Пишет Nefedov Sergey, 03.09.2018 14:14

Подстраховка лесенок и искусственных точек опоры (И.Т.О.) во время альпинистского восхождения (Альпинизм, школа альпинизма, технические советы, ито, пристраховка, лесенки, лесенки для ито)
2009 год. Всего верёвка до вершины; после срыва вишу в 500 метрах над землёй и рассматриваю торчащие из обвязки нитки и обрывки строп… Да, мы выиграли этот чемпионат России по альпинизму, но с тех пор я делаю кое-что по-другому.

В статье расскажу, как не потерять лесенки и железо, вщёлкнутое в эти лесенки, и при этом не упороться.

Для тех, кто не совсем в теме, но хочет туда попасть:

• Когда альпинист лезет на гору, по пути он устанавливает точки страховки (крючья, френды, закладки), вешает на них оттяжки и прощелкивает в карабины оттяжек верёвку.

• Если он нагружает эти точки своим весом, свободное лазание заканчивается и начинается И.Т.О. (использование Искусственных Точек Опоры).

• Когда И.Т.О. становится много (сложный рельеф, плохая погода или альпинист плохо лазает) — он использует различные лесенки, на которые встаёт ногами.

• Очень важно не потерять эти лесенки, когда крюк вываливается из скалы. Об этом и статья.

В кадре — нижняя половина Морчеки, Крым. Упавшее снаряжение быстро не поднимешь...

РАСШИФРОВКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ
_____________________________________________________________________

1. Обвязка — это альпинист. Альпинист лезет на воображаемую скалу.
2. Чёрная стрелочка помогает понять, где на этой иллюстрации верх, а где низ. На других картинках стрелочки уже не будет.
3. Камалот и якорь с оттяжками — промежуточные точки, которые альпинист установил ниже себя.
4. Усы из зелёного репшнура — это пристраховки лесенок. Они нужны, чтобы не потерять выпавшую точку опоры и лесенки, присоединённые к этой точке (в данном случае — скальные фифы).

КАК НЕПРАВИЛЬНО?
_____________________________________________________________________

Вщёлкивать или ввязывать пристраховки напрямую в обвязку:

В чём опасность?

Когда вылетает верхняя точка опоры, альпинист летит вниз, пока не зависнет на последней установленной точке страховки (на картинке это закладка с оттяжкой).

Но, если точка страховки находится слишком низко, пристраховка «поймает» альпиниста раньше, чем верёвка :

Тяжесть последствий зависит от фактора падения, от материала пристраховки и от положения тела в момент подхвата.

Фактор падения (срыва) не зависит от глубины падения. Про фактор срыва много написано в интернете, повторяться не буду.

В 2009 году у меня «выстрелила» закладка. Я упал и завис на пристраховке, вщёлкнутой в фифу. Получилось, что упал на фифу с фактором падения примерно 1.5.
Я был молодой и глупый, а такой статьи ещё не написали. Поэтому использовал 6-мм репшнур из дайнемы. Купился на разрывную нагрузку 1800 кг…
Реп не порвался, но и совсем не растянулся. Сила рывка была такова, что порвалась обвязка Petzl. А на следующий день начала ныть спина. Я мог ходить и лазать, но в спине были дискомфортные ощущения (компрессия).

Самая частая вариация на тему

Вщёлкивание пристраховки в кольцо лесенки, чаще в нижнее (1):

Вщёлкивание в нижнее кольцо лесенки позволяет использовать в качестве пристраховки «настоящие» усы самостраховки.

На картинке выше — усы из динамической верёвки диаметром 10 мм.

Как правило, они короче усов специально сделанной пристраховки из репшнура. Именно поэтому «настоящие» усы невозможно использовать, вщёлкивая их в районе искусственных точек опоры (2). Короткие усы, вщёлкнутые около точки, не позволяют поставить точку максимально высоко — вытянутыми пальцами на вытянутых руках. А вщёлкнутые в кольцо лесенки, они удлиняются на длину стропы лесенки. Поэтому многие так и делают.

Использование усов самостраховки в качестве пристраховки лесенок уменьшает путаницу. Вместо четырёх усов (два «штатных» и два из репшнура), получается всего два уса.

… Но есть одно «Но»

Если вщёлкивать пристраховки не в район самой искусственной точки опоры, а в нижнее кольцо лесенки, падение может быть глубже, и/или фактор срыва — серьёзнее:

Кольцо или сильно деформируется, или порвётся. Этим оно поглотит часть энергии падения.

На некоторых крюколесенках внизу есть петельки для вщёлкивания карабина. В таком случае, если у лесенки прочные швы и стропа, её можно приравнять к обычной стропе, или к петле из стропы. Лесенки из нейлона немного амортизируют, из дайнемы — нет. Получаем удлинение самостраховки неамортизирующим элементом.

Материалы самостраховки

Иногда вместо усов из динамической верёвки используются дейзичейны, усы из статической верёвки, усы из нейлоновой или дайнемовой стропы, усы из репшнура диаметром 7 мм.

Чем больше энергии возможного падения поглотит материал самостраховки, тем лучше. Лучше всего покажется себя динамика, хуже всего — дайнема.

Глобально суть проблемы не меняется, всё дело в жёстком креплении пристраховки к обвязке.
Жёстко — не всегда приятно…

Денис Жидков на маршруте «ДЛС», Морчека. Кажется, маршрут зашёл жёстко.

КАК ЕЩЁ НЕПРАВИЛЬНО

До проверки точки собственным весом, вщелкивать в точку опоры оттяжку и страховочную верёвку:

По сравнению с тестом точки без прощёлкивания верёвки, полёт будет существенно глубже. Падение увеличится на глубину, равную двойному расстоянию между верхней оттяжкой и местом привязывания страховочной верёвки к обвязке — на длину добавленной верёвки.

Названия с историей…

А КАК ПРАВИЛЬНО?
_____________________________________________________________________

Не знаю. Моё предложение — превращаем пристраховки в длинные оттяжки. Для этого, перещёлкиваем карабин с обвязки на верёвку:

Теперь, срываясь на пристраховку, она срабатывает как обычная длинная оттяжка.

Например, как если бы вы использовали оттяжку из петли длиной 120 см.
Теперь жёлтый камалот и фифа в равных условиях, сработают одинаково:

Есть одна проблема — карабин на верёвке будет постоянно съезжать вниз и за что-нибудь цепляться.
В любом случае, он доставит неудобства:

Проблема решается фиксацией карабина около узла.

Карабин должен находиться в нужном месте, но во время срыва сработать как карабин любой другой оттяжки — через него должна проехать верёвка.

Фиксация карабина резинкой для волос

Карабин вщёлкивается в верёвку. Затем в карабин вщёлкивается резинка.
Резинкой обхватываем карабин и верёвку так, чтобы карабин оказался плотно зафиксирован на месте. Как это сделать, интуитивно понятно в момент совершения действия.

Во время срыва резинка не удержит карабин на месте. Страховка сработает как должна — резинка ни на что не повлияет.

Казалось бы, это невозможно, но каждый пятнадцатый человек делает так:

Это случается, когда во время ввязывания человек отвлекается на разговор, или думает о чём-то своём.

Правило здесь одно — вначале карабин соединяется с верёвкой. Потом — все манипуляции с фиксацией.

Можно использовать лейкопластырь или изоленту:

У резинки есть преимущества — это многоразовый инструмент, который не оставляет на верёвке следы клея.

Иногда я привожу на курс BigWall+ИТО пару метров белой тонкой резинки «для трусов», режу её на 10-см кусочки и связываю дубовым узлом в кольцо. Поэтому способ, описываемый в статье, в шутку называют «пристраховки из резинки для трусов».

ПЯТЬ ВАЖНЫХ НЮАНСОВ
_____________________________________________________________________

Никита Скороходов на первой верёвке «Мачомбо», Морчека.

Нюанс 1. Как избежать путаницы с четырьмя усами?

Много лет я навязываю свою привычку (пропагандирую, предлагаю попробовать):

«Во время лидирования (лазания первым), убирайте усы самостраховки на заднюю полочку обвязки».

ПРЕИМУЩЕСТВА:
• Если вы перемещаетесь свободным лазанием, отсутствие усов помогает быстро снимать точки страховки с обвязки, не борясь с их запутыванием в усах самостраховки.
• Во время напряжённого вщёлкивания верёвки в оттяжку, когда вы не можете посмотреть вниз на верёвку, пропадает вероятность, что вы возьмёте в руку не страховочную верёвку, а верёвку уса.
• В целом, когда между ног снаружи штанов болтается только страховочная верёвка, легче видеть зацепы под ноги, появляется больше «скалолазной» свободы.

Всё это — противовес «итошной загромождённости».

Когда вы долезли до станции, самостраховку можно сделать из страховочной верёвки, узла стремя и карабина.
Если начались дюльфера, или вы поменялись ролями и будете жумарить — за 20 секунд снимете самостраховку с задней полочки и ввяжете её в обвязку.

Как сделать усы самостраховки удобной длины, которые можно быстро перемещать туда-сюда, я описал в статье «Оптимальные усы самостраховки».

ИТАК…
Если вы примете концепцию того, что во время лидирования «стандартные» усы не нужны, нет проблемы в моменты большого объёма И.Т.О. достать с задней полочки компактные, заранее заготовленные, нужной длины пристраховки из 7-мм репшнура.
В связке (в группе) достаточно иметь всего один комплект пристраховки — для лидера.

На этой фотографии страховочная верёвка и усы самостраховки — одного цвета. До кучи — ещё два уса пристраховок. Получается «мясцо» даже несмотря на то, что на обвязке нет развешенных точек страховки.

Нюанс 2. Материал для пристраховки, ищем идеальный вариант

От материала пристраховки зависит, добавит она амортизации или нет, выдержит нагрузку или порвётся.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ВЕРЁВКА
Диаметр от 9 до 11 мм имеет избыточную прочность и большой вес.
Можно сделать пристраховки из верёвок Twin или Double, диаметром 7.8 - 8.5 мм. Чем тоньше, тем лучше. Могут возникнуть сложности с покупкой нескольких метров таких верёвок «на отрез». В основном они продаются в готовых бухтах.

СТРОПЫ
Стропа из нейлона немного тянется, но обычно слишком широкая (2 см) и громоздкая. Мне кажется, она тянется примерно также, как и верёвка-статика.
Стропа из дайнемы не тянется — по сути это стальной трос. Но для «плавающей, скользящей» пристраховки это не важно. Ведь многие петли и оттяжки делают из дайнемы — в данном случае пристраховка работает как длинная оттяжка.
Дайнема тонкая и компактная.
Сложности могут возникнуть с покупкой такой стропы и с тем, что её не рекомендуется связывать узлом. Дайнему нужно сшивать.

РЕПШНУР ДИАМЕТРОМ 2-5 мм
Такая верёвочка выдержит соскользнувший скайхук, но не срыв. Когда порвётся — есть шанс, что срыв не будет совсем «глухим», жёстким. Будет подобие разрывного амортизатора. В то же время, есть шанс потерять снаряжение — лесенку и точку.
Негатива добавляет тот факт, что чем тоньше пристраховки — тем сложнее их распутывать.

«ЛЕДОВЫЕ РЕЗИНКИ»
Пристраховки для ледорубов и ледовых инструментов. Обычно они сделаны из трубчатой стропы, внутри которой продета резинка, которая стягивает стропу в «гармошку»:

Фирменные «ледовые резинки» не рассчитаны на срыв. Тем не менее, слабый рывок они выдержат. Если порвутся — сработают как амортизатор рывка.

Такие пристраховки можно сделать самому. Из полноценной трубчатой стропы, с мощными швами. Тогда они выдержат пару тонн. В любом случае, у них есть второй минус:

Когда вы ставите рельефный скайхук не вертикально над собой, а чуть в стороне, или сбоку, резинки будут мешать: тянуть и сдвигать его с нужного положения. Придётся держать скайхук рукой до момента полной загрузки весом тела. Не всегда это возможно и удобно.

Резинки могут выворачивать закладку или френд в неправильное положение, тянуть их вверх, если вы встали на крайнюю верхнюю точку, но ещё не сняли лесенки с предыдущей.

РЕПШНУР ДИАМЕТРОМ 7 мм.
На мой взгляд, самый предпочтительный вариант. Пристраховки получаются компактными и достаточно прочными (примерно 900 кг). Реп дешевле и проще купить, чем стропу из дайнемы.

В случае необходимости, пристраховки можно развязать и получить длинный репшнур. Реп незаменим во время спасательных работ и во множестве других ситуаций. Например, для создания станций или схватывающего узла.

Нюанс 3. Куда вщёлкивать пристраховку со стороны лесенки

НЕЭФФЕКТИВНЫЙ ВАРИАНТ №1

В точку вщёлкнут карабин пристраховки. В карабин пристраховки вщёлкивается карабин лесенки:

Между лесенкой и точкой — два карабина. Вы потеряли высоту шага, равную длине одного карабина. Шаг за шагом, за восхождение вы наберёте большую потерю времени и сил.

Добавим негатива: теперь лесенки не лежат на скале плашмя, а стоят боком. Это менее удобно.

НЕЭФФЕКТИВНЫЙ ВАРИАНТ №2

В один карабин вщёлкивается и пристраховка, и лесенка:

Рано или поздно пристраховки перекрутятся, запутаются между собой. Или одна пристраховка запутается вокруг одной лесенки, и именно в тот момент, когда вы не этой лесенке уже стоите.

Пристраховки проще всего распутывать, отсоединив их от лесенок.
Это неудобно, если и то, и другое находится в одном карабине:
Там, где можно использовать карабины без муфты, их нужно использовать. Если ставить в эти места карабины с муфтой и на закручивать муфту, вырабатывается пагубная привычка, которая в будущем может привести к фатальным последствиям.

ЭФФЕКТИВНЫЙ ВАРИАНТ

На концах пристраховок живут отдельные карабины:

Эти карабины вщёлкиваются в карабин лесенки защёлкой «от скалы». Таким образом карабин не будет отодвигать точку от скалы, особенно это важно, если вы висите на скайхуке и за этот карабин держитесь.

В качестве карабина на конце пристраховки предпочтительно выбирать карабин большого размера.
Когда вокруг — гладкая скала, и при равновесном вставании на следующие колечки лесенок нужно (или очень хочется) за что-то придержаться — этот карабин стоит поперёк скалы и работает как ручка.

Пристраховки с отдельными карабинами делают любое распутывание пристраховок быстрым.

И на лесенки, и на пристраховки нужно ставить немуфтующиеся, «оттяжечные» карабины.
Лучше, если карабины лесенок будут при этом с защёлкой «кейлок». Таким образом, при снятии лесенки с точки, они меньше цепляются за тросики закладок, за стропочки френдов и скайхуков, за отверстия в фифах и якорных крючьях.

Нюанс 4. Карабины пристраховки на стороне верёвки

Важно использовать карабин с муфтой и закрывать муфту.

На иллюстрациях фигурировал карабин с вертлюгом. Вертлюг помогает быстрее распутать скрутившиеся между собой пристраховки. Но такой компактный карабин с вертлюгом держит всего 780 кг. Это примерно такая же прочность, как и у фирменной «ледовой резинки». Собственно, он и сделан для страховки ледоруба.

Можно использовать обычный компактный и очень лёгкий карабин, который держит стандартные 2200 кг:

Нюанс 5. Куда убирать пристраховки, когда они не нужны?

Например, перед уходом в свободное лазание.

Вщёлкивать карабины на концах усов пристраховки на задние полочки обвязки неэффективно — это приводит к ещё большей путанице, чем если бы вы лазали с обычными усами самостраховки. При этом, пристраховки ещё длиннее и ещё тоньше — а значит, и путаются больше.

Я делал так:
Продевал карабины через середину грудной разгрузки и вщёлкивал их в стропу, на которой висел мешок с магнезией. Излишки подтыкал под пояс.

Под это дело можно приспособить компактную и лёгкую поясную сумку, или карман на одежде, если он расположен в нужном месте.

Использование амортизаторов рывка для Via Ferrata

Разрывные, одноразовые:

Фрикционные, работающие за счёт трения верёвки через отверстия в металлической части. Обычно они многоразовые:

Если использовать такие амортизаторы, можно прищёлкивать пристраховки напрямую к обвязке.
Это громоздкое и тяжёлое сооружение будет постоянно болтаться у вас между ног.
Если найти самостраховки с достаточно длинными усами, можно их использовать и как пристраховки, и как обычную самостраховку.
Есть и другие варианты амортизаторов, отчасти более удобные, чем на картинке, но у них есть свои недостатки.

«СКОЛЬЗЯЩИЕ ПРИСТРАХОВКИ». ВЫВОД
_____________________________________________________________________

• Использовать съёмные усы самостраховки из динамической верёвки диаметром до 9.2 мм и убирать их во время лидирования.
• Пристраховки делать из сертифицированного репшнура диаметром 7 мм.
• Муфтованным карабином с резинкой фиксировать пристраховку на верёвке.
• На концах пристраховок использовать отдельные «оттяжечные» карабины и вщёлкивать их в карабины лесенок.

Медведь Семёнов в Крыму, и кажется, всё делает правильно.

Ограничение для этого метода – подъём соло с верёвкой:
Когда страховочное устройство закреплено на обвязке, и через него движется верёвка, зафиксировать карабин пристраховки не получится.
Как выход из ситуации, можно фиксировать не карабин на верёвке, а участок пристраховки выше карабина — к обвязке. Таким образом, карабин не будет убегать вниз, и через него будет свободно идти верёвка.
Где и как фиксировать я не подскажу, потому что техники соло бывают разными, и сам я так никогда не делал.

ДРУГИЕ МОИ СТАТЬИ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕХНИЧЕСКИМИ СОВЕТАМИ И СНАРЯЖЕНИЕМ
_____________________________________________________________________

В хронологическом порядке, от новых к старым:

2018
Выскочка. Новый молоток Венто
После того, как в широкое обращение вошли якорные крючья, старая концепция скального молотка потеряла свою актуальность. История вопроса, поиск решения, подробный обзор наиболее близкой к идеалу модели молотка.

Полиспасты
Полиспасты для роупджампинга и не только. Отборная общая теория, полезная всем верёвочникам, в понятной и доступной форме. Много иллюстраций и лёгкий налёт прыжковых особенностей.

2017
Ручка скальной фифы без обмотки - опасность!
Казалось бы такая мелкая деталь, но она стоит того, чтобы о ней позаботиться. Иначе может отрезать руку…

2016
Модернизация молотка "Там-там" фирмы Petzl
Перед тем, как в 2018 году появился новый молоток Венто, с помощью болгарки из Там-тама делали инструмент, подходящий для современного российского альпинизма.

Оптимальные усы самостраховки
Личный опыт, проверенный годами и десятками подопытных альпинистов.
P. S. Они дали добровольное согласие.

Проблема оцинкованных анкеров в Крыму
Откуда на скале берутся страшные белые подтёки? Множество умных и опытных людей до сих пор не пришли к единому мнению. Правда рядом, но окончательного ответа никто не знает… Если вы химик, не читайте.

2015
Тесты новых крюконог
Многомиллионная индустрия и мода не стоит на месте. Борьба за рынок приняла невиданные масштабы. Попытка разобраться в новинках 2015 года и выбрать лучшее.

2014
Элементы снаряжения - крюконоги и крюколесенки
Это не ругательства, это очень полезные для альпинистов игрушки. Помогают залезть в такие места, куда природой не предполагалось, что туда будут лазать люди. Адам Ондра отдыхает…

Новая разгрузка "Free" от Krukonogi.com
Альпинистское железо можно вешать не только на поясную беседку, но и на верхнюю часть тела. Как это сделать удобно, ёмко и эргономично — в статье про лёгкую и компактную разгрузку.

2012
Наш опыт в облегчении веса снаряжения при восхождениях
В Безенги мы с Максом за 25 дней взошли на все шесть гор выше пяти тысяч метров. Как нам удалось это сделать без шерпов и КамАЗа с едой, узнаете после прочтения.

На маршруте «Бровь», Морчека.

P. S.

• Вся приведённая в статье информации основана на личном опыте и на опыте других людей, за которыми в момент получения этого опыта я наблюдал. Ваш опыт и выводы могут отличаться от моего.

• Если я напишу на РИСКе новые технические статьи, их можно будет найти в ленте постов моего профиля https://www.risk.ru/people/nefedov