Снежная и огненная: самая восточная скай-гонка России

Пишет ggrigoriev, 19.09.2018 03:03

Скайраннинг - удивительный стык бега и альпинизма. При всей родственности с беговыми активностями, теми же горными трейлами, - после финиша скай-гонок внутренне ощущаешь, что это нечто иное. Логика прокладки дистанций, состав участников, атмосфера мероприятия - знаете, где все это ближе всего человеку, выросшему в альплагерях и на альпинистских сборах? На Камчатке!
Снежная и огненная: самая восточная скай-гонка России (Скайраннинг, авачинский вулкан, скайраннинг, кубок россии, высотная гонка, вертикальный километр, камчатка, бег)
Авачинский вулкан. Фото Г. Григорьева, 2018

Зарождение, становление и развитие отечественного скайраннинга происходило у нас на глазах. От своего ядра - осенних забегов на Эльбрус International Elbrus Race с добавившимся к ним празднично-майским фестивалям RFER, через "вертикальные километры" в священных вотчинах альпинистов - Безенги и Актру - к уже традиционным и ожидаемым каждый сезон забегам на Борус, Большой Иремель, Псеашхо Сахарный, Поднебесные Зубья, Народную, пик Черского и, конечно, Авачинский вулкан.

Авачинский вулкан. Вид из Петропавловска-Камчатского с ул. Лукашевского. Фото Г. Григорьева, 2018

Побывать на Камчатке было давней юношеской мечтой. Как ранее манили к себе заповедные вершины трехтысячников Западного Кавказа - Чугуш, Псеашхо, - и удалось там побывать благодаря Сахарным марафонам, так тропа скайраннера завела на побережье Тихого океана.

Самое сложное на Камчатке - это успеть перепробовать все возможные виды горной активности и даже просто выбрать, на каком из них сосредоточиться. А в дни отдыха между тренировочными микроциклами - куда: на океан, на термальные источники, рыбачить на реку, - или к уединенным лесным озёрам?
Озеро Светлое. Циклон укутывает Авачинский и Козельский вулканы. Фото Г. Григорьева, 2018

А ещё у Камчатки и её погоды свой собственный характер. И от этого характера зависит, что вам удастся реализовать из ваших амбициозных планов. Она покажет вам и суровый нрав, и благосклонность на невероятных контрастах. Непогода будет непогодищей, благодать - благотатищей.
Авачинский вулкан в день забега 18.08.2018. Фото Г. Григорьева

Забег на Авачу - это часть большого краевого праздника - Дня вулкана. Соревнования для скайраннеров, массовое восхождение для всех желающих, выступления этнических танцевальных коллективов, лекции и мастер-классы от ученых — визит-центр национального парка «Налычево» на Авачинском перевале на два дня превратился в гудящий улей из людей. Тех, кто преодолел удерживающие дома обстоятельства и пугающие прогнозы погоды. И тех, кто обеспечивал безопасность на горе — спасателей ПСО Камчатского края, волонтеров и судей.

На кордон нас забрасывали на вахтовке на базе Камаза 6х6 по руслу Сухой речки - один из традиционных способов преодоления камчатских просторов и направлений, неотъемлемый местный колорит.
Русло Сухой речки с СЗ склонов Авачинского вулкана. Фото Г. Григорьева, 2018

Пришедший циклон накрыл «домашние» вулканы аккурат на запланированные праздничные соревновательные выходные. Для более полной гаммы ощущений я поставил палатку в примеченном на предыдущих выходах месте. Не так много коллег-соперников сделали так же; основная масса гостей горы оккупировала вагончики приютов.

Порывы ветра швыряли водяную пыль в тент палатки, в облицовочные стенки балков. Две минуты на открытом пространстве превращали жизнерадостного гостя Дня вулкана в мокрого и замерзшего гостя Дня вулкана. Единственный ощутимый плюс — не было комаров.
Гнездо московского скайраннера под Авачинским перевалом

Камчатский этап кубка России по скайраннингу - это, в первую очередь, местные звезды: Екатерина Осичкина, Лариса Соболева, Светлана Березань, Анна и Светлана Малышевы. Костяк сборной России по ски-альпинизму не из системы ЦСКА и Росгвардии. Среди мужчин - Константин Савчук, Алексей Загорский; особый шарм гонке придавало участие Виктора Ивановича Слугина - спортсмена 1953 года рождения и реального претендента на место в призовой тройке.
В «сборную приезжих» 2018 года вошли:
- Дарья Манзий и Дмитрий Карлов - Иркутск,
- Василий Иванов - Санкт-Петербург, ВИФК,
- Максим Кочергин - Новосибирская область,
- Алексей Курочкин и Ирина Краскова - Свердловская область,
- Владимир Тарасов - Ростовская область,
- Григорий Григорьев и Андрей Тимофеев - Москва.

По погодным условиям судьи не выпустили нас на вершинный конус из-за свежевыпавшего снега и ледяной корки. Гонка превратилась в плотную разборку в стиле вертикального километра. Боковой ветер в нижней части дистанции издавал гул, переходящий в рык. И только после второго взлета, когда мы оказались в аэродинамической тени соседнего гребешка, стало возможным сосредоточиться на ровном дыхании и технике работы палками.

Самой первой финишную ленточку пересекла Екатерина Осичкина, оправдав прогноз и ставку Галины Волгиной. Первая пятерка у мужчин выбежала из 1 часа, с минимальными отрывами друг от друга — Константин Савчук, Максим Кочергин, Василий Иванов, Алексей Курочкин и… Виктор Иванович Слугин! В женском зачете полностью камчатская призовая тройка Осичкина — Соболева — Березань. Свидетелем непосредственной битвы на финише за четвертое место между Дарьей Манзий и Анной Малышевой довелось стать мне, когда на завершающем выполаживании они обе выскочили из-за моей спины.

Спуск прошел на одном дыхании за счет выброшенного в кровь адреналина. Навстречу поднимался сплошной поток участников массового восхождения.

Как там наверху? — раздался вопрос-приветствие с тропы.
Отвратительно! — честно ответил я и изобразил максимально добрую улыбку, насколько получилось в этот момент.