Северная Норвегия. Экспедиция на яхте «Alter Ego»
Команда RideThePlanet завершила съемки очередного этапа проекта в сезоне 2018, который прошел на севере Норвегии. Это была морская экспедиция на яхте «Alter Ego» по заполярному архипелагу островов в регионе Nord Norge и Лингийским Альпам, где команда совершала восхождения и спуски в горах в формате скитур и бэккантри.
В экспедиции приняли участие фрирайдеры Григорий Корнеев, Константин Галат и Александр Ильин, speed-fly пилоты Александр Богданов и Андрей Абрамов, Максим Братчиков, видеооператор Владимир Горлов, фотограф Тамара Столбова, руководитель экспедиции Артем Оганов, капитан яхты Михаил Тигушкин и старпом Кирилл Савчук.
Фото: Т.Столбова
Константин Галат – автор проекта RideThePlanet:
- За годы съемок наших фильмов команда RideThePlanet уже не раз побывала в Норвегии. Мы возвращяемся в эти северные земли и исследуем все новые районы, поскольку здесь удивительным образом сочетаются океан, фьорды, серьезные горные массивы с ледниковыми зонами и бурные реки. Норвегия – это огромный природный плейграунд для фрирайда – скитура, каякинга, парапланеризма и горного велосипеда.
Фото: Т.Столбова
При всей сложности ландшафтов и климата, путешествовать по Норвегии на машине довольно удобно, последние несколько десятилетий правительство страны вкладывает огромные средства в развитие транспортной инфраструктуры, постоянно строятся новые тоннели, мосты и дороги, делая пригодными для жизни и путешествий все новые труднодоступные северные районы страны. Но для нашего очередного бэккантри-трипа в Норвегии мы выбрали для перемещений по заполярным архипелагам яхту. В районах, где очень сильно изрезана береговая материковая линия, сотни островов с горами, проливов и фьордов – формат Sail&Ski максимально удобен.
Фото: Т.Столбова
Живя на лодке можно всей командой относительно быстро перемещаться в поисках интересных рельефов для катания и вслед за изменчивой норвежской погодой, находить на островах или материке маршруты подъемов и спусков в горах, недоступные никак иначе, кроме как с воды. Подойдя на яхте к незнакомому берегу можно с воды с удобной дистанции просмотреть горный рельеф, наметить пути восхождения и спусков.
Фото: Т.Столбова
Живя на яхте можно бросить якорь и заночевать там, где это удобно, чтобы утром не теряя времени на долгие подъезды и подходы высадиться на берег и отправиться в горы по запланированному маршруту. Яхта дает свободу и, конечно же, ощущение моря, которое всегда вокруг.
Фото: К.Галат
В тех районах, где мы ходили на лодке, на берегу на близлежащих островах или материке с автомобильной дорогой, нас всегда ждал наш верный спутник – Subaru Outback, который мы раз в несколько дней перегоняли из района в район. Это давало нам возможность перемещаться не только по морю, но и по земле – это было удобно и давало еще больше свободы. И здорово, что Норвегия это страна, где можно оставить машину на несколько дней почти в любом месте – в рыбацком хуторе из двух домов на дальнем острове или в конце тупиковой дороги где-нибудь под ледником, и при этом быть уверенным, что к машине никто не притронется.
Фото: А. Оганов
Яхта «Alter Ego», на которой мы провели почти две недели, имеет интересную историю: она была построена и специально оснащена для путешествий в арктических широтах. Три последних года в период летней навигации с июня по сентябрь эта лодка участвует в морских экспедициях по российской Арктике, отправляясь в длительные плавания на архипелаг Земля Франса Иосифа и Новую Землю с учеными и путешественниками на борту.
Фото: Т.Столбова
Фото: В.Горлов
Впечатления райдера Григория Корнеева
Григорий Корнеев – постоянный участник команды RideThePlanet в последние годы, один из сильнейших российских спортсменов-фрирайдеров, инструктор по горнолыжному спорту.
На курорте Розе Хутор в Красной Поляне, где я обитаю последние несколько лет, в начале апреля официально закрылся зимний сезон. Большинство сезонных работников типа меня – инструкторы, гиды и прочий лыжный люд, разъехались по домам или перешли на летний режим работы.
Фото: К.Галат
Но тем временем, где-то очень далеко, в стране викингов, фьордов и трески весной ещё даже не пахнет! На удивление, дорога на машине из Москвы до места назначения, заполярной норвежской столицы города Тромсё, оказалась довольно быстрой – каких-то 30 часов созерцания карельских и финских пейзажей, и чем дальше на север, тем все более пустынных. Далее погрузка на лодку, разработка плана на предстоящие дни и, наконец, выход в море!
Фото: Т.Столбова
Формат поездки был для меня абсолютно новый – Sail&Ski. В течение десяти дней предполагалось передвигаться на яхте среди фьордов и островов архипелага, делать остановки в интересных и красивых местах. Причем выбор мест для катания осуществлялся не по заранее продуманному плану, а практически на ходу. «Вон та стенка мне нравится. Кэп, мы можем причалить здесь? – Да, конечно, не вопрос». То есть на точку старта скитур-маршрута попадаешь очень просто, а главное, красиво! Следующая часть совершенно понятная, и неплохо отработанная мной в этом году в Красной Поляне, Абхазии и Приэльбрусье – после высадки на берег топаем наверх пешком, вернее, на скитуре. Ну а дальше катимся вниз. И все сначала!
Фото: Т.Столбова
Фото: Т.Столбова
Сам процесс перемещения по фьордам на лодке заслуживает отдельного рассказа, невероятно увлекательное развлечение. И ко всему прочему, это крайне комфортно, когда твой дом перемещается вместе с тобой. Не надо тащить на себе в горы лишних вещей, запасов провизии и кэмпового оборудования, как в других многодневных бэккантри трипах. У подножия всех маршрутов тебя всегда ждет лодка-дом – укрытие от непогоды, еда, тепло, электричество, да еще душ с горячей водой! Единственное слабое место подобного формата путешествия – это качка при выходе на большую открытую воду. Говорят, к этому быстро можно привыкнуть, буквально через пару дней «прикачаешься».
Фото: К.Галат
Но наши маршруты в Норвегии в основном были аккуратно упрятаны от открытого моря за островами, а ночёвки всегда проходили на спокойной воде фьордов или заливов. В комплекте нашей яхты был маленький катер с навесным мотором, предназначенный для выброски команды на берег, поэтому точка старта скитур-маршрутов была абсолютно любая, практически у подножия горных массивов, что ещё сильнее упрощало нашу жизнь. На каждой из наших высадок, на островах или материке, снег начинался прямо от воды, то есть – Ski In, Ski Out, что характерно для этой части Норвегии.
Фото: В.Горлов
Обычно в подобных поездках удаётся контактировать с местными жителями, райдерами и гидами, получая от них много информации о месте пребывания и особенностях. К сожалению, путешествуя на лодке и в постоянной погоне за капризной норвежской погодой, мы были практически лишены этого общения. Северная Норвегия заселена достаточно слабо, и большинство отдельно стоящих домов на берегу – это лишь летние домики (дачи), в которые норвежцы приезжают только в тёплое время года. Шанс встретить машину или человека в середине апреля во время прогулок по ближайшим деревушкам ничтожно мал. При этом доступ на самые отдалённые острова всегда есть (паром, тоннель, мост), а асфальтовое покрытие на живописной прибрежной дорожке там будет идеальным.
Фото: Т.Столбова
Еда в поездке готовилась исключительно собственными силами и, благодаря чёткой организации и графику дежурств, голодающих на судне не было. Правда, в те дни, когда погода совсем не позволяла нам выйти на гору или во время длительных переходов по архипелагу, наши запасы провизии таяли на глазах. Благо, трюмы на корабле были забиты провизией под завязку и, влекомые шелестом конфетной обёртки или запахом свежезаваренного кофе, кают-компанию сразу наполняли люди, готовые поддержать друзей в минуту разорения закромов.
Фото: К.Галат
Запасы еды активно пополнялись командой непрофессиональных рыбаков под предводительством райдера Сани Ильина. Как только лодка делала остановку в подходящем месте, Саша уже через минуту держал в руке удочку. Количество рыбы в море реально поражает. Треска самого различного калибра за разные части туловища поддевалась на крючок постоянно. Свежесть морепродуктов и превосходные вкусовые качества, ставили их в топ рейтинга на обеденном столе, обходя на виражах таких фаворитов, как – шоколад, печенье, сгущённое молоко и варенье.
Фото: К.Галат
Норвегия – это сказочное место. Плавные изгибы береговой линии и тихий шелест волн о борт корабля успокаивают и настраивают на созерцание. В то же время, массивные скальные бастионы, поднимающиеся прямо из воды, отвесными вертикальными стенами уходящие в облака, и кулуары, заканчивающиеся огромными лавинными выносами прямо в море, добавляют пейзажу суровости, провоцируя на подвиги и прилично щекочут нервы.
Фото: Т.Столбова
Фото: Т.Столбова
Катаясь здесь в плохую погоду и в условиях недостаточной видимости, постоянно испытываешь чувство тревоги, переживания перед неизвестностью и суровостью окружающего ландшафта. Но вокруг море и всё меняется за минуты, стоит только туману рассеяться и выглянуть солнцу. Углы начинают сглаживаться, кулуары перестают быть безумными тоннелями в неизвестность, а спокойствие моря в заливах и фьордах только добавляет легкости и делает спуски незабываемо красивыми.
Фото: В.Горлов
С одной стороны, ты смотришь на малозаселённые заполярные территории с очень сложным рельефом, а с другой – видишь отлично развитую транспортную сеть с паромами, мостами и тоннелями. Даже самый удаленный остров здесь будет иметь связь с материком, если и не при помощи дорог, то водным сообщением, а на берегу возле крохотного причала обязательно будет стоять один-два небольших домика с ярким фасадом и почтовым ящиком. Норвегия – удивительное место, я с радостью вернусь сюда!
Фото: Г.Корнеев
Партнеры проекта: Subaru, энергетический напиток GORILLA, облачный интегратор КРОК, экшн-камеры GoPro, телеканал «МАТЧ! Наш Спорт», социальная сеть Одноклассники и сервис онлайн трансляций OK Live, журнал «Полный Привод 4×4», кинохостинг ivi.ru, фото-видео техника Sigma и Sony.
Информационные партнеры в интернете: ведущий экстремальный портал Рунета risk.ru, горнолыжный портал ski.ru, портал о горнолыжном отдыхе nedoma.ru, экстремальный приключенческий портал vvv.ru, портал о путешествиях по России strana.ru.
Следите за эфиром!
До последнего времени (и всегда) вопрос был в лодке. При своем капитане (и не одном, в числе и с навыками парусного океанского судовождения) нам лодку не давали без местного шкипера ни при каких условиях.