Пишет balabanoff, 18.09.2017 23:34

Кирилл Константинович Кузьмин.
Заслуженный энергетик Киргизской ССР. Заслуженный мастер спорта по альпинизму СССР (1954). Заслуженный тренер СССР по альпинизму (1961). Мастер международного класса по альпинизму (1967).
Ветеран труда. Гидростроитель. Почетный гражданин города Саяногорска №1.
«Снежный барс» № 2. Председатель ФА СССР в 1953 г., зам. председателя 1949-1951, 1956-1972.

Наталья Николаевна Кузьмина

К 100-ЛЕТИЮ КУЗЬМИНА КИРИЛЛА КОНСТАНТИНОВИЧА ГИДРОЭНЕРГЕТИКА И АЛЬПИНИСТА

Альпинизм в те уже далекие времена прошлого века воспринимался большинством людей как занятие экзотическое. В Советском Союзе развитию физкультуры и спорта уделяли большое внимание. Организацией и финансированием соответствующих структур занимались профессиональные союзы. Для развития альпинизма требовались специальные условия, а именно: создание альплагерей с необходимым снаряжением, подготовка инструкторов, организация спасательной службы и т.д. Для привлечения молодежи в крупных учебных заведениях, промышленных предприятиях и различных организациях создавались секции по разным видам спорта, в том числе и по альпинизму. Кирилл Константинович оказался одним из студентов Московского Энергетического института получившего горящую путевку в альплагерь «Цей» на Центральном Кавказе. Об альпинизме он ничего не знал, его увлечением были бег и лыжи на длинные дистанции. Однако, эта поездка в горы в 1937г. определила его увлечение альпинизмом на всю жизнь, а бег и лыжи стали тренировками для восхождений. В советское время бытовали два шуточных изречения: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет…» и «Если работа мешает альпинизму – бросай работу». Поскольку спорт в Советском Союзе был любительским работу бросить было невозможно – зарабатывали на жизнь на своих рабочих местах, график был такой: зимой работа – летом горы.
Начав свою сознательную жизнь в период общего энтузиазма развития страны с лозунгом «Твой труд вливается в труд твоей республики» (В.В. Маяковский), Кирилл Константинович сам придерживался этого принципа, прожив интересную творческую жизнь, преуспев и в профессии, и в спорте и в общественной работе. О своих заслугах он говорить не любил, хотя вполне осознавал их значимость и по необходимости старался объяснить и обосновать свою позицию. Публикаций и интервью в связи с его деятельностью было много. Чтобы понять его отношение к жизни, к работе, к альпинизму, я предлагаю две выдержки, одну из газеты, другую из его дневника, где об этом он рассуждает сам.

Газета «Социалистическая индустрия»
14 сентября 1985 г.

3. Мильман. Саяногорск

ПРИТЯЖЕНИЕ ВЕРШИН
Удивительным образом переплелись в жизни этого человека две параллели: сооружение искусственных вершин и покорение естественных. Крупный специалист, под чьим инженерным началом созданы энергогиганты в Средней Азии и Поволжье, Казахстане и Сибири, в Афганистане, Ираке и Египте, заслуженный мастер спорта, почетный председатель федерации альпинизма страны, «снежный барс», в числе первых установивший победные туры на всех отечественных «семитысячниках». И – главный инженер «КрасноярскГЭСстроя».
– Кирилл Константинович, вершины, которые вы покоряли, известны всему миру. И все ваши стройки тоже с мировым именем.

– Значит, ваша способность даже в самых напряженных ситуациях сохранять спокойствие, о которой так часто приходилось слышать, тоже от гор?
– Ну, скажем, так: горы – очень толковый воспитатель. Причем не только в чисто человеческом плане, но и в профессиональном. Плотина, к примеру, сама по себе сооружение несложное. Но вот как ее к местным условиям привязать, к данному скальному основанию – это вопрос вопросов, тут голову поломаешь. Альпинизм же заставляет всесторонне изучать горы, их строение, особенности горного климата. Так что мне, гидротехнику, альпинистский опыт дает явное преимущество.
– Ну а кроме прикладного, так сказать, значения, что все-таки для вас горы – сказочные красоты? Моральная встряска? Заряд здоровых эмоций?
– Прежде всего работа. Тяжелый, изнурительный труд. Причем опасный.
– Вы хотите сказать, что альпинизмом нельзя заниматься без серьезных намерений?
– Без серьезных намерений, я считаю, вообще ни за какое дело не следует браться. Какой прок от временных увлечений? Уж взялся за что-то, так поставь перед собой достойную цель. Достиг ее – ставь новую! Тогда, кстати, и страх отступает. Да и вообще в жизни: имеешь четкий ориентир – уверенно двигайся к нему и дойдешь непременно. А начнешь под ноги поглядывать, сосредоточивать внимание на том, что там, под ногами, – трещина или пропасть, того и гляди оступишься, а то и вовсе пропадешь. Целеустремленность и сила воли в моем понимании неразрывны, и достигаются они одним – самовоспитанием.

Выдержка из дневника экспедиции «Буревестник», 1966 г.
(Обратный путь, размышления)
«25 августа часов в 17 вертолет нас вывез в Ляхш. Большое удовольствие я получил, пролетая на вертолете, примерно на уровне или немного выше тех троп, по которым мы шли с тяжелыми рюкзаками. Боковые ущелья Хадырша, Иргит, Сугран проплывали слева от нас. В них можно было рассмотреть и некоторые детали, невидимые с земли, а главное, сразу всю гамму красок предзакатного освещения. Подлетая к Ляхшу, мы как бы подлетали к дому, и если в начале этот пункт был для нас чем-то, к чему мы стремились и, достигнув, чувствовали удовлетворение достигнутым, то теперь мы так же чувствовали удовлетворение, но совсем другого рода. Это было какое-то успокоение, в некотором роде торжественное, когда особенно остро воспринимается красота, я бы сказал, симфония окружающих гор, зеленого плоскогорья, ручьев и глинобитных стен селения. В этом восприятии не было примеси психической и мускульной напряженности, напоминающей о том, что это только первая страница к целой лестнице неизведанного, с неизвестными трудностями и вообще с неизвестным исходом не только в части успешного решения задачи. Сейчас все воспринималось как бы заново, после второго рождения, и потому остро и глубоко, а главное спокойно и умиротворенно. В общем, это был тот же Ляхш и в тоже время Ляхш совсем новый. Я пошутил, что здесь на таких ощущениях можно убедиться в четырехмерности континуума нашего существования, что три измерения нашего пространства совершенно недостаточны (ведь они не изменились) и что время в этом случае является весьма значимой координатой. Я поделился этими мыслями с Валей Божуковым, когда мы шли с ним уже после захода солнца купаться к дальнему ручью. И он со мной полностью согласился».

Деятельность Кузьмина К.К. - альпиниста и его дневники на высотных восхождениях и сборах впервые опубликованы в книге «Кузьмин К.К гидроэнергетик-альпинист», выпущенной издательством Игоря Балабанова в 2014 г.

Кузьмин Кирилл Константинович.
Трудовая деятельность и основные восхождения

1937-1940 гг. Студент Московского энергетического института (МЭИ)
1937 г. Пик Николаева (1б), Цей. Кавказ.
1939 г. Пик Краснофлотец (1+1), первовосхождение, Кавказ.
1940 г. Сонгути по стене (5а). Первовосхождение, Цей. Кавказ.

Великая Отечественная война
1941-1942 гг. Гидротехническая экспедиция «Главоборонстроя» НКВД, Западный фронт, инженер, ст. инженер.
1942-1946 гг. Связист Гвардейского стрелкового полка, Ивановская обл. Курсант Томского артиллерийского училища. Командир артиллерийского взвода 64 артполка 31 Гвардейской пехотной дивизии, 3-й Белорусский фронт. Командир взвода артиллерии штаба 29-й мотомехдивизии особого Кенигсбергского округа.

1947-1951 гг.
МЭИ – ассистент кафедры гидро­энергетики
1947 г. Призер первых соревнований по скалолазанию среди альплагерей (Домбай, Зап. Кавказ).
1948 г. Домбай-Ульген по Ю. стене (5б), Зап. Кавказ. Диплом I степени.
1949 г. Пик Молния (3), первовосхождение, Кавказ.

1951-1977 гг.
«Гидропроект» – ст. инженер, нач. отделения гидромеханического отдела: Выбор гидросилового оборудования Волжских ГЭС – Куйбышевской, Сталинградской, Саратовской, канала Волго-Дон и др.
1951 г. Дотахкая от Бу-Ульгена, первопрохождение. Зап. Кавказ. траверс Шхельда – Ушба с подъемом на Вост. Шхельду по Северной стене (5б), Кавказ. Диплом I степени.

СЕГОДНЯ ВЫДАЮЩЕМУСЯ АЛЬПИНИСТУ СССР КИРИЛЛУ КОНСТАНТИНОВИЧУ КУЗЬМИНУ ИСПОЛНИЛОСЬ 100 ЛЕТ! (18.09.1917-15.06.1995). (Альпинизм) 1951 г. Кирилл Кузьмин и Фердинанд Кропф.

1952 г. Пик Советских Профсоюзов – 6405 м (4а), пик Шверника – 6138 м (4а), первовосхождение, Памир.
Диплом II степени.
1953 г. Траверс Безингийской стены: Ляльвер-Дыхтау (5б) по В. стене. Кавказ. Диплом II степени.
1954 г. Пик Николадзе – 6350 м (3б), первовосхождение, пик Ф.Энгельса – 6510 м (5б), первовосхождение. Памир, в составе грузинской экспедиции. Диплом II степени.

ЮЗ Памир. 1954 г. п. Энгельса. Восхождение с грузинскими альпинистами.

1955 г. Пик Единства – 6673 м (4а), руководитель первовосхождения. Памир.
Траверс пик Октябрьский – пик Ленина 7134 м (5б). Диплом III степени. Траверс пик Профсоюзов – пик 6200 (4а), первовосхождение. Памир.
1956 г. Вершина Музтаг-Ата – 7546 м (56), первовосхождение. Вершина Конгур-Тюбе – 7595 м (5Б), руководитель, первовосхождения в составе Советско китайской экспедиции.
1957 г. Экспертная поездка в КНДР (Энергосистема КНДР)
Зам. нач. Гидромеханического отдела (ГМО) 1957 г. Первовосхождение на Памирское фирновое плато – 6189 м.
Пик Сталина – 7495 м. Диплом I степени.
Пик Ленинград. Диплом III степени.
Пик Кирова. Начальник экспедиции.
1958 г. Вершина 6852 м, первовосхождение и пик Ленина, руководитель. Памир. Диплом I степени.
1959 г. Траверс пик Ленинград – пик Е.Абалакова, руководитель. Памир. Диплом II степени.
1959 г. Пик Сталина – 7495 м по контрфорсу с л. Беляева, руководитель. Памир. Диплом II степени.

1960 г. Кирилл Кузьмин и Владимир Рацек.

Гл. инженер проекта Токтогульской ГЭС
Зам. гл. инженера проекта Асуанской ГЭС,
Гл. инженер проекта Асуанской ГЭС 1961 г. Пик Победы в составе грузинской экспедиции.
1964 г. ГЭС Наглу, Афганистан 1964 г. Хан-Тенгри с сев. – 6995 м, руководитель, Тянь-Шань. Диплом I степени.
1965 г. ГЭС Тхак-Ба, Вьетнам
1965-1966 гг. Рекогносцировочная группа «Гидропроекта» в Иран – ГЭС «Хадита» 1966 г. Пик Е.Корженевской – 7105 м по непройденному вост. ребру.

1968 г. Траверс пик Коммунизма – пик Ворошилова, первовосхождение, Памир.
1970 г. Пик Военных Топографов (5 к. тр.), 6873 м с пер. Чон-Торен со спуском на л. Южный Инылчек, руководитель.

Зам. гл. инженера «Гидропроекта»
1971-1976 гг. – по объектам Ср. Азии и Казах­стана: плотина Медео, Канал Иртыш – Караганда, Капчагальская ГЭС, Чар­вак­ская ГЭС, Нурекская ГЭС, Рогунская ГЭС, Токто­гульская ГЭС, Ак-Балинская ГЭС, техническое обоснование, Шульбинской ГЭС
1972 г. Пик Калинина, 6509 м по северной стене, первовосхождение. Тянь-Шань.
1973 г. Сбор высотников на Памире.
1975 г. Пик Коммунизма (бывший пик Сталина) с ледника Беляева. Сбор Спорт­комитета СССР на Памире.

1977-1995 гг. «КрасноярскГЭСстрой», главный инженер
В сферу деятельности «КрасноярскГЭСстроя» входило: строительство Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС (60%) и подготовительные работы по строительству Катунской ГЭС, Средне-Енисейской и Курейской ГЭС, строительство разных ГЭС, курирование строительства Богучанской объектов в Тувинской автономной Республике, Шушенском районе Красноярского края, в Республике Хакасия и др.
С 1977 г. почетный председатель Федерации альпинизма СССР. Член Оргкомитета гималайской (Эверестской) экспедиции. Основная деятельность – рекомендации и консультации по подготовке восхождения советской экспедиции на Эверест.

Трудовая и общественная деятельность.
Награды и поощрения
Правительственные награды за боевые заслуги
1943 г. – Медаль «За боевые заслуги», № 219112.
1945 г. – Орден «Красная Звезда», № 1637651.
– Медаль «За Победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.», № 0156790.
1985 г. – Орден «Отечественной войны II ст.», № 2961237.
Юбилейные медали
- Медаль «25 лет Вооруженных 1958 г.
– Медаль «За трудовую доблесть».
– Медаль «В память 250 лет Ленинграда», № 971373.
1964 г. – Орден «Знак Почета», № 364249.
1970 г. – Медаль «За освоение целинных земель», № 697140.
1970 г – Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия
со дня рождения В.И.Ленина», № 97137.
1976 г. – Нагрудный знак «Заслуженный энергетик Киргизской ССР», № 0776.
1981 г. – Орден «Октябрьской Революции», № 74619.
Почетные звания за трудовую деятельность
1972 г. – Заслуженный тунелестроитель «Гидроспецстроя».
1976 г. – Заслуженный энергетик Киргизской ССР.
1977 г. – Занесен в книгу Почета «Нарынгидростроя».
1977 г. – Занесен в книгу Почета Токтогульской ГЭС.
1987 г. – Почетный энергетик СССР.
1987 г.– Почетный монтажник Всесоюзного ордена Трудового Красного
знамени треста «Спецгидромонтаж».
1987 г. – Почетный работник Всесоюзного треста «Гидромонтаж».
1987 г. – Почетный гражданин города Саяногорска № 1.
Поощрения за трудовую деятельность
1987 г. – Почетный энергетик СССР.
1972 г. – Серебряная медаль ВДНХ «За достигнутые успехи в развитии
народного хозяйства СССР», № 6393.
1974 г. и 1979 г. – Знак Министерства энергетики СССР «Отличник
социалистического соревнования».
1980 г. – Золотая медаль ВДНХ «За достигнутые успехи в развитии
народного хозяйства СССР», №1631
1981 г. – Смотр творческих достижений советской архитектуры
1976-1980 гг. – Диплом Союза архитекторов СССР присужден
за Токтогульскую ГЭС.
1986 г. – Диплом Союза архитекторов СССР присужден за Токтогульскую ГЭС.
1986г. – Диплом Московской организации Союза архитекторов СССР
присужден за проектирование и участие в строительстве Токто-
гульской ГЭС на р. Нарын (Киргизская СССР).
1986 г. – Юбилейные медали 50-и 60-летия ГОЭЛРО.

Общественная деятельность
1947-1950 гг. – В МЭИ в разные годы избирался членом партбюро института (член партии с 1943 г.).
1951-1977 гг. – В «Гидропроекте» в разные годы избирался членом парткома института, членом и секретарем партбюро гидроэнергети­чес­кого сектора, членом научно-методического совета при Ленинградском РК КПСС г. Москвы.
1977-1995 гг. – В «КрасноярскГЭСстрое»:
1983 г. – член Саяногорского горкома КПСС.
1982, 1984, 1987, 1990 гг. – Депутат Совета народных депутатов Хакасской автономной области четырех созывов (направление работы: промышленность, строительство).

Альпинизм: спортивные звания,
общественная работа, награды и поощрения

Спортивные звания
1937 г. – значок «Альпинист СССР» I ступени.
1941 г. 20 мая – звание инструктора альпинизма.
1946 г. 5 мая – значок «Альпинист СССР» II ступени.
1947 г. 28 мая – звание старшего инструктора альпинизма.
1949 г. 20 марта – звание мастера спорта СССР по альпинизму.
1954 г. 15 мая – звание заслуженного мастера спорта СССР по альпинизму.
Удосторевение на ЗМС СССР по альпинизму.

1961 г. 17 мая – звание заслуженного тренера СССР по альпинизму.
1967 г. 28 ноября – звание мастера спорта международного класса СССР
по альпинизму.
1979 г. 21 ноября – звание инструктора-методиста I категории по альпинизму.
1988 г. 28 декабря – Ветеран альпинизма СССР.
1991 г. 22 января – свидетельство: «Кузьмин К.К. – покоритель высочайших
вершин СССР». («Снежный барс»). Знак № 2.

СЕГОДНЯ ВЫДАЮЩЕМУСЯ АЛЬПИНИСТУ СССР КИРИЛЛУ КОНСТАНТИНОВИЧУ КУЗЬМИНУ ИСПОЛНИЛОСЬ 100 ЛЕТ! (18.09.1917-15.06.1995). (Альпинизм)СЕГОДНЯ ВЫДАЮЩЕМУСЯ АЛЬПИНИСТУ СССР КИРИЛЛУ КОНСТАНТИНОВИЧУ КУЗЬМИНУ ИСПОЛНИЛОСЬ 100 ЛЕТ! (18.09.1917-15.06.1995). (Альпинизм)
Знак №11 К. К.Кузьмина за восхождение на п. Коммунизма

Знак № 21 К.К. Кузьмина за восхождение на п. Ленина

"Снежный барс" № 2

Чемпионские медали ("За лучшее восхождение")

Награды и поощрения за общественную работу в альпинизме
1971 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени, № 467601.
1977 г. Государственным Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР награжден дипломом и памятной медалью в связи с 30-летием спортивного скалолазания в СССР и за заслуги в развитии физкультуры и спорта.
1948-1987 гг. Награждался почетными грамотами спортивных организаций союзных республик, областными спортивными комитетами и советами обществ «Буревестник», «Молния» и др.
Общественная работа в альпинизме
1949, 1951, 1956, 1958, 1976 гг. Зам. председателя Федерации альпинизма СССР.
1953-1956, 1976-1977 гг. Председатель Федерации альпинизма СССР.
с 1977 г. Почетный председатель Федерации альпинизма СССР.
1962 г. Выступление с докладом на Международном симпозиуме по проблемам и тактике высотных восхождений и высотной акклиматизации. Город Дарджилинг (Индия). Доклад помещен в трудах симпозиума (г. Дели – 1962 г).
1972 г. – Швейцария
1973 г. – Тбилиси
1976 г. – Барселона
1977 г. – Мехико Участие в работе Международного союза альпинистских ассоциаций (UIАА), как представителя СССР.
1949-1978 гг. Член редакционной коллегии ежегодника «Побежденные вершины».
1959 г.
Начальник советско-китайской экспедиции на Эверест (Гималаи). Экспедиция не состоялась по политическим причинам (китайско-тибетские взаимоотношения).
1973-1975 гг. На Памире руководил подготовкой очередной экспедиции в Гималаи.
1939-1975 гг.
В течение 23 сезонов работал инструктором, старшим инструктором, тренером в альпинистских лагерях, на спортивных сборах и экспедициях.

Знак: "Заслуженный тренер СССР по альпинизму" (памятный знак к 100-летию со дня рождения К.К. Кузьмина).

Медаль.
Памяти великого русского альпиниста Кирилла Константиновича Кузьмина.

Грамоты и дипломы К.К. Кузьмина

Фотоаппарат "Зоркий"
Ботинки с триконями
Кошки
Внутренний ботинок и бивачные чуни
Коврик из пенопласта
Пуховка
Пуховые штаны
Кружка, чайник, ложка, вилка, спички, швейный набор
Спортивная шапка

Хранитель "Музея" Кирилла Константиновича - Наталья Николаевна Кузьмина. Ей 25 июня исполнился 91 год.
Большого здоровья Наталья Николаевна!