Оптимальные усы самостраховки (Альпинизм, самостраховка, сумберг, нефедов, сергей, создание самостраховки, как сделать самостраховку, школа альпинизма)
Общая схема

Изначальная идея была в том, чтобы сделать маленькую внутреннюю инструкция на своем сайте для людей, которые приезжают ко мне на школы, но во время написания объем информации вырос настолько, что получилась целая статья. Все нижесказанное является субъективным мнением автора, в том числе и прилагательное "оптимальные" в названии публикации.

Данная концигурация базовой самостраховки и способы ее настройки были вычислены опытным путем. Диапазон применения охватывает практически все потребности любителя высоты - от работы на закрепленных веревках, до сложного свободного лазания в качестве лидера (очень быстро и легко вывязывается из беседки, компактно собирается и вешается на заднюю полочку, ввязывается обратно при смене ролей или при начале дюльферов).

Данная конфигурация лишена минуса соединения самостраховки и беседки посредством карабина - нет опасности того, что нагрузка придется на защелку карабина.

Усы самостраховки должны быть сделаны из динамической веревки. Удобно использовать тонкую веревку диаметром не более 10 мм.
Усы из тонкой веревки, при достаточной прочности, дают экономию в весе и компактны при переноске "собранной" самостраховки на задней полочке беседки. Я предпочитаю диаметры до 9.2 мм, часто использую веревку-половинку 8.5 мм (спорный момент, но в собранном виде самостраховка принимает размер среднего мужского кулака).

Узлы на концах усов могут быть разные - восьмерка, проводник, баррел (надежный и компактный узел, но после затягивания делает процесс освобождения усов самостраховки от карабинов слишком сложным).
В качестве "обобщающего" узла благодаря своей компактности в данном примере использован проводник.

В зависимости от диаметра, жесткости веревки, от вида узлов, которые буду завязаны, на создание самостраховки уйдет разное количество веревки. При покупке, можно прямо в магазине завязать, не сильно затягивая, желаемую конфигурацию самостраховки - после развязывания будет понятно, сколько веревки было задействовано, купить с небольшим запасом.
После создания самостраховки, оставьте излишки веревки на выходе из узла/узлов на конце усов. После определенного срока использования, полной затяжки узлов и дополнительных регулировок, излишки можно будет отрезать со спокойной душой.

Иногда нужно добавить третий ус, ввязываемый в центральное кольцо беседки полусхватывающим узлом. Если такие ситуации происходят редко, третий ус можно сделать не из динамической веревки, а из подручных средств. Чаще всего это - петля из стропы длинной 60 см.
Ситуации в моем опыте, когда не хватает двух усов:
1. Во время подъема "неспелеологическим" способом (не "грудь-нога" с кролем в груди и свободным коротким усом) по закрепленным перилам, навешенным в стиле SRT. В таком случае третий ус применяется для вщелкивания в точки перестежки, чтобы переставлять зажимы на верхний участок перил без потери страховки двумя "точками" одновременно.
2. При подходе по перилам к станции, особенно - к висячей. В станцию вначале вщелкивается третий ус. Если он сделан из динамической веревки и его длины хватает, на нем можно и остаться. Если это "временная" петля из стропы, нужно снять один из зажимов и в станцию вщелкнуться уже основным усом самостраховки из динамической веревки (короткий или длинный в завсимости от удобства нахождения именно на этой станции), а временный третий ус снять.
3. При подъеме по закрепленной веревке с помощью зажимов и снятии точек страховки на сильном нависании или при сильном траверсе. В таком случае третий ус вщелкивается в оттяжку на точке, что помогает при дальшейших действиях, но это - другая история.

Мой постоянный третий ус сделан из репшнура диаметром 7 мм, связанным в петлю узлом грейпвайн. Длина петли примерно 80 см. На петле завязан узел восьмерка. Итоговая длина с завязанной восьмеркой - 60 см. При ввязывании петли третьего уса в центральное кольцо обвязки (полусхватывающим узлом), узел восьмерка не позволяет карабину "гулять" по петле, карабин находится в нужном месте. В случае необходимости, я могу использовать третий ус при создании полиспастов, во время спасработ, или при любых других обстоятельствах, когда на основной веревке нужно завязать схватывающий узел из 7 мм репшрура.

Ввязывание усов в беседку - продеть "петлю самостраховки для ввязывания в беседку" через ножную и поясную петлю беседки, затем продеть в петлю сами усы. Получится полусхватывающий узел.
Размер "петли для ввязывания в беседку" должнен быть таким, чтобы во ввязанном, но не затянутом состоянии, когда узел проводник упирается в изгиб петли - получившаяся петля полусхватывающего узла была по размеру равна центральному кольцу обвязки, либо чуть меньше.
Во время загрузки усов самостраховки, например при подъеме на зажимах или на висячей станции, полусхватывающий узел самостраховки, ввязанной в беседку, стянет ножную и поясную петлю друг к другу. Но во время нахождения без нагрузки, правильный размер "петли для ввязывания в беседку" дает возможность расслабить полусхватывающий узел и получить первоначальный комфорт. Эта проблема также может быть решена, если ножные обхваты имеют пряжки регулировки (или не имеют, но сами ножные обхваты большие), тогда можно сделать ножные обхваты большими по размеру, в таком случае будет комфортно даже в "схлопнутом" положении ножной и поясной петель беседки.

Само центральное кольцо беседки остается свободным для использования со страховочными/спусковыми устройствами.

Если нет необходимости снимать самостраховку с обвязки, базовую конфигурацию можно немного изменить. У меня так сделано на беседке, которую я использую только при пробивке новых маршрутов. Петля для ввязывания в беседку имеет размер, чуть больший чем центральное кольцо беседки, петля ввязана в ножную-поясную петлю беседки напрямую, без полусхватываюего узла. В таком случае, затянувшийся обобщающий узел мешает быстро демонтировать самостраховку, но полностью исчезает эффект схлопывания ножной и поясной петель беседки, после исчезновения нагрузки они автоматически расходятся.

Ключевой момент - длина короткого уса. Она должна быть такой, чтобы при вытягивании уса вверх со средней силой верхушка вщелкнутого в ус карабина доставала до кончика носа. Человек должен стоять с ровной спиной, смотреть вперед, улыбаться. Петля самостраховки, ввязанная в беседку полусхватывающим узлом, не должна быть затянута - ножная и поясная петли беседки не должны соприкасаться. Сильно тянуть не нужно, система обвязка-самостраховка просто не должна иметь слабины. У людей разный рост, этот способ позволяет подогнать длину короткого уса "под себя". Это базовая примерка, работающая для 80% людей. Всегда находятся те, у кого есть свои специфические предпочтения. В основном правильная длина короткого уса нужна при подъеме способом "рука-нога" (классический способ с двумя зажимами - чаще всего с механическими, когда на коротком усе находится жумар, на длинном - второй жумар с лесенкой-педалькой для ноги).

На мой рост 180-186 см, короткий ус имеет длину 45 см (от "обобщающего узла" до края уса). Длина второго уса может быть произвольной - просто длиннее короткого, в моем случае разница составляет 35 см, больше мне никогда не было нужно - слишком длиный нерегулируемый ус начинает мешать, регулировочная система уса - увеличение сложности, веса и громоздкости всей системы, не оправданная в спортивном альпинизме.

При необходимости кардинально удлинить самостраховку, можно использовать кордалет, завязанный в петлю грейпвайном. Петлю можно использовать в изначальном размере, можно сложить вдвое, в четыре раза, еще более точной регулировки можно добиться, завязав из кордалета парсел-прусик.

При спуске по веревке, я часто размещаю спусковое устройство типа "лукошко" на длинном усе самостраховки, ввязывая его в нужное место узлом стремя. Петля репшнура для завязывания хватывающего узла в этом случае закреплена карабином на центральном кольце беседки. Это нужно, как все знают, для разнесения спускового устройства и схватываюего узла на некоторое расстояние друг от друга для корректной работы спусковой системы.

Второй вариант размещения "лукошка" с помощью описанных выше вариантов самостраховок - сложенный вдвое третий ус самостраховки (из репшнура или из петли из стропы), продетый через центральное кольцо беседки.

Если вы заметили, я стремлюсь использовать как можно более универсальные элементы снаряжения, чтобы сэкономить в весе и не таскать с собой все время что-то специфическое, также такая привычка помогает тогда, когда вы забыли нужное снаряжение - заменить его имеющимся. В итоге все сводится к следующему набору:
- Базовая самостраховка с двумя усами.
- Третий ус из репшнура (полиспасты, спасработы и другое) или петли из стропы длиной 60 см (создание станций, оттяжки, поддержка кроля, сбор снаряжения при ношении через плечо, аварийный схватывающий узел и другое).
- Кордалет длиной 5-7 метров диаметром 7 мм, для кардинального удлинения уса самостраховки. Кордалет- крайне универсальная штука.

Всем удачной самостраховки!

Два замечания с другой стороны:

1. Следует обратить внимание на длину "хвостиков", торчащих из узлов. Для безопасного использования они должны быть не короче 10 диаметров веревки.
Особенно опасны короткие "хвостики" для узлов "баррел" и "грепвайн": такая длина, как показана на фото с петлёй из 7 мм - может быть опасна для вашего здоровья.

2. При ввязывании самостраховочных усов "полусхватом" в текстильную петлю обвязки следует принимать во внимание возможность перетирания-переплавлени петли- веревкой при многократных знакопеременных нагрузках или даже однократной динамической нагрузке.

а из чего следует вывод по п.1, например,для узла грейпвайн?
и не могли бы вы более развернуто прояснить п.2 - каким образом в данной ситуации у вас происходят многократные знакопеременные нагрузки и перетирание?

Вы неправы по обеим пунктам.

Много лет пользую вариант IMG_5921

Эффект схлопывания отсутствует, просто не затягивается. При страховке лидера, можно не снимаясь с самостраховки переставить страховочное устройство справа или слева от самостраховки.IMG_5924 Недостаток, по сравнению с предложенной, это чуть более громоздкая система.
По этому же принципу к беседке пристёгивается дейзик. Режим "на спуск". Схватывающий узел можно прикрепить к силовой петле.
IMG_5938,
и импровизированная самостраховка из локалки. И здесь режим "на спуск". Схватывающий узел можно прикрепить к силовой петле. IMG_5933IMG_5936
Для критикующих:я в курсе свойств материалов из которых сделан дейзик, и локалка. Но лучше иметь хотя бы такой вариант самостраховки, чем никакой. Главное, встёгиваться в "мастер-карабин" внатяжку, и не ниже уровня беседки.

Дейзик - штука неоднозначная, но в определенных кругах очень любима за удобство и универсальность.

по правилам SRT короткий ус вроде не от роста человека зависит, а стандартной длины (около 50 см с карабином)

Правила СРТ скорее всего написаны для спелеологов, которые используют особую обвязку и основной способ подъема у них - с кролем чуть ниже или на уровне пупка. К жумару идет длинный ус. Короткий нужен только для преодоления перестежки и действительно может не иметь зависимости от роста человека. Возможно, его длина сочетается с размером стандартного карема, точно не знаю.

В альпинизме основные способы подъема - "рука-нога" и "нога-нога", "грудь-нога (спелео способ) используется реже чем первые два. Еще реже используется "грудь-нога-нога" с пантином.

Так вот замечено, что при способе "рука-нога" длина короткого уса, который идет к верхнему зажиму (жумару), имеет зависимость от роста человека. Высокому человеку нужен ус подлиннее, иначе будет неэффективный "короткий" шаг, а невысокий человек может с трудом доставать до ручки жумара, если у него будет такой же ус, как и у высокого человека.

Для бигволлов я использую на длинном усе схватывающий из петельки, связанной из мягкого репшнура, получается регулируемая самостраховка. Короткий ус для экономии веса и объема делаю из стропы, в сумме получается вес и объем не больше, чем описанный, а удобство больше.

Михаил, короткий ус из стропы будет здесь закомментирован на раз-два, так как принято считать, что усы из стропы небезопасны.

Регулировка репшнуром - это вариант, про который я писал, что он кажется мне громоздким. Если репшнур ввязывается в обвязку - это большие потери времени на его ввязывания- вывязывание, если это приходится делать регулярно. Если репшнур присоединяется к обвязке карабином - это дополнительное снаряжение и вес.
Я описал самостраховку, удобную как для постоянной работы "вторым", так и для использования свободно лезущим лидером, особенно при сложном лазаньи. Мне не нравится лазать с усами, ввязанными в беседку спереди - они закрывают обзор для поиска зацепок под ноги, создают ощущение громоздкости и неповоротливости, а если вешать карабины на концах усов на полочки обвязки - они мешают выбору страховочных элементов, также эти элементы могут цепляться за усы самостраховки.

Например, быстрая установка самостраховки нужна при смене ролей (полез напарник, а ты стал страховать и жумарить), при подходе по провешенным заранее перилам к началу нового участка (зажумарил, снял усы и полез). Я не стал описывать, но думаю это очевидно, что нет необходимости доставать описанную мной самостраховку на каждой вновь достигнутой станции, а перед лазаньем опять снимать ее и убирать на заднюю полочку обвязки. Достаточно сделать себе на станции самостраховку из страховочной веревки с помощью узла стремя. А описанную самостраховку доставать только при более глобальных переменах (начало спуска, смена лидера (в целом считаю смену на каждой веревке не рациональной, разве что на спортивных мултипитчах, поэтому смену лидера подразумеваю, например, раз в несколько веревок или после половины дня работы).

Если снимать усы нет необходимости и они не доставляют дискомфорта (ни за что не цепляются) - ваш способ регулировки очень удобен. Я пользовался им при организации прыжков с веревкой - но то направление больше похоже на промышленный альпинизм, чем на альпинизм, вес и громоздкость там не играют роли и большое количество развешенного на беседке закладного снаряжения встречается крайне редко.

Сергей, а если петельку из регулирующего репика ввязать (один раз) в петлю обобщающего узла? Тогда громоздкость системы возрастет на 30 см репшнура, а сложность ввязывания/снятия с обвязки останется той же.

Сергей, короткую самостраховку из стропы я использую в основном для жумара (который все равно не держит более 400 кг.) и для кратковременного перещелкивания основной самостраховки, поэтому надежность стропы для этих целей кажется мне вполне достаточной. А петельку из репшнура просто вставляю в основной узел, которым самостраховка прикреплена к системе.

Джентльмены! Как вам такой вариант регулируемой самостраховки? Мой друг давно с этой системой работает, и не жалуется.IMG_5438.Как видно на фото, "короткий ус" самостраховки регулируется в корневой системе. Размер "длинного уса" самостраховки регулируется независимо.
IMG_5439 На мой взгляд, в этой схеме "лишний" корневой карабин. Можно вместо карабина использовать петельку сложенную "вдвое" из половинки 8.5мм. Продевать петельку, как обычную верёвку через ноги и поясной ремень. Узел "грейпвайн".
IMG_5440 Конговский прибомбас для регулировки длинного уса самостраховки.
По личным ощущениям, лучше всего он (Kong) работает с верёвкой диаметром 8.2-8.4 мм.

А вроде эта железяка с тремя отверстиями отозвана производителем...может я не совсем врубаюсь и речь не про неё...хорошо бы разобраться))) Как именно называется эта приблуда, я не знаю, но встретила вот такие обрывки новостей. Если кто что понял, объясните, пожалуйста.

5 баллов, Сергей! Как ни странно, мой вариант, использовашийся много лет, найденный эмпирически, практически полностью совпадает! (За исключением мелких нюансов, я еще кое-где кое-что менял). В принципе -очень универсально!

Спасибо за статью.

Насчет узлов на концах - почему то всеми незаслуженно забыт проводник повышенной надежности (см. напр. http://kuzturotdel.narod.ru/instruktor/Doc/uzli.pdf стр. 24), это такой чуть улучшенный баррел. На него уходит веревки меньше чем на восьмерку, он компактней, но при этом имеет незатягивающуюся (в отличии от баррела) петлю. Из минусов - затягивается сильнее чем восьмерка (как грепвайн), ну дык его самого то не развязывать...

Это узел Медведева.

Забавно... может и Медведева, в интернетах все копипастят из книги Расторгуева и Антропова от 1992г, где он уже "проводник повышенной надежности".

Закон Блюменфельда (в другой версии С.Э.Шнолля): никакое открытие в науке и технике не носит имя его действительного автора; это же относится и к закону Блюменфельда.

Предельно ясно и лаконично. Спасибо.

В материалах по обсуждаемой теме упоминается об использовании под нагрузкой ОДИНАРНОГО РЕПШНУРА. Но ведь по канонам, в подобных случаях он должен быть сдвоен. В частности, если репшнур используется для петли, то безопаснее прикреплять петлю к карабину "заячьими ушками". В этом случае при ударе камнем по репшнуру менее вероятно, что он перебьет обе нити этой петли. УДАЧИ!

Скажите, а насколько безопасно применение динамики 8,5мм в усах?
То что выходить над станцией и срываться не надо — это понятно, но вот скажем при срыве от станции с фактором 1?

Срыв с рывком 1-2 может быть только у лидера. Он может иметь ус любой, т.к. при использовании основной верёвки Коломны при его весе в 80-100 кг у него скорее всего снесёт станцию неважно какой будет ус.

Считается что ус должен быть 9-10 мм.

Поэтому 8,5 мм единичка в усе = понт и трата денег. Экономия 50 граммов веса за счёт 500 рублей на блокировку подороже.