Risk Weekend: с ветерком!

Пишет Редакция сайта, 28.09.2017 04:14

Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)
Здесь и далее в публикации фото из архива собеседников и редакции

В третьей, заключительной серии этого сезона Risk Weekend: маунтинбайк мы взяли по-настоящему необъятную тему! Всё, что не уместилось в объемный и живой лонгрид, читайте в этом интервью с героями проекта!


Гости Risk Weekend:

Валерия Якубова – Быстро поняла, что тяжёлые стальные велосипеды – это скучно, и купила сначала кросс-кантри-байк, а затем хардтейл.

Андрей Алаторцев – Прорайдер в дисциплинах байкеркросс, слалом, эндуро. Инструктор по горному велосипеду со стажем катания 15 лет.

Серж Мальцев – Мастер спорта по MTB, легенда Российского фрирайда, член сборной России и участник Чемпионатов и Кубков мира 2003-2009.

Антон Румянцев – Чемпион России 2015, участник этапов Кубка мира по даунхиллу, двукратный призер 24-часовой гонки по даунхиллу в Австрии.


Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)

Расскажите свою историю, что связало вас с горным велосипедом?

Валерия: Сначала, как и все дети, я каталась на велосипеде на даче, но быстро поняла, что тяжелые стальные велосипеды – это всё-таки скучно. Тогда я купила себе кантрийный велосипед (для езды в стиле кросс-кантри – прим. ред.). Ездила на «кантрийнике» на даче, потом перевезла в город. В какой-то момент и это стало скучно, поскольку особой цели кроме кардио-нагрузки я в этом не видела. Тогда и пришла идея купить хардтейл – более спортивный велосипед – на котором уже можно что-то интересное делать. Так для меня началась эпоха спортивного велосипеда. MTB стал для меня хорошим решением: у меня два велосипеда, хардтейл и двухподвес, и я могу на них как выехать в парк покататься, так и вырваться на памп-трек.

Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)

Андрей: У меня всё началось с BMX-трека, как ни странно. Я катался на Аисте, году в 2000-2001, и проезжая метро Коломенская наверху нашёл BMX-трассу, а через полтора года мне подарили большой велосипед и я начал там прыгать, влился в тусовку, и вот так с экстримом и понеслось!

Это достаточно опасный вид спорта – вас это не останавливает?

Валерия: Меня это останавливает. Иногда довольно сильно. Я несколько лет не ездила на велосипеде – у меня появился сильный страх. До этого я рисковала и прыгала, но со временем всё же приходит какое-то чувство самосохранения, этот инстинкт становится более выраженным. Но я катаю, когда чувствую себя уверенно, если есть тёплые деньки и возможность «прикатать» сложный участок. Но если меня одолевают сомнения, например, прыгать роуд-гэпы – я их не прыгаю.

А какие спуски тебе хотелось бы преодолеть?

Валерия: Хочу попасть в Морзин, у меня многие друзья там были и говорят, что там есть трассы для любого уровня. И к тому же там очень красиво! Природа прекрасная, можно и пофотографировать – я сама по большей части даже больше фотограф, чем райдер!

Антон: Хотелось бы побывать в Уистлере в Канаде. Там один из самых больших байк-парков в мире с сотней километров подготовленных велосипедных трасс с трамплинами, всевозможных, простых и сложных, с большими прыжками и маленькими... И ещё там катается реально много людей! Это такая Мекка мирового экстремального горного велосипеда.

Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)

Насколько открыто ваше сообщество? Легко ли попасть в тусовку?

Андрей: Когда собирается гонка, например, здесь в Протвино – это больше не ради соревнования как такового, а ради тусовки вечером у костра. Посиделки, общение, совместная катка – это очень объединяет участников и зрителей!

Валерия: Попасть в байкерское сообщество достаточно легко – достаточно иметь велосипед и желание кататься. Всегда можно спросить что-то у ребят, попросить совета, и они все тебе с радостью об этом расскажут. Если что-то случится или сломается, помогут починить, одолжат инструмент, поделятся аптечкой. В следующий раз, когда человек приезжает, его уже все узнают и довольно тепло относятся к новичкам.

Сергей: Байкерская тусовка достаточно большая и интересная, очень легко влиться в любую компанию, потому что всегда на каждом споте есть люди, увлечённые этим делом. Если ты купил велосипед, подъехал, заинтересовался – естественно, тебя введут в курс дела, покажут трамплины, объяснят, как прыгать. Но тот дух единения, который был в 1990-е годы, когда я начинал кататься, уже почти не ощущается: в те золотые времена все велосипедисты знали друг друга, а если не знали, то всё равно здоровались, поднимая руку… Сейчас очень много разных тусовок, которые, грубо говоря, стоят стеной. Нас, конечно, объединяют соревнования, общие увлечения, но мы друг для друга немного чужие – здесь, скорее, объединяет география или общий клуб. Причём мы можем очень тепло общаться в живую, но при общении в Интернете легко поссориться на ровном месте даже с лучшим другом, так что не зря говорят, что интернет как-то людей портит. Поэтому лучше чаще собираться, приезжать на соревнования, вместе купаться, загорать, есть шашлыки – объединяет как раз живое общение!

Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)

А много ли девушек катает? Как обстоят дела с женским маунтинбайком?

Валерия: У нас есть очень сильные спортсмены, например, Вика Замалеева, которая выступает в Европе. В целом, по стране, женщин профессиональных райдеров, к сожалению, мало. Но так как маунтинбайк в России только недавно встал на уровень спорта, мы потеряли много лет – женский маунтинбайк показывал бы впечатляющие результаты, случись это раньше лет на десять.

Андрей: Девушек в маунтинбайке, особенно в экстриме, существенно меньше, чем пацанов, что логично: девчонки обычно боятся даже попробовать, хотя ничего сложного, по сути, здесь нет. В принципе, любую девушку можно посадить на велосипед, объяснить пару вещей и, если она не будет сильно заморачиваться и бояться упасть или что-то сломать, то сможет прогрессировать и катать на одном уровне с пацанами.

А кто быстрее учится?

Андрей: Что касается обучения, то всё зависит от человека. Нет такого шаблона, что кому-то легче даётся. Есть девчонки, которые сразу схватывают, есть пацаны, которым нужно долго объяснять и расставлять по полочкам или бороться со страхом…

Маунтинбайк как спорт тесно связан с тонкими настройками велосипеда: насколько влияют на эффективность вес конструкции, собственные модификации?

Валерия: В маунтинбайке большую роль играет велосипед – он очень сильно может помочь райдеру. Но сначала лучше нарастить технику, а потом собирать велосипед. Без мастерства даже самый крутой и технологичный велосипед не проявит себя на все сто процентов, даже на 10 не проявит! Хотя есть мнение, что длинноходный двухподвес может простить некоторые ошибки, где-то помочь, но при этом спровоцировать другие: например, человек не обращал внимания на каменистую секцию, потому что подвеска хорошо за него отрабатывает, а потом пересел на хардтейл и не понимает, почему у него то заднее, то переднее колесо подбрасывает… Человек, который хорошо ездит и понимает что и зачем – он и на хардтейле будет ездить как на двухподвесе, помогая ему «прилипать» к трассе и проезжать с большей скоростью.

Андрей: Маунтинбайк – это такой гибрид технического вида спорта с физическим. Сборка велосипеда, безусловно, важна, но не настолько критична. Например, если велосипед для слалома в среднем весит 11 – 11,5 кг, собрать велосипед в 9 кг можно, но это не даст особого преимущества, а вот тяжелый велосипед в 13 кг и выше будет серьёзно ограничивать возможность быстро кататься. Для даунхильного велика вес 16 кг вполне нормальный, для эндуро оптимальный вес – 13-15 кг. Легче – можно, но чтобы было прочно, придётся выложить очень много денег.
Сейчас в больших велосипедах, преимущественно двухподвесах, часто используются карбоновые рамы, они позволяют сделать вес существенно меньше без ущерба прочности – но такие велосипеды стоят как недорогая иномарка.

Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)
Стройте свои маршруты, опираясь на информацию о предыдущих тренировках вместе с велокомпьютером с GPS Polar M460 и умными часами Polar M430. Они есть среди экипировки на этом фото.

Что лежит в ремкомлекте у маунтинбайкера?

Антон: С собой я всегда беру запасную камеру, насос, заплатки, набор шестигранников – в общем, базовый набор инструментов и запчастей, которые каждый велосипедист носит с собой, чтобы исправить простую поломку и не испортить день катания. Кроме стандартной аптечки беру с собой воду, батончики, чтобы подкрепиться.
Телефон с собой нужно иметь – на случай, если что-то пойдёт не так! Здесь на памп-треке ещё есть вероятность, что какой-то случайный прохожий вам как-то поможет, то на более серьёзных даунхилльных трассах в горах, люди встречаются редко, и помочь может оказаться некому. Поэтому вопрос связи нужно продумать очень тщательно, записать на всякий случай номер спасателей и иметь его под рукой. Особенно, если вы катаете в одиночку.

Валерия: Я всегда с собой беру набор инструментов, потому что велосипед может сломаться, когда меньше всего этого ожидаешь! У меня стандартный чемоданчик, но включает в себя даже съёмник шатунов, даже хлыст для снятия каретки. А в аптечке у меня в основном антисептики, бинты, пластыри, эластичный бинт, вата.

Валерия, где ты обычно тренируешься?

Валерия: Я раньше каталась много где: и в Филёвском парке, Битцевские трейлы потрясающие, есть споты в Капотне, в Кузьминках есть так называемое «Стрельбище», там дёрты, очень нравится Ерино, потому что есть трассы для любого уровня – даже ребёнок на тормозах сможет сползать по многим трассам, отрабатывая технику.

А если говорить о Москве и Московской области, то какие споты пользуются самой большей популярностью?

Андрей: Популярные споты в Подмосковье: Протвино, байк-парк в Ерино с маленькими перепадами, но с достаточно интересными трассами – их немного, зато можно укататься за один день! В Москве это памп-трек в Строгино, горнолыжка в Орехово, там байкер-кросс и несколькои даунхильных трасс, Чулково, там тоже есть, что попрыгать, кантрийные трассы тоже имеются…

Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)

Что может помочь сделать катание максимально в «кайф»? Можете назвать пять пунктов?

Андрей: Первое – это всегда проверять велосипед перед выездом, чтобы он был технически исправен. Тормоза, переключение, давление в покрышках – многие не обращают на это внимания, а потом прокалываются и падают на ровном месте… Второе – всегда надевать защиту, и, прежде всего, шлем. Без него на улицу даже съездить за хлебом не выхожу в последнее время. Есть разные заморочки по поводу того, чтобы не ронять шлем, не надевать чужой…

Валерия: Нужно катать в защите – защитить колени, голени, локти, голову – потому что любое падение в принципе довольно сильно отражается на физическом состоянии и удовольствии от процесса. Хорошее настроение. Хорошая физическая форма и отличное самочувствие – если температура или какое-то недомогание, то лучше не ездить из-за большого риска где-то ошибиться. Хорошая компания и велосипед, который нравится! И место – это может быть близко к дому, а может стать целым событием с загородной поездкой, куда можно взять друзей, еду.

Всё-таки для тебя маунтинбайк больше досуг или спорт?

Валерия: Лично для меня маунтинбайк – это досуг. Потому что я не стремлюсь стать спортсменом, для этого нужно очень много рисковать, а я к этому не готова. Я рискую в меру своего желания и в меру своего страха.

Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)

(Глядя на ссадины собеседника) Андрей, как это произошло?

Андрей: Я заходил на внутренний поворот, а потом решил пойти на внешний, но как-то не вошёл ни в тот, ни в другой…

Почему случаются падения?

Андрей: В основном по собственной глупости! Падения случаются либо когда ты слишком в себе уверен, либо слишком рассеян. В данном случае я упал из-за самоуверенности, думая, что ничего не произойдёт, как назло не надел защиту, не закрыл колени, и «прилёг» в достаточно простом месте!

Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)
Чтобы, отправляясь на покатушки, не пожалеть об утраченных гаджетах и при этом оставаться на связи, заведите себе ударопрочный телефон, например, такой как Aermoo M1 и не бойтесь приключений!


Как уберечь себя от падений?

Андрей: Падения в любом случае случаются! Для подстраховки, чтобы сгладить последствия, лучше походить на занятия, где учат правильно падать – любые секции борьбы первое время учат именно самостраховке и тому, как правильно группироваться при падении. Это всё работает и для велосипеда. А ещё очень важно научиться в критический момент как можно дальше отбрасывать от себя велосипед, потому что руки или ноги могут запутаться, а это приводит к более жёстким травмам.

Сложно ли учиться маунтинбайку человеку, который до этого просто крутил педали по городу?

Андрей: На вопрос, можно ли сразу взять велосипед и поехать в горы, я бы ответил так: за пару недель я бы смог подготовить человека к первому выезду в горы, почему бы и нет?

Что нужно знать о тренировках, готовясь к первой поездке в горы?

Антон: Чтобы научиться кататься на горном велосипеде, нужно развивать как физическую базу, так и техническую, тренируясь на разных спотах, например, на памп-треках – наборе поворотов и кочек, позволяющий совершенствоваться, с помощью прокачивания этих кочек. Грубо говоря, как мы качаемся на качелях, так же мы раскачиваем велосипед на этих кочках – это позволит уверенней чувствовать себя на велосипеде, особенно в горах.

Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)

Помимо тренировок на улице в виде трейлов и специальных трасс важно работать над общей физической подготовкой: базу мы обычно нарабатываем в зале, кто-то занимается дополнительно какими-то смежными видами спорта, скалолазанием, вейкбордом. Лично я зимой часто хожу на батут, чтобы улучшать координацию – это очень помогает в управлении горным велосипедом, и в экстриме это помогает тоже. В детстве у меня не очень получались прыжки, кувырки, тем более сальто, мне это казалось достаточно сложным, но, открыв для себя батут, я буквально за одну зиму научился делать сальто вперёд и назад. Но самое главное, я понял, как мне это поможет лучше управлять велосипедом и собственным телом: я стал чувствовать себя уверенно даже в тех ситуациях, когда велосипед мало управляем, например, на сыпучем грунте или в дождливую погоду.
В тренировках, как в любом виде спорта, в маунтинбайке важно даже не то, где и как вы тренируетесь, а важно насколько регулярно: если часто кататься на любом велосипеде, начиная с кросс-кантрийного и заканчивая шоссейным, в том числе и экстремальным, то это в любом случае плюсик к вашему скиллу. Поэтому чем больше мы катаемся – тем лучше мы катаемся.

Какие наиболее частые ошибки совершают начинающие маунтинбайкеры?

Андрей: Самая типичная ошибка – нависание над рулём, когда руль используется не для управления велосипедом, а удержания собственного веса. Соответственно, руки и плечи остаются напряжёнными, в какой-то экстренной ситуации на спуске колесо утыкается в камень или корень – и человек летит через руль. Всё потому что вес как бы оказывается спереди, и напряженные руки не могут отработать этот удар.
Правильно стоять на педалях, распределяя вес с помощью спины в ноги, а руки при этом остаются свободными от нагрузки – их можно согнуть, что-то прожать, отклониться назад, смягчить удар и так далее.

Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)

Антон, а ты помнишь свой первый спуск?

Антон: Я очень хорошо помню свой первый спуск с горы! Около десяти лет назад, катаясь уже определённое количество лет в Москве, пытаясь уже прыгать, я услышал, что в Крыму есть такая маунтинбайкерская мекка Алушта, где проводят культовые соревнования Alushta Cup. И тогда я решил поехать вместе с товарищем туда, чтобы впервые попробовать настоящий даунхилл. У меня тогда не было подходящего велосипеда, я поехал на том, что было. Сев в поезд Москва-Симферополь, мы познакомились с одним парнем, который сказал: Зачем нам эта Алушта без подъёмника, поехали лучше на Ай-Петри – там есть подъёмник и нормальный настоящий даунхилл. Мы недолго думая согласились. В первый день мы поднялись, с нами была ещё девушка, подружка того парня, долго шли до трассы, потом начали спуск – всё, как я представлял, эйфория! Но девочка спускается медленно, мой товарищ едет ещё хуже, чем я, тот человек, который нас сюда привёз, уносится куда-то вперёд, не оглядываясь – и наш спуск затягивается на часы… Для справки, обычно спуск там занимает около 15-20 минут. В общем, где-то к середине нашего спуска на горе уже начало темнеть, и мы впотьмах, а у меня ещё и чувство ответственности серьёзное, я за всех переживаю, где-то пешком, где-то едем! И вот уже звонит телефон, звонит Костя, спрашивает, «Антон, ну вы где?». Нет, потом мы все благополучно спустились и следующие 10 дней непрерывно катались, но этот спуск очень запомнился, было круто!

Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)

Маунтинбайк – спорт для всех? Андрей, кому бы ты рекомендовал попробовать, а кому – нет?

Андрей: Экстремальные выезды в горы, памп, слалом – всем этим может заниматься любой, кто не боится большой скорости и каких-то препятствий на велосипеде.

Что тебя вдохновляет в маунтинбайке?

Андрей: В велосипеде всегда есть простор для саморазвития: ты ищешь новые траектории, едешь по ним и испытываешь кайф от этого! Но начинается это тогда, когда ты полностью расслабляешься на велосипеде, не зажимаешься, а просто катишься. Это уже не борьба с собой, трассой, велосипедом, а чистое удовольствие от того, что ты делаешь.

В каких соревнованиях ты участвовал? Отмечены ли заранее какие-то даты на вело-календаре?

Антон: Соревнования по России проводятся достаточно часто, особенно если взять даунхилл на Урале. Например, под Магнитогорском есть самый раскрученный курорт для велосипедистов «Банное» - там есть очень удобная и быстрая канатка и достаточно большое разнообразие по трассам – они все достаточно жёсткие, зубодробительные, но туда каждый год стягивается куча народу. В европейской части MTB-Enduro захватывает позиции – есть российская эндуро-серия из пяти этапов, географически от Петрозаводска до Сочи и Алушты.
Но в последнее время соревнований, фестивалей и гонок стало меньше, это факт. Стало меньше организаторов, меньше людей, способных делать серьёзные мероприятия. Если раньше были и настоящие соревнования, и дворовые гоночки, то сейчас остались разве что традиционные соревнования, которые проводятся давно и упорно в одном месте силами энтузиастов, как, например, в Протвино.
Я очень скучаю по тем ощущениям, когда уже зимой ждал того замечательного дня, когда мы все вместе поедем огромной тусовкой в Орехово открывать сезон. Это время прошло, ничего страшного, ещё чемпионат по даунхиллу ежегодно проходит, это уже хорошо!

Разница между маунтинбайком в России и за рубежом всё ещё существенная. Что нужно знать и уметь, чтобы побеждать за пределами нашей страны?

Антон: Здесь специальных секретов нет: чтобы составлять конкуренцию на мировой арене, нужно посвятить очень много времени тренировкам, тренироваться на лучших и известных трассах. Конечно, можно обойтись компромиссами и тренироваться у нас, но, к сожалению, в настоящий момент в России практически отсутствуют серьёзные трассы мирового уровня, которые на голову выше наших, и добиться достойного результата практически невозможно. Так что нужно идти по пути, которому следовали все мировые звёзды в том же сноубординге или чём-то ещё – нужно тренироваться с самыми сильными в Европе, в Штатах, на тех трассах, на которых эти люди ездят.
Хочется добавить, что пусть не в даунхилле, где есть своя специфика и прямая зависимость от трасс, но в смежных дисциплинах у нас есть ребята, которые себя очень хорошо показывают, например, в MTB-фристайле, кто на мировой арене уже известен: Паша «Вишнёвый» Алехин и Петя Андреев. В BMX-фристайле тоже есть ребята, которые на мировых соревнованиях занимают места.

Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)

А если говорить в общем, зачем маунтинбайкеру соревнования?

Антон: Соревнования нужны для того, чтобы повысить планку в том, чего ты можешь добиться сейчас. То есть, катаясь в одиночку, можно бояться что-то прыгнуть, где-то недоработать, а соревнования позволяют эту границу в себе расширить, немножко переступить этот порог и сделать что-то новое.
Хотя соревнования – это ещё и риск, потому что там полностью выкладываешься и забываешь про все страхи и предосторожности, поскольку главная цель – результат. И ты идёшь к ней, не оглядываясь.
На соревнованиях есть одна такая забавная штука: те люди, которые очень круто катаются сами по себе, но приезжают на соревнования, нервничают, и не показывают ничего. А есть, наоборот, те, которые на соревнования собираются и выстреливают, хотя до этого катались довольно обыденно. Такой вот способ пощекотать себе нервы перед финальным гудком, перебороть волнение и выдать всё, на что ты способен.
Самое интересное, что сам процесс после старта я вообще не помню, только так прямыми включениями – тут проехал, там повернул – а в остальном просто ощущение нирваны. Я ещё заметил, что у меня самый хороший результат на соревнованиях получается тогда, когда я реально ощущаю кайф от того, как качусь. Просто, если я еду и получаю удовольствие, не забиваю голову мыслями о лимите времени и ошибках.

Какой вид велосипеда требует большей физической подготовки: шоссейник или маунтинбайк?

Антон: Если говорить о физике, то это циклические виды спорта: шоссе, кросс-кантри, какие-то аналоги вроде циклокросса. В экстремальном горном велосипеде, в даунхилле, эндуро, большую роль играет техническая составляющая – конечно, играет роль велосипед, однако очень большое значение имеют именно твои навыки, чем лучше ты умеешь их применять, тем лучше ты едешь. Физическая форма тоже имеет значение, но сильно уступает этим двум составляющим маунтинбайка. Грубо говоря, у человека с любым телосложением есть шансы добиться успеха в маунтинбайке: например, к нам приходят безбашенные новички и начинают очень быстро добиваться результата. Впрочем, так же легко разбиться, поломаться, бросить это занятие. Маунтинбайк – такой вид спорта, где нужно соизмерять риск со своими возможностями. Можно чуть-чуть закрыть глаза, отключиться и выдать на полную, но нужно понимать, чем это чревато.
И чем старше ты становишься, тем сильнее ты начинаешь эти риски ощущать. С возрастом каждый раз приходится страхи свои перебарывать. По себе могу сказать, что есть какие-то препятствия, которые десять лет назад я прыгал и помню, что их прыгал даже на каком-то плохом или дешёвом байке, но их не менее страшно делать сейчас. Получается такой момент, что ты всё время регулярно себя перебарываешь. И это очень важно делать регулярно – так ты не откатишься назад в своём мастерстве маунтинбайкера. Вот мы и боремся!

Risk Weekend: с ветерком! (Вело, маунтинбайк, горный велосипед, мультимедиа, спецпроект, горы)

А до какого возраста можно посвятить себя маунтинбайку?

Антон: Катать на велосипеде можно до тех пор, пока ноги крутят педали. Какого-то ограничения по возрасту нет, если вы чувствуете в себе силы, что можно кататься – почему бы и нет? Зачем ограничивать себя какими-то стереотипами? Просто нужно найти баланс между семьёй, работой и своими увлечениями и риском, на который ты готов идти – тогда всё будет отлично!

Расскажите про боль и страх: как вы боролись со страхом во время своих первых спусков?

Сергей: Я начал кататься в 15 лет, тогда была полная безбашенность, но были и сомнения, так как всё ещё было непонятно и незнакомо. Хотя страха не было, наоборот, было желание покорять какие-то вещи, мол, если кто-то съехал, значит, и ты сможешь. Были только технические ограничения: велосипед не подходил или опыта не хватало… Например, у меня не хватала денег на задние тормоза, и с горы я спускаться не мог, но зато открыл для себя дропы – сначала прыгнул метр, потом два, три, и стал фактически пионером дропинга в России!
Почти за десять лет катания у меня не было переломов, но я постоянно ходил в ссадинах и синяках, и это стало настолько привычным, что при перерыве, например, зимой, когда всё это зарастало, было даже как-то непривычно – ничего не болит, не чешется!
Конечно, с возрастом страх ярче проявляется, и это, в первую очередь, связано с перерывами и травмами. Это всегда откатывает тебя на уровень ниже, поэтому чтобы быть в форме, нужно постоянно кататься и стараться делать это безопасно. Хотя, если охота кататься быстро, травмы могут случаться.
Сейчас я катаю в максимально безопасном для себя режиме, выбираю комфортную для себя скорость и стараюсь не переходить черту: я знаю, что могу упасть, ушибиться, но не поломаться. Я рад кататься в своё удовольствие, но при этом достаточно ответственен, потому что знаю цену риска, мне ещё надо кормить семью, и убиться я не хочу.
То, что может казаться ужасным и опасным с первого взгляда, для меня стало уже обыденным, потому что у меня есть большой опыт, уверенность движений и полное понимание того, что я делаю.



Антон: Есть такая фраза: не страшно – не интересно. Про страх спрашивают все, мол, страшно? Конечно, страшно. Мне точно. Но если бы не было страшно, не было бы повода перебарывать этот страх.
Каждый раз, садясь на велосипед всегда немножко страшно. Перерывы – они всегда сгущают краски. Стоит чуть-чуть отложить велосипед в сторону, в следующий раз, приезжая на то же самое место, на трамплин, который 150 раз прыгал, уже задумываешься. Но можно со страхами бороться! Это интересно, но важно это делать понемногу, не стоит сразу выше головы прыгнуть, помнить, что ты умеешь, а что подзабыл.
Как я борюсь со страхами? Всё очень просто. Я подъезжаю к препятствию, оцениваю его сложность и дальше решаю для себя: готов я или нет. Если я не готов сегодня, то я просто его объезжаю! И в последующие дни, проезжая мимо, я привыкаю к нему, проговариваю скорость, длину, которую нужно преодолеть. А потом просто беру и делаю!



Как разобраться во всех дисциплинах MTB и выбрать что-то своё? Почему вы выбрали даунхилл, и как он повлиял на ваш образ жизни?

Сергей: Когда я начинал, все катали кросс-кантри с элементами экстрима. Мы это называли по-разному: и «фрирайд», и «даунхилл» – в общем, как только не называли, но все ездили на одинаковых велосипедах, кантрийниках, и хорошо, если были передние амортизаторы! А так это было очень высокое седло. Мы на них даже ездили в горы, с ужасными ободными тормозами как-то спускались. И потихонечку технический прогресс пришёл в Россию, железки стали доступнее, даунхильные двухподвесы стали дешевле, резина толстая появилась, дисковые тормоза! И всё это в итоге перестроило наше катание из кросс-кантри уже в экстремальное увлечение.
Я бы поделил стили катания на горном велосипеде так: первая стадия – это туризм, то, что доступно любому человеку, с семьёй, с детьми, поехать в небольшой поход на выходные или на неделю, и это не требует какой-то специальной подготовки и навыков. Вторая стадия – кросс-кантри, когда ты подучился и уже пытаешься чего-то достичь, ставишь цели, стараешься быть быстрее. Среднее звено – фрирайд и эндуро, для тех, кто получает удовольствие не от соревнований, а от самого процесса, можно ехать в горы, можно прыгать в парке, но здесь уже начинается тяга к экстриму. А даунхилл – это эволюция MTB, это величайшее наслаждение от езды быстро и качественно вниз!
Можно ехать вниз и бояться, но когда ты почувствовал это состояние, когда ты несёшься вниз и ты един со своим велосипедом, ты понимаешь, что ты делаешь, обрабатываешь эти огромные прыжки, корни, трамплины, дропы, и ты валишь на всех парах – вот это и есть та самая вершина наслаждения от горного велосипеда!
Нет ничего круче даунхилла! Нужно просто до этого дорасти и понять!

Антон: Стоит объяснить, чем эндуро отличается от даунхилла. Раньше производители делали экстремальные велосипеды, но даунхилл – всё-таки специфический вид спорта: нужна гора и нужно ехать только вниз. Этот велосипед тяжелой, у него большой ход подвески – на нём некомфортно перемещаться по городу, можно, но это не приносит никакого удовольствия. И вот производители подумали, как продвигать индустрию, и стали собирать велосипеды с меньшим ходом подвески, на которых можно свободно перемещаться по городу или лесным тропинкам вверх-вниз, но при этом можно, с меньшим комфортом, но всё же ехать вниз. Есть особенность: на велосипедах эндуро используются всякие технологические подвески, на которых можно блокировать амортизаторы, что помогает при подъёмах, можно поднять сидение автоматически с руля. А даунхилльный велик – он брутальный, зато супернадёжный!
Но благодаря универсальности эндуро больше людей стало пробовать спускаться вниз на скорости, даже те велосипедисты, которые изначально не думали пробовать даунхилл при покупке велосипеда. И это привело в нашу тусовку новых людей, чему мы, безусловно, рады.



Партнёры выпуска: велокомпьютер с GPS Polar M460 и умные часы Polar M430, а также крутой смартфон для активных людей Aermoo, поддержавший все три серии этого сезона!


Читайте Risk Weekend:

Маунтинбайк
Скайдайвинг
Слэклайн


Фотографии в публикации из архива героев проекта

54


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru