Пьер Бишофф: Человек, которому не хватило Red Bull Trans-Siberian Extreme
Здесь и далее в материале фото из архива Пьера Бишоффа
Шесть смелых и очень выносливых гонщиков вышли этим летом на старт Red Bull Trans-Siberian Extreme в Москве. 24 дня спустя часть из них принимала поздравления на финише во Владивостоке. Ещё полтора месяца спустя мы встретились в столице с победителем гонки - Пьером Бишоффом, который выбрал не самый тривиальный путь домой... Об этом он рассказал на пресс-конференции!
Поскольку история получилась интересная и местами с юмором, а Россия Пьеру понравилась, публикуем рассказ в том виде, в котором мы услышали его на встрече, организованной Red Bull.
Курсивом выделены ремарки Александра Шестиперова - одного из организаторов гонки, который любезно согласился побыть в роли переводчика.
Первые этапы гонки для Пьера прошли в борьбе с россиянином Владимиром Гусевым...
«Почти весь третий этап мы ехали с Владимиром по отдельности, то есть это была соло-гонка. Но ближе к утру мы так устали, что договорились ехать вместе и не соревноваться друг с другом, с тем, чтобы по-настоящему сразиться уже на четвёртом этапе.
Владимиру как настоящему профессионалу было очень важно выиграть каждый этап и всё время быть впереди, поэтому я провоцировал его всё время атаковать, чтобы прилагать максимум усилий и он атаковал на каждом этапе. И в результате это привело к большой его усталости и в начале шестого этапа он сошёл из-за боли в колене. Вероятно, это произошло не только из-за боли физической в ноге, но из-за эмоционального дискомфорта».
Соответственно после шестого этапа все подумали, что в гонке уже всё решено. Пьер выиграет эту гонку, главный конкурент сошёл, но на самом деле самое сложное было ещё впереди, потому что оставалась самая сложная задача – доехать гонку, финишировать в ней. Ты можешь начать проект, ты можешь продолжать его очень успешно, но закончить его всегда важнее всего.
Пьер Бишофф - победитель Red Bull Trans-Siberian Extreme 2018, фото © Pavel Sukhorukov / Red Bull Content Pool
«Первые этапы задача была победить Владимира, а потом после того, как фактически это произошло, нужно было ставить новые задачи перед собой и эти задачи были на каждом этапе».
На каждом этапе Пьер пытался проехать быстрее, чуть быстрее, чем он поставил себе планку и потом конечно в самый большой задаче было установление нового рекорда времени на королевском этапе.
«Конечно, рекорд Алексея Щебелина по общему прохождению дистанции очень крутой и его побить невозможно, но вот на королевском этапе такая задача стояла. Поставить новый рекорд королевского этапа.
В итоге у нас только хорошие новости, в зале сейчас сразу два обладателя рекордов сибирской велогонки: это Алексей – обладатель рекорда по времени прохождению всей дистанции – и я, проехавший королевский этап быстрее всех.
Перед стартом гонки этого года, многие спрашивали у меня: «Зачем ты едешь второй раз, если ещё в прошлом году понял, что это гонка фактически может убить тебя?»
Я отвечал на это, что не очень-то понял, может ли она убить меня, и хочу перепроверить. Тогда же я озвучил, что хочу поехать обратно на велосипеде из Владивостока».
Собственно, вот эта фотография объясняет причину, по которой Пьер решил поехать обратно тоже на велосипеде. Дело в том, что вовремя гонки у участников не так уж много возможности познакомиться с городами, через которые они проезжают, пообщаться с людьми, потому что они сфокусированы на гонке и у них практически нет времени ни на что больше. Поэтому он принял решение обратно ехать в более расслабленном режиме, чтобы получше узнать страну и людей.
«Девушке, которая стоит справа от меня на фотографии, всего 16 лет, и она уже три года как фанатка гонки Red Bull Trans-Siberian Extreme. Она написала мне в фейсбуке: «Пьер, заезжай обязательно в гости, остановись у нас переночевать. Я очень большая фанатка вашей гонки и тебя лично. И я не мог отказать, потому что таким образом семья этой гонки становится больше, она растет.
Я хотел познакомиться с русской культурой, и часть русской культуры – это гостеприимство. Меня пригласила одна семья из маленького городка, население десять тысяч человек всего и очень просили остаться, заехать в гости и накрыли отличный стол, который организуют только по большим праздникам. Поднять по бокалу «за здоровье», конечно, было частью программы.
Другой человек пригласил со словами: «Мой отец познакомит тебя с русской баней». И я наконец-то познакомился с русской баней.
Обратно было ехать очень сложно, потому что если велосипедист едет без сопровождения, то старается ехать по обочине. Обочины были не всегда, и часто бывало так, что вот только белая полоса, которая идет по краю дороги – это была единственная возможность проехать так, чтобы не маячить перед машинами. Тогда я полностью оценил то, как здорово иметь на гонке машины сопровождения, которые полностью обеспечивают безопасность гонщика. Хотя и обратный путь в Москву прошёл без проблем».
Пьер удивился тому, какой длинной, оказывается, может быть осень. Он выехал из Владивостока 22 августа и почти сразу наступила осень и продолжалась очень долго.
Дороги оказались лучше, чем они выглядели изначально, за обратную дорогу было только три прокола. Гравийные дороги есть, безусловно, но их всё меньше и меньше. Так что Пьер надеется, что к следующей гонке на трассе уже не останется гравийных участков. И рассчитывает, что мы об этом позаботимся.
«Ещё одно дорожное наблюдение, что люди в России в принципе больше верят Богу, больше погружены в религию чем в Германии. Под Казанью я побывал в храме всех религий, который местный энтузиаст строил в течение всей жизни, и это пример того как люди разных религий, разных культур могут жить вместе и не враждовать друг с другом. Взять, к примеру, Москву и Владивосток – города абсолютно разные, с разной культурой, но тем не менее объединены одной страной».
Помимо прочего Пьер близко познакомился с русской кухней, он пробовал такие блюда как пельмени, вареники, сырники, борщ и он старался постоянно есть много сладкого, чтобы поддерживать вес и получать энергию. И как правило заезжал на заправки, где всегда можно было поесть сладенького.
«Только один участок был, когда на протяжение двухсот километров не было ни одной заправки. Вот тогда, конечно, мне было тяжеловато, потому что еды и воды не хватало. Но тем не менее, как вы видите, я выжил и добрался.
В дороге у меня было много интересных моментов. В какой-то момент я увидел человека на трейлере, который тоже проколол колесо. Я к этому моменту очень сильно устал и не был уверен, смогу ли я свою задачу на день выполнить, потому что дул сильный встречный ветер. Собственно, преобладающие ветра – причина, по которой мы едем из Москвы во Владивосток, а не обратно. Ну и я сказал тому водителю, что помогу ему с проколом, а он взамен согласился добросить меня до ближайшего большого города. Я увидел, как люди в России помогают друг другу.
Как вы видите, на большинстве фотографий я в тёплой одежде с длинными рукавами, потому что были дни, когда температура не поднималась выше пяти градусов. Иногда бывали ситуации, когда сегодня тридцать градусов, а на следующий день плюс пять градусов – перепады температуры очень большие. И очень сложно было найти для себя каждый день мотивацию проехать еще 100–150, а иногда и 200 км. Довольно тяжело».
Изначально Пьер планировал ехать в Москву чем быстрее, тем лучше, но по дороге встречал много людей и общаясь с ними, Пьер подумал, что скорость – не самое важное, когда можно общаться с людьми, делиться с ними опытом и впечатлениями. И вот, например, в Перми он остановился на четыре дня, его приглашали в различные школы, где он выступал с мотивирующими лекциями перед школьниками. Рассказывал о важности изучения иностранных языков и важности стремления к цели и т.д.
«Собственно, передо мной стоял вопрос, что для меня важно: ехать быстро или получать какой-то новый опыт?! На велосипеде это всегда проще: тебе легче выбрать место, где остановиться, легче начать новый разговор на дороге с кем-то. И вот одна история была в Челябинске:
Я выезжал из города в сторону Москвы, когда меня остановила машина и водитель спросил: откуда я, кто, куда еду? Я сказал, что я из Германии. Мы как-то объяснялись чуть не на пальцах. И в конце концов человек из машины дал мне тысячу рублей, пожелал всего хорошего и уехал.
Я раньше никогда не думал, что это нормально, что какой-то странный человек может подбежать к тебе по дороге и дать десять евро, чтобы ты ехал дальше, купил себе новые штаны и т.п.»
Теперь Пьер думает, что это интересный способ мотивировать людей и всегда нужно поддерживать друг друга на дороге.
У Пьера часто спрашивают, были у него в России какие-то контакты с медведями. Но он встретил пару чучел в гостиницах по дороге, и это всё. За всю поездку он боялся больше неприятностей с дикими животными, чем неприятностей от встречи с людьми, которых не было вообще. Он однажды остановился у дороги поспать, переночевать. Поставил палатку и ночью уже, было одиннадцать вечера, остановилась какая-то машина, из неё вышли люди, постояли на расстоянии, пофотографировали и уехали. И есть ощущение, что они одновременно боялись друг друга и недоумевали, что они здесь делают.
«Самое крупное животное, которое пришло ко мне в палатку за всё время поездки – это маленькая собачка. Она пришла рано утром и начала шуметь возле палатки. Пьер попросил собачку не шуметь, и она послушалась, улеглась рядом с палаткой. Потом пришли какие-то пожилые женщины из соседней деревни, спросили, разумеется на русском языке, что я здесь делаю. Узнав, что именно, они ушли и вернулись спустя какое-то время с едой, объяснив, что мне нужно срочно подкрепиться.
Когда погодные условия стали совсем тяжелые, я решил часть маршрута проехать на попутках. Сначала думал про поезд, но потом мне встретился автобус, возвращавшийся из Владивостока обратно в Австрию. Так я встретил земляков. Мы договорились о том, что они меня подвезут. Но так как платить за это я был не готов, в благодарность за то, что они меня везут, я им готовил.
Сначала я планировал проехать с автобусом две с половиной тысячи километров, ну, максимум три тысячи километров, но каждый раз, когда я готовился уже стартовать на велосипеде, начинался дождь и сильный встречный ветер, так что покидать автобус было неразумно, и я менял планы.
В итоге я проехал на автобусе четыре тысячи километров. Хороший пример того, как нужно прислушиваться к происходящему вокруг и быть готовым поменять свои планы, не упираясь в предварительную стратегию».
В один из дней водитель этого комфортабельного автобуса на 16 мест спросил Пьера, умеет ли он водить автобус, Пьер ответил, что нет. Тогда водитель спросил, есть ли у него лицензия на управление автобусом, Пьер сказал, что нет. «Тогда вот дорога, садись за руль и веди час,» – наказал водитель.
«Теперь я думаю о том, чтобы получить водительские права соответствующий категории, чтобы, когда в следующий раз мне придётся управлять автобусом, я был готов.
И этот собственно автобус сопровождал из Петербурга до Владивостока группу пожилых людей возрастом за 60, которые тоже на велосипедах проехали от Петербурга до Владивостока. Правда они сделали это за сто дней, а не за двадцать четыре, это показывает, что любой в принципе человек при наличии желания, а главное сопровождения и поддержки может проехать от Москвы до Владивостока».
В Чите гостеприимные люди старались поделиться радостью оттого, что там тоже продаются немецкие продукты, так что они отвели Пьера в заведение, где немецкое пиво наливают. Потом они сопровождали его сорок километров на велосипедах тоже до города. Два дня водили по городу, рассказывали и показывали всё.
Один раз был шторм очень сильный и он заехал в придорожное кафе, электричества не было из-за шторма тоже. И тем не менее они не отказались его накормить, газ был, готовить они могли. Поставили свечку на стол и устроили романтический ужин при свечах.
«Ещё мне понравилось в русских людях то, что они пытаются найти какое-то решение. Оно может быть не самое лучшее, но это всегда какое-то решение и то, чему европейцам стоит поучиться, то есть иногда стоит больше говорить о решениях, а не о самих проблемах».
У Пьера часто спрашивают про красоту России и несмотря на то, что он практически не отъезжал от основной дороги Москва-Владивосток, он всё равно видел довольно многое и самый красивый, на его взгляд, участок – между Иркутском и Хабаровском. Правда, он довольно тяжёлый, потому что там горки. Каждый раз, когда он встречал хлебовозки – это машины такие, которые по деревням хлеб развозят, он говорил себе по-русски: «О, хлеб».
«Я познакомился с новым форматом размещения людей в дороге. Это не то, чтобы гостиница, не то, чтобы хостел… Когда я пришёл в гостиницу, там не оказалось мест, но мне предложили разместиться на диване. Я согласился. Такой формат поселения в Европе невозможен.
В другой день на дороге в поле моего зрения появилось какое-то светлое пятно. Когда я подъехал, то увидел, что это пара молодожёнов. Они позвали меня вместе сфотографироваться и выпить водки за здоровье.
Часто встречал на трассе дальнобойщиков. Все же думают, что они не очень приветливые люди, но у меня была ситуация, когда остановился водитель грузовика и сказал: «Давай выпьем чай или кофе вместе»».
Затем журналисты задали Пьеру несколько вопросов:
Пьер, планируешь ли ты ещё принимать участие в Red Bull Trans-Siberian Extreme?
Это сложный вопрос. После того как ты выиграл, может быть имеет смысл дать возможность поучаствовать другим гонщикам, которые ещё её не выигрывали. Что касается возвращения в Россию, я точно хочу вернуться сюда, потому что есть огромное количество мест, где я пока не был. Не факт, что в следующем году. Но, например, Эльбрус и много других интересных красивых мест я бы хотел увидеть.
От переводчика: «От себя хочу добавить, что когда-нибудь сделаем гонку чемпионов. И все, кто когда-нибудь выигрывали Red Bull Trans-Siberian Extreme, смогут собраться!»
Я считаю, что мы с Алексеем (Щабелиным) многому научились друг у друга. Я точно многому научился у Алексея год назад, что помогло мне выиграть в этом году. И, надеюсь, мой опыт ультра-длинных дистанций был полезен Алексею.
В 2016 году ты выиграл Race Across America (это самая длинная ультра-велосипедная гонка, не разделенная на этапы). В чём разница и сложно ли было после RAAM ехать гонку в России?
Эта велогонка убедила меня в том, что нет нерешаемых задач в велосипедном спорте. Можно проехать 5000 км, 2000 км велогонки, любой протяжённости этапную велогонку или провести свой отпуск, катясь на велосипеде от Владивостока до Москвы. Важно поставить перед собой задачу и достичь её, а нерешаемых задач нет.
Среди слайдов было фото, на котором ты на лыжах. Кроме велосипеда лыжи – это хобби или тоже профессиональное занятие?
Зимой на велосипеде я не езжу. Профессиональные велосипедисты круглый год тренируются, может быть есть там маленький перерыв, отпуск, но в целом они круглый год тренируются. Я же зимой делаю перерыв, чтобы весной мне опять хотелось сесть на велосипед. Мне нужна новая мотивация, новый энтузиазм. Зимой я тренируюсь другими способами, в том числе бегаю на лыжах в гору. И если заниматься только велосипедом, то есть только на велосипеде ездить, я чувствую, что не все группы мышц развиваются. Чтобы компенсировать позу при езде на велосипеде и неравномерную загрузку мышц, я стараюсь заниматься другими видами спорта, в первую очередь зимой.
По твоим рассказам кажется, что ты совсем непрофессиональный велогонщик, есть какое-то ещё занятие, какая-то основная работа?
Ещё когда я начинал заниматься велосипедным спортом, я понимал, что в силу непрофессиональных тренировок, в силу ряда обстоятельств я никогда не смогу стать профессиональным велосипедистом как Алексей, например. Демонстрировать такую же скорость в принципе невозможно, и моя мама всегда говорила, что в первую очередь надо заняться своим образованием. А когда у меня будет образование, я смогу больше времени посвящать в том числе и велосипедному спорту.
Я работаю в гостиничном бизнесе, в сфере питания. А иногда в качестве менеджера ресторана и гостиницы, это зависит оттого, где нужно больше людей в этот момент. В позапрошлом году, например, я девять месяцев работал в этом бизнесе, в прошлом году семь, в этом году совсем мало, потому что я постоянно в разъездах, и я, может быть, хотел стать менеджером-управляющим гостиницей, но для этого нужно меньше ездить, а пока такой возможности у меня нет.
Сколько весит твоя экипировка?
Когда я стартовал из Владивостока обратно, было тридцать пять килограммов. Из Хабаровска десять килограмм я отправил почтой домой. Позже, когда проехал самый сложный участок, на территории, где много магазинов велозапчастей, где можно было легко починить велосипед, часть содержимого прицепа с запчастями я тоже отправил домой. Сейчас в Москве он весит где-то двадцать килограммов.
Когда я пришел в почтовое отделение, то сразу понял, что это самый медленный транспорт в России, потому что для того, чтобы отправить посылку, у меня ушёл час. Через месяц посылка приехала домой.
Спасибо за внимание!
=====
Из Москвы Пьер улетел самолётом, но не домой, а в Малагу. Решил, что оттуда домой в горы тоже можно ехать на велосипеде, при этом зацепить испанского солнышка и летнего тепла в октябре.
Что ж, надеемся, Пьер осуществит свою мечту и ещё вернётся к нам. России нужны такие путешественники!
Пьер Бишофф - велогид и гостиничный аниматор в городе Наудерс (Австрия). Родился 13 ноября 1984 года (33 года).
Начал заниматься велоспортом в 18 лет.
Личные достижения в велоспорте:
2013
• 2 место в Race across the Alps (RATA)
2014
• 3 место в Race Around Austria
• 2 место в Glocknerman
2015
• 1 место в Race Around Slovenia
2016
• 1 место в Race Across America
2017
• 2 место в Red Bull Trans-Siberian Extreme 2017
• 1 место в Glocknerman
2018
• Победа в Red Bull Trans-Siberian Extreme 2017!!!