Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала.

Пишет Николай Александров, 25.04.2017 21:35

В мае 2016 я участвовал в альпсборах «УТС Мунку-Сардык», которые проводились клубом Горы Байкала. Эти две недели в горах оставили самые приятные воспоминания, подарили прекрасных друзей и научили работать в команде. А о том, как мы катались по кулуарам, скакали по гребням и лежали под искусственной лавиной, вы узнаете из моего рассказа.Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

Знакомство с товарищами по сборам началось ещё в Иркутске, когда нужно было закупить еду. Через день мы уже ехали на автобусах в сторону Монголии, болтали и наслаждались просмотром сериала Последний Мент и пейзажами за окном.Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

На заброске все помогали друг другу. Спасибо Коле Барченко, который уже в темноте помог мне занести второй рюкзак в лагерь. Он сказал: «Это уже клише какое-то - пыхтеть на подъёме, зимой, в темноте, видя перед собой только кошки напарника!»Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

Начались сборы с торжественного открытия.Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

Потом занимались организацией лагеря: таскали дрова, строили стенки вокруг палаток, сверяли раскладки и объединялись. Обустраивали быт, в общем.Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

Сборы состояли из 3 частей: (лекции, занятия, восхождения)

Часть 1. Лекции

Каждый вечер мы собирались в базовой палатке на лекции: организация удобного и безопасного бивуака, укладка и содержимое рюкзака, погодные условия в горах, лавинная безопасность, тактика горовосхождений, виды рельефа и способы передвижения по ним, организация страховки на различном рельефе, спасение в горах и медицина. Лекции были интересными и прогуливать их не хотелось.Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

Конечно же, не обошлось без перлов. Общими усилиями мы вспомнили часть из них:
- одна из лекций носила название «О вреде алкоголизма и культуре сексуальных отношений в сельской местности»
- на лекции о погоде мы задавали вопросы по каждому слову, поэтому Серёга Глазунов уже отчаялся: «туман, плохая видимость, по туману есть вопросы ????»
- настоящие буряты разговаривают так: «Не, ну а чё?» - «Ну, так-то да, чё!»
- «Девчонки не пролезли, девчонки взлохматили!»
Кто-то вспомнил про пафосных модниц и началось:
- «Барвиха Лухури Вилаж»
- «Борщ без мяса - не лакшери супер элит»Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

Часть 2. Занятия

Первым делом, мы пошли на акклиматизацию к оз. Эхой и заодно провели снежные занятия: Женя Глазунов с разрядниками, а Серёга Глазунов с нами, новичками. Топтали крутые снежные склоны, катались на задницах и учились правильно зарубаться.Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)
Самым запоминающимся было попадание под искусственную лавину: вырыли яму глубиной 2 м и ложились в неё по очереди, а товарищи закидывали сверху снегом.Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)
По мне Серёга Кочергин потоптался, а потом вообще решил попрыгать, видимо, от любви большой. В среднем, каждый пролежал под снегом около 7 минут. Оказалось, что даже небольшой слой снега полностью глушит все звуки и кричать просто бессмысленно. Зато какие все были счастливые, когда их откапывали)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

Скальные занятия с нами проводил Баир Хандажапов под п.Кузьмина на небольшом разрушенном гребне. Работали в связках, учились правильно ходить и лазать, давать правильные команды, пихали френды, клали закладки (и пару раз кирпичи, когда из кулуара вылетали камни), забивали якоря, собирали станции и дюльферяли.Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ) На обратном пути в лагерь, Баир показал мне, где растёт саган-дайля и рассказал, как его заваривать. Я тогда собрал себе горсточку, целый год уже пью, да всех угощаю.

Ледовые занятия прошли на водопаде возле лагеря. Учились чёткой постановке ног на лёд, били ступени, крутили буры, зарубались из неестественных положений, лазали короткие вертикальные участки с верхней страховкой. В обед солнце пекло макушку и плавило лёд, поэтому все промокли до последней нитки.Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

В нашем отделении еда надолго не задерживалась – мы постоянно что-то ели)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

Часть 3. Восхождения

Наше отделение новичков совершило в общей сложности 5 восхождений от 1Б до 2Б к.с.

1Б по гребню на Катьку-Дуру (3064). Это было весьма поучительное восхождение: во-первых, я понял, что при интенсивном движении, в мороз очень даже жарко и не надо надевать всё, что есть теплого; во-вторых, когда все скакали по крутым осыпям, мне приходилось лезть по скалам, вывод один – не ешьте на ночь :D. Спускались мы на задницах по кулуару, - никогда ещё я не катался с такой большой горки! Правда, после спуска, от моих ветрозащитных брюк остались одни лохмотья и до лагеря я шёл с развевающимися как флаг тряпками на ногахЖаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

1Б на Мунку-Сардык. Это был насыщенный на события день. В честь Дня Победы сотни людей отправились на гору. В программе были: постоянные камнепады, срывающиеся люди без кошек и ледорубов, массовые попытки вырвать стационарные перила - жесть, в общем. Монгольский ветер приносил на склоны маленьких тараканов и муравьёв, забавно было видеть их под ногами. Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

2А на Крылья Советов. На спуске решили идти по закрытому леднику (один из в-тов спуска), покрытому метровым слоем снега, но он оборвался через 400 метров. Больше часа ушло, чтобы выгрести эти 400 метров обратно. Кстати, тогда мы, как настоящие новички, намазались кремом ДЛЯ загара. Стоит ли говорить, как мы выглядели после этой «сковородки»:) Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

2А на Катьку-Дуру. Шли двумя связками под плотным снегопадом. Мы, как ёжики в тумане, выныривали из снежной пелены и растворялись снова. А над облаками светило такое яркое солнце, что даже в очках я нахватался «зайчиков» и весь вечер в лагере плакал и капал в глаза капли.

2Б на Динамо. Самый быстрый и самый интересный маршрут за все сборы. На ключе я простоял минут 10, смотря то на оттяжку, обернутую вокруг маленькой пробки, то назад, где в полуметре полка обрывалась до подножия горы. Как пролез, – так и не понял). Пока лезли по гребню, представлял себя злостным нарушителем государственной границы, т.к. она проходит прямо по гребню, а мы двигались то справа, то слева от него.

После каждого восхождения, в лагере нас торжественно встречали общим построением и громким «Отважным горовосходителям физкульт-ПРИВЕТ-ПРИВЕТ-ПРИВЕТ!», после этого можно было со спокойной душой завалиться в палатку и полчаса вздремнуть.Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

К моменту вручения «Значков», из отделения остались только мы с Серёгой Кочергиным, так что получали мы от всего лагеря тумаков и лавин в тройном размере)

Заветные печати Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ) Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)
А еще мы трижды участвовали в спасработах (участники лагеря не пострадали). Дважды обошлось без транспортировки, а вот третий раз заставил меня посмотреть на мир под иным углом. Мы вдесятером (со спасателями) тащили мужчину на носилках с Мунку-Сардыка и почти никто из сотен туристов, проходящих мимо, даже не интересовался, нужна ли помощь. К счастью, у российских альпинистов принято оказывать помощь попавшим в беду, даже если это сорвёт восхождение. Поэтому, с маршрутов спустились все наши группы, а из альплагерей к нам вышли спасотряды. Через 2 часа они приняли у нас акью и, в итоге, донесли мужчину до стрелки, где его забрал снегоход.

Атмосфера в лагере была очень душевная: слушали истории Виктора Ивановича, Евгена и Серёги, с Настей и Алёной жарили зефирки на костре, толпой уплетали сгущёнку из 5кг банки(Оля-монстр, затащила её в лагерь тайком), с Серёгой Кочергиным всегда о чём-то спорили, по вечерам грелись у костра и травили байки, а с Дашей нас каждую ночь прорывало на болтовню.Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

Сборы дали мне многое. Но важнее то, что они после себя оставили: знания, дружбу и общение. Со многими ребятами мы созваниваемся, пишем письма, отправляем открытки. Алёна прислала мне флажок Иркутска и целый килограмм зефира! Виталя прислал мне брелок «Эльбрус», после того, как на новый год я немного не дошел. А я разослал всем фотки с Зенита, но никто их так и не получил... Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)Жаркие. Зимние. Твои. Альпсборы с клубом Горы Байкала. (Альпинизм, альпинизм, мунку-сардык, climbnstu, альпклуб НГТУ)

БОльшую часть фотографий, использованных в рассказе, я сделал на Зенит, - за качество не пинайте:)

Хоть мы и из разных уголков страны, иногда получается встретиться!

В завершение, хочется сказать спасибо:
-Наташе за гостеприимство, заботу и всегда натянутую верёвку.
-Оле за сгущёнку и тёплые баффы, которые она сшила для всего лагеря.
-Даше Мукосей за постоянные подколы и тысячу фотографий.
- Витале за «зуко» и то, в чем мы его разводили.
Серёге и Евгену Глазуновым, Баиру Хандажапову, Саше Сёмкину и Ларину Виктору Ивановичу за их терпение и искреннее желание вырастить из нас самостоятельных и сильных птенцов.

Отдельное спасибо клубу Горы Байкала за то, что объединяет таких разных, но прекрасных людей.

Фото и Видео: Сергей Глазунов, Дарья Мукосей, Сергей Кочергин, Николай Александров.