Медведи в Красной Поляне

Пишет Nikolay Chernov, 29.08.2017 01:15

Медведи в Красной Поляне (Горный туризм, ачишхо, красная поляна)

Добрый день.
Гора Ачишхо со своими цирками почти всегда пестрила в местных сми, как излюбленное место медвежьего "гоп-стопа". Но разве могут эти милейшие создания принести вред человеку? В пример приведу реальную историю, минувших выходных.

Долго не раздумывая над маршрутом, выбрали гору Ачишхо - популярное и всеми любимое место в Красной Поляне. Нитка маршрута входит в список официально разрешенных к посещению мест Кавказского Биосферного заповедника.

Место для лагеря выбрали поляну второго высокогорного цирка, прям у подножия горы. Наслышаны были о потенциальной встречи с "косматым" в этих местах, но мы никак не думали, что через пару -тройку часов нашему рандеву случиться быть. Да, ходят легенды, что мишки избегают встреч с человеком, и обходят лагеря туристов стороной, они трусливы, бояться громких звуков и объектов превосходящих их в росте. На случай беды, в нашей обойме были припасены подобные (стандартные) приемы, но на практике все вышло по другому. После ужина, надежно переупаковали продукты в плотные пакеты, убрали мусор, одним словом все афродизиаки, способные привлечь внимание хищника были надежно спрятаны под броней пакетов. Со спокойной душой отошли ко сну.
Проснулся я от толчка в спину откуда-то из вне, словно с улицы меня кто то пихает через палатку. Быстро, прогнав сон, услышал грозное дыхание зверя. Разбудил своего друга, и в оцепенении сидели посредине палатки, вслушиваясь в происходящее. Зверь ударом лапы вспорол тент. Мы, судорожно пытались сделать хоть что-то, чтобы прогнать медведя с минимальными потерями для себя. Включили фонарь в палатке, медведь зарычал, мы пригнулись к полу, в надежде получить второй удар. Тишина. Кое как освободись от спальников, назло заела молния, по очереди вышли из палатки, освещая фонарем прилегающую территорию, - никого не было. Сфокусировал луч на своем стареньком Petzl, в 20-30 метрах на нас смотрели 3 пары горящих глаз. Медведей не испугали наши крики и свет фонаря, а наоборот, они становились на задние лапы и следили за нашими действиями. Сердце сжалось. Убегать прочь и бросать все вещи не хотелось. Отвлекая внимание троицы светом фонаря, начали собирать вещи по рюкзакам. Вспомнил про высокие объекты, и занес фонарь над головой на расстояние вытянутой руки. Медведи попятились назад, немного ушли вверх по склону и оттуда, с безопасного расстояния, снова стали наблюдать. Как только мы забывали про фонарь, кольцо из глаз сжималось плотнее. Для нас все обошлось благоприятно. Громкие звуки посуды, крик и постоянный свет фонаря по глазам, отбил у медведей желание дальнейшее развитие событий. А может нам просто повезло. На утро пастух, прискакавший в поисках своего стада, рассказал про медведицу и двух медвежат, постоянно терроризурующих стоянки туристов в поисках пищи.
Краснополянские медведи настолько привыкли с соседству человека, что уже не бояться встреч, а зачастую выступают в роли инициаторов. Конечно нельзя и списывать вину туристов, оставляющих мусор на стоянках. Зверь просто привык питаться разнообразными легкодоступными деликатесами. Но что если??? Что если вчера он ел чернику и прочие ягоды и не знал на вкус тушенки и колбасы. Сегодня он поменял свой рацион. А завтра попробует нечто другое? Например того же человека. Он же хищник, царь и хозяин леса, ему и карты в руки.

Могла ли медведица среагировать на наши действия, как на потенциальную угрозу своему выводку и перейти в контрнаступление? Как себя вести в таких, нестандартных ситуациях?
От опытных товарищей получил рекомендации применения фальшфейеров и петард
,а для профилактики в возможных местах обитания перед сном взорвать пару петард.
Думаю теперь в список моего снаряжения стоит добавить и пиротехнические изделия.

Уважаемые туристы-походники, за чьими плечами огромный рюкзак опыта, прошу Вас поделиться своими реальными встречами с медведями, и способами их отпугивания.В сети много общей информации, но на практике все совсем по другому.

Уже не раз обсуждали, наберите в поиске: "медведь".
В мире существует 60 видов медведей, но как объект охоты человека воспринимают только два - гризли и белый. Водящиеся в наших лесах бурые и черные, специально на человека не нападают, но иногда такое возможно. Медведь-шатун, самка с детенышами или подранок - этих стоит бояться. Остальные могут напасть лишь при определенных условиях, крайне специфичных. В местах туристических стоянок зверя привлекают оставляемые человеком отбросы, эти ништяки он и ищет, пугая туристов. Упакованные в пакеты продукты, мишка тоже воспринимает как ништяки и, оставленное по его разумению без присмотра, воспринимает как свою законную добычу, потому и рвет палатки и вскрывает рюкзаки. Так что, рекомендации простые: в местах ночевок убирайте продукты повыше на дерево, мишка тяжелый и высоко не залезет; и барышням стоит избегать поездок в медвежьи места в критические дни, т.к. физиология медведей очень близка человеческой (на Ергаках уже было два случая нападений на палатку). Открытого огня и фонариков зверь в популярных местах не боится - уже привык. Большей частью им движет обыкновенное любопытство и это обычно годовалые мишки - пестуны, они малоопасны. Вы правильно написали, что медведь опасается соперников выше себя, и если не повезло попасть на агрессивного зверя, поднимите над головой что-нибудь - куртку или рюкзак, а если вы в группе, то станьте плотнее, у мишки плохое зрение и он различает только соперника крупнее себя, а на таких он, как правило, не нападает. Не в коем случае не травмируйте зверя (подранок крайне опасен), не бегите и не визжите (в таком случае он может воспринимать вас как добычу), медленно отходите и говорите с ним низким голосом - это отвлекает зверя. Если вам крайне не повезло, и медведь все же напал - боритесь за свою жизнь всеми доступными способами, постарайтесь, чтобы вас не сбили с ног, а если сбили - не поворачивайтесь животом вверх. Шансов у вас мало, но это не значит, что их совсем нет.

Спасибо за ответ. Если он перестал бояться костра и света фонаря, то взрывы петард для него будет в диковинку. Теперь всегда буду брать с собой такие сигнальные штуки. На сайте WWF есть памятка по поведению при встрече с медведями.
Бурый медведь и человек. Как выжить вместе.

Вот сотрудникам заповедника и работа. Пусть переселяют мишек, деньги отрабатывают которые собирают. Это лирика.
А если по теме, то ходили группой в 20 человек, в июле, стояли чуть в стороне от водопадов. Мишек не видели. Правда следы прибывания были.

В прошлом году с супругой были на Ачишхо 28 сентября.
за неделю до нас 23 сентября медведь задел девушку - но это скорее всего вынужденное нападение от неожиданной встречи. https://lenta.ru/news/2016/09/23/bearattack/

Поэтому был начеку, пока шли шумели как могли. От ночевки отказались - сходили на Ачищхо за день. Заброска до озер на Уазе, обратно своим ходом.
Медвежьих следов и помета полно. Причем прямо на тропе.
Самого медведя выдел издалека в самом цирке Ачишхо (чуть выше водопадов). Мишка был некрупный.

По нападениям инфа:
за 2015 год - http://vesti-sochi.tv/obshhestvo/36886-v-lesah-sochi-medvedi-napadajut-na-ljudej
за 2016 год - https://rg.ru/2016/11/24/reg-ufo/v-sochi-medved-ubil-pensioneru.html
хотя по пенсионерке была версия что напала крупная собака.

Рекомендации простые:
- в медвежьих местах чем больше группа тем лучше. Больше шума и больше шансов организованно отбиться от зверя. В идеале 3-4 взрослых человека. Мне вдвоем с супругой было некомильфо.
- иметь фальшфаеры, перцовые балончики,- уметь ими пользоваться.
- отказаться по возможности от ночевок в "засранных" туристических стоянках. По дороге на Ачишхо на альпийских лугах "грибоеды" собирают свое галюциногенное дерьмо, стоянку засирают прилично.

сотрудники заповедника могли бы для начала расставить запрещающих табличек в местах стоянок, что мол дикие звери, стоять тут нельзя. Ничего это не было.

и тут я засомневался в Вашей адекватности.

ничего себе сочинские медведи дают кокса

Не знаю, будет ли мой совет по делу, но тем не менее... Постоянно ношу в походах электрошокер. Неоднократно отгонял им собак. Убегают даже стаей. Боятся издаваемого им ультразвука и, возможно, запаха озона. Медведей никогда не встречал. Но лучше хоть такое в руках держать, учитывая, что шокер с мощным фонариком.

А можно пример Вашего шокера? Модель

Электрошокер X5 (Wei Shi (Корея), 45, сменная батарея, 65 мм).
www.seop.com.ua
Это отнюдь не реклама. Просто до покупки этого шокера я трижды лоханулся на подделках. И пусть лучше другие учатся на моих ошибках. Продают фуфло за дорого и за дешево маскируя выдающимися техническими характеристиками и ценой. Этот мне подошел еще и тем, что вместо аккумулятора в полевых условиях можно поставить три пальчиковые батарейки.

Можно поподробней по поводу собак. Тоже приглядываю это устройство, но в отзывах, которые видел, некоторые модели электрошокера действовали на собак, как раздражитель. В частности Шерхан 1101. Возможно это маломощные модели с низкой частотой ультразвука, может что ещё, не знаю. Ваша модель вроде глянулась.

По поводу собак. Они меня атаковали когда проходил мимо. При хозяевах и сами. Охраняли территорию. Ни одну не убил. Разбегаются когда я его включал на расстоянии в несколько метров от них. Шокер их не злит, а пугает. Фонариком в глаза им не светил. Все инциденты происходили днем. Неоднократно. В Карпатах. Собаки большие пастушьи овчарки и не только. Я, правда, не заметил у них желания сожрать меня вместе с шокером. Может потому, что я собак люблю и они это чувствуют. Применять в городе не было необходимости. А вот газовый баллончик против собак на пробежках в лесу в пригороде применял трижды. Считаю, неэффективно если хочешь нанести собаке вред. Не попадешь. Уклоняются от струи.

такое поведение медведей и количество нападений со смертельным исходом за короткий период совершенно необычно для Кавказа

Работникам заповедника пора бы озаботиться-возможно это один и тот же "потерявший берега" медведь.

Сотрудники заповедника озаботятся закрыв маршрут. Потом будут туда пускать только за большие деньги, как обычно это делается. К сожалению. Заповедник тупо зарабатывает деньги, на животных и экологию им плевать.

Надо просто застрелить одного или несколько медведей-виновников.

А может что то и закрыть- людей ходит очень много и животных тоже поберечь надо. 19й и особенно 20й век на Кавказе был медвежий геноцид.
Горы не только для людей созданы.

Их здесь жили сотни тысяч до полумиллиона,целый медвежий народ. Сейчас - это жалкие остатки популяции в самых глухих углах.
В норме кавказский медведь при встрече с человеком стремительно удирает.

Не закрывать, а хотя бы промаркировать, как полагается. Тут дикие звери, тут стоянки запрещены. Этого ничего нет. А маршрут обложили эковзносом (300р) сутки.

в ходе обсуждения, отписались свидетели той ночи, спавшие немного ниже нас. Вот что пишет Анна:
Мы в 11 легли спать, в 12 проснулись от жутких криков наших соседей (они в 2 метрах от нас, стояли, нас камень разделял). Они сидели у костра, к ним вышел медведь (в 1,5 метрах от них был) стал рычать и рыть землю (ну они так сказали). Пока они кричали он отступил, все спрятались по палаткам, минут через 10 вернулся, мы уже вместе все стали орать и стучать посудой. Потом слышим уже выше люди кричат и палят пиропатроны, потом ещё выше. Это видимо они к вам ушли. Я одна в палатке была, перебралась к своим друзьям в палатку (всего нас трое было) и только в 2.30 мы подуспокоились и легли спать, как они вернулись. Соседи наши, к которым они изначально вышли, всю ночь жгли костер и светили фонариками во все стороны, рядом ребята палили фальшфейеры так, что у нас дым в палатке стоял, но им пофигу было, отходили и минут через 15 возвращались (((. К 4 мы поняли, что их ничего не пугает, все равно конечно орали и гремели, когда слышали их около палатки, но уже думали, как нам до рассвета пережить этот ужас...

Утром ребята, которые чуть выше стояли и они к ним один раз подошли, жаловались, что зачем мы всю ночь орали- спать никому не давали

У нас городские собаки бездомные дорогу только на зеленый переходят...это я к тому,что животные приспосабливаются тоже

такого борзого медведя валить надо

убогая деревенская логика.

в осетии была длительная стоянка по работе и туда периодически приходил медведь. Просто включали газ на горелке и выкидывали ее за борт палатки медведь тут же уходил, запах газа ему очень не нравится

Запах газа отпугивал? Интересный опыт. Спасибо. Больше не возвращались?

Как я и говорил, заповедник ничего лучшего придумать не смог, как закрыть маршрут. "Приказом директора ФГБУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г.Шапошникова" С.Г. Шевелевым N209 от 30.08.2017 г.

В связи с фактами выхода медведей на участок туристического маршрута «К Ачипсинским водопадам» в районе Ачипсинских водопадов, и причинением медведем ущерба имуществу туристам.
ПРИКАЗЫВАЮ:
Закрыть для посещения летний экскурсионный эколого-туристический маршрут №13 “К Ачипсинским водопадам” на участке озеро Зеркальное - Ачипсинские водопады - северные цирки г.Ачишхо с 01.09.2017 и до особого распоряжения. Маршрут на участке Урочище Рыбино - озеро Зеркальное - считать открытым для посещения пешком с организацией ночевок на туристической стоянке на озере Зеркальное." Это ссылка на сайт заповедника http://kgpbz.ru/node/1139

А что он по вашему, должен делать?
Несчастного случая ждать?

Вы не на канале Дискавери, здесь в реале выбор либо ограничить допуск людей, либо застрелить медведей.
Заповедник существует для сохранения животных, так что решение директора абсолютно логично.

Ну зачем же сразу стрелять. Можно мишек переселить, как это делают в цивилизованных заповедниках. Мишка вроде ооочень долго живет. Так что закрыли получается не на один год.

Да, читал. Такое ощущение, что будет приняты радикальные меры по отношению к медведям.

Куда переселить?

Мы ж не на Аляске, мы на густо населенном Кавказе. Медведь который не боится людей, здесь нигде не нужен.

В горный лес вне заповедника- так его быстро застрелят там, один раз подлезет к людям, другой- а на третий уже будут шкуру на рынке возле трассы продавать.
В заповедник?
Так в заповеднике в каждом ущелье есть медведь, который его законно считает своим домом.
и никаких чужаков не потерпит.

В каждом ущелье или нет, это вопрос. А медведи и на Ореховских водопадах ходят и в самом поселке Красная поляна. Нужны комплексные меры. Мишке если кушать нечего будет, пройти 3-5 км до Зеркального озера труда не составит. Так, аппетит нагулять.
Заповедник берет не малые деньги, так оборудуйте стоянки, металлические ящики в которых туристы будут хранить продукты. Металлические контейнеры под мусор. Все таки не все уносят его с собой. А то получается деньги взяли, волонтеров набрали бесплатно поработать, кусочек маршрута закрыли, типа обезопасили и сидят ждут пока кого-нибудь не сожрут. Должны же там быть ученые, которые могут что-то рекомендовать.

Этот приказ похож на поговорку: " И рыбку съесть и кости сдать". Полностью маршрут не закрыли, чтобы деньги не терять, но и вроде что-то сделали, чтобы ответственность с себя снять.

Мы все хотим чтоб наш kgpbz был не хуже Иеллстоуна.
Но сравните просто бюджеты:)

Не вникал думаю, разница раз в сто.:)
Вас директор оборонил от медведа ,и медведа, при том, не загубил.

Чего же больше?
В реальных, а не сказочных условиях?

Это ж горы, не зоопарк.Вы поймите...

Ладно! Подождем когда кого-нибудь скушают, не дай бог конечно, на Зеркальном озере. И посмотрим что дальше сделает заповедник.

То есть этого подлеца надо с Зеркального озера переселить, чтоб он в другом месте людей доставал?

Ткните пальцем плиз, в карту,куда. В границах западного Кавказа и филиалов КГПБЗ.
Чтоб я в это место не ходил.
я тут видите ли, частенько бываю.

Уважаемый xron! Я не знаю куда вы ходите и как вы получаете пропуска. Но для простых смертных, как минимум 50% заповедника закрыто. То козлов считают, то кого-нибудь еще. За дополнительную плату открыто конечно все, но не все готовы платить. Следующее, в не достаточно внимательно читали, Зеркальное открыто для посещения!!! и мишка туда придет и очень скоро. Следующее, Ачишхо, наверное одно из самых посещаемых мест. Можно мишку переселить в менее посещаемое место, таких в заповеднике уйма! Ну и последнее. Этот спор бесполезен по своей сути, мы высказали свое мнение, но повлиять ни на что мы не можем.

Я бесплатно стараюсь ходить.
Во всяких глухих и безлюдных местах.
Иногда правда случалось на штраф напрыгнуть:)

Что касается спора то это имхо, просто беседа.
Я желаю здоровья всем, и туристам и медведям.:)

Хожу в заповедник постоянно и группы вожу за собой. и в данные выходные был на Ачишхо. Так вот что хочется сказать. Приобретайте пропуска и внимательно слушайте информацию. И по данному маршруту разрешены ночевки только у Зеркального озера! Никаких цирков и водопадов! Думаете это случайно!? Вам действительно очень повезло. Но не забывайте, что лес в первую очередь это дом зверей! И приходя в гости к зверю нужно уважать его покой и не нарушать. Я уже не говорю о разведении костров в чрезвычайной пожароопасной ситуации в летнее время.

выше приведены границы заповедника с официального сайта. Гора вообще не попадает под юрисдикцию? Даже если я не купил пропуск, на всем протяжении пути не было информации что это Сочинский парк или заповедник, маркировка тропы только замысловатой краской по коре дерева, и за этот сервис я должен платить деньги? Все внимание заподвеника сейчас на карнизе реки Бзерпь, там и траффик людей выше и вкладываться есть смысл.

У меня друзей оштрафовали пару лет назад как раз не вершине Ачишхо! )))))