Хрустальный пик-2018. «Лучший поход». Горная пятёрка на Рушанский хребет

Пишет Редакция сайта, 28.11.2018 08:24

Хрустальный пик-2018. «Лучший поход». Горная пятёрка на Рушанский хребет (Горный туризм, премия, горы, номинация, crystal peak, мы в обществе)

В этом году на «Хрустальный пик» в категории походов претендуют шесть команд, которые совершили категорийные походы в самые разные горные регионы. Среди них команда Александра Ульянова – завсегдатай номинации.

Группа на перевале Клунникова 3А

Команда: Александр Ульянов (руководитель), Игорь Блинов (казначей), Юлия Воробьёва (завхоз, фотограф), Антон Журавлёв (медик), Георгий Разуваев (завснар), Александр Селютин (реммастер), Сергей Сальников (замруководителя, фотограф, GPS). Все: Новосибирск, Секция горного туризма Спортклуба Новосибирского Государственного Университета

Озеро Коль-Мазар на Ферганском хребте (предварительная акклиматизация)

Справка и нитка маршрута (их отчёта)
Горная пятёрка Ульянова 2018 на Рушанский хребет
Сроки проведения: с 27 июля по 25 августа 2018.
28 ходовых дней (днёвок – 0, пургований – 0) 273 км (240 км без учёта повторно пройденного пути) 36 верёвок (1700 м перил) Пройденная нитка Киш. Патхур – р. Чапдара (заброска) – р. Патхурдара – лед. 59 – пер. Туристов МИФИ 1Б, 4814 – лед. Зувор (48) – пер. 40-летия МИФИ 2А, 5055 – лед. Удариф – лед. Удариф В. – пер. Клунникова 3А, 5266 – лед. Клунникова – лед. Штеклозар (Марковского) – пер. Пикассо 2А п/п, 5258 – лед. Чапдара Ц. (83) – р. Чапдара – лед. Чапдара В. (84) – пер. Светлый 2Б п/п, 5379 – лед. Сафедоб – пер. Надежда 2А, 5240 – лед. и р. Южный Девлох – траверс в. Девлох 3А п/п, п/в, 5792 – лед. и р. Шевчорв – киш. Бардара – р. Бардара – р. и лед. Мазанчуд – траверс Подкова Нукбиста, 3А п/п, п/в, 5829 – лед. 29 – р. Бизангов – рад. ГМС Ирхт + Ирхтский залив оз. Сарез – р. Лянгар (Сев.) – оз. Чапдара = пер. 1А, 4530 – р. Мал. Чапдара – р. Лянгар (Юж.) – пер. Лянгар + пер. Бургомал н/к, 3922 – оз. Яшилькуль.

Пик Патхур, 6083 с юга

По совокупности природных условий, географы относят Рушанский хребет к Юго-Западному Памиру. Он покрывает северную часть этого обширного региона, находясь между реками Бартанг и Гунт. Летом обычно стоит сухая, солнечная погода -- это важный эмоциональный фактор. По высотам и оледенению Рушанский хребет занимает на Памире скромное место: здесь только один шеститысячник, несколько вершин превышают 5800 метров; крупнейшие ледники достигают в длину лишь 10-12 км и довольно спокойны. Вероятно, по этой причине район не был особенно популярен даже во времена расцвета туризма и альпинизма в СССР, хотя всплески интереса переживал. Отдельные его уголки и вовсе остались неизведанными.

Ледопад ледника Удариф

Большая часть хребта и отрогов сложена гранитами, что определяет его облик: зубчатые гребни, обилие скальных стен, а внизу бараньих лбов, крупноблочных осыпей и завалов. При этом, перевалов со значительной скальной составляющей тут пройдено очень мало. Перевалов 3А и 3Б вообще всего несколько штук. Альпинистский интерес обычно ограничивался высшей точкой, пиком Патхур 6083, и близлежащими вершинами. Рушанский хребет по сей день дарит богатые возможности для первопрохождений и первовосхождений. Обе главные долины, Бартанга и Гунта, глубоко врезаны и заселены по меркам Памира плотно. Кишлаки есть и в некоторых боковых долинах, а летники и пастбища встречаются даже в их верховьях, в глубине хребта.

Разлом в ледопаде Клунникова

Вдоль Гунта проходит участок Памирского тракта --- главной автомобильной дороги Бадахшана. Дорога вдоль Бартанга долгие годы слыла ненадёжной ввиду частых подтоплений рекой, но недавно прошла реконструкцию; сейчас её хвалят. Поэтому Рушанский хребет доступнее большинства хребтов Памира. После развала и войны в Таджикистане район смело можно назвать забытым горниками на целых 25 лет. Мы считаем, что забытым незаслуженно. Нам известно только о трёх спортивных походах, с тех пор проведённых здесь (Котляров 2017) или заходивших сюда (Агеев 2008, Кривонос 2017). Гораздо чаще здесь бывают туристы из дальнего зарубежья. Хотя их маршруты весьма ограничены и однообразны, уже можно встретить восхищённые записи блогов в стиле . Не исключено, что если усердствовать в поиске, то уже сейчас начнут попадаться англоязычные названия пиков и перевалов.

Читать полный отчёт о походе

Несколько фото из отчёта!

Кальгаспоры на леднике Штеклозар

Язык ледника Чапдара

Применение фирнового щита и снежной пилы для жарки оладьев

Подъём на перевал Светлый 2Б

Вид на ледник Чапдара с подъёма на перевал Светлый 2Б

Кальгаспоры на спуске с перевала Светлый 2Б

Подъём на пик Девлох, вид на ступеньку и вершинный купол

Пик Патхур 6083 с пика Девлох

Западная вершина пика Девлох

Начало спуска с северного плеча пика Девлох на ледник Шевчорв

Пыльная лавина преграждает путь в кишлак Бардара