Три недели на Памире. Эпопея о восхождении на Пик Ленина 7134м.

Пишет DashaGoRound, 25.09.2017 14:20

Три недели на Памире. Эпопея о восхождении на Пик Ленина 7134м. (Альпинизм, пик Авиценны, пик Абу ибн Сино)

... посвящается всем тем, кто любит и ждет нас дома.

Каждый из нас не хуже других и лучше многих. Мало кто из нас знает об этом. Открывая биографии великих я часто вижу слова "с детства", "всегда", "вместе с родителями", "по стопам отца"... Я опасаюсь баловней судьбы - людей, которые не терпели поражений. Никогда не знаешь каких внутренних демонов разбудит их неудача. В моей биографии, если когда-нибудь кто-то ее напишет будут слова "редко", "эпизодически", "никогда". А мою связь со спортом в целом можно было бы охарактеризовать как "в отношениях без обязательств". Мое увлечение горами пришло Неожиданно. Непрошено. Я занимаюсь этим вопреки здравому смыслу. Вопреки физике, вопреки генетике и предрасположенностям, вопреки всем врачам и всем диагнозам... на пределе, и за его пределами. Я решила, что буду побеждать везде. Почему я так уверена в этом? Потому что задачи, которые я намерена перед собой ставить не предполагают иного. Надо побеждать. И в первую очередь себя.
Хождение в горы - это как травля тараканов. Как только становится некомфортно они все вылазят. И тогда их можно уничтожить. Позволять себе слабости, но не прощать слабину - вот что такое высотный альпинизм. Знать свой предел и все равно шагнуть за его пределы. Рисковать, идти навстречу буре, прощаться с жизнью много раз, но потом совершить невозможное и вернуться домой.
Я часто говорю "Если смогла я, сможет кто угодно". Дело совсем не в физической силе, дело тут в силе духа.

________________________________________________________________________________________

Пик имени Ленина. 7134м горная система Памир.

Пик Ленина (он же Пик имени Абу али ибн Сино; пик Авиценны; пик Кауфмана) — горная вершина Чон-Алайского хребта, расположенная на границе Киргизии и Таджикистана. Один из «семитысячников» — высочайших вершин бывшего СССР. Одна из высочайших вершин Центральной Азии, находящаяся в горной системе Памира (7134 м).
Во многих источниках Пик Ленина фигурирует как «самы легкий семитысячник», зайти на который, по словам авторов сайтов легче легкого…не верьте! Гора хоть и визуально простая, но с большим характером! И с историей, в том числе очень печальной! Именно здесь была одна из самых масштабных трагедий в истории мирового альпинизма, сразу погибли 43 человека, а гибель группы Эльвиры Шатаевой - трагедия требующая отдельного глубокого анализа…Мы знали обо всех печальных случаях, и в частности я всегда читаю о них в подробностях, со свидетельствами выживших и аналитикой. Я хочу понимать что здесь уже было и что в принципе возможно. Это тот случай когда можно и нужно учиться на чужих ошибках.
Нас было 7. Руководитель группы - горный гид - Саня из Ильичевска, буквально за несколько дней до вылета получивший своего долгожданного мастера спорта по горному туризму. Ещё два гида Сережа и Тарас из Одессы и Белой Церкви и четверо энтузиастов с разным опытом: Сережа из Минска, Ксюша и Евгений из Москвы и я - киевлянка. Из всей группы я знала только Тараса. С остальными знакомиться пришлось дистанционно в Facebook Messenger.
- Хочу сразу предупредить вас, ребята, я нефартовая, - написала я в общем чате. - Не то что бы все будет плохо и мы не зайдем, но должна вам признаться: у меня не было легких восхождений. Горы меня не балуют, - Не думаю, что тогда кто-то воспринял мои слова всерьез…
Экип собрался очень быстро, по списку мне не хватало сущих мелочей: пары утепленных штанов, запасных рукавиц и новой шапки. Мои не ходящие в горы подружки в какой-то момент сказали, что для них очень сложно понять, что «это новая гора». Я могла бы поехать один раз, а потом всю жизнь публиковать фотографии с якобы новых вершин. Ведь одежда всегда одинаковая, а снег, лед и скалы им на одно лицо. Что ж, я придумала своего рода ноу-хау: перед выездом на новое восхождение я всегда покупаю новую шапку и на всех фотографиях я в ней. Так у меня собралась уже целая коллекция. )))))))
Под лозунгом «новая гора - новая шапка» 1 июля 2017 года со всеми баулами, рюкзаками, инструментами, палатками, веревками и надеждами я села в самолет в город Ош. Рейс Киев - Стамбул (+2часа стыковки) - Бишкек (+6часов стыковки) - Ош.
В Киеве лил страшный ливень, и я не без труда добралась в аэропорт. «Ну начинается»,- проскользнула у меня первая мысль. Я уже сидела в самолете, но из-за дождя рейс в Стамбул все не отправлялся. Капитан вышел на связь и объяснил ситуацию, которая при самом мимолетном взгляде в иллюминатор и так была всем ясна: лететь нельзя. С горем пополам через полтора часа мы все таки взлетели… «стыковка в аэропорту Стамбула всего 2 часа… я не успею. А если я не успею на это рейс то точно пропущу вылет из Стамбула в Ош, и тогда ребята уедут в Базовый лагерь без меня… плохо, очень плохо», - думала я.
Почему это было так важно? Базовый лагерь Пика Ленина находится на высоте 3600м. Считается, что для успешной акклиматизации необходимо провести в этом лагере 2 ночи. Если я не успею на самолет у меня этого не получится и шансы заболеть высотной болезнью будут очень высоки. Акклиматизация на Пике Ленина, который кстати переименован и с этого года называется Пик Авиценны, сложная и длительная. 7134м - это не игрушки. Тем более на Памире! Вариантов схем акклиматизации много. Они составляются и корректируются в зависимости от погоды, самочувствия и опыта участников восхождения, а также личной особенности переносить высоту.
У нас был основной план - классическая схема восхождения на Ленина под названием «долго и мучительно». Забегая наперед, скажу, что мы изменили план в процессе и очень существенно сэкономили время и силы, но об этом чуть позже. Пока что у меня был график восхождения, понимание необходимости провести 2 ночи в базовом лагере и 99% вероятность не успеть на самолет.
Наш план восхождения на Ленина по классике:
Базовый Лагерь 3600м (2ночи) - Лагерь№1 4400м (1ночь) - акклиматизационный выход на Юхина 5100м (без ночевки, спуск) - Лагерь№1 4400м (1ночь) - снежно-ледовые занятия без набора высоты - Лагерь№2 5300м (1 ночь) - акклиматизационный выход на гребень 5900м (без ночевки, спуск) - Лагерь№1 4400м (2ночи) - Лагерь№2 5300м (1 ночь) - Лагерь№3 6100м (1 ночь, спуск) - Лагерь№2 5300м (1 ночь) - Базовый Лагерь 3600м (2ночи) - Лагерь№1 4400м (1ночь) - Лагерь№2 5300м (1 ночь) - Лагерь№3 6100м (1 ночь, ожидание погоды) - ШТУРМ - Лагерь№3 6150м (отдых несколько часов) - Лагерь№1 4400м (1ночь) - Базовый Лагерь 3600м (выезд).
Когда я вышла, нет, когда я, распихивая всех своим, хоть и почти пустым, но все же 85-литровым рюкзаком, выскочила из авиаавтобуса в терминал, посадка на мой самолет уже заканчивалась. Секунду я сомневалась стоит или нет. «Какие сомнения, надо пытаться!!! Бежим!!!»
Сначала я обогнала всех «прибывших на юга», группу бизнесменов-транзитников, женщин в тотальном черном и мужчин в тотальном белом, каким-то образом проскочила метеором через кордон авиа безопасности. Табло! Я в другом конце аэропорта!!! Я неслась как сумасшедшая. Пожалуй это был мой самый лучший спринт. И вот я на «финишной прямой», я уже вижу представителя авиакомпании, осуществляющего контроль посадки. Она внимательно посмотрела по сторонам, после чего провела карточкой по терминалу и зашла следом за давно сидящими в самолете пассажирами в стеклянные двери рукава, которые начали медленно закрываться как только она пересекла линию портала. Понимая все происходящее я поднажала и влетела в уже закрывающиеся двери следом за ней. Ускорение было столь велико, что я чуть не сбила бедную даму с ног.
- Вы кто?
- Я последний пассажир, вот мой посадочный талон. Пожалуйста, мне очень нужно попасть на этот рейс.
- Я вижу,
- улыбнулась дама, - Все нормально, вы успели.
13 минут с момента выхода из самолета до посадки в другой, включая проезд на автобусе по полю и досмотр - это мой личный рекорд. Я успела. Но успел ли мой багаж? Я давно летаю и знаю систему аэропортов, стыковок, трансфера багажа… баул в котором было все самое необходимое просто не мог успеть! И самой ужасной новостью было то, что и мои высотные ботинки были в этом бауле. В случае потери багажа найти высотные ботинки вашего размера это практически невыполнимая задача… В Бишкеке я даже особенно не расстроилась. Пока все с нетерпением ждали когда же их чемодан появится на ленте, я пила кофе в углу и просто ждала когда весь багаж выгрузят, чтобы констатировать ожидаемое: «моего баула нет».
Не буду скрывать, я очень переживала. И переживала я небезосновательно, потому как билеты по которым я летела были куплены отдельно: сначала Киев-Стамбул-Бишкек у Турецких авиалиний, а потом отдельный рейс Бишкек-Ош у локальных авиалиний Киргизстана - Манас. Фактически ответственность Турецких авиалиний за мои вещи была до Бишкека. Получается они доставят мой багаж сюда в лучшем случае следующим рейсом завтра ночью.
С этой мыслью я пришла в офис Turkish Airlines.
- Не переживайте, я вижу ваш баул. Он в Стамбуле и уже стоит в очереди на погрузку в Бишкек. С вероятностью 80% он прибудет следующим рейсом.
- Только 80%? Почему?
- Потому что есть коллективный вес багажа пассажиров утреннего рейса, а также может быть приоритетный груз. Но вы не волнуйтесь! Мы доставим ваш багаж прямо в Ош. Вы сможете забрать его в аэропорту либо же мы доставим вам его в удобное вам место в течение суток с момента прибытия.

Дальше все прошло как по маслу. Несколько часов томления в крошечном аэропорту Бишкека, посадка на рейс, взлет... и вот он ПАМИР! Как зачарованная все 40 минут я смотрела в окно иллюминатора. На выходе из аэропорта меня встретил Тарас, ребята в отеле уже дожидались моего приезда, чтобы наконец-то познакомиться за ужином. Весь оставшийся вечер после ужина я думала о ботинках и о том какой глупостью было с моей стороны отправить их в багаже. Я же никогда так не делала…

Утром следующего дня нам позвонили из Бишкека и сказали, что багаж отправлен в Ош. Встречайте. Пока группа делала последние приготовления к отправлению, мы с Тарасом мотнулись в аэропорт и забрали ценный груз, в котором кроме моих высотных ботинок и другого личного экипа было ещё коллективное снаряжение: трехместная палатка и 60 метров веревки.
Наконец мы были в сборе.
День №1

Из Оша был заказан трансферный микроавтобус, который за 5 часов привез нас в Алайскую долину. Из полностью равнинной местности вы переноситесь в потрясающей красоты горный пейзаж с заснеженными вершинами, красными скалами и зелеными цветущими долинами. Когда-то рассматривая фотографии Памира в Интернете я увидела фотографию этого края, и потом много лет она была заставкой моего рабочего стола. Теперь мы все любовались этим пейзажем наяву.
Автобус прибывает прямо в Базовый Лагерь Пика Ленина на 3600м. Здесь очень много компаний, которые разбивают свои небольшие или очень большие лагеря и предоставляют восходителям разнообразные пакеты услуг. От банальной аренды места под палатку до полного пакета с трехразовым питанием, баней, подъемом груза на любую высоту и личным гидом из любой точки маршрута. В том числе в Базовом лагере и лагере АВС можно заказать единичный обед или ужин, купить воду, Pepsi и даже пиво с чипсами. Сколько все это стоит - это отдельный разговор! Мы ограничились арендой места, ещё шести палаток, заброской основного груза в Лагерь№1 АВС лошадками и информ поддержкой, для чего нашему руководителю была выдана рация и позывной. Думаю после прочитанного сразу возникает вопрос «Зачем ещё шесть палаток»?! При том, что нас семеро (количество людей в палатке: 2/2/3), и три палатки у нас уже были с тобой. Наша стратегия была такой: есть три основных лагеря №1 «АВС» на 4400м, Лагерь№2 «Сковородка» на 5300м и Лагерь№3 «Раздельная» на 6100м. Поскольку восхождение на 7000м предполагает постоянное брожение между лагерями для заброски провизии и экипировки, а также для постепенной акклиматизации, то мы решили в каждом лагере оставить по палатке. Идея кажется поначалу немного бредовой, по крайней мере мне показалась - я так раньше не делала никогда,- но должна полностью признать свою неправоту! После 10-12 часов хода с рюкзаками по холоду или по зною нет ничего приятнее чем залезть в уже ожидающую тебя палатку и отрубиться минут на 30! Единственный минус этого мероприятия появляется на спуске, особенно если количество участников уменьшается по ходу экспедиции. Но об этом позже.
Наш Базовый лагерь стоял на берегу крошечного, но очень живописного высокогорного озера. Ещё несколько часов назад в Оше была испепеляющая жара. Здесь же хотелось надеть теплую ветровку и шерстяные носки. Небо сильно затянуло и как я не старалась Пик в этот вечер я так и не увидела.
- Давайте решим кто с кем жить будет, - кажется, предложил Тарас.
Двое Сергеев уже договорились. Женя и Ксюша из Москвы, казалось были давно знакомы и тоже решили жить вместе. Оставалось решить с кем будет жить Тарас и Саня, чтобы присматривать за менее опытными товарищами. Получалось очень логично - в каждой палатке по гиду. Мне «достался» Саша - руководитель нашей группы.
Мы разбились на «палатки» и стали их устанавливать. Почти сразу после нашего прибытия заморосило и дождь не прекращался уже до самого утра.
В палатке я размышляла о предстоящем восхождении. Мне казалось, что я самая слабая в группе, не смотря на то что полгода назад я уже была практически на 7000м в рамках успешного восхождения на Ако. «Трое гидов явно сильнее меня. Тут все понятно. Ксюша занимается велоспортом, в частности горными вело походами в той же Киргизии и Таджикистане…сильно! А Женя, на сколько я поняла, «съедает» марафон на завтрак, к этому занимается горнолыжными видами и чем-то ещё…мда… сейчас мы на 3600м, а завтра пойдем в лагерь на 4400м…все это за сутки с одной ночевкой - быстро, очень быстро»! Я не боялась горной болезни - до сих пор у меня ее никогда не было, но с другой стороны такого стремительного набора я тоже никогда не совершала. В следующие два-три дня многое будет понятно». Через минут 40, закончив все организационные приготовления в палатку пришел Саша, мы поболтали ещё около часа и отключились.
День №2
Начался режим ранних подъемов, особенно важным он становится в потенциально лавиноопасных участках, где самое безопасное время передвижение перед и на рассвете, пока не вышло палящее, топящее лёд и снег солнце. Мы проснулись около 5 утра, позавтракали, выпили чай, собрали палатки и снаряжение для отправки в Лагерь№1 на лошадях и сами двинулись в путь. Традиционно я кроме чая ничего не съела, за что сразу же получила тумаков от всех «бывалых», которые посулили мне упадок сил и целый ряд недугов. Но я знала что делаю. Мой организм так устроен, что в горах я почти не ем кроме ужина. Мое тело тратит слишком много сил для переваривания пищи и после еды требует прилечь. Когда вместо этого я заставляю его двигаться, мне становится очень-очень тяжело… Вообще как и во всем «рецепта как точно нужно» нет! Каждый человек и каждый организм индивидуален. Прислушивайтесь к советам инструкторов и гидов, но в первую очередь слушайте свое тело и свои ощущения.
Погода была изумительной. Светило солнце и мы очень быстро прошли пологий участок за которым нас ждал подъем на перевал. Наверху мы совершили большой привал с бутербродами и чаем из термоса. В этом месте так делают практически все и часто незнакомцы общаются между собой. Одни рассказывают о планах, другие хвастаются тем, что только что благополучно зашли на вершину, другие объясняют почему не получилось… В этом очаровательном месте мы впервые увидели и долину и гору, на которую идем.
Через несколько часов после утомительных и довольно нудных спусков и подъемов мы пришли в Лагерь№1 АВС на 4400м. Здесь как и в Базовом лагере много «филиалов» компаний. Долина разделена моренами по пути в Лагерь№2, в каждой из которых расположен отдельный лагерь. Мы расчистили места под палатки и довольно быстро их установили. Здесь уже очень прохладно, особенно ночью. В любой момент может пойти дождь, снег… Мы поужинали на скорую руку и быстро легли отдыхать. Завтра разгрузочный день с акклиматизационным выходом на Пик Юхина 5100м и спуском обратно в лагерь АВС.
День №3
Нас ожидал довольно легкий день. Выход к Пику Юхина показался мне очень простым. Сам факт того, что я даже не надевала высотных ботинок и кошек, а ограничилась ботинками для легкого трекинга и парой фонариков, говорит о многом. Мы вышли около 9 утра и вскоре достигли подходящего для акклиматизации места сразу под вершиной. Хочу отметить, что некоторые остаются здесь с ночевкой, для того чтобы лучше подготовить себя к освоению Лагеря№2. Благодаря этой ночевке некоторые даже умудряются проскочить второй лагерь и поставить палатку между лагерями 2 и 3. Не могу однозначно высказаться касаемо правильности этого решения, так как при подобном "раскладе" в следующий переход человек набирает полторы тысячи метров за день. На мой взгляд это и очень много и очень трудозатратно. Но раз практика существует, значит есть люди, которым этот вариант подходит.
Мы же спустились в Лагерь№1. По пути назад снова пошел снег и нас здорово присыпало за ночь.
День №4
Без особого напряга мы встали на следующее утро, собрались как "наверх", надели системы, взяли веревки, кошки, ледорубы, буры и другое привезенное с собой железо и вышли на ледник для проведения снежно-ледовых занятий. Конечно, можно и нужно читать теорию, но без практики она не работает. Это как быть хирургом теоретиком… Важность этого мероприятия сложно переоценить. Горы - огромный риск, огромная ответственность. Знания основ необходимо. Как двигаться в связке, как правильно завязать узел, как быстро зарубиться на льду. Желательно довести ряд операций до спинно-мозговых рефлексов: сначала сделал, потом подумал и удивился какой ты молодец.
Мы занимались довольно долго. Наш гид Саша связал нас в две тройки и гонял по леднику взад-вперед периодически выкрикивая команду "срыв", а сам смотрел на красоту, грацию и артистичность наших падений, заставлял нас делать станции страховки с помощью буров, использовать усы, жумары, спусковые устройства и другие непонятные обывателю слова. К концу дня мы преуспели в синхронном хождении в связке и фигурном сматывании веревки в аккуратную бухту, ритмичном подъеме по снежной стене на три такта, скоростном спуске на стакане и крайне медленном "жумаренье" по вертикальной ледяной стенке в стиле "еле душа в теле" или "в час по чайной ложке". Мы познакомились с основными правилами поведения в горах... в больших горах, я имею в виду. Увидели настоящие гигантские трещины и снежные мосты, ходили по ним... Это был интересный день!
Сейчас я конечно шучу обо всем этом, но должна признаться, что это занятие во многом решило исход очень неприятной ситуации, в которой я окажусь чуть позже. История не имеет сослагательного наклонения и сложно предположить как бы повела себя я, как бы среагировало мое тело на внезапную экстренную ситуацию, которая безусловно потребовала от меня всего: силы, умений, спокойствия, трезвости и других моральных, волевых качеств. Поэтому без тени иронии я благодарю своего - нашего горного гида Сашу Павлова, за то что он отдается делу полностью и действительно пытается научить каждого максимуму из того, что знает сам - тому, что может спасти жизнь и самого человека, и его напарника, и даже того, кто случайно окажется рядом.
День №5

Ничто не предвещало беды. О боже, какой это ад!!! Я честно, совершенно искренне признаюсь: первый переход на "сковородку" - в Лагерь№2 на 5300м худшее, что было со мной в горах!
Мы проснулись очень рано, но вышли как-то не очень... долго собирались, что-то переодевали, подтягивали, перекладывали из рюкзака в рюкзак... не особенно спешили...это была большая ошибка! Из Лагеря№1 в Лагерь№2 путь неблизкий - 1000м набора высоты. Это усугубляется необходимостью нести тяжеленный рюкзак с заброской и личным снаряжением, это усугубляется тем, что вы идете в связке и темп не всегда вам подходит, это усугубляется тем, что на маршруте очень много трещин и нужно быть постоянно в тонусе, обходить их, перепрыгивать, спускаться внутрь, вщелкиваясь усом самостраховки, и проходить по хлипким снежным мостам то и дело подавая команду напарникам по связке "внимание", "я в опасной зоне", "выдай метр", "выдай два"... это усугубляется тем что это самый лавиноопасный участок восхождения - после снегопадов в погожий солнечный день лавины сходят здесь по несколько раз в сутки, и в довершении всего тут настоящий раскаленный ад! Во всех источниках, которые я находила, описывается, что "сковородка" получила свое название благодаря форме рельефа: сначала вы резко набираете высоту проходя отрезок "зигзаг", а потом выходите на траверс - практически равнинную местность, по которой под обстрелом лавин плететесь около 5 часов. Но почему я нигде не читала о том, что здесь жарко как на сковороде!!!!??? Это совершенно непередаваемо! Ноги в снегу, воды нет, присесть отдохнуть опасно, а солнце палит как в полдень в Сахаре...если бы Сахара была на высоте 5000м... нет слов, чтобы это описать. Это Ад.
В какой-то момент уже ничего не чувствуешь кроме жары. Тело становится совершенно ватным и каждый шаг совершается как в бреду. Хочется ускориться и прекратить этот кошмар, но кто-то ускориться уже не может и экономит силы. Хочется упасть в снег с головой и хоть немного остыть, закопать колени, ладони, лицо, но нельзя останавливаться - слишком опасно... хочется снять с себя уже полностью мокрую от пота одежду, неподъемный рюкзак, стянуть со рта и носа бафф из-за которого невозможно нормально дышать, расстегнуть свитер... но солнце так палит, что не выдерживает самая сильная защита! И нет воды - вокруг лишь снег. В какой-то момент ты забываешь обо всем и начинаешь его есть, а он пустой. Нет, это не лопатые снежинки, нет! Это крошечные гранулы льда. Как порох. Как стекло. Он тает медленно превращаясь в камень, но не дает ни свежести ни влаги и только обмораживает губы изнутри, создавая во рту крошечные ноющие язвы.
«Ад... Почему его представляют темным, бурлящим, клокочущим? Я его видел. Он идеально белый, идеально тихий, идеально застывший. Над ним идеально синее, небо с идеально недвижным, висящим, злым, жарящим солнцем. Вся эта идеальность и есть ад. Он вовсе не подземелье — он в виде цирка, в виде глубокой вогнутой чаши». (с) В.Шатаев «Категоря трудности».
Не знаю как так получилось, но в Лагерь№2 мы подошли только около 16:00... это очень поздно! В следующий раз мы будем здесь на 5 часов раньше - в 11:00. Но это будет потом, а сейчас нужно дойти. Дойти, найти место и поставить палатку, найти источник воды, приготовить еду... но сначала дойти. Перед выходом на безопасное место ночлега на скалах чуть выше "сковородки" короткий, но совершенно вертикальный взлет. Первым шел Тарас, потом я, следом за мной Сережа из Минска. Вторая группа чуть позади. Тарас с присущей ему размеренностью темпа, который он в состоянии держать кажется бесконечно, плавными зигзагами зашел наверх. "Нет, я так не смогу! Я умру тут посреди этого крошечного отрезка на глазах у всего лагеря! Нужен спринт!"
Когда я готовилась к восхождению на Пик Ленина основную подготовку кардио и скоростной выносливости я проходила у Ольги Кунщиковой - совершенно гениальной дамы - мастера спорта международного класса по триатлону и современному пятиборью - первой украинки, которая стала "железным человеком". На ее вело-занятиях пощады не жди. И если не лениться и не жалеть себя, она достанет из вас все, и даже больше, а потом ещё немного. Я помню как после 45-минутной тренировки на износ она командовала "Финиш 30 секунд!", и когда ты отдавал все что было для последнего рывка, когда отдавать уже было нечего она командовала "А теперь Финиш 1 минута!". Вот этот момент, когда все движения выходят за рамки физики и являются проявлением характера. Ты крутишь педали как сумасшедший, ревешь, пыхтишь, но не сдаешься. Сквозь внутреннюю борьбу с самим собой, со своим инстинктом самосохранения, который кричит тебе "Довольно!", ты слышишь голос тренера "Осталось 15 секунд - добавить"!!!!! А что добавить? Ничего уже не осталось... ничего кроме воли, и тот кто находит путь к ней внутри себя - тот побеждает!
Я посмотрела на Тараса, на группу спасателей, которые наблюдали за нами сверху, размеренно попивая чай, на скалы вокруг, на вершину, подала команду "Тарас, выбирай веревку!", потом сделала глубокий вдох, и буквально забежала на горку прямо в лоб без всяких зигзагов и остановок. После этого я конечно же сразу грохнулась на колени и веревку с Сережей я выбирала уже сидя, но лучше так. Мне было лучше так.
Через 10 минут мы все втроем пришли в себя. Спасибо ребятам из лагеря: нас сразу напоили и чаем, и водой, и даже фантой. Нам предлагали помочь донести рюкзаки... показали где набрать воду... в горах нет "чужих" людей, здесь все помогают всем - так принято. Конечно в каждой бочке яблок есть одно или даже несколько гнилых, но таких людей горы быстро ставят на место.
Для стоянки в лагере мест почти не осталось и нам пришлось ещё немного пройтись вверх, чтобы разместиться. Вскоре пришла вторая связка наших ребят. Пока они переводили дух, мы начали утрамбовывать снег под палатки, вскоре они присоединились к нам и за час совместных усилий мы благополучно справились и с тремя палатками, и с кухней, и даже с ужином.
Когда всё было позади, и я осталась наедине с собой в палатке я плакала. Впервые! Мне было так стыдно осознавать, что я раскисла - вокруг столько людей, переживших то же самое и они держатся! Но стоит поплыть одному, стоит скиснуть одному, как с легкостью эта зараза начинает расползаться... Я выхватила огромный пуховик из рюкзака и уткнулась в него, "лишь бы никто не слышал... лишь бы не услышал"!!! Сначала я плакала от того, что все болит, от того что устала, от того что больше не могу- мне было так жалко себя - я плакала от бессилия. "Ну что, назад, вниз!?", - этот вопрос прозвучал так, как буд-то не я себя спрашивала, как будто что-то извне меня задавало этот вопрос. "Конечно пойдем, но сначала зайдем на вершину!", - однозначно ответила я. Вопрос для меня был закрыт и боль отступила. Потом я уже ничего такого не думала, но слезы ручьями продолжали катиться по щекам: "Пусть катятся! Это не я плачу, это тело так борется со усталостью".
Убедившись, что со всеми все хорошо через три четверти часа в палатку пришел Шурик.
- Дашка, ну как ты?
- Все класс. Сегодня немного устала. А так все отлично.
- Да, все вымотались - жаркий денек.

День №6
04:00 подъем. Ну и холодно же здесь ночью... Было ещё темно. Все позавтракали, я как всегда выпила горячего сладкого чая, и мы, вооружившись ледорубами и фонариками, пошли на гребень между Лагерями №2 и №3 на акклиматизационный выход. Это мой самый любимый отрезок маршрута. Вы впервые оказываетесь над облаками, уже не видно такого количества других гор и долин, здесь редко встретишь "прохожих", палатки скрываются из виду... остается лишь главное. Остается небо, вершина и твоя команда.
Мы поднялись на 5800м и сели прямо на склоне. После вчерашнего кошмара такое легкое мини-восхождение возвращает тебя к жизни. Ты снова начинаешь верить в себя, понимаешь зачем всё это было нужно. Мы шутили, рассказывали друг-другу смешные истории из жизни, делились ощущениями от вчерашнего и планами на остаток дня.
- Может не пойдем вниз? Может ещё ночь посидим на "сковородке" и на штурм?
- Сума сошла?
- Нет, ну а что? Скоростное восхождение на Ленина! ))))) Шутка! Но вообще, может мы хоть в базовый лагерь не пойдем? Ещё два перехода на "Сковородку" я не переживу! )))))))))
- Подумаем, Даш. Давайте спускаться на "сковородку". Нам сегодня ещё в АВС идти.

Мы спустились в Лагерь№2 очень быстро и около 09:00 утра уже были готовы к спуску в АВС. Палатки были хорошо закреплены, в них мы оставили часть ледового инструмента и самых теплых вещей, которые потом перекочуют в Лагерь№3. Спуск в АВС занял около 4 часов, шли мы спокойно, без спешки, экономя силы.
- Ребята, а вы помните, что в нашей палатке ещё лежит целый арбуз!!!???
- Точно!!! Он наверное уже замерз без нас, бедненький!
- Заскучал!
- За-то как охладился!
- А может и забродил на такой жаре...
- Та это ж тоже отличный вариант!!!!!

Никогда раньше я не ела арбуз на высоте 4400м. Ни у кого не хватало "мозгов" и дури его туда затащить! А мы молодцы! )))))) Вот сидишь такой на горячих камнях, режешь хрустящую корку спелого арбуза, по рукам бежит сок, вокруг невероятной красоты горы и ты только что зашел на 6000м... в такие моменты уходит вся боль и остается только усталость и счастье.
- Может по пиву?
- Давай!

Из-за горы приятно светило солнце и тихо-тихо шел снег.
День №7
Сегодня был долгожданный день отдыха и мы все решили наконец-то помыться! В нашем Лагере АВС была стационарная баня - вагончик с угольной топкой. Я пошла договариваться про время и цену, ребята готовили обед. День должен был быть легким и расслабленным. Однако, один член нашей команды уже собирался вниз. Как оказалось еще накануне Сережа из Минска почувствовал себя нехорошо. Надеялся, что к утру ему станет лучше, но увы. Они вместе с руководителем Сашей приняли решение о его спуске.
Великолепная семерка распалась и нас осталось шестеро. Завтра снова наверх, снова "сковородка"...
День №8
Наученные горьким опытом мы поставили будильник на 02:00, чтобы в 03:00, максимум в 04:00 выйти из лагеря. Мы уже были практически в сборе как пошел дождь. Я бы даже сказала ливень. Идти нельзя, дальше зона минусовой температуры и зайти в нее мокрыми большая глупость. Надо ждать. Так на собранных рюкзаках мы просидели час. Дождь не прекращался. Мы погасили свет и укрывшись кое-как задремали. В 04:00 снова зазвонил будильник, но дождь не прекращался. Мы подождали ещё час до 05:00 и Саша принял решения не выходить наверх. Остаемся ещё день в Лагере№1. Все разобрали рюкзаки у легли досыпать.
Это было хорошее решение - лишний день отдыха никому бы не помешал. К тому же поскольку мои подстрекая были услышаны, и мы решили не спускаться в зеленую зону перед штурмом (в Базовый Лагерь) как это было изначально запланировано в классической схеме восхождения, у нас появилось несколько резервных дней.
"Слушай, а ты взяла с собой платье?", - спросил меня Тарас. У ребят была традиция фотографировать девчонок из группы в красивых платьях на фоне гор. "Конечно взяла",- ответила я. "Так может пофоткаемся"?
День №9
Мы снова завели будильник на 02:00. Звезды звенели в морозном воздухе ночи. Под ногами хрустел выпавший за двое суток снег. "Выходим", - скомандовал гид. В этот раз и рюкзаки были полегче, и акклиматизация дала свои результаты, и время мы подгадали правильно, да и с погодой нам повезло. Из-за глубокого снега мы потеряли немного времени на подходе к леднику, но потом быстро наверстали. В 11:00 мы уже сидели на "сковородке" с чаем и шоколадками.
За что я ещё люблю горы, так это за компанию. Нормальные альпинёры - всегда с полным отсутствием раздутого самомнения и понтов и обязательно с хорошим чувством юмора. Глумление, разумеется доброе, и подшучивание над товарищем, ситуацией и собой - обязательная часть программы. Так я знаю ребят мастеров спорта, которые своему "младшему" коллеге засунули 2 подошвы от чугунного утюга в рюкзак на штурме. Бедный думал, что у него горняшка и ощущения веса изменились... но молодец - зашел! Кто-то предлагает вегетарианцам вместо 1кг сушеного мяса и рыбы равнозначное количество калорий в виде капусты и грейпфрутов... Мы решили развлечься и занести настоящую сковородку на "сковородку".
День №10
Снова ранний подъем. Чай. Выход около 04:00 в Лагерь№3. Наконец-то! Мы идем ставить последний лагерь и ночевать для акклиматизации на 6100м - за 50 метров от вершины горы Раздельная. Это очень красивое место. Отсюда открывается потрясающий вид на Таджикистан. Наконец-то можно увидеть большую часть маршрута к пику Ленина.
Перед самим лагерем крутой подъем длинной около 200 метров набора высоты. (ВИДЕО) До такой степени крутой, что на нем весят веревки. Конечно, это не маршрут для лазания, но при условии что снега было местами по пояс, идти становилось совершенно невозможно. Я бы хотела более детально описать свои чувства по этому поводу, но боюсь, что в таком случае статья вряд ли пройдет цензуру из-за изобилия в ней ненормативной лексики, включая диалектизмы, жаргонизмы, варваризмы и просто мат. Словом, я была недовольна! )))))
На вершине с таджикской стороны дует очень сильный ветер, который регулярно ломает палатки в "первом ряду". Здесь нельзя просто поставить домик, здесь его нужно изолировать от ветра снежной стеной. Суровое место, но живописное. Правда долго любоваться пейзажами у нас не получилось. Еще не доходя до вершины мы попали в бурю и фактически двигались исключительно по расставленным на маршруте флажкам.
Быстрый ужин, отход ко сну. Завтра рано утром идем вниз на любимую "сковородку", где будем ждать погодное окно для выхода наверх - на штурм.
День №11
"Я буду ходить в горы до первой лавины", - сказала однажды я себе, родным и самым близким друзьям. Я думала это невозможно. Как?! Мы же все делаем правильно.
6100м. Ты просыпаешься очень рано утром, чуть рассвело...чистишь зубы, пьёшь чай. Выходишь на тропу первым. Вокруг бесконечное нетронутое ещё ни одной группой снежное поле. И облака. Ночью бушевала метель и ты не видишь ни флажков маршрута, ни следов, ничего.
- Спускаемся. Сюда!
Все как обычно. Шаг, ещё один, давай чуть вправо... шшшшшшш... шшшшшшшшшш.... что это? "шшшшшшшш... шшшшшш" снег под моими ногами зашевелился и медленно, как цельное полотно вместе со мной начал двигаться вниз...
- ЛАВИНААААА"!!!!! - только и успела, как требует книжка, выкрикнуть я, и тут же меня сбило с ног, накрыло огромным снежно-ледовым ковром и, закручивая, потащило вниз... я помню каждую секунду, каждую мысль, каждое усилие и сомнение... оборот, ещё один, ещё… «Всё…это КОНЕЦ…как глупо…», - меня несло потоком…, - «ну нет! Надо ДЫШАТЬ», - думала я, - «Наши близко. Они услышали. Далеко не уйдём. Достанут. Просто держись. Главное дышать». Оборот, ещё один, ещё, ещё, ещё...
«Нет, просто лететь нельзя, я же ещё в сознании, давай что-то делать. Где мы? Далеко ушли? Метров 10? 20? А может 100...? А что там внизу? Площадка? Нет! Там ледник!!!! Скорость увеличивается. Я должна что-то придумать! Иначе слишком глупо… только не так!! Сначала я натяну бафф повыше, чтобы снег не забил мне дыхательные пути. Готово. Что дальше?. Надо как-то останавливаться, уже слишком быстро!… Ничего! Я смогу... Ещё раз! Ещё! Сильней! Получается…скорость падает! Ещё!!!"
Я стояла на коленях на очень крутом склоне. Кошки вошли так глубоко, что я не сразу смогла стать на ноги. Обернувшись я увидела, что мой напарник тоже остановился. видео со склона
Через несколько минут до меня добежал Саша. Он услышал как я крикнула "Лавина!!!" и сразу ринулся нам на помощь. Все было позади. Одновременно с этим, как потом выяснилось, наш срыв видела другая группа, идущая наверх. Это произошло фактически у них на глазах и их руководитель уже успел сообщить о двойке, попавшей в лавину по рации всем лагерям. Хочу отдельно отметить, что спасателей здесь действительно много и они очень хорошо работают. Не смотря на то, что вертолеты на этих высотах уже не летают, и вся надежда только на людей, смертельных случаев на пике Ленина в последние годы очень мало.
Не в этот момент, а чуть позже, когда шок прошел, я сдалась. Я отказалась от горы, от спорта, от риска. Всю ночь, не сомкнув глаз я прокручивала эту ситуацию. Я очень хотела домой.
Но наступил рассвет. И в первых лучах солнца я увидела вершину и вдруг поняла, что страх забирает у меня силы, вкус жизни, мечту. Он вытесняет собой разум, парализует чувства. Делает тебя калекой.
"Мы можем и не зайти на гору ... из-за ветра, из-за снега, мороза, болезни и это будет нормально, но не из-за страха, - подумала я, - "этому не бывать".
День №12
"Мы наверное пойдем вниз", - сказали ребята Женя и Ксюша на следующее утро. Не берусь высказываться на этот счет - у каждого свои причины. Физические, моральные, объективные, субъективные... Мне было грустно. Сначала Сережа, теперь они... Отправлять их самих нельзя и Саша пошел договариваться с двумя пофиками из Польши, которые как раз собирались вниз. Мы познакомились с ними до этого в Лагере№3, когда ребята пожертвовали штурмом вершины ради спасения девушки из Ирана, которой стало очень плохо на 6100м. Она даже отказалась идти и спасательную операцию они проводили с человеком плотно замотанным в каремат, волоча ее по снегу на веревках. На "сковородке" они передали ее в руки спасателям и те вшестером потащили ее дальше. Теперь они согласились взять с собой наших ребят и безопасно проводить их в Лагерь№1 АВС.
Ребята ушли и нас осталось четверо. А завтра мы идем наверх!!!
День №13
Чем дальше тем легче. Мы рано вышли довольно быстро пришли в Лагерь№3. Этот переход омрачился лишь тем, что я, вероятно, чем-то слегка отравилась и пришлось останавливаться, чтобы выпить целую пригоршню таблеток, состоящую из но-шпы, ферментов и ещё какой-то гадости. Саша, учитывая, что кроме меня следить было не за кем очень волновался и даже предложил прекратить восхождение. Я понимала, что вполне возможно у меня началась горная болезнь и я не отдаю себе отчет в том как выгляжу со стороны.
Мы немного поприпирались и решили все таки дойти в Лагерь№3, отдохнуть и принять решение по ситуации. Как говорится "посмотрим в динамике". Через час отдыха все прошло и я даже с удовольствием поела перед сном. На утро был запланирован штурм, но мы ещё ожидали вечернюю сводку погоды из Базового лагеря.
Прогноз был паршивый и штурм перенесся на следующее утро.
День №14
Почти весь день мы просидели в палатке. Пару раз я вышла полюбоваться горой, когда стихал ветер. Все кто планировал выйти этой ночью на вершину не вышел и ждал "окно". Оно должно было открыться как раз сегодня. В 12 часов по полудню мы вышли на связь с Базовым лагерем. Нам пообещали порывистый ветер 55 км/ч, переменную облачность и отсутствие осадков.
Для полноты картины Саша обошел другие палатки, которые получают информацию из других лагерей, а также палатку дежурных спасателей. Прогнозы у всех отличались, но огромное количество восходителей сделало ставку именно на этот день и готовилась к выходу. Было заявлено 26 человек. Мы тоже собирались на штурм.

День №15
Ночь. Было очень холодно. Мы надели на себя всё. Я не поленюсь и перечислю, чтобы вы лучше поняли: бафф, шерстяная шапка с флисом, три капюшона, маска; шерстяная сама теплая терма из овцы, флисовый свитер, прималофтавая куртка, пуховый свитер, высотная куртка на гусином пуху с теплыми швами; самые теплые шерстяные термо-штаны, наколенники, "собачий" пояс, прималофтовые шорты, двойные утепленные брюки на прималофте, штормовые штаны; толстенные гетры из шерсти мериноса, высотные ботинки на 8000; огромные рукавицы... системы, железо, ледоруб, одна палка, термос, шоколадка, аптечка, крем от солнца, гигиеническая помада, спасательное одеяло, запасные рукавицы, рабочие перчатки...фонарик.
Тарас шел первым, я за ним, потом Сергей, замыкал четверку Саша. Мы вышли самой первой группой. Особенность штурма Пика Ленина с Раздельной заключается в том, что перед тем как набрать 1034 метра вам сначала нужно сбросить около 200м и через перемычку между горами выйти на подъем, а потом набрать 1234 метра. Казалось бы ничего страшного, вниз не вверх! Однако не стоит забывать, что на обратном пути, чтобы вернуться в лагерь вам как раз придется идти вверх. В самом конце, после штурма, когда сил нет совсем. Ужасная особенность!!!
Мы быстро спустились, перепрыгнули несколько трещин на перемычке и начали подъем. Погодка была ещё та! Ветер как и обещали дул около 55 км/к, снег поднимался со склонов и летел в лицо со всех сторон... тяжелые условия. Через полтора часа нас обогнала пара профессиональных альпинистов Наташа и Игорь, не помню из какого города. Им обоим около 50 лет, оба без малого "Снежные Барсы". Сильные ребята. Мы пропустили их вперед и стали на них ориентироваться. Прошло еще около часа, а может и больше... ночью в горах для меня время останавливается и я просто иду. Ни страха, ни боли, ни ощущения времени. Только "шаг", "шаг", "шаг"... как мантра... и вдруг из-за спины раздался крик нашего гида "Группа, СТОП"!!! Мы остановились.
- Что случилось?
- Двойку впереди сдуло.

Действительно. Фонарики пропали. К тому моменту они уже прошли взлет и вышли на гребень. Что же это за ветер наверху если людей сдувает? Мы постояли минут 10 и уже начали замерзать, как в дали показались два фонаря и покарабкались вверх. "Фух. Все нормально! Может показалось." Вскоре мы тоже вышли на гребень. Было около 6 утра и Саша констатировал, что восхождение идет с небольшим опережением графика. Это была хорошая новость.
Солнце уже во всю слепило на вершине, а ветер все не утихал. С пика сдувало огромные снежные флаги. После первого взлета передышка - довольно пологий участок до места которое называется "нож". А дальше надо лезть. В самом буквальном смысле. Кусок небольшой но неприятный, особенно в условиях сильного ветра.
- Пока мы не поднялись выше посмотри пожалуйста вниз, - попросил меня Саша.
- Зачем?
- Тебе не страшно? Тут уже высоко, - видимость была прекрасной и я могла рассмотреть все вплоть до Лагеря АВС.
- Ну... немного.
- Сможешь на обратном пути тут спуститься? Подумай и скажи сейчас, - минуту я напряженно смотрела в пустоту долины...
- Да, конечно. Точно смогу.
- Ну идем.

И мы полезли на нож. Если честно, дальше подробностей я не помню. Мы шли. Помню, что было красиво. Помню, что одна за другой разворачивались, идущие вместе с нами группы. Помню, что в какой-то момент начали подмерзать ноги, но очень несущественно. Помню как мы остановились и Саша начал выяснять кто как себя чувствует... помню, как гром среди ясного неба прозвучало Серегино "Я плохо вижу". В ходе разбирательств выяснилось, что "Я плохо вижу" на самом деле "Я вижу только силуэты", что в принципе можно приравнять к "я ничего не вижу вообще" - как я понимаю, по какой-то причине Сергей не надел очки вовремя, и вышедшее на рассвете солнце просто ослепило его за считаные часы. Снежная слепота, у меня было такое в Аргентине во время восхождения на Аконкагуа, но в значительно более легкой стадии. И хотя снежная слепота редко приводит к потере зрения навсегда, но слепота в том месте где мы находились сейчас была крайне опасным симптомом.
- Что будем делать?, - спросил нас всех Саша.
- А какая здесь высота?
- Мы где-то между 6800 и 6900м. Точнее сказать сложно.
- В любом случае ещё метров 200 точно лезть, а погода вряд ли станет лучше.
- Давайте спускаться.
- Все согласны? Даша?
- Погода жуткая. Гора никуда не денется… Придется приехать сюда через год. Я согласна, давайте начинать спуск.

К этому моменту на гору уже налетели облака и видимость все время падала. В прогнозе не было снежной бури, но когда синоптики не ошибались. Мы рассчитывали попасть в "окно" и все, кто шел с нами рассчитывал. А окно как видим не получилось. Мы спускались несколько часов, я как всегда удивлялась количеству пройденного во время штурма пути, который у меня нигде не откладывается. Все что я помню это "ещё один шаг вперед". Я и Тарас шли впереди, Саша сделал для Сережи из веревки ус и привязал его к рюкзаку. Так мы дошли до пресловутого подъема в Лагерь№3... Наконец-то мы нашли место, где не было ветра и сели выпить чай, чтобы накопить силы для последнего рывка вверх перед тремя днями спуска.
В эту ночь никто не зашел. Зашли только Наташа и Игорь. Они вернулись в лагерь около 20:00 прозрачные от холода и усталости... полуживые. К этому времени мы уже успели отдохнуть, выспаться и готовили ужин. Сереже было не очень, но он держался молодцом и говорил, что все отлично ))))) у Тараса, как потом оказалось, здорово замерзли руки и на коже проступило несколько черных волдырей от обморожения. У меня тоже были мелкие неприятности: очень надуло в ухо - это моя стандартная проблема, но спирт плюс сухой компресс решили проблему к утру. Правда ещё 3 дня я ходила с ватой в ушах и то и дело всё переспрашивала. Идеальное окно для попытки откроется через 48 часов, если бы знать это я бы настояла на том, чтобы попробовать выйти на штурм еще раз, но увы нам не дано знать будущее...
Перед сном я традиционно болтала с Шуриком:
- Расстроилась?
- Да, но мы правильно поступили. А ты, Саш?
- И я не очень.

Но я соврала...
День №16, 17
Спуск вниз мы разбили на 2 дня. Собираем штурмовой лагерь и идем из Лагеря№3 в №2, где нужно также собрать три палатки. Итого шесть палаток на четверых, газ, еда, личное снаряжение, веревки... но как-то все получилось и мы груженые как мулы побежали вниз по склону. Около 16:00 мы уже сидели в родненьком АВС с пивом и чипсами. Все налаживалось: у меня перестало стрелять в ухе, волдыри Тараса сдулись, но продолжали быть предметом гордости - трофеем с восхождения, а Сережа вообще совершил немыслимое и прозрел!
Утром мы погрузили пару баулов на лошадки и пошли за ними следом. Очень хотелось успеть на автобус в Ош, чтобы вечером оказаться в отеле, с горячим душем, мягкой постелью, вкусной едой. Мы быстро спускались, воздух становился все теплее и гуще. В какой-то момент я чуть не сошла с ума при виде зеленой травы и от ощущения ароматов цветущей долины.
Базовый лагерь. Автобус. Ош...

ЭПИЛОГ:

Три недели на Памире.
Я с трудом узнаю себя в зеркале. Подавляющее большинство мыслей сконцентрировано вокруг пищи, болей каждый день в новом месте, не снимая предыдущих, адского холода или такой же адской жары, попыток вести по возможности гигиеническое существование, но главная мысль, вытесняющая все другие дословно звучит так: «как бы не сдохнуть»!!!???
Если перед выездом на Памир я думала, что-то понимаю про горы, — я круто ошибалась. Точнее не ошибалась, а не представляла себе какие масштабы это может иметь. Не понимала как тяжело может быть в горах… здесь в бело-синем безмолвии больше всего начинаешь ценить человеческое тепло, душевный разговор, дружеские объятия, горячий чай, размякший сухарик, остывший суп. Здесь нет электричества, связи, телефона, интернета… а рация заговаривает лишь трижды в день для короткой сводки погоды и выяснения общей информации о состоянии групп. В 8:00, в 12:00, в 18:00… и тишина.
Хочется чтобы кто-то просто спросил «ну как ты»?- ясное дело, что ужасно, но ты, конечно же, улыбаешься и говоришь «все класс». Не потому что здесь нет места искренности, а потому что вопрошающий и так видит что тебе плохо, больно, что ты устал, а в минуты одиночества в палатке из твоих глаз катятся слезы…
…однако, не смотря ни на что ты счастлив. И друг твой тоже это знает, потому что он такой же как ты.
Три недели на Памире. 7 человек.
Эти горы не знают полумер и компромиссов… Мы мокли, мы мёрзли и жарились до волдырей. Мы откапывали до половины засыпанные снегом палатки, строили снежные стены, тропили день и ночь, делали бесконечные заброски то в лагерь на 4300 м, то на 5400 м, то на 6200 м. Мне кажется у нас не было ни одного спокойного дня.
Мы болели и смеялись, иногда держались исключительно на характере!
Мы стали действительно добрыми друзьями. А с одним из участников у меня теперь общий на двоих Второй День Рождения.

Считаю ли я это поражением?
- Нет. Мы сделали все и даже больше. Мы во многом превзошли самих себя. Считаю, что на тот момент это был самый информативный, технически, физически, морально сложный и интересный выезд в горы, который у меня был. Это колоссальный опыт.

- Пойду ли я снова?

- Как сказал один мудрый человек: "Горы стояли до нас и будут стоять тысячелетия после, наша задача - вернуться домой".
и МЫ ВОЗВРАЩАЕМСЯ!

Спасибо за рассказ!

Прочитал рассказ, честно говоря, во время статьи заглядывался на фотографии барышни и думал: откуда у такой путешественницы такая идеальная кожа и белоснежные зубки? Респект косметологу и стоматологу (жаль, что я не в Киеве).
Теперь о рассказе: написано классно, очень живо. Понравилось. Читаешь и думаешь: ну как же, они взойдут или нет?! Эх, непогода... Обычно говорят "гора не пустила". Вот только я не понял: вроде и запасные дни были (в тексте было что-то про "резервные дни"), но почему больше попыток не было? Или всё-таки поднялись, но неполным составом?
Про лавину вообще жуть. Чуть-чуть недотягивает до рассказов Отуотера, как он путешествовал в лавине. Хотя не понимаю: вроде как снегопад и накопление свежего сухого (?) снега, не сцеплённого с основной массой снега на склоне, наверняка увеличивает вероятность схода лавины при потеплении (отрыв свежевыпавшего). Почему не было день-два на ожидание? Условия образования "пушистой лавины" почти идеальные.

Постараюсь внятно ответить по всем пунктам:
1. Кожа - это генетика. Я нифига с ней не делаю! Есть только один единственный крем от солнца - мое ноу-хау. Если нужно - расскажу, у косметолога я никогда в жизни не была. А зубы - папа стоматолог )))))))
2. Про попытки - как вы поняли у нас один член команды ослеп, а второй отморозил руки! И пока все они пришли в кондицию прошло три дня! Оставлять их на 6100м, а двоим идти наверх - тоже нехорошо. Отправить одних вниз - ещё хуже. Какая будет погода никто не знал. И прогноз был не очень хороший.
Когда мы узнали про железобетонное окно мы уже спустились в Базовый Лагерь. Увы.
3. Теперь о лавине. Мы шли на участке где ее быть не должно. Более того, даже когда она там и бывает она очень небольшая и снег выносит на длинный язык. В нашем случае ведущий из-за отсутствия ориентиров ошибся с траекторией спуска... и вышел на карниз... Когда я это поняла, а поняла я это когда вышла на черту с которой открывается панорама (до этого ты видишь только скругление склона) было уже слишком поздно.

Слишком много эмоций...ну, да, женщина! В горах, особенно на высоте, не стоит копаться в самоощущениях, они не всегда реальны...и не всегда им можно доверять на все 100%. Небольшое самоотстранение помогает. Но это приходит только со временем, с горным высотным опытом.

Очень эмоционально и подробно рассказали.
Спасибо вам!

А мне не понравилось. Не в смысле то что делает автор, а что и как пишет.
Все таки для Фейсбука писать и для Риска - как бэ две разные вещи.

"А мою связь со спортом в целом можно было бы охарактеризовать как "в отношениях без обязательств""
Кстати именно поэтому и не зашли..
а не потому что "нефартовая" или не хватило как Вы говорите "силы духа"..
(здоровый дух то он тоже может быть только в здоровом теле)..

поэтому в следующий раз лучше напишите как тяжело и упорно тренировались.) и легко безопасно зашли.

я не имела в виду сейчас "в отношениях без обязательств")))) я имела в виду в "прошлой жизни"!
С того самого дня как я поднялась на Кили я только наращиваю и теперь пробежать 20км - это даже не предмет дискуссии.
перед Ленином я занималась по системе 21-5-21-5-21-10-выезд. эту систему подобрала мне мой тренер - мастер спорту по пятиборью. и она предполагает систему тренировки которая называется "выезд" - 21 день нон-стоп! потом 5 выходных и снова.
так что сейчас я на спорте и жената и замужем ))))) а легко и безопасно я обязательно зайду следующим летом.

Для пepвого сeмитысячника рeкoмeндую выбирать Коржeнeву . Там прeкрасный б.л., аклиматизацию получаeшь дeлая восxoждeния на п. Воробьёва (5300) и п.Чeтырёx(6400), близко и красиво, чeм тягомотина на Лeнина. Красивый и разнообразный маршрут, что благоприятно влияeт на эмоциональный фон восxoждeнiя.
P.S. в большиx гораx ранниe выxoды (рaньшe 6-00) вообщe врeдны (xoлодно, тeмно, лишняя трата сил. Как примeр , сущecтвуeт мода выxодить на Эльбрус ночью( в самый вeтep и мороз), порочная практика, которая понижаeт шансы на успeшноe восxoждeнie.

поддержиавю! после практики не очень ранних выходов, привитой мне моим гидом на Ушбе, я полностью приняла этот концепт. но на Ленина есть проблема: если скорость группы маленькая и до 11:00 вы не успеваете в лагерь на Сковородке то очень велика вероятность попасть там на траверсе под лавину. но это единственное такое место на маршруте. в остальных случаях вы совершенно правы!

В любых горах выход подстраивается под установившуюся погоду.
Из-за 1 позднего выхода у меня сорвался поход в прошлом году.
Была стабильная погода. С утречка до 14.00 так-сяк, с 14.00 до 18.00 ж-а, с 18.00 до 20.00 ничего так.
Перевал - кулуар, куда сыпет со всех сторон. Экспозиция западная, потому обычно сыпет после обеда. Вот мы немного припозднились с выходом и полезли на перевал с 7.00, перевал неприятный до нельзя. Идем себе идем, сыпет, но не смертельно, пока уворачиваемся. Тут бац и вместо осыпи(по описаниям для августа числилась осыпь) пошел снежничек, поднялись метров на 80, решили окошатиться. Снежничек сменился фирном со льдом, притормозили. Непогода пришла на 20 минут раньше обычного. Быстро сныкались по щелям, сверху полило ручьем. От воды камни пошли непрерывно. Забились в норы, носа не показываем. Почти три часа льет, стучим зубами чечетку, переодеться не получается, повернуться негде, из нор носа высовывать не хотим. Дождик закончился, камешки по кулуару летят. Решили вылазить по стенке налево в обход самого страшного места,
где сыпет беспрерывно(нашли две веревки лазания вместо подъема по осыпи). Облезли геморройный участок, пока собрались, переоделись в сухое, стемнело. Впереди еще 300м. подъема. Вместо обычного подъема с "по переменкой" на рисовались перила. Ночью не видно, можно получить слегка камешком и улететь, приходится навешивать, параллельно с навеской все прячутся по норам, нор не так много, камешки все равно летят, одно не ловкое движение веревкой и осыпь на льду приходит в движение, разгоняется и начинает расстреливать. Попили чаю в 3 утра, чтобы силы восстановить). Итого на перевал мы вылезли только в 6 часов следующего утра. Одна участница таки получила в лоб камнем. Спас налобный фонарик,высовывающийся из под каски. Он был алюминиевый, камушек прилетел именно под каску, ударился об прочный корпус фонаря, скользнул по каске и улетел дальше. На фонаре образовалась вмятина, взвился дымок и свет погас, но смерть "героя" не была напрасной. Крови не появилось. На лбу засветился другой фонарик, потусклее. Остальные участники подъема отделались синяками на ногах и тушках.
Снизился общий эмоциональный настрой у девушек (в эту ночь я впервые услышал"Мы все здесь умрем?") пришлось успокоить, отнять рюкзаки, пнуть по перилам наверх, а самим два раза челночить. Итого 23 часа рабочий день, из них половина времени под постоянным обстрелом.
Вот так выход на 1,5 часа позже запланированного привел к ночным приключениям под постоянным камнепадом, без видимости, сорванному графику, синякам и переживаниям.

Аргументируйте пожалуйста, почему плохо выходить на Эльбрус ночью? Странное дело, всегда замечал, что погода на этой горе начинает портиться к обеду (полдню). Зачем переохлаждать личный состав? Лучше выйти ночью в безветренную погоду, чем днём - при свежем или сильном ветре. Ну и все не могут же быть неправы: посмотрите любое восхождение на Эльбрус с приюта: ночью к горе тянется целая россыпь фонариков (восходителей). Хоть с севера, хоть с юга.

Была примерно в то же время на Ленина. Наверняка мы с Вами где-нибудь встречались. Правильно сделали, что отступили в непогоду. Удачи в следующий раз!

Понравилось. Хороший рассказ, яркие фотки.

Красавица, спортсменка, комсомолка))))

ильичевск это где - возле одессы? - нормальный парень, все по уму. только вот очки....

да - это под Одессой. там где Затока и Z-Games ребята проводят. Кстати, приглашаем на будущий год! это супер классная спорт-тусовка (вдруг не были)!

а у барышни хранитель неплохой - чует нормальных гидов на восхождения. ощущалка хорошо работает

По Аркину зашли? Молодцы. Сейчас так редко уже ходят.

Спасибо, ребята! Те, кому показалось, что слишком подробно и чересчур эмоционально:
я специально так подробно расписываю события, чувства, эмоции, в каком-то смысле это мой стиль. И мне не стыдно - я же тоже человек. ))))))
Мне надоела короткая форма повествования, которая сейчас превалирует во всем: видео, текстики, ролики, твиты вместо повестей, рассказов, кино-сюжетов. Мне хочется как-то это реанимировать. Конечно, здесь на риске все (многие) бывалые альпинисты, лыжники, спортсмены, путешественники... но я пишу для всех! Мне хочется, чтобы и другие ребята читали и переносились туда - где мы чувствуем себя как рыба в воде. Мне хочется поделиться нашей страстью с обывателем. Вот как-то так.
Говорят, что получается.

Хорошо написали. Спасибо!

Получается, получается, Даша. Очень даже хорошо получается! Эмоционально, информативно и очень точно по сути. И согласен, что надо писать не только и не столько для профессионалов (они и без нас всё прекрасно знают и понимают), а просто для тех, кому интересно.
Продолжайте в том же духе. И удачи и погоды Вам в горах!

Хочу похвастаться!!! Только что стало известно, что ребята Тарас и Саша - руководитель группы и мой "квартирант" на Пике Ленина ЗАШЛИ НА МАНАСЛУ БЕЗ ГИДОВ И ШЕРП!!!!!!! УРА!!!!!!!

О, а что я и говорил - с головой парень. высоких гор и хороших маршрутов

Сегодня пришли подробности с Манаслу. Пацаны не просто зашли без портеров и гидов!!! Они залезли на 8 156м БЕЗ КИСЛОРОДА!!! Во красавцы!

с кем поведешься на того и де… эм-мм, в смысле, от того и наберешься))

Красатуля)!

Фотка № 18 классная. Ощущается, что автору было нелегко.:)

А мне понравилось!
Спасибо!
Живой непридуманный рассказ о горах и людях...

Совет- делайте штурмовой лагерь на 6400, это дальше на плече, за перемычкой после Раздельной.
Оттуда гораздо легче добиться успеха.

Понравился пик ХIХ партсъезда чтобы его на заглавную....?

Я уже записала это (штурм с 6400) в план, НО... подумываю пойти на Ленина иначе )))))) пока тайна

под другие маршруты-траверсы нужно не только окно погоды ловить, но и высиживать состояние снега. а это - время. пусть не Победа с севера, но все же... с шашкой не побегаешь - чревато

"Совет- делайте штурмовой лагерь на 6400" - это как минимум спорно. Ибо на меньшей высоте и спать комфортнее, и всё снаряжение для лагеря на неё намного легче занести.

С гидом, который водит клиентов на 5 день ночевать на 5300 я бы не ходил.
(Причём в данном случае это по сути был 4 день, поскольку первым посчитан день переезда в базовый лагерь из Оша).

Не знаю как вы считали, посмотрите - рассказ разбит по дням ))))) ... я бы на 14 день вышла из штурмового лагеря и пошла на 6400м. Там бы отдохнула и ночью бы вышла на штурм. Конечно "спать комфортнее" - это аргумент, но я прекрасно сплю на этих высотах. Поглядим как пойдет.

Для кого-то главное - результат, для кого-то - процесс.
о со временем начинаешь понимать: главное - ты в горах, остальное вторично.

мне нравится процесс больше результата, но когда его нет за миг до, становится немного грустно.

Согласен. Если бы не было грустно, иногда было бы лень возвращаться ))))

Будто мы никогда не болели,
Беды нас обошли стороной…
Солнце, холод, жара и метели –
Мы в горах! Ну не все ли равно!

"Каждый из нас не хуже других и лучше многих."- не показывайте это програмерам, вынос мозга.
"Хождение в горы - это как травля тараканов."- не показывайте это альпинистам, звучит кощунственно.

Спасибо, прочел на одном дыхании!

Здорово! Ярко и эмоционально! Спасибо за рассказ :)

Интересно, особенно Эпилог!!!!

Молодец. Отличный рассказ. Прочитал с удовольствием. ;)

Даша, наверное я видел Вас на Ленина. я один из двойки, которая осталась ночевать на п. Юхина..

из интернет-а:
- Имя Дарья (стар. Дария) - женский вариант имени персидского царя Дария (Дарайавауша). В переводе с древнеперсидского означает: сильная, побеждающая, ...
Как корабль назовёшь ...

Здравствуйте Дария !
Как давно Вы ходите в горы ?
Ваша Первая Гора ?

Всего Доброго !
- Николай

Хожу совсем недавно. До этого спортом вообще не занималась. В 25 стала на горные лыжи, в 27 на свой День Рождения на спуске лопнуло колено, нарыв всех связок и сухожилий... короче на лыжах кататься мне запретили (но я уже снова катаюсь конечно). Потом гипс, реабилитация... я говорю "Доктор, а что мне можно"? - "Вам можно ходить", - ответил мне доктор. Но он не сказал куда. И в 29 я поехала в Непал во второй раз на трек.... и всё! пропала Даша
А гора с вершиной первая (кроме Говерлы) - Кили.

Сугубо имхо, лыжи для колен гораздо травматичнее альпинизма. =) Мне несколько лет назад сказали тоже, что ходить можно, но не много и рядом. Аккуратно реабилитировавшись спокойно лазаю и хожу, довольно, гхм, активно. =)) Правда, с бегом пришлось почти завязать...

Пост понравился. Даже странно, что в холостую пока проходит... народ тормозит, замуж как в первом сходу не предлагают... ))

кнн отметил - сильная, побеждающая, кто же в очередь за колотушками захочет? С улыбкой!

)))))))))))))))))))))))))))) наверное чуют, что-то недоброе )))))))

Когда чуйке не по себе, всегда осторожничают...

Недоброе? Это с такой то улыбкой, штанами и фамилией?

А написано замечательно! мне очень понравилось! Здорово!

- Пойду ли я снова?

и МЫ ВОЗВРАЩАЕМСЯ!

Золотые слова!
Автору большое спасибо.

Спасибо вам за рассказ , очень душевно и ярко )

Спасибо, очень интересно читать. Пришлось урывками, нарушая...

Здорово написано, на одном выдохе! Как у Вас это получается? Фотография которая первая на фоне горы, гора красивая! А в вечернем платье гениально, здорово! Последний снимок с ребятами, улыбка добрая с лукавым взглядом, такая интересная))) Следующий рассказ до следующей горы?

Не знаю как - я так чувствую )))) если вы переноситесь со мной туда - значит получается! )))) для меня это самое главное в рассказе! Хотела бы скорее приняться за новую повесть, но обещала домашним побыть немного с ними, а без восхождения рассказы не пишутся ... короче, я в поисках срединного пути. ))))))

Спасибо за рассказ. ностальгия даже проснулась. )) тоже ходили туда. и на сковородке в первый раз такие же ощущения были.

ужасное место!!!! оно оставило огромный шрам в моем сердце ... ))))) но ничего, в следующем году попробуем зайти иначе - без шрамов!

Даже в этом "срединного пути", здорово! Как в старом фильме "Они находят в горах свое счастье! Свою гордость!" Пиши...

Классный рассказ! Эх жаль на лыжах не ездите, а то на пике Ленина самое то. Вроде видел вас в этом году в каком-то из лагерей

)))) как это я не езжу!? Просто до фрирайда и скитура пока не добралась )))) пока только карвинг, но все впереди!

Да, да, пишИте, пишИте... )) Это было очень интересно :-)...

Молодец! Хорошо пишете.
Интересно. Что едят вегетарианцы на восхождениях? На Эльбрусе с этим делом проще, решается без проблем. А как на больших высотах и удалениях от цивилизации?

К сожалению в больших горах без мясного умирают.

Я ем все, но ем очень мало. И, кстати, предпочитаю каши с овощами (сублиматы) и сладкое (сухофрукты, шоколад). Многие пьют протеиновые коктейли...Еды сейчас хватает любой, но конечно тем, кто привык много есть стоит задуматься о сале животворящем ))))))) столько калорий нет ни в чем.

на Эльбрус без мясного я поднялся. выше пока не ходил.
к вопросу о тренировке коленей. в советское время меня учили, что укрепить сухожилия можно только через большое количество приседаний, еще заставляли делать "пистолетики". пока вроде помогает. хватает спуститься от гарабаши до азау без остановки. еще хорошо стоять в статике с согнутыми ногами, как при спуске с горы.