Снега Килписъярви

Пишет AlexTrub, 07.02.2018 13:21

Рассказ о небольшом одиночном лыжном походе в полярной Финляндии, с восхождением на Саану - священную гору саамов.
Снега Килписъярви (Туризм, лыжный поход, лыжный туризм, финляндия, заполярье, тундра)

Вступление

Зима – самое время для путешествий, и я стараюсь использовать каждую возможность. Недавно, на новогодних каникулах был поход к сопкам Кандалакши, а теперь удалось еще раз вырваться ненадолго. Местом действия на этот раз выбран район Kilpisjarvi (приблизительно широта Мурманска). Вообще большинство моих походов проходят в Европе. У нас в стране много интересных мест, но как правило до них сложно добраться (да и не дорос я еще до соло по Таймыру). Есть также Кольский полуостров с простой заброской, но он уже весь исхожен и по нему можно найти уйму отчетов. А Европу некоторые считают чуть ли не парком, и конечно даже ее полярная часть тоже порядком исхожена, но при этом о ней ничего неизвестно. Не пишут отчетов финны и норвежцы (либо я не могу их найти и прочитать). Вот и получается забавная ситуация, что отправляясь в поход в европейское Заполярье, чувствуешь себя почти «первооткрывателем» :)

Дома сочинил красивый маршрут, глядя только в гугло-карты
При этом о местных условиях в январе не было известно ничего. Разве что архивы погоды подробно изучил. Но архивы есть только по Kilpisjarvi, а что происходит выше лесной зоны? Сколько там снега, какой он? Что там с температурами, ветрами, лавиноопасностью? И что там вообще за лес? Узнать все это мне было гораздо интереснее, чем пройти маршрут как таковой.

Забегая вперед, скажу, что пройти задуманный маршрут совсем не получилось, а итоговый трек был более скромным
но поход от этого не стал менее интересным.

Заброска

Заброска хоть и проще, чем на Таймыр, но все же довольно нудная. Выехал из Питера 24.01 на автобусе Совавто в 8:40 утра. Вечером в Хельсинки пересел на поезд и утром был в Рованиеми (там проходит Полярный круг). В 8 утра отправился на автобусе далее на север, в Kilpisjarvi, туда автобус прибывает ближе к вечеру. После автобуса перепаковал по-походному вещи, было уже около 18 часов, совсем темно. Проехал 1,5 км по озеру рядом с берегом и поставил первый лагерь.

Вечером было неплохое северное сияние, правда оно было первое и последнее за поход. Сначала через все небо протянулась зеленая полоса средней яркости, затем откуда-то сбоку начали выползать яркие светлые полоски, которые двигались прямо на глазах. Жаль, что мой фотоаппарат не умеет это фотографировать.

1-ый день, 26 января

Утром тепло, всего -7°С и штиль.
Собрал лагерь и попробовал выйти на маршрут. Трек начинался километра на 3 севернее, чем находится автобусная остановка. И я подумал, что лучше уйти сразу от берега и пойти по диагонали к треку, чтобы срезать расстояние. Но пройдя немного, почему-то оказался в луже воды.
Лед на озере конечно толстый, все-таки морозы в этом краю стоят неплохие. Более того, по озеру часто гоняют снегоходы. Но почему-то поверх основного слоя льда оказалась вода. Возможно это последствия недавней кратковременной оттепели, не знаю. Поверх воды вновь образовался лед, но он еще тонкий и в какой-то момент начинает проваливаться. Таким образом, полностью утонуть там невозможно, но ноги промочить можно. А уж как к лыжам этот мокрый снег липнет! Лыжи у меня пластиковые, но очистить их после такой ванны можно было только вручную и весьма потрудившись (очищал одну лыжу кантом другой).

Одни словом, идти по такой сырости нереально. Вернулся к берегу, там по льду шел снегоходный след, и на нем было сухо. Прошел 3 км вдоль берега и вышел на планируемый трек. Там шли старые снегоходные следы в нужном мне направлении вглубь озера. Я уж было решил, что теперь все будет хорошо, и наверно та вода была локальным явлением. Прошел километр, но опять уперся в воду! Видимо снегоходам она не мешает, но я не могу там пройти. Чтобы лучше следить за обстановкой, я снял кольцо с одной лыжной палки (возможность их снимать – весьма удобная опция) и пробивал ей снег. Но постепенно успокоился, стал пробивать не так старательно, поэтому пропустил начало сырости и опять намочил лыжи. Снова пришлось снимать их и нудно чистить.

Попробовал пробиться направо к берегу, но и тут оказалась вода. Оставалось только вернуться к тому берегу, с которого я стартовал. При этом посмотрел карту, и оказалось, что знаменитая финская тропа Kalottireitti огибает с севера ближайшие сопки и затем выходит на мой маршрут. Решил по суше дойти до начала тропы и дальше идти по ней. Аккуратно добрался по льду до северо-западной оконечности озера, лыжи удалось больше не мочить. Однако на берегу все оказалось сложнее. Начало тропы находится в лесу. Хотя он весьма жиденький и в основном состоит из корявых невысоких березок, но снег в нем глубокий и рыхлый, березы часто ветками перекрывают дорогу даже на самой тропе. В общем идти весьма затруднительно, особенно с волокушами. Это я понял уже после первых трехсот метров. Начинались сумерки, и, перейдя по мостику ручей, недалеко от начала тропы, я поставил лагерь. Из ручья брал воду, не пришлось топить снег. Сам ручей выглядел очень живописно.
Видимо он никогда не замерзает, несмотря на 30-градусные морозы.
А именно такой мороз и случился в эту ночь. Вечером было -23, но ночью я чувствовал, что мне как-то прохладно, и утром на градуснике уже было -30.

2-ой день, 27 января

Утром вышло Солнце, но мороз не ослабевает.

В виду сложных дорожных условий, решил пока сделать радиалку на ближайшую сопку. Для этого надо было пройти пару километров по Kalottireitti, затем в сторону уходила отдельная тропа на вершину сопки Pikku-Malla. Со стороны озера сопка имела более крутые склоны
А ее западная часть была пологой.

По тропе я пробивался долго и с трудом, все же не люблю я по лесу ходить. Сама тропа еле угадывалась, при этом временами на ней встречались какие-то лыжные и пешие следы. Я шел по ним, думая, что они ведут по тропе. Но глядя через какое-то время в навигатор, видел, что с тропы я уже совсем ушел. Приходилось возвращаться к ней через заросли. Да и сама тропа тоже весьма заросшая, как мне показалось. После этой радиалки я понял, что по тропе на маршрут выйти не смогу. Пройти при желании конечно можно даже с волокушами, но это заняло бы слишком много времени. Я рассчитывал на 7-10 дней, при моих скоростях большую часть этих дней я бы провел в лесу, чего мне совсем не хотелось.

Сейчас же, налегке, я относительно быстро выбрался из леса и стал подниматься по склону сопки. Выше леса снега меньше и он хорошо спрессован, идти гораздо приятнее. Самая верхняя часть сопки хорошо обдувается, поэтому снега там уже совсем мало. Последние 100 м по высоте было удобнее пройти без лыж.

Это вид с вершины в сторону Сааны

А это вид на запад, в сторону точки пересечения трех границ Финляндии, Норвегии и Швеции (если бы удалось пройти по этому треку, я побывал бы в этой точке, которая считается местной достопримечательностью)

На вершине было всего -15°С. Светило Солнце, но вряд ли дело в этом. Мне кажется, что тут скорее наблюдалась температурная инверсия (когда внизу холоднее, чем наверху), которая нередко встречается на севере. Вот этот туман, заполнивший долины, даже на вид выглядит холоднее.
Вечером у ручья температура еще понизилась. Здесь я запечатлел -30°С, но позже видел -33 и уж не стал заново фотоаппарат вытаскивать.
Горелка зажглась только с 3-го раза, но хорошо, что хоть так. В целом было конечно прохладно, но не мучительно. Хотя это моя первая ночевка при такой температуре без печки. Пожалуй единственная сложность морозных походов в том, что чем ниже температура, тем медленнее все происходит. Прежде всего потому что не все действия можно делать в перчатках, а с понижением температуры сокращается время работы с открытыми руками, и соответственно возрастает время их последующего отогревания. Да и в тонких поларовых перчатках руки начинают мерзнуть, тоже периодически отогревать приходится. Короткий световой день тоже конечно мешает. Поэтому забегая вперед, скажу, что в походе дневные пробеги получились гораздо меньше, чем я ожидал – около 8 км. Но как это оптимизировать, пока не знаю. Разве что спать меньше, но я итак не валялся по полдня. Если же я вставал в 9:30, то затем ложился только около 22 часов. Все время в промежутке было занято или вечерними и утренними лагерными работами, или ходьбой. Длительных отдыхов не было, да и как поотдыхаешь на морозе. Даже больших привалов не было по пути – только стоя чай пил. Правда делаю много мелких остановок пофотографировать, но это я не согласен из похода выбросить.

3-ий день, 28 января

За ночь небо затянуло облаками и потеплело. Утром было -17°С.
Ночью я накрывался пуховкой поверх спальника, теперь считаю это дурной практикой. Когда ночью было -30, вроде это было не лишним. При этом точка замерзания была где-то под внешним спальником (в походе я два спальника использовал). Но когда ночью потеплело (а ведь никогда заранее не знаешь, когда это произойдет), точка замерзания сместилась в пуховку и она стала собирать конденсат. Спальник под ней был теплый и сухой, а сама пуховка заметно потяжелела и уменьшилась в объеме. И ведь до конца похода это не исправишь. Спальник-то синтетический, ему проще. Так что в дальнейшем я хранил ночью пуховку в тамбуре, собираюсь так делать и в будущих походах. При минусовой температуре там для нее самое безопасное место.

Что касается будущих планов, то, убедившись в нецелесообразности движения по Kalottireitti, я решил отправиться в сторону Сааны (священной горы саамов) и, пользуясь случаем, на нее подняться. А то я уже 2 раза проезжал мимо в велопоходах, но не доходили руки выделить время на эту гору. А ведь она все-таки является главной достопримечательностью района.

Опять с трудом пробрался через лес к шоссе, а дальше мне повезло. После шоссе надо пройти еще около километра леса, но там была широкая снегоходная дорога, по ней я этот лес быстро проскочил. Дорога была с набором высоты и вела на плато высотой около 600 м над у.м., где леса уже не бывает, только изредка встречаются отдельные деревья.

Пройдя немного в сторону Сааны, я поставил палатку. Выше леса снега мало, т.к. его сдувает. Местами он есть, но такой жесткий, что даже палкой не пробивается. Относительно мягкий слой снега только в небольших низинах, в одной из них я и разбил лагерь. Люблю ночевать в таких безжизненных пустынях.

Оставался час светлого времени, и еще где-то полчаса сумерек. И я подумал, что можно успеть зайти на гору сегодня. Лагерь на 600 м, вершина – около тысячи. Разве за час не наберу 400 м? Но я недооценил длину горы. Она пологая (с одной стороны) и очень длинная.

От лагеря, который стоял почти у подножия, до вершины примерно 3,5 км по горизонтали. Я дошел до высоты 950 м, но до вершины было еще долго, стало ясно, что до темноты не успею. Можно зайти и в темноте, с фонариком и навигатором не пропадешь, но это не так интересно, ведь ничего не будет видно. Решил спускаться. Виды на спуске были просто какие-то сюрреалистичные, в красноватых закатных оттенках

Успел спуститься, не надевая фонарик. Хотя уже были глубокие сумерки, но камни на снегу достаточно хорошо были видны. В лагере был в 18 часов.

Вечером внизу -12°С. После -30°С мне кажется совсем тепло, хотя капля, скатывающаяся по термосу, замерзает за полминуты.

На плато был легкий ветер. А наверху ветер был приличный, похоже там дует всегда, поэтому на склонах совсем мало снега. На гору я ходил совсем без лыж.

4-ый день, 29 января

Пара утренних фото лагеря

Поднялся на Саану! Погода примерно как вчера, умеренный минус, внизу слабый ветер, наверху хороший. На спуске ветер еще усилился до 18 м/с (измерял анемометром). Хорошо, что на спуске он попутный, а вот подниматься против ветра приходится в маске

Самые интересные виды были во время подъема

С самой вершины видно хуже, поскольку верх очень пологий. К тому же, когда я был на самом верху, то как раз находился в облаке. Вершина помечена табличкой

На горе находится радиовышка
Видимо к телефонной связи она не имеет отношения, т.к. на плато у меня не было связи, хотя ведь я был совсем недалеко от Kilpisjarvi. Тем не менее ни один из двух телефонов сеть не нашел.

На горе я видел следы, но в этот день я там был совсем один.

Вечером на плато ветер тоже усилился.

5-ый день, 30 января

Собрал лагерь и пошел в обход Сааны. С одной стороны ехать приятно, т.к. тропить совсем не надо. С другой стороны встречный ветер со снежком немного мешает.

Виды вокруг удивительные, и краски на редкость живописные. Вообще можно сказать, что весь поход прошел в сине-оранжевых тонах. Поскольку Солнце в январе не поднимается высоко над горизонтом, весь день длится как будто непрерывная заря – утренняя сразу переходит в вечернюю. И все окрестности окрашены оранжевыми отблесками разных оттенков. Пожалуй мой фотоаппарат не смог их полностью передать

За Сааной находится озеро Saanajarvi. На его западном берегу стоит хижина. Когда я пришел, в ней никого не было. В хижине есть печка, и даже обнаружилась газовая плитка с газом! Плиткой и газом могут пользоваться все посетители, было только написано, что мол пожалуйста не забывайте закрывать баллон после использования. Однако я пользоваться ничем не планировал, поэтому только попил чай из термоса и пошел дальше.

Над озером все было залито оранжевым, очень красиво. Где еще увидишь такие краски, кроме как на севере зимой.

На восточном берегу стоит кота с печкой.
Заглянул в нее и пошел дальше. Пройдя еще какое-то время по пустыне, стал спускаться в зону леса к озеру Cahkaljarvi, которое находится чуть выше 500 м над у.м. На этом озере опять удалось достучаться палкой до воды. Но обходить его по лесному берегу было бы уж очень тягостно. Найдя совсем свежий снегоходный след, я рискнул поехать по нему и удалось пересечь озеро, ничего не намочив. К счастью ехать по озеру нужно было меньше километра.

А вот на озере Saanajarvi со льдом был полный порядок. Думаю, что в зоне леса меньше дует, поэтому снег лежит толстым пушистым слоем и служит для льда хорошим теплоизолятором, защищающим его от морозов.

Добравшись до берега, нашел снегоходную дорогу и проехал по ней часть леса. Поставил лагерь, когда до Kilpisjarvi оставалось меньше километра. Удобно все-таки зимой – можно ставить лагерь в любой точке, т.к. везде есть вода, пусть и не совсем в жидком виде.

На этом я решил поход завершить, и на то были две причины. Прежде всего, было непонятно, что делать дальше. На самом деле в этом районе к северу от Сааны можно было бы придумать запасной интересный трек, и я бы так и сделал, если бы знал, что со льдом могут быть проблемы. Но такое состояние льда для меня было совсем неожиданным. Я был уверен, что уж до точки пересечения трех границ я обязательно доберусь, пусть даже не успею пройти весь запланированный трек, но что-нибудь придумаю на месте. Поэтому взял бумажные карты только для той части района. А для местности за Сааной у меня ничего не было.

Во-вторых, может быть и хорошо, что я не попал на маршрут, т.к. к концу похода у меня начались проблемы с горелкой. Но об этом расскажу подробнее в заметках о снаряжении.

Когда поход начинался, Луна показывалась примерно на четверть, а в эту ночь было уже почти (а может быть и совсем) полнолуние. Умеренный минус и штиль. Хотя к хорошему быстро привыкаешь, и по правде говоря мне было немного прохладно. Как-то быстро организм забыл пережитые -30. А может быть начала накапливаться усталость. Либо дело в какой-то расслабленности от того, что это конец похода. Впрочем не важно, замерзнуть я конечно не замерз.

Вечером помучался с горелкой, решил утром ее не разжигать. С вечера наполнил термос, утром с его помощью позавтракал и быстро под горку доехал до Kilpisjarvi по снегоходной дороге.

Небольшое примечание
Я часто рекламирую полярные европейские районы, но если они вдруг кого-то заинтересуют, несмотря на сложную заброску, то очень надеюсь на адекватность этих людей. Все же в тех местах есть некоторая специфика. Никаких костров, никакого мусора, желательно даже никакого шума. Там можно посмотреть на практически нетронутую природу, это действительно так, я например на европейском севере нигде не видел следов промышленности. У нас, к сожалению, есть загаженные районы типа Мончегорска или Никеля. Там же кое-где проложены дороги и есть очень мелкие населенные пункты. Ну еще где-то размечены тропы, но их совсем мало. Остальная земля выглядит так же, как и пару тысяч лет назад. У нас конечно нетронутой земли еще больше, но, как правило, до нее сложно добраться.

Еще достоинством европейского севера является отсутствие неприятностей со стороны людей. Можно оставить палатку и спокойно уйти в радиалку на весь день, никто к палатке не подойдет. Можно оставить вещи у магазина, и ничего с ними не случится. Я так и делал, не тащить же лыжи в магазин. По всем этим причинам я очень люблю европейское Заполярье, но для тех, кто привык ходить широкой хозяйской поступью с песнями у костра, это не самое подходящее место. Если вдруг туристы начнут оставлять слишком много следов, то финны или норвежцы найдут способ защитить от них свою землю. Они о своей земле заботятся гораздо больше, чем принято у нас, и правильно в общем-то делают.

Заметки о снаряжении

Горелка

Горелка использовалась Optimus Nova+, новая. Я раньше в походах пользовался газом и по бензиновым горелкам не большой специалист. Но на эту горелку никогда не видел плохих отзывов. Фирма надежная, сама горелка вообще не имеет пластиковых деталей, что важно при использовании на морозе. Дома с ней поразбирался, разжег ее на газоне, вроде все в порядке. Решил взять с собой, но в итоге все сложилось далеко от идеала. По совету опытных туристов разогревал спиртом (изопропанолом). Спирт горел чуть больше минуты, полагаю, что этого достаточно чтобы прогреть даже на морозе. И горелка затем прекрасно загоралась, но только в первые дни. Топил Галошей. Я уж было обрадовался как все удобно. Но к концу похода что-то пошло не так, хотя я всегда делал одни и те же действия. Магнитом тоже кстати регулярно под ней водил, как в инструкции написано. Даром что на Галоше, но не сложно ведь.

Затем в -30 она зажглась с 3-го раза. Ну ладно, списал на холод. Потом в -15 то ли с 3-го, то ли с 4-го. Ну ладно, мне не сложно 3 раза зажечь, хотя уже и странно. Но в последний вечер целая битва разыгралась. На улице -12°С и штиль, гори не хочу. Разжигаю, а она не разжигается. Накачивал я сначала про инструкции, а когда она перестала загораться с 1-го раза, на всякий случай стал качать больше. В последний вечер уже чуть ли не двести качков делал, вместо 25-40, как в инструкции. Так что наверно дело не в давлении. Насос раскручивал, выглядит герметично. Сначала грел спиртом, но в последний вечер он уже закончился, перешел на бензин (только мне показалось удобнее наливать его вручную сверху, как спирт, а не выпускать из шланга). В итоге бился минут 40. Прогреваю, открываю вентиль, не горит. Если поднести горящую спичку, то начинает гореть та секция, где находится спичка (то есть видно, что из горелки все же что-то выходит). Убираешь спичку, и все гаснет.

Тогда все закрываю, еще подкачиваю, снова прогреваю и опять ничего. Потом еще бензина подлил, хотя в моей литровой бутылке итак было больше половины, но я долил совсем до метки. Затем опять проделал все то же самое, и тут она взяла и загорелась. Кажется, это именно после долива было, хотя теперь точно не уверен. А уж когда загорелась, стала гореть как обычно, нормальное ровное пламя. Если дело было в засорении (хотя как можно засориться на Галоше?), то как она сама прочистилась? А если не в засорении, то в чем же?

Пока что очень захотелось к газу вернуться. У меня газ без проблем горел в -25°С. Если при более низкой температуре возникнут проблемы, то можно погреть его запазухой или в спальнике. И тогда все точно должно заработать, поскольку газ главное зажечь, а дальше он греется от шланговой горелки и окружающая температура уже не имеет значения. Основная сложность использования газа – в транспортировке. Сейчас в метро не пускают, если видят его на рентгене, так что даже непонятно, как его от магазина до дома довезти. Но наверно лучше поругаться с транспортниками, чем оказаться в походе с горелкой, которая не горит…

Перед походом я не потренировался разбирать и прочищать горелку. Конечно это было ошибкой, но я не ожидал, что понадобится чистить хорошую новую горелку при использовании Галоши. Если же это необходимо, то мне бензиновая горелка в любом случае не очень нравится. Чистить ее на сильном морозе неудобно, даже когда хорошо умеешь это делать. При -30°С вообще хочется поменьше держаться за металлические предметы. Меня даже операция соединения горелки с насосом не очень радовала, ибо никогда не получалась одним движением.

Палатка

Палатка Redfox Explorer хороша как всегда, разве что тяжеловата, но это плата за надежность. Правда в этом походе опять не было по-настоящему сильного ветра, чтобы ее испытать.

Хотя была одна странность в этот раз, но совсем мелкая. Вставляю вечером дугу, а она вставилась примерно на четверть и дальше не идет. Хотя и непонятно, что там может ей мешать. Тогда я ее вытащил и попробовал вставить с другой стороны. Она гладко прошла через весь этот тряпичный канал, но в самом конце выйти не могла, почему-то оказалась внутри более темной ткани. Пришлось ее немного ножиком подрезать, дуга прошла в это вырезанное отверстие и я все установил. Позже дома осматривал эти места и не мог понять, что же именно там произошло. Вроде дуге там негде застревать. В общем чертовщина какая-то. Но поскольку решение проблемы заняло пару минут, не вижу причин на нее жаловаться.

Спальники

Спальника в этот раз брал два. Основной – Сивера Иночь 18. Хороший теплый легкий спальник. На килограмм легче многих спальников с аналогичной температурой комфорта. Единственное, что не понравилось – ночью оторвался шнурок, который утягивает капюшон. Как-то совсем несерьезно он там пришит. Что это за жиденькая тряпочка?

До этого пользовался тремя разными спальниками, каждый из которых был в 2 или 3 раза дешевле Иночи, но у них ничего не удавалось оторвать. А тут в первом же походе. Сначала расстроился, но к счастью удалось затолкать шнурок на место, и там я его пришил. На всякий случай сразу пришил и с другой стороны, чтобы он не держался на одной тряпочке. Некрасиво, зато практично

В целом было несложно, но все же лучше это делать на производстве, а не мне ночью в палатке в -15°С. Счастливым обладателям аналогичных спальников, я бы посоветовал дома заранее укрепить эти места.

Второй спальник – летнее одеяло от Баска, весом около килограмма, на синтетическом утеплителе. Его я застегивал до колен, затем клал молнией вниз, засовывал туда нижнюю часть Иночи, а оставшейся частью одеяла просто накрывался. В сумме тепла спальников хватило на -30°С, правда я спал полностью одетый – термобелье, флис, утепленные штаны, на ногах внутренники от Баффинов. Но это конечно индивидуально, кому-то может и жарко было бы в таком виде. Я же на ходу никогда не мерзну, а вот во сне мне надо утепляться. Конденсат собирался в основном на внешнем спальнике, он стал заметно тверже. Иночь на ощупь почти не изменилась.

Коврики

Из Питера я выехал с пенкой 16 мм и легким укороченным надувным ковриком Trangoworld. Как последний растяпа умудрился забыть пенку в поезде. Хотя всегда проверяю несколько раз, не осталось ли чего. Но она так неприметно стояла в углу… Хорошо, что в Муонио автобус сделал большую остановку и там в супермаркете я нашел тонкие пенки. Купил три штуки вместо одной своей. Зимой я не полагаюсь на надувной коврик, мало ли что может с ним случиться. Тем не менее беру его всегда, т.к. он значительно увеличивает теплоизоляцию. С утра под палаткой у меня никогда не бывает проталин. Много слышал о вреде мороза для надувных ковриков, но мой пережил уже много зимних походов, и ничего с ним не произошло. Когда произойдет, куплю еще один такой же, и продолжу использовать зимой.

Кроме ковриков я по обыкновению стелил на пол сплавовское термоодеяло, хотя и не знаю, есть ли от него реальная польза. Но почему бы и нет.

Обувь

На ногах были сапоги Baffin 3Pin Expedition
Ноги не мерзли, если долго не стоять на одном месте. Но после часа стояния при -30 они замерзнут в любой обуви. То есть по теплоизоляции сапоги идеальны. Если бы они были теплее, в них невозможно было бы двигаться. Большую часть похода я их носил на тонкий носок, но в особо морозные дни надевал еще один поларовый.

Сапоги достаточно мягкие, поэтому для крутых гор не годятся – на спусках будет слишком низкая управляемость. Хороши для тундры и пологих сопок.

Ходить в них без лыж достаточно удобно. Рифленая подошва практически не скользит.

Одежда

Поскольку ветра было мало, я хорошо себя чувствовал в кофте из неутепленного софтшелла, под которой были одна или две флиски. Только на Саану оказалось кстати одеть сверху куртку из авизента. Пуховку носил только в лагере.

Брюки были тоже из софтшелла, в основном их хватало, в сочетании с зимним термобельем. Иногда сверху одевал утепленные брюки фирмы «Век». Хотелось бы их кстати похвалить, ибо брюки хорошие, но стоят при этом раза в 4 дешевле аналогов, например, от Баска. Брюки «Век» были самосбросами, но этой их функцией я не пользовался. Баффины легко снимаются, и было проще и быстрее одевать брюки традиционным способом.

На руках почти все время были обычные перчатки с синтетическим утеплителем. Куплены в сэконд-хэнде, поэтому подробностей о них не знаю, но они очень легкие и быстросохнущие. Мелкие работы делал в тонких поларовых перчатках, которые постоянно намокали от снега и, будучи снятыми, превращались в ледяную корку. Но если эту корку натянуть на руки, то она сразу оттаивает, а перчатки греют даже во влажном состоянии. Были еще теплющие рукавицы от Баска, но фактически не пригодились, одевал их только на верху Сааны.

Лыжи

Лыжи Madshus Annum с геометрией 109-78-95mm. Использовались без камуса, там хорошая насечка и мне ее хватает. Тем более, что и крутых гор не было. В рыхлом снегу хорошо себя ведут, и в целом нет к ним замечаний.

Палки

Палки Fisher со съемными кольцами. Это удобная опция, если надо протыкать снег палкой (например, чтобы найти воду на льду озера), а также при использовании палок как колышков для палатки (все же острием они втыкаются лучше, чем ручкой)

Палки цельные, в лыжном походе складные совсем не нужны. От их компактности при транспортировке пользы не будет, поскольку все равно есть еще более некомпактные лыжи. Зато цельными палками удобно тормозить на спусках, а складные могут не выдержать боковой нагрузки.

Рюкзак

Использовался рюкзак от Снаряжения Каньон-110. Мне он кажется достаточно удобным, а главное он очень легкий для такого объема. Производителем заявлен вес 2,2 кг, я не проверял.

Кроме того, в этом походе я впервые использовал волокуши (санки «Сноуплан-1»), очень понравилось. Разве что в лесу, где рыхлый глубокий снег, они больше мешают. Но на озере и в тундре они очень полезны. Даже жаль, что они были маленькие, хотелось бы скинуть на них больше веса. На волокушах у меня лежал рюкзак 30 литров, куда было сложено все мелкое, но тяжелое. Если привязать рюкзак лямками вверх, то при необходимости он вместе с санками одевается на спину.

Питание

Как обычно в своих походах, питался разнообразными хлопьями, которые заливал кипятком (с сухим молоком). Могу сказать, что лучше идут хлопья, на которых написано «варить 3-5 минут», хотя я их не варю. А хлопья быстрого приготовления получаются какими-то жидковатыми.

В этот раз вышла промашка с сыром и салом, которые я купил в Хельсинки. Почему-то совсем вылетело из головы, что на морозе они замерзают. В -30°С нож их не берет, а больше ничего режущего или рубящего не было. Так что в самые холодные вечера эти продукты приходилось только созерцать. Зато после потепления до -15°С я их настрогал вволю, хотя это тоже было непросто.