Дежавю или трезвая оценка неудач

Пишет PhLe, 29.09.2017 23:30

Дежавю или трезвая оценка неудач (Альпинизм)

Дежавю - психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации.

Именно такое состояние я испытывал, читая Пролог в недавно опубликованном рассказе о восхождении на Ушбу.

www.risk.ru/blog/212606

Поворачивать, не дойдя до вершины небольшое расстояния, и по пути вниз чувствовать лопатками ее величественный взгляд тебе в след, не самое радостное ощущение. Но с этим порой приходится мириться.

В процессе чтения Пролога воспоминания всколыхнули воспаленное сознания, нахлынули эмоции, пережитые те моменты. Но через 5 минут сердцебиение пришло в норму, поскольку те ситуации были неоднократно прокручены в голове, проанализированы причины произошедшего, дана оценка и сделаны выводы. Этим и хочу с вами поделиться.

Кстати, кто не читал, рекомендую к прочтению пост на эту же тему www.risk.ru/blog/203903.

Говорят, что поражения призваны сделать нас сильнее. Да, наверное, это так. Но все же хочется, чтобы их было поменьше.

И так, поехали.

Июль 2014: Mont Blanc – Gouter Route

Мое четвертое восхождение в жизни. Имея в активе «классические» для многих стартовые Эльбрус и Кили, я был полон уверенности, что 4800 уж точно мне по силам. Решение делать Блиц двойкой с очень опытным гидом. Поздний прилет в Шамони, недосып, очень ранним утром марш-бросок сразу на приют Гюте. Усталость после дороги и короткой ночи, отсутствие акклиматизации и нулевая скальная подготовка (дебют), превратили марш-бросок в китайский поход длиною 8 часов 45 минут, вместо стандартных 4-5. Бессонная ночь (понятно почему) на приюте. Прогноз погоды 50 на 50, конечно же, сложился на вторые 50, и даже хуже. Погода «схлопнулась» еще вчера во второй половине дня. Ни один французский гид не вывел людей. Вышли лишь три двойки россиян и одна двойка басков. Не путать с испанцами. Когда я спросил, не испанцы ли они, чуть не огреб. Хотя, как их отличить, я до сих пор не разобрался.

Тропежка по ботинок в темноте и пурге по записанному ранее треку, видимость ноль, ветер то и дело пытался уложить мою 100 кг тушу на склон. Через 4!!! часа мы не на вершине, а лишь внутри аварийной хижины Вало (4363 м), а это ровно половина пути. Сил мало, а шансов идти вверх нет вообще. Обнаруживаем в этой консервной банке застрявших со вчерашнего дня молодую пару поляков (девченка первый раз в горах), и молодого французского солиста с рюкзаком 80 литров, спальником на все случаи жизни, в пуховке Zara и без шапки. По моим ощущениям внутри этой жестянки было холоднее, чем снаружи, только не поддувало. Ребята провели там бессонную и достаточно холодную ночь без горячего питья. Мы ввязали их к себе на веревку и проводили до Гюте. После этого был мучительный спуск до трамвая по обледенелым скалам и стертые до крови ноги ввиду неправильно подобранной комбинации носок/ботинок.

Я не могу сказать, что тогда меня посещало чувство грусти от несостоявшегося восхождения, хотя, оно безусловно было ввиду присущего мне максимализма, но это чувство компенсировалось тем, что мы проводили людей до Гюте.

Выводы:

Переоценка собственных возможностей, физических сил, а также техники перемещения по рельефу. Неправильно подобранная экипировка. Да, не повезло с погодой. Но я благодарен МонБлану, который дал четко понять, что я не та Гора, куда вот так пришел-увидел-победил.

Минутка позитива:

Ровно через месяц мы зашли на МонБлан в идеальную погоду по тому же маршруту в более щадящем режиме, добавив ночевку на приюте Тет Рус.

Дежавю или трезвая оценка неудач (Альпинизм)

Именно в том молоке месяц назад я познакомился с Максом Фойгелем и Дэном Савельевым, с которыми позже мы совершили не одно увлекательное восхождение.

А на скалах встретил одного легендарного человека без пальцев на ногах.
Отправлю бутылку вина первому, кто напишет его имя. ;)

Июль 2015 – Mont Blanc – Cosmic route

Нам очень хотелось в горы. Очень. Был июнь, и вроде как альпийский летний сезон начался, но в то лето погода не баловала совсем. Мы смотрели прогноз, начиная с середины июня на каждые выходные, но он все не радовал. Совсем не радовал. В итоге нервы сдали, и во второй половине июля было принято решение ехать, хотя прогноз был не очень. Сильный ветер, холодно, но хоть видимость есть. Тогда я не был так хорошо знаком с Альпами, как сегодня, поэтому следовал классической дилетантской логике «если Альпы, то МонБлан». Предшествующее морозам, в которые мы попали, сильное потепление привело к закрытию маршрута Гюте по причине камнеопасности, поэтому оставался вариант – маршрут Три Горы через приют Космик.

Не имея никакой акклиматизации, мы прямо с самолета закатили на подъемнике на Эгюй Дю Миди 3850 и поскакали вниз в хижину Космик 3650. Первый звонок, призванный остудить горячие головы прозвенел моментально.

Дежавю или трезвая оценка неудач (Альпинизм)

Оторвавшийся на наших глазах серак со склона МонБлан де Такюль, вызвал лавину, перекатившую половину склона четко по пути подъема.

Благо, дело близилось к вечеру, и на склоне никого не было. На этом месте, из-за схода лавин, погибло не малое количество людей в разные годы. Погрустневшие мы отправились спать. Утром разберемся. Ночь, естественно, прошла не очень, учитываю нашу прыть.

На утро был намечен акклиматизационный выход на МБ де Такюль 4248, и в следующую ночь штурм. Подойдя к лавинному выносу, мы обнаружили глыбы льда размером с КАМАЗ. Мы пролезли через этот завал до линии отрыва серака, но дальше оказалось не проще. Сильный ветер передувал снег в совершенно хаотичном порядке. Надувы по колено сменялись полями отполированного фирна, а порой и льда. Вершина скальной башни МБ де Такюля была достигнута.

Дежавю или трезвая оценка неудач (Альпинизм)

И, может быть, она принесла необходимую акклиматизацию, но подъем и спуск при таком состоянии маршрута забрали приличное количество энергии.

Не знаю, каким местом мы тогда думали, но было решено пробовать штурмовать. Ночь была короткой, и желаемого отдыха не принесла. На восхождение я вышел, мягко говоря, помятым.

У местных гидов есть принцип 2+2+2 часа, это время контрольных точек, Де Такюль, Мауди, Вершина МонБлана. Это время при хорошей физической форме, наличии акклиматизации и отличном состоянии маршрута. Мы же вылезли на Мауди только через 8 часов.

Протропив вдоль берга еще около часа

и, дойдя до высоты 4400, где ветер валил с ног,

мы приняли первое верное решение за всю поездку. Надо валить вниз. Но вниз – это только так звучит. Маршрут предполагает выгребание обратно на Де Такюль, на Хижину за вещами, и на подъемник Эгюй дю Миди. Метров 400 набора суммарно, да еще и в конце дня.

Передать состояние подавленности на тот момент невозможно. Это состояние еще долго преследовало меня, но уже с другого ракурса. Я не столько расстраивался на тему, что не зашли, сколько из-за «опять на те же грабли». А мысль о том, что никто в этот день не зашел, коих было и так не много пытавшихся, успокаивали не сильно.

Выводы:

1. Заскок с самолета на такую высоту не может пройти незаметно. Был пропущен этап мягкой ступенчатой акклиматизации. Хотя бы денек в районе 3000 метров.
2. Выход на Де Такюль был перебором. Он может служить акклиматизационным выходом с последующим спуском вниз на отдых, но никак не накануне восхождения.
3. Малое количество людей на горе и состояние маршрута свидетельствовали о том, что не надо.
4. Сигналы, подаваемые горой, были опрометчиво проигнорированы.
5. МонБлан преподал мне тот же урок, что и годом ранее, но отпустил, позволив унести ноги.
6. В прошлом году один гид из Шамони мне сказал, что лично для него этот маршрут закрыт – слишком опасно.
7. Это восхождение в корне изменило мое сознание и отношение к горам. Изменился уровень предварительной подготовки, оценки своих возможностей, добавилось тщательное изучение маршрутов, планирование поездок и восхождений, и прочее, прочее, прочее.

Позитив:

В августе 2017 года мне представилась возможность осуществить 4ю попытку восхождения на эту замечательную Гору. Была пройдена неспешная качественная акклиматизация с выходами на два 4000ка с последующим днем отдыха внизу на Женевском озере. Ввиду того, что погода «сворачивалась» пришлось слегка переиграть планы и выйти на день раньше запланированного. В Гюте не было мест, поэтому пришлось штурмовать с Тет Руса 3200. При выходе на вершину в 14-00 ветер стих совсем. Не было ни единого облачка. А в 15-00, когда мы начали спуск, начал поддувать снова. Это знак? Возможно. Пока мы ночевали на спуске в Гюте, погода испортилась совсем. Проходя скалы, я узнал, что получать градом по каске – это громко, а по телу через гортекс – достаточно больно. По дороге от Тет Руса нас гнал вниз проливной дождь, оставивший по пол стакана воды в каждом из ботинок. Я уверен, что это и был настоящий знак, который мне послал Старый Друг, в качестве напоминания о том, каким разным он может быть.

Август 2015 – Казбек – Классика из Степанцминды

Это тот самый случай, когда ты сделал все, но обстоятельства оказались выше тебя. Я приехал на Казбек в составе группы из 7 человек, чтобы в прямом смысле залить горе неудачи на МонБлане месячной давности. Почти целый месяц я подтягивал спортивную форму ходьбой и бегом по рельефу. На пик не вышел, но для Казбека было с запасом, учитывая факт, что в группе было 4 перворазника, и темп движения группы больше походил на разминку. Программа стандартная: радиалка внизу, переход на метеостанцию, радиалка к часовенке, штурм. Вышли вовремя. Сначала шли не спеша, но, более менее, в графике. На подходе к трещинам прилетела небольшая тучка и припорошила нас крупой в течение 15 минут. А потом случилось то, с чем я не сталкивался никогда и нигде. Два вторых, как они себя называли, гида, взятых «на отстрел», если что, начали саботировать продолжение восхождения, при том, что главный гид был полон уверенности продолжать. По итогу, брошенные веревки и удаляющиеся в сторону метеостанции две фигуры. Погода восстановилась. Все чувствовали себя прекрасно и было принято решение продолжать. Я, страшно представить, оказался самым опытным из группы, поэтому был поставлен замыкающим. Шли мы отлично, но слишком медленно. Никаких претензий к ребятам. Они прекрасные люди, старались, как могли, но темпа было не достаточно, чтобы уложиться в час, когда нужно поворачивать назад с любой точки. На седло мы вылезли к обеду. Прилетело облачко побольше, село на вершину и там и осталось сидеть, даже когда мы спустились на Метеостанцию. В надежде, что оно улетит, как и первое, мы просидели не седле полчаса, но оно не улетело. Гид один, GPS один, видимость менее длинны веревки. Менее часа до вершины, но вариантов нет, и мы двинули вниз.

Перед уходом от отчаяния я выкопал на седле пещеру лопаткой ледоруба и чуть ли не со слезами на глазах почапал за всеми. Это был второй промах за месяц.

Выводы сегодня:

Я так и не нашел ответ на вопрос, что я мог сделать тогда. Кто то скажет, что не надо ходить большой группой, в составе которой есть новички? Я скорее соглашусь, но так получилось.

Поведение местных «гидов» оставлю на их совести и без комментариев.

После этой поездки я купил свой личный GPS, теперь он всегда со мной. Но в той ситуации, скорее хорошо, что его у меня не было. Голова на 5000 метров соображает не очень. Мог возникнуть соблазн сходить в молоке соло на незнакомую гору? Нет. Это равносильно безумию.

Да и Казбек этим облаком дал четко понять, что такое время разворота, что придумали его не зря, и что не нужно выходить на вершину вне этих рамок. Не пущу я вас, сказал он тогда.

Минутка позитива:

Очень не хотелось закрывать летний сезон чередой поражений. Эмоционально нужна была маленькая победа. Ровно через неделю, пока не ушла акклиматизация, был Маттерхорн. Вершина. В погоду на миллион.

Февраль 2017 – Саас Фее (Швейцария) – скитур по окрестным вершинам

Этот зимний сезон лично для меня ознаменовался двумя открытиями. Первое – сплитборд это реально крутая штука (да простят меня лыжники, лыжник из меня никакой).

А второе, эта самая штука открывает тебе ворота к зимним Альпам практически нараспашку. А именно, к зимнему альпинизму. Чапаешь вертикальный километр на лыжах, подходишь под вершинную башню, одеваешь кошки, лезешь туда и обратно, собираешь доску и уфигачиваешь вниз со скоростью, превышающую скорость спуска ногами примерно раз в пять. Про удовольствие молчу. «И рыбку съесть, и на лошадке покататься».

Дежавю или трезвая оценка неудач (Альпинизм)

Детальное изучение района и маршрутов, четкое планирование поездки, заранее заказанные местные гиды, как оказалось на каждый день разные, проверенный бади Димыч Кузьмин. И все шло как по маслу.

23 февраля – Allalinhorn 4027. Спуск в Саас Фее 1900.

24 февраля – Fluchthorn 3800. Спуск в Саас Грюнд 1500.
Скитурили в молоке, на вершине раздуло. В этот день было однодневное понижение температуры градусов на 10-15. Прогноз давал на вершине -27, но одежда выдержала.

Дежавю или трезвая оценка неудач (Альпинизм)

25 февраля – главная цель Schtralhorn 4200. Набор почти 1500 метров, спуск в Саас Грюнд 1500.
Утром, надевая ботинок, обнаруживаю на утягивающем ботинок жгутике маленький узелок, который не проходит через механизм. Не могу расшнуровать, чтобы вставить ногу. Мучаюсь почти час с этим узелком. Выигрываю сражение. Но мы опаздываем на час на встречу с гидом и теряем время в очереди на подъемник, т.к. катающийся народ уже подгреб. В итоге задержка выхода почти на два часа. Отличная погода. Мы дубасим очередной вертикальный километр до перевала Адлер Пасс 3800. До вершины 400 метров. Но гид говорит, что мы вне графика и он не катается по темноте. Спорить с швейцарцами вообще бесполезно. Мы встегиваемся и укатываем вниз без вершины.

Выводы сегодня:

Чувство того, что гид обиделся на нас за опоздание, а он там реально задубел нас ждать у подъемника, у меня осталось до сих пор. Во время восхождения он был не разговорчив, включал форсаж, убегал вперед, а когда мы подходили постоянно твердил, что надо быстрее. Хотел он нас загнать или искренне уложиться в график, чтобы успеть сходить на вершину, так и осталось для меня загадкой.
Понимая наш косяк в данной ситуации, мой максимализм не прошел мимо, и я реально был в тот момент на него сердит.

Однако постфактумный анализ привел меня к следующим умозаключениям:
1. Мой опыт хождений с местными европейскими гидами однозначно говорит, что их нужно слушать. Все решения на моей практике, которые они принимали, по факту оказывались верными.
2. Димыч, чьему мнению я очень доверяю, сказал фразу: «если так случилось, это значит, не надо нам было туда лезть в этот день».
3. Подтверждение правоте его слов я нашел позже на этой фотографии.

Дежавю или трезвая оценка неудач (Альпинизм)

Сияющая «бутылкой» южная стена и опыт предыдущих двух дней на соседних вершинах однозначно говорил, что лезть в мягких Гривелях, надетых на сноубордический ботинок, на такой рельеф точно НЕ НАДО.

А что дальше?

А дальше был еще один прекрасный скитур с Максом Фойгелем в Оберлэнде. Восхождение на Gross Fiescherhorn 4045. Выкатка на Плато Конкордия, единственное место в Альпах, где вливаются 4 ледника.

К чему я все это?

К тому, что тезис «старые песни о главном», тут применяется в полный рост. Горы стояли, и будут стоять. Не нужно расстраиваться неудачам. Это как в бизнесе, чем глубже дно, тем больше открывается возможностей. Если не получилось в этот раз, обязательно получится в следующий. Только выводы из неудач желательно верные делать, в спокойной обстановке, по трезвой и с холодной головой, а удача, она обязательно вас догонит.

Всем удачных восхождений и безопасных спусков.