ПАМЯТИ БОРИСА КАШЕВНИКА

Пишет ssh, 06.03.2018 15:00

ПАМЯТИ БОРИСА КАШЕВНИКА (Альпинизм, история альпинизма, ленинградский альпинизм, спасательное снаряжение)
Мы виделись месяц назад, а сегодня утром пришло печальное известие - не стало Бориса Лазаревича Кашевника, ветерана отечественного альпинизма, патриарха питерской династии восходителей, изобретателя снаряжения, мастера спорта СССР по альпинизму.
Борис Лазаревич прожил долгую и весьма насыщенную жизнь - он ровно месяц не дотянул до своего 90-летия.

Выпускник ленинградского Политеха, Борис Лазаревич познакомился с горами в очень далеком 1947 году. Это было послевоенное, очень непростое для страны время, но те годы он вспоминал всегда с огромной симпатией и светлой радостью.
В 1959-м стал чемпионом Ленинграда, годом позже - чемпионом СССР (Ушба Северная). Работал тренером школы инструкторов – 1977-1988, руководил сборами по безопасности ФА СССР 1982–1985.

В1995-м организовал ООО «Спасснаряжение» по производству аварийно-спасательного снаряжения. Имеет 20 патентов и изобретений для лыжного спорта, альпинизма и спасательных работ на высоте.
Жена – Лариса Яковлевна – в прошлом тоже инструктор альпинизма.
Один из сыновей - Александр - пошел по восходительской тропе отца и трагически погиб в 1995 г. в Безенги.
Теперь в горы ходит его сын и внук Бориса Лазаревича - Антон.

С Борисом Лазаревичем Кашевником я был знаком более 30 лет, с 80-х годов, когда мы были членами одной альпсекции - ленинградского ДСО "Труд".
Запомнилась интересная поездка в начале 90-х вместе с ним, с его сыном Александром и нашим общим другом Сергеем Марининым в горы Словакии – в Малые Татры, где друг Бориса Лазаревича возглавлял местную горную спасательную службу. Прием, надо заметить, был на высшем уровне - конечно, из уважения к Борису Лазаревичу. Мы несколько дней жили на базе спасателей, знакомились с особенностями их работы (тогда весьма необычными для нас). Борис Лазаревич по просьбе своего друга, с которым они были знакомы с 60-х годов по совместным восхождениям в Безенги, прочитал лекцию, рассказав об изобретаемом им снаряжении.

Позже он не раз делился со мной, как с редактором журнала "ЭКС", интересными материалами по истории альпинизма, своими воспоминаниями о прожитых днях. У него была прекрасная память на события давних лет. И «ЭКС» не раз упоминал Бориса Лазаревича в публикациях.

Кашевник был добрым, открытым, жизнерадостным человеком. В последние годы болезни доставали его, но он никогда не терял своего врожденного оптимизма и закаленной в горных походах и восхождениях воли к преодолению трудностей.
Через всю жизнь он пронес дружбу с товарищами по институтской альпсекции и с теми, с кем начинал ходить в горы - Иваном Куркаловым, Андреем Тимофеевым, Александром Рыскиным.

Соболезнования родным и близким.
Светлая память нашему товарищу и старшему другу -
Сергей Алексеевич Шибаев

Фото из архива "ЭКС": Борис Кашевник - встреча после восхождения в альплагере. Конец 40-х.

Просьба к рижанам - сообщите Куркалову... И - о похоронах пока неизвестно.

Светлая память!

Не стало близкого друга Бори Кашевника… Ушел от нас Борис Лазаревич Кашевник, замечательный Человек, эпохальный альпинист, спасатель. Уникальный изобретатель альпинистского снаряжения. Боря посвятил свою жизнь изобретениям приспособлений, сохранившим жизнь людям многих экстремальных профессий. Имел счастье работать с Борисом, испытывать его кивларовую верёвку, спусковые устройства. Впервые верёвка из кивлара, сплетенная его руками, была использована спасателями в сложнейших спасательных работах на в. Ушба. Спусковые устройства Кашевника пользуются спецназ, пожарники, в промышленном альпинизме. На днях Боря советовал моей жене как реабилитироваться после сложнейшей операции. Глубочайшее соболезнование его верному другу, жене Ларисе, детям, внукам. Скорблю. Валерий Клестов

Борис Лазаревич очень хороший человек. Соболезнования всем.

В 91-м, работая в УМЦ, с большим интересом помогал ему в испытании образцов снаряжения. Человек больших знаний и очень деликатный... Светлая память Борису Лазаревичу!

Борису Лазаревичу встречи с Сашей.

(( Да. Хороший был человек...

Антон, прими мои соболезнования.
Дед все правильно делал.

...

Похороны Б.Л. Кашевника состоятся 10 марта в 11 час. в Большом зале городского крематория.

Мне Лариса Яковлевна Кашевник сообщила (когда я с ней связался по телефону), что 10 марта в 11.30. Да, Большой зал крематория (Санкт-Петербург). Ясно, что народа придёт много... В заголовке помещён фрагмент фото 1954 года - встреча восходителей в альплагере станкостроителей "Салют" в Цее. Мою статью о "их" в чём-то беспримерном спуске при катастрофическом снегопаде с Чанчахи в 1952-м году можно прочитать здесь: http://www.mountain.ru/people/Buyanov/2003/snegopad/
А статью "Альпинизм, как производительная сила" со слов Кашевника Б.Л. - здесь:

Светлая память!

Борис Лазаревич! Несколько раз начинал писать этот комментарий, и стирал: недостойно получалось, нехорошо.

У меня маленькая коллекция им подаренных его изобретений- снаряжения: "Букашки", зажимы, амортизаторы, крючья... Фильм и книга. И светлая память о светлом человеке! Ни одного негативного воспоминания!

Будем помнить!

Борис Лазаревич тренировал и альпинистов ЛГМИ (Гидромета) в начале 70-х. Сколько достойных альпинистов воспитал он здесь! Светлая память нашему тренеру и Учителю! Лариса Яковлевна, примите наши слова поддержки и гордости за то, что судьба свела нас с вашим мужем, настоящим Альпинистом и искренним человеком.

Для меня это очень тяжёлая утрата. Ушёл старший товарищ, друг и учитель. Он и Лариса Яковлевна относились ко мне с отеческими любовью и пониманием, - я был одноклассником их старшего сына Миши. После смерти моих родителей, я шёл в эту семью за добрым словом "словом" и "советом", как к родным, старшим и очень близким людям... Трудно поверить и ещё труднее "принять"...

Светлая память...
Соболезнования родным, близким, друзьям....

Не был лично знаком, но очень много хорошего слышал всегда. Светлая память.

Знал лично.Замечательный был человек Мои соболезнования родным.

Замечательный человек. Фото 50-х годов, альплагерь "Торпедо" - чествование восходителей на Чанчахи. Кажется второе прохождение маршрута Абалакова по Северной стене.

Встречались в УМЦ когда работал, помогал с испытаниями даже имею не большой подарок, очень приятный, умный человек. Мои соболезнования родным и близким... Светлая память.

Светлая память одному из моих учителей по школе инструкторов 1978 г! Помню, храню его подарки-изобретения....

...еще пару недель назад Борис Лазаревич "приставал" с медицинскими рекомендациями и предложением помощи. Хотя и сам был не в лучшей форме...
Он был одним из альпинистских мэтров. И с самых первых часов знакомства (70-е годы) я был очарован его интеллигентностью и полным отсутствием высокомерия (которое - не секрет - свойство некоторых мэтров). Ко мне у него было какое-то отеческое отношение...
Скорблю.
Мои соболезнования близким...

Вчера похоронили Бориса Лазаревича... Было много людей и добрых слов...