RideThePlanet – Абхазия. Где горы встречаются с морем

Пишет RideThePlanet, 13.04.2018 17:41

RideThePlanet – Абхазия. Где горы встречаются с морем (Горные лыжи/Сноуборд, ridetheplasnet, съёмки, фильм)
За годы съемок фильмов команда RideThePlanet побывала во многих регионах Кавказа – от известных и многолюдных курортов до труднодоступных диких ущелий. Но оказаться в Абхазии, буквально в десятке километров по прямой от самого популярного курорта страны, Сочи, нам до сих пор не удавалось. Хотя, наверное, каждый, кто поднимался на верхние станции канатных дорог в Красной Поляне, хотя бы раз всматривался в уходящие вдаль к яркому южному солнцу снежные хребты. Что там, в этих пустынных, неизвестных горах?

Полчаса на машине от Адлера, несложный переход границы (с российским паспортом) – и всё вокруг начинает меняться. Отвесные скалы предгорий подступают прямо к морю, пальмы и бурная растительность субтропиков быстро трансформируют пейзаж. А с первыми населенными пунктами за окном становится очевидно – время здесь будто остановилось 20-30 лет назад.

Фото А.Ильин

Если вы привыкли к полному набору сервиса, который предлагают курорты, то не стоит рассчитывать встретить это в Абхазии на каждом шагу. Вместо супермаркетов и вездесущего фастфуда к вашим услугам будут рынки и апацхи, местные кафе с вкуснейшими традиционными блюдами. Единственное место, которое, возможно, совпадет с вашими ожиданиями от морского курорта – это Гагра. Но Абхазия – это намного больше, чем просто посиделки в ресторане и променад под пальмами. Не поэтому так распространилось украшающее эти земли выражение «страна души».

Все бонусы юга

«Абхазия поразила меня природой, очень быстрой сменой климатических зон. Утром – море, футболки шорты, вечером – мороз и снежные пики. И единение с природой, некая ее первозданность ощущались в этом путешествии постоянно», - вспоминает райдер Александр Ильин. Такие сочетания впечатляют даже опытных путешественников – тем более, что в Абхазии до этого покататься удавалось единицам. Маршруты, которые команда ходила в этом путешествии, известны лишь небольшому кругу людей. И вероятность встретить на пути здесь кого-либо крайне мала – что, по сути, нереально для других, освоенных фрирайдерами горных регионов.

Александр Ильин / Фото К.Галат

Абхазия расположена в северо-западной части Кавказа, на склонах и у подножия южных отрогов большого Кавказского хребта. Здесь море встречается с горами, и за пару десятков километров по прямой от берега к хребтам сменяется несколько климатических зон, от субтропиков до альпийских лугов и ледников. Горами покрыто 64% территории Абхазии, а лесом – свыше 55%. Здесь выделены четыре заповедника, и благодаря многим факторам природа здесь сохранилась в своем первозданном состоянии. Невероятные природные достопримечательности здесь повсюду, а массовый туристический поток практически отсутствует. И это один из аспектов, почему всем участникам съемок особенно понравилось и запомнилось путешествие по этим краям.

Фото С.Пузанков

Места катания

Александр Бойко, фрирайдер, горный гид и зам.руководителя лавинной службы одного из курортов в Красной Поляне, был одним из идейных вдохновителей этого путешествия. Он оценил Абхазию с точки зрения фрирайда несколько лет назад и теперь с радостью участвует в развитии этого региона катания: «В отличие от соседних больших курортов в Красной Поляне, здесь с тобой только твоя группа, твои физические возможности и первозданная природа вокруг. И зимние походы требуют особого внимания к безопасности, понимания общей ситуации в районе. В целом в Абхазии отличные условия для скитура и фрирайда».

Александр Бойко / Фото К. Галат

Несколько дней съемки проводились в горном районе Ауадхара, над озером Рица, после чего команда переместилась в другой район – горное плато массива Мамзышха, расположенное над Пицундой. Оба эти района имеют отличные возможности для фрирайда, хотя очень сильно отличаются по характеру рельефов, снегу и микроклимату. В районе Ауадхары, знаменитой своими целебными источниками, доступны различные экспозиции склонов. В альпийской и лесной зонах разнообразный рельеф и можно найти варианты для любого уровня катания. На перевале Чха урочища Пыв построена горная хижина, где можно после снегоходной или пешей заброски автономно провести несколько дней.

Во втором районе, где нам удалось побывать, Мамзышхе, нет суперсложных и экстремальных рельефов для катания на лыжах и сноуборде. Но зато в любой момент подъема или спуска окружают невероятные виды – с двухкилометровой высоты, прямо под тобой, просматривается морское побережье на десятки километров от Пицунды до Олимпийского парка Сочи.

Фото А.Ильин

Когда-то здесь планировалось создать лыжный курорт, но в советское время была построена только часть горного серпантина, ведущего на вершину, и дальше дело не продолжилось. Сейчас в зимний период это отличное место для походов в формате скитура, а летом – одна из основных площадок для парапланеризма в Абхазии. В летний период и в сухую погоду на плато Мамзышха можно добраться на подготовленных внедорожниках, зимой же последние 7-10 километров до вершины можно преодолеть только на снегоходе или пешком.

На плато есть несколько хижин и балаганов, построенных местными жителями для себя и летнего отдыха в горах. В одной из таких хижин наша команда базировалась пару незабываемых дней – проводя в горах время от рассвета до заката.

Фото А.Кузнецов

Фрирайд в режиме пешехода

Одним из главных отличий этой поездки для команды RideThePlanet стал практически автономный режим и катание в режиме скитура – с пешими подъемами на все точки старта и съемки и жизнью в горных хижинах. «Бэккантри и скитур – это идеальный способ сбежать от суеты и шума, которыми насквозь пропитана современная жизнь. – рассказывает Григорий Корнеев, фрирайдер и горный гид. – И замечательно, просто великолепно, если в выбранном тобой регионе ещё и нет сотовой связи! Что касается катания в таком режиме – это определенно следующий уровень понимания и подхода к спуску/подъёму.

Григорий Корнеев / Фото К.Галат

Скитур учит правильно расходовать силы: экономить там, где можно, тратить по делу и выкладываться на максимум». Весьма скромные условия жизни в горных хижинах, со всеми атрибутами зимнего похода, на практике запомнились не только суровым бытом. «Утром, ещё до рассвета, только хрустящий снег под ногами обрывает тишину. Поднимаясь шаг за шагом, ты ближе к цели, к старту своей задуманной линии. И здорово, когда солнце поднимается с тобою вместе, ты чувствуешь себя частью окружающей природы, частью этого места…» - вспоминает райдер Александр Ильин. И его впечатления разделяют участники съемок. «Из поездки в Абхазию запомнятся морские виды – с кораблями, пространством и потрясающими закатными красками, - продолжает Григорий Корнеев. – А главное, в момент, когда наблюдаешь всю эту красоту, на ногах твоих горные лыжи. Не потому, что ты лишился ума и стоишь на холме в середине марта в субтропиках на горных лыжах, а потому, что тут есть снег, и тут мы снимаем кино!».

Дорогами Абхазии

Лучшим транспортом для путешествия по Абхазии в любое время года будет полноприводный внедорожник. Сойдет и любой другой автомобиль, но состояние дорожной сети здесь далеко от идеального. Любые ответвления от главной дороги, идущей вдоль моря и соединяющей населенные пункты Абхазии от Гечрыпша до Гала, будут испытанием для легковушки. По возможности заправляться стоит до пересечения границы. А на территории Абхазии лучше заранее изучить расположение АЗС и их репутацию.

Помимо фантастической природы и широчайших возможностей для горного туризма, в Абхазии можно найти множество мест культурной и исторической ценности, причем на любой вкус. Мистические дольмены, развалины крепостей и наследие античных времен, златоглавый Новый Афон и горные монастыри со святынями, царская железная дорога и сталинская архитектура, «парки советского периода», покинутые города и сёла в юго-восточных районах – на самом деле, чтобы увидеть всё это, одного короткого путешествия точно не хватит. Важное слагаемое успеха – планируйте своё путешествие по возможности вне летнего пляжного сезона. И настраивайтесь на кавказское гостеприимство – в ответ на ваш искренний интерес и уважение к этой древней земле и её жителям.

Фото К.Галат

Константин Галат – фрирайдер, автор проекта RideThePlanet: «Во всех наших путешествиях мы встречаем замечательных людей. В этот раз к нам подключились волонтеры и местные ребята, которые помогали во всей сложной организации этого путешествия. Мы жили в горной хижине, на лесной базе, в скромном абхазском доме – и везде чувствовали гостеприимство и открытость к общению. Тем и ценны такие путешествия, и они надолго остаются в памяти».

Константин Галат / Фото А. Ильин

Партнеры проекта: Subaru, Энергетический напиток GORILLA, Облачный интегратор КРОК, GoPro, Телеканал «МАТЧ! Наш Спорт», Журнал «Полный Привод 4×4», Социальная сеть Одноклассники, Кинохостинг ivi.ru

Репортажи, статьи и фильмы проекта на сайте.

Фотографы: Сергей Пузанков, Константин Галат, Александр Ильин.