Пройден маршрут не хоженный более 60 лет:))

Пишет Михаил Cемёнов, 01.08.2018 23:20

Пройден маршрут не хоженный более 60 лет:), Альпинизм, медведь, семёнов, домбай, теберда, первопроход, Давно забытые маршруты, чотча, восточное ребро, гоначхир, Михаил Семенов)

Тяжела и неказиста жизнь в Домбае для солиста:))
Поискав напарников, все оказались заняты, погода стояла великолепная, на душе (или что там у меня вместо нее) было хреново и лишь только это меня могло на некоторое время отвлечь:))
29 июля 2018 года проехав пограничников, поставил машину на стоянку за метеостанцией, там где памятник времен ВОВ, где-то в 9:30 вышел сквозь кушири и буреломы в ущелье Хаккель.
Примерно месяц до этого мы должны были сходить этот маршрут с Серегой Леонкиным для его акклиматизации и схоженности, только заходили мы с ущелье Чотча. Серега еще за день до этого стер ноги новыми ботинками и мы смогли лишь дойти до ночевок под контрфорсом северной стены организованных мной в 2011 году. Световое время еще оставалось и я в одиночку поднялся к началу маршрута под восточное ребро и снял там записку с контрольного тура 56 года:))
Тогда я тащил с собой перфоратор чтобы пробить спуск, но увы не сложилось и я просто наколотил проушин абалакова в камнях возле палатки:))
Поэтому выбор маршрута не сильно заставил ждать:))
Только в этот раз я решил зайти к началу маршрута с другой стороны, когда я был возле контрольного тура я просмотрел очень простой путь с ледника Хаккель.
Пробравшись сквозь буреломы, форсировал реку и стал подниматься.
где-то в этом месте я решил попить водички с витаминками и сделать пару фото.
После этого спустя примерно часа полтора уже почти выйдя к контрольному туру у начала маршрута я наткнулся на старую площадку и решил ее сфотографировать и понял, что фотоаппарата, то нет:)))
пришлось оставить рюкзак и спуститься к тому месту где пил водичку, практически отчаявшись найти фотоаппарат, я всё же на него наткнулся, в общем потерял на этом часа полтора. В итого вышел к контрольному тур где то в 15 часов, снег уже там почти полностью потаял. Написал еще одну записки и приложил к своей старой, конечно сфоткал и уселся топить снег, пить чай и кушать:))
в 16:25 начал лезть по маршруту.
Не сказал бы что лазание очень сложное, но не характерно для Домбая очень монолитное, почти все зацепы под ноги только в трение:)))
Обойдя жандарм по маршруту с правой стороны, решил снять видео и понял что слетела флешка и все фотки которые я делал до этого не сохранились:((

Полез дальше:))
Даже не знаю как можно описать этот маршрут, гребень достаточно широкий с постоянными иногда достаточно не простыми переходами то в право то влево:))Тут восходителям просто необходимо уметь хорошо ориентироваться по маршруту:)).
Где-то в верней части наткнулся на старую майку, коя здесь лежит больше 60 лет.
Пройдя еще сколько-то уперся в непростую стенку:))Движения не просматривались. Пришлось сделать станцию, снять рюкзак и пролезть 30 метров налегке.
Стало заходить солнце, а ущелье затягивать облака - виды просто сказочные:))
Пока я зажумарил с рюкзаком, разобрал снарягу пришлось уже включить фонарик
На Вершину я вылез в 20:35 уже в полной темноте.
Поставил палатку, воды оставалось грам сто:))поэтому есть не стал:)))а в перемычку между двумя Чотчами спускаться было неохота:)))
Записка в туре была моя.
Вышла огромная луна
Она и мои мысли не дали уснуть не на минутку.
Утро на Вершине
Написал записку и положил ее к своей же в тур

собрался и двинулся в перемычку между Чотчами
в перемычке у снежника напился и покушал
Двинулся вниз в сторону ледника Хаккель, по уже знакомому маршруту.
Первую дюльферную станцию которую нужно было бы пробить я пропустил, пробив себе перфоратором для спуска промежуточную.
Возвращаться уже было не охота:))
В общем пробил станции только в крутом кулуаре, где первый дюльфер нависающий
Пробито 3 дюльферных станции по крутому кулуару под 30 метровую веревку, крайний дюльфер на снежник
пройдя крутоватенький снежник, по простым бараньим лбам спустился на пологий Хаккельский ледник.
Прошел этот пологий ледник и забурился в буреломы, день стоял очень жаркий, пот лился ручьем и эта короткая дорога через джунгли отняла у меня порядка 3 - 2,5 часов:)))))
Спустится ощипанный но не побежденный:))
Тяжелый рюкзак оставил синяки от лямок на плечах:))))))))
Ранние публикации на эту же тему:
https://www.risk.ru/blog/214799 - Есть еще на маршрутах записки 50 х годов
https://www.risk.ru/blog/190805 - срыв 2011 маршрут Бычкова
https://www.risk.ru/blog/214100 - пройден и описан маршрут Бычкова

"Пердняя" - это такой эвфемизм?!

Елена:))в Книге Кропфа Западный Кавказ:))у этих двух гор как раз такие названия:))ведь есть две Чотчи:)))Передняя на которую я сходил данный маршрут, кстати у Кропфа он как я понимаю описан в траверсе, тоесть нужно поднятся на переднюю у перейти на заднюю:))я этого делать на стал, т.к. на задней уже был, ходил 4А по ребру с которого вывалился огромный кусок и мы там сняли записку 76 года:)))))))))

Ну, я даже не полезу проверять. Но у вас на заходном фото написано вовсе не "Передняя". Собственно, вот и уточняю! ;-)

«"Пердняя" - это такой эвфемизм?!»

По мне, так супер.
Так случается, что «очепятки» бывают значительно круче грамматически правильного варианта. (Не мне Вам, как главреду, рассказывать.)
А саму «грамотность» Михаила мы с ним в личке обсудили и я его теперь очень хорошо понимаю.
Вот только никак Чотчу из 78-ого в архивах найти не могу (как помнится «перднюю»).
А ведь точно была.

Так я ж не спорю. Уточняю! :-)

Утро на вершине.! Очень немногие даже из альпинистов его встречали. Переспать ночь на самой высокой точке- это дорогого стоит! Одобряю!!!

Спасибо:)))

Да, это класс!

Круто, Чотча- это отличная , красивая гора.
Почему вообще район прозябает как альпинистский-непонятно.

А на фото через зелененький шнурок спусковая- не страшно? Она ж протрет на раз.

Ни капельки:))))я не настолько тяжелый:)))и на одном своём шлямбуре дюльферять не страшно:))))))))))это самовыдачей было бы безумие спускаться:)))

Наличие с собой палатки предполагает ночёвку на маршруте.
А где первоначально планировалась ночёвка, учитывая потраченное на поиски фотоаппарата время?
Может, на седловине между вершинами Чотча, если там есть подходящая площадка.
Или около вершины так и задумывалось расположиться на бивак?

Тащил с собой палатку и планировал ночевку, т.к. маршрут для меня новый - железо было с запасом:))плюс я еще тащил с собой перфоратор со шлямбурами, ключем, герметиком уж больно хотелось довести начатое дело до конца:)))) В начале я так и планировал в день подхода, выйти на Вершину, либо думал план Б если поздно подойду заночевать у начала маршрута, а на следующий день сходить, пробить спуск и спуститься:)))Когда пил чай в перемычке, еще раз просматривал маршрут и решил что если не успею выйти, то заночую прямо на маршруте если прижмет:)))Но как-то полез полез, стемнело уже гдето под Вершиной:)))фонарик вроде сильный, смысла моститься с неудобной позе не увидел:)))и потихоньку примерно за пол часика долез по темноте:)))Если б не пришлось потратить 1,5 часа в ходьбе за фотоаппаратом я бы конечно пошел ночевать в перемычку, там и площадок море и вода - самое главное есть:)))а тут с пол стаканом было тяжковато, даже от еды отказался:)))Можно было б конечно по темноте и до перемычки дойти, но я решил что это судьба заночевать на вершине:)))))))))))

И скока-скока на выходе за горбом было? Вы, Михаил, брали себе псевдоним Медведь. Вы сильно ошиблись! Никакой Вы не Медведь! Вы - Верблюд. Домбайский!! :)