Как занимались с детьми 30 лет назад...

Пишет lomiga, 28.02.2017 16:26

Как занимались с детьми 30 лет назад... (Туризм)
В Советском Союзе спортивные секции часто организовывали и вели тренеры-общественники . В туризме и скалолазании таких примеров любой ветеран может вспомнить предостаточно.

Когда у меня подросла дочь, я понял, что в моих поездках и походах ей будет ещё более интересно находиться в компании сверстников.
Так родилась идея самому организовать и вести туристский кружок. В ближайшем Доме пионеров с удовольствием пошли мне на встречу. Даже выделили небольшую сумму денег на закупку палатки, компасов, болоньевых ветрозащитных костюмов и другой мелочи. Через пару лет я и вовсе выпросил у ЖЕКа подвал(бесплатно) для отдельного от официального минпроса детского клуба. Жаль только через семь лет с развалом Союза всё моё начинание приказало долго жить. Кончились бесплатные подвалы и бесплатные школьные спортзалы.
Но осталась в памяти как ни странно какая-то ностальгия по тем детям, по той неповторимой атмосфере, царящей тогда в детских коллективах. Забылись давно их капризы и непослушания во время поездок, их шалости , иногда даже непредсказуемые. Осталось светлое, доброе, чистое ощущение счастливой и гармоничной жизни. Без злобы, неравенства, ненависти, жадности, так характерных для нашей сегодняшней жизни.
По субботам и воскресеньям мы выходили и выезжали в ближайшие леса, лесочки, посадки и балки. Походы по родному краю. Так бесхитростно назывались эти мероприятия
Как занимались с детьми 30 лет назад... (Туризм)
Как занимались с детьми 30 лет назад... (Туризм)Как занимались с детьми 30 лет назад... (Туризм)
На первые выходы при осеннем и весеннем наборах приходила разношёрстная и многочисленная публика.
Затем, как обычно, число регулярно посещающих занятия, уменьшалось. И оставались самые стойкие , трудолюбивые и жаждущие приключений мальчишки и девчонки.
Как занимались с детьми 30 лет назад... (Туризм)
Как и положено по дидактике, обучение начиналось с получения начальных знаний и навыков- костер, узлы, установка палатки, приготовление пищи, азы ориентирования.
Самым трудолюбивым и ответственным выдавались для походов болоньевые ветрозащитные костюмы из числа купленных домом пионеров . Как сейчас помню , поражался такому редкостному трудолюбию и покладистости этой девочки –Виты.. И картошку почистит сама, и в палатках порядок наведёт, и любую ссору среди мальчишек разнимет. И никакого гонора, бахвальства- всё тихо, с улыбочкой и правильными словами. Задиристые пацаны ничего против неё не могли сделать.
Как занимались с детьми 30 лет назад... (Туризм)
В походах по окрестностям и для меня самого открылось много интересного. А пацанам так полазить по заброшенным танкам на пустующих и безмолвных тогда полигонах- вообще счастье неимоверное.
Некоторые брали с собой в поход и домашних любимцев.
Как ни странно но даже в нашей степной , в общем зоне, оказались, места , где во время Великой Отечественной укрывались в землянках партизанские группы.
Как занимались с детьми 30 лет назад... (Туризм)
Правда чтобы попасть к партизанским землянкам пришлось очень сильно постараться: болота, лесной бурелом, отсутствие дорог - все натуральные препятствия пришлось мальчишкам преодолевать по-настоящему. Сейчас думаю, знали бы родители, где их чада воскресенья проводят. Но никто и не думал роптать. Все наоборот были счастливы.
Даже не верится, например, что тогда у детей были обычные беговые лыжи и мы запросто всю зиму ходили на этих лыжах кататься. Сейчас увидеть где-то лыжню у нас - это что марсианина встретить..
А кто из нынешних мальчишек падал на горках?.. У нас таких уже давно не сыщешь. А тогда -это было любимое занятие..
Как занимались с детьми 30 лет назад... (Туризм)
А переправы через реальные речки во время реального похода. Все пацаны визжали от восторга. Ёще бы. Сами натянули. Сами переправились. А как хотелось всем первым переплывать речку. Но приходилось конечно мне. Помню тогда в первых секондах появились воднолыжные костюмы по 2 гривны. Для холодной воды весной или осенью самое то.
Рыбакам порыбачить разрешалось.
В наших краях встретить настоящий лесной ручей мог далеко не каждый рыбак и охотник. А мы их расчищали и потом набирали воду..
Как занимались с детьми 30 лет назад... (Туризм)
Все подготовительные тренировки делались конечно же с одной целью: на каникулы выехать в горы. Горы –это Крым. Самым популярным местом был так называемый «забор» за пригородом Судака посёлком Дачным..
Тут под «забором» и жили и рядом же лазили на скалах. Причём тогда ещё с верхней страховкой.( А это-150м на маршрут плюс подвеска 40м. плюс дюльфер 40м.)
Отсюда можно было и на экскурсии по окрестностям сходить и съездить.
Как занимались с детьми 30 лет назад... (Туризм)
Популярным местом был Парус под Форосом..
А когда поднадоело ездить туда, решили попробовать в Симеиз –на Крыло Лебедя.
Не знал я тогда правда об одной проблеме в этом месте.. . Приехали , поставили в укромное место палатки, немного полазили.
Как занимались с детьми 30 лет назад... (Туризм)
А к вечеру появляется пограничный наряд . «Так ребята, освобождайте территорию. Пограничная зона на берегу и прилегающих скалах.»
Долго мне пришлось вести переговоры, и всё же нам разрешили остаться. Но с одним условием. Все ребята вступают в группу « ЮДП». Советские пионеры помнят эту аббревиатуру: юные друзья пограничников. Мы в течении дня ведём постоянное наблюдение за всей прилегающей округой. Замечаем всё-всё , и потом докладываем обо всём пограничному наряду.
На следующий вечер наряд из молодых солдатиков долго выслушивал моих пацанов. Пограничники терпеливо воспринимали рассказы о всём , что шуршало, светилось, шевелилось, гудело, паслось, лаяло, летало и даже просто лежало.
Нам было приказано продолжать наблюдение. Что и было сделано на следующий день ещё с большей дотошностью.
Когда наступил вечер следующего дня ,прибывший наряд уже не смог до конца дослушать отчёт юных пограничников. Отчёт был очень слишком подробным.
На третий день мы все дружно искали хоть какого-нибудь захудалого пограничника, чтобы предоставить отчёт о нарушителях в нашей зоне ответственности.
Но пограничники замаскировались очень тщательно и мы их не нашли. Не нашли мы их на четвертый и всё последующие дни.
Мы это всё запомнили. Летом сходили в поход через Большой Каньон. Красота неописуемая, я Вам скажу.
Как занимались с детьми 30 лет назад... (Туризм)
После похода снова поехали в Симеиз лазить и купаться. И отчЁт погранцам всё-таки представить.

Пограничники, как только нас увидели, перестали появляться на службе вообще. Наверно ушли в отпуск.
Короче всем нам было тогда ХОРОШО!
Жаль прошли те времена безвозвратно...PS Иногда получаю по почте такие письма:Здравствуйте , случайно наткнулся на Вашу статью с электронкой и решил написать . Просто поблагодарить за счастливое детство . Я вместе с товарищами ( Дима Школяр , Романенко Александр , Нестеренко Андрей ) занимался в Вашей секции в 78 ( если не ошибаюсь ) школе . Сейчас мне уже почти 39 лет и я с теплыми чувствами вспоминаю наши походы в Крым , по лесам в Гвардейском . Помню , как меня снимал с горы какой-то скалолаз , когда у меня перепутались веревки ))) . Дядька , к стати , лез без страховки )) . В общем спасибо Вам за то , что я умею разводить костер и ставить палатку )) И теперь , сквозь призму годов , я могу за кружкой пенного рассказывать друзьям какой я был "крутой" скалолаз . ))) Здоровья Вам и новых вершин.

Здорово. Спасибо. Знакомые места и знакомые фотографии. Прикольно, тренера тоже звали Валерий Васильевич!
"Сейчас увидеть где-то лыжню у нас - это что марсианина встретить.." А в Саратове несколько лет уже лыжный бум, у леса в выходные припарковаться негде, на лыжне пробки! А в 90-е встречал там только одичавших собак.

Да, причем не только бегунов много на Кумыске, туристы-лыжники по области ходят каждые праздники.

Аж на душе похорошело! Спасибо!

Спасибо за ностальжи!

Очень хорошо, Валера! Повезло тем ребятам - настоящий, не в закрытых помещениях, туризм и добрый наставник! Наверняка у многих остались об этом самые яркие воспоминания, а кто-то и по сей день лёгок на подъём - рюкзак с необходимым на плечо и с охотой к перемене мест за впечатлениями!
Строчки о пограничниках позабавили, а снимки в Судаке подвинули поместить изостих, где в конце по совпадению тоже сказано про детей...

Эх детство босоногое! Спасибо, себя вспомнил)))

Очень важно для детей, что в их жизни были такие походы и поездки! Думаю, что все это для них незабываемо и в нынешние, уже совсем другие времена. Как нужно, чтобы воспитывалось что-то человеческое, а не только компьютерно-бизнесовое воспитание. Спасибо за рассказ.

"А он наутро продал всех подряд, и вы отдайте мне его, ребята"

Спасибо! Очень!

Спасибо! Здорово!

Эх! Мы вот остатками нашего детского туристского кружка даже до сих пор собираемся иногда. Замечательные были походы! И люди!

Здорово передал атмосферу крушков,такие походы выходного дня заряжали на всю неделю,до следующих выходных,здоровское было время

Окунуться в прошлое - это так здорово! Моя благодарность за приоткрытый ларчик воспоминаний.

С благодарностью Вам за то что уделяли ребятам свое время. Приобщение к походам, скалолазанью в детстве не прошло для них даром. Это память на всю жизнь.

Всю жизнь меня тянуло куда-то не туда, а началось с детских походов, кому всё это помешало?

Как это кому помешало? Чтобы нынешних детей "куда-то не туда" не тянуло. Вот Вы вне бывшего СССР много слышали о детских походах и туркружках? Вооот... Это наследие проклятого совка давно должно было быть искоренено! Я еще удивляюсь, почему всерьез за это взялись только сейчас. На целых 25 лет этот тоталитарный детский туризм кое-где ухитрился пережить породивший его СССР! Хватит!

Эх.. мое детство...

Золотое время было!!! :)

У нас здание ДЭТС (если кто не в курсе -детская экскурсионно туристская станция) в самом центре города ( а в том же дворе были и до сих пор спасы, ой т.е сейчас МЧС) Там я школьником занимался в секции горного туризма. Помню там и секцию спелеологии, а вот скалолазания не было - только в институте, и возможно в альпсекцию института я и пришел благодаря горнотуристскому опыту в школе. Чуть позже с детьми стал заниматься Боря Шилов - в Балаклаве кажется при дворце пионеров

Спасибо за тёплые воспоминания!)

Здорово!
А большой каньон это в Крыму?

В Крыму у нас, а самый знаменитый в США в штате Аризона. В нашем я часто был, а в штатах нет:))

Большой Каньон в Крыму. Меня там мои детишки-воспитанники чуть до инфаркта не довели. Они пошли вперед и увидели, что перед отвесными стенами и плоским верхом площадка широкая, которую сверху не видно. Вот иду я, осталось до них метров 30, детишки взялись за руки и ааааа, прыгнули вниз ( на ступеньку и присели). Я подумала, что вниз и чуть там же не легла. Вот такие шуточки моих воспитанников. Тоже прошли очень много и проехали . Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, лыжные походы по Беларуси и Украине, по Крыму и Западному Кавказу по осени и весне, летом Приэльбрусье, Фаны, Тянь-Шань.

да... а щас Теодоровну (это такая известная женщина, которая много лет водит детские группы) с детьми с поезда телеграммой сняли... запретили в водный поход идти... чтобы чего не того...

А для еще одной весьма известной женщины с детской группой специально пересмотрели требования погранрежима в РСОА.Чтобы не пустить в район детскую группу, потребовали нотариально заверенные доверенности на вывоз детей в погранзону от родителей. Уже на месте, с уже оформленными погранпропусками. А в некоторых учреждениях детского туризма уже изданы приказы не выезжать в походы за пределы города.
Обсуждают, что делать с "детскими" МКК (выводить из системы туризма или закрывать). Ну, правда, это на Риске вызовет одобрение - свобода же.
Но у активистов, конечно, как обычно "Все хорошо, товарищ замминистра! Дела идут как никогда! У нас есть спирта полная канистра, все остальное - ерунда!"

Спасибо. Очень душевно.

Как-то слишком грустно про нынешние времена. Уж прямо -"лыжни не увидишь".
Я сейчас катаюсь в Орехово, пока снег есть - полно и взрослых лыжников, и детей.
В прошлую субботу ехал домой - человек 30 в вагоне детей с большими рюкзаками, явно еще и с ночевкой ездили.
Никуда не пропал детский туризм, не надо так переживать.

Июль-август 1997 года. После соревнований в Гуамке заехали на полтора суток на море и оттуда на электричке до КМВ (г.Лермонтов).

Группа-трое взрослых и 15...18 детей. Если не ошибаюсь, тогда было положение, что на одного взрослого и 10 детей существовали скидки на билеты (то ли за половину стоимости, то ли что то бесплатно). Но поскольку уже поиздержались, то решили ещё и "закосить". Уже на подъезде к Мин.водам, в ночь, нас на этом деле "засекла" контролёр. И попалась такая упрямая, что либо выходите, либо платите штраф. Мы естественно отказались. Я не знаю, кому и что она там наговорила, но минут через 7 в наш вагон, с двух сторон, врывается ОМОН (в полном смысле этих слов). И увидев нашу детскую компанию "были несколько озадачены" и "послав" контролёршу, удалились. Мы вышли в Мин.водах, в её сопровождении, где она побежала за новой подмогой. Видя, что ситуация накаляется, сопровождавший нас врач, вызвал две знакомых машины скорой помощи и уже на них мы добрались до дома. Наш поступок был наверное не самым хорошим, но дети потом очень долго, с весельем, это вспоминали.

++Помню тогда в первых секондах появились воднолыжные костюмы по 2 гривны.++
Автор, видимо, путает советские времена с постсоветскими. Не было в СССР ни секондов, ни гривен. Возможность пойти и купить в секонде воднолыжный костюм за пару гривен только после распада СССР и появилась.
Возможно даже, именно благодаря распаду и появилась. :)

ЧТо правда то правда , Костюмы появились позже в 90-х. Просто перепутал эпохи.

Просто сейчас из-за событий в Карелии всех проверяют. Проще не пустить чем помочь развивать все эти направления. Денег не выделяют толком, а хотят чтоб родители за свой счет все оплачивали, да еще и чтоб все по нормам. На мой взгляд, сначала нужно что-то людям дать а уж потом с них спрашивать.

Какая замечательная статья! Когда прочитал про лыжи, чуть не прослезился. Про меня ведь написано! Чудесная статья!

Душевная статья, правильная! Автору спасибейшее спасибо!

И сейчас все это существует - я сама занимаюсь туризмом уже 26 лет, начала в 1991 году, только невозможно тогда ездить на Кавказ, а так все сохранилось. Я стала инструктором детско-юношеского туризма в Санкт-Петербург, и у нас такая же душевная атмосфера в турклубах Спб, как вы описываете. Я сама прошла путь от постсоветского ребенка-туриста с рюкзаком-"колобком" и ватным спальником до инструктора с современным снаряжением, которое сейчас на достойном уровне. Ничего не пропало, по крайней мере у нас. А вот детские группы нынче в Крым не пускают, якобы из-за клещей, а на самом деле, чтобы не было проблем. Так что хилым питерским детям о море остается только мечтать...

Не пускают официально? Или вообще?

А на Кавказ тоже не пускают? Еще недавно ходили в СЮТУРе, не знаю, как сейчас.
В район Фишта или в Осетию, потом на море несколько дней. Моя знакомая так водила сравнительно недавно.

Саша, она же про 91-ый написала.

Да это просто чиновники от туризма, члены разных МКК жалуются тут на выдуманные беды, что детей никуда не пускают, чтобы их здесь не так жестко критиковали. Полно детей ходит в разные походы. И на Кавказ тоже. Только в МКК не оформляются. А уж в других странах еще намного больше.

и в советское время было по разному,
и не все так сладко как рисует сейчас ностальгия.

Кто то с детьми работал потому что искренне хотел передать им любовь к природе и походам,
кто то -просто чтоб не стоять каждый день с 8ми утра у станка,
кто то и вовсе из самых низменных и страшных побуждений- знал и такого очень хорошо.
Реальная жизнь была ничуть не менее полосатая и сложная чем сейчас...

Продолжайте слушать эхо Москвы.. Правда про мой случай оно Вам не Расскажет. Ей стыдно про советское время говорить что-то положительное.

В чем прикол чушь писать?

Я в эти походы с детсадовского возраста ходил,
таскал неподъемные рюкзаки с ватными спальниками на завязках, картошку и капусту через перевалы,
ржавые патроны и гранаты домой с мест боев.
И не надо мне про СССР сказки рассказывать, я в нем бОльшую часть жизни прожил.

Уж кому-кому, а туристам-альпинистам на распад СССР грех жаловаться.
Снаряжение появилось гораздо более разнообразное и качественное, карты стали доступны точные, информацию легче стало собирать, география расширилась фантастически.

Я когда в Пиренеи поход готовил, нашел два отчета детских тургрупп из Москвы по району. И взрослых тоже были. Моя знакомая аж 4 раза в Пиренеи ходила -в СССР таких походов за все время его существования столько не наберется. :)

Вспомнить хорошее про советские времена не стыдно, а вот людей в заблуждение вводить байками о том, что тогда все было хорошо, а распад СССР все испортил - должно быть стыдно. По крайней мере, здешней аудитории, в паузах между чтением очередных рассказов про поездку в Гималаи или на Аконкагуа. :)

Автору поста- огромное уважение. А с xron согласен, и раньше жизнь была непростая. Хорошее и плохое. Кстати, в других странах нечто подобное тоже бывает, больше всего на это похожи скауты, Ну и ботаники и прочее. Тоже дети в походы ходят, много на волонтерстве завязано. Помню, меня впечатлило, когда старшие скауты несли своего 90-летнего коллегу (по-моему Барсук его звали) на руках к речке- купаться.

Забавно. На дворе 2017(!) год, а активисты все еще вовсю воюют с СССР. Понятно, что, если сейчас не уничтожить его главную опору - детский туризм, то завтра СССР оживет и воднолыжные костюмы в секондхендах запретят. КАшмарр!

"Активисты" только в вашей голове существуют.
И видимо, любая реплика о тех временах, в которой нет слюней и восторга, кажется вам войной.

И СССР ваш любимый никуда не делся, мы живем в нем.
Он всего лишь стал старше и заметно видоизменился.
В одну воду дважды не войти, но это не значит, что вода кончилась:)

Ну, то что СССР для активистов бессмертен - это понятно. Иначе они лишатся цели жизни. То, что, по их мнению, абсолютно все, что существовало в те времена, должно быть уничтожено - тоже очевидно. И что любой, кто считает, что хоть что-то хорошее даже при СССР все-таки было - ярый сталинист, тоже логично - им же надо с кем-то бороться.
Интересно другое. Ну, ладно, детский туризм умирает, это уже очевидно. Отпразднуют они победу над ним. Потом отпразднуют закрытие МКК, взрослых клубов в целом, отмену разрядов, отменят категории маршрутов и перевалов - это уже тоже недалеко.
А с кем дальше воевать станете, господа ррывАлюционеры? И как развивать СВОЙ туризм собираетесь? Расскажите хоть. Или вам достаточно "разрушим до основанья"? А "а затем мы наш мы новый" уже не требуется?

Уважаемый, перефразируя известное выражение - "не стоит искать разруху в клозетах, она в головах". Просто как пример - в США отсутствует министерство спорта, тем не менее, неизвестный лет 40...45 волейбол, последнее время (и не только) ходит в мировых лидерах. В биатлоне, так же, очень даже беспокоят мировых грантов. Так что всё дело в подходе, а не в общественно-политическом строе.

Так что предлагаете-то? Как изменить нынешний неправильный подход? Окончательно закрыть все существующие структуры детского и прочего туризма (клубы, центры, школьные и вузовские секции и пр.), чтобы он расцвел сам по себе, как баскетбол в США? Из Вашего комментария мне осталось неясно, в чем именно неправильность старого подхода и как ее исправить.
Вы же знаете, что, в отличие от игровых видов спорта, туризм не нужен зрителям. А значит, не привлекает вложений. За счет чего он разовьется до уровня американского баскетбола? А существовать за счет субсидий на здравоохранение, обучение, соцадаптацию и пр. можно в Америке. У нас - увы. Существовать за свой счет детскому туризму, например, тоже не дадут.
Можно еще выйти из ЕВСК, избавившись от этого гребаного Минспорта. При этом исчезнут разряды и отберут все помещения. Детские клубы закроют почти все оставшиеся. Это может помочь развитию?

В спорите с демонами в своей голове:)

У entv загадочная забота о детях.

Вам то что до них?
Забота эта выглядит нездоровой.
Найдите другое приложение своим способностям.
Родители без вас разберутся, что нужно их детям.

Кстати, из советского опыта походов,
наиболее адекватное отношение к детям было среди взрослых мужиков, во взрослых схоженных группах,
Которым плевать было на педагогику и "воспитание".

Показать комментарий

Ну как родитель, я бы хотел. чтобы у моих детей была такая же возможность ходить в походы с детским турклубом, как и у меня в детстве.
Лично я думаю, что детям лучше ходить с турклубом, чем с родителями.
P.S. Вырос в турклубе у той самой Ирины Теодоровны (о ней писали выше).

++Лично я думаю, что детям лучше ходить с турклубом, чем с родителями. ++
Не вижу, в чем мои дети проиграли от того, что ходили со мной, а не с турклубом.

Надо самим воспитывать своих детей, как alvd, а не искать, в какой бы клуб их спихнуть. А то потом как бы не пришлось плакать, когда окажется, что клубом руководил какой-то не такой дяденька.

У детей в походах зачастую авторитет чужого дядьки-инструктора имел больший вес, нежели родного батьки. Часто на своего сына, а затем внука воздействовал через руководителя группы. Разумеется, подрастающее поколение о таком "сговоре" родителя с начальством не догадывалось, зато результат его был очень эффективен!

Вот да, это один из главных аргументов.
А еще самостоятельность развивается гораздо лучше, когда родителей нет рядом.
Да и общаться ребенку надо со сверстниками.
У меня в детском турклубе было шикарное детство.

В Е С Н А !!! ПЕРВЫЙ ПОШЁЛ!!! ПРиглашаю всех на майские в Крым . На Уарч-Кае( Форос) полазим маршруты пробитые(мульти-питчи) Всё просто. Жизнь в палатках возле ручья в лесу. В КРЫМСКОМ весеннем лесу. Прекращаем ворчать. Жизнь проходит мимо, а мы всё ворчим.

Ай да Валера! Ну как ты сохраняешь способность так радоваться жизни? Откуда столько энергетики? Не иначе, знаешь какой-то китайский рецепт!

Уважаемый Валерий Васильевич! Нужен совет: где можно остановиться в Крыму на майские праздники в палатке С ДВУМЯ СОБАКАМИ И КОТОМ? Желательно недалеко от моря и простых пробитых скал. Но так, чтобы чужих людей поблизости не было (собаки не любят). Есть ли вообще такие места???

Блин,далеко,а так бы с радостью

эх... места совершенно другие, а вот фотографии практически такие же, как у нас в старых альбомах лежат...
Когда ездили на перекладных электричках через Хребет (от Перми до Уфы и дальше), ночевали в вагонах, на вокзалах... Детки пошли за водой, а пришли с готовой кашей... население подкормило ))) Ну и, конечно, молодость...
Хотя и сейчас, собрали рюкзаки да поехали. Дети не те? Попробуйте взять их с собой.
Мы вывозили на скалолазание класс сына, а через три года и дочки.
Да, они другие. Но не на скале и не возле нее... Там они такие, же, как дети 80-х, 90-х. Широко открытые глаза. Испуг и радость. Страх и победа.
Они всегда разные, но такие же вечные, как наши скалы и горы...
Может, потому мы и возвращаемся все время к ним...

С благодарностью вспоминаю Александра Юрьевича Агафонова, преподавателя физики в нашей
школе, посвятившего себя детскому туризму. Именно Александр Юрьевич дал мне путевку в альпинисткую жизнь.
1975 год 9 мая группа туристов школы ном.16 поселка Гамбург под руководством Александра Агафонова совершила восхождение на пик Бабайтаг 3555м. ( Чаткальский хребет), в честь 30 летия Победы! Руководитель на фото второй справа в плаще.

Прекрасное далёко...

Просто - шикарно!
Спасибище! :0)
Прям, как в детство вернулся! :0)

Так флегматично- философски- о временах.

У нас на месте стрелкового тира, где всегда остро и волнующе пахло порохом,
построили кабак с отдельными кабинетами,
, и зону отдыха с надувными безопасными аттракционами.

10 метровую прыжковую вышку спилили из за того что она, якобы, опасна.

В озеро насовали буйков теперь его переплыавать нельзя, а раньше километр набирался за четыре раза.
И нахрен нужно теперь это озеро, в котором плавать нельзя.