"Соединяя миры" - пересечение полярного Урала под кайтом (или отпуск с элементами экспедиции)
Eсли человек чем то по настоящему увлечен, это его увлечение можно рассматривать как особый мир, если миров таких несколько в конце концов они начинают соединяться. И на стыке появляется что то новое и интересное. Раньше для меня таким миром были горы, сейчас кайтинг, а стремление пропускать через себя километры и искать оптимальный маршрут было всегда. Шальная мысль перевалить через Урал под кайтом засела в голове где-то в начале зимы. Вернее стала появляться мысль что это реально. Шальная мысль не приходит в голову одна поэтому самое важное в этом случае найти людей с такими же тараканами.
Версия 2
В этом году почти в одно время и в почти в одном месте прошло 3 полярных экспедиции:
Кирил Корабельников с командой ехал TRANSARCTIC KITE EXPEDITION нарезая километры от Мезень до Воркуты.
Андрей Громов и Дмитрий Чижик искали приключения вдоль Урала на север от Воркуты.
Мы же выбрали немного другой формат.
Вот и наша команда: Тема Mawerik, Леха MadLamb и Андрей Qzmn.
Двухнедельные сборы, удивленные вопросы коллег: "отпуск?" "...в Воркуту?!", денёк тупки в поезде и вот, мы вываливаемся на станции Чум прямо на заснеженные рельсы.
Все, обратной дороги нет, началось!
Андрей Qzmn: «В среде лонг-дистанс кайтеров уже стало трендом называть свои мероприятия созвучной латинской аббревиатурой. Все началось с норвежского VAKE, затем появилось TOKE, TAKE, ну и тут мы со своим PUKE - Polar Ural Kite Expedition)) Экспедиционеры планировали двигаться от станции Чум на лыжах под кайтами на восток, добраться до гор Полярного Урала, пересечь границу Европа-Азия, границу Коми-ЯНАО, разведать район с точки зрения кайтинга и в итоге закончить свой путь в городе Лабытнанги, откуда отбыть поездом домой. Мероприятие было полуавтономном, с частью холодных ночевок и частью в тепле. Недельный запас еды и прочее снаряжение везли в санях. Некой страховкой на маршруте была железная дорога Чум-Лабытнанги, параллельно которой мы двигались по тундре.»
Маршрут был проработан с особой тщательностью, с учетом того, что зимняя местность окажется гораздо веселее чем Гугл снимки. У нас было несколько вариантов трека, подготовленных в Москве, для того, чтобы оперативно, в зависимости от покрытия и ветра менять свой путь а не идти наугад в ближайший овраг. Также были забиты точки встречи на случай пурги, разойтись на кайтах в молоке дело одной минуты. А посадить крыло в ураганный ветер и долго выяснять по рации кто где, это та еще задачка.
Несколько вариантов пути от станции Чум до гор, а далее или пробираться напрямую но узкому и лесистому ущелью Соби или в обход через долины рек Б. Пойпудына и Лонготьеган.
Гораздо более перспективным был путь через север, т.к. напрямую - это уже не кайтинг, это уже кайт-триал и таскание кайта на себе. У нас же цель не пройти во чтобы то не стало, а красиво и логично проехать этот маршрут под кайтом.
Перед стартом на станции Чум.
MadLamb: «Станция Чум, нигде, нигде, нигде, кроме полярного урала, за всю свою свою сноукайт практику я не попадал с поезда сразу на спот! ШОК! Темп. -3 Ветер попутный 11-13 м/с шквалы до 20»
Ещё не успев стартовать Madlamb рвет на своей Mant’e 8-ке силовые стропы, причем делает это 3 раза. Упорно и неспешно (мы же все таки в отпуске отпуске) чинимся и наконец-то выдвигаемся.
Сваливаемся побыстрее в речку, там больше снега и дует ровнее, по пути стропы на ровном месте рвет и Андрюха Qzmn, у меня на Вайроне 6-ке все просто отлично, даже немного не хватает площади, но я понимаю, что как только парни попривыкнут я буду нещадно отставать. Река очень красива, это не покатушки по равнине, тут вид меняется каждые 200 метров. Любуемся карнизами свисающими с берега, на фоне карликовых елок они кажутся огромными.
MadLamb: «Лихо промчали по реке Усе семь десятков километров. Все были голодные до каталки да и ветер заставлял не терять бдительности ни на секунду...»
Под вечер прячемся в небольшим ручье и дорвавшись до настоящего глубокого снега делаем стоянку с полноценным кухонным угловым диваном. Ужин, кальян, спать. С утра сразу входим в походный ритм, в версии парней это очень сложной и требующий больших усилий ритм настоящих кайтеров, а именно, давим головой на подушку до последнего, потом завтрак, немного ничегонеделания и …. опять спать, а когда уже сил ничего не делать уже нет, быстро собираемся и в путь. Это идет в разрез с идеологией горного туризма но уж очень убедительная теория поэтому я с удовольствием поддаюсь.
2й день. Ставлю на вайрон еще 10 метров строп. Помогает но не сильно, махать этим кайтом все равно не особо эффективно. Разница в снаряжении чувствуется.
Андрей Qzmn: «Погода была такая же, как и в предыдущий день, разве что ветер был чуть по-слабее, попутный 9-10 м/с. Первое время мы двигались по реке, но где-то в районе поселка Елецкий увидели впереди сужение и вышли в тундру южнее русла. Здесь леса, который попадался раньше по берегам, уже не было, лишь редкие кусты иногда встречаются между пологих сопок. Весь день была сплошная облачность, а это значит, что в тундре все белое вокруг на 360 градусов. Глазу зацепиться не за что, разве что за те самые редкие кусты.»
MadLamb: "...Рельеф заставлял иногда поволноваться, но все проходимо, если не "мочить на все деньги". Пограничного столба не нашли в "молоке", решили сгонять к нему налегке завтра.
Так и проходит остаток дня в "молоке" идем по приборам стараясь не потерять друг друга, а когда растягивает, наслаждаемся видами, вернее парни наслаждаются, а мне похоже будет снится кайт носящийся по синусоиде от намахиваний как угорелый. К вечеру мы понимаем, что можем быть в пос. Полярном, последний рывок и паркуемся за 10 мин до темноты.
Андрей Qzmn: Селфи с санями после 100 км тундры и пурги.
Гостиница Перевал. Бывший дом отдыха геологов, а в настоящее время частная гостиница. 3 этажа, все удобства, легко разместит пару десятков человек, еда только своя нужна. И все посреди вечной мерзлоты, гор и заброшенных конструкций. Сейчас мы здесь одни. А кому еще тут быть в это время? Хотя, говорят, туристы испанцы заходили недавно)
Разложили сушить тряпки на втором этаже
Вид из окна на утро. Под нами заброшенный поселок геологов Полярный, за ним горы Полярного Урала.»
Подкрепившись, мы поехали смотреть пропущенную вчера стелу Европа-Азия.
По тундре, по железной дороге.
Снегозаграждения вдоль железки. Высотой в 6 метров. Кое-где они засыпаны снегом полностью.
Вот и торжественный момент)
Дорога одна, транспорт разный. Теперь нам скакать по их колеям.
А вот и виновник коллеи.
Дороги севера
На самом деле король дороги тут один - это поезд. все остальное так, недоразумение. Вот он, сжигая соляру, поднимается на перевал Европа-Азия.
Но вскоре на самом интересном месте наступило оно...
Одиночество.
Одиночество, это когда ветер пропал, и ты стоишь один посреди тундры и ничего поделать не можешь.
MadLamb: «Так бывает, если долго спать, много жрать и поздно выходить на маршрут.»
Итак, мы в 10км от жилья без теплых вещей и еды и предстоит перспектива топать 10км до дома, тут конечно ничего сложного нет, но как же не хочется этого делать, кайтеры ведь быстро привыкают к той волшебной силе что передвигает их в пространстве. При этом витает стойкое ощущение, что делать этого не придется и все будет просто отлично, ведь мы же в отпуске. Возвращаемся на последних крохах ветра назад на ближайшую станцию.
MadLamb: «На станции Полярный урал ... нас накормили, напоили чаем и организовали обратный телепорт, (обычно залетное турье там не в почете, но наш метод освоения тундры позабавил местного шамана) Спасибо Инессе!»
Наш телепорт.
Следующий день клятвенно обещаем отдыхать, но это не удается и к обеду выползаем обкатывать окрестности, здесь есть все: лес, крутые склоны, пологие выкаты, а главная изюминка в поселке с сугробами доходящими до второго этажа. Парни уходят на гору
Я тем временем исследую местность, долина широкая и вроде должна продуваться со всех сторон, здесь есть все, ускорение ветра на равнине, восходящие потоки перед прижимами, нисходящие после перегибов, повороты и разгоны в низинах, все вроде бы на своих местах, в некоторых местах большие полосы безветрия. Довольно прикольно кататься в разных ее частях и пытаться угадать ветер. При этом здесь можно вернуться с любого направления на базу находящуюся на крутом горнолыжном спуске с подветренный стороны.
То есть катать можно при любом направлении стартуя в 10 метрах от крыльца. Но и особенности тоже есть, в двухкилометровой долине, как только заезжаешь за оленьи следы, делящие ее пополам, ветер стихает. В одном месте из-за высоких склонов и разделении ее на 2 части небольшим хребтиком, ветер крутит и провалы оказываются совсем не там где их ждешь. В Титовке как то более все очевидно и таких проблем не было. Делаю левый галс стихает, ухожу и захожу выше по ветру опять стихает, третий раз, опять на какой-то воображаемой линии ветер выключается. С полной уверенностью что так не может быть залетаю в эту полосу, и ….., а далее был лес, овражки, мало ветра и только одно направление вперед в западню. Спасибо горам за эти уроки и спасибо что они были не на маршруте.
А тем временем парни резвились в заброшенном поселке, снега много, так что в основном они переезжали дома сверху и носились по переулкам, самые прикольные фразы в рации были , «…сними меня я щас вот еще с этой крыши прыгну…», и «… погоди, щас я квартал объеду ...»
Около 10 лет назад здесь еще жили люди.
Андрей Qzmn: Позже мы устроили кайт-сафари по заброшенному поселку геологов. Катались по крышам домов и другим конструкциям занесенных снегом. Мэдлэмб прыгал с домов, а я снимал его на видео (которое лежит не смонтированным). В общем классно время провели)
Вот немного движущейся картинки, чтоб вы имели представление.
В общем незабываемый день, а потом был опять вечер в теплой гостинице и разговоры за коньяком,
Опять клятвы устроить день отдыха и ни в коем случае не кататься перед рывком на север, а наутро опять отличная погода и опять мы носились по поселку щекотали стропами верхушки деревьев в ближайшему леске и гоняли белых зайцев на белом снегу, и опять теплый вечер и коньяк.
MadLamb: Третий день рубимся на кайтах на одном месте и понимаем, что это !!!ОНО!!! то чего так долго искал, и даже не осмеливался представить в своих зимних фантазиях. Место силы и бесконечности.
Тут было очень круто, а отпуск уже шел к концу и на маршрут через север мы уже не успевали, ну в смысле могли успеть, а могли и, конечно, и встрять. Поэтому принимаем решение идти по заведомо непроходимому варианту, на столько на сколько возможно, пока окончательно не упремся, благо самую проблемную часть по данным разведки можно обойти по соседней долине – Нефритовому ущелью. Мнение насчет целесообразности этого мероприятия разделились и Андрюха Qzmn остался носиться по долине и пугать оленеводов.
Мы же пошли попытать счастья против ветра в узкую долину через пару небольших перевальчиков.
Тут было все, подъемы и спуски,
каньоны и лес, где каждый нашел себе подходящее дерево и повесил на него кайт...
(Вид с вершины лиственницы)
...снег как стиральная доска и бутылочный лед, при этом местами рвало в небо на 2х затянутых тримерах, а местами мы намахивали чтобы сделать очередной галс в 20 метров по узкой долине. Но это был самый незабываемый день. Виды которые нам открылись потрясали...
...это уже были настоящие горы, и приходилось щипать себя
чтобы не забыть поменять галс
"Паргелий"
на следующий день долина сузилась еще больше и начался настоящий лес,
4км мы прошлись пешочком
...чтобы выйти опять на р.Собь, не смотря на то что настоящие кайтеры пешком не передвигаются, мы знали на что шли и эта прогулка только добавила впечатлений на и без того очумевшие головы.
Выйдя на реку Собь, опять поехали против ветра, вернее как поехали, начали как то рывками передвигаться в очень узкой пойме (местами по 6 метров) в очень рваный ветер рискуя развесить кайты на береговых кустах и пытаясь угадать куда нырнет уже растаявшее русло с открытой водой. Теперь уже опыта приходило много а удовольствия мало. И к вечеру мы совсем уперлись в такое место где открытая вода пересекла всю пойму 3 раза, а на оставшихся местах камни прикрывались двумя сантиметрами снега. Пришлось спешиться, выйти на жд дорогу и закончить свой маршрут на станции Красный Камень. Если это ущелье и проезжаемо, то этот момент нужно ловить очень долго.
На станции нас встретил Александр Филиппович, который организовал здесь гостиницу. Тепло, комфорт который он здесь создал, а также интересные рассказы о таких же людях которые заезжают в эту глушь творят не пойми что, а также Баня и строганина из мускуна не смогли нас отпустить из этого места.
Наконец то моральное опустошение. Это пришло понимание того, что все - накатался. И этого ощущения должно хватить до следующей зимы (надеюсь).
Итоговый трек
р.s. Парни по приезду на вокзал уже начали мерять ветер. И мы, я думаю, все таки попробуем на следующий год северный путь :)
Фото: по большей части из отчета Андрей Qzmn с добавлениями Тема Mawerik, Леха MadLamb. Там же можно посмотреть немного другую версию наших похождений.
Текст: Тема Mawerik, Андрей Qzmn и Леха MadLamb