Лёша и Саша, from Ukraine and Russia. Часть 3: Отпустите меня, Гималаи!
Вполне довольные собой, мы завершали первое кольцо, выполнив почти всё намеченное (кроме вершины 6100 радиально, от которой отказались по усталости) и двумя резвыми гималайскими козликами покатившись вниз. Последний пройденный перевал меня заворожил – длинный и пологий, со сказочными видами – а может быть, я наконец-то должным образом прониклась ощущением похода. Впереди была передышка – сон и еда – и я уже предвкушала, как мои зубы вонзятся в «сникерс».
Словом, всё складывалось превосходно, и логика жанра серьезного горного похода требовала подбавить в идиллию драматизма. Следующий же день подверг испытанию нашу нервную систему на устойчивость к воздействию глюкокортикоидов (гормонов стресса) и, кроме того, нанес большой удар моим представлениям о добропорядочности непальских горцев.
17.05.18
Мы вышли к заброске, и оказалось, что нас ограбили. Лёш думает, что это сделано специально, чтобы не дать нам пройти дальше, а мне кажется, что это какие-то наивные люди, которые взяли то, что понравилось, либо дети. Украли бОльшую часть еды, рассчитанной на 5 дней, - в пиммекан, халву, сникерсы (О-О-О !..), орехи и сухофрукты, конфеты, сухую курицу, почти все крупы. Бедные мы. Это всё могло быть съедено нами, а досталось негодяям.
Украли:
- 4 крупы на завтрак
- 8 конфет халвы
- 5 штук пиммекана
- 1 суп
- 3 раза по 2 сухаря
- сухую курицу на 9 раз
- 5 сникерсов по 100 грамм
- 8 батончиков «Золотой степ»
- 4 упаковки сухофруктов и орехов
Так или иначе, мы начали вторую часть. Лёша весь день переживал из-за того, что нас могли заметить, поэтому днёвка вышла скомканной. По холмам ходили какие-то люди, видимо собиравшие грибы. Я поспала, Лёша ходил за заброской. Потом мы собрались и по осыпи пошли вверх по долине. Стали на ночёвку на вершине гребня, набрали в мешок снега и топим его. Уже виден завтрашний перевал.
Восьмой день. Завтра первый день второго кольца.
18.05.18
Девятый день.
Встали рано, шли по карману морены, подошли к перевалу 5800. Сначала планировали перевал 5700, но Лёша изменил решение, здесь легче идти. Сейчас стоим на 5550, завтра хотим пройти перевал и спуститься вниз. Из-за воров приходится ограничивать себя в еде. Лёша говорит, что в заброске сникерсы были больше – какие страдания!
Лежим в палатке, поужинали. Я пересказала Лёше сюжет «Олеси», Лёша рассказывал всякие туристические прибаутки и случаи.
19.05.18
Терплю сильные боли, жду пока наступит облегчение. Бедная я.
С утра перешли перевал 5800. Дальше вдоль ледника. Лёше очень нравится эта долина – с мёртвой природой, кальгаспорами – она напоминает ему Памир. Хотя идти сложновато. Стоим на одном из маленьких озёр, завтра полуднёвка.
20.05.18
Лёша говорит, что следующий день можно использовать для рекламы походов. Мы не торопясь встали, собрались, сделали три перехода и поставили палатку у озера. Отдыхали, ели, хотя особо нечего, у нас нет сил даже сходить на близлежащую морену. Зато очень красиво – лежим в палатке и любуемся на гору. А шли по озёрной долине, как её назвал Лёша, причём вода была зеленоватая, как на каком-нибудь тропическом курорте. Тут бы поставить будку, торгующую палак паниром, говорит Лёша. Пейзаж с ледником и пустынными горами – точь-в-точь где-нибудь на Среднем Памире. День тёплый. Солнечный. Я пересказала Лёше «Двух капитанов». Распланировали оставшееся время: завтра сходим на перевал 5600, потом два дня на выход к людям, день на переезд в Катманду, два дня там и самолёт.
Лёша говорит, что большинство мест, по которым мы идём – это первопроходы.
21.05.18
Ходили радиально на перевал 5600, посмотрели на горы по ту сторону. Не так труден перевал, как подходы к нему по моренам туда-сюда. Лёша увидел перистые облака, а нам завтра нужно пройти перевал.
А вечером я вышла из палатки, смотрела на звёзды – они были очень яркие.
22.05.18
Вышли в 05.15, чтобы пройти перевал, пока не стал таять снег. Уже рассветало. Наблюдали как утреннее солнце освещает Чулу. Начали подъем. Внезапно Лёша увидел, как на гору ползут альпинисты и стал критиковать их за медлительность. На другой стороне перевала мы потом увидели их лагерь. Они провесили верёвку, которой мы и воспользовались. На спуске у нас произошла некоторая размолвка.
После перевала мы были в безопасности. Скоро мы вышли на тропу. Увидели вблизи и первого человека – сборщика кордицепса. Началась жара, ведь мы спустились больше чем на километр. Нашли очень красивое местечко в песке у ручья. Впервые можно было не ложиться в палатке, а посидеть на свежем воздухе. Мы пили чай и доели наши сухари и сахар. Лёша пил минту. Вокруг валялись большие шишки, и я взяла одну на память. Потом оказалось, что такие шишки были и внизу, но я притащила высокогорную.
23.05.18
Спуск продолжался – сплошное удовольствие, если бы не тяжелые рюкзаки. Мы шли по висячей долине – далеко внизу протекала река. Периодически тропу перегораживала загородка от яков, и мы перелезали. Вскоре впереди уже увидели поселок Хумде. Мы решили идти по верхней дороге до Чаме. Идём, тепло, благодать, и мы вновь стали похожи на треккеров – разве что рюкзаки большие. Пообедали в Гхаре с видом на Аннапурну. Когда спускались видели группу велосипедистов - они катили по горному серпантину и висячему мостику с завидным мастерством, а их лидер сказал, что это мол. «сверх легко». Ага.
Когда проходили Писанг, немного покапал дождик. Мы дошли до мостика и выбрали хорошее место. Зажгли прощальный гималайский костёр, который сначала не хотел разгораться, зато после запылал, и мы грели у него босые ноги. У костра Лёша рассказывал про неразумные нравы МКК. Было как на Ладоге, только фон другой. Невдалеке возвышалась скальная стенка в 3000 метров, и Лёша прикидывал, как там могли бы лазить альпинисты. Лёша всё гадает, когда же туристическую политику в Непале либерализируют и можно будет ходить где захочется.
Мы посидели до темноты в последний вечер в горах.
24.05.18
Утром перешли мостик и заночевали по дороге в надежде на скорый джип. Всё прекрасно – тепло, низ – только рюкзак тяжеловат. Надежда на джип оправдалась ближе к Чаме – нас посадили в кузов. Езда в кузове мне очень-очень понравилась – обзор, простор, свежий воздух! В Чаме меня пересадили в кабину, а Лёше повезло ехать там дольше, правда, он сжёг себе уши. Выехали в 8.45, а около 15.30 добрались в Бесиcахар. В 22.00 были уже в Катманду.
25.05.18
Ну вот, все усилия приложены, работы позади, мы вольны отдыхать и наслаждаться.
Проснулись мы по походной привычке рано и поспешили в желанный «О Китти», о котором так мечтали в походе, особенно в отсутствии сникерсов. Ласси! Тоффи банана! И это после рисовых хлопьев.
Хотя нет, главное удовольствие было ещё вечером – помыться. Волосы же я смогу расчесать только в несколько заходов.
После завтрака мы немного побродили по Тамелю, а потом пошли в обезьяний храм. Жара. Мы больше привыкли к зверскому холоду по утрам, от которого коченели ног и руки.
На холме живут обезьянки, собаки и петухи. Наблюдали обезьянью жизнь – как они едят, кормят детёнышей, вычёсывают паразитов. У Лёши в прошлый раз обезьяна отняла бутылку с напитком. На обратном пути Лёша нёс в отель 9 килограммовый арбуз, который мы потом ели сидя на крыше отеля. Вечером мы немного погуляли.
26.05.18
Как переиначивает Лёша, поход закончен, да здравствует поход. Лёша уже задумал поход следующего лета на Северный Памир с восхождением на пик Ленина. А потом в Лантанг, а потом в Долпо. А зимой на Северный Кавказ. Я же в марте намерена идти на плато Путорана. Правда, Лёша критиковал меня за то, что я не совсем подготовилась с одеждой к походу и мёрзла по ночам, а Путораны, скорее всего будет тундровый поход. Но я уже представляла какая прелесть это будет. Сейчас мы ужинаем в «О Китти» Долго выбирали, куда пойти и что заказать. Наш последний вечер в Катманду. Мы уже неплохо знаем Тамель.
Лёшино заключительное слово: «Чтобы в следующий раз мы приехали и сходили ещё круче, чем в этот.»
Моё заключительное слово: «Больше силы воли, упорства, мечты и романтики. Пусть походы становятся как можно больше интересными и трудными.»
Ура походам!
Вместо эпилога.
Наш маршрут состоял из трех частей:
1. Акклиматизационная часть. На ней мы получали акклиматизацию и подходили под начало спортивной части.
6 дней.
2. Спортивная часть. Основная часть похода, которая лежала вдали от треккинговых троп. Состояла из 2х частей: кольцо и радиальный выход.
7 дней первое кольцо и 6 дней второе кольцо.
В спортивной части были пройдены следующие перевалы и вершины:
пер. Аммонтит Ла (5800, 1Б, второе прохождение*);
радиально пик 6129 (6129; 2А; первовосхождение**)
пер. (5730; 1Б; первопрохождение**)
пер. (5980; 1Б; первопрохождение**)
пер. (5741; 1Б; сквозное первопрохождение***)
радиально пер. (5581; 1Б; первовосхождение**)
пер. (5591; 2А; сквозное первопрохождение***)
* - Лёша ходил участником этот перевал осенью 2013 года. Тогда же и было дано ему название.
** - у меня нет информации что кто-либо ходил в данных местах. Возможно были экспедиции, которые проходили данные перевалы или ходили на вершину. Точной информации у меня нет.
*** - данные перевалы расположены невдалеке у достаточно простых вершин. И через них ходили альпинистские восхождения на вершины. Но я думаю, что маловероятно то, что их ходили насквозь и глубоко спускались в долину.
Немного о категориях пройденных перевалов.
Лёша категорировал перевалы в соответствии с методикой, что дана в приложении 4 раздела 2
Регламента по спортивному туризму 2008 . Я оценивал перевалы по сложности рельефа и уровню техники, необходимой для преодоления перевала, то получились довольно низкие категории.
Но вот как учитывать в категории перевала его высоту? (вот хороший пример: туристская категория классики пика Ленина с технической точки зрения это 2А, а в классификаторе стоит 3А). На этот вопрос нам регламент ответа не даёт. Да и вообще, учёт влияния высоты на категорийность перевала – этот вопрос нигде не освещается, и остаётся большой загадкой, хранимой в недрах МКК.
3. Выход к людям. У нас оставалось ещё свободное время, и мы немного побыли в роли треккеров.
1 день и ещё 3 ходовых часа.
И в довершении ко всему этому выкладываю наш высотный график похода.
А с заброской действительно нехорошо получилось.
Гималаи большие
Только не очень понятно, к чему вся эта секретность? Страх, что кто-то из госорганов Непала прочитает это и потом тормознут в аэропорту и не дадут визу? По мне так это не реально. Традиционный непальский бардак и пофигизм тут как раз в плюс - никто даже заморачиваться таким там не будет, мне кажется...
ПС. В описании, в предыдущих частях есть намеки на трек. А Гугль-снимки на эти края в очень хорошем качестве. Так что для построения собственного маршрута информации достаточно...
Спутниковый телефон брали в аренду - в РФ или в Катманду? И которой системы?
Наши следы были очень хорошо видны. И хотя мы заброску зарывали в камнях, но по натоптанному снегу можно было понять где она зарыта. И думаю что снег лежал на тех высотах ещё дня 2-3. Поэтому местные жители могли на неё посягнуть.
Когда мы вышли к заброске, на месте заброски снег давно растаял.
...
И ещё. Т.к. не были тронуты личные вещи (одежда, кроссовки и т.п.), которые лежали в заброске в отдельном чехле, а пакеты с заброской были выпотрошены, то местные аборигены сознательно уничтожили нашу еду. Причем часть еды: сухофрукты, орехи, пакеты с супами были разбросаны рядом.
Почему же я пришёл к этому выводу и грешу именно на данный вид, обитающий на этой территории:
1. Мешок с заброской (мешок для строительного мусора) был вскрыт с обратной стороны. Сверху лежал пакет с одеждой и обувью, который не был тронут. А пакеты-майки, в которых была упакована еда, были разодраны пальцами и там почти ничего не было.
2. Не было следов поедания заброски: фантиков от сникерсов, упаковок от пиммекана.
3. Сухофрукто-ореховая смесь была раскидана (наверное вскрыли пару пачек и раскидали, а остальное унесли с собой). Думаю, они это сделал в назедание нам.
4. Супы им не приглянулись. Были продырявлены и оставлены.
5. Упаковка риса, которая сохранилась, наверное выпала при раздербанивании пакетов с едой и её не нашли на фоне снега.
...
На другие виды. обитающие в данном ареале я грешить не могу, т.к. им не хватит интеллекта проделать всё это.
Может кто скажет, что это сделал Йети... Но пока что нет достоверных данных о его существовании