На коньках по Ладоге
Идея покататься по Ладоге на коньках возникла не сама по себе, а в ходе подготовки к походу по льду Байкала. Интересовало, как на неровном льду в условиях длинных переходов ведут себя хоккейные коньки, так как с озерными возникли трудности: самоделка оказалась неудобной, а за готовые изделия пришлось бы отдать не слишком привлекательную сумму. Пара январских выездов на озеро Сестрорецкий Разлив только разожгли интерес к матчасти. Хотелось провести большой тест, например, на Ладожском озере. Мало того, что Ладога огромна, катай не хочу, ее скалистые острова и проливы в северной части очень красивы. Правда, в отличие от Байкала, Ладожское озеро — водоем довольно капризный, полностью оно замерзает крайне редко, зачастую на всю зиму остаются протяженные береговые участки вообще без припая. Плюс к этому, черный лед Ладоги — это свежий лед, снегопады быстро делают его достоянием исключительно лыжников, кайтеров и других любителей снега.
Но вот в конце января на глаза стали попадаться фотографии и отчеты туристов с Ладоги: озеро в шхерном районе встало, снега нет, можно идти на коньках. Назначили дату. Через знакомых нашелся человек, который накануне нашего запланированного выезда как раз был на озере и сообщил, что подходящего льда много. Значит, едем!
13-е февраля, наша небольшая группа на турбазе. Первый взгляд на проливы между островов оптимизма не внушает. Что это там, рядом с камышами?
Надеваем шильца-спасалки на шею, под куртки — спасжилеты. В гермомешках и герморюкзаке — запасные вещи на случай купания, спальники. Спрашиваем хозяйку базы, как лед. Говорит, что эта промоина здесь всегда, но от пирса идет натоптанная дорожка, которая выведет к другому берегу.
До конькового льда надо еще пройти по заснеженным проливам несколько километров. Неподалеку от базы над лунками медитируют рыбаки, по снегу бегут размашистые дорожки снегохода.
Пару слов о санках. В нашей группе из трех человек я нес герморюкзак, Игорь шел с глубокими санками на длинной (метров пять) веревке, зацепленной к портупее за карабин, а упряжь Артура была переделана из поясной сумки. К ремню последней мы пришили два D-образных кольца по бокам. Длина веревки составила 3 метра. На пешем переходе обе конструкции вели себя хорошо, но при беге на коньках относительно короткая веревка и близкое расположение ее к бокам конькобежца у второй конструкции способствовали тому, что периодически в веревке запутывались лыжные палки. Впрочем, не было бы на них лапок, проблемы бы наверняка тоже не было.
Вернемся к маршруту. До чистого льда было еще далеко, а отпечатанные на снегу следы закончились. Видимо, к открытой Ладоге рыбакам ходить неинтересно. Поначалу было сложно определить, насколько крепок лед, под ногами что-то потрескивало — оказалось, наст. Двигаясь на ближайший мыс, дошли до страшноватой на вид черной, слегка припорошенной области, как будто отлитой из крупнозернистого асфальта. Дело решил топор: лунка до воды в глубину около десяти сантиметров. Безопасно.
В итоге в первый день мы шли только пешком и около четырех часов по времени (12 км), ориентируясь по карте и пробуя по пути лед на прочность. Самый тонкий, у южных оконечностей островов, смотрящих в отрытую Ладогу, был примерно 4-5 сантиметров: уже не очень безопасная толщина. Прибрежные камни в это время года покрыты рельефными наледями. Порадовало, что зимой нет докучливых чаек. Но в целом места не вымершие: на снегу попадаются следы животных, в лесу свистит ранняя синица.
Закончили маршрут затемно. После захода солнца еще примерно два часа небо светится, так что очертания берегов и состояние льда более-менее различимы. Луна в ту ночь взошла поздно, когда мы уже легли спать, зато весь вечер радовали яркие в прозрачном небе звезды.
Ночью удалось нормально выспаться. Мы с Артуром подложили под свои зимние спальники куртки и даже забыли, что за тентом палатки зима. А вот Игорь в своем спальнике подмерз, жалел, что не взял две пенки.
Утро подарило прекрасные виды.
Отправились через лес посмотреть на бухту Кочерга. Первоначальный план был заехать в нее, но к мысу подступала открытая вода, и мы решили не рисковать. Во время прогулки по берегу вместо треккинговых палок отлично пошли лыжные, особенно на скользких обледеневших камнях.
И вот сама небезызвестная бухта, чей силуэт на карте однозначно ассоциируется с кочергой. В этом месте она похожа на тихую речку средней полосы, а не на фьорд. Странно, ведь недалеко отметка на карте показывает 45 метров. Ту скалу мы еще увидим. А пока – небольшая прогулка по утренней Кочерге.
Собрали лагерь, выезжаем из бухточки.
И тут мы совершили нашу единственную ошибку: плохо закрепили один из гермомешков. Вроде, думаем, не байдарка же, в пороги не суёмся, и так сойдет. Не сошло. Мешок выпал почти сразу же, на поле из вмерзших льдин.
Мы движемся назад на коньках по черному льду, наслаждаясь скоростью до 20 км/ч. Ночной западный ветер, завывавший между деревьев, сдул весь снег далеко в озеро. Но не везде можно двигаться быстро: на ломаных ледяных полях коньки цепляются за все, что под ногами.
А спасики мирно дремлют в санках. Хорошо иметь друзей-каякеров, дадут тебе и крутую Ордану, и заряженный Palm с пряжкой-самосбросом. Но в жилете жарко, а едем мы по уже знакомому маршруту. Учитывая, что в лунках вода за ночь замерзла, лед стал только крепче. Вряд ли провалимся, но на такой случай спасалки, веревки и два товарища всегда готовы. Знакомый, ходивший на Байкал, рассказал потом, что они даже репетировали спасработы на случай провала под лед. В принципе, идея интересная.
Хороший лед закончился, дальше надо идти пешком. Жаль. Хотелось пить, но запасы чая в термосах уже иссякли. Особо изможденный жаждой Игорь нашел выход: прорубил лунку во льду и напился прямо из нее. По чистоте ладожская вода не сильно уступает байкальской.
Вернувшись на базу, мы обнаружили, что упомянутой гермы не достает, но не особо расстроились: в такую прекрасную погоду грех не прокатиться еще раз. Но все же очередная десятикилометровая пешая часть и четырнадцатикилометровая – на коньках оказались хорошей проверкой на прочность. Вот Игорь лег на лед и отдыхает. При наведении фотоаппарата делает вид, что сидит.
В итоге гермомешок мы нашли, попрощались с Ладогой и хозяевами базы и уехали домой в Питер. Ниже представлены скриншоты трекера от стоянки до базы, отмечены коньковая и пешая часть.
Резюме
Дневные переходы в турах коммерческих фирм, водящих на коньках по Байкалу, делаются не более 20-30 км. Как рассказал потом знакомый, это оправданное расстояние: его легко преодолеть, и еще останутся силы, чтобы погулять по береговым скалам. Про Ладогу можно рекомендовать то же самое, или даже меньше, с учетом общего состояния льда и желательности проверять его толщину. Чисто физически преодолеть 35 км за день, не имея подобного опыта, нам было не очень просто.
Переодевать коньки на ботинки занимает у группы из трех человек минут пятнадцать, что, конечно, существенно дольше, чем снять озерные коньки с треккинговых ботинок в случае необходимости преодолеть торосное поле.
Санки хорошо цеплять на длинную веревку с одноточечным креплением. Напоясная сумка в качестве упряжи хороша тем, что ее фастекс можно использовать как самосброс: при провале под лед легко отстегнуть санки. Замена лапок лыжных палок (алюминиевых) на лыжероллерные также приветствуется. И, конечно, не стоит сбрасывать со счета, что зимний туризм — это весьма жаркий вид туризма, коль скоро речь идет об активном движении. Мы не особо заботились о сухости вещей, когда катались: мол, все равно скоро поедем домой, и периодически гнали на пределе. Но в зимней автономке, понятно, до состояния «хоть отжимай» доходить опасно.
Вообще, сложилось впечатление, что коньковые походы по Ладоге — недооцененный вид активности. Да, для коммерческих групп с заданными заранее датами бронирования он едва ли подходит из-за непредсказуемости состояния льда, но для вольных путешественников это отличный способ получить новые впечатления и полюбоваться природой шхер. Благо сейчас с развитием Интернета и социальных сетей всегда можно найти актуальную информацию о Ладоге.