Ветерану альпинизма Татарстана Михаилу Егоровичу Землянову 80 лет!

Пишет Bloodnyjj, 12.11.2017 13:16

Ветерану альпинизма Татарстана Михаилу Егоровичу Землянову 80 лет! ()
12 ноября основателю секции альпинизма и создателю клуба моржей « Айсберг» г. Альметьевска, почетному гражданину города Землянову Михаилу Егоровичу исполняется 80 лет.

10 августа в составе участников Международной альпиниады, посвященной 100-летию ВОСР, 50-летию массового восхождения на в.Эльбрус и Году экологии в России, в группе альметьевских альпинистов Михаил Егорович совершил восхождение на Эльбрус Западную 5642 м. Этот, пожалуй лучший подарок к своему юбилею он выбрал сам.

Михаил Егорович вспоминает:
– В июле 1967 году, будучи студентом Ленинградского горного института, я оказался на практике в Приэльбрусье, в городе Тырныауз. Мы работали на руднике, где добывали вольфрам и молибден. В это время шла организация восхождения на Эльбрус, посвященная 50-летию Советской власти. А я как раз начал в институте заниматься альпинизмом. Руководитель рудника предложил мне принять участие в восхождении.
Это было грандиозное мероприятие: число тех, кто собирался взойти на Эльбрус, достигло 2,5 тысячи человек. Все было организовано очень хорошо: были проведены предварительные занятия по преодолению травянистых, ледовых, снежных склонов, занятия по скалолазанию. Был развернут настоящий палаточный город: организовано питание, в городке были медики, повара, инструкторы.
Несмотря на то, что в те годы в стране было не очень хорошим снабжение, для восхождения все было организовано прекрасно. Приведу такой пример: для альпинистов стояли фляги с гранатовым, яблочневым соками, подходи – угощайся! В сухой паек входили шоколад, сметана, фрукты, деликатесы – все то, чего люди в обычной жизни не видели. Кроме того, работали фото- и кинослужбы, которые запечатлевали моменты восхождения. Есть фото, где мы выстроились на снежном склоне, создав надпись «50 лет СССР». Так вот эту фотографию делали с вертолета.
Ветерану альпинизма Татарстана Михаилу Егоровичу Землянову 80 лет! ()
Затем состоялся первый коллективный выход на высоту 3800 метров – на вершину Чегет. На этой высоте произошел и первый отсев: у участников восхождения началась горная болезнь. Эльбрус считается действующим вулканом, а сероводород ухудшает состояние: даже опытным альпинистам нелегко бороться с серными испарениями. Так что колонна наша быстро редела.
29 июля в 2 часа ночи мы вышли на восхождение. С высоты 3800 метров мы взбирались на вершину Эльбруса в течение 10 часов. Вид сверху был изумительный, но в какой-то момент внезапно пошел снег с крупой. Кислорода не хватало, мы шли в замедленном темпе, любой рывок давался тяжело.
Как может помочь себе человек в таких условиях? Только спускаться вниз! Люди лежали на склонах, устав от восхождения и горной болезни, все же большинство из участников восхождения оказались людьми неподготовленными. Даже среди альпинистов Эльбрус считается значимой и непростой вершиной. Почему? Она непредсказуема: сейчас может быть светло, тепло и хорошо, а через 15 минут подует ветер, полетит снег, и ты уже пробираешься сквозь него, не видя ничего вокруг. В итоге из 2,5 тысячи человек на западную вершину 5642 метра взошли только 150. Что помогло мне? Во-первых, я ходил в горы и до этого, во-вторых, закалка и плавание в холодной воде.
эльбрусиада
Тогда на вершине Эльбруса стоял мотоцикл, его бензобак использовали как урну: участникам восхождения давали алюминиевые жетоны, на которых каждый нацарапал свое имя, дату рождения и город. Те, кто не мог подняться на вершину, передавали эти жетоны тем, кто мог двигаться дальше. Задумка была такая: когда будет отмечаться 100-летие Советской власти, того, кто будет еще жив, пригласят на Эльбрус. Потому люди и старались передать свой жетон: всякий хотел в будущем стать участником грандиозного мероприятия в честь этой даты.
У сильных людей мечты сбываются!
Ветерану альпинизма Татарстана Михаилу Егоровичу Землянову 80 лет! ()
Федерация альпинизма России и Федерация альпинизма Республики Татарстан поздравляют Михаила Егоровича с юбилеем, восхищаются его жизненным позитивом, желают ему отменного здоровья и спортивногодолголетия! Так держать, Михаил Егорович!

Исполнительный директор Федерации альпинизма
Республики Татарстан Валерий Кудряшов
( Фото из архива Землянова М.Е.)