Высокая вода на Терскее. Изменения и логистика в Каракольском ущелье.
Ниже информация о том, где размыло дорогу и сошло два селя, как разрушило автомобильный мост.
Статья не претендует на объективность, полноту и достоверность данных. Местами преследует рекламный интерес.
*далее понятия лево и право даются орографически, если не указано иное.
Все началось с прихода жары в начале июля, пик пришелся на выходные 8-9 июля. В Бишкеке в тени было за 40, в Караколе под 30. Разогретый воздух стал топить обилие зимнего снега. На смену жаре пришли дожди, которые подбавили уровня в реках.
На Терскее и смежных районах поднялась вода, поступали новости о том, что смыло там, размыло то.
10 июля пришла информация, что в Каракольском ущелье снова смыло дорогу, в том же месте, где ее только восстановили.
12 июля двинул в Каракольское ущелье с разведкой.
Автомобильный мост начало подмывать.
На правом берегу треснуло бетонное основание. Фото 12.07.2017
На левом берегу подмыло грунт под опорой. То место укрепили камнями и бревнами, подсыпали грунта. Фото 12.07.2017.
Дорогу смыло, транспорт мог дойти до размытия. Это не доезжая альплагеря 5км.
Размытая дорога, вид снизу. Фото 12.07.2017.
Размытая дорога, вид сверху. Фото 12.07.2017.
Мост к озеру Алакёль цел.
Фото 12.07.2017. 19.07 был в том же состоянии.
13 июля ездил на вахтовке за группой. Перед подмытым мостом появился знак «проезд запрещен». Спустившись к мосту вышли из машины и перешли его пешком для перестраховки.
14 июля в Караколе весь день шел дождь, переходя в ливень. Ночью вода поднялась и начала переливаться через мост. Это было его концом. Размыло грунт под основанием левого берега и мостовой пролет провалился.
На следующий день сообщили, что сошло два селя, которые пересекли дорогу. По сути это два рукава одного потока из боковой долинки.
19 июля снова пришлось побывать в Каракольском ущелье, поднялся до альплагеря.
Теперь автотранспорт может доехать только до разрушенного моста. Это ниже альплагеря на 10км или выше на 6,5 км от КПП со шлагбаумом. При желании до моста проедет и легковая машина. Местные ездят сюда на пикники, некоторые таксисты соглашаются везти на своих обычных легковушках. Но вернее будет все же добираться на чем-нибудь повыше и с полным приводом.
Фото 19.07.2017. Турист-иностранец выпускает свою спутницу вперед проверить переправу
Фото 19.07.2017
Кто-то кинул пару направляющих с провалившегося мостового пролета на левый берег. Этим могут воспользоваться только пешие люди. Но вечером с подъемом воды или при спуске из альплагеря, я бы НЕ рассчитывал на этот хлипенький вариант.
Фото 19.07.2017
Фото 19.07.2017
Вечером вода в реке поднимается, вытекая на дорогу. Фото 19.07.2017.
Далее опишу в хронологическом порядке наиболее предсказуемый и надежный путь подъема в альплагерь, если нет пешего перехода через поврежденный мост.
От разрушенного моста, НЕ переходя его, продолжаем подъем правым берегом. Метров через 300, в еловом лесочке будет развилка.
Надо пойти по верхней тропе, которая выводит на открытую террасу долины. Фото 23.07.2017
Схема 1. Север-юг развернуты
Пологая часть террасы без заметной тропы. Фото 19.07.2017
Вскоре склон станет круче, не нем есть тропа. Фото 23.07.2017
На пересечении с ручейком-притоком надо повернуть вниз и открытыми полянками без признаков явной тропы спускаться вниз. Там будет мост.
Схема 2. Север-юг повернуты
Уцелевший мост, выше разрушенного. Фото 19.07.2017
Перейдя по мосту на левый берег, дорога пойдет вниз по течению. Дойдя до притока-ручья поднимайтесь вверх, так вы выйдите на грунтовую дорогу, которая выведет на основную дорогу каракольского ущелья (схема 2).
Далее будете идти 2,5 км основной дорогой до размыва. Место размыва обходит набитая тропа, которая взбирается на прижим (схема 3).
Схема 3. Север-юг развернуты
Нижний заход на тропу по обходу размыва. Сейчас тут сложено два тура. Фото 12.07.2017
Нижний заход на тропу по обходу размыва. Сейчас тут сложено два тура и следы от разворота техники. Фото 12.07.2017.
Тропа набита как людьми, так и лошадьми имеет вариации, но входи и выход один. На обход размыва уходит около 15ти минут.
У верхнего захода на тропу сложил три тура, а то знаю группу, которая проскочила это место и потом героически спускалась вдоль потока реки.
Верхний заход на тропу по обходу размыва. Фото 19.07.2017.
Выйдя на дорогу, вы совсем скоро повстречаете препятствия в виде двух селей и намыва камней (схема 4).
Схема 4. Север-юг развернуты
Первый сель более масштабный.
Нижний селевой вынос. Фото 19.07.2017.
Жижа еще не застыла, стоит идти только по камням, лошади проваливаются. Фото 19.07.2017
Верхний сель поменьше.
Верхний селевой вынос, вид снизу. Фото 19.07.2017
Верхний селевой вынос, вид сверху. Здесь жижа тоже еще не полностью застыла. Фото 19.07.2017
Далее на дороге мы встретили намыв камней, который был больше неудобен лошадям.
Дальнейший путь в 4,5км проходит по горной грунтовой дороге без особых препятствий.
Схема 5. Север-юг развернуты
Перед палаточными лагерями на поляне есть мостик через приток, который был сооружен совместными усилиями 12 июля.
Два часа перекидывания камней – хорошая акклиматизация. Фото 12.07.2017.
Палаточные лагеря
Самый нижний палаточный лагерь. Фото 19.07.2017
Второй чуть повыше. Фото 19.07.2017
Путь в 10км на подъем от разрушенного моста до альплагеря с набором 420м у нас ушло 2,5 часа «грязного» времени вместе с остановкой. Ребятки подобрались все бодрые, шли с легкими рюкзаками, но тянули за собой по навьюченной лошади.
Заключение
- Повреждения транспортной инфраструктуры критичны в первую очередь для автотранспорта.
- Для горного туриста, который передвигается на своих двоих ничего страшного и смертельного не произошло.
- Если кто планировал заезд до альплагеря или завоз туда заброски, то здесь также все осуществимо при помощи лошадей.
- Восстановление повреждений дороги и моста вряд ли стоит ожидать в этом сезоне.
- В соседних ущельях обошлось без подобных разрушений.
Кому нужен файл с треком, обращайтесь. На риске сейчас бываю нечасто, лучше писать сюда в форму обратной связи. Так я быстрее увижу ваше сообщение.
Всем успешных маршрутов, ГОР и хорошего отдыха!
1. Если вы поднимаетесь пешком из Каракола, и видите, что есть возможность пешего перехода через поврежденный мост, используйте эту возможность и двигайтесь основной дорогой.
2. Путь по приведенным выше схемам оправдан
- если нет пешего перехода через порежденный мост или спускаясь, вы предполагаете, что нет пешего перехода.
- при использовании гужевого транспорта
3. Автомобильный транспорт доходит до "размыва дороги".
Достоверно известно, что это может осуществить Урал.
За подробностями к Игорю Ханину.
4. Предупреждение. Статья не претендует на объективность, полноту и достоверность данных. Местами преследует рекламный интерес.
5. Ситуация в горах меняется, постоянно отслеживать и обновлять информацию нет возможности.
6. Если у кого есть более полная и достоверная информация - welcome!