Перелет из Брянска в Железногорск на парамоторе. Романтика путешествий по воздуху!
Для меня стало уже своего рода традицией писать рассказы про перелеты. Один из них, крайний, решил попробовать опубликовать. Казалось бы, чего тут такого - добраться из точки А в точку Б в 21 веке по воздуху. Однако именно перелеты на парамоторе создают у меня ощущение ухода от времени и суеты. В такие моменты ты абсолютно свободен, волен сесть где пожелаешь, просто полюбоваться красивым местом, искупаться в озере, залететь в овражек в поисках косули. Один мой товарищ на мое предложение составить мне компанию сказал, что ему скучно висеть часами в воздухе, ничего не делая. Соглашусь, если летать над одним и тем же полем и речкой и сделать в итоге трехчасовой полет вокруг этого поля — это действительно скучно. Совершенно другое дело, когда ты перемещаешься в пространстве вдаль, ландшафт все время изменяется, ты постоянно на ходу принимаешь решения, ведь многое можно спланировать, но не все предугадать. Глаза заняты тем, что пожирают зрительную картинку и стараются запомнить как можно больше. День пролетает просто пулей. В наиболее красивые моменты перелета в голове рождаются наброски рассказа, как я бы описал то или иное событие. Я не умею писать стихов, но настроение в этом перелете было более чем поэтичным.
В этом небольшом рассказе постараюсь изложить как можно больше деталей и важных мелочей, которые могут быть полезны желающим повторить мои приключения. Тех, кто далек от парапланерной тематики могу успокоить - количество специальных терминов сведено к минимуму. Перелет, о котором пойдет речь, не планировался, как какой-то рекордный для меня. Мне хотелось, прежде всего, хорошо отдохнуть, плавно наверстать навыки после большого перерыва серьезных полетов, при этом никуда не торопясь.
День перелета, 6 августа 2017 года у меня, как обычно, начался в 2 часа утра. Как кто-то сказал знакомых — во сколько проснулся во столько и утро! Любимая жена вызвала любимую тещу посидеть с мелким, пока сама отвозила меня на поле и отгоняла машину. Пишу и мысленно посылаю им всем все флюиды благодарности за этот геройский поступок в выходной день! По гисметео рассвет в 5.05, а когда приехали на поле, не было еще и четырех. Темень, хоть глаз выколи, и туман вдобавок. В прошлом году я летал в Севск примерно в эти же даты, и туман по утру стоял еще более густой. Памятуя о той красоте, которую увидел, встречая рассвет в полете у монастыря, мысленно порадовался и туману, и тому факту, что первый раз в длинный перелет беру фотоаппарат. Когда чуть посветлело, вылез из машины и начал собирать установку. Поле мокрющее, откуда-то налетели тучи мошки, облепив стекла машины и меня заодно. Хорошо, что хоть репелленты в машине оказались.
Светает очень быстро, уже что-то видно вокруг, но туман еще густой. Трава абсолютно мокрая, как после сильного ливня, крыло расстилаю в самый последний момент. В моем Москито-3, как и на многих других, более или менее современных крыльях, стоят лески, формирующие жесткость передней кромки. Поэтому после извлечения налистанного крыла из концертины и его раскладывания, крыло держит форму и лишь слегка касается травы верхней поверхностью, что позволяет ему не намокать полностью и мгновенно, да и вообще облегчает взлет. У Москито есть свои определенные косяки, но выводится он просто силой мысли. Вешаю на себя все необходимое и взлетаю. Пробив 30 метров облачности, я попадаю в настоящую сказку.
Свенский монастырь стоит на высоком берегу Десны, как раз там, где заканчивается туман, что висит над поймой. Ощущение такое, что туман волнами прибоя накатывает на стены монастыря. Сразу понимаю, что надо было брать камеру, а не только фотоаппарат. Довольно темно, кропнутой матрице в сочетании с темным объективом, пусть и L-серии света явно не хватает, тем не менее, после обработки фотографии вполне можно смотреть на большом телевизоре. А вот видео бы получилось потрясающим.
Проверяю фактический ветер, ибо последнее время наши метеорологи вообще непонятно за что получают зарплату. Ветер попутный, причем на высоте по направлению существенно отличается от приземного. Аэрологическая диаграмма с параплан-метео не подвела, дав верный прогноз по ветру на высоте, можно лететь. Пофотографировав монастырь и рассветное солнце в облаках, выставляю на навигаторе первую контрольную точку и ухожу на маршрут.
Как же вокруг красиво... Туман стелется по земле и окрашивается в золото рассветным солнцем.
Наверху, по ощущению, гораздо теплее, чем у земли. В воздухе очень спокойно, легкий ветер дует в спину, для экономии топлива выставляю триммера в нейтраль и просто лечу, наслаждаясь пейзажами. Скорость 55-57 км/ч, что очень неплохо. До первой точки — заправки в Дмитровске 95 км.
Самая неприятная часть маршрута в начале — большая зона лесов, что окружают Брянск, создает определенный психологический дискомфорт, но дальше только небольшие перелески до 5 км в ширину, которые обычно стараюсь облетать по границе. Я лечу для удовольствия, а не для рекорда, люблю чувствовать себя спокойно, а для этого стараюсь все время держаться в конусе безопасности. Это значит, что даже над лесом я все время должен видеть, куда сесть в случае проблем. Справедливости ради нужно сказать, что, несмотря на наличие мест посадки, подходящих для не очень криворукого пилота (вырубки, поляны, просеки, дороги), леса у нас лихие, и партизанам было, где спрятаться. И выбираться оттуда можно очень долго!
Итак, пока лечу и наслаждаюсь видами, можно рассказать о том, какие ништяки я взял в этот перелет. Во-первых, масло - без него на двухтактном двигателе далеко не улетишь. Для себя открыл удобство хранения масла в прозрачных бутылках из-под раствора для контактных линз ReNu. Объем баночки 360 мл, это как раз на одну почти полную заправку. Масло залил в топливо, баночку тут же выбросил в урну, экономится и место, и немножко вес. Мультитул велосипедный и гаечный ключ для снятия - установки винта. Канцелярский нож — попробовал взять вместо обычного из-за малого веса, подсмотрел из движения легкоходства. Наперед скажу – дурацкая была идея. Он очень острый, можно стругать веточки даже и срезать палочки, но почти сразу сломался. Пришлось обломок лезвия вставлять обратно и приматывать изолентой. Как говорится, умные мысли приходят с опытом! Нужно брать легкий, но нормальный нож. Пончик — или мешок быстрой упаковки крыла — незаменимая вещь, сильно экономит время при промежуточных посадках, если нужно куда-то переместиться. При небольших переходах помимо крыла туда отправляется верхняя одежда, кокпит с приборами и шлем. Из еды: 0.5 воды (планировалось пополнять или кипятить речную), банка говядины в соусе балоньезе с чекой для быстрого открытия, пакетик кофе 3 в 1 от NESCAFE и треть тонкого нарезного батона. Из одежды: ветрозащитный костюм штаны-куртка из гортекса, летный комбинезон тонкий (продуваемый) от техноавиа, термобелье верх, ботинки Лова трекинговые, баф. Последний пункт заслуживает особого упоминания. Это такая штука из ткани, можно одеть на шею вместо легкого шарфа, или на голову вместо кепки, или использовать вместо балаклавы. А можно просто сопли вытереть на ходу, вещь действительно удобная. Костюм из гортекса взят с буржуйских военных складов, куплен в каком-то военторге. Легкий, не продувается, не промокает, здорово сохраняет тепло, и тем не менее как-то, но дышит. Рекомендую! Одеваться в такие перелеты лучше по слоям, что дает возможность выставлять необходимый уровень термозащиты.
Надо сказать, что вещей, воды и еды я взял довольно мало в этот раз. Все дело в том, что я куда-то дел свою багажную сумку, которую цепляю на раму над бензобаком, просто дома не нашел. Поэтому решил, что разгрузочный день в плане еды мне не повредит, а воды накипячу из речки, если не найду других вариантов. Как говорится, учимся обходиться тем, что есть!
Итак, лечу, кайфую, наслаждаюсь видами и узорами тумана, что стелется по земле. А что это я высоко так лечу, когда внизу такая красота? Спускаюсь вниз, и понимаю, что в тумане у земли реальный дубак. Оно, конечно, красиво, но местами туман поднимается быстрее меня, влетаю в его космы и ухожу выше, опасаясь проводов. Ну его, сверху пока понаблюдаю. Постепенно с уходом тумана начинаю периодически лететь в стенах оврагов, у которых были нормальные места для посадок и гарантированно отсутствовали ЛЭПы, надо сказать это очень приятно.
Еще я очень люблю лететь по самой границе леса и поля над макушками деревьев, почти касаясь ногами веток. Это безопасно при наличии здравой головы(в любой момент можно уйти в поле одним движением), и очень интересно наблюдать землю сквозь просветы деревьев. Когда я был маленький и летал во сне, картинки в моей памяти откладывались очень похожие!
По пути в Дмитровск приперло по малой нужде. Мысленно вспоминаю тему об уринаторах, что терлась на параплан.ру, понимаю, что до заправки еще больше 30 км - не дотерплю. Или дотерплю, но удовольствие от полета получать уже не буду. После недолгого ожидания нахожу подходящую бетонку. Определить подходящая она, или нет, оказалось не так просто, ибо ветер по высоте дул с отклонением от приземного больше чем на 90 градусов. Ветер у земли был слабым, но при посадке с таким весом, как у меня, даже слабый ветер может или помочь, или помешать. Сел образцово-показательно, от радости включил после касания режим гофрированного шланга, за что немедленно получил по шапке. Крыло упало прямо на меня и стропы намотались на еле вращающийся винт. Снимаю установку, и, оглядывая абсолютно целые стропы, мысленно благодарю создателя обгонной муфты. Снимаю винт, распутываю стропы, ставлю винт. Надо сказать, что я не расстроился вынужденной задержке, несмотря на всю глупость моей ошибки, даже наоборот. Походил, размялся, да и было время понаслаждаться собственным отличным настроением, осознать его. Взлетаю без особых трудностей с бетонки под испуганные взгляды абсолютно идентичных друг другу мираторговских коров, и продолжаю полет по маршруту.
Как же быстро меняется ландшафт! Только вылетаешь за пределы Брянской области, начинается настоящая сказка из полей, изрезанных оврагами, в которых могут прятаться косули.
Практически все поля засеяны, что не может не радовать. Значит, живет сельское хозяйство! Цвета зрительной картинки — преобладающие зеленый и золотистый - безумно приятные, тумана становится меньше, но отдельные куски еще висят над водоемами.
Долетаю до Дмитровска без приключений. Еще дома разглядел со спутника две заправки, решил лететь к северной. Сделал несколько заходов, заправка безродная, но явно рабочая. На всякий случай слетал на вторую, что в юго-восточной части города — голяк. Заправка хоть и Роснефть, но какая-то непонятная, плюс провода кругом на поле. Возвращаюсь на первую, делаю несколько заходов, выверяя финальную глиссаду и репетируя будущий взлет, и сажусь точно на площадку у бензоколонок, эффектно зарулив между деревьями.
Сел я еще с большим запасом по топливу, за 2 часа спалил всего 9 литров из 12, заливаюсь почти до полного бака и доливаю масло. На заправке купить чего-то съедобного оказалось невозможно, но добрая заправщица долила мне чистой воды в мою 0.5 литровую бутылку, за что ей спасибо.
Всегда, собираясь выполнить очередную посадку в неподготовленном месте, сразу мысленно прикидываю варианты взлета и делаю несколько проходов на бреющем полете, чтобы оценить аэрологию, рельеф и предстоящие трудности. Здесь вариантов взлета было два — один против несильного ветра, но по проселочной дороге, другой — с асфальтированной с неприятным боковиком, но зато с небольшим уклоном вниз. Есть и еще трудности — деревья по бокам и линия электропередач впереди метрах в двухстах. Выбираю второй вариант, мысленно прикинув уход вправо до ЛЭП. Взлетаю чисто, выполняя все пункты задуманного плана, и ухожу дальше по маршруту.
Лирическое отступление — отправляясь в подобные перелеты, будьте готовы к куче идиотских вопросов и выводов, особенно когда садитесь дозаправляться на заправках. И вопросы, и выводы всегда одинаковы. Сколько ест двигатель, как высоко летаешь, надо ли разрешение, не страшно ли летать? А выводы такие: «ну его на хрен», и «жалко что не было такой в молодости — на блядки в соседнюю деревню хорошо летать». Пора майку делать себе со списком вопросов и ответов, давно думаю об этом. Заправляться с парамотором на заправках очень весело - слишком неожиданно людям, живущим в тихом поселке и знающим друг друга поименно, видеть Карлсона, у которого закончилось варенье. Иногда на сложных взлетах я рад компании зевак — помогут если что. Но на простых стартах наличие посторонних, как правило, раздражает и отвлекает, что может из простого взлета сделать сложный.
До главной цели перелета — Железногорска, осталось всего около 20 км. Можно было бы лететь туда сейчас и фотографировать, но не делаю этого по двум причинам. Во-первых, скоро начнется дневная термичка, обещается жаркая погода, и летать над городом и промышленными объектами будет не очень комфортно на моторном крыле. А во-вторых, лучше отдохнуть, поспать, покушать, искупаться где-нибудь, и тогда будущие пейзажи и впечатления принесут куда больше удовольствия, а я ведь именно ради него летаю.
Чтобы красиво отдохнуть нужно красивое место, и нет лучше транспорта, чем парамотор, для его поиска. Ведь порой, чтобы проехать к какому-нибудь озеру на машине приходится лихо поплутать по буеракам, а здесь ты прилетел, посмотрел, не понравилось — полетел дальше, даже не присаживаясь. Такое место я заприметил еще дома с гугла возле деревни Брянцево, что к югу от Дмитровска. Прилетел, посмотрел и оно меня полностью устроило. Длинное озеро, образованное ручьем с помощью искусственной старой дамбы. Сам водоем находится в низине, с одной стороны вверх идет лес, с другой — поле, засеянное зерновыми. С поля в лес можно попасть по дамбе, заросшей высокой травой. Надо сказать, что вариант посадки в этом месте не очень удачный, ибо садиться против ветра можно было только в гору, что неприятно, учитывая мой вес с мотором, топливом и барахлом. Посадка прошла хорошо, хотя и не сказать, что слишком мягко для ног.
Товарищи пилоты — не скупитесь на хорошую обувь, особенно, если собираетесь летать не только с газона на газон! Как взлетать, мне было не совсем понятно в тот момент, но дорог в поле было достаточно под разные ветра, и, так как я собирался пробыть здесь целый день, у меня был большой радиус для спокойного поиска удобного старта.
Делаю несколько фотографий с места приземления и начинаю кайфовать. В этот момент у меня было то же ощущение, что испытывают туристы, которых привозят на автобусе в райский уголок где-нибудь в Тайланде - «А вот теперь лафааа!»
Место я выбрал просто потрясающее — сразу было понятно, что озеро не глубокое (а значит теплое), и что в нем много мелкой рыбы. У противоположного «лесного» берега в воде, словно стражи, стоят огромные высохшие деревья, сам лес очень светлый и уютный, березово-дубовый.
Почти сразу нахожу полянку с древними лавочкой и столиком, снимаю с себя теплую одежду, оставаясь в одних труселях, и, пока меня еще не вырубает в сон, начинаю заниматься бытовыми вопросами.
Первоочередных вопроса два — вода и еда. Еды было мало, воды еще меньше, но у меня же есть озеро! Взглядом нахожу рыбака, сидящего в лодочке, знакомлюсь и прошу его продать мне улов.
- Да тут и продавать то нечего особо? Так забирай!
Конечно, у меня не было с собой ни сковородки, ни масла, ни даже соли, но перспектива кушать то, что поймано тут же, пусть и не мной, меня очень радовала. Четырех крупных окуней я оставил и пересадил в бутылку, остальных отпустил, когда ушел подальше, пускай живут.
Вот что делать одному до вечера на озере, спросите вы? У меня не было каких-либо трудностей по поводу того, куда деть время, оно улетает само. Собрал дров, развел костер, распотрошил рыбу, искупался, нашел банку литровую от пива, сделал из нее котелок, закипятил воду, остудил воду, перелил в бутылку, настругал палочек, пожарил окуней, пообедал.
Мелкие дела вроде бы, но за этой возней настолько отдыхаешь душой от остального мира, это не передать словами. Ты можешь делать что, что тебе удобно! И никто не посмеется в этот момент — фу, ты в чужой банке пивной кофе себе варишь? Я ее помыл в озере между прочим! Я люблю так проводить время, без ненужных стереотипов, немножко первобытно и полностью самодостаточно. По этой же причине я не люблю летать с машиной сопровождения внизу. Такой подход превращает романтическое путешествие наедине с собой в тупое многочасовое висение в подвеске. Не хочу чувствовать себя радиоуправляемой моделькой.
Сейчас поделюсь рецептом, как съесть окуней, когда кроме окуней и костра ничего нет! Берем окуней, отрезаем головы, вытаскиваем внутренности, делаем палочки, чтобы к концу они раздваивались, и нанизаем окуней со стороны грудной клетки через позвоночник. Жарим над углями (не над пламенем) исключительно инфракрасным излучением. Рыбу я готовил так первый раз, боялся не дожарить и поэтому держал ее довольно долго, но ей это не повредило. В походах всегда жарил в фольге на углях. Получилось очень вкусно, даже без соли. Шкура и кости отходят вообще без каких-либо усилий, остается одно филе - ммм… Фактически окуни эти сварились в своей шкурке в собственном соку.
После еды я завалился спать прямо на столе. Было уже довольно жарко, но лес и озеро давали спасительную прохладу. За 3 часа я отлично выспался на свежем воздухе, и снились мне только хорошие сны!
Проснувшись часа в 3 дня, меееедленно, никуда не торопясь, поставил кипятиться воду на кофе, доел остатки консервы и хлеба. Кофеёк три в одном после сладкого дневного сна на природе — то, что нужно!
Ну и что, что из консервной банки! Пока я просыпался, кушал, и собирался с мыслями, на дамбу, где было единственное место для купания в виде небольшого мостика, пришла непонятная гоп-компания, напилась там, и по их крикам на все озеро можно было отслеживать динамику роста промилле спирта в их крови. Путь к полю был только один — по дамбе мимо них, и такой проход с вентилятором на спине явно вызвал бы нездоровый интерес. Или было бы все нормально… В любом случае общаться с ними не особо хотелось, но что делать… Я уже собрался идти, как вдруг они неожиданно свалили, а на их место пришла семья: папа, мама, дочка и сын. Я пошел искупаться перед отлетом, мы мило побеседовали - они оказались весьма общительными и дружелюбными.
Время идет к 5 часам и пора выдвигаться на старт. Тут, конечно, было совсем интересно, ветер дул в совершенно непонятную сторону, был очень слабым и в течение пяти минут менялся на 180 градусов по два раза. Было видно, что термичка уже идет на убыль – раньше, чем я предполагал. Варианта опять два — в гору против преобладающего ветра и с меньшим разбегом, или с горы, но по ветру, и с большим запасом открытого расстояния. Это уравнение с кучей неизвестных я решал довольно долго, выбрав в итоге второй вариант как менее надежный, но более безопасный. Семья, что была со мной на озере, ехала мимо и остановилась посмотреть, даже спросив разрешения. В этот раз я был рад зрителям — взлет обещал быть не из легких технически — непонятная аэрология, узкая дорога, с ухабами, которая уходит в сторону, да и крыло нормально не расстелись. Мне повезло - перед самым стартом околоштилевой ветер нехотя развернулся мне в лоб, облегчив задачу почти до уровня рядового взлета, если не считать ухабы, изгиб узкой дороги и вывод крыла из непонятного положения.
Набираю высоту и ухожу на главную цель перелета — Железногорск. Крайние десять километров съедаются почти мгновенно, погода стоит спокойная, от дневной термички почти ничего не осталось. В полете наблюдаю интересные явления, связанные с оттоком теплого воздуха от леса — пыль на полевых дорогах от проезжающих машин растекается в разные стороны, напоминая гиганстких змей, ползущих по земле.
Прохожу над горно-обогатительным комбинатом, очень интересный объект.
Но где же карьеры? Я то думал, что увижу их еще чуть ли не с Дмитровска. Над карьерами висит дымка, создавая что-то вроде оптической иллюзии, так что начинаешь их видеть только с достаточно близкого расстояния, порядка 7 километров.
Сказать, что это зрелище впечатляет — не сказать ничего. Набрав 500-600 метров, прохожу по периметру карьера. Его длина 6000 метров, максимальная глубина более 400.
Даже летая над ним, понять, насколько же это огромное сооружение можно с трудом. Вот эта желтая точка — карьерный экскаватор высотой с пятиэтажный дом, вот эти точки — Белазы с колесами выше человеческого роста,
а вот эта ниточка - поезд.
Удивительно, но по стенам карьера, как по серпантину, протянуты железнодорожные пути. Где то читал, что при нынешних темпах добычи руды в этом месторождении хватит еще на 300 лет. По количеству техники (людей даже не разглядеть), понятно, что работа внутри карьера кипит. Работа эта явно не для слабаков, представляю, какая жара стоит в этой черной сковородке в летний день. Интересно, как себя называют поклонники Игры престолов, живущие здесь? Наверяка «Железнорожденные»…
Учитывая размеры карьера, пролет вокруг его берегов занял не так мало времени, несмотря на скорость под 60 км/ч.
Отсняв все, что только можно, выбираю следующую точку — трассу М3, на которой меня должны были забрать.
Изначально, как только я осознал реальную возможность в ближайшие дни лететь в Железногорск, в моих планах было сделать конечной точкой город Комаричи, откуда рано утром я смог бы стартовать в Брянск на поезде. Однако прогноз обещал ночью дождь, вокзал, скорее всего, на ночь закроют, а значит, кантоваться мне будет негде. Пришлось просить друзей приехать за мной вечером, согласилась Маша, за что ей ну просто громаднейшее спасибо!
Комаричи находятся почти по моему курсу к Киевской трассе, поэтому заодно решаю посмотреть свое предполагаемое место посадки в городе на будущее.
Возле вокзала через железку есть неплохая поляна, на которую можно аккуратно зарулить, соблюдая осторожность.
Иду дальше в сторону дома, выставив точку на трассе ближе к Брянску и подлетая к ней сбоку наискосок. Понимаю, что топлива остается совсем мало и меняю цель навигатора на ближайшую ко мне точку на трассе. Запас топлива постоянно контролирую, успешно вылетаю над трассой, делаю пристрелочный заход и выполняю посадку под бруствером трассы возле заправки.
Все, я это сделал, все получилось, и солнышко, которое весь день следило за моими приключениями со спокойной душой ушло спать за горизонт! Пройдено по треку 230 километров, отрезками от цели до цели порядка двухсот. Для меня это не очень большое расстояние за дневной перелет, но большинству моих друзей - пилотов и эти дистанции кажутся чем то несуразным.
Маша забрала меня через час, и мы благополучно добрались до дома даже не очень поздно!
Какие выводы можно сделать из этого полета? Ну, во-первых — летать круто, и я хочу еще! Во-вторых, пилоту для комфортного существования летом на природе нужно совсем немного и это все уже и так есть при тебе. В моторе есть бензин, с помощью капли которого легко развести костер без лишних усилий(которые нужно максимально беречь). Даже при необходимости ночевки в поле есть пончик, который отлично сохраняет тепло, и в нем можно завернуться. На параплан лечь, чтобы не простудить себе ничего от земли, плюс, ты и так летишь в довольно теплой одежде и костюме из мембраны. Котелок с собой можно не тащить на небольшие релаксовые перелеты, вроде этого, ибо консервную банку найти можно почти везде, хотя с другой стороны наличие дополнительной снаряги экономит время и силы. Архиважно иметь хороший нож - легкий, острый и прочный. Ну и голову на плечах, с воображением и умением радоваться мелочам! Природа наделила меня способностью видеть прекрасное в ее даже самых простых творениях — в облаках, траве, камнях, тлении углей в костре, даже просто в моменте времени. Летая, я имею возможность применять этот дар по максимуму...
Насчет ножа-= есть Гербер Бер Гриллз скаут- кмк идеален для подобных мероприятий, очень легкий. Раньше только на ибей а сейчас и на рынках можно найти, рублей 500
Рыженький такой:) https://edcgear.ru/knives/obzory-nozhej/obzor-nozha-gerber-bear-grylls-scout-kitaj.html
Я имел ввиду куда то прилететь, а там, как обычно, по индейски, пешочком.:)
Отрицание этого факта есть либо ханжество, либо невежество.
Правильная охота- ногтями и зубами.
Тут женщины вне конкуренции.
переключить нас на травоядность?
Тогда умрут сотни миллионов коров , овец, кур и кроликов.
Люди перестанут их кормить и они исчезнут с лица земли.
Охота к этому никакого отношения не имеет.
Вообще спор бесполезный, природу еще никаким сектантам переделать не удалось.
Самое тяжелое - переходить с места на место. Если время позволяет, хожу челноком - сначала установку, потом пончик с крылом и всем мелким барахлом. Если не позволяет, то со всем вместе. Сам взлет даже не такой тяжелый - как только вывел крыло и появилась хоть какая-то скорость крыло сразу начинает нести за тебя часть веса. При правильном воспитании пилота тяга винта так же помогает разбегаться, при неправильном почерке - еще добавляет трудностей, как ни странно.
Караси, карьер, вообще все:)
Колесный аппарат- это, видимо, уже другой класс?
У вас какой двигатель?
У нас целая команда набралась любителей "телег".
Однако и кайф другой: у нас связь в воздухе, сидим, делимся впечатлениями. Пилот рулит, я фотографирую.
С каждым годом становимся всё нахальнее (в хорошем смысле слова). Вчера осуществили ещё одну мечту (напишу об этом полёте обязательно).
Можно посмотреть наши приключения тут: http://snowman-pro.livejournal.com/ (по тегу "flight" или "полёт").