Треккинг и каньонинг в Иордании. Wadi Hasa. Самый длинный пешеходный каньон

Пишет galya, 31.01.2017 12:52

Вади Хаса (Wadi Hasa) - самая длинная река в Иордании, и вторая по полноводности, первое место занимает Wadi Mujib. Вади Хаса в древности разделяла 2 разных государстве - Моаб на севере, и Эдом на юге. Она упоминается в Ветхом завете и нанесена на знаменитую карту-мозаику в Мадабе.
Вади Хаса - пешеходный каньон, самая интересная его часть длиной 25 км. Обычно проходится туристами за 2-3 дня. С одной или двумя ночевками. Мы же уже второй раз проскакиваем каньон за 1,5 дня. Можно и за день конечно, только вода и жара сильно выматывают.

Треккинг и каньонинг в Иордании. Wadi Hasa. Самый длинный пешеходный каньон (Горный туризм)

Добираться до вади Хасы лучше от Tafila - узловой город на King's Highway. Проще всего взять такси в сторону Hammamad Afra (горячие источники) в 30-ти км от Tafila. Можно сразу приехать в основное русло Hasa, но я рекомендую (и как мы это все время делаем) подъехать прямо к воротам горячих ванн и оттуда есть небольшая тропка, которая спускается в Wadi Afra. Это небольшой приток вади Хаса, он интересен тем, что там течет совершенно теплая или даже горячая вода. Около 37 градусов.  Истоком этой речки как раз и являются горячие источники. Правда придется заплатить по 5 JD, - это вход в бани, но почему-то они не разрешают в каньон спуститься не заплатив. И спрятаться никак нельзя - спуск на тропу находится прямо в поле зрении у охранников. К нам как всегда подъехала туристическая полиция, опять начали удивляться, что мы не израильтяне и заставили заплатить за вход.
Вообщем, чтобы не платить, нужно попросить водителя высадить за 1 км до входа в бани, там быстренько надеть рюкзаки и незаметно спуститься по тропе. Не думаю, что они побегут за вами по тропе. Хотя может случиться, что туристическая полиция в противном случае будет ждать на выходе из Вади Афры.

Каньон вади Хаса - самый красивый из всех каньонов. Я там 3 раза уже была, но еще бы пошла. Хотя моим попутчикам он показался утомительным, потому что без веревок и слишком длинный. Там настолько разнообразная река, она и широкая и узкая и мелкая, и глубокая с мощными перекатами, с висящими садами, с цветными скалами, с водопадами, со множеством боковых ответвлений. Вообщем, это надо видеть. Но чем ниже спускаешься, тем жарче становится, вода в реке теплая, солнце припекает. Хотя вода все равно спасает.
Воды очень много, и иногда она очень бурная. Но все проходится без проблем.

В Вади Афре. Хорошая возможность помыться в горячей воде, с мылом и мочалкой. Только одна неприятность - сверху с бань поток приносит всякий мусор в виде пластиковых стаканчиков и др баночек. Может присосаться на скорости к попе.

Свежий завал

Основное русло Вади Хаса. Верховья пешеходной части

Надо постоянно переходить вброд

Здесь пасутся козы, много мусора и костровищ

небольшой узкий проход

Бедуин пасет коз

Бурный поток

Ночевка в верховьях пешеходной части вади Хаса. Далеко мы не ушли, так как приехали на начало маршрута уже под вечер, и вади Афра отняла прилично времени

Второй слева - парень из Израиля, русскоговорящий. Было здорово пообщаться на уютной ночевке. Он рассказал интересный факт о пребывании израильтян в Иордании.
Дело в том,  что израильтяне не могут просто так взять и пересечь южную границу в Эйлат-Акаба. Им нужно заплатить пошлину 70 jd с человека и на обратной стороне границы их должен встречать иорданский гид и сопровождать их все пребывание на территории Иордании. То есть просто так нельзя взять и сходить в каньон. На то и существует туристическая полиция, которая проверяет израильтян на наличие гида. Эти ребята заплатили гиду, он довел их до входа в каньон, и должен был встречать на выходе (хотя конечно имеется ввиду что он идет с ними весь каньон, что никому ни гиду, ни тем более ребятам не интересно). Они бы с радостью бы отказались от таких платных навязчивых услуг, но тогда это получается нарушение закона и тюрьма. Наконец, мы поняли, почему полиция так удивлялась, что мы не израильтяне, и не знали что им дальше делать. Ведь у них есть четкий закон - если турист из израиля - ему нужен гид, иначе добро пожаловать в полицейский участок. А так как 99 процентов туристов в каньонах - из израиля, то на счет русских, украинцев и других наций они не получали никаких распоряжений. Забавная ситуация сложилась у них в стране.

Пальмы подступают

В вади Хасе есть много небольших притоков, надо идти по путеводителю, следить за местностью и не лениться заглядывать в них. Это ручей с чистой холодной водой

Постоянно переходишь с берега на  берег

Картина с горами, нарисованная природой

Цветной камень

Ржавые камни

Это знаковое место - называется "Желтая подводная лодка " - скала очень похожа по форме. В этом месте путеводитель рекомендует ночлег

Можно  идти по верху, а можно  - по воде.

Боковой приток с пальмами

Боковой приток с водопадом и камнем-горошиной

Полосатые скалы

Есть места, где поток реально сносит. Сложно удержаться

Ночевка. Остановились немного не доходя розового каньона. Сил и желания идти дальше - не было, хотя светового времени еще хватало

Заключительная часть каньона - розовые скалы

Параллельно с нами идут толпы туристов.  Мы всех обогнали и догнали, наша группа идет быстрее всех.
Вади Хаса - самый популярный каньон у Израильтян

В каньоне довольно людно

Эти сужения каньона смотрятся потрясающе!

А вот и выход. Вода забирается в трубы, и к морю опять ничего не выходит.

Выход из вади Хасы находится в деревне Safi, самый крупный и чуть ли не единственный населенный пункт в долине Араба. Эта долина - как адская сковородка, здесь почти никто не живет. Скорее всего Сафи так разросся из-за полноводности реки Хаса. Здесь, в долине Араба выращивают помидоры, баклажаны и перец, используя для орошения воду из вади.
На выходе из Каньона уже поджидают многочисленные таксисты, которые заламывают какую-то огромную цену за свои услуги, так что 2 км до трассы мы дошли пешком, а там застопили машины до поворота на Tafila(опять в тот же город  и по той же дороге, по которой ехали пару дней назад)

Предыдущие части:
Wadi Karak
Wadi Himara
Wadi Assal

Читаю и понимаю, насколько многого еще не знаю. Не фанат каньонинга, но вот как ни странно, захотелось самому пройтись по иорданским закоулкам.

Сам такой! С годами понимаешь, что жизнь шире, чем нам всегда казалось!

Помотрел фото , включил в планы. В какое время года лучше ехать? Спасибо.

весной - конец марта, апрель - трава зеленая, воды больше. Можно застать цветение в пустыне
Была и осенью - тоже можно. Только все серое и воды меньше.
в январе, феврале - есть опасность наводнений, лучше не ехать. Да и холодно. Хотя наводнения могут и в мае-июне случиться, что смертельно опасно, если находиться в это время в каньоне.
летом - очень жарко, ехать не надо.

Да, точно. В начале марта в Иордании еще конкретно холодно бывает.
Кстати, после купания в Мертвом море энтузиасты как мылись? А то, я помню, мы чесались, пока не добрались до города с хостелом.
Кстати, на довольно глухом на наш взгляд куске пляжа к нашей палатке вышли пограничники и стали требовать, чтобы мы вернулись в отель. Объяснений, что у нас нет отеля, они не понимали.
Дело кончилось тем, что мы сказали ОК, собрали рюкзаки и пошли наверх к трассе. Они, довольные, ушли дальше по берегу. После чего мы заночевали в какой-то скальной нише, не ставя палатку.
На следующее утро вышли на шоссе и стали ловить машину. Первый остановившийся был местный полицейский. Его чуть не хватил кондратий, когда, спросив нас, откуда мы тут с утра взялись, он узнал, что мы ночевали на берегу. Он сказал нам никуда не уходить и уехал. Через 10 минут вернулся с такси и приказал ему отвезти нас на гору Небо, куда нам было надо. И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВЫСАЖИВАТЬ НИГДЕ БОЛЬШЕ! Как я понял, ему грозили серьезные неприятности, если бы всплыло, что мы ночевали на его участке.

Так что ночевать на берегу, видимо, лучше без палатки, чтобы не светиться - граница на замке!:-)
Кстати, на дороге вдоль моря висели здоровенные стенды, что иностранцам здесь находиться НИЗЗЯ. Но ни один патруль из числа проверявших наши документы в транспорте на этой дороге ни разу не выдвинул никаких претензий.

Простите за нескромный вопрос. Как там туристы в этом каньоне ходят в туалет. Какие-то ограничения, правила, рекомендации от администрации есть или нет.

Уже второй человек так аппетитно пишет. А я живу рядом и еще не был. Все, решил - пойду в этом году.

Спасибо! Прочитал с интересом.
Заочно знаком с этим районом. В прошлом году мой хороший друг из Израиля опубликовала заметки о походе и фотографии этого чудесного каньона. Может, будет интересна дополнительная информация.