Памяти Андрея Геннадьевича Сипайлова

Пишет lorinson, 12.12.2017 12:26

Памяти Андрея Геннадьевича Сипайлова (Горный туризм)
В зимний солнечный день 2 декабря 2017 года в Томске мы проводили в последний путь Заслуженного путешественника России (1999г), инструктора СТ международного класса, кандидата в мастера спорта СССР по горному туризму Сипайлова Андрея Геннадьевича. 29 ноября, после десяти дней реанимации, у Андрея остановилось сердце.

Он родился 19 ноября 1956 года в городе Томске. После окончания школы поступил в Томский политехнический институт (ТПИ), где начал заниматься спортивным туризмом в турклубе института.
За время занятий этим видом спорта Андрей совершил более 30 спортивных горных маршрутов, половина из которых пятой и шестой категории трудности.
Фото. Центральный Тянь-Шань, 1989г. Ночевка на плече п.Горького

Вот перечень спортивных горных походов высшей категории сложности, в которых участвовал Андрей или был руководителем.

Уже в 1976 года Андрей прошел два горных категорийных похода. На Алтае (хр. Северо-Чуйский) совершил маршрут второй категории сложности, а на Тянь-Шане (хр. Ак-Шийрак) – третьей категории. На следующий год Андрей повел группу в горную «двойку» на Катунский хребет (Алтай).

Май 1978 г.

Из воспоминаний Зои Жировой, которая ходила с Андреем в ранние походы.
«Что можно написать про Андрея: интеллигентный, из семьи, где папа был зав. кафедрой ТПИ, но он никогда не кичился этим. В клубе часто появлялся и всегда был организатором всех наших мероприятий, будь то слет или вылазка на природу. На тренировках он всегда веселый, забавный. По организации походов принимал активное участие, мы через профком для походов имели продукты, что очень облегчало нашу студенческую жизнь. Я ходила с ним в 3-ку на Алтай. Поход был грамотно организован, продуман. Есть у нас в клубе Валюха... она почему-то оспаривала все его действия, но участникам это особо не мешало. Надо отдать должное Андрею, что он ни разу не сорвался, как-то все же находил в себе силы и управлял всей командой и походом. Мне лично было интересно побывать на Алтае, посмотреть красоты. Прошли чисто без всяких приключений. Был август месяц, много было ягод, кедровых шишек. Гитара, песни, да все было замечательно. Это один из моих хороших походов.»
Памяти Андрея Геннадьевича Сипайлова (Горный туризм)

В середине 70-х годов Будников В.Я., он тогда работал на кафедре физвоспитания в ТПИ, начал формировать в институте спортивную команду по горному туризму, и Андрей активно ему помогал, выбирая и подготавливая участников групп. Можно сказать, что он был его правой рукой и часто выступал заместителем в трудных маршрутах.
После сложного зимнего похода 1978 года на Терскей Алатау, который считается началом формирования спортивной команды по горному туризму, фактически сборной института, началась череда походов высших категорий сложности (пятой и шестой) в различных горных районах СССР.

Терскей Алатау зимой 1978г

По этим походам Анатолий Фатеев написал книгу с названием «Спортивные походы нашей молодости» (ред. 2016 г.). Она пока в электронном виде, но постоянно пополняется воспоминаниями.
Фатеев А. пишет: «В мае 1978 года, мы - студенты ТПИ (Андрей еще учился), под руководством Виктора Будникова сходили весной в свою первую пятерку на Матчинский горный узел в Таджикистане. После двадцати дней похода в условиях повышенной лавинной опасности, сплошной непогоды, мы все-таки выбрались живыми и почти здоровыми в кишлак Сох. Отчет по этому походу через много лет был найден и выложен на tlib
На гребне Ахун Матча 1978

На Алтае 1980г

«В конце 1979 года мы начали готовиться в горный поход шестой категории на Центральный Памир, отправили железнодорожным транспортом два больших ящика со снаряжением и продуктами. И даже сало там было» - вспоминал Андрей Сипайлов в 2010 году. - «Пошли я и Витька Будников к ректору ТПИ Каляцкому - отпрашивать наших ребят, чтобы перенесли сессию. Ректор вызвал на встречу Андреева, ну известного альпиниста и еще кого-то, не помню. Мы пришли, а у него обстановка такая в кабинете, телевизор играет и там скоморохи на гармошках, запомнилось это. Пришли вопросы решать серьезные, а там телек (телевизор) включен и скоморохи на маленьких гармошках. Начали отпрашивать студентов, чтобы перенесли сессию, не к декану пошли, пошли к ректору. Еще хотели помощь попросить какую-нибудь - финансовую. И Андреев сидит и говорит, а по лыжам у Вас хоть разряд первый есть, как же - на лыжах пойдете. Короче, этот Андреев зарезал нам поход на Памир. И мы такие грустные из кабинета выходим, спускаемся. Но меня конечно поразила обстановка вот эта, мы серьезно пошли разговаривать – а там… Пошли ко мне. Сидим, думаем, ну а карты всегда у меня в чемоданчике. А давайте перенесем эти сроки, парни, вы то есть сдадите сессию, и мы уходим на Алтай. Тут же достали карты, переиграли маршрут. Всё сдали, собрались и отправились на Алтай»

Алтай 1980

«Как написал руководитель в отчете - « После двухнедельной апатии большинство участников пришло к единому мнению, что зимний сезон не должен пропасть». Это сейчас уже думаешь – «лучше бы он пропал», но в те молодые годы мыслилось совсем по-другому и в конце января 1980 года мы отправились в зимнюю пятерку на Центральный Алтай. Как мне постоянно напоминает супруга – «в свадебное путешествие» (женились мы 4 января)» - рассказывает Фатеев А..
Слева направо: Кистанов Саша, Сенкевич Саша, Будников Виктор, Андриенко Коля, Сипайлов Андрей

«И несмотря на аномально сильные морозы той зимой ( местами доходило до минус 40 градусов) основная часть группы прошла следующий маршрут: пос. Тюнгур - пер. Кузуяк (н/ к) - пер. Рериха (3А) - пер. Дивногорцев (2Б-3А) - пер. Герда (2Б) - пер. ТКТ (3А) - пер. Делоне (2Б) - р. Ак-Кем - пер. Ярлу (н/к) - пер. Волга (2А) - пер. Трудный (3А) - пер. Кара-Тюрек (1А) - пос. Тюнгур.
Памяти Андрея Геннадьевича Сипайлова (Горный туризм)

А ходили мы без печек, с простыми капроновыми палатками и бензиновыми примусами. И на ногах – вибрамы из дешевой свиной кожи по 12 рублей, но обшитые сверху капроновой (или простой) тряпкой и пожарным шлангом с меховой прокладкой - внизу.
В апреле 2016 года мы все нашли такие обшитые вибрамы дома в шкафу у Андрея, и на его лоджии я сделал вот такую фотографию.
Реально они выглядят весьма страшновато, но в такой обуви мы и ходили!!!
Готовый экспонат для музея по горному туризму. Это вам не шекельтоны и не современные «пласты»!!!
Памяти Андрея Геннадьевича Сипайлова (Горный туризм)
И что интересно, но ноги мы не поморозили, так как постоянно их отмахивали. Вот мои воспоминания о подъеме на седловину перевала ТКТ, которые забиты толстым гвоздем далеко в глубине памяти. «Шла неустанная борьба за пальцы на ногах и руках, но больше на ногах. Они замерзали с поразительной быстротой после бесконечного количества отмахиваний. Усталость наступала не от подъема по снежно-ледовому склону, а от постоянных маховых движений ногами и руками. Потраченное на эту процедуру время в разы превышало интервалы подъема»
Сверху слева направо: Казанцев Александр, Лукин Андрей, Будников Виктор, Андриенко Коля. Снизу слева направо: Сенкевич Саша, Фатеев Анатолий, Сипайлов Андрей,Маслов Виктор

"В следующее десятилетие я прошел с Андреем еще несколько горных маршрутов. В этих сложных походах Андрей Сипайлов часто выступал заместителем руководителя Будникова Виктора.»

Юго Восточный Памир, на пер. Сибирь

Стоит отметить несколько походов пятой и шестой категорий, пройденных в высоких горах на Памире и Тянь-Шане.
Две «пятерки» томичи прошли в новом районе на Юго-Восточном Памире (Сарезский, Северо-Аличурский и Южно Аличурский хребет). В 1986 году под руководством Андрея Сипайлова пройдена разведывательная горная «пятерка», а в 1987г в этом районе томская группа (рук. Будников В.Я.) совершила поход, который занял первое место в чемпионате России, среди походов пятой категории сложности. В результате этих спортивных путешествий совершено несколько первопрохождений перевалов, и на Памире появились такие названия, как пер. Кедр, В. Липатова, В. Колупаева, Сибирь, пик Томск (Томской экспедиции) и др.

Восточный Памир 1986 на фоне вершины Томск

Вот подробные нитки этих маршрутов: 1987г Кишлак Мургаб - пер. Аташ (н/к) - пер. Сасык Вост. (2А) - пер. Бабеля (3А, п/п) - пер. Советских офицеров Центр. (2А) - пер. В. Липатова + пер. Черный шпиль (3А, п/п) - пер. Стрежевой (2Б,п/п) - пер. Сибирь (3А, п/п) - пер. Э. Рихтера (2А, п/п) - оз. Яшилькуль - г. Хорог отчет по походу
Памир 1987г

1986г г. Хорог – р. Гунт - пер. Штеклозар (2Б) - пер. Клунникова (3А) - р. Гунт - оз. Яшилькуль - пер. Шайтан(Марджанай) (н/к) - пер. Суйды + пер. Каньонный (2А, п/п) - пик Томск (Томской экспедиции) - пер. Акджилга-1 (2А, п/п) - пер. В. Липатова (3А, п/п) - пер. Таджикских туристов (2Б, п/п) - р. Акджилга - пер. Томских туристов + пер. Кедр (3А, п/п) - пер. Виктора Колупаева (2А, п/п) - пос. Аличур.
Памяти Андрея Геннадьевича Сипайлова (Горный туризм)

В походе 1986 года - семь первопроходов, но, к сожалению, отчет по этому маршруту не написан, но у Андрея остались дневники и документы, и участники еще что-то помнят. Может быть, удастся совместными усилиями устранить пробел и написать отчет.

Переправы. Памир 1987

В 1989 году на Центральном Тянь-Шане группой томичей с участием Сипайлова Андрея пройден спортивный поход высшей категории сложности. Это первая полностью пройденная горная «шестерка» Андрея.
Вид с п.Гармо на юг

Шестерка» на Тянь-Шане стала серебряным призером чемпионата СССР за 1989 год, а маршрут 1991 года на Центр. Памире с траверсами пиков Гармо и Коммунизма останется в истории как во многом уникальный проход, связавший в одном автономном походе эти вершины.
Траверс Коммунизма"

Вот подробная нитка маршрута: ущ. Чон-Таш - пер. Средний (2Б, 4300) - лед. Мушкетова - пер. Мушкетова (2А, 4450) - лед. Семёнова - пер. Опасный (3А, 5200) - лед. Краснова - лед. Суходольского - пер. Вертолётный (3Б, 5600п/п) - лед. Створа - лед. Южный Иныльчек - лед. Демченко - траверс п. В. Шатёр по меридиан. хр. (3Б, 6700, п/п) - лед. С. Иныльчек - пер. Карлы-Тау (3А,5250) - лед. Мраморной стены - ущ. Баянкол.
Отчет по этому походу есть на сайте в библиотеке отчетов о спортивных походах. Отдельное спасибо создателям и авторам этого сайта.
Сипайлов на фоне Хана. Фото из отчета 1989 г на Ю Иныльчеке

В походе совершено первопрохождение двух перевалов: Вертолётный и траверс п. В. Шатёр по меридианальному хребту, категория сложности обоих - 3Б со звездочками, и оба до настоящего времени никем не пройденные повторно.
Перевал Вертолетный соединяет ледники Суходольского (на северном Иныльчеке) и Створа (на южном Иныльчеке). Вот как описывает этот перевал в 2006 году Джулий на сайте mountain.ru “Подъем на него с севера проходит по маршруту на п. Горького с севера (в классификаторе его нет, но, по-моему, его ходили, 5Б). Подъем заканчивается на 5600, на плече п. Горького, т. е. почти на километр выше седловины, спуск - это совершенно безумный карнизный гребень до седловины и далее длинный ледовый склон, ледопад ледника Створа (притока Ю. Иныльчека)”.
Памяти Андрея Геннадьевича Сипайлова (Горный туризм)

Вероятнее всего, это один из самых технически сложных высотных перевалов бывшего Советского Союза. Путь на него с севера лежит через западное плечо пика Горького.
На северные стены п. Горького альпинисты обратили внимание только в 2001 году. Маршрут по Северо-Западной стене, 6А к, (рук. Ю.Ермачек) на СВ вершину (6010 м) пика Горького пройден сборной командой Свердловской области. Решением судейской коллегии чемпионата России 2001 года их команда удостоена серебряных медалей в техническом классе.
Фатеев А. пишет: - «Как совсем недавно я выяснил, в те далекие годы, в рамках спортивного горного похода нами было совершено первопрохождение северной стены п. Горького с восхождением на его западное плечо.
Памяти Андрея Геннадьевича Сипайлова (Горный туризм)
В августе 2004 года четверо уральских альпинистов, представлявших сборную команду Свердловской области (рук. А.Коробков), после десяти дней восхождения, поднялась новым путём на Северо-восточную вершину (6010 м) массива пика Максима Горького (6050 м).
Их маршрут проложен где-то рядом с путем группы Ю.Ермачек 2001 года
Согласно классификатора «Классификатор маршрутов на горные вершины. М.; ФАР, 2011г» категория сложности обоих маршрутов соответствует 6А.
Таким образом, исходя из современной информации, наш подъем на перевал Вертолетный с севера - это первый в истории советского альпинизма, пройденный маршрут по северной стене п. Горького. Альпинистская категория вероятно будет не меньше – 5Б. До настоящего времени наш маршрут 1989 года никем повторно не пройден».
Ниже на фотографии показан путь спуск с перевала Вертолетный на ледник Створа и Южный Иныльчек
Памяти Андрея Геннадьевича Сипайлова (Горный туризм)
Вид на южные склоны массива п. Горького. (Фото Фатеева А.В. 2013 г)

«Дальше группа пошла во второй части маршрута вверх по леднику Ю. Иныльчек, а затем по границе с Китаем через вершину В.Шатер спустились на Сев. Иныльчек, с которого через перевал Кырлы-Тау вышли в Казахстан.
На леднике Демченко 1989г
Фото. На гребне перевала Вертолетный

В этом походе с нами ходил Иван Кужиливский с Томского клуба «Янтарь», который снимал кино на большую 16-ти мм камеру «Красногорск». Он сделал хорошие фильмы, один из которых (про перевал Вертолетный) был признан лучшим на кинофестивалях любительских туристских фильмов в Ленинграде и Риге в 1990 и 1991 годах.»
Кужеливский И.И. и Сипайлов А.Г.

В 1991 году на Ц.Памире в рамках автономного похода высшей категории с участием Андрея совершены два высотных траверса – Дарвазской стены через пик Гармо (6506 м.) и пика Коммунизма (7495) с ледника Бивачный на ледник Москвина.

Памяти Андрея Геннадьевича Сипайлова (Горный туризм)
Фото Неудахина В. Слева направо: Сипайлов А., Будников В., Фатеев А., Курносов А, Ворожищев М., Маслов В., Лукьянов А., Попков С.
Фото. Центральный Тянь-Шань 1989г. пер. Вертолетный

После развала Советского Союза с начала девяностых годов наступили трудные времена не только для страны, но и для всего туризма и альпинизма. Многие занялись мелким бизнесом и зарабатыванием денег, кто-то перепродавал западный ширпотреб или выколачивал долги, кто-то растаскивал и продавал остатки советского благополучия. Многие просто пытались выжить, выращивая на огородах овощи.
А кто-то не мог жить без гор и, несмотря на трудности, продолжал ходить в самодеятельные походы. И именно благодаря им, томский спортивный туризм смог преодолеть эти тяжелые времена, дожил до настоящего времени и продолжает развиваться.
Памяти Андрея Геннадьевича Сипайлова (Горный туризм)
Восточный Памир, группа на перевале Клунникова (3А)

В архивах А.Г. Сипайлова есть текст, который явно готовился для статьи про туризм в ТПИ и, возможно, он где-то был опубликован (например, в институтской газете), вот небольшой фрагмент:
«В это время практически все наши клубы перестал существовать. Не стало помещений для сборов, мест для тренировок, прекратились дотации института для развития туристского направления. Только оставшиеся энтузиасты еще собирали команды для проведения походов. Немногие выдержали этот перелом. В девяностые годы остались только «матерые туристы», которые набирали команды и совершали маршруты высших категорий сложности в районах, доступных по средствам и по политической безопасности. Команды формировались и проходили маршруты с участием друзей из других клубов г.Томска, но, тем не менее, руководили походами выпускники ТПИ (автор статьи – А. Сипайлов, Д.Стальмаков (выпускник ФТФ), М.Ворожищев, В.Неудахин (клуб «Амазонки»).

Фото. Центр. Памир 1991г

Из общего списка можно выделить горные походы пятой и шестой категории, совершенные после 1991 года.
1992г. Андрей с командой ездил на пик Е. Корженевской, с пешим подходом и отходом. На вершину не поднялись, ушли вниз с 6800, т.к. их обманули с палатками в верхнем лагере (обещали свободную палатку), и негде было ночевать перед восхождением.
1994 г. Андрей руководил походом – шестой категории на Северном Тянь-Шане (Заилийский Алатау). Ходили вчетвером – Андрей Сипайлов , Ворожищев Михаил, Саша Лукьянов и Сергей Герасименко. Прошли в походе полный траверс гребня пика Комсомола (5 верш, 4Б альп), пика Казахстан, Талгар и много еще чего.
1996г. Андрей руководил походом – пятой категории на Северном Тянь-Шане (Заилийский Алатау). Поднялись тогда на пик. Кан Бастау, прошли полный траверс гребня от п.Калесника – Богатырь - Стальского, потом опять Талгар.
1997г. Полный траверс массива п.Талгар от п. Актау. До Металлурга не дошли, ушли вниз с главной вершины Талгара.
1999г. Андрей руководил турсборами в Актру . После недельных сборов участники пошли под его руководством в поход 5 к.с., с прохождением перевалов Мастерский, первопроход на Маашей, траверс от в. Куркуре до п. Актру, траверс Карагем-Маашей.

Фото. Турсборы

Андрей на вершине Пинелопа Алтай

С 2000 года Андрей Сипайлов ходил в походы с молодежью, передавая им свой опыт и любовь к горам.

Памяти Андрея Геннадьевича Сипайлова (Горный туризм)

2001г – четверка на Алтае (рук. Стальмаков Д.)
На перевале Эйнштейна-Надежда Алтай

2002г – пятерка с восхождением на Белуху (рук. Стальмаков Д.)
На фоне Берельской перемычки
Сарычев Д. и Сипайлов А. на пике Томск Алтай (гребень Зап. Белухи)
Сипайлов А. и Кудоярова Л. на пике Томских студентов на фоне пер.Высоцкого

2003 г - пятерка под руководством Стальмакова Д. на Киргизском хребте Тянь-Шаня. Отчет

2004г. - руководил турсборами на Алтае.
2005г – поход по Южно-Чуйскому хребту Алтая
Фатеев А. и Сипайлов А. на Алтае в 2006г
2006г – поход на северо-Чуйский хребет Алтая

Кроме спортивных походов Андрей много душевных и физических сил тратил на туристскую общественную деятельность. Эта работа не приносит материальной выгоды, но благодаря ей, пока еще и живет спортивный и самодеятельный туризм в нашей стране.
С начала 80-х годов более десяти лет А.Г. Сипайлов являлся председателем Клуба туристов ТПИ, много лет работал председателем МКК этого клуба. С 1979 по 1981 гг. - начальник лагеря «Турист» Томского Политехнического института, 1982 г.- начальник Областного семинара-сбора СТП, 1984г. - начальник учебной части Областного семинара-сбора СТП-СИП, в 1995 и 1999 г. - начальник Областных сборов инструкторской и туристской подготовки, 2004г.- начальник учебной части сборов инструкторской и туристской подготовки.
В течение многих лет был главным судьей слетов и соревнований по ТГТ, в 2002-2004 годах - главный судья Чемпионата Томской области по горному туризму, 2004г.- судья регионального чемпионата по туризму.
Андрей Сипайлов выступил организатором региональной общественной организации «Томская федерация спортивного туризма», в 2005 году он стал ее первым председателем. С этого времени федерация получила государственную аккредитацию и признание на областном уровне.
Имеет судейские звания: инструктор спортивного туризма международного класса. Награжден почетным знаком «Заслуженный путешественник России», знаком «Барс Алтая». Чемпион России (1987) и призер (второе место) Чемпионата СССР (1989) по спортивному туризму, чемпион Сибирского федерального округа (1991), имеет и другие спортивные награды. Был участником в спартакиадах ТПУ в различных видах.
В МАЛе на юге
Фото. На гребне Шатра

Несмотря на большую общественную и спортивную деятельность Андрей защитил кандидатскую диссертацию, и многие годы работал доцентом на кафедре «Теоретической и общей электротехники» в Томском Политехническом университете.
В рамках повышения квалификации закончил: ФПК ТПИ по специальности «Использование ЭВМ в учебной и научной работе» (1982 г.), ФПКП «Владение вычислительной техникой» (1985), «Применение ЭВМ в учебной и научной работе» (1989), проходил стажировки по плану.

Сипайлов А.Г. является автором более 50 научных и методических трудов, среди которых 6 авторских свидетельств, один патент и один патент на полезную модель, учебное пособие с грифом Министерства образования и науки РФ.

Сипайлов Андрей – ветеран труда. Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, юбилейной медалью Томск 400, почетными грамотами ТПУ (ТПИ).

Все, кто знал этого прекрасного и душевного человека, хорошего семьянина, который воспитал двоих сыновей, искренне скорбят о его кончине, и соболезнует родным и близким.
От нас ушёл замечательный человек и надежный товарищ, который большую часть жизни отдал горам и спортивному туризму.

Криницин Г.Г., Сипайлов А.Г. Спортивный туризм в политехническом университете. Томск: Труды международной научно-практической конференции. 1996 г., 145-146с.
Сипайлов А.Г. О спортивном туризме. Томск: Томский политехнический. Физкультура и спорт. 2007 г., 61-65с.