Мои отношения с горой Mt. Shasta в Северной Калифорнии

Пишет Исаак Гилютин, 16.11.2017 06:03

В выходные дни 19-21 сентября 2015 года в возрасте 76 лет я снова отметился на горе Шаста (Mt. Shasta), что на севере Калифорнии. Для тех кто не в теме: её высота 4,322 метра. Я «влюбился» в неё через два года после того, как переселился из штата Нью Йорк в Силиконовую Долину в 1993 году, а в 1995 впервые на неё взошёл вместе с новичком Данилой (речь о нём пойдёт впереди), который тогда был аспирантом Стэндфордского университета. С тех пор я регулярно, раз в году, её навещаю. И на этот раз вроде бы ничто не предвещало особых волнений по поводу «её поведения», потому что сознавая, что в свои 76 лет я уже не так молод, как это было несколько лет до того, я был подготовлен к ней гораздо лучше, чем последние 10 предыдущих лет. Это объясняется тем, что год назад я, наконец, оставил свою работу в качестве президента своей компании и полностью сосредоточился на более частых и продолжительных тренировках, чего не мог себе позволить при наличии постоянной работы. Однако, на сей раз она, хотя и была, как всегда, ласкова на подъёме, сумела совершенно неожиданно показать свой норов на спуске.

Итак, всё по порядку. В этом году впервые за 20 лет случилась проблема с напарником(и). Летом, за два месяца до условленной даты, имелось двое желающих составить мне кампанию – Костя и Вадим. За две недели до намеченной даты Костя решил, что не готов к такой горе и предложил мне сходить с ним на «однодневную» Mt. Dana, которая находится в Yosemite Park и по высоте чуть ниже 4,000 метров, но вся фишка состоит в том, что начинается восхождение от 3,000 метров, куда можно добраться на машине по комфортабельному шоссе. Поскольку моей целью была всё-таки Шаста, я решил подумать. Так как к этому времени и Вадим тоже уклонился от окончательного ответа, я понял, что остался на этот раз один на один со своей мечтой повстречаться с любимой горой в очередной раз. Следует отметить, что моё альпинистское образование и совершенствование прошли в системе советских лагерей (здесь я имею в виду альпинистских, хотя мне не удалось избежать и других, не столь привлекательных) и экспедиций с 1960 по 1975 годы, где я получил серьёзную прививку против одиночных хождений в горах и потому я никогда не рассматриваю соло восхождения, даже на такую не очень серьёзную гору. Если у читателя хватит терпения дочитать до конца моего повествования, то он сможет убедиться, что такой подход совершенно наверняка сохранил мне жизнь на этот раз.

На всякий случай, я всё же послал емайл всем своим альпинистским друзьям, уже не надеясь на осуществление своей ежегодной традиции. Как ни странно, но я почти сразу получил ответ от Данилы, который написал буквально следующее: «Исаак, я вспомнил, что 20 лет назад я впервые зашёл на Шасту (и вообще на первую в моей жизни гору) с тобой и потому хорошо бы отметить эту дату новым восхождением на неё же в том же составе». Надо сказать, что Данила был последним человеком, на которого я мог рассчитывать в этом мероприятии. Дело в том, что он уже много лет как променял альпинизм на ещё более трудоёмкие соревнования – 24 часа non stop ориентирование и даже стал чемпионом США по этому виду соревнований. Я тут же позвонил ему и предупредил, что я уже давно не бегаю по горам, а только мягко по ним хожу и потому ему вряд ли будет интересно идти в моём темпе. В ответ он сказал, что уже год или два ничем не занимается по семейным обстоятельствам, сильно прибавил в весе и ему будет в самый раз сходить со мной на Шасту. Надо ли говорить, как я обрадовался?

Тогда я решил не отказываться и от предложения Кости и сходить с ним на Mt. Dana, рассматривая его как тренировочное перед Шастой, что мы и осуществили 5-6 сентября с Костей и его 18-летним сыном Сашей ко всеобщему удовольствию.

Итак пора переходить к главному, т.е. к Шасте. В субботу, 19-го сентября я проснулся в 3:30 утра и помчался подбирать Данилу. В 4:30 мы уже были на пути к Шасте. До North Gate (тропы ведущей на Северную сторону горы) мы докатились за 7 часов (последние 13 км по бездорожью с большим количеством торчащих на дороге камней и брёвен по сторонам занял целый час). Бросив по $25 c живой головы во врытую в землю трубу (что-то типа страховки за появление в высокогорной зоне) и взяв по санитарному пакету, которые складированы в местном туалете (для тех, кто не знает правил восхождений в США: с горы надо уносить всё, включая собственные экскременты), в 11:45 мы стартовали с высоты ~ 2,250 метров теперь уже с рюкзаками. Надо отметить, что у нас с Данилой разные «подходы к подходу» к маршруту: я всю жизнь на подходах иду в высокогорных ботинках (climbing boots), несмотря ни на какую жару, а Данила привык бегать свои 24 часа non-stop ориентирование в кроссовках. Когда он увидел, что я собираюсь идти в высокогорных ботинках на подходе к горе, он решил, что я это делаю, чтобы не нести тяжёлые ботинки в рюкзаке и великодушно предложил мне, что он готов их нести с тем, чтобы я мог идти на подходе тоже в кроссовках. Поскольку я понимал, что у нас с ним есть небольшая разница в возрасте (всего то 33 года) и наверное, я буду его задерживать, то предложил ему взять вместо ботинок мои кошки, надеясь, что они немного уравновесят наши шансы на успех. Данила с лёгкостью согласился. Здесь следует отметить, что это было в первый раз за последние 20 лет, чтобы я позволил кому-то на горе нести что-либо из моего личного снаряжения.

Итак, за следующие 7 часов, около 7 вечера мы добрались до бивуака, где-то на высоте чуть более 3,000 метров. Примерно через час мы завалились спать, но это совсем не значит, что мы действительно спали. Я, например, не спал в эту ночь ни одной минуты, несмотря на то, что принял двойную дозу снотворного. Надо заметить, что головная боль меня никогда в горах не беспокоит, но, во-первых, мешал ветер, который хлестал полами палатки над моей головой, а во-вторых, и, наверное, это самое главное – у меня из головы не выходил проблемный вопрос, связанный с ледовым склоном на нашем маршруте, о котором так красочно рассказывал Даниле поляк возле машины и предупреждал, что там надо быть очень осторожными. Спал не спал, а в 3 часа ночи – подъём.

Маршрут наш назывался Hotlum-Bolam Ridge, который по Российской квалификации 2А-2Б и не требует хождения в связках, если только все участники не являются новичками.
Около 4-х утра мы вышли по гребню подсвечивая путь фонариками. Далее я пропускаю все детали, поскольку ничего необычного, кроме того, что это оказался самый длинный путь на вершину из всех, которые я проделал на эту гору за 20 лет (с Юга, Севера, Запада и Востока, летом и зимой), хотя допускаю, что мы прошли этот путь не самым оптимальным образом. Альпинисты знают, что на маршрутах это происходит довольно часто, т.е. если идёшь на 2А (трудность), будь готов к 3А, идёшь на 3А, будь готов получить 4А и т.д. В основном это связано либо с погодными условиями, либо с потерей маршрута. Лишь один ледовый склон (не особо крутой, длиной приблизительно 12-13 верёвок) пришлось пройти на кошках, после чего было скальное лазание средней трудности. Наконец около 12 дня мы вылезли на Северную вершину и по перемычке (около 200 метров) достигли главную вершину.

Данила сделал запись в журнале посещаемости и несколько снимков на вершине, после чего мы начали спуск, который, как скоро выяснилось, готовил нам сюрприз.

Спустились по скалам, прошли на кошках уже знакомый ледовый склон и начали траверсировать с Запада на Север несколько скальных контрфорсов, между которыми тянулись снежные склоны. Кошки мы сняли за ненадобностью, т.к. впереди нас ожидают либо простые скалы на контрфорсах, либо снежные склоны между ними. Продолжаем спуск - Данила впереди, я сзади. Наконец, Данила останавливается в раздумье: он хочет перейти на длиннющий (8-10 верёвок) снежный склон и ищет удобный переход со скал на снег. Через пару минут он кричит мне: «Я спущусь на снег здесь, но здесь не комфортное лазание, поэтому тебе рекомендую подняться обратно вверх метров 20 и там выход на снег выглядит значительно легче». Я так и делаю – поднимаюсь вверх (ох, как же это неприятно лезть вверх когда ты уже на спуске!) и нахожу относительно удобное место спуска на снег. Пока я поднимался, Данила вылез на снег и прошёл по нему несколько шагов, результатом чего был его следующий комментарий: «Здесь нужен ледоруб (до этого момента я шёл с палочками, не считая, конечно, ледового склона)». Я поменял палочки на ледоруб и вышел на очень длинный снежный склон. Данила был ниже меня на длину верёвки, которой как я уже упоминал у нас не было.

Итак, Данила, начинает продолжать спуск. Увидев это, кричу ему, чтобы остановился и подождал меня. Сам же я, убедившись, что снег хорошо держит ботинок и склон не очень крутой (не более 20 градусов), решаю попробовать прокатиться на попе (любимом, хотя и не безопасном, способе спуска всех альпинистов), о чём и сообщаю Даниле. Сажусь на попу и начинаю пробное скольжение: 2-3 метра скольжение, затем успешное торможение штычком ледоруба; повторяю это ещё раз – опять успех. Но вот третья попытка выдаёт сюрприз – уже понимаю, что штычок скользит по льду, а вовсе не по снегу, и не «думает» тормозить моё движение, скорость которого с каждым мгновением возрастает. Немедленно срабатывает реакция, которой меня учили ещё в новичках, но которой за многие годы в альпинизме пришлось воспользоваться всего несколько раз, разворачиваюсь на живот и что есть силы давлю на клювик ледоруба. Движение замедляется, но я всё ещё скольжу, хотя и не так быстро. Продолжаю давить на клювик что есть силы и … через несколько мгновений останавливаюсь. Решил, что можно немного отдышаться и собраться с мыслями, что привело к ослаблению моего усилия на клювик ледоруба, результатом чего было новое скольжение. Тут уж я вцепился в ледоруб и больше не думал расслабляться, метра через 4-5 ценой максимальных усилий давления на ледоруб, мне опять удалось остановиться. Может быть благодаря тому, что теперь уже я нашёл дополнительную помощь своему ледорубу – коленями, которые, хоть и оголились во время моего скольжения, но всё-таки тоже упирались в снег, который, как теперь выяснилось, лежал совсем небольшим слоем на поверхности льда. Только теперь я вспомнил, что внизу у машины говорил поляк о каком-то ледовом склоне покрытом небольшим слоем свежего снега, а также упоминание самого Данилы о том, что 3 дня назад на горе выпал свежий снег. И только теперь я начал осознавать, что же произошло: во-первых, чем выше по склону, тем больше выпало снега и тем меньше он вытаял за прошедшие 3 дня и потому пока я был выше, где слой снега был ~10-12 см и лёд, наверное, был не такой твёрдый, я мог тормозить своё движение клювиком ледоруба, а как только я попал в зону большего стаивания снега, так его слой сильно уменьшился (до 5 см), а лёд стал твёрже. И только теперь я вспомнил, что в свои давние молодые годы, когда я ходил в больших горах, как-то Хан-Тенгри, пик Коммунизма, Мраморная стена и т.д., я всегда точил свои кошки и ледоруб перед каждым восхождением, над чем не раз товарищи по «оружию» подсмеивались. Да и Игорь Виноградский в своей нашумевшей книге «Вторая команда» не избежал искушения, рассказав в ней об этом факте моей альпинистской биографии. Ах, как же я в этот момент, с трудом подвиснув на клювике ледоруба, пожалел, что изменил своей альпинистской привычке и ни разу не точил ни кошки, ни ледоруб в последние 20 лет!

Итак, я завис на ледорубе и собственных голых коленях. Слышу сверху голос Данилы: «Исаак, что ты хочешь, чтобы я сделал?». Отвечаю: «Выруби себе лохань, достаточную, чтобы ты мог снять рюкзак, достать и надеть кошки. После этого спускайся ко мне лицом к склону, и остановись слева от меня (это ближайшее место к спасительному скальному контрфорсу). Делай всё это как можно быстрее, т.к. мне здесь не очень уютно». Когда минут через 10 Данила поравнялся со мной, я сказал: «Теперь руби ещё большую лохань здесь, чтобы мы оба могли в ней поместиться, после чего достань мои кошки и помоги мне их одеть». Когда лохань была готова, Данила подстраховал меня во время перехода в неё. Когда кошки оказались на моих ботинках, уже можно было облегчённо вздохнуть. Теперь надо было пройти траверсом к спасительным скалам всего несколько метров, после чего мы оба оказались вне опасности. Теперь кошки опять оказались не нужны, они своё дело уже сделали. И на этот раз бог миловал!

Здесь самое время выразить благодарность моему первому инструктору в а/л «Баксан», 1960 год, большому мастеру альпинизма, Людмиле Андреевне Самодуровой, которая ещё и сегодня находится в строю на удивление всех, кто её знает. Это она заставляла нас по многу раз скользить на попе по снежному склону, а разогнавшись переворачиваться на живот и зарубаться. И доводить все движения надо было до полного автоматизма. Как видите, автоматизм сработал спустя 55 лет!

Теперь пошла обычная рядовая пилёжка к месту ночёвки, куда мы прибыли около 7 часов вечера. Никогда раньше мне не приходилось появляться на ночёвке так поздно. На этот раз рабочий день длился аж 15 часов подряд! Не трудно догадаться до какой степени усталости мы оба дошли, но, конечно, в первую очередь это касалось меня. Поэтому я предлагаю Даниле заночевать в палатке и утром отправиться вниз. За 20 лет это был первый случай, когда мне не хватило 2-х суток из дома в дом для восхождения на Шасту! Однако, Данила сообщает, что он никак не может оставаться, поскольку утром ему обязательно нужно быть на работе. Он также понимает, что в таком состоянии я вести машину не смогу и готов вести её сам все 7 часов. Тогда я предлагаю компромиссный вариант – поспать 3-4 часа и пойти вниз, к машине, часов в 12 ночи при свете фонарей. Этот план и принимается.

Перед тем как пойти спать я дважды спросил Данилу хорошо ли он помнит выход на тропу при переходе с гребня где мы находимся на другой гребень на котором начинается тропа вниз и если нет, то хорошо бы сейчас налегке и при свете сбегать и проверить (это могло занять всего 10-15 минут). Он оба раза ответил утвердительно и послал меня куда подальше спать. После этого я пытался заснуть, но мне это, конечно, не удалось. Но это и не было главным – главным было, чтобы ноги были вытянуты и спина расслаблена. Данила при этом что-то варил на своём микроскопическом примусе и пытался накормить каким-то варевом в том числе и меня. Я с отвращением заставил себя съесть пол кружки чего-то варёного, совершенно не различая вкуса. А дело в том, что обычно я на горе практически ничего не ем, кроме сухофруктов из кармана и такого меня хватает ровно на двое суток. Конечно, обычно за такие двое суток я теряю в весе 2-3 кг, которые восстанавливаются за следующие 3-4 суток. Но тут уже пахнет третьими сутками и я не знаю, как мой организм поведёт себя в такой ситуации. Поэтому я заставил себя насильно съесть это безвкусное варево.

В 10:30 вечера я понимаю, что мне всё равно не уснуть, хотя впереди будет уже 3-я ночь без сна, я вскакиваю, т.к. Данила просил пойти вниз как можно раньше. Мы быстро собираем бивуак и в 11:10 вечера стартуем вниз. Всё идёт без сюрпризов только первые 15 минут пока тропа очевидна. Но при переходе на другой гребень Данила её теряет и мы начинаем блуждать (вверх и вниз) среди крупной и очень крупной осыпи. В темноте крупные камни кажутся очень крупными, а очень крупные кажутся скалами и ориентироваться совершенно не возможно. Мне, конечно, тяжко, но у Данилы рюкзак в два раза, если не более, больше моего. Через час такого блуждания я предлагаю Даниле пересмотреть наш план – вытащить спальники и переночевать там, где стоим до рассвета. А там и все проблемы растворятся сами собой. Но Данила ведь чемпион США по «24 часа non stop ориентированию»! Он упорно устремляется вниз и вскоре свет его фонаря исчезает из моего поля зрения. Ещё через 15 минут я слышу его крик возвещающий о том что он стоит на тропе. Ура! Теперь возможность потери тропы близка к нулю. Итак, сейчас 1:05 ночи и нам надо преодолеть путь, который на подъёме занял 6 часов.

Теперь я иду первым, а Данила за мной – так, он говорит, ему легче идти. Большой рюкзак его сильно измотал и он идёт с большим трудом. Я же напротив – со своим маленьким рюкзаком чувствую себя вполне ничего – всё же сказывается 3-х часовой отдых несмотря на то, что идёт третья ночь без сна. С трудом, но мы всё же достигли моей машины к 5:30 утра всё ещё в кромешной темноте. Но на этом наши приключения не закончились.

Поскольку Данила вызвался вести мою машину сам весь путь домой, не рассчитывая на меня, я решил, что это всё таки через чур и предложил ему, чтобы он поспал первый час, который я поведу машину по бездорожью пока доедем до ближайшего шоссе. Он занял пассажирское кресло и тут же отключился. Я же не торопясь переоделся минут за 15, занял место водителя и мы поехали со скоростью 3-5 км в час. Ещё через 15 минут стало рассветать, а я начал чувствовать, что засыпаю. Думаю, что я засыпал за рулём на одно мгновение раз 7-8 и тут же просыпался. Так мы проехали минут 50 как вдруг мы одновременно проснулись от страшного шума, который производила моя машина. А машина у меня Toyota RAV4 с 4-мя ведущими колёсами (другой машине на такой дороге делать нечего). Оказывается на сей раз я заснул более основательно и через мгновение не проснулся. В результате машина на прямой дороге (поворота не было) въехала в густые кусты, ободрав низ и правый бок, а проснувшись от этого шума я мгновенно вырулил её на дорогу. Надо признаться, что и на этот раз мне сильно повезло – все 50 минут вдоль этой дороги торчали многие сотни спиленных деревьев и пней от этих деревьев. Так что последствия от моего засыпания могли быть куда более печальные. А то, что я не спал уже 3 ночи – вряд ли было бы большим утешением.

Понятное дело, что сон у Данилы пропал начисто и он произнёс: «С тебя хватит, теперь поведу машину я». Ясное дело, что я не сопротивлялся. Дальше мы ехали уже без приключений – сколько ж можно? Я даже сумел подменить его минут на 40, когда у него состоялся телефонный разговор со своим клиентом по работе. В результате он не пропустил ни одного рабочего разговора и мы благополучно добрались до его нового дома в Белмонте. Ну а оттуда я уже сам добрался до своего дома в Сан Хосе, куда я прибыл в 2:30 дня понедельника.

В заключение хочу отметить следующее:
1) Дома я узнал, что за эти 2,5 дня я потерял в весе около 3,5 кг, которые уже почти вернулись.
2) Несмотря на все приключения которые я здесь описал, на этот раз я всё таки не почувствовал такой усталости, какую обычно чувствую после возвращения с Шасты. Это определённо благодаря усиленным тренировкам, которым я посвятил весь прошедший год. Когда я работал я не мог посвящать тренировкам такое количество времени.
3) Ну и последнее это то как важно всегда находиться в горах с надёжным товарищем. Я, конечно, и раньше не сомневался в Даниле, а теперь это лишь подтвердилось.