Детский трекинг в Безенги

Пишет iLia, 01.02.2017 10:53

Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

Летом 2015 года наша команда приехала в любимые Безенги.
Целью было не восхождения на вершины или сложные перевалы, а просто путешествие, трекинг среди высоких и грозных скал и льдов. В этом мероприятии приняли участие наши друзья, далёкие от гор, наши дети, на правах опытных горовосходителей, и мы, их родители.
Этот фотоотчёт и небольшое повествование к нему возможно окажутся полезны организаторам подобных мероприятий, а кому-то, глядя на фото, будет приятно вспомнить гостеприимные Безенги.

Многие наши друзья, зная, что мы любим путешествовать, просили нас взять с собой в поход, чтобы увидеть Большие Горы и сразу в них влюбиться. Туристского и альпинистского опыта них не было, для некоторых даже ночёвка в палатке было откровением.
И наконец, в 2015 году мы решил пойти им навстречу. Выбор после недолгих размышлений пал на Безенги. Всю логистику (проезд, пропуска и т.п.) поможет обеспечить альплагерь. Здоровое и качественное питание в наличии. Прокат снаряжения имеется. Удобное комфортное жильё на любой вкус и кошелёк. И ещё много, много чего необходимого и полезного можно найти в альплагере.
Величественные горы, которые начинаются сразу за порогом, послужили ещё одним веским основанием при выборе района.
В этот раз мы остановились в уютных саклях – очень необычно, при этом есть все удобства, включая маленькую кухню и камин.

Из окна открывается вид на Уллуауз – культовую вершину района, без которой не обходится ни один фотоотчет.

В целом, план нашего мероприятия был следующий. Первую неделю живём в альплагере и совершаем акклиматизационные выходы по знаковым местам с постепенным увеличением сложности и протяженности. На второй неделе с теми, кто не растерял решимости, совершаем многодневный выход до Джанги-Коша – Безенгийская стена никого не оставит равнодушной. На обратном пути заглядываем на перевал Кёль. В непосредственной близости от данного маршрута есть хорошие обзорные точки: вершина Дыхни-ауш (маршрут по северному гребню не представляет технических сложностей, но не забываем про закрытый ледник с глубокими трещинами на подходе), а также ночёвки Черные осыпи у перевала Нижний Цаннер. В перерывах между похождениями отдыхаем, собираем ягоды и грибы.

Итак, первый наш выход до языка ледника Безенги. Дорога к нему идёт по левому берегу реки Черек Безенгийский, поэтому вначале спустились из альплагеря до моста и перешли на другой берег. У домиков на левом берегу дорога заканчивается и начинается «экологическая» тропа, края которой выложены камнем, благодаря стараниям работников заповедника. Периодически встречаются стенды, на которых рассказывается о флоре и фауне этих заповедных мест.
Даже не приглядываясь, рядом легко можно заметить целые россыпи земляники. При этом пара ягодок умудрилась попасть в кадр:
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

После окончания экологической тропы, старались держаться ближе к реке, дальше от камнеопасных склонов.
Вскоре дошли до края ледника, где Черек Безенгийский, вырывается из-под его толщи:
Ледник постоянно меняется, несколько лет назад картина была иной. Тогда в солнечную погоду мы смогли насладится яркой синевой ледника:
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

На обратном пути мы решили подняться к водопаду. Во-первых, в физкультурно-оздоровительных целях. Во-вторых, в надежде принять душ. Есть поверие, что если встать под струю водопада и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Первой цели мы достигли. Однако, из-за сгустившихся туч и сопутствующего похолодания у нас пропало настроение совершать водные процедуры.

На следующий день мы запланировали выход на Миссес-Кош. Раньше до него можно было дойти двумя путями – нижним, пройдя по леднику Безенги и поднявшись с него по травяным и конгломератным склонам, и верхний, пройдя по гребню и травяным склонам правобережной морены. Однако, подъем с ледника стал слишком крут, и новичкам нижний путь однозначно не рекомендуется. В отношении верхнего пути нас тоже предупредили, чтобы мы были аккуратными, поскольку склоны в последние годы сильно осыпалась, и отдельные участки стали весьма опасными.
Верхняя тропа начинается сразу за забором альплагеря и вначале идёт по гребню морены:

С гребня морены открывается вид на убегающий в даль Черек Безенгийский и на циклопических размеров промоины в конгломератных склонах морены:
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

Недалеко от альплагеря, склон со старой тропой осыпался. Обнажившейся участок хоть и короткий, но опасный. Новая тропа идёт чуть выше. Нужно вернуться немного назад и найти новую тропу, уходящую вверх и проложенную выше, ближе к скалам массива Брно.
Облачка, которые весели с самого утра не обманули наших ожиданий, и на полпути к Миссес-Кошу пошел дождь. Ботинки от хождения по мокрой траве сильно намокли, несмотря на множественные пропитки и разные мембраны.
Пока в вагончике на Миссес-Коше мы готовили обед, дождь закончился, и мы смогли побродить по окрестностям и сделать несколько фото.

Скала-обелиск с памятными табличками

Склоны массива Дых-тау – Миссес-тау

На обратном пути, рядом с альплагерем сфотографировали огромных размеров каменный «гриб» – недолговечный памятник силе природы.
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

Вечером у каминов сушили намокшие ботинки:

На следующий день у нас было запланировано серьёзное мероприятие, также известное, как «Саратовская кругосветка», названная в честь живой легенды Бзезенги – Юрия Сергеевича Саратова.
Это хорошее однодневное акклиматизационное кольцо с подъемом по морене одного берега ледника Мижирги, переходом через ледник и спуском по морене другого берега. Мы решили пройти это кольцо по часовой стрелке, поэтому наш маршрут начинался у моста через реку, рядом с пробитыми скалолазными трассами.
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

Пройдя мимо зарослей малины по тропе правого (орографически) берега, начали подъем к водопаду. Оглянувшись назад, можно полюбоваться альплагерем, лежащем как на ладони:

Вот и водопад, рядом можно попить воды, отдохнуть и пофотографироваться:

Продолжили подъем в направлении кармана правобережной морены:
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

Благодаря большой работе, проводимой альплагерем, в районе появились так необходимые переправы. Однако, через некоторое время мы подошли к месту, где неизвестными силами мостки от ручья были отброшены. Потратив несколько минут, с помощью неожиданно появившейся семейной пары (и группы поддержки в лице малыша, сидящего у них в рюкзаке) мы провели ремонтно-восстановительные работы и сделали несколько фотографий:

Вот и «Поповские ночёвки», уютное место. Здесь у нас запланирован обед, и запуск традиционного воздушного змея.

Расположившиеся поблизости обитатели здешних мест с удовольствием позировали, чем мы также с удовольствием воспользовались:

После обеда, пройдя дальше по карману морены, мы вышли на её гребень и в удобном месте спустились на ледник. Пересекать ледник нужно перпендикулярно его осевой линии, в сторону верхнего «футбольного поля» – ночёвок в кармане левобережной морены ледника Мижирги, под склонами пика Брно.

Тропа по гребню левобережной морены хорошо набита, потеряться сложно. А на травяных склонах можно встретить много цветов и в том числе цветущие рододендроны:

Тем временем вечерело, натягивало облачка. Дальнейший путь до альплагеря мы проделали в тумане.
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

На следующий день у нас был запланирован отдых и подготовка к многодневному выходу.
В этот день, погода выдалась замечательной, поэтому нам, наконец, удалось искупаться в водопаде на левом берегу Черека Безенгийского, загадать желания, а также полазить по скалам и сделать фото вершин Гестола и Катын на фоне заката.

Настал черёд второй части нашего путешествия. Задача на первый день – дойти до Бран-Коша. Тропа от альплагеря, перейдя через гребень морены, спускается к дороге вдоль берега реки Черек Безенгийский. По дороге идём к леднику. Погода хмурится. Над нами возвышается старый знакомый – «каменный гриб». Вид его и обширные конгломератные склоны вызывают определенные опасения.
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

Маркированная турами тропа по каменным осыпями правого (орографически) края ледника Безенги. Подойдя к перегибу ледника, мы перешли на центральную морену. Дальнейший путь пролегает вдоль морены.
Вокруг возвышаются Безенгийская стена, Дых-тау, такие знакомые, такие любимые.

У развалившегося пополам огромного валуна, который обозначен на карте, повернули к Баран-Кошу, где и встали на первую ночёвку.
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

Новый день – новые планы. Сегодня задача – дойти до Джанги-Коша.
Вышли с ночёвки, перемахнули через морену и, петляя между трещинами, вышли на ровную часть Безенгийского ледника. Оглянувшись сделали фото в сторону Баран-Коша и открывшегося во всей красе перевала Кёль.

Дальнейший наш путь лежит в сторону правобережного моренного вала восточного притока ледника Безенги, который виднеется за склонами пика Семеновского.
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

По дороге можно встретить причудливые полноводные и уже высохшие русла ледниковых рек. Каждый год они новые, но очень симпатичные и необычные.

Тропа на верхние ночёвки сначала поднимается по осыпям, по правому (орографически) берегу ручья, по узенькой скальной полочке приближается к ручью и переходит на его левый берег. Нужно быть аккуратным при переходе с ледника на осыпи, т.к. в некоторых местах встречаются закрытые трещины.
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)
Наверху морены есть хорошие места для ночёвок, только иногда здесь дуют сильные ветры. Впереди из облаков выглядывают Шхара и Жандарм Варшава.
Наш дальнейший путь идёт по гребню морены до скального уступчика, поднявшись на который практически сразу оказались на ночёвках рядом с Джанги-Кошем.
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)
К вечеру снизу поднялась группа московских туристов. Они шли горную четвёрку. Их руководителем неожиданно оказался наш старый знакомый (Леонид – передаём тебе привет :)). Наша встреча лишний раз доказывает, что наш Земной шарик очень маленький, даже спрятаться негде.
Набежавшие вечером облака были предвестниками надвигающейся непогоды.

В результате, на следующий день мы не сходили на вершину Дыхни-ауш, а пережидали сильный дождь, сидя в палатках.

Зато следующее утро нас встретило ярким солнцем, горы дышали свежевыпавшим снегом, тут и там шуршали лавины. Мы не стали отказывать себе в удовольствие и устроили маленькую фотосессию. Шхара, Джанги-тау, Безенгийскя стена, Дых-тау, Мижирги, пик Селлы …
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

После фотосессии начали собраться. Сегодня в планах дойти до перевала Кёль. Все наши соседи уже ушли с ночёвок. Только обитательница здешних мест провожала нас в дорогу.
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

Вышли. Небо начало хмуриться. Когда проходили мимо Катынского плато, оно уже было плотно затянуто облаками, лишь редкие разрывы радовали своей синевой.

Спустились с правобережной морены восточной ветви ледника Безенги (по пути подъема), пересекли его центральную часть и поднялись по поверхностной морене западной ветви до ручья, текущего с ледника Кёль (ориентировочно, напротив седловины перевала Чюрлёниса Восточный). То есть на перевал Кёль мы хотели подняться не с запада от Баран-Коша, а с юга-востока, мимо водосборника.
Вдоль ручья поднялись по его правому берегу и по снежному мосту перешли на левый берег, где стали искать места для ночёвок, благо вокруг их предостаточно.

На сам перевал мы не пошли, так как там всегда дуют сильные ветра. Здесь гораздо уютнее. К вечеру небо очистилось, и мы смогли разглядеть не только Дых-ту, но и неведомо как сохранившийся водосборник.
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

На следующий день с утра опять шел сильный дождь, и мы коротали время в палатках.

К двум часам дня погода немного улучшилась, и было решено перебираться через перевал Кёль на Баран-Кош.

Вид на перевал Ортокара восточный от края языка Кёль.

Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)
Панорама ледника Кёль от подъёма к ночевкам «Черные осыпи» до перевала Кёль, включая седловины перевалов Цаннер верхний и Ортокара восточный.

Перевалы Цаннер верхний и Ортокара восточный с перевала Кёль.

Безенгийская стена с перевала Кёль.

На перевале Кёль, перекусив перевальными шоколадками, начали спускаться к Баран-Кошу навстречу Дых-тау.

Перевал Кёль с востока:
Детский трекинг в Безенги (Путешествия, дети)

Цветы на бескрайних черных осыпях перевала Кёль (спускаться одно удовольствие, а подниматься здесь тяжко):

Заключительные фото на Баран-коше:

Отпуск подходил к концу. Нам осталось добраться по уже знакомому пути до альплагеря, немного отдохнуть и возвращаться домой.

Эльбрус из иллюминатора самолёта

В заключение хочется поблагодарить весь коллектив альплагеря Безенги и лично Алия Хусеевича за внимание, доброту и гостеприимство, за терпение к нашим капризам. Безенги - это удивительное место, где рядом с красивыми, но суровыми горами, живут радушные люди, готовые окружить теплотой и заботой всех гостей, от детей до ветеранов, от опытных профессионалов до рядовых любителей. Спасибо!

P.S.
Немногочисленные рассказы о наших ежегодных путешествиях с детьми можно посмотреть здесь: