3D экскурсия по ущелью Геби (Дигория, Северная Осетия)

Пишет mt360ru, 22.03.2018 19:07

3D экскурсия по ущелью Геби (Дигория, Северная Осетия, фото, панорама)
Дигорское ущелье, благодаря своему местоположению в Среднегорье Северной Осетии, удобно для старта-финиша многих маршрутов. Предлагаем виртуально пройти по долине реки Гебидон к подножию Главного Кавказского хребта, преодолеть несколько перевалов в хребте Чирх, побродить по леднику Бартуй, посидеть на берегу озёр Геби, Маскутицад и безымянного озера 2900.

Стартуем от автомобильного моста через бурный Танадон. Грунтовая дорога ведёт вдоль русла Гебидона, который не виден за узкой полоской леса. Некоторые тропы ныряют в заросли, но сворачивать не стоит, т.к. выйдете к хлипкой переправе из нескольких стволов деревьев, которая в «большую» воду сносится Гебидоном. По этой причине несколько выше под красноватыми скалами перед каньоном устроен стационарный деревянный мост.

От моста обустроенная тропа ныряет в лес и тянется вдоль крутого правого берега Гебидона до 1-го водопада на реке. Его сквозь густую листву с тропы не видно, но хорошо слышно. Чтобы рассмотреть водопад, нужно спуститься по пологому склону на ровную, как стол, гранитную скалу, нависающую над каньоном, в который с рёвом обрушивается вода.3D экскурсия по ущелью Геби (Дигория, Северная Осетия, фото, панорама)

Продолжаем виртуальное путешествие по ущелью реки Гебидон и выходим в урочище Гала-Геби (2100 м над у.м.;1-я устьевая ступень). Отсюда открывается отличный вид на зелёный шлемообразный Кубус, за которым высятся вершины Суганского хребта, обрамляющего долину реки Харес. Здесь возможна ночёвка, но нам в виртуальном походе она не нужна, так что идём дальше.

Проходим раздвоение русла реки. В этих двух коротких, но крутых ущельицах Гебидон «падает» эффектными каскадами водопадов. Для экскурсантов в этом месте финиш маршрута. Туристы с палатками и мы, в виртуальном походе, продолжаем путь по тропе, которая начинает подниматься на следующую, 2-ю ступень отступившего древнего ледника, в обширное урочище Параса (2500 м) со стационарным домиком пограничников и множеством мест под туристические стоянки. На красивом плато с рекой Гебидон сливается ручей из-под перевала Авсанау. И здесь расходятся пути к перевалам Короткий, Геби-Бартуй и Гебивцек (прямо) и Авсанау (влевопо ходу движения, к хребту Чирх). Панорамные виды на вершины Главного Кавказского и Суганского хребтов, долины рек Гебидон и Харес просто превосходные.

Мы виртуально преодолели 8 км пути, набрав 800 м высоты, и, т.к. не устали и полны сил, отправимся на озеро Геби под ледником Гебицете. 3D экскурсия по ущелью Геби (Дигория, Северная Осетия, фото, панорама)На берегу озера (2850 м) также хорошие площадки под палатки, которые находятся от стоянок в урочище Параса всего в 2 км с набором высоты в 350 м и не более 1 часа пути. В нашем случае – в один клик кнопкой мышки.

Уютные стоянки расположены в чрезвычайно живописном месте. Вокруг вершины, покрытые шапками снега. Когда солнце светит так, что горы отражаются в блюдце озера, вообще, красота неописуемая. В цирк ледника Геби сходится несколько троп с перевалов окружающих озеро хребтов: Гебивцег (в Главном Кавказском хребете), Геби-Бартуй и Короткий (в хребете Чирх) и перевал Эльдыр (в северном отроге вершины Таймази Восточная).

Перевал Короткий (1А, 3273 м) соединяет ледники Бартуй и Геби, самый простой из названных выше.3D экскурсия по ущелью Геби (Дигория, Северная Осетия, фото, панорама) Отправимся на штурм перевала. Седловина неширокая. С неё открывается замечательный вид на оба ледника – Геби и Бартуй. Но ещё лучший вид на окружающие пейзажи с простой вершинки, ограничивающей перевал с севера. Спуск с перевала на пологий травянистый увал короткий, что, видимо, и послужило идеей для названия. Мест под стоянку полно, но ветренно и возможны проблемы с водой. Лучше спуститься к озеру Маскутицад, где у впадении в него ручья отличные травянистые полянки под стоянку.

Озеро Маскутицад (2850 м) находится в «кармане» левобережной морены ледника Бартуй на той же высоте, что и его «сосед» под ледником Геби, между ними всего-то 7 км. 3D экскурсия по ущелью Геби (Дигория, Северная Осетия, фото, панорама)Оно является природной достопримечательностью, внесённой в список охраняемых объектов в национальном парке «Алания», жемчужина ущелья Бартуй. Но замечательно озеро не только своей вытянутой формой, и даже не цветом воды, а находящимися над ним группой скал необычной формы выветривания.

Почти против озера Маскутицад на правобережной морене крошечное озеро 2900. 3D экскурсия по ущелью Геби (Дигория, Северная Осетия, фото, панорама)Здесь удобно ночевать перед штурмом перевалов хребта Цагардор. Для этого необходимо пересечь ледник Бартуй в районе озера Маскутицад. В этом месте он пологий и не более 1 км шириной.

Туристы, следующие в долину реки Караугомдон, должны отправляться по левой морене ледника Бартуй к скальным «воротам», где берёт начало река Бартуй – левый приток Караугомдона.

Мы же предлагаем подняться на перевал Авсанау в хребте Чирх прямо над озером Маскутицад, чтобы вернуться в долину реки Гебидон. Седловина перевала Авсанау обширная, пологая – гуляй по хребту Чирх в обе стороны. С неё открывается отличный обзор ледника Бартуй и хребта Цагардор с перевалами Красивый, Цагардор, Электрон, Цихварга. В другую сторону (на запад) хорошо виден далёкий Суганский хребет и долины рек Гебидон и Харес.3D экскурсия по ущелью Геби (Дигория, Северная Осетия, фото, панорама)

Насладившись видами заснеженных гор хребта Цагардор, спускаемся с перевала Авсанау. Короткий предперевальный цирк Авсанау выводит на заболоченную полянку. Далее тропа вьётся до невысокой каменистой ступени по правому берегу ручья, берущего начало под перевалом Авсанау. Нужно обойти короткий хребет с пиком Абдураманова (2А, 3250 м), который разделяет долины Геби и Авсанау, и выйти в урочище Параса. Кольцо маршрута замкнулось. Приятного вам путешествия в реальности и виртуально!

Присоединяйтесь к нам во Вконтакте или Facebook и будьте в курсе последних обновлений.