Новый первопроход на символ Домбая - Зуб Софруджу 3А

Пишет Михаил Cемёнов, 13.04.2018 22:54

Новый первопроход на символ Домбая - Зуб Софруджу 3А (Альпинизм, медведь, семёнов, домбай, теберда, Давно забытые маршруты, Собачьи ночевки, Михаил Семенов)

В продолжение освещения Домбайского района
В этом году ФАР также был принят мой первопроход на Зуб Софруджу по северо-западному контрофорсу 3А схоженный в 2017
Очень давно присматривался к этой линии:)))сразу было видно что маршрут должен получится от 2А до 3Б.
До этого мной были схожены все известные на эту гору маршруты, даже отсутствующий сейчас в классификаторе маршрут начинающийся очень низко с самого Аманаузского ледника по северному ребру описанный в книге Кропфа Западный Кавказ:))Маршрут длинный просто конец всему:))Как на него правильно заходить?:)))я по сей день так и не понял:))Т.к. в книге Кропфа Западный кавказ судя по рисунку с самого ледника должен попасть на гребень, в действительности никакого нребня внизу маршрута нет, а есть очень широкий склон с травой, желобами и огородами:))))Маршрут я прошел соло - опыта тогда еще было совсем не много и я его лез с тридцати киллограммовым рюкзаком - после этого я понял, что так делать не стоит:)) По сути этот маршрут является усложненным вариантом классической 2А на Зуб, но сейчас о первопроходе:
я восстанавливался после травмы - жизнь казалась прекрасной, была полна идей и смысла:)))
Но как всегда напарник передумал в последний момент, а планы уже было поздно менять:))
Уверенности в своих силах как-то совсем еще не было:))
на подходе встретил ребят из Питерского альпклуба Горняк:))
Они собирались утром одна группа сходить 3А на Зуб, а вторая 3Б на Белалакаю.
Проконсультировал их как смог по спуску и по 3Б.
Попытался напроситься и сходить с кем нибудь из ихних разрядников на какую - нибудь из четверок, чтобы только не идти одному на Зуб:)))уж... очень хотелось попасть на свадьбу Друга в конце августа с Любимой Девушкой:))))))
Осознав что это тчетно:)))Понял: такова уж моя селяви:))
Так как ушататься в этот прекрасный солнечный день, ну уж никак в мои планы не входило - решил, что всё равно подойду, хоть просмотрю линию:))
В общем как любит говорить мой Друг:)))Ввяжемся в бой, а там война план покажет:)))
И показала:)))))
На утро подошёл, всё просмотрел:))и не спеша - ощущая каждую жилку своего тела и вкус жизни - полез.
От Домбайской поляны по мосту через реку Алибек. и по тропе до ручья, спускающегося с большого Белалакайского кулуара. Через ручей на снежник и по нему 300 м вверх. Затем влево в Софруджинский кулуар (камнепадоопасен!) и по нему вверх до большой нависающей скалы. Далее прямо вверх по крутому участку к тропе и по ней на Медвежью поляну. С Медвежьей поляны сначала по альпийским лугам (тропа), до Губановских ночевок (ночевки прямо с право под началом восточного ребра на вершину Белалакая), можно пройти выше через снежник и левее на пансерную марену на ней хорошая тропа и чуть вышнее нее верхние софруджинские ночевки (в простонародие их называют Собачьи)
(Описание взято из книги Западный Кавказ (Ф. А. Кропф)
Рекомендация для данного восхождения оптимальный исходный бивуак – Губановские ночевки.
Мой график подхода на бивуак (Губановские ночевки):
10:34 (21 августа 2017 года) выход от лесника (крайняя точка в поселке Домбай).
12:14 Медвежьи ночевки.
13:02 Губановские ночевки.
Маршрут очень хорошо весь просматривается с Губановских ночевок, Северо-Западный контрофорс (ребро) смотрит прямо на ночевки.
Маршрут начинается ниже всех классифицированных на данный момент маршрутов на Зуб Софружду (не считая не классифицированного по сей день маршрута на Зуб начиающегося с ущелья Аманауз, описан в книге Ф.А. Кропф Западный Кавказ, был мною ранее схожен и по моей оценке примерно 4А кт. тр, но очень длинный, окончание совпадает полностью с маршрутом 2А)
От ночевок под маршрут подход начинается по достаточно пологому леднику с небольшим набором высоты. Ледник открытый, глубоких трещин нет, разве что непосредственно перед началом маршрута.
Достаточно простой заход на скалы, практически совпадает с заходом на 2А и от туда по самому простому пути прямо по ребру до плеча на Северо-Западном ребре Снежник (ледник) находящийся на склонах зуба обходится с правой стороны (последнее место на маршруте где можно набрать воды растопив снег) и далее также по ребру до характерного места стенки с большим зеленым пятном, под ним косая полка с права на лево и на ней был сложен контрольный тур.
Зуб софруджу имеет три вершины самая средняя из них является высшей точкой зуба (северная вершина) Самая правая на нее выходит маршрут 3А – Южная вершина и самая левая вершина без названия на нее как раз выходит данный маршрут и с этого места примерно 10-15 метров совпадает с классифицированной 2А

От контрольного тура также вверх по ребру (местами оно напоминает желоб) выход на левую вершину. От сюда мершрут последние 10-15 метров совпадает с 2А по гребню до вершины зуба. Здесь сложен вершинный тур.
Спуск с вершины по любому из ранее классифицированных маршрутов 2А или 3А.
Мой спуск проходил по 2А т.к. в тот момент когда я был на вершине по 3А поднималась команда альпинистов из Питера Альпклуб Горняк. Чтобы на них не посыпать камни было принято решение спускаться лазанием по 2А.

PS:
Изначально планировал спускаться по классической 3А - скалы там крепкие и веревка для спуска совсем не нужна, но поскольку по 3А поднимались Питерцы, уж очень не хотелось уронить на них камень, а когда окажусь под ними иметь вероятность получить камнем по голове от них, ведь поскольку я был один каску даже и не думал брать.
Спустился по 2А, может так оно получилось и лучше, т.к. хоть скальная часть на 2А и по щекотливее в некоторых моментах+ еще крутой снежный нож оставивший отметины на моей руке, зато просто прямая линия по леднику без трещин прямо до ночевок:))))))
по классификации почему 3А?:)
Буквально неделю назад я сходил в очередной раз соло на классическую 3А, а спускался по двойке - объективно кусков аналогичных классической 3А на этом маршруте значительно больше:))поэтому если его сделать 2Б то классическую 3А тоже необходимо раздевать:))))Кстати классическая 3А хоть и считается скальной, но на мой взгляд она уже давно превратилась в комбинированную, особенно в конце сезона:)))Проходить эти снежные мосты особенно в одиночку очень романтично:)))
ссылки на более ранние публикации маршрутов:
Пик Инэ 4Б по В ребру https://www.risk.ru/blog/214192
Чотча по КФ с С 4Б https://www.risk.ru/blog/214100
Западный Домбай Ульген 5А https://www.risk.ru/blog/213446
Белалакая по носу Коробля 4Б https://www.risk.ru/blog/213490
Белалакая 3Б + спуск https://www.risk.ru/blog/213491

Мишаня, молодец! Добавилась хорошая (я так думаю 3а) в Софруджинском районе.

Это продолжение с копии : особенности 2А на Зубе - где эти участки и чем они особенны? Это по аналогии с Инэ - 2А, но есть участки с плитами, где, как говорите, и с якорями будет неуютно. Здесь не так?

Да тут подругому:))во первых достаточно крутая ледово-снежная перемычка, в советские времена там улетела двойка работавшая в три такта, да и я там летал со своей подругой (Другом) Катюхой:)))опыта тогда совсем мало было и расценил я ее как Ромку:)))знач что срорее всего подскользнусь, но был уверен что ее забитый ледоруб меня удержит:))а дальше все как в фильмах, ледоруб вылетел как пробка подсек ее и мы устремились в низ, причем зарубать мне пришлось сразу две тушки:))Катю ха буквально пару метров до камней не долетела:)))а после этой полочки вообще сброс на ледник:)))Ромка меня сильно ругал за этот случай:((((((
потом на скальной части много есть мест где можно улететь:)))и плюс камнеопасный желоб на гребне - толпой бы я там точно не советовал ходить:)))А так двойка очень классная:)))мне нравится и опыт восхождений сильно прокачивает:)))

Мне тоже в своё время понравилась эта двойка. Первым шёл лазанием, остальные по перилам за мной. Последним спускался лазанием и при этом материл нещадно москвичей за медленное дюльферяние. А москвичи-то - новоиспечённые инструктора, как и я, но - сопливые. Ходили в пересменку.

Понял. То есть на спуске, во вторую половину дня, на снежном гребне вообще каша? А под снегом лед есть? И как далеко до него (это насчет буров)?

Да не...:))) каши там особо нет просто склон очень крутой:))) и во второй половине сезона снег почти весь стаивает и обножается лед, снег остаеся только в верхней части и то до льда там не далеко:)))) вобщем лучше не срываться:)))) двойко в целом не сложная, опыта конечно колосально добавит:))) но как первую я бы ее не посоветовал:)) а так класно маршрут этот сходить:))))) на счет буров никогда их там с собой не носил, но как говорит один из моих напарников: лишний хрен в попе не помеха:))))
Пусть лучше будут:))))к комсомольской страховке можно прибегнуть только на ноже, но ведь на него нужно еще и выйти это примерно метров 70:))))) крутого снежно ледового склона, а во второй половине чистый мокрый мягкий лед:))))
От ножа Вас интересует как идти вверх или вниз?:))))

Вверх. Ну и вниз - потом.
А с ножа, получается, лучше дюльферять прямо вниз, благо лед неглубоко.

Как интернет получше будет могу на фотке линию нанести:)))кусочек от ледника до ледовой перемычки думаю проблем у Вас не вызовет:))) там все логично:)))) а после ледовой седловинки по рисунку у Кропфа линия идет прямо на стену вверх, сейчас она там нависает:))) можно конечно предположить что раньше снег подходил сильно выше и этого нависания небыло, но думаю это не так:))) нужно пройти немного вправо до простого захода на стену:))) по этой стенке выходите на гребень и далее по гребню:))) лететь есть куда в обе стороны рельеф богатый для одновременной страховки:))) гребень в месте серпа переходит в кулуар - желоб:)))) и по нему до вершины:)) спускаться также, единственное можно пройти до конца и сделать дюльфер метров 50 прямо на снежный нож с нависания:))))

Классический спуск с вершины группой с Белиалакаи, безопасен одним спуском по верёвке дюльфером ,одна не полная верёвка. Остальное пешком по полкам. Этот спуск безопасен тем что участники не сбрасывают друг на друга камеи. А долгие дюльфера должны быть "косыми" Дабы не сбрасывать камни и фотоаппараты на голову напарникам по связке..!

Это Вы вообще к чему и для кого написали?)))Как и что безопасно каждый решает сам для себя:)))))))))))))

Не понятно - поясни. Как это по одной не полной веревке с Белалакаи слинять?