Снег и Ветер (выбери любое)
Совмещаются ли кайтинг и горы, совмещаются ли относительно простые путешествия и первозданная красота до которой не так просто добраться, совмещаются ли скорость и большие пройденные расстояния с большим количеством вещей и еды обеспечивающих комфорт и уют.
В общем, как это свойственно обычному человеку, мы хотели получить всего и побольше, да еще и за короткий срок…
А еще мы заявили это путешествие официально в МКК со всеми вытекающими..
Я немного изменю порядок повествования. Вначале будет фотоотчет и немного о целях, а все цифры будут там куда никто не дочитает.
Общая идея путешествия, стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна.
У нас нет информации о Кайт путешествияхф, по горной местности это накладывает определенные трудности в планировании и тактике. Именно этот вопрос нас и интересовал. Как спланировать и что из этого получится? Было понятно, лишь, что расстояния, которые люди проходят на кайтах в походах за день, можно смело делить на два из-за сложности рельефа и связанных с ним ветровых условий.
Таким образом оформились исследовательские цели данного путешествия:
• Как рассчитать ходовое время и расстояние с учетом рельефа и погоды (какой запас нужен при планировании?)
• Как будут меняться преобладающие ветра в долинах. Возможно ли проехать все это время используя силу ветра или придется идти на своих двоих или же часто менять снаряжение из-за частых изменений ветра на рельефе?
• Эффективней ли будет такое передвижение по сравнению с классическим лыжным походом?
• Какова предельная численность и скорость команды?
Было принято решение зарегистрировать маршрут в МКК для того чтобы:
- Обратить внимание людей, занимающихся кайтингом и, только присматривающихся к возможностям которые это занятие открывает, на обеспечение безопасности своих мероприятий, а также повышение сознательности своих действий.
- Показать что походы возможно заявлять через официальные организации по спортивному туризмом, что опять же вынуждает более серьёзно подойти к вопросам снаряжения и медицины а также дает возможность официально регистрироваться в местных органах МЧС.
Ну а также нельзя забывать про цели просто хорошо отдохнуть, покататься на кайте и насладиться великолепными видами гор. Только тут где встречаются просторы тундры и горы Урала возможно было сделать то что мы планировали
Характеристика региона.
Зимний Полярный Урал имеет несколько особенностей, которые трудно встретить вместе в других местах:
• Хорошая доступность. Маршрут можно начать или закончить прямо на одной из станций железной дороги Москва-Лабытнанги (с ответвлением на Воркуту). Время в пути от Москвы до этих пунктов - двое суток или меньше.
• Разнообразие рельефа, насыщенность района техническими препятствиями. На Полярном Урале есть все, от бескрайней ровной тундры до перевалов.
• Очень суровый климат. В районе практически отсутствует лес, поэтому зимой он представляет собой, по сути, снежную пустыню.
• Кроме того, есть и эмоциональный фактор. Полярному Уралу свойственно нечто, что можно выразить словами суровое очарование. Бесконечная равнина тундры, где редкие деревца можно встретить лишь в отдельных ложбинах; высокие, иногда остроконечные вершины; вертикальные стены каров высотой до нескольких сотен метров; гладкие, отполированные ветром, словно инопланетные холмы; полное безлюдье - все это создает особое ощущение спокойного величия окружающего мира, куда хочется вернуться, несмотря на все трудности походов в этом районе.
Теплая погода с наибольшим количеством ветреных дней устанавливается здесь с конца марта. Снег тает в конце апреля (обычно).
Описание прохождения группой маршрута.
(далее повествование от лица нашего фотографа, Андрея Кузина, с небольшой редакцией. Отчет немного наивен, и отражает больше фановую часть маршрута, но это я считаю, как раз в нем и прекрасно.)
В этом году мы снова решили перейти из Европы в Азию на кайтах через Полярный Урал. Маршрут выбрали немного отличающийся от прошлогоднего. Изначально хотели пройти от Воркуты через перевал Эсто-то в долину Б. Пайпудыни, далее по долине Лонготьегана на Ямальскую сторону, ну а оттуда в Лабытнанги. Проще говоря мы хотели доехать на лыжах по снегу при помощи небольшого парашюта и ветра из одного города в другой через Уральский хребет.
И вот в середине апреля мы полные отваги, не смотря на крайне теплую весну, садимся в поезд до Воркуты. В этом году наша команда несколько сменила состав. Помимо меня (Андрей Кузин) и Тёмы «Mawerick‘а» к нам присоединяются мой друг и напарник по команде Freegliding Bastards Питэ Иванов а также наш старый питерский кайт-товарищ Андрюха Атаманов.
По приезду в Воркуту нас великодушно встретил на вокзале Виктор Богино (человек огромного радушия и энтузиазма, ему не безразлична судьба своего города и он всячески готов ввязываться в любые авантюры сам и продвигать любые идей, чтобы отвлечь и заинтересовать молодежь). Он посадил нас в свою Буханку. Едем в регистрироваться в МЧС.
Но вскоре мы покидаем Воркуту и выгружаемся из буханки в голой тундре за городом.
Виктор настоятельно рекомендует переночевать у него в балке (жилом вагочике) стоящим на плато Энганепе. До него по прямой от места старта 30 км. Это не совсем по пути, но и крюк небольшой, поэтому решаем воспользоваться предложением Виктора и попробовать дойти до балка. Сейчас начало шестого вечера, у нас есть 2-3 часа до полной темноты, за это время должны успеть преодолеть 30 км тундры, ветер к тому же попутный. Упаковали сани, Андрею его рамные еще пришлось и собрать. Разложили большие кайты и двинули на восток. Дует метров 6. Едется нормально, хоть и по кустам местами.
Первая разведка боем показала что движение возможно, но требует особого внимания и лавировки между кустами, это немного замедляет наш темп, но мы хотя бы едем.
Проехав полпути уперлись в реку Усу. Она внизу на фото и не замерзла. Слева воркутинский водозабор, от его плотины идет открытая вода. Спускаемся к реке уходя правее, там каньон, там не пройти. Спустившись еще ниже по течению находим проход между каньоном и открытой водой, переправляемся по очереди на другой берег. Следующая преграда - ручей в овраге заросший деревьями. Иду первый, нахожу проход. Беспроблемно проезжаю ручей на Ионе-13 на 50м стропах. За мной идет Питэ на Хроно 15. Хроно складывается в самом интересном месте. Мне даже показалось, что на деревья, но нам повезло, кайт упал на снег. Тем временем смеркается. Пока Питэ расправлял кайт, Андрюха с Тёмой беспроблемно переезжают овраг. Минут через 10 и Петр готов стартовать. Темнеет, но мы решаем ехать пока хоть что-то видно.
Подрезаем снегоходные следы, идущие прям по курсу на балок. Становимся на след, так надежнее. Теперь с одной стороны у нас есть четкий ориентир для движения, а с другой, даже не знаю, как объяснить сложившуюся ситуацию, яхтсмены меня поймут, попробуйте двигаться по сложному извилистому фарватеру шириной всего лишь в 2 раза больше ширины яхты, вот это мы и испытывали. В общем это что-то новое для нас, хотя ехали то мы как раз за просторами.
Вскоре снег пропадает везде, кроме узкой дорожки утрамбованной снегоходом. Да нам просто повезло. Ехать в сумерках на кайтах по дорожке шириной 60см, это просто праздник какой-то:)). Сбиваемся в плотную группу, это немного замедляет наше передвижение, т.к. уже нет возможности маневра еще и вперед-назад, но зато повышает безопасность. И вот долго ли коротко, но уже в темноте мы выскакиваем на плато прямиком к балку. Быстро приведя балок по инструкциям Виктора в рабочее состояние, мы наварили пельменей, уничтожив остатки пива и отдыхаем с походным кальяном.
На рассвете я вышел на улицу оглядеться, слева вдалеке внизу вчерашние кусты.
Наше жилище выглядело вполне пристойно:)
Вид на плато Энганепе. Красиво, но совсем безветренно.
На следующий день ветра почти не было. Нам удалось отъехать пару километров от балка, но дальше началось неэффективное елозенье на одном месте, мы ждали ветра, в надежде запускали кайты и отдирали потом их из кустов. Движение без саней по ровной площадке было возможно, но как только пристегивали сани...
Так наступил вечер, и мы решили еще одну ночь провести в уютном балке. Итог дня, потерян первый день запаса, что дополнительно к сложной ситуации со снегом заставляет задуматься о прохождении маршрута за столь короткое время.
Следующее утро встретило нас свежим ветерком, и мы стали собираться на маршрут. Собравшись, выходим в тундру. Направляемся на слияние реки Ния-ю и Усы, так проложен наш виртуальный маршрут по космоснимкам. Подойдя к Усе, спускаемся на лед. Нас окружают гигантские снежные наддувы и оголенные серые скалы, торчащие из берегов. На слиянии рек две промоины с бурной водой. Ехать по реке в каньонах казалось бы удобно, но при таком течении и сложном русле состояние льда может меняться резко и не в нашу пользу. Выходим в тундру на вездеходную дорогу к перевалу. Движемся по снегоходным следам и колеям от вездеходов. Вчерашняя ситуация с фарватером повторяется. Теперь то мы уже умеем это делать. Но тут ситуация усложняется. Снега становится все меньше и наш фарватер сокращается местами до ширины саней. Снегоходный след подозрительно уходит в сторону. Идем по вездеходным колеям, да да, теперь ширина полоски, по которой нужно ехать это несчастные 30 см. Дорога упирается в реку, на реке лед и бараньи лбы по берегам, на кайте не пройти, ищем пути объезда. а ветер тем временем усилился, да так, что приподнимает на разворотах. надо лавироваться против ветра немного назад по кустам, чтоб миновав камни, выйти на чистый лед и пересечь реку. Через минут 20 справляемся с рекой. Далее вновь выходим на дорогу, где остался снег или лед в колеях. На одном из пригорков снег переходит в песок и ехать на кайте становится не возможно. Разворачиваемся и ищем северный склоны сопок, где остался снег. Так, с боем и пробираемся к Уральскому хребту.
Один из снежных склонов сопок, снега на фото по меркам этого года, немеряно.
Вскоре ехать по тундре стало невозможно совсем из-за отсутствия снега, да и ветер постепенно выключили.
Картина простирается далеко вперед и совсем нас не радует.
В 100 метрах река Ния-Ю. Спускаемся к реке, чтобы найти немного снега, и на островке, ставим лагерь.
Снежная пила в действии.
Лагерь кайтеров в русле Ния-Ю посреди растаявшей тундры.
Суровая красота севера. (Фото утра предыдущего дня).
На следующее утро идем смотреть местную достопримечательность каньон Ния-Ю, благо он оказался в нескольких сотнях метрах от нашей ночевки.
Полярный квартет.
Двигаться дальше по маршруту планируем по льду реки. Каньоны позади русло расширилось и выровнялось, теперь лед относительно безопасен.
Через несколько километров по ходу движения количество снега вокруг возросло, и мы выбрались из узкого русла реки на заснеженные поля.
Между плато Энганепе и Уральским хребтом. Вот настоящие просторы где много снега и ветра — вот где можно развернуться и гнать до горизонта, но нам не туда.
Остановились на перекус у северо-восточной оконечности Энганепе.
Впереди открывается вид на Уральский хребет. Нам надо уйти левее к перевалу. До него 30км. Ветер попутный, должны дойти быстро.
На подъезде к перевалу Эсто-то.
Под перевалом на замерзшем озере ветер неистово вдувал с горы, хотя по всем данным эта гора должна была закрывать преобладающий ветер. Мы же стремившись под ее защиту получили как раз усиление ветра до 11 с порывами до 15 м/с. Что же будет на перевале? Срочно остановились и поменяли кайты на штормовые. В нашей группе это были крылья 5-7 м.кв.
Привал совместили с заменой кайтов.
Проходим еще пару километров и подходим к перевалу, ветер после смены кайтов стал стихать, и вот нам уже его не хватает. Начинаем менять обратно на большие, но не спешим этого делать, т.к. есть предчувствие что его совсем выключают. Через 20 мин все наши опасения подтвердились. То есть за время чуть больше часа ветер стих с 11(15) м/с до 3х. дааа, это Полярный Урал.
Эх, мечта заехать на кайте на перевал и ощутить то чувство, когда сила ветра легко и непринужденно затаскивает тебя на перевал, вместо героического подъема тяжестей так и осталась мечтой. Что-то сложностей становится все больше.
В узком кулуаре перевала ветер отсутствует, как класс, приходится вспоминать свое туристическое докайтовое прошлое, впрягаться в сани и пилить вверх, ситуация немного осложняется тем, что у кайтера все снаряжение в санях, так гораздо комфортнее ехать, но когда начинается пешка…
Артем всем своим видом показывает, что нам туда. (пер. Эсто-то)
Пеший подъем на Эсто-то. Медленно, но верно мы затаскивали себя и сани со скарбом на перевал.
На перевале Эсто-то. Вид на Азию.
Стали спускаться с перевала в долину Б.Пайпудыни. Кто пешком, кто на лыжах. Уже темнеет. Спустились метров на 400. Понимаю, что пора ставить лагерь. Парни предлагают искать некое укрытие для лагеря. Пошли траверсом к ближайшей горе. Тем временем чувствую, что силы покидают меня. Я с утра отказался от завтрака, и съел за весь день только пару батончиков и орехи. Идти еще пару сотен метров по снегу совсем не хочется. Парни ушли вперед, а я их проклял и лег на сани. Пролежал сколько то минут, понял, что скоро так засну и замерзну, а меня никто не спасет. Добредя до лагеря (100 метров - прим. Рук. :) откопал последнее пиво в дебрях саней и улегся в палатку его поглощать. Потом поел горячего, и совсем полегчало, готов был бодрствовать. Однако все мои друзья уже давно спали.
Проснувшись с утра, удивились, что тент палатки сильно хлопает, да и снегу между тентом и внутрянкой намело. Вылезли наружу, а там пурга и дует пятнашку.
Залезли обратно в палатку. Там, как дома. на термометре +29С под потолком. Солнце печет апрельское. Пурга и солнце, день чудесный Пережидаем пургу, раскочегарили кальян. (Прим. Не повторяйте это дома Мы за здоровый образ жизни – рук.)
Пурга поутихла, вылезли собираться.
Ветер стихал. Пока собрались ветер кончился почти весь. Мы смогли отъехать на один километр от лагеря, и на этом все. Небо затянуло, пошел снег вертикально вниз. Решили просто поставить лагерь и поупражняться со снежной пилой.
Примерно за час построили микроиглу. На следующее утро Петр пытается показать, что он туда влез.
Второй день запаса исчерпан нужно принимать решение. В долине реки Б. Пойпудына снег есть, но, то что мы видели до гор, и информация от местных, что на западной стороне снега меньше заставляет сильно задуматься. Мнения разделяются. Но рисковать временем не можем. К тому же прогноз, полученный по спутниковому телефону из Москвы от поддерживающего нас метеоролога Алексея Лалекса совсем нестабилен. Вместо преодоления еще 150 км неизведанности до Лабытнанги, мы решили идти по запасному варианту долине реки Большой Пайпудины к ж/д станции "110 км", что давало шансы уложиться в отведенную на поход неделю.
Утро нового дня встретило нас свежим ветром, и мы наскоро засобирались. Стартовав от места ночевки на штормовых кайтах, мы спустились в русло Пайпудыни, откуда наш путь лежал строго против ветра. Ветер внизу подстих, на эффективную зарезку уже не хватало. Сменили кайты на большие. Прошли против ветра несколько километров, после чего ветер выключили, и включили жару под палящим апрельским солнцем. Самое время переходить на скитур. Вот тут то мы и начали задумываться об обратной стороне того комфорта что мы везли в санях.
Где-то в самом центре Полярного Урала. Мы жарились на солнце и ждали ветра.
Издалека доносился еле различимый лай собаки, чуть позже послышался звук снегохода. По другой стороне широкой долины двигался караван оленеводов. Они переходили с одной стоянки на другую. Они здесь дома, это мы, как только выключили ветер стали практически беспомощными в тающей апрельской тундре.
В итоге мы втроем пошли пешком, Артем продолжает елозить на кайте. Двигался ли он быстрее нас? Нет. Сколько он сжёг калорий намахивая кайтом, а сколько мы, волоча 30 кг сани, так же неизвестно. Но рано или поздно мы его обогнали.
Выйдя на след каравана оленеводов мы пошли по утоптанной оленями тропе. Это сильно быстрее, чем по целине. Перешли по следам Пайпудыню и остановились на водопой увидев открытую воду.
После пяти дней питья топленого снега (несмотря на то, что постоянно пьем неплохие изотоники) очень хочется попить свежей водички.
Так мы и двигались по оленьей тропе, которая стала забирать на склон.Вид назад на долину Большой Пайпудыни.
Силы были подрастрачены, и с первыми признаками сумерек мы стали ставить палатку. Лагерь бурлаков на оленьей тропе.
Ветер так и не появился, зато температура упала до минусовых значений
С утра мимо палатки проехал снегоход разбудив нас. Мы решили, что стоим на оленеводческой тропе ведущей вероятно всего к станции Сейда. Вылезли из палатки. Ветра нет. 3й день нет ветра! Опять пешка с санями. Пока собирались вроде раздуло. Разложили крылья, запустились, не теряем надежду, хотя по прогнозам из Москвы ее нет. Отъехали на километр от места ночевки, и ветер опять закончился. Складываем кайты, идем пешком. Решили перейти на другую сторону реки, так как там по карте проходит дорога на станцию "110 км". Пешком идти невозможно, проваливаешься по-колено, а то и по-пояс. Все идут на камусах, у меня их нет. Я подвязал веревки под лыжи. Идти так можно, но крайне неудобно. Еще же сани сзади. Преодолев километр кустов и несколько рукавов реки вышли на другой берег на дорогу. По ней недавно прошел снегоход, что нам сильно облегчило жизнь. По следам можно было идти без лыж почти не проваливаясь. Я тут же снял лыжи, да и ботинки лыжные тоже снял. Надел легчайшие сапоги из ЭВА и пошел пешком. Андрей Атаманов тоже снял лыжи, а Петр с Артемом продолжали скитурить. Нам предстояло преодолеть 18 километров снегоходного следа. Шли мы быстро, и чтоб не выбиться из сил раз в час делали привал, где отпивались изотоником и отъедались карпаччо.
На одном из привалов на пайпудынской дороге.
Вот и знакомые по прошлому году места, мы раскатывали эти долины вдоль и поперек и тут знакомо каждое деревце, виден поселок и железка. Мы с Петром шли чуть впереди, и я предложил разложить кайты, коль дуть стало. Разложились, я стартанул, и чуть отъехал вперед от места старта, там тянуло еще лучше. Я этому очень обрадовался, подзатянул даже триммер и стал ждать пока появится красный Хроно в небе. Но он все не появлялся и не появлялся. В рацию Петр сообщил, что ветер у него чуть подстих, и он не может запуститься.
И это всего в паре сотен метров от меня. И по рельефу вокруг никто такого не смог бы и предположить. Ещё одна удивительная особенность горного ветра. Не дожидаясь провала у себя, я сказал, что двину к железке искать ночлег пока дует, и опустил кайт из зенита в центр окна. Доехал не без приключений. Пытаюсь связаться по рации с остальными участниками экспедиции, которые по каким-то причинам еще сюда не добрались. В обрывках слов доносится, что у них не особо дует, и они идут пешком. Странно, у железки дует метров 10. В этот момент приезжает последний сегодняшний поезд идущий в цивилизацию, это значит, что мы ночуем на 110м.
Станция 110й км.
Пока парни подходят к станции, иду искать жилье по заброшенному поселку геологов. Найдя в глубине поселка живых и невредимых, как это ни странно, геологов, я выяснил, что переночевать нам в общем то негде, кроме как в инструментальной мастерской у Константиныча, бессменного работника ст.110 км. Вторая же перспектива - спать в холодном гараже в вездеходе, ну и третьим вариантом остается наша любимая палатка. Дожидаюсь парней на окраине поселка, и мы идем к Константинычу проситься на ночлег. После недолгих переговоров нам была отдана теплая "Инструменталка", только корыто с салярой было велено снять с буржуйки и переставить в сени...)))
Ночевка в "Инструменталке" Константиныча.
Вид с утра на наши хоромы. Когда я делал это фото, сзади подошел Константиныч и спросил: - Ну как, перебичевали?:)
Наша спортивная часть закончилась, куда либо добраться за полдня мы не успеваем, да и время пролетело слишком быстро. Чтоб скоротать время в ожидании поезда, мы пошли гулять по заброшенному поселку геологов.
Внутри брошенных зданий.
Тем временем в поселке продолжалась жизнь. По улицам ездил привычный для здешних мест транспорт.
Кирпичная стена продолжала сражаться с западными ветрами.
Подошедший бичевоз комфортабельный и теплый поезд Лабытнанги-Воркута доставил нас в Сейду, где мы стали ожидать Воркутинского поезда до Москвы.
Билеты к сожалению были только в сидячий вагон, и следующие 40 часов мы коротали в электричке Воркута-Москва. Ездить в сидячих поездах на дальняк, это особый экспириенс, и я знаю даже некоторых людей постоянно его практикующий. Первое время, пока поезд шел по Коми, где много вахтовых поселков, люди менялись с завидным постоянством. За ночь почти все лица в вагоне несколько раз поменялись. Народ садился на платформах, где нет касс, соответственно рассадка по местам не могла быть выполнена корректно, люди просто занимали свободные кресла. Мы же в этой суете заняли крайние места с обоих концов вагона, где можно было хоть как то вытянуть ноги.
Лучшие места в сидячем вагоне
Более полный отчет вы может почитать в ЖЖ у Андея Кузина по этому адресу, а далее будут рассуждения на эту тему...
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута и безопасности. Да и вообще по таком у отдыху.
Итак мы совместили несовместимое. Прошли интересный маршрут из Европы в Азию через горы используя преимущественно силу ветра. Очень интересно было почувствовать на себе изменчивость и неповторимость Уральских ветров. А также получили массу впечатлений.
Наша группа имела большой опыт в кайт походах, у участников был примерно равный уровень подготовки, и мы неоднократно путешествовали вместе. Это позволило пройти довольно сложную местность с протяженными бесснежными участками, изобилующую сложными руслами рек и оврагов быстро на сколько позволила погода, а главное безопасно.
Мы еще больше набрались опыта понимания ветров и их изменений на сложном рельефе, а также значительно повысили свой уровень катания.
Да и отдохнули мы хорошо несмотря ни на что :)
Потенциально опасные участки, препятствия, явления на маршруте.
Небольшое отступление.
Нередко приходилось слышать о прохождении маршрута Череповец - Рыбинск без снаряжения для ночевки и с аптечной состоящей из бинта и зеленки. Да этот маршрут можно пройти 1м днем, но редко кто задумывается о том, что будет если на середине пути изменится погода или случится что-то еще, а группа в 80 км до ближайшего населённых пункта. Понятно, что никто не застрахован от случайностей, но сделать определённые действия чтобы повысить выживаемость все-же стоит.
Пурга.
Пурга на Полярном Урале вещь неизбежная, ее может не быть и неделю, а может продолжаться 2-3 дня. В среднем на каждые 4-5 дней похода надо закладывать один день пурги.
Лавины.
Снега было достаточно мало. Лавинная опасность на пройденном маршруте была минимальная. При большем количестве снега она может возрасти.
Реки
В конце марта - начале апреля все реки и ручьи еще подо льдом. На всем маршруте мы видели несколько промоин именно от течения в сложном русле, вид этих промоин пугает и завораживает, течение в них сильное настолько что вода бурлит. В случае более позднего окончания маршрута и ранней весны реки могут вскрыться, и будут проблемы с их переходом.
Скорость.
Из-за большой скорости необходимо оперативно контролировать все опасные места и обходить их, также велика вероятность растеряться на маршруте буквально за пару минут. У нас был кто-то всегда ведущим, он контролировал маршрут и периодически посматривал назад. У нас была схоженная группа поэтому все двигались довольно плотно, также 2й и 3й контролировал сзади идущего, но также была договоренность, что если кто-то останавливается или хотя бы 1 человек теряется из виду, все включают рации.
Недостаточная видимость.
Растеряться в кайт походе, как уже говорилось дело 2х минут. Мы двигались довольно плотной группой, и контролировали друг друга визуально, также у каждого были рации. При этом существовала и еще один сценарий при потеряшках и невозможности связаться по рации. У каждого участника в персональном GPS была карта с проставленными по всему маршруту (не далее 2х км) пронумерованными точками и договорённость о встречи на следующей по ходу точке. Эти точки все равно нужны были при планировании детального маршрута по Гугл снимкам, необходимо было просто увеличить их частоту.
Выводы.
Большинство потенциально опасных участков и явлений можно обойти или избежать при правильной тактической и технической подготовке группы.
Полезная информация. (если кто-то будет ссылаться при регистрации подобных мероприятий в МКК)
Маршрутная книжка № 2П
Руководитель группы Седов Артем Сергеевич
1. Справочные сведения (Паспорт путешествия)
Время проведения 10.04.2016 - 16.04.2016
Маршрут (заявленный) г. Воркута – р. Б.Уса – р. Нияю – р. Естовис – пер. Естото (н/к) – р. Б. Пойпудына - р. Лонготьеган – г. Лабытнанги
Протяженность 121 км по генеральному курсу, (171 км с учетом галсов)
Продолжительность 6,5 ходовых дней, в том числе 2 дневки по метеоусловиям.
Изменения маршрута и их причины
В связи с исчерпанием дней запаса из-за пурги и штиля, а так же в связи с малоснежной зимой 2015/2016г и аномально ранним сходом снега в западной части уральского хребта, группа пошла по запасному варианту через долину реки Б. Пойпудына.
Планирование графика движения.
Одной из целей этого похода была проверка и отработка методов планирования кайт походов, т.к. слишком много факторов влияют на продвижение по маршруту. Если для походов по ровным просторам достаточно заложить дни запаса на погоду, то здесь приходится учитывать рельеф в широком понимании, учитывать преобладающие ветра и расположение основных долин по отношению к ним. Информация по кайт походам в горных районах, а тем более по их планированию отсутствует. С этой целью, несмотря на то что поначалу мы даже не знали как подступиться к прикидке графика, мы справились превосходно. Для планирования такого километража и времени были проанализированы наши прошлые походы по Онеге, Рыбинскому Горьковскому Ивановскому водохранилищам, а также Наш прошлогодний Кайт поход по Полярному Уралу.
Для планирования похожего мероприятия можно пользоваться этими цифрами, но нужно помнить что очень высока неопределенность этих расчетов, ну и конечно цифры будут менятся в зависимости от региона, местности, снежного покрова, погоды опыта и схоженности группы.
Также эти цифры совсем не применимы к походам по равнинным участкам.
Соответствие реального графика прохождения по маршруту и планируемого графика прохождения.
Итоги, выводы и рекомендации по снаряжению:
Ходовая часть: У всех было по 2 кайта. Основновные: Ион-2-13, Экстази-2-12, Озон Хроно-15, Джокер-4-16. Штормовики: Ион-2-7, ФС Спид-4-10. Все кайты кроме Хроно показали себя с хорошей стороны, Озон несколько раз складывался в сложных ветровых и рельефных условиях.
Лыжи: фрирайд, три пары BD Zealot 192 и 182см, Rossignol Bandit 185см. Крепления: телемарк, тлт, скитур.
Сани у всех были разной конструкции. Рыбацкие п/э сани, детские пластиковые сани Pelikan в 2 слоя, самодельная конструкция из листа высокомолекулярного полиэтилена, а так же лыжно-рамные сани Андрея производства КорольКо (Петрозаводск). Пока ехали на общественном транспорте лидерство по комфорту держали сани-корыта с колесами. Когда начался кайтинг, все сани поехали более-менее одинаково, а вот как пришлось сани тащить за собой, выяснилось, что едут только лыжные сани Андрея, а сани остальных не едут.
Бивуак: 5-местная Палатка MSR Stormking. Это Весчь! Показала себя с наилучшей стороны. По форме пятиугольник с длиной стороны в 2 метра и высотой 1,6м. В ней четверым мужикам было просторно, тепло и более- менее сухо. Готовили часто в палатке на бензине отведя под кухню один из ковриков лежащих по центру. Ставится палатка крайне быстро, хотя в сильный ветер для этого нужна сноровка из-за большой парусности. Однако, растянутая на ветру стоит, как каменная. Ветер в 15 м/с, даже не думал сгибать дуги. Минус один - цена. Для поддержания уюта и минимальной просушки вещей у нас по вечерам в палатке горела газовая лампа kovea 2905 с самодельным жестяным плафоном для лучшей работы на обогрев. Съела лампа чуть больше одного 450гр баллона за 4 ночевки, жгли ее не жалея. Так же неплохо помогает избавляться от влаги в палатке быстросохнущее полотенце, которым стоит по утру пройтись по внутренним стенкам.
Кухня: Горелки Primus Omnifuel и мультитопливная Kovea, как запасная. Использовался только Primus. Кастрюли на 3 литра от Primus и на 2 литра от Snowpeak. Кастрюля Primus 3L с радиатором использовалась, как основная для топления снега, и показала себя с лучшей стороны. Буквально за 15 минут из снега делали 3 литра кипятка. 2х литровый титановый ковш Snowpeak использовался для утреннего кофе и прочих "мелочей". Топливо - галоша. Сожгли около 3х литров. Это примерно по 150 мл в день на человека. Так же у каждого было по 1 литровому термосу куда мы заливали разведенный изотоник.
В качестве навигации у всех были персональные приборы Garmin с заранее проставленными маршрутными точками. Для связи с большой землей использовали спутниковый телефон Iridium.Для связи между собой участники группы имели портативные УКВ-радиостанции с запасными аккумуляторами.
И вот что у нас в итоге получилось.
Если какая-либо информация в этом отчете будет кому-то из кайтеров полезна, и он найдет для себя что-то новое, что заставит повысить свой уровень, или заставит задуматься о каких-то вещах, значит этот отчет писался не зря.
Тёма, а роль вокзала на 110-м по-прежнему играет вахтовка, собирающая в поселке пассажиров и привозящая их к поезду? :-) Нам тогда так и сказали "Подождите, через полчаса вокзал подъедет":-)
На 110-м из людей теперь 2 человека. Вахтовки уже нет. Укрыться от непогоды можно у станционного смотрителя Константиныча.