Восхождение на вершину София (Архыз) по некат. маршруту

Пишет Tislo, 18.09.2018 14:22

Вот и в третий раз мы с друзьями приезжаем в Архыз все с той же целью - восхождение на вершину, символизирующую район - Софию. Предыдущие два раза что-то не задалось, но, забегая вперед - в этот все прошло отлично. Традиционно, фото, видео.
Фото в ИК диапазоне

Перед поездкой в Архыз в этом году мы с моей девушкой Леной сначала поехали на сборы в Безенги с АК Мотор (Виктор Скрыпников). Даже просто побывать в этом районе для меня было мечтой последних лет, не говоря уж о совершении восхождений. Инструктором у нас (мы записались в отделение НП2) был Иван Георгиевич Колотило, человек, явно не нуждающийся в представлении здесь.
Хотелось бы выразить большую благодарность и ему, и Виктору, а также всем участникам сборов (команда подобралась интернациональная - Украина, Беларусь, Россия) за прекрасную атмосферу и продуктивную работу на сборах, обязательно будем снова принимать участие в мероприятиях, организуемых АК Мотор.
К сожалению, в отделении разрядников произошла трагедия (14.08.2018 Укю малый) и сборы закончились раньше... Земля пухом.
Закат с АБ Безенги

После этого, отдохнув и постиравшись в Кисловодске мы должны были встретиться с друзьями в поселке Архыз. К счастью из Кисловодска добраться туда можно без особых проблем, на ежедневном утреннем автобусе.
Без особых приключений (около 13 часов) доехали до Архыза, затем на маршрутке на "романтик" до поворота на ледовую ферму. Практически сразу (в половине третьего) встретились с друзьями (они приехали на машине, привезли снаряжение). Теперь нас было четверо, один из участников был в горах впервые. Доехали до МЧС, зарегистрировались, установили контрольный срок. Затем пешком пошли до устья ущелья Ак-Айры чтобы "разгуляться" (хоть для нас после Безенги акклиматизация роль не играла). Прошли достаточно бодро, и еще до заката были на месте, несколько подгонял идущий сзади нас дождь, который делал попытки нас догнать, но нагнал уже на своем последнем издыхании лишь в сумерках. София была величаво-грозна, то открывая свою вершину, то снова скрываясь в низком облаке.
Лошади не совсем понимают, зачем все это нести

Практически сразу, как поставили лагерь и набрали воды, начался хоть и не сильный, но очень сырой дождь. А так как горелки было две, решили разбрестись по палаткам и готовить ужин там. Кстати, о еде. Уже в третий раз берем в качестве основы сублиматы известного российского производителя, и в целом, я полностью доволен (конечно, нужно понимать, что сублиматами сыт не будешь - и к ним комплектом бастурма, колбаски, сало, сухофрукты, и тому подобная сгущенка). Малый вес, относительное разнообразие, легкий чистый мусор. Но все же надоедают, однако недельку потерпеть можно. Поужинав и попив чай, решили потихоньку собираться спать.
Встали в 7. Ночью и утром погода была отличная, виды, как всегда, прекрасные. Обратили внимание на большое количество небольших по высоте мелких белых цветов, напоминающих подснежники (не сезон как-то), коих было просто огромное количество, а раньше я их не видел (или не замечал?). Собирались крайне неспешно, просушивали палатки - совсем не хотелось вверх нести лишние граммы. Запланировали дойти до спартаковских ночевок, чтобы не форсировать сильно акклиматизацию вновь приехавших - да и времени неделя, а запланировано только два восхождения. Хотелось бы отметить странный факт (может только для меня?) - в ущелье Ак-Айры проходит т.н. "экологическая тропа Архыз" (не было в 2016), однако с тех времен интенсивность выпаса скота в нем явно увеличилась, появились вытоптанные до голой земли площадки, а местами аромат такой, что горами и не пахнет, во всех смыслах. Скотоводство это, конечно, хорошо. Но я так думаю, созданием этой тропы хотели увеличить туристическую привлекательность места, но лично как по мне, приехать подышать свежим горным воздухом и смотреть на красоты гор - а получить обруливание лепешек по голой земле и запах навоза - некоторое разочарование. Тем не менее групп туристов (в смысле не горных) там гуляет очень много, но их путь лежит в 99% на Софийские озера.
Несколько таких табличек с различными описаниями стоит вдоль тропы

Сделали большой перекур после пересечения ручья перед началом зарослей рододендронов, в которых так обидно была не замечена нами черника. После этого последний не очень приятный, местами, взлет - и вот мы на ночевках, причем в гордом одиночестве и времени для отдыха у нас еще пол дня.
Перекур после ручья

В лагерь почти сразу, традиционно, пришли туры. Даже стали есть насыпанную им соль. А вот хлебец, почему-то, не захотели.

Пообедали, отдохнули, обменялись впечатлениями. Ребята (Паша - с которым мы ездили первые два раза и который все межсезонье занимался в секции и Дима - первый раз) пошли фотографироваться на ближайший снежник. Вобщем в остатке дня, кроме инвентаризации еды, ничего интересного не происходило :)
На следующий день встали также (а может даже и в 8, не помню), снова все просушили, не спеша собрались и выдвинулись на конечный пункт нашего бивака - ночевки рядом с озерами под ледником. Почему они, а не песчаные? По ряду причин. До маршрута ближе, и людей поменьше, озера рядом, вода без песка. Хотя даже спасатели (когда регистрировались), почему-то, удивлялись, почему мы идем туда, а не на песчаные. Придя на место также никого там не обнаружили (хотя на песчаных - аншлаг), и, довольные тем, что больше вверх бивак не тащить, начали располагаться. Сходили до ледника набрать уж точно чистой воды, чтобы пить, по пути Паша обратил внимание на огромные блоки чисто белого кварца, которые издалека смотрелись почти как куски белого-белого льда Восхождение на вершину София (Архыз) по некат. маршруту (Альпинизм, надежда, Софийский ледник, фото, видео)
Белые кварцевые блоки по пути на ледник

Обедали, отдыхали, загорали - завтра запланировано восхождение на Надежду, пойдем все вместе.
Подъем в 6, погода отличная. Немного затянули со сборами, но с учетом протяженности и состояния маршрута вопрос был не принципиальный. Шли по популярному маршруту - по осыпному кулуару до гребня, и затем метров 50-70 по нему до вершины. Технической сложности никакой, ни у кого не возникло при подъеме никаких проблем. В это же самое время на Софию кто-то пошел соло с палочками, и еще одна двойка достаточно неспешно выходила на ледник.
Примерный маршрут подъема на Надежду (спуск зеленый)

За пару часов выгребли до вершины, записку сняли (ТК "Подъем"), свою оставили. Попили чай, поели конфеты, колбаски и сникерсы, а так как не вершинах лежали облака, лишь немного пофотографировали окружающие виды и начали собираться на спуск. Как всегда, взглянув с противоположной стороны на Софию решили, что "там ну вообще стремно", но зная этот зрительный обман, идти конечно не отказались.

Записка группы из Запорожья с Надежды

София во всей красе, и озера, под которыми лагерь

Как же без фотографий "страшных" ледников?

Видимость, к сожалению, средняя

Спустились быстро, некоторое количество мелкой сыпухи по пути способствовало этому. И уже к обеду были в лагере, обмениваясь впечатлениями. После обеда, около 3 часов, заметили спускающегося одиночку, ждали когда же пойдет двойка. Прошло еще пару часов, на ледник прошли 4 человека, то ли ознакомиться с его состоянием, то ли на ледовые занятия. На обратном пути они заглянули к нам, поделились своими и узнали наши планы. Оказалось, они собирались идти на Софию завтра, так что мы решили не толпится, и пропустить, так как времени у нас еще есть - устроить выходной, заодно затем послушать и консультацию по маршруту, по которому впрочем уже были некоторые материалы (отдельное спасибо boroda).
Сумерки подарили чудесный закат, чем мы незамедлительно воспользовались для группового фото.
Закат на ночевках

Так что же с двойкой? Уже поужинали, а их так и нет. При этом было понимание того, что абсолютно никакой связи (кроме спутниковой) там точно нет. И вот в сумерках видим фонари вверху скальной гряды, беспокойство отпустило. Однако двигались они как-то медленно, а в начале (вверху) ледника и вовсе остановились. Спустя где-то час к ним вышло 3 человека, мы подумали, это их товарищи - а как оказалось потом, та группа, которая собиралась идти завтра на Софию. Впрочем у той двойки никаких проблем (кроме глючащего фонаря) не было, просто спускались очень медленно, крутили много буров. Успокоившись, что ребята там не одни - легли спать.
Настал прекрасный день выходного. Сначала выспались, пока солнце не выгнало из палаток, позавтракали и начали заниматься обустройством лагеря. Стоит сказать, что когда мы только пришли нас постигло некоторое разочарование, так как сделанный в прошлый раз кем-то стол в этот раз напрочь отсутствовал, как и "кухня", мы это начали исправлять в первый день и довели до совершенства за выходной.
Сделали доску для шашек - пластырь использованный, не переживайте)

У нас было 3 стола в ряд, один из которых предназначался для игры в шашки, лавки и ветрозащита. Устроились отлично) И тут после обеда замечаем в ближайшем к леднику озеру небольшой айсберг, который медленно но верно несет к нашему берегу. Неизбежно случается то, что называется "больная голова рукам покоя не дает", а именно возникает мысль "нам нужен в наше озеро тоже айсберг, чтобы было живописнее, давайте ловить и перетаскивать". Как ни странно, эта мысль одобряется всеми. А поскольку размер льдины был явно недооценен - решили отколоть кусок и перетянуть полиспастом через перемычку в свое озеро, обозвав все это "занятия по извлечению пострадавшего из трещины" :D Сказано - сделано. Бур закручен, станция сделана, полиспаст 5:1 готов. Вытащили немного на берег и начали откалывать половину.
"Спасение рядового айсберга"

Перетаскивание через крупноблочную гряду оказалось задачей средней тривиальности - льдина тщательно цеплялась за камни, не желая далеко отходить от своей родины, и пыталась перевернуться. Поэтому я ее постоянно поддевал ледорубом, а ребята вдвоем тянули полиспаст.

После некоторого сопротивления, удалось таки отправить бедную льдину в ближайшее озеро, где она благополучно растаяла за пару часов, так как вода в нем теплее)

Тем временем прошел обед, и как раз заметили возвращавшуюся с Софии 4-ку. Так как они прошли бы не мимо нас, пошел у них проконсультироваться по маршруту. Сказали, что никаких сложностей, "веревка в принципе не нужна, пользовались раз, можно было не пользоваться". Это обнадеживало, но мы все таки взяли 2 веревки (по 30м), буры, закладные. Взял нож для расходной веревки - но ее забыл) Хорошо хоть не понадобилась. Также сообщили, что несмотря на большое количество живья под ногами, сверху ничего не летит – самое главное. Выход запланировали на 5, подъем на 4. Спускаться по темноте не хотелось, поэтому при учете сумерек в 7 вечера получаем 14 световых часов от 5 утра, т.е. по 7 часов туда и назад - используя такую нехитрую арифметику установили себе время разворота в 12 дня. Также решили идти двойкой, так как связкой тройкой было бы явно дольше, а хотелось успеть. Маршрут взяли все с той же картинки, читали несколько описаний, так что в целом были готовы. Только на ледник решили выходить не справа от озер, а слева – хоть и несколько круче, зато короче, а выход справа показался камнеопасным. Да и все предыдущие группы до нас прошли именно слева.
Маршруты на Софию со стороны западно-софийского ледника

Вышли около половины 6, погода отличная. Подошли к леднику все вместе – ребята пошли нас проводить, надели кошки и двинулись двойкой. На первом участке был пологий подъем, затем выполаживание и после него подъем покруче с трещинами возле скальной гряды слева. До трещин шли без веревки просто рядом. Когда вышли над трещинами, я решил (руководствуясь «страховаться надо там где есть куда лететь»), разумнее будет связаться.
Старт

Так и поступили, связались на все 30м, вкрутил один бур между. Кроме выпуска меня и приема Паши уже под скалами – шли одновременно. Сняли кошки, перевалили скальную гряду в самом узком месте. Дальше был выбор, идти по сыпухе между грядами или по самой гряде по скалам. Выбрали по сыпухе, как технически более простое, но, местами изматывало. Сейчас я думаю, что было бы разумнее идти вверх по снежнику между грядами. Так постепенно вышли к точке перехода со стороны правой гряды на левую. Там и далее стало попадаться много туров вдоль маршрута, а кое-где и пометки краской. Прошли несложную скалу и вышли на бесконечную полку, которая идет траверсом вверх вдоль стены вплоть до ее конца со стороны перевала Кожухова.
Виды сверху полки

Движение по полке было одновременное, со страховкой через рельеф, найденные петли, свои закладные. Нужно сказать, что конечно технически во время движения там опять так сложности не было – полка широкая, где надо помочь руками – много чего есть для них. Однако по всему пути справа все увеличивающийся по глубине сброс вплоть до ледника, лететь есть куда, задержаться возможности никакой. Поэтому, несмотря на простоту, везде страховались. Так дошли до конца этой полки и участка, где нужно зигзагом уходить вверх (туры). Здесь также не было особых сложностей – вышли под то, что можно назвать ключом – небольшая стенка простого лазанья вблизи башенки со стороны перевала. Но когда я туда подошел, солнце как раз вышло из за гребня и светило в глаза, запотели очки (снять из за резинки не снимая каску было проблематично) и куда идти я не понимал совсем, что немного напрягло. Но как только зрение ко мне вернулось, я понял, что проблем никаких нет, лазанье нормальное.
Где-то под ключом. Красавец Пшиш

Собрал все петли, закладные и пошел вверх. Через пару метров обнаружил крюк, подбил – звук приятный, встегнул в него свою петлю и пошел дальше. Еще через несколько метров рельеф стал еще проще, по пути поставил пару точек и вышел на осыпную полку, выводящую на гребень. Здесь нашел две дюльферные петли на выступе, проверил их и выступ, принял Пашу. Дальше пешком по осыпной полке вышли на широкий участок гребня с площадками под палатки. Неужели туристы столь суровы? Дальнейший путь преграждал жандарм, который обойти решили слева по осыпным полкам, правда затем пришлось подниматься на гребень метров 15 вверх, после чего, наконец, вышли на гребень – дальше только вверх. Сначала гребень был местами интересный, затем расширился, и по нему стало можно идти просто пешком. С узких мест гребня вид просто отличный! Дошли до ложной вершины, прошли вдоль снежника, и вышли, наконец, на настоящую. 11:18 – долго, но в свой план мы укладываемся прекрасно. Сняли записку той двойки, спускавшейся по темноте. Оставили свою.
Записка двойки с Софии

Виды с вершины

Попили чай, перекусили, насладились видами и начали готовиться к спуску – не очень нравилось то, что на некоторых соседних вершинах уже сидели облака, нам без видимости спускаться не хотелось. Еще по пути вверх, встречая дюльферные петли, обсудили, что спускаться назад будем скорее всего лазаньем, так как дюльферами время мы вряд ли выиграем. Поэтому дюльферять решили только там, где пешком объективно опаснее и дольше – в районе ключа. В районе 12 уже были там. По пути увидел петлю из проволоки (параллелью с петлей из верёвки, которая, как полагаю, появилась после). Серьезно кто-то на таком спускался??
Петля из проволоки

Передохнули на площадках, затем дошли до дюльферных петель над ключом. Организовали для страховки свою станцию из петли на отдельном выступе, веревку закрепили на найденных петлях. Первым пошел Паша, я попросил его немного попрыгать на веревке, чтобы удостовериться в надежности местных петель. Все прошло штатно, Паша спустился, я сделал сдвоенную веревку. Попросил его потянуть и проверить, как идет. Все шло отлично, поэтому снял свою станцию, и начал спуск. Сдернули без проблем, связались покороче, и пошли вниз тем же методом – ставили свои точки или использовали найденные петли. На зигзагах вниз немного заблудились и повернули раньше - обилие и одинаковость осыпных полок способствовали. Я заметил тур метрах в 10 под собой, без особых проблем спустились и продолжили спуск по верному маршруту. И все было бы совсем отлично, если бы не начала портиться погода. В районе снежника (видимого из лагеря) начал накрапывать то дождь, то град. Вдалеке была гроза. Так как опыт близкого общения с грозой я, к сожалению, уже имел – хотелось как можно быстрее спуститься до ледника, но двигаться по сырым скалам быстро не получалось. К счастью, все же успели спуститься в участок между грядами к тому моменту, когда гроза подошла ближе – посвистело с ледоруба за рюкзаком только разок да и то не сильно. Дальше дождь стал расходиться. Но беспокоился и почему в основном за людей в лагере, думая о том, как они волнуются. Меж тем они радостно фотографировали град)
Град

Когда спустились к леднику уже напрочь промокли. Здесь связались на всю веревку и решили весь крутой взлет пройти с одновременной через один бур на веревку (делать два при такой крутизне я не видел никакого смысла). Я собрал все буры и пошел первым. Конечно такое движение дольше «пешком», но зато безопаснее, особенно для уставших и промокших. Несколько раз гроза ударила хорошо, а с неба стал сыпаться почти исключительно град – хорошо хоть каска есть. Ледник от дождя мокрее не стал, поэтому спустились быстро и без проблем. Ниже трещин шли без точек, никаких проблем или сложностей там не было. Таким образом, потихоньку дошли до лагеря. Были там чуть раньше 17 часов, т.е. на все восхождение мы потратили около 11 часов вместе с чаем на вершине и всеми перекурами. Достаточно долго вышло, но притормозили мокрые скалы, да и в принципе не сильно торопились, так что посчитали результат хорошим. А вот ребятам в лагере неуд :) Хоть и видели нас спускающихся с ледника – чая не было) Шутка.
В результате, общая нить маршрута получилась примерно такая.
Маршрут

На следующий день мы вдвоем с Леной запланировали спуск до низа (т.к. через день был поезд домой), а ребята решили еще на день остаться на спартаковских, поесть бруснику. Разделились. Мы дошли до первой хичинной за, примерно, 5 часов и залипли в ней еще минут на 40. Затем почти сразу нашли попутку до Архыза и уехали. А ребята на следующий день спустились до низа и уехали на машине сразу домой. Вобщем, хеппи-энд.

И, конечно, видео с красотами Архыза

В этот раз попали на полнолуние, поэтому ночны кадров почти нет.

А также видео с нашим восхождением (сюда из вк прикрепляться не хочет, а на ютюбе банят из-за музыки)

Спасибо за прочтение! Прошу прощения за возможные ошибки, опечатки и т.п. и, как всегда, буду рад дельным советам и конструктивной критике.