Отчет за 2011 год, или 2 блина комом. Бивак-флай.
Очень впечатлила эта карточка в National Geographic: монастырь Ки, рядом с поселком Каза, долины Спити.
Идея, как развитие маршрута 2010 года. Пролететь вокруг национальных парков Great Himalayan и Pin Valley: через ущелье г. Рампура, приграничную зону с Китаем, индийский Тибет-долину Спити, и вернуться через перевал Рохтанг. Использовать автодорогу, идущую по этому маршруту, как опору, ориентир и аварийный способ выезда -всего около 400км.
Основные сложности: для нахождения в приграничной зоне требуется пермит- выдается при личном присутствии в городе Реконг-пео в ущелье Рампура, или в п.Табо, долины Спити . Перевал Рохтанг закрывается с 15 октября по середину мая, может раньше или позже, зависит от количества снега. И самое главное: долина Спити в другой климатической зоне, за водоразделом Гималайского хребта. Климат более сухой и холодный, возможны сильные ветра, и летный сезон не совпадает с предгорьями и Биром. Средние высоты гор 6500м, долин – 4000м, ночевки предполагаются на 5000м вне поселений– полная автономка, температура ночами, на этих высотах до -25. Удалось проконсультироваться с Бобом Друри – летал северо- западе, в долине Кейлонг в 1998, 1999 и 2005 годах. Его рекомендация – осень, вторая половина октября, горы чистые от снега, и уйдет летняя жесткость.
Весна. Терпелки ждать осени не хватило, да и весна больше нравится. Снега в этом году очень много: на 3 тысячи там, где в 2010 году только небольшие языки, сейчас метр – полтора. Большие горы все белые, и кучевки над ними не видно. По традиции, лучшая погода в облеточные дни – в Бире до 5000м.
Старт 29 марта – подарок на день рождения. Ден Бердников (Передок) взялся проводить «до угла» за компанию. Дошли до разделительного хребта к Куллу и свалили обратно в долину – переразвитие сразу с трех сторон. В спирали, от перегрузки, разошлась молния подвески, веревка пошла «погулять», умнитца – не зацепилась посадке ни за что. Обратная дорога прошла в сырости – под дождем.(трек)
30го(трек) и https://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=9896 погода хорошая, 50км и 90 км соответственно. Первая ночевка в пастушьей кошаре, из воды – грязный ручей (точка 023SL_2650 видео).
Вторая в середине ущелья Рампура – всего в 60км до Китайской границы. Впервые сказалась плохая акклиматизация с приступом горняшки после 5800м. На третий день погода сдохла: верховая креза и фоновый западный ветер. Впереди – полная неизвестность, там еще никто, никогда не летал. Решил отменить полет, и вернуться: непонятно что с погодой в Спити, перевал Рохтанг закрыт, нет перимита : равнозначно, нет возможности сесть у дороги, и вернуться в обратную сторону землей, через приграничную зону. Старт со второго раза: тяжелое крыло сыграло неприятную шутку, прокатив физиономией по чекам.
Против ветра, за 2 часа смог пролететь 17 км, прыгая туда – сюда. через ущелье по отрогам.(трек) Скорость на полном акселе иногда падала до 20 км/ч, ротора в подветренной зоне до минус 9 м/с. К 14 погода окончательно сдохла – сел. Не идет полет – включаем терпелку до осени!
Осень. Подход скорректировал: заранее договорился с Сурешом о пермите, витаминный акклиматизационный комплекс, и новое крыло Mantra M4, более безопасное и с легким стартом-посадкой (и бонус – 2 кг веса, общий всеравно зашкалил за 30 кг). Как и бывает в жизни, что то пошло боком: так и не получилось сделать пермит – только потерял 4 дня на «завтраках». Через приграничную зону решил не идти, а пролететь по прямой, на север, между городами Реконг-пео и Табо, через одно из ущелий горного массив национального парка. 70 километров, и 5тысячный перевал – вполне реально за день.
Вылет 24 октября. За первый день сделал 75 км за 3:30.(трек) Погода для осени неплохая. А по сравнению с весной, градиент температур слабый, потоки, на небольших высотах +2-3 в лучшем случае, база в районе 4т. На разделительном хребте Бир-Куллу получил первое сложение и дискотеку, секунд на 10. Крыл болтался как воланчик, из стороны в сторону, сохраняя при этом нагрузку на центроплане. Выход с небольшим галстуком, без ротации – спокойно расправил двумя руками (Это единственное большое сложение на этом крыле, примерно за 80 часов налета, и единственный галстук).
Хорошая, большая посадка точка 024_2600, в 150метрах над деревенькой. Встретили, поболтали , напоили, положили, поспали, проводили.
Старт-посадка 024_2600 на отроге хребта. С севера, до вершины – весь в елках, юг – идеальный старт огромных размеров. Тут началась засада – ветер северный – ротор! Прогулка по хребту не помогла найти поляну под север. А хорошая пробежка помогла улететь.
Погода сдохла до +2 в забросах, еле набрал 1000 метров, облачность к 70%. Через 10 километров уже ничего не нашел, вернулся назад на 4 км, и угнездился на южный склон предыдущего хребта. Итого: высота 2100, за час полета шесть километров и накрапывает дождь. А вправо 10км – и влево 10км – светит солнце! (трек)
До кучи “потекли”: от перепада давления – компас, и от колючек – питьевая система.
С утра 26-го старт поздний – чтоб наверняка. Потоки так же, около +2, база 4700. Сделал крюк около 15-20 км чтоб забраться на следующий хребет, по нему пошел на восток. Внимательно осмотрел горы по дороге. Снег начинается на 4000-4200 – без него воды не будет, с собой НЗ 1литр – ночевать и лететь дальше на таком запасе без шансов. Всего за 3 часа прошел 50 км, выбрал целью деревеньку Натфа (точка213), в ней был в 2010году: хороший склон, вода, еда, ночевка. На высоте скорость прыгала 50-60 км/ч, значит фоновые 4-5м/с – вполне нормально для ущелья Рампура – внизу, у склона, термики тормозят ветер, турбулит, но вполне приемлемо для посадки. На подходе потерял 1400 метров в роторном -5. Начало напрягать – такой слив типичен для сильного фонового ветра весной. Ниже 2500м начало ощутимо поддалбливать. Стала видна разница весны и осени: весной, высокие горы покрыты снегом, градиент температур большой, солнце сильное. Долинный бриз в ущельях создается средней и нижней частью гор, он не такой сильный, а у склонов, горизонтальная составляющая бриза пережимается сильной термичкой в вертикальную – просто рваный термодинамик. Осенью горы без снега и хорошо прогреты, градиент слабый, работают верхние части гор, выше 4 – 5 тысяч. Внизу термичка слабая – не перебивает бриз. Длинна ущелья около 120км, высота гор до 6500 метров, сильный ветер по низам, как в трубе, ротора, чем ниже и ближе к склону – тем сильнее. Приблизительная скорость ветра 7-10м/с. Первый заход, самый безопасный, сходу на наветренное ребро отрога, я профукал: побоялся срывать крыло на 2-3 метрах. На втором заходе начало сдувать, осталось сесть на боковую стенку. Каждая попытка приблизиться к рельефу заканчивалась расколбасом и проваливанием еще ниже. Самое опасное – получить массированное сложение у рельефа. Спасибо крылу, позволяло держать его под контролем каждую секунду: не давать ему сильно сложиться, компенсировать клевки и отворачивать от склона на выходе. Дно ущелья в этом месте 1400м, дальше, до 1700м – скальники, без посадок. Перспектива на очень большие проблемы, если повезет – будут легкие телесные. Так страшно, наверное, первый раз за 10 лет полетов – выхода нет вообще, даже дерева – развеситься, улететь нельзя – только воткнуться в камни. Как обычно – везет дуракам, на очередном заходе резкое выключение ветра: или сошел впереди сильный поток, или затенение от сильного ротора. На радостях воткнулся в ближайшие кусты – живой! Потом, при анализе, как вариант: если бы слился ниже зоны посадок, можно перелететь по ветру на северную, застроенную и лесистую сторону ущелья – развеситься на деревьях. Сел на 1900 в 10 метрах от тропы к поселку – очень удачно! (трек)Подбежали два «кренделя», давай снимать-звонить –орать в мобилки. Мешали общаться по телефону с Тохой: «Я вчера говорил что сел в роторе? Так вот, это полная х..я!» (видео посадки) В сумерках двинул в поселок, под звуки хлопушек и петард в ущелье – начался праздник Дивали – Индийский новый год. Тропа по краю обрыва: идти без фонарика темно и не страшно. Индусское сарафанное радио и желание поболтать по любому поводу, помноженное на сотовую связь, дает замечательные результаты: меня уже ждал сын служителя при храме – Welcome!
27-го поднялся до 2500 на знакомый старт над поселком. Местные отказались помогать с рюкзаком, даже кокпит не взяли – тащил все сам. Стартовал в 12, ветер уже раздувает, а термичка слабая. Проковырялся 20 минут слив 300 метров – безрезультатно, сел в 300 метрах над вчерашней посадкой (трек). К 13:00 порывы ветра усилились до 10м/с, рестартовать вообще расхотелось, возвращаться в поселок то же. Моя поворотная точка на север, город Реконг-пео, в 30 километрах по дороге. По Гуглу над ним, в г.Кальпа, должен быть старт с заездом – в теории (точка 017). Перед ними ущелье раздваивается, на развилке – гора Jorkanden 6474м, по идее, должна притормаживать и менять направление бриза. Рвану туда!
«Ща!» – дорога на другой стороне ущелья. Спуск по «травке», только до тропы занял больше двух часов – под ней камни и изрезанный склон, куда ставишь ногу, не видно. И еще два часа по тропе, до речки, со смешной канатной переправой: в металлической корзинке, подвешенной на трос, на ручной тяге.
И еще 100 метров верх, уже к дороге – вышел в сумерках. Приятно, что я – местная знаменитость, все про меня знают, угощают чаем! Зато ночью, в Кальпе, была гостиницы, с нормальной едой и горячей водой, отстирыванием белого от соли нижнего белья и плясками индусов под окнами до 5 утра. Беруши – наше все!
Стартовая площадка 017_2800 оказалась лажей. Остается подниматься через сосновый лес к альпике. Тропы как таковой нет, валуны и поросшие лесом старинные чеки – идти тяжело и красиво. Воды с собой уже 2 литра. Через 4 часа нашел пригодный холмик на 3150. Расчистил, спилив две небольшие сосны – чтоб крыло прошло. Склон восточный, в роторной зоне отрога. Верховой фоновый ветер – сильный ЗСЗ с перьями, кучевки нет, несколько орлов «жуют сопли». Внизу кедры, поселок, ущелье – посадок не видно. Выжидаю по максимуму и стартую в два часа. И 10 минут матюков: удается набрать 20меров в размазанном пузыре, и все – ветер бет термичку, а заодно и крыло. На счастье на окраине Кальпы не маленький такой стадион: 120х60метров, с высокими бетонными трибунами. Все окрестные флаги показывают в его сторону, он в роторе, и направление ветра меняется каждую минуту. Такая лотерея – с трудом попал.
Зато как приятно, смотреть на гнущиеся 40 метровые кедры в ущелье, с земли! (трек)
Остается вернуться к выходу из ущелья, где бриз слабее, и пролететь другим путем – верхом. На одной из 2х индийской карте и в гугле, на 20 км севернее г.Рампура, через перевал «Bashleo pass» 3377м, проходит дорога MDR28 (major district road), по маркировке – основная и асфальтированная! По этому хребту я шел на восток 2 дня назад, дороги не видел – мог не заметить в лесу. Какая карта верна – неизвестно. Все равно вариант, 2 против 1!
К 10 вечера был в Рампуре на таксистабе. Местный народ бухой – Дивали как-никак еще идет. С горем нашел щуплика на «махиндре»: долго торговались до 2.5т рупий, тот 30 переспросил место назначения, и еще час ездили по городу – пытались узнать дорогу. Результат: что то есть – где то там. Поехали. В дороге одна из развилок завела в тупик, это стало ступором для водилы. Индусы верят в реинкарнацию. Мой водила, в прошлой жизни, похоже, был блондинкой: работая таксистом, не научился ездить задом, и разворачиваться на месте. Первый раз в жизни я водил незнакомую леворульную машину, по ночному узкому горному серпантину – где то с час. Дорога в начале асфальтированная, затем грунтовая, местами «мощеная» камнями. Это когда, округлые камни ставят вертикально, плотно друг к другу. Езда по ним напоминает дружбу с отбойным молотком – за час мозг равномерно разбрызгивается по машине. К 5 утра доехали до темпла «Sarahan», в 3км от перевала – дорога кончилась! «Совок» с его «туристической картой-схемой», чтоб враг не прошел – отдыхает! Дорога заканчивается на 2300м дальше – пешая тропа в гору.
Проснулся в 10 утра в палатке, на завтрак два варианта: стартовать с этой высоты и пробовать зацепится за слабый низовой термик – маловероятно, или подниматься километр на перевал – гарантированно улететь завтра. Мучение местных с намеками: «лошадь», «портер», «хелпер» -на крайний случай, вызвало только недоуменные взгляды, со словами: «завтра, может кто и пойдет…».
К 16 поднялся до 3 тысяч – удолбался! Лететь уже поздно: ручей, палатка, ночевка.
Из этой точки, нужно попытаться пролететь обратно 45 км на восток, до прошлой «веселой» посадки у п.Натфа – на восток, по ветру, будет быстро. И далее 50км на север, через 5тысячный перевал до ближайшей теоретической посадки (точка 402_4250). Как вариант, если не будет хватать высоты на перевале – можно добрать в облаке, а без компаса, это очень рискованно. А с головой приключился склероз, никак не мог вспомнить: в районе поворота, насколько пригодны верхние части хребтов для посадки – мало ли что? Я же тут пролетал не один раз! На ЖПСе картинки не четкие и плоские, кроме проплешин с непонятным рельефом ничего не увидел. А садиться внизу еще раз, уж очень не хочется – везение не вечно. Выбор: направо – летим дальше, налево – домой. Выбор сделаю в воздухе по погоде.
30-го разложился тут же, около стоянки, на южном склоне, с намерением лететь в 12. 11-45, стою, все собрано, готовлюсь встегнуться, никого не трогаю. А крыло потихоньку сворачивается в трубочку – мать его! Фоновый опять северный, на старте ротор! Еще пол часа жду, может переключится – нет. А это собрать всю снарягу, и подняться на 250 метров к северному склону. За 100 метров до перевала замечаю: а тут восходящая часть ротора – можно лететь. В 14 стартую. Хотя потоки тут до +3 и база 4700, а больших горах должна еще подняться – хватит чтоб преодолеть 4900м перевала. Пролететь за 3 часа почти 100км нереально. Выбор: или домой, или рулетка с ротором в ущелье. Как не грустно – домой.
50километров за 2:30 и посадка у знакомой по весне кошары. В воздухе сильная дымка, и видно над хребтом Манди-Бир, который ниже меня, плотный слой облаков. Погода выключается как рубильником, ровно в 16:30. Кошара все та же, что и весной, только ручей почти пересох – очень кстати я таскаю последние дни по 3 литра воды. (трек)
31-го база едва выше хребта 3200. С ходу пытаюсь на такой высоте перейти долину Куллу и упираюсь во встречный ветер – 20км/ч на акселе. Перейти вообще без шансов, а желания лететь в обход уже нет. Сажусь недалеко от аэродрома, почти между самолетами – их на удивление сегодня много, каждые 10 минут армейский борт. Собрался: огородами, «бас», уже вечером – ром с друзьями.
Все
Огромное спасибо друзьям, которые мне помогали и поддерживали, несмотря на свои сложности и проблемы. Весной Ден Бердников (Передок), осенью Антон Поляков (Тоха) и Николай Юдин (Незнайка). А своим опытом, советами и оборудованием Павел Булгаков (Пашка с Фишками).
Оборудование.
Мои точки (KML) все.
Пояснения, термины, полезные сылки.
Автор – Алексей Дружинин (Лохматый). 2012г.