"Одиссея"
Слушайте все, и не говорите, что вы не слышали!
Если вы уже пришли в себя после минувшего уикенда, но еще не придумали, чем занять себя в ближайшие дни, у меня для вас хорошая идея! Вы обязательно должны увидеть фильм "Одиссея"!
Полная драматизма, безумной любви к океану и страсти история семьи Жака-Ива Кусто более чем заслуживает вашего внимания!
На пресс-конференции в Москве
У Жерома Салля и его команды получился самый масштабный приключенческий проект в современной истории французского кино, главным героем которого стал человек-легенда , выдающийся путешественник и учёный Жак-Ив Кусто.
Первопроходец. Мечтатель. Бунтарь. Его путешествия вдохновили миллионы людей, открыли нам «второй космос»: тайны безбрежных и бездонных океанов, тайны, которые до капитана Кусто неприкосновенно хранились под толщей воды.
Подобно древнегреческому воину и страннику, пленённому прекрасной нимфой Калипсо, главный герой картины долгие годы странствует на одноимённом корабле, одержимый мечтой — исследовать глубины Мирового океана и делиться своими открытиями с человечеством.
Жером Салль, режиссёр фильма «Одиссея»: «Мне хотелось показать этого человека таким, каким я его воспринимаю, основываясь на своих исследованиях (а я читал много документов, связанных с ним) и встречах: я встречался с членами его семьи, с бывшими членами его команды, с матросами «Калипсо». И я просто хотел создать объективный портрет этого незаурядного человека».
Неутомимый новатор, Кусто изобретает первый безопасный и эффективный аппарат для свободного дыхания под водой – аквалангом. Исследователь переоборудует военный минный тральщик под корабль для своих научных экспедиций, нарекает его «Калипсо» и, набрав экипаж единомышленников, отправляется в путь. Пересекая моря и океаны, испытывая и внедряя уникальное оборудование для подводных съёмок, Кусто создаёт свою «Подводную Одиссею». Эти фильмы принесут команде Кусто три «Оскара» и «Золотую пальмовую ветвь» Канн, но лишь любовь укажет ему маршрут главного приключения всей его жизни.
Документальные фильмы команды Кусто, которые в те годы зрители воспринимали больше как фантастические, дали человечеству возможность увидеть жизнь под водой собственными глазами. 60 лет назад, в 1956 году, картина «В мире безмолвия» получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. И на протяжении 48 лет — вплоть до победы фильма «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура — оставалась единственной неигровой лентой, завоевавшей главную награду Канн.
За эту же работу Жак-Ив Кусто получил вскоре и «Оскара». И это не единственная награда Американской киноакадемии в его коллекции: в 1960-м и 1965-м годах он удостоился золотых статуэток за фильмы «История золотой рыбки» и «Одиссея Жака Кусто: Мир без солнца».
Ламбер Вильсон на встрече с журналистами в Москве
Ламбер Вильсон, исполнитель роли капитана Кусто: «Это большая ответственность для актера. С мной такое уже во второй раз, потому что во Франции я снимался в роли исключительно популярного персонажа – аббата Пьера. Кстати, эти два человека – Жак-Ив Кусто и аббат Пьер – всегда возглавляли список пятидесяти французов, наиболее популярных в стране. Речь идет об ответственности перед публикой, которую нельзя разочаровать. Это также моральная ответственность перед семьей: у персонажа есть дети, наследники, может быть, есть его вдова. Это все очень конкретные вещи, здесь нельзя халтурить. С другой стороны, это достаточно легко, потому что документальный материал огромен, и ты можешь черпать вдоволь из этого «иконографического» кладезя. Тем более, когда речь идет о персонажах ХХ века, которые широко использовали масс-медиа.
В нашем распоряжении огромный материал, потому что о Кусто снято гигантское количество фильмов, мы их смотрим. Таким образом, у актера всегда должна быть точная модель, и в данном случае мы имеем такую доступную модель… Но в то же время не нужно слишком бояться разочаровать публику, которая испытывает огромное восхищение перед этим персонажем. Я – не имитатор, это не мое ремесло. Я должен был синтезировать всю эту информацию и представить ее как ощущение, как «вибрацию» персонажа. Речь шла не о том, чтобы в точности копировать его голос или добиться абсолютного внешнего сходства с ним. Нужно было передать его ритмы, его эмоциональный мир, его образ мышления.
Я сказал себе: я смогу. Я сразу представил себе его силуэт и сказал себе: да, у меня получится. Да, мне надо будет похудеть, научиться нырять, но я знаю: это возможно. У актера это сразу срабатывает: он думает: я смогу, я найду в себе эти зацепки. Потом я подумал: какая это хорошая идея – снять фильм про Кусто! Я представил себе, что он будет прекрасным киногероем – этот человек с захватывающей биографией искателя приключений, несущий глубоко в себе боль утраты, причиненной смертью сына. Человек, познавший сложные любовные перипетии. Вообще-то я мало что знаю про его личную жизнь, но я подумал: он прожил такую долгую жизнь, что в ней наверняка были интересные моменты, о которых стоит рассказать».
Жак-Ив Кусто отправляется во всё новые экспедиции и становится автором более чем 120 картин о жизни на «голубом континенте». Он предложил аудитории принципиально новый формат документального кино, который до сих пор используют познавательные телеканалы по всему миру.
Но любое «дело жизни» требует серьёзных жертв. О том, на какие жертвы шёл Кусто, мы узнаем из фильма.
Верную жену капитана Кусто сыграла Одри Тоту — актриса, любимая российским зрителем ещё со времён «Амели». Одри Тоту о своей роли в приключенческой картине «Одиссея»: «Я решила сняться в этом фильме прежде всего потому, что в нём есть приключения, путешествия, корабль, «Калипсо»… И я узнала о женщине, о которой раньше даже не слышала, и вообще, мало кто о ней знал, потому что Симона Кусто предпочитала оставаться в тени, избегая света софитов… Но я убедилась (а теперь в этом убедится и широкая публика), что без неё не было бы и самой Одиссеи Кусто. Она в большой степени способствовала успеху капитана. Я считаю, эта женщина изменила установленный порядок вещей. В то время она могла жить совсем по-другому, по уже написанному для неё заранее сценарию, но она от этого отказалась. У неё была душа искательницы приключений. И мне нравится в ней именно её нонконформизм, любовь к приключениям, желание ездить в экспедиции и совершать открытия.
Я думаю, что Симона прежде всего была очень сильно привязана к своему кораблю! Больше всего она любила – и она сама пишет об этом – это корабль. Он был ее жизнью, никто не знал его так хорошо, как она. Я думаю, она, разумеется, любила своих сыновей, как любая мать. Но она действительно большую часть времени проводила с «человечками», как она называла членов экипажа, а они ее звали «пастушкой». И это было правдой, потому что она всегда помогала этим ребятам, этим парням. Она всегда была рядом, когда нужно было уладить ссору, выслушать кого-то… Как мне рассказывали, она была очень справедливой, твердой и прямой женщиной. Все члены экипажа ее очень любили и восхищались ей. И я думаю, что морячка в ней взяла верх над мамой. Впрочем, это мое сугубо личное суждение, и настаивать на его справедливости я не могу».
Сценарий картины написали режиссёр Жером Салль и его соавтор Лоран Тюрне. Сюжет основан на книгах старшего сына капитана Кусто — Жан-Мишеля — и его ближайшего друга, соратника и бессменного члена команды «Калипсо» — Альбера Фалько. Жан-Мишель в своей книге «Мой отец, капитан: моя жизнь с Жаком Кусто» рассказывает правдивую историю Одиссеи учёного и путешественника.
Пьер Нинэ исполнил в картине «Одиссея» роль младшего сына Жак-Ива Кусто — Филиппа.
Пьер об образе капитана Кусто и о своём персонаже: «Да, думаю, все восхищаются им, но во Франции, как мне кажется, существует идея о том, что есть полубоги и есть полумерзавцы! Я думаю, что образ, созданный Жеромом Саллем, интересен, потому что это глубокий образ. Он представляет этого человека со всеми его недостатками. Я бы не стал сниматься в этой картине, если бы видел, что режиссёр создал идеальный образ капитана, некую «статую», исполненную совершенства. Таким же настоящим является и мой персонаж — младший сын Кусто Филипп. Будучи не менее страстным исследователем и путешественником, он остался в тени ослепительного образа своего всемирно известного отца. Но именно Филипп сыграл важную роль в жизни Кусто-старшего и убедил его задуматься о проблемах окружающего нас мира. Он привнёс в жизнь капитана главную идею, которую Кусто будет защищать до конца своих дней: мы должны изменить своё поведение ради спасения планеты. Бунтарство младшего сына и его влияние на отца мне показалось очень интересным. Я хотел сделать свой персонаж максимально выразительным».
В известном «эпизоде с акулами» Пьер Нинэ снимался сам, без дублёра: «Сначала было страшно. Я настоял в разговоре с продюсерами, чтобы сняться в этом эпизоде самому, потому что была идея использовать дублера. К тому же акулы привлекали меня с детства: меня всегда тянуло к этим животным. Я не хотел пускать такой уникальный шанс погрузиться для этого в море с лучшими ныряльщиками. И потом, я хотел сделать более выпуклым свой персонаж, который всегда шел навстречу опасности, потому что Филипп обожал акул. Так что нужно было сделать то ради правды жизни. Все согласились, продюсеры согласились, режиссер фильма Жером Салль, само собой, согласился, потому что он хотел, чтобы как можно больше всего было как на самом деле. Пришел Жером, и мы ныряли вместе с акулами. Это был незабываемый опыт!»
«Если вы не посетили Кейптаун, значит, вы прожили жизнь зря». Эта цитата легендарного
путешественника становится эпиграфом для большинства статей об этом далёком городе.
Южная Африка — одна из многочисленных и одна из самых интересных точек на карте мира, где побывали создатели фильма. Помимо африканского побережья Атлантики, съёмочная группа Жерома Салля работала на родине учёного во Франции, на островах в Средиземном море близ Хорватии, в самом населённом городе Южного полушария Сан-Паулу и, конечно, в Антарктиде.
«Одиссея» стала первой художественной картиной в истории кинематографа, эпизоды которой были сняты на «льдинном континенте». Именно там, на фоне поражающей воображение величественной природы, кинематографисты воссоздали эмоциональную картину чрезвычайно важной для отношений капитана Кусто и его младшего сына Филиппа экспедиции.
Жером Салль: «Думаю, самым большим вызовом для нас – и это вполне в духе Кусто с его
страстью первооткрывателя – было отправиться снимать фильм в Антарктику. До нас никто никогда не снимал там кино. Да, никто и никогда, это точно! Условия были тяжёлыми. Мы попали там в очень жестокую бурю. Так что, я думаю, что самым большим приключением и самым серьёзным риском было именно это. И если бы мы туда не отправились, мы бы не сняли необходимые кадры. Во время той бури мы очень сильно рисковали.
Все, что я снял, снято «по-настоящему». Я вообще хотел снимать как можно больше на природе, потому что и фильм, по сути дела, про природу. Поэтому для меня было очень важно «схватить» эту природу. Но есть две вещи, которые я не мог снять таким образом. Одна из них носит символический характер по отношению к сюжету картины – это французский берег Средиземного моря в послевоенное время, то есть в конце 1940-х годов. В фильме есть сцена, где Кусто погружается там в воду вместе со своими детьми. Так вот, этого разноцветного, богатого фона больше нет. И соответствующие эпизоды, которые показаны в начале фильма, большей частью пришлось воссоздавать на компьютере. И самое печальное здесь то, что этот мир мы утратили навсегда…»
Ламбер Вильсон: «Больше всего мне запомнилось путешествие в Антарктику, в которой я оказался вместе с актёрами, со своим «сыном» [по фильму] Пьером Нинэ. Мы провели на льду несколько часов, съёмки велись с беспилотного летательного аппарата. Когда актёру выпадает шанс побывать в таком потрясающе красивом месте, это дорогого стоит! Хотелось ущипнуть себя, чтобы убедиться, что ты видишь всё это наяву! Это был первый фильм, снятый на морском льду, и вообще первый игровой фильм, который снимался в Антарктике».
Одри Тоту: «Если говорить о самом сильном впечатлении за всё время съёмок, то это, конечно, путешествие в Антарктику. Я всегда об этом мечтала, и то, что съёмки фильма проходили там, было для меня настоящим подарком. Это незабываемое ощущение – побывать на краю света, увидеть это великолепие, которое и описать невозможно! К тому же мы шли по следам «Калипсо», который проделал такое же путешествие сорок лет тому назад и попал в такую же бурю, в какую попали мы на том же самом месте! И там был тот же самый пейзаж!».
Пьер Нинэ: «Это первый фильм, который снимался в Антарктике, и, надо сказать, что путешествие в эти места — настоящее испытание. Мы там попали в бурю, причём на том самом месте, где в своё время попал в бурю Кусто: об этом он рассказывает в фильме «Путешествие на край света». Нас настиг сильнейший шторм: скорость ветра превышала 170 км в час. Мы лавировали между айсбергами более 17 часов. Это был очень нелегкий момент, но это сплотило команду: когда стихия утихла, мы включили музыку и танцевали на палубе среди айсбергов, и это было невероятным завершением наших приключений».
Фильм вышел на российские экраны при поддержке телеканала «Моя Планета» и дистрибуционной компании MVK.
53
Комментарии:
Aibolit, 08.12.2016 06:50
Лучше гор может быть только море. Елена, спасибо, Я отправил Вам поздравления с Юбилеем risk.ru в личку, удачи Вам.
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий