пробив там свой первый маршрут: короткую линию под нижнюю страховку. Это было в 2015, с тех пор мы выбираемся сюда и разведываем другие маршруты. А Хажисмел, Андрей и Адам сразу думали наперед, хотели понять, какие тут есть возможности для боулдеринга. И они нашли около сотни прекрасных маршрутов для боулдеринга в Лечинкае и расчистили их. C тех пор мы провели два фестиваля и очень успешно, так что планируем еще. После этого мы открыли в Нальчике скалолазный центр, который, мы надеемся, будет развиваться, и все больше людей начнет заниматься скалолазанием на Кавказе. Это отличный опыт, мы круто проводим здесь время и надеемся, проводим здесь время и надеемся, что другие люди к нам присоединятся!