Самое синее небо.

Пишет Andrey Mashak, 23.02.2017 10:37

Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
Очень красивая, спонтанная идея: Пролететь через долину Куллу, на юго-восток, вокруг национального парка Грэйт Хималян в долину Спитти. Оттуда – на север, через горные массивы Занскар и Ладакх к голоду Лех в Кашмире. И если позволят условия – на запад, вдоль границы с Пакистаном, в сторону города Шринагар. Тут, по южной стенке Гималаев можно вернуться назад, на юго-восток к городу Дхармсала (Бир). Всего, около 900 километров. За в 2 недели- почти нереальный маршрут. Вариант «лайт»: туда, обратно «Бир –Лех – Бир». Через перевал Рохтанг, горные массивы Занскар и Ладакх – всего то 500 километров.


Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
Так как идея спонтанная, времени на подготовку не хватило. Первые 5 дней на базе, в Бире – судорожная беготня по подготовке оборудования. Коммуникатор в последний момент отказался видеть флешки с картами, бумажных карт Кашмира нет, погода по маршруту – неизвестна. В каком состоянии будут перевалы на автодороге Манали-Лех – непредсказуемо. Перевал Рохтанг с 11 до 14 октября был закрыт из-за снежных заносов. И тд и тп… . В общем – маршрут толком не проработан. Другие сложности в горах остались те же: вода, высота, холод.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
19 октября старт.Первый вариант маршрута, крайне соблазнителен, если б не приграничная зона в г.Каза. Прошлый раз общение с полицией не доставило удовольствия. На всякий случай приготовил распечатку статьи из журнала «CrossCountry» с моей фотографией. Индусы – дикие формалисты, у них очень развито чинопочитание. Бумажка с фотографией – уважаемый человек! Вдруг пригодится.

Полетел на юг, в сторону города Рамур. Да вот незадача, погода слабая, не смог перелететь долину Куллу – переходил не в том месте. Сел. В Куллу суббота и большой религиозный праздник, пробка на единственной дороге дикая. На автовокзале тоже столпотворение. Все автобусы едут в г. Манали. До темпла «Бизанмаде», на горе, никто не едет. Сторговался с таксистом – «за дорого». К началу тропы попал затемно. 2 часа верх по тропе с 30ю килограммами – хорошая прогулка перед сном. У балаганщиков при темпле выходной, все палатки закрыты. Для очистки совести походил кругами, покричал, и залез в самую удобную – с водой и примусом. В долине гремит музыка и сияют огни – праздник в разгаре.

Утром 20-го на старте уже подувает 5-6 метров. В 11 кроме динамика ничего нет. Желание лететь на юг еще не пропало. По старому маршруту, перепрыгиваю на соседний отрог – там нет южного бриза, и должна быть термичка. Не проходит номер – рано и дохло. Час медленного «умирания» в слабых пузырях. Сел на дорогу в узком ущелье. Время 12 дня, раньше чаем через 4 часа, снова на старт я не попадаю. Погода с каждым днем слабеет. С идеей полета через юг, лучше проститься – таким темпом не успею. Только ехать на перевал Рохтанг, через Манали. И завтра лететь по прямой – на север.

В долине праздник закончился, все дороги забиты транспортом. По обочинам люди с носилками, на которых несут изображения различных индуистских божеств. Добраться до автовокзала вообще не реально, глухая пробка за 5 км до города. Через реку, по другой стороне долины есть еще одна дорога. Машины от безысходности переезжают на другую сторону реки по пешеходным подвесным мостикам, еле протискиваясь между поручнями. У двуногих выбор: или, быстро залезать на качающейся поручень, в 10 метрах над камнями, или тебя размажет о перила.


Манали. Весь транспорт на перевал идет утром, ночую в городе. Манали – Индийская Швейцария, известное туристическое место и курорт. После маленького поселка Бир, приятно походить по вечерней, ярко освещенной улице и посидеть в кафе.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
21-го. Автобус на перевал идет каждый час, начиная с 4 утра. В 6:30 бодренько выхожу из номера и упираюсь в железную решетку, ей закрыли вход в гостиницу, на ночь. За 20 минут, пока просыпался портье, я научился выбивать по решетке ногой простенькую мелодию.

Индусское понятие времени отличается пот европейского, «через 10 минут поедем» равняется примерно часу. С остановкой на чай, к 9 приезжаем на Рохтанг. Вдоль дороги множество ларьков с прокатом теплых комбинезонов и резиновых сапог. Перевал, это Китай аттракцион, с лошадьми, квадрациклами, поездками «в горы» на джипах, и кафешками в полиэтиленовых палатках. По перевалу дует северный ветер, около 8-12мс, и температура минус 3-5 – не жарко. Индусы в комбинезонах – свежемороженые телепузики. Не все озаботились теплой обувью и ходят в шлепанцах на босу ногу. Многие первый раз видят снег и мороз. Быстро фотографируются на фоне гор и прячутся в машинах или кафешках-палатках. Я сделал тоже самое: залез в маленький микроавтобус, хозяева которого тут же, рядом, готовили рис и чай.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
По заведенному на перевале расписанию, ровно в 12 ветер переключился на юг. По низам погода слабая – 50 минут «вылизываю» склон. База над перевалом всего 500 метров. Развернулся, и с попутным ветром, через ущелье – к Кейлонгу. Ширина ущелья всего 4 километра, а погода здесь совершенно другая. База под 6 тысяч, потоки четко сформированные и нет ветра. Лететь одно удовольствие. Вот только я не акклиматизированный – пошли приступы горной болезни – залезать высоко не стоит. На сегодня программа не большая: долететь до Кейлонга и привыкнуть к высоте. Место посадки хорошее, пологое, с остатками кошары. Высота 3800м. Воды рядом не нашел. Мимо прошел пастух с отарой, совершенно не любопытный – издалека помахал рукой, и все. К вечеру «колеса» и акклиматизация сделали свое дело – чувствую себя замечательно. И это оказалась крайняя точка на север, где кое-как работала сотовая связь.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
22-го,перестраховался и вылетел в 12 с копейками. И правильно – лететь стало сложнее. Потоки какие то дерганные, слабые, высоко выкрутить не получается. Полет напоминал родео, с нервным крылом над головой. За 3 часа долетел до перового высокого перевала Lachuglang La – 5070м. В 10 километрах перед ним предположительно есть старт. Начал сливать высоту, рассмотрел, что в районе старта нет вообще ничего – только дорога. А вот почти у перевала, в долине, виднеются синие домики. Должна быть вода, еда и люди. Немного не долетел до них. Доехал на классическом индийском грузовике – раскрашенном и с побрякушками. Синие дома – пластиковые домики «полубочки» дорожных рабочих. Домами они были порядочное количество лет назад. Два из 4-х разбиты в хлам. Два других – с дырами в стенах, выбитыми окнами и дверьми. Пол усеян мусором и козьим навозом. Все равно это лучше чем под открытым небом. Высота тут 4750, ночью должно быть прохладно.

Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
Заделал дыру, подмел пол – вполне неплохо. В 300 метрах нашелся ручей. Ночью температура -13С. Спал, как и предыдущую ночь: на землю параплан, на него коврик, а сверху спальник. Сверху стелил палатку – тепло, ночью даже вспотел. Горняшка дает знать. Забиваю ее колесами – помогает.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
23-го. С вечера не рискнул набирать полный балласт воды. Если замерзнет – хана. На ночь оставил только пластиковые бутылки – 2 литра. Утром, вполне закономерно, получил сюрприз – ручей стал ледяным. Наколол полный балласт льда. Зато на солнышке хорошо, градусник показывает до 32, а в тени – минус 2-4. Долгое ожидание попутки, час тряски в кабине грузовика – и я на старте.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
Ветер косит слева, под 50-70 градусов. Взлетел поздно, в час. В термодинамике набрал до вершины хребта. В воздухе «рвань», пузыри злобненькие. Сразу после старта, от резкого подсложения, оторвалась камераGoPro, закрепленная на нижней поверхности крыла магнитным держателем.Повисла на страховке.

База сегодня выросла под 7т. По верхам дует запад-юго-запад. И порядочный – путевая скорость, по ветру до 88 км/ч. В 10 километрах от старта, на высоте 6850 получаю настоящую, хорошую фронталку. Крыло классически ложится на стропы. Выходит нормально, только вот камера, болтавшаяся все это время на страховке, зацепилась за стропы заднего ряда. Совсем не аккуратненько. Задняя кромка загнулась вперед, этакий воздушный тормоз. Высоты над рельефом 500-700 метров, крыло летит – значит прямо сейчас запаску кидать не нужно. А сесть придется – с таким ветром меня сдует. Мне сейчас надо точно на север. Восточнее, горы более пологие, и очень широкие долины – сложнее лететь. Карты у меня нет, только несколько точек с перевалами в GPSе и в телефоне спутниковые снимки. Как идет дорога, знаю только примерно. Рисковать очень не хочется.

Сел за перевалом на дорогу, почти «хвостом вперед». Хорошо еще, не сильно жевало ротором от отрогов, крыло получалось удерживать. До родных домиков доехал на армейском грузовике. Военные в Индии, очень радушные, с удовольствием помогут. И эти были такие же. Угостили печеньем, предложили вместе с ними жахнуть рома. С сожалением отказался.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
Выпить то очень хочется, а нельзя – горняшка. Алкоголь мешает усвоению кислорода. Мне итак не очень хорошо. Капилляры совсем плохие: из носа идет кровь, и мочусь второй день розовым. И опять началась проблема с пальцами. От мороза трескается кожа под ногтями. Немного помогает, если залить раны клеем БФ.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
24-го. Сегодня встал пораньше, в 10 уже сижу на дороге. В 11:30 на старте. Остановилось целых 5 джипов, спрашивали – откуда, чем помочь, куда довезти? Милейшие люди! Ветер сегодня 6-8 м/с, дует слева, под 90 градусов. Кучевки нет второй день, яркое, темно синее небо. В 12:30 порывы до 10-15 м/с, сходят смерчи. По долине ветер гонит пыль, поднимая ее из русла реки. Лететь совсем не хочется, лучше еще одна ночевка в домиках. И как на зло, ни одной попутной машины 2 часа.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
От домиков до самого перевала Lachuglang La всего 2-3 километра. Ближе, чем до старта в долину. Поехал его внимательней осмотреть. Ветер на перегибе больше 10мс, и холодрыга. Еле дождался машины. Ехал стоя, в кузове, в компании бочки мазута. Лучше в раскоряку, чем мерзнуть. Вывел некоторую закономерность: индусы, в среднем, более меркантильны чем тибетцы. За общение с бочкой очень хотели денег.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
В «родном» домике заделал почти все дыры, от сквозняков. Если б двери–окна поставить – пятизвездочный отель! Жаль, вода в ручье не очень хорошая, подошел к концу запас активированного угля. Щедро разбавляю воду марганцовкой. Оценил по достоинству конструкцию туалета дорожников. В землю, вертикально, вкапывается кусок обшивки домика, размером метр на метр, ориентированный поперек долины. С севера (в сторону перевала) копается небольшая канава для « дел». И можно спокойно сидеть, размышляя о вечном – не сдувает.

За целый день на ветру сильно продуло, к вечеру озноб и небольшая температура – парацетамол, перец, и ударная доза витамина С.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
25-го. Сидеть на одном месте очень надоело. Или улечу или уеду. Ближе к перевалу, прямо над домиками – небольшой холм. Теоретически, втер тут, должен быть ровнее, и усиления придут позже. Высота 4950, перепад над долиной 200 метров. От дороги пройти всего 300метров, а заняло 30 минут – тяжело ходить на 5тысячах, даже в небольшую горку. Здесь живет семейство Нахуров или Голубых баранов. Совершенно не пуганые, никак не реагируют на машины, а человека подпускают метров на 100.

В 11 уже на старте. Солнце светит, небольшой ветер на склон – дует. Красота. Старт в поток, набираю 200 метров, со сносом к перевалу. Все по правилам, осталось только прижаться к хребту в термодинамике, и я – над горами. А вот фиг вам, пузырь кончается, все попытки за что то зацепится бессмысленны – за пару минут сливаюсь к домикам. Даже не успел понять в какую сторону сегодня ветер. И плюхнулся по ветру – он сегодня дует вниз по склону! Матерюсь, собираю снаряжение: весь полет меньше 10 минут. Время только 12 – еще успею рестартовать, если быстро. В 13 я на нижнем старте, основном. Ветер странный: северо-запад, дует справа, с теневой стороны. Старт пологий, бежать с 30 килограммами не удобно, один раз падаю.

Взлетел. И тут ничего, вариометр ни разу не пикнул. Слился в долину к реке. Погода, каждый день с сюрпризом! Ночевать 4й раз на одном месте – осточертело. Еду до следующего перевала Таглунг Ла (Taglang La 5334), это 50 километров по прямой на север, или 5-6 часов езды на машине.

В долине протекает река Царап (Tsarap) с интересными берегами. Мягкая порода размывается и выветривается. Более твердые породы остаются в виде сталагмитов, а если на верхушке остался лежать камень – получается каменный «гриб». Пока собирался, разжился соком и шоколадками – слава индийской армии.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
Водитель попался замечательный. Тибетец, возит туристов по дороге Манали-Лех. С друзьями перегоняют 3 пустые машины. Очень скучно ему ехать в одиночку 20 часов – попутчик в радость.

Через 20 километров после перевала, на выходе из гор, «населенный пункт» Панг (Pang 4500м) – воинская часть и несколько палаток-кафешек – все. Отсюда уходит на север абсолютно плоская долина Мор(Morey), длинной 40 километров. Южный край ее, обрезан 250 метровым, идеально ровным полукруглым склоном реки Sumkhar. Теоретически, при южном ветре, здесь возможен термодинамик – можно стартовать.

Долина окружена невысокими, абсолютно голыми желтыми горами. Жилья и людей в ней вообще нет. Ближайший населенный пункт, в 15 километрах за перевалом Таглунг Ла (Taglang La). Долина – единственный участок дороги, с новым, относительно ровным асфальтом. Не понятно правда зачем, над дренажными трубами, делать понижения или повышения полотна? Чтоб водители с непривычки не засыпали, на «ровненьком»?
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
Перевал проехали в темноте. Ночевать на 5300 нет никакого желания. Доехал до поселка Румтсе (Runtse 4200м). Летом тут много туристов, почти на каждом доме надпись Рум или Гест Хаус. Поселился к пожилой тибетке. Большая чистая комната на втором этаже. Кроватей нет, пол застелен коврами, а вдоль стен куча одеял. На каждой стене по постеру с панорамой Лхасы. В комнате не жарко – около ноля. Крыша из металлических листов, не особо подогнанных. Туалет на улице, с занавеской вместо двери. Горячая вода только в виде чая.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
26-го. По моим расчетам, на перевал ехать около часа. Но на всякий случай, лучше выехать пораньше. В 8:20 уже на дороге, весь в ожиданиях.

В 10 часов потолкал с местными машину с евшим аккумулятором (не завелась). К 11 обошел все ближайшие дома, познакомился с жителями. В 12 вниз проехала водовозка из воинской части. Солдат – сопровождающий, по имени Сухвундер-зи, час уговаривал ехать к ним в часть, на ланч. Взял с меня обещание: если останусь в поселке – ночую у них.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
А ни одной машины на верх так и нет. Небольшая кучевая облачность, фоновый запад – погода есть.

В 13:30 приехал хозяин второй машины в поселке -которая уже заводится. Оказывается, ремонт где-то на дороге, вот и нет машин сегодня. Сторговался с ним за 1500 рупий – заехать на перевал. Шансов улететь практически не осталось – любопытство – какой он, этот перевал? Есть ли старт?

Теоретически – старт есть. Максимальный перепад, от дороги всего 300 метров. Час искал место и «нюхал» погоду – привередничал: то штиль, то смерч, то 10-12м/с в спину – все не нравилось. Чувство самосохранения пересилило эмоции. Как же за..о! Четвёртый день не получается лететь! Еду в Лех.

Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
Долина с поселком Румтсе (Rumtsr), широкая, и длинной 15 километров, в обрамлении пологих гор. Дальше, 20 километров, от села Ронг (Rong) до долины Леха дорога идет через узкое, извилистое ущелье реки Khyammar, прорезающих хребет Ладакх. Порода темно бордового или коричневого цвета. Пласты вздыблены почти вертикально. Более твердые слои, торчат как исполинские пилы, между каменными осыпями. Красиво и жутковато.

Мне опять попался хороший водитель. Молодой тибетец, начала начал разговор с 500 рупий, продолжил рассказами о красивых местах в долине. Потом решил, что обязательно довезет меня до Леха, хотя живет он на 10 километров ближе. Закончилось полутора часовым поиском для меня гостиницы. Город Лех делится на старый квартал, с туристической улицей Мэйн-базар (как в Дели) и нижний (новый) с аэропортом. На их границе – автовокзал, удобное место в плане транспорта. Выгрузился, распрощался, пошел смотреть гест-хаус. Даже для меня перебор: грязь, в комнате по 5-6 человек, один туалет в коридоре, про «помыться» – можно не мечтать. Бегом обратно. Парень не уехал. Вошел в положение, что моим «религиозным» убеждениям противоречит не мыться неделю. За полтора часа поисков, горячей водой не нашлось – не сезон. Зато – чистая комната с видом на горы, плюс ведро кипятка – пожалуйста!
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
27-го. Сегодня воскресенье. Пол дня спал, ел, ходил по магазинам. С мобильной связью сложно: на территории Кашмира работают только местные сим карты – исключительно. Купить можно только по индийскому паспорту. Те – связи нет. Город живет туристам, в магазинах полно снаряжения. Выбор не меньше московского, цены правда то же. Есть рестораны, с классической для Индии кухней и сервисом.

Завтракаю. Заходит женщина, европейка, с огромными круглыми глазами, и спрашивает: «Я только прилетела, в Индии первый раз. Голодная. Это хорошее кафе? Тут чисто? Тут можно есть?» – Тут везде «нормально» и горячее сырым не бывает, умереть не должны. Я ем, и ничего. На кухню только не заходите, первое время.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
На север от Леха, идет дорога в долину Нубра (Nubra), через перевал Кхардунг Ла (Khardung La 5359). Индусы во всех справочниках отмечают его высоту как 5602 метра – самый высокий автомобильный перевал. Это ошибка, или первоначальных измерений, или данные специально завысили для рекорда. Для посещения долины Нубра требуется пермит, делается только в будние дни за 500рупий. Проверяют его перед перевалом, на КПП Южный Пуллу (South Pullu) в 20 километрах от Леха. Точка возможного старта, уже за ним, на высоте 5т. Терять один день на разрешение не хочется. В 14 часов беру такси, и еду осматривать дорогу. В 8-10 километрах, на повороте дороги нашлась площадка (4250м). Перепад небольшой, 300 метров – это лучшее, что есть. Погода с верховой облачностью, утром 20-30%, к вечеру 50-70%. Время к вечеру. На старте ветер крутит: то «термичка» с юга, то слив с севера. Ждал усиления слива 40 минут. Слетел к подножию, без наборов, под радостное улюлюканье детворы.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
Информации, разрешено ли летать в Лехе и где, я не нашел. Это полет на проверку – докопаются местные службы безопасности, или нет? Спутниковый телефон спрятал в штанину, привязав резинкой к ноге. К несчастью, сел далеко, реакцию так и не узнал. Никто не обратил на меня вниманий, даже детвора, через 10 минут предпочла футбол. Только приятная, пяти километровая прогулка на закате. Северный пригород города очень красив. Отдельно стоящие дома, между желтыми полями. Высокие тополя в низинах и вдоль реки. Желтая листва напоминает среднюю полосу.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
28-го. Погода началась с 9 утра. Пока рассчитывался с гостиницей, менял деньги, ждал открытия магазина, и т.д, приехал на старт к 11:30. Воздушное движенье довольно активное – с перевала в город пролетел вертолет. Повод внимательнее смотреть по сторонам.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
Ветер 4-6 метров – сказка просто. Старт в 12. Лететь опять сложно, выбрать под базу не получается. Поток в основном слабые и теряются. Долина Лехашириной до 15 км, в районе города, на востоке сужается до 3. Здесь можно ее перелететь. За 2.5 часа пролетел 40 километров к на юго –восток, до поселкаУпши(Upshi) – развилки, где дорога уходит на юг, через горы к Манали. Не рискнул перелетать долину, лететь на северный склон уже поздно.Поздний старт, и еще потерял некоторое время, свернув не к тому ущелью – не поставил в GPSе поворотную точку и ошибся. Сел на хребте, напротив входа в ущелье.

Времени на возвращенье осталось крайне мало: 1 ноября я должен выехать в аэропорт. Это 3 полных дня, и еще пол дня – резерв. Пролететь оставшиеся 220 километров при такой погоде – не реально. Завтра: или сразу слечу вниз, или пролечу по максимуму, и машиной до Рохтанга. Зато теперь у меня есть настоящая, бумажная карта. На ней отмечены все дороги, тропы и населенные пункты, включая воинские части – вижу, где лечу!

Впервые поставил палатку, исключительно от ветра. Ночью потеплело до минус 7-8, удивился, посмотрел. Опять натягивает верховую облачность – погода будет не ахти.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
29-го. Хребет Ладакх закрыт верховой облачностью, жду – дергаться рано. Сегодня очень много самолетов, каждые 30-40 минут. Гражданские, военные, вертолеты. Глиссада над серединой долины, на высоте 4500-5000м, как раз в зоне перехода.

Старт в 11. Верховая облачность от 40 до 70%. Только к 12и набрал 6тысяч для перехода через долину.

Потоки слабые, скребусь по рельефу. А это как раз ущелье с «пилами». Лететь красиво и страшно. Посадка только на дорогу – если что. На выходе, наконец то выбираю под базу – 7150, красота! Температура минус 17-19С. Через долину перевал – Taglang La, до него 16 километров. До ближайшего отрога, около 10. Встал на переход. А вот тут незадача – сдувает. Фоновый западный ветер 10-12м/с. На полном акселераторе скорость прыгает от 25 до 17 км/ч. Высота хребта от 5 то 5.5 км. По глайду – долетаю, а если попаду в минуса – уже нет. А там должен быть ротор. За 5 километров до хребта, на высоте 6200м испугался – повернул на запад, к дороге. Возможно это ошибка, и я мог бы пролететь еще 30 -40 километров?
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
До дороги не долетел километр. Садился вертикально, за небольшим отрогом, на плато. В момент посадки, ветер ослабел – посадил как пушинку. А через пару минут – вновь дульник. За время полета сильно замерзли руки. Распугивал сусликов, дикими воплями и истошными плясками, пока отходили пальцы. За 3 часа пролетел только 30 км.

Два километра до уже знакомого поселка Румтсе. Хозяйка дома встретила как родного – тарелкой лапши чаем. И опять на дорогу – ждать машину.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
Вечереет, только одна машина. Джип, с 6 индусами, сзади все забито вещами. Водитель, качал головой, типа нет места, никак. Минут через 10 жадность перевесила, прибегает: «ком-ком, только сзади поедешь». Это на третьем ряде сидений, с которого убрали вещи на крышу. Сторговались на 2тысячах. Водитель очень уважительно со мной обходится, или сочувствует, что сзади растрясет, или поездка стоит сильно дешевле. В 18 поехали.

У индусов, вкусы и пристрастия отличаются от европейцев и тибетцев. Они, в основном, смотрят только свои фильмы, слушают только свою, индийскую музыку, притом очень громко и круглосуточно. Женский вокал я могу выдержать секунды 2. Слава индийской безалаберности при монтаже электрики: если попросить «водилу» сделать тише, засунуть в уши беруши, и оторвать провода у задней колонки – почти ничего не слышно! Дорога почти на всем протяжении разбита. Экспериментально выяснил, удобнее всего лежать – минимально отбивается тушка. Теплые ботинки от долгого хождения в тепле отсырели, и стали промерзать. Сначала использовал туалетную бумагу, чтоб подсушить их внутри. Потом плюнул, и как «Рассеянный с Бассейной» надел на ноги перчатки – тепло то как!

Доехали быстро, за 13 часов. С несколькими остановками на чай, и детям – поблевать.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
30-го. В 7 утра перевал Рохтанг вымерший и пустой, только ветер, холод, и запакованные палатки. Хочется спать. А негде. Зашел в палатку к первому вышедшему на работу ларечнику. Через пол часа, вокруг толпилось с десяток туристов. В 8, на перевале жизнь бьёт кличем. Индусы ходят телепузиками с синими носами, греются – кто чаем, кто ромом. Я – обезьянка, со мной все фотографируются. В 9 появился мой дедушка на микроавтобусе, забрался к нему . Теперь можно до 12 дремать в тепле.

Первые облачные вспышки над горами в сторону Дхармсалы начались еще в 8 утра. С тоской смотрел на такую погоду. В 10 часов – это очень хорошая кучевка. В 11, облака начали расползаться в большую плоскую шапку, из нее – сыпать снег. В 11:30 на перевале начал менятся ветер. В 11:50 я в воздухе. Около получаса выбираюсь в термодинамике над штатным парапланерным стартом горда Манали. Смотрю, как подо мной стартуют тандемы и сливаются вниз.

Выбираю по максимуму 5500, стараюсь набрать даже в облаке. Идти в большие горы направо, к Дхармсале – бессмысленно. Налево, погода хорошая, но потом, перелететь долину Куллу с востока на запад, против ветра – не реально. Только прямо-на юг, вдоль долины, по обращенной на восток стенке, над которой почти не пробивается солнце. Это целых 16 километров, до ближайшего отрога. Дохожу. Все закрыто тенью, потоки слабые. Под базу смог выбраться только пред переходом разделительного хребта Бир-Куллу. Чтоб его перепрыгнуть, добирал в облаке около 400 метров – до 5т. Все равно, высоты перемахнуть не хватило. Выскребался в термодинамике на теневой стороне. Перелетел его в 14:30. До Бира осталось – рукой подать. Ночевать в горах очень не хочется.Хочется – в тепло, помыться, друзей, выпить и спать. Тороплюсь

Допустил ошибку: вместо того чтоб пройти «Г» образный хребет по ребру, 2 км на юг, и потом на запад. А оттуда, уже можно на глайде перепрыгнуть к Биру – всего 20 километров. Решил срезать по диагонали, к северному склону. Высоты перескочить не хватило, попал в минуса – слил километр. Вернулся к предыдущему, небольшому отрогу.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
На малой высоте пошел к ребру, «облизывая» склон. Попал в резкий и сильный нисходящий поток. Учитывая аэрологию, это или ротор от сильного ветра по верхам, или уже вечерний слив. Сложения не было, крыло осталось над головой в парашютировании.При быстромпопадании в нисходящий поток, крыло не успело разогнаться, и даже слегка поджатых клевант хватило, чтоб оно ушло за границу срыва. По ощущениям: как будто воздух «исчез» и я провалился вниз. Небольшая ложка, склон крутизной 35-40 градусов, порос травой и мелкими кустами, высота 3600м. Отпускать крыло, для разгона, не решился: при неточном выходе, шанс воткнуться в разгонном клевке в контрсклон. Падение с высоты максимум 10-12и метров, вертикально вниз, спиной к склону. Ноги сработали плохо, не успел хорошо сгруппироваться. Основной удар ноги- задница и потом «клевок» корпусом вперед. 3 сальто через голову вниз по склону, пока не удалось «распластаться» и остановить движение. Полежал, дал пройти первичному шоки, и осознать ситуацию. По ощущениям: компресс в грудном отделе, без неврологии, и перелом правых ребер. Передвигаться могу на четвереньках с большим трудом.

Собственно сами спасы:
Из средств связи, у меня всегда с собой: 2 мобильных телефона, SPOT, и запрещенный в Индии спутниковый телефон Thuraya (с московской сим картой). По спутнику связался с Катей Савиной в Москве (чтоб не подставлять ребят в Бире) и попросил передать координаты и примерный диагноз. В настройках SPOTа прописаны контакты страховой компании для экстренной эвакуации, а также, людей, кому надо сообщать . Нажал SOS. HELP нажимать не стал (по инструкции, не рекомендуется использовать их одновременно, чтоб «родственники и друзья не мешали спасателям»-почти дословно).
Дальше, наверное, самые быстрые спасы за всю историю Бира. Спасибо огромное моим друзьям! В течении часа Антон Поляков и Женя Грязнов через Суреша и Нуреша смогли договориться с организаторами соревнований и получить вертолет, который на мое счастье на них дежурил. Плюс, пришел англичанин Глен – профессиональный спасатель.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)
И к 17 часам вертолет прилетел! В 200 метрах, нашлась площадка для посадки. Ребята вытряхнули все из подвески и встегнули меня. Англичанин привязал верёвку к лыже вертолета. Вертолет перелетел вместе с ним, и завис надо мной. Пристегнули меня к обвязке Англичанина, и уже вместе – обратно, на площадку где можно сесть. Загрузили в вертушку, и все – через 20 минут я в Бире. Так как необходимости в экстренной мед. помощи у меня нет, оставили у Суреша в гостинице.
Тоха с Женей улететь уже не успели: пока собирали мои вещи на склоне, стемнело. Ребята немного спустились и заночевали в горах. Как они шли, опишут сами, скажу только: вышли к дороге (и поселку) только к 20 часам следующего дня, и по возвращению – очень хотели добавить мне телесных повреждений.
В результате: компресс 1 степени 2х грудных позвонков D11 и D12. Сломано 2 боковых отростка, на позвонках D9 и D10. Перелом ребер не подтвердился – ушиб.

Итого: 12 дней. В полете – 370 км. Из 500 километров, по прямой: «Бир – Лех – Бир», пролетел только 200. Участок между перевалами Lachuglang La и Taglang La, в 52километра – не облетан.
Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)Самое синее небо. (Воздух, Лех, Спити, ладакх, индия, гималаи, параплан, бивак-флай, полет, бир)

Автор – Алексей Дружинин 2013 год

22


Комментарии:
1
Зачитываюсь Вашими очерками! Спасибо!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru