Лавины
Решил тут немного поговорить о лавинах. Не как специалист – скорее как имеющий некоторый опыт контактов, как понимаете – не фатальных. Подталкивает меня к этому нелепая гибель Миши Волкова и Натальи Цветовой на Памире… Когда читал об этих событиях, не давала покоя мысль – а где связочная веревка?
Прочитал очерк о событиях на сайте альпклуба МАИ. «Веревкой дальше пользоваться не захотели»… Как бы это сказать помягче… Для инструктора альпинизма это как минимум странно… Проклятая теория вероятности… Если бы не она – так везде бы связывались… И на простом гребне Коммунизма, и на гребне п. Победы, Хана… Но… Теория вероятности, блин… С большей частью без веревок ничего не случается… А наличие веревки (связки) не дает 100% гарантии, увы… А список таких трагедий просто продолжает расти… То с Ленина кто-то улетел… То с Победы… С Хана, с Коммунизма… И т.д.
Да, наверно, владея техникой передвижения в горах, отточенной многолетним опытом, всегда считаешь, что на данном склоне твой срыв невозможен. Но даже это, увы, не так… Например, фактор усталости… Пропахав, к примеру, не один день по тяжелому рельефу с паршивыми ночевками вполне себе можно «упорхнуть» на, казалось бы, безобидном склоне. Усталость такая своеобразная штука, что ее просто не замечаешь – а значит, о ней нужно просто помнить – инструктору, руководителю… Думаю, любой, обладающий определенным опытом, это понимает и помнит… Но если бы все зависело исключительно от собственных возможностей – как было бы надежно… Увы… Остается пресловутый внешний фактор – непогода, холод, камнепады, обвалы, лавины… И этот фактор все же должен заставлять работать по правилам – где положено, связываться, где надо – переходить на попеременную… Или перила… А иногда – и где не надо. Помню рассказ И. Кахиани в книге А. Бермана «Среди стихий». Когда мастера с ним во главе вешали перила на «морковках» на крутой траве. Потому что так вымотались на стене, что могли улететь на склоне, в общем-то, в других условиях – банальном.
Лавины… В свое время я, пожалуй, прочитал все, что у нас издавалось по лавинам для «обывателя». Конечно, Отуотер «Охотники за лавинами», остается до сих пор наиболее сильной и, пожалуй, познавательной книгой. Но можно найти немало интересных статей и в интернете. Занимаясь немного данной проблемой по работе, прочитал немало интересного.
По классификации лавин у специалистов их довольно много. Но если фильтровать все их многообразие в прикладной формат, для себя я этот список урезал (не сам, конечно, примерно так мне его давали инструктора, учителя, опытные друзья). То есть – сухие, мокрые и доски. Можно, конечно, и эту классификацию урезать – если на тебя наехал локомотив, какая разница, что это было – электровоз, дизель или дизель-электровоз – или еще что-то.
Ледобур после "встречи" с лавиной.
Так почему локомотив? Плотность снега считается от 0,1 до 0,7, что в пересчете на массу составляет от 100 до 700 кг на куб. Даже самые безобидные лавинки, как правило, составляют не один куб. Если рыться в литературе, то лавины объемом 1000-50000 куб. метров относятся к категории небольших. Вот и считайте массу летящего на вас счастья… 0,1 – это очень рыхлый свежевыпавший снег, который, как правило, довольно быстро уплотняется минимум до 0,3, а затем и дальше. Больше 0,7 – это уже скорее лед, чем снег. В моей практике наиболее впечатляющими были виды на последствия схода лавин как раз на Кавказе – когда какой-то из сезонов на майские праздники ехали в Терскол через прорытые конуса на дороге высотой 4-6 м. А еще в Нижнем Архызе, в очередную поездку в САО наблюдал расчистку дороги в зоне метелевого переноса. Во-первых, впечатлил сам перенос – обсерватория стоит на практически горизонтальном гребне, но по одной линии вниз образуется эта хитрая турбулентность, которая собирает снег вдоль линии. При снежном покрове вокруг до 1 м (там, где я ходил – и меньше, но возможно тоже уже сел) в зоне переноса наметает 6 м. За несколько дней он садится практически вдвое. То есть, когда я там был, слой был уже 3 м. И шириной всего метров 20-30. А вокруг – не выше колена… Дорога идет серпантином по склону хребта, и каждый год после метели приходится расчищать ее в местах пересечения с линией переноса… Плотность такая, что грейдер К-700 может срезать небольшими слоями. Достаточно поковырять эту субстанцию пальцем, чтобы представить тяжесть работы, если в таком нужно будет кого-то искать…
Если далее еще как-то коротко останавливаться на механизмах лавинообразования, вероятно можно отметить следующее: большая (основная) часть лавин – это последствия свежевыпавшего снега. Считается, что в среднем требуется порядка 3-х суток, чтобы все свежевыпавшее слетело или улеглось. Но… Природа такая штука, что без «но» тут никак… Во-первых, не всякий снегопад приводит к возникновению лавинной опасности. Не берусь утверждать однозначно, но из моего опыта дилетантских наблюдений следует, что, если за ночь выпало больше 15 см снежного покрова – опасность схода лавин сильно повышается. Если снег падает с интенсивностью 5 см покрова в час – опасность схода лавин становится практически 100%-й. Означает это следующее – в определенных ситуациях на потенциально опасный склон выходить нельзя – нужно переждать. А также это означает, что в определенной ситуации вы можете оказаться в «патовой» ситуации – т.е. в приемлемых условиях прошли безопасно какую-то часть рельефа, а тут на тебе – пришло и все изменилось… Но есть еще метелевый перенос – не зря я его выше упоминал. То есть даже при интенсивности снегопада ниже существенно повышающего уровень лавинной опасности, в зонах метелевого переноса могут возникать лавиноопасные участки, а если нет статистики наблюдений за данным склоном, определить такую зону на глаз мне представляется практически невозможным. И есть еще снежные доски, которые по механизму образования напоминают мне процесс взведения курка – дальше зацепил – выстрелило. И еще – любую лавину можно спровоцировать… То есть, если склон заряжен – нужно воздействие. И это воздействие – зачастую сам человек. Но если любая лавина, набирая критическую массу для конкретного склона, сойдет сама, то спровоцированная может сойти и без набора критической массы – достаточно добавить свой вес или нарушить целостность – это классика… То есть, кроме самостоятельного схода или схода, спровоцированного человеком, лавины сходят и от других внешних воздействий – камнепада, обвала льда или карниза и т.п. Или разогрева солнцем. От этих факторов они могут быть очень редкими… Например, лавина, снесшая лагерь альпинистов на «сковороде» под пиком Ленина в 1990 г. – результат обвала карниза с седловины перевала Раздельный. Редко – но с очень серьезными последствиями. А, например, на леднике Семеновского под пиком Хан-Тенгри лавины сходят с завидной регулярностью, и тоже считается, что их старт – это куски карнизов пика Чапаева. Или как минимум – обвал сосулек на этих склонах. Я через это место ходил не много, всего 7 раз – и ни разу не было случая, чтобы лавина не сошла… На спуске – как правило, когда мы выкатывались уже на Ю. Иныльчек, на подъеме – как правило сразу после выхода на плато 5300. На подъеме во всех случаях была возможность наблюдать, как сметает следы, пробитые по леднику… Эти факторы, провоцирующие сход лавины, добавляют и поражающих элементов – кусков льда, камней…
Опять же, анализируя результаты наблюдений лавин в разных районах, сказал бы, что они чаще получаются комбинированными – даже если стартует сухая, разогнавшись может сгрести и камни, и мокрый снег и долететь уже в разнообразном виде. Стартует мокрая или доска – но если спровоцирована обвалом, там обязательно образуется пылевое облако, больше похожее на сухую лавину…
У каждого, кто увлекается горами, бывали встречи с лавинами. Да, как только мы начали ходить в горы, у наших первых инструкторов в любых горах со снегом была возможность продемонстрировать лавинный конус, а часто – лавину в движении… Но что такое – на нее смотреть, и что такое – попадать… Две большие разницы… Помню, один из моих друзей попал в лавину под Казбеком – с потерей сознания, но со счастливым концом – так потом говорил – «я на лекциях по лавинам рассказывал такую фигню…». Но их просто тогда накрыло… Из тех, кто с лавиной летел (т.е. их смело), я мало ребят знаю… Большинство – погибло… А со счастливым концом (это когда большинство улетело, но все живы) знаю хорошо только один случай. При этом никто еще раз туда не хочет. Я, естественно, тоже не хочу. Но мне как-то так везло, что нас накрывало и шло через нас, а мы оставались, или тащило – но не далеко… Да, читал, конечно, множество разных случаев. А рассказов слушал, наверно, еще больше… Многое и не вспомню… Но – свое врезается в память очень хорошо.
Так вот, издалека это явление довольно безобидное. Понимаешь, что там не так уж сладко, когда что-то долетает… Несколько раз такие лавины-обвалы наблюдал как раз на Иныльчеке – когда снежно-ледовая пыль с ударной волной долетает до лагеря. И на Звездочке, и на северном Иныльчеке. Ведь это довольно далеко от выполаживания ледника, но иногда долетало, трепало и присыпало пылью палатки, иногда – заваливало. Тогда понимаешь энергию, там спрятанную… А как безобидно выглядят ручейки из снега, стекающие со скал… Понимаешь, что это не так безобидно, когда прилетает звук. Но в двойне – когда они текут через тебя… Такие ручейки как раз и собирают все, что плохо лежит – камни, сосульки… И может оказаться довольно болезненным. Даже если не сбросит… А издалека выглядят маленькими и совершенно безопасными.
Мне с командой не раз приходилось преодолевать лавиноопасные склоны. Впервые – пожалуй, на Кавказе, в межсезонье, на майские праздники. Но все же, при соблюдении «правил…» ходить получалось без последствий (то есть, ранние выходы, зачастую ночью, движение только по линии падения воды, использование рельефа). И как-то ни разу не случалось хотя бы ощутить повышенную опасность. А вот на Памире в 1988-м году мы такой лавиноопасный склон проходили… Где реально было страшновато – вот сейчас все это хряснет и поедет… Было это на перевале Кыз-Курган Ц., 2Б. Мне довелось его проходить еще в 1985-м году – тогда на взлете был лед, что-то порядка 5-7 веревок. В этот же раз там был снег – больше 2 м. Достать до льда лыжной палкой и засунутой с ней в снег рукой не получалось. А где-то на глубине 1 м – классическая глубинная изморозь, так хорошо описанная у Отуотера, которого тогда совсем недавно довелось прочесть… Весь склон похрустывает и иногда чуть проседает… И крутизна в самый раз – 35-40 градусов. А под нами берг размером с пятиэтажку. Кстати, над такими бергами, сколько ни довелось проходить, больше не ходил ни разу… Станции – на честном слове… Снег практически не трамбуется, такие условные перила… Но на 5-й веревке вышли на седловину – там озеро, замерзшее – закрепились на ледобуры. Идти стало почти безопасно – все развешены на перилах, если и поедет все-таки, должна спокойно проехать через нас. Если честно, до сих пор не знаю, почему тогда лавина не сошла. Но, опять же, тактика – вышли ранним утром, и до солнца перила уже висели, закрепленные на льду. А выйди мы позже – кто знает, как могло все повернуться. С перилами это была ситуация типа «перила готовы, грузить нельзя». Пока до льда не долезли.
В следующий раз с повышенной лавинной опасностью довелось столкнуться только в 1991-м, на Тянь-Шане. Ну, район Хана-Победы лавиноопасен всегда. Уж что тут можно показывать всем желающим – это лавины/обвалы на любой вкус. Хорошо – со стороны. Удивительно – сейчас появляются (сейчас – это последние лет 10) окна хорошей погоды, иногда на неделю. Возможно (то есть, наверняка) в эти периоды и лавинная опасность в районе существенно снижается… Не лезь под обвалы – и все будет хорошо. А в 90-х, да и раньше, хорошая погода в этом районе – нонсенс. Норма – с обеда снег. Это в среднем. Очень хорошо – если начинается ближе к 16-ти. Иногда (редко) только к вечеру… В тот поход из 25-ти ходовых дней хорошими было 5 (т.е. снегопад ближе к вечеру). Правда, сидели без движения только два дня. Ну естественно, такая погода делала весь район лавиноопасным. А после отсидки – тем более. Так как снег шел непрерывно больше суток. Есть в этом и свои плюсы – склон быстрее перегружается и перевалив критическую массу, сходит… В принципе, по местам схода можно двигаться… Без гарантии, конечно, от повторной лавины, но существенно безопаснее, чем рядом. В 91-м участки повышенной опасности встречались и на подъемах, и на спусках… И если деваться некуда (то есть нужно пройти), вариантов несколько:
1. Переждать (как правило, на это нет времени, но мало ли, как выглядят склоны – переждать может оказаться предпочтительнее);
2. Если есть сошедший участок – двигаться по нему:
подъем в зоне конуса сошедшей лавины
3. Для подъема, если другие варианты отсутствуют – двигаться по линии падения воды, ночью или рано утром (учитывая, естественно, протяженность участка и требуемое на него время, а также экспозицию);
4. На спуске – по возможности спровоцировать лавину, если понимание того, что ей уже пора сходить, ощущается (время – уже день, солнечно, снег раскис, при движении хрустит и т.д.).
перевал Томичей, спуск на север, 2001-й год. Спуск по конусу спровоцированной нами лавины. Катали шарики и сбрасывали, пока не сошла.
В 1991-м у нас сильно лавиноопасно было на двух участках – в верхней части подъема на перевал Снежная лестница (3А) после отсидки в снегопад – здесь нам в целом повезло – лавина сошла, стащив в достаточно широком для нас конусе участок свежевыпавшего снега – по нему мы и поднялись. Это, естественно, линия падения воды. И участок оставался довольно короткий – метров 200-300. То есть по времени – не долго. А значит – до восхода солнца. Потом – на спуске с Шатров на север. После западного Шатра мы на 6600 сутки просидели в метель, и время на продолжение траверса просто закончилось… Нужно было сваливать вниз. Но здесь уже перепад – больше 2-х км, снега – тропим по пояс, то есть временной фактор использовать невозможно – тут за день спуститься не получится. Используем рельеф – на склоне разбросаны ледовые сбросы, двигаемся по гребню на уровень сброса и спускаемся на сброс – на сбросе, как правило, сн-лд полка. Со сброса – дюльфер – и к следующему. Таким образом участки спуска разбиваются на короткие, что повышает шансы при сходе и уменьшает вероятность самого схода. Но еще – провоцируем лавины. Для этого со сброса бросаем рюкзак. Не в прямом смысле, конечно. Спускаем на веревке, а перед падением на склон даем пролететь пару-тройку метров… После прошедших снегопадов тут же сходит доска… Здесь, выше 6000 м, доски сухие – так мы наблюдали образование досок из сухого снега. Тут, очевидно, действовало не классическое натяжение доски, а фактор налепленного на старый снег свежего и слабого сцепления со старым снегом. И свежий за сутки наверняка подсел и из-за этого натянулся. При падении рюкзака поле в 100-200 м покрывалось трещинами и лихо уходило вниз. Но снег сухой, блоки очень быстро разрушались в пыль, но свое дело делали – прихватывали по дороге все, что плохо лежит. Последствия этих лавин оценить мы не могли – километром ниже все это уходило в ледопад. Но тот факт, что сами мы там не оказались, подтверждает правильный выбор тактики в создавшихся условиях.
В 92-м на Памире абсолютно аналогичная ситуация была при прохождении перевала Шокальского Ю. 3Б. И аналогично прохождению Снежной лестницы мы воспользовались для движения конусом сошедшей лавины. На Гармо, при всех снегопадах, как ни странно, лавинной опасности не было. Возможно, крутизна несколько больше или сдувало ветром, но факт. А вот в 93-м на Иныльчеке все наблюдали/ощущали по полной программе. Для начала мы проходили перевал Барьер 3Б*. Кулуар от точки старта видно не было, мы предполагали сразу лезть по стене, но следы свежих лавин (обвалов) и камней по линии наиболее приемлемого пути подъема заставили нас выйти рано утром – на самый продолжительный рабочий день мы начали собираться в 4 утра. Пройдя простую часть и провесив пару веревок «за углом» обнаружили огромный кулуар-мусоросборник. Он позволял обойти нижнюю часть стены (фактически первые два скальных бастиона). Но при этом очевидно, что сюда летит все, что плохо лежит на стене – причем со всех сторон. И ритм жизни кулуара мы еще не знали – только предполагали… Стена-то северная, но кулуар развернут на восток, поэтому летом верхняя его часть освещается довольно рано – в солнечный день «мусор» по нему начинает лететь с 10 часов утра. Нам же в какой-то мере повезло – было пасмурно, и кулуар «заговорил» только к 12-00. Далее мы имели возможность несколько дней наблюдать за жизнью кулуара – до 10 утра он молчал. А дальше в нем лучше было не находиться, т.к. с 10-12 часов дня там с завидной регулярностью что-то падало – камни, лед, снег… Каждые 10-15 минут. Но – все эти лавины пока пролетали мимо…
93-й «подарил» много «подарков». Сделав первую часть маршрута, мы пришли в МАЛ на отдых. На два дня. Но к концу отдыха начался снегопад, очень обильный – каждый день приходилось откапывать Николаевский шатер (нашу шестиместную палатку) где-то на метр. И так 72 часа. Ю. Бородкин тогда сказал, что за свою практику такого снегопада не помнит. Ну и началось… Формально, если ставишься лагерем где-то уже под гребнем, вроде как лавины не страшны, особенно если карниз в другую сторону. Вы помните – первый берг с пещерами – в 40 м от З. седла Хан-Тенгри (1 веревка). Казалось бы – ну какая тут лавина. Так нет. Сошло. Много. У лавинщиков это вроде как называется «снежный осов». Верхние пещеры запечатало, нижние завалило. А единственную палатку на верхнем берге раздавило и оставило под снегом – уйти ему было некуда… Результат – четверо в палатке погибли. Так я познакомился с ситуацией, когда казалось бы безопасный бивак становится ловушкой – в силу обстоятельств. Тогда потерь могло быть и больше, так как нижние пещеры сами откопаться не могли – их откопали верхние. А через несколько дней, двигаясь через горло ледника Семеновского в совсем неподходящее время (после 10 утра), в этом серийном обвале/лавине с п. Чапаева погиб Валера Хрищатый с англичанами… Такой год. Лавины можно было наблюдать на любой вкус. Мы дальше после попытки на Хан-Тенгри прошли перевалы Высокий и Дикий. Ну, по такому снегу ходить их никому бы не советовал… На Высокий полезли через ледовые сбросы в совсем нетрадиционном месте – слишком уж на традиционном пути подъема лавиноопасно было. Да и через сбросы тропили, начиная трамбовать ступень руками над головой.
Перевал Томичей, подъем с юга, 2001-й год. По конусу сошедшей лавины.
А в 2001-м нас первый раз накрыло… Я про это уже писал в одном из постов. В верхней части стены на ночевке начался ливневый снегопад. По ощущениям – 10-15 см снега за 5-10 минут. Откапывались непрерывно. Что интересно – невозможно представить замысловатые узоры, в которые закрутило стойки расплющенной палатки. Конечно, находись мы на ровной поверхности, как под Ханом – результат мог быть аналогичным. А так – просто расплющило, основная масса снега улетела на стену. Переместившись на край серака, все гадали – он упадет или лавина достанет. Лавины сходили каждые 10-15 минут. Нас обдавало пылью и ветром. Но ливень он на то и ливень, чтобы скоро закончиться. Ближе к полуночи все стихло и утром по великолепной погоде мы полезли дальше…
Продолжение случилось в первой китайской экспедиции, в 2002-м. Тогда мы получили сполна. Хотя… Ведь все живы. Ну побило. Это описано у меня в одном из рассказов. Например, здесь: http://westra.ru/stories/djuly/avalanche.html. Где-то на м-ру еще есть.
А потом был Кашкар с лавиной по гребню, рассказ о котором я недавно здесь публиковал.
Выводы:
1. Снег – субстанция достаточно тяжелая и если вас завалит полностью, шансов выбраться самостоятельно – нет. Достаточно совсем немного снега – может несколько кубов, чтобы результат получился плачевный. Особенно если некому помочь… Так и получилось под Ханом в 93-м – если бы было кому откопать, вероятно все были бы живы… А так – лавина (осов) сошла ночью, завалило всех, пока про палатку вспомнили – живых там уже не было. А в 76-м в совсем небольшой лавинке на перевале Сюрприз на Памире погибли Борис Гельфгат и Володя Золотарев. Откопать вовремя не успели – об этом недавно здесь рассказывал Никита Степанов. И подобных случаев, к сожалению, много.
2. Прохождение лавиноопасных склонов возможно и всегда остается шанс пройти без последствий. Используйте правильно технику и тактику преодоления лавиноопасных склонов или по ситуации откажитесь от прохождения – и все будет в порядке. Все же цена слишком высока… Пусть лучше останется осадок от невыполненной задачи, чем могила.
3. При спуске по лавиноопасным склонам желательно добиться ее схода – это можно сделать, катая и сбрасывая «шарики» из снега или выпуская участника «на живца» (с попеременной страховкой). Нам не раз доводилось этим пользоваться, провоцировали и мокрые и сухие лавины, и доски. Следует помнить, что сошедшая лавина не дает 100% гарантии от схода повторной там же, но все же делает этот путь безопаснее.
4. При подъеме – максимально использовать рельеф, т.е. даже слабовыраженные гребни-выпуклости предпочтительнее для движения, чем вогнутый склон или кулуар. Следует помнить, что образование «доски» как раз вероятнее на вогнутом склоне, а на выпуклом – практически никогда. На подъеме «доску» часто удается определить по характерному звуку пустоты под снегом. Хлопая рукой и оценивая окружающий рельеф нужно (можно) пройти как минимум вдоль края или чуть в стороне от доски. Нужно помнить, что в 99 случаях из 100 безопасное прохождение лавиноопасного склона приводит к существенному усложнению рельефа. Это нормально.
5. При определенных условиях лавины могут сходить даже там, где кажется абсолютно безопасно, в частности, по гребню. Или на очень коротком участке, как это было под Ханом…
Спуск с перевала Пролетарской печати, 2001-й год. Конуса внизу - это сброшенные нами лавины. Точнее, сами конуса дальше и большие... А начинались они с маленьких пластов снега, которые уходили из-под ног в начале спуска над скалами...
Не могли бы пояснит про снежные «шарики». Какого размера, прям огромные в обхват двух рук? Или несколько поменьше и одновременно? Понимаю что любой вариант может сработать, но интересно как вы делали.
Ну и про «на живца» несколько слов. Как выдавали, одной или двумя веревками с разных станций, как сильно затягивает начавшаяся лавина?
На "живца" ходили не раз. Мы страховались одной веревкой, со станции на ледорубе, хотя, естественно, склон позволял идти одновременно. Как ниже правильно отметили, если сойдет не из-под ног - шансов задержать может быть мало, что на одной, что на двух. Но: если это мокрая лавина и станция оказалась выше - на мой взгляд всегда задержишь. Это только если станцию тоже прихватит - когда пошла от партнера но начали подламываться участки выше, но с мокрой это вряд ли. После страгивания мокрой снег ведет себя как жидкость, и в принципе если вас держат - обтечет без последствий. Вот с тяжелой доской - хуже. Если сорвать ее не по линии отрыва, а на 10-15 м ниже (а может и меньше) - может выдрать вместе со страхующим. Больно уж масса может оказаться впечатляющей... Когда мы на Кашкаре спустили доску - там кирпичи были до метра, а толщиной сантиметров 70. Если бы Леха с ними поехал - шансов удержать скорее всего не было бы. Проехали они недалеко, но если бы закатало - работы там было бы много... Поэтому на "живца" - это не просто на страховке - это первый еще и вести должен себя неадекватно в плане передвижения по снегу - я это называю "громко топая". Потому как при аккуратном движении может и не сойти.
Затягивает... Я как то здесь писал про трещины... Проваливаешься - как будто свет выключили... А лавина... Считайте, что вы вдруг провалились в воду. Просто исчезает опора... Вроде шел по твердому и тут раз - и опору из под вас потянули - вместе с ногами. И вы в воде... Только эта вода на плаву не держит - это как в бочке под камнем, где вода с воздухом и плыть в ней невозможно.
Спасибо!
Лавинную канонаду наблюдали трое суток в Безенги в апреле 2005-го
Сырые лавины почти в лагерь заползали - мы поглядывали на них из жилого коттеджа помешивая супчик в кастрюле
Выше (холоднее) громыхали сухие. Гром лавин накладывался на гром грозы.
До обеда припекало солнце, после обеда валил снег.
С крыши нашего коттеджа тоже падали лавины прямо на крыльцо
Местные лягушки в придорожных ручьях два раза оттаивали и два раза замерзали скрываясь в сугробах
Сидеть в лагере надоело - в просвет я увидел более менее безопасный гребень боковой морены (противоположная сторона морены у подъема к хижине Укю в Теплом Углу).
Пошли прогулялись до схождения вала морены с ледником.
Справа било постоянно - лавины падали в боковой карман и нас обдавало волной снежной пылью.
В одном и том же месте по пути на верх и вниз - у всех начали искрить и трещать мокрые капюшоны штормовок.
На четвертый день рано утром дернулись из лагеря в хижину Укю.
На середине подъема опять повалил снег, там очень крутой склон, подложка - трава, поползли сырые лавины. Сидим пьем чай - рядом ползут полосы снежной каши как эскалаторы в метро
Выручало то, что путь выбрали по неявному гребешку (с права понижение в кулуар или ложе речки).
Видимость упала до 10-15 м. Еще чуть поблудили, ушли слишком влево по ходу, полезли уже по каким то скальным полкам, поняли что не туда лезем - спустились на морену и ушли обратно в лагерь.
Потом удалось залезть только до перевала Укю делая на подходе траншею по пояс в снегу.
Никуда так и не взошли - но получилась хорошая школа движения в сложных условиях повышенной лавинной опасности. Грань безопасности мы тогда не переступили.
Про все приключения можно почитать тут
Верёвкой не пользовались, так как я боялся, что съезжающий или катящийся по крутому склону рюкзак может при разгоне со снежной массой сорвать человека, держащего верёвку. Или вы верёвку делали на станции?
"Наши" там предложили помощь, но украинцы отказались.
К статье "от себя" могу добавить, что и статика (неподвижное состояние), и динамика (движение) лавин - очень сложное явление, которое предсказать бывает весьма трудно даже профессионалам. Здесь очень большой набор разных факторов, совокупность которых может влиять очень противоречиво. Вот, к примеру, - толщина снега. Когда бывает опаснее, - когда она больше, или когда меньше? Во многих случаях меньшая толщина снега вызывает повышенную опасность (см., например, "Лавины", Руди Майр и Патрик Найрц. Практический учебник. 10 важнейших факторов опасности. Как их распознать). По их наблюдениям отрыв лавин (из снежных досок) часто происходит при переходе с участка глубокого снега на участок с тонким покровом (где слой глубинной изморози залегает неглубоко). И одно из коварнейших свойств лавин состоит в том, что структура снега не видна. Как не видна и структура рельефа под снегом. А этот рельеф может очень серьёзно влиять на поведение снежной массы. А прогнозы лавинщиков далеко не всегда охватывают все условия, которые могут способствовать сходу лавин. Тем более они не охватывают состояние склонов для "фрирайда" (катания вне трасс). А непрофессиональные "лавинщики", - горнолыжники и сноубордисты, туристы и альпинисты, - понятно, не всегда могут адекватно оценить степень опасности и обойти её.
у нас дважды на динамике вылетало вместе с линзой - буры только чуть гнуло, рабочими остались. первый раз ожидаемо - зимний перенапряженный лед, а второй - такая же проталина как у в тексте, у озерка. только у нас было не озеро, а чуть протаявшая на солнце проплешина на ледовом склоне. живец на маятник вышел, но его так дернуло что силой три сблокированных бура линзами выкололо, только полуметровые лоханки на их месте остались. (потом за ледорубом поднимался) Хорошо что до ледника Туюксу метров 50 лететь оставалось и пушистым снегом там все, включая берги, пересыпало. отделались потерянными с\з очками
валили вниз. звездочка - живец, фиолетовым - где станция была. с той поры горбам, впадинам и прочему рельефу на льду доверия на динамику нет
а вот на ровном склоне потоком рвануло самостраховку, крючья выдержали. тут главное уменьшить площадь сопротивления