Юбилей - 100 лет со дня рождения ЗМС Рацека Владимира Иосифовича.

Пишет Alisher, 24.08.2018 19:13

Сегодня юбилей - 100 лет со дня рождения Заслуженного мастера спорта, выдающегося ученого, географа, военного - Рацека Владимира ИосифовичаЮбилей - 100 лет со дня рождения ЗМС Рацека Владимира Иосифовича. (Альпинизм, 100 лет со дня рождения Рацека В.И., пик победы.)

Он - один из основоположников альпинизма в Узбекистане, внесший огромный вклад в горную подготовку частей ТуркВО. Первовосходитель на многие известные вершины Тянь-Шаня и Памира.

В числе членов экспедиции группы военных топографов, изучавших орографию хребтов Центрального Тянь-Шаня, Рацек В.И. был награжден золотой медалью имени П.П.Семенова - Тянь-Шаньского. Среди основных итогов этой экспедиции - определение высоты вершины, которая по его предложению была названа пиком Победы.Юбилей - 100 лет со дня рождения ЗМС Рацека Владимира Иосифовича. (Альпинизм, 100 лет со дня рождения Рацека В.И., пик победы.)

На его могиле на Коммунистическом кладбище Ташкента сегодня собрались ветераны узбекского альпинизма, возложившие памятный венок и почтившие его память, а также - память узбекских альпинистов, погибших на Победе.Юбилей - 100 лет со дня рождения ЗМС Рацека Владимира Иосифовича. (Альпинизм, 100 лет со дня рождения Рацека В.И., пик победы.)

Вечная память ЧЕЛОВЕКУ, создавшему Узбекский альпинизм!

Как раз у его могилы говорили о том, что альпинизм в Узбекистане был - и до него. В частности, о 1000-километровом (!) походе через горы до Алматы, включавшем восхождения на вершины. О том, что Рацеком были организованы первые соревнования в Узбекистане по скалолазанию.
Мне лично всего раз довелось участвовать в организованном им альпмероприятии: в 79-м году состоялся выезд представителей нескольких альпсекций на г.Шаукартау, в зааминском заповеднике - в его части Туркестанского хребта. Места там просто сказочные, напоминают местность за Гаджиром в Дугобе, с мощными арчевниками и альпийскими лугами на фоне белоснежных гор.
Еще помню его приезд в 79-м на вертолете под Ленина, когда в лавине под плато погибли Финк Вадим и Саша Ордин. Как раз с ним мы тогда на этом вертолете и прилетели обратно в Ташкент.
О Рацеке было сказано много добрых слов ветеранами, считающих себя его учениками по сию пору, и многим из которых он помог в жизни.

Такие люди творили Историю. Честь, слава и память Владимиру Рацеку.

Спасибо Алишер!
Выдающийся был человек, светлая память!

Человек-легенда!

Как будто совсем недавно отмечали 90 летие Владимира Рацека и еще были живы наши ветераны. Очень грустно.

Владимир Иосифович - выдающийся исследователь гор Средней Азии. Автор многих книг по альпинизму. Он написал книгу "Пять высочайших вершин СССР" (Ташкент, 1975) -
библиографическая редкость.
Фото книги и краткая биография к ней.

Вспомнился еще один эпизод, связанный с ним. В 78-м на Альпиниаде в предвечернее время, часов в 16-17, в аварийный сеанс вышли на связь чирчикцы (Спицын Серега и К), начавшие спуск с Чимгана, и с большим оживлением поведали начспасу, Целовахину В.В., что наблюдают некие неподвижные НЛО в стороне Чирчика, золотого цвета. Находясь рядом, я слышал разговор своими ушами. По приходу их с горы дотошный Целовахин усадил всю группу за объяснительные, которые потом передал, с просьбой объяснить все, Рацеку. Потом, с некоторой досадой, "ВЦ" (Целовахин) рассказал нам, что тот написал в республиканской "Правде Востока" статью об оптических эффектах в атмосфере с названием "Как возникают мифы"... И только несколько лет назад, когда я глядел в сторону Чирчика, спускаясь с женой вечерком с Чимгана по "Зэгре", до меня дошло: эти НЛО - отражения закатного солнца на западе в рукавах и разливах реки Чирчик. Из-за сильного солнечного закатного света очертания тамошней местности как бы теряются, и в основном видны только эти золотые "блюдца". Причем, я их наблюдал много раз и раньше. Как говорит моя внучка: "Вот такая сказка, бобо..."

Да, помню, рядом с Целовахиным сидел и отчётливо слышал, Как вдруг нормальный сеанс связи был прерван, и возбуждённым голосом Серёга начал восклицать о летающей тарелке.
Был хорошо знаком с Владимиром Иосифовичем. Интелигентный, волевой, грамотный и очень добрый. Армейцы звали его "Папа Рацек". На его лекциях в Доме знаний свободных мест не было. Много хорошего о нём можно говорить. После первого инсульта помню его перекошенное лицо, как результат пареза левого лицевого нерва. Он знал уже, что дни его сочтены, но работать продолжал и никогда не жаловался. Чту его память