И в лед закованный Таймыр. 1983 год.

Пишет lorinson, 16.09.2017 19:50

Одних зовут морей просторы,
Других не выгнать из квартир,
А нас зовут, как прежде, горы,
И в лед закованный Таймыр.

Команда томских туристов, гремевшая в те годы по Союзу своими неординарными лыжными походами по Полярному Уралу, Эвенкии, Якутии, Чукотке, отправляется весной 1983 года через таймырские горы Бырранга к мысу Челюскина, крайней точке материка. Здесь в Хатанге янтарцы впервые встречаются с экспедиционным центром Арктика, маршрут которых, проходит у восточного побережья Таймыра. Это было первое знакомство с Владимиром Чуковым, первый совместный поход. (отчет Чукова) Следующая их встреча произойдет в 1991 году, где их маршруты в рамках совместной экспедиции пересекутся на Земле Франца-Иосифа. Но об этом позже.
А сейчас пойдет рассказ о лыжном маршруте по самому северному полуострову Азии – Таймыру.
Таймыр - расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря Лаптевых. По характеру поверхности делится на 3 части: Северо-Сибирская низменность, горы Бырранга (высота до 1125 метров), тянущиеся с юго-запада на северо-восток, и прибрежная равнина вдоль побережья Карского моря. Южной границей полуострова считается северный уступ плато Путорана. Мыс Челюскина — северная оконечность полуострова Таймыр и самая северная материковая точка Евразии.
И в лед закованный Таймыр. 1983 год. (Туризм)
Нитка маршрута: Пос. Косистый – Хатангский залив – р. Подкаменная – р.Малохайтори – горы Бырранга – лед. Неожиданный – р. Жданова – р. Ленинградская – залив Толля – мыс Вега – мыс Челюскина (860км)
22 ходовых дня с 08.04.83 – 12.05. 83
Малышев Борис Дмитриевич – руководитель, Ялин Иван Федорович – зам. руководителя, Долгополов Ю.В. – штурман, Скориков Ю.В. – штурман, Тимофеев В.А. – завхоз, Таякин В.А. – метеоролог, Русский В.И. – фотограф, - Хасанов Р.А. – ремонтник, Томко Б.А. – мед.брат
Фото. Малышев Б.Д.

Дневник Таякина В.А.
8 апреля. В 16.30 отлет в Красноярск, 18ч – прилет в Красноярск Сев.
9 апреля. Вечером должны были улететь в Норильск, но полет отложили из-за снегопада. Ночевали в гостинице аэропорта.
10 апреля. Улетели в 10 утра, и в 12.30 были в Норильске. Через полчаса снова взлет, и ИЛ-18 через час приземлился в Хатанге. На улице температура -25 градусов. Там в аэропорту уже две группы: Ю. Подрядчикова, москвичи из Вологды. Решали проблемы с погранцами. Ночевали в красном уголке аэропорта.
11 апреля. Руководство всех групп ушло давать телеграмму в главное
пограничное управление. А мы отправились смотреть Хатангу. Ночевали в общежитии летного состава.
12 апреля. Только в 18 ч вечера получили разрешение. Срочно погрузились на борт АН-2 и через полтора часа были на Косистом: 16 дворов и белая бескрайняя пустыня. Поселились в гостинице.

Слепил глаза снег белый, чистый,
Но не сломился дух ребят.
И вот приветливо «Косистый»
Встречал наш маленький отряд.

И в лед закованный Таймыр. 1983 год. (Туризм)

13 апреля. Сегодня прилетели еще часть наших участников, и команды из Москвы и Вологды. Занимаемся подготовкой рюкзаков, лыж, распределением продуктов. Ждем еще прилета двоих участников Бори и Юры.
14 апреля. В 10 часов стартовала команда москвичей (фото). В 12 часов проводили и команду Вологды. В 17 часов прилетели Юра с Борей. Упаковываемся.
Фото. Местная семья. Поселок Косистый

15 апреля. В 14 часов после обеда стартовали. Температура – 25 °С. Прошли 18 километров. Идется тяжело. Сегодня первая ночевка в палатке.
И в лед закованный Таймыр. 1983 год. (Туризм)

16 апреля. Стартовали в 9 часов, и через один переход вышли Хатангский залив. Идем по льду, торосам. Мороз крепчает. Пройдено 33 километра. Ночевку организуем прямо в торосах.

Фото. Через Хатангский пролив

17 апреля. Ночью замерзли, хоть спали во всем теплом. У Юры Скорикова расклепались лыжи, пока ремонтировали – вышли поздно. Продолжаем «ломать» ноги по торосам. Только к вечеру дошли до другого берега Хатанговского залива. Разместились в теплой избушке на берегу.

Фото. Ялин И.Ф.

18 апреля. Весь день ходовой, прошли около 40км. Мороз держится около 30 градусов. Вышли к мысу Гористому. Здесь же и организовали ночевку.
19 апреля. Температура утром -32 ° С. Пока идем по торосам. Надоели уже. После обеда чистили сани. Затем снова в путь. Дошли до косы, торосы закончились. Зашли в заливчик и повернули на запад. В 20 часов остановились на ночлег.

Фото. Прошли Хатангский пролив, идем вдоль побережья
Долгополов Юрий Васильевич

20 апреля. Температура поднялась до -20°. Ветрено. Идем по холмам. Ветер дует в спину, стоять холодно. Вошли в долину реки Журавлева. Завхоз на обед расщедрился на черную икру. К вечеру ветер усилился, остановились на ночлег в низине. Построили стенку из снега для палатки. Уснули поздно, стоят белые ночи. Днем так же, только чуть-чуть светлее.

Тимофеев В.А. - завхоз

21 апреля. Вот он Север, вот она романтика! Ветер 15м/с, температура -20°С.
С утра до обеда прошли 31 колесо, это 20 км. На обеде с трудом установили на ветру палатку. После обеда шли недолго, часа полтора и решили остановиться, передохнуть. Ветер усиливается, видимость до 20 метров. Продолжаем движение строем друг от друга в 2 метрах. Спустились в низину, где ветер потише. Двигаемся в сторону предгорья Бырранга. В восемь вечера ставим лагерь, строим стенку от ветра, ставим палатку.

Мороз под 30, ветер лютый,
Из рук палатку так и рвет.
Капрон ее, как парус дутый,
Ему лишь волн недостает.

Пускай от ветра стынут руки,
И тело требует постель,
В поход мы вышли не от скуки -
За снежной дымкой наша цель.

В минуты краткие привала
Беседы штурманы ведут,
Горячих споров, тем немало,
Но уточняется маршрут.
Под нами лед на много метров.
Палатка – дом для нас родной.
Ее мы спрятали от ветров
Кирпичной, снежною стеной.
И снова в путь. Встаем на лыжи…
Смолкает прежний разговор.
Мы с каждым шагом к цели ближе.
Левее нас цепочка гор…

И в лед закованный Таймыр. 1983 год. (Туризм)

22 апреля. Проснулись в 6 утра, ветер рвет палатку. За бортом -14° С, в палатке -3 °С. Ветер озверел, более 25м/с. К 8 утра позавтракали, но решили пережидать непогоду. Ребята залезли в мешки и уснули. А мы с Витей на дежурном месте. Ветер свирепствует. Дождались затишья, вышли. Через некоторое время ветер снова усилился, у меня лопнули дужки на креплении. С Рафом быстро их заменили, и рванули вдогонку за ребятами.

Фото. Хасанов Р.А.

Сплошные подъемы, ветер валит с ног. Так прошарахались до 20часов, и встали под гребнем. Поставили полностью круговую стенку, растяжки укрепили камнями. Саныч даже построил стенку для туалета. Отметили 113 год рождения В.И., Ленина, было по наперстку и по 0.5 ложки черной икры. Потом гречка с молоком. Прошли сегодня 24 километра.

И в лед закованный Таймыр. 1983 год. (Туризм)

23 апреля. Подъем в 7 утра. Что-то случилось с поясницей, наверное, из-за того, что вчера на спуске меня санками дважды дернуло.
Идем дальше. К часу дня залезли на самый верх, стоим среди гор Бырранга. Штурманы ушли выяснять обстановку, куда идти.

Фото. Скориков Ю.В,

Определившись, идем на перевал. В 16 часов перешли перевал летчика Павлова, сняли записку Винницы с июля 1982 года. На спуске встретили стаю из 6-8 полярных волков. До чего же симпатичные зверюги, и след от лапы здоровый. Вечером вышли к реке Подкаменной. За день прошли 54 колеса, это 35.1 км.

Да, эти горы не «Карпаты»,
И не знаком нам снежный пик.
Но снова вспыхнули дебаты –
Залезли штурманы в тупик.
Один кричит: «Теперь налево,
О том и карта говорит».
Второй твердит: «Святая дева,
Внуши, что прямо путь открыт»,
А лишний крюк для нас не шутка.
Голосованьем «против-за»,
Внимая голосу рассудка,
Бинокль «Одели на глаза».
И выбрав точно середину,
Пошли упрямо мужики,
Багаж, забросив свой на спину,
И вышли к берегу реки.

И в лед закованный Таймыр. 1983 год. (Туризм)

24 апреля. Сегодня воскресенье, но проснулись как всегда в 7 часов. И хотя вчера устали, как черти, после завтрака отправляемся снова в путь. Пройдя реку Подкаменную, поднялись на плато. Светит солнце, ветер небольшой. На обед выбрали место изумительное, окруженное горами. Температура всего -11° С. После шли до 20 часов вечера, пройдя за день 35.8км. Ночевали в этот раз без снежной стенки. К утру все подзамерзли.
25 апреля. Сегодня прошли около 40 км. По пути видели диких оленей. На обед подстрелили куропатку.

Фото. Условный знак "вижу оленей"

26 апреля. Утром встали рано, видимость 150 метров, ветер встречный. Пошли на перевал перед рекой Малохайтори. На каждой остановке сушим спальники. Встали на ночлег рано, в 18 часов, ждем ужин. Холодновато, ноги устали, подошвы горят до боли.

Фото. Таякин В.А.

27 апреля. Сегодня считается самый трудный день. Прошли реки Холодную и Ледниковую, взошли на ледник Неожиданный. Остановились на нем – площадка, как аэродром. Сегодня прошли по времени половину пути, и пройдено 406 км, что тоже почти половина. Начальник разрешил по резьбе, а завхоз Тимоха выделил по 2 ложки черной икры.

Фото. Ледник Неожиданный

Не подвела мужская хватка,
Не спал мальчишеский задор.
И снова прячется палатка,
На время спячки за забор.

И в лед закованный Таймыр. 1983 год. (Туризм)

28 апреля. Началась вторая половина похода, температура воздуха – 22°С. Скатились с ледника, вышли к реке Жданова. Солнечно, безветренно, начали потихоньку раздеваться. На обеде развесили все сушить. Горы Бырранга кончаются, прошли сегодня более 40км. Ночуем на реке Жданова.
29 апреля. Торопимся, идем, что есть духу, но ноги от нагрузок отваливаются. Торопимся на буровую к 1 мая. Прошли сегодня 45 км.

30 апреля. Сегодня, если дойдем до буровой, то обещают небольшой отдых там. Ноги уже отказываются идти. Срезали изгиб реки, и к 20 часам вышли в устье реки Снежной. Действительно стоит буровая, столовая, баня. Живут 4 буровика, 2 тракториста, геолог и повариха, остальные отдыхают в Хатанге. Работают по месяцу, и месяц отдыхают. Это буровая самая отдаленная, золотопромышленная. На буровой приняли нас хорошо, сытно накормили, отправили мыться в баню. Для нас это было просто блаженство после стольких дней пути. Просидели допоздна в разговоре за чаем, затем разошлись спать. В домиках тепло, подогрев электрический, идет от пола.

Фото. Томко Б.А.

1 мая. Проспали до 10 утра. После завтрака Боб ушел на рыбалку на гольца. Целый день отдыхаем на буровой. Липнем к приемникам и старым журналам. Сейчас везде в стране демонстрации, а мы сидим одни среди этого белого безмолвия. Набираемся сил, читаем, штопаем, общаемся с буровиками. На улице небольшая метель.

2 мая. Обильно позавтракав, пофотографировавши на буровой, в 12 часов вышли в путь. Впереди еще 320 км. После обеда Боб вручил нам письма к 1 и 9 мая. Для нас это было неожиданно и приятно.
3 мая. Дошли сегодня до Рыбачьего залива. Увидели балок неопрятного вида, дверцы открыты, забиты снегами.

И в лед закованный Таймыр. 1983 год. (Туризм)

4 мая. На пути снова встретили балок. Началась балкомания. Балок имеет кухню, баню, комнату, но все промерзло насквозь. После обеда идем дальше. Ушли с реки Ленинградской, режем угол на океан.

5 мая. Идем на северо-запад вдоль западного побережья Таймыра. На обед остановились у горы напротив залива Дика, что южнее мыса Могильного. Небольшой встречный ветер, солнечно. До мыса Челюскина осталось 150 км, планируем дойти к 9 мая. Вечером ветра нет, стенку строить не стали. Уже улеглись в палатке и ждем от дежурных горячее молоко.

6 мая. Утром безветренно, идется сегодня легко. Через один переход наткнулись на бивень мамонта, торчащий из мерзлоты. Откопали 30см, часть отпилили, часть откололи, остальное не достать. Забрали осколки на сувениры. Археологи бы нас не похвалили, очень хороший большой экспонат для музея, если весь отколоть.

И в лед закованный Таймыр. 1983 год. (Туризм)

Сегодня пятница, и у всех впереди два дня отдыха, а нам за эти три дня надо залезть на «глобус», т е на мыс Челюскина. Уже все надоело и все сильно устали. К вечеру вышли на океан, дошли до маяка. Значит мы на берегу залива Толля. Палатку поставили среди торосов.

Успех победы – в тренировке.
Нужна смекалка, острый глаз,
Стрельба по банкам из винтовки,
Была потехою для нас.
Подъем большого настроения,
Не ожидали мы никак,
Но вдруг, из дерева творение -
Встал на пути у нас маяк.

Фото. Русский В.И.

7 мая. Идем по океану вдоль побережья. После обеда устроили соревнования по стрельбе. Выиграл Юрий Скориков. За день прошли сегодня 75 колес. К белым ночам уже привыкли, засыпаем при свете.

8 мая. Сегодня планируем пройти около 50км, чтобы на завтра осталось всего около 20км. Видимость плохая, солнце закрыто облаками. Температура днем всего – 3 градуса. Закончились лимоны и сало, остальных продуктов полно. В этом походе никто не голодал. К вечеру дошли до мыса Вега, это всего в 25 км до финиша. Даже не верится, что завтра до обеда мы закончим поход. Сегодня на пути видели следы белой медведицы и медвежонка. Размер лапы впечатляет.

И в лед закованный Таймыр. 1983 год. (Туризм)

На мысе Вега стоит гурий. Деревянный столб на северо-западной оконечности мыса, поставленный командой ледокола «Ермак» в 1935 г.
На столбе дощечка с надписью: «Место знака экспедиции Норденшельда на «Веге» 19/20 авг. 1878 г.

9 мая. Утром плохая видимость, ветер встречный. Два перехода шли, как в тумане. Все замерзли, как в первые дни.

И в лед закованный Таймыр. 1983 год. (Туризм)

Через 31 колесо увидели поселок Челюскин, радиомачты, метеостанцию. В 13 часов встали на обед в 3.5 км от Челюскина. Мы обедаем на широте 78 ° 41 ', на самой северной точке нашей страны. После обеда прошли 40 минут, вошли в поселок. Но тут же были остановлены пограничным вездеходом и отправлены на погранзаставу. Были выяснения с начальником погранзаставы. Он тут же связался с аэропортом, и нас на вездеходе подвезли к самолету Як-40. Такого еще не было. Даже не рассмотрели поселок, не дали телеграмм. В самолете в проходе побросали рюкзаки, лыжи, сани. Стало как-то сразу неинтересно, что все так быстро закончилось. Два часа назад мы еще шли, а сейчас уже в воздухе по пути на Диксон.
На колесе обозначено 3283, а начали с 1968. (3283 – 1968) * 0.65 = 855км пройденного пути за 22 ходовых дня.
В 19 часов приземлились на Диксоне, через час устроились в гостинице. И на следующий день, взяли билеты на самолет до Красноярска, через Норильск и Подкаменную Тунгуску.

И в лед закованный Таймыр. 1983 год. (Туризм)
Фото. Памятник защитникам -североморцам на Диксоне (1941-1945гг)

И сколько б мне не говорили,
Что он огромен – этот мир
Коллеги наши подтвердили,
Что тропы все ведут в Таймыр.

И в лед закованный Таймыр. 1983 год. (Туризм)

(стихи по рассказам участников - Абрахина Владимира) .