Поморский берег.

Пишет Yakutik, 31.10.2016 11:53

Поморский берег. (Вода, морской каякинг, кольский полуостров, баренцево море)
Отчёт об одиночном походе на морском каяке вдоль Мурманского берега Баренцева моря. По маршруту: мыс Святой Нос (п. Иоканга) - губа Ретинская (п. Ретинское(Кольский залив)).

Нитка маршрута (1)
Нитка маршрута (2)

Тип похода: морской каяк, одиночный;
Маршрут: мыс Святой Нос (п. Иоканга) - губа Ретинская (п. Ретинское(Кольский залив));
Протяженность маршрута: 340 км;
03.08.16 – 33 км
04.08.16 – 23 км

День первый (18.07.16).
Самолёт приземлился в аэропорту Мурманска в 2 часа ночи. Получив багаж, я взял такси и поехал в гостиницу, чтобы поспать несколько часов, поскольку день должен был быть напряженным. Заселился, лег и заснул. Встал в 10:00. До отхода парохода Клавдия Еланская в 19:00, мне предстояло успеть:
1) Забрать в «Управлении Пограничной Службы по Северо-Западному Арктическому Району» учетную карточку маломерного судна;
2) Забрать само судно, прибывшее в Мурманск ранее, почтовым вагоном;
3) Купить билет на теплоход;
4) Закупить провианта на три недели автономного плавания;
5) Выяснить: можно ли сойти с Клавдии Еланской в Поное (пропуска в ЗАТО Островной у меня не было, а начинать маршрут из Сосновки уж очень не хотелось(+70 км))
6) И еще кое-какие мелочи.
Когда все было сделано, оставались еще пара часов, которые пришлось провести на пристани Мурманского морского вокзала, вследствие невозможности свободно перемещаться с таким весомым багажом. После погрузки на пароход, из разговора со старшим помощником, а потом и с капитаном, я хорошо усвоил, что эти суровые люди не ведут переговоров с такими как я, что остановка в Поное обойдется Мурманскому морскому пароходству в 1000$ и, что единственная возможность начать свой поход не из Сосновки, кроется в сговорчивости работников КПП ЗАТО Островной. Тем временем пароход отчалил и вышел в акваторию Кольского залива. Одна тревожная веха в моем путешествии была преодолена. Некоторое время я наблюдал за видами, проплывавшими за бортом, потом пошел в каюту, выпил чаю и лег спать.
Поморский берег. (Вода, морской каякинг, кольский полуостров, баренцево море)

День второй (19.07.16). (Иоканга)
Спал плохо и проснулся рано. Поднявшись на палубу, я обнаружил, что море все такое же спокойное, как и вчера, однако солнце и ясность сменил непроглядный туман и мелкий дождь, к тому же стало заметно холоднее. Клавдия Еланская подходила к Иокангским островам. За то время, что я спал, пароход прошел тот маршрут, который я, как я теперь уже знаю, буду, стиснув зубы, проходить в течение более чем двух недель. Настроение было не самое лучшее, поскольку, как я уже сказал выше, место предположительного начала моего маршрута было определено с точностью +/-100 км. Пароход причалил в ЗАТО Островной. После того, как все пассажиры, имевшие пропуска в ЗАТО сошли, я обратился к начальнику КПП с просьбой позволить мне собрать и загрузить лодку прямо на причале, после чего покинуть окрестности ЗАТО, не пересекая его границ. К моему удивлению и радости, он с пониманием отнесся к этой просьбе, и после недолгой процедуры проверки документов, я, наконец, занялся делом. Надо сказать, что за то время, что я улаживал бюрократическую сторону своего похода, погода нисколько не улучшилась. Через 2 часа, промокший до нитки и замерзший, я отзвонился погранцам о том, что начинаю маршрут, затем спустил на воду свой Вектор и отчалил. Пройдя через пролив между островами Сальный и Витте, я взял курс на северо-запад и стал двигаться вдоль Иокангских островов с мористой стороны. Пройти в этот день мне удалось немного, да и цели такой не было: нерегулярный и плохой сон и питание, последние 2 дня, неопределенность и нервозность, усталость вместе сделали свое дело и организм «сбросил» стресс где-то в районе северной оконечности острова Чаячий, навалились усталость и гипогликемия, я начал мерзнуть. Стало понятно, что нужно найти место для лагеря, поесть и выспаться, в конце концов, главное сегодня было уже сделано. Самой отвратительной частью любого моего похода всегда были заброска и стапель, и теперь это было уже позади: я в море, я на маршруте, я гребу. Высадился в безымянном маленьком заливчике в 2 км к северо-западу от острова Чаячий.

День третий (20.07.16). (Губа Савиха)
Проснулся поздно. Некоторое время продолжался дождь, потом стал ослабевать, потом прекратился, погода стала улучшаться, а вместе с ней, и мой настрой. Долгое время сохранялся прижимной северный ветер 3-5 м/с, но и он, вскоре начал ослабевать. Я развесил на просушку вещи, выкачал из лодки воду, которая попала туда вчера во время стапеля. Пошел прогуляться и осмотреться. Вернувшись к палатке, поел и стал собираться. Загрузил лодку, отчалил. Однако время для выхода в море я выбрал крайне неудачное, поскольку мне предстояло продолжать двигаться на северо-запад, именно туда, где в данный момент находилось солнце, да и силы я за эту ночь восстановил не полностью. Однако мои упорство и решимость никуда не делись, и я греб, несмотря на не самые комфортные условия. По мере приближения солнца к горизонту, северный ветер стал усиливаться, а температура воздуха понижаться, стало ясно, что нужно искать место для новой стоянки. До губы Савиха оставалось несколько километров, и я решил «дожать», не взирая, на усиливающийся ветер. В результате, к скалистым островам на входе в бухту, я подходил, подгоняемый хорошей 2-х метровой волной. Восточный берег бухты за островом (название не знаю), едва ли можно назвать удобным для высадки, но все же мне удалось высмотреть один уступ на скалах, куда я и вытащил лодку. Место для палатки обнаружилось в семи-десяти метрах выше, на другом уступе. Поставил палатку и заночевал.
Поморский берег. (Вода, морской каякинг, кольский полуостров, баренцево море)

День четвертый (21.07.16). (Мыс Фадеева)
Проснулся, когда солнце осветило палатку. Сварил кашу и чай и сел завтракать снаружи, так, чтобы солнце освещало и грело меня. Не каждый день за завтраком можно наблюдать такой вид. Наученный вчерашним опытом я понимал, что чем раньше я выйду в море, тем больше я смогу пройти, прежде чем солнце начнет светить мне в лицо. Поел, согрелся, собрался и вышел в море. Впервые за последние три дня я почувствовал, что мой «движок» работает на полную. Солнце светило, ветер сменился на юго-восточный и ослабел до 3-4 м/с. Не доходя до мыса Фадеева приблизительно 4 км, на лудах, наткнулся на лежбище морских зайцев. После чего, один из них долгое время следовал за мной, фыркал и плескал хвостом. За мысом Фадеева разбил лагерь в безымянной бухте с песчаным пляжем, искупался и развел костёр.

День пятый (22.07.16). (Корабельная Пахта)
Проснулся от того, что земля гудит и вибрирует. Недолго думая понял, что это олени, схватил фотоаппарат и полез ползком из палатки. Я не ошибся, прямо за палаткой пробегало небольшое стадо оленей. Они остановились приблизительно в 20 м от меня и стали пастись. Через пару минут они тронулись с места, но через 70 м снова остановились. Так они перемещались несколько раз, пока, наконец, выстроившись вереницей, не скрылись за сопкой. Я развел костёр и стал готовить завтрак. Позавтракал. Море было на удивление спокойным, дул слабый ветерок, стояла ясная солнечная погода. Загрузил лодку и отчалил. Обогнув мыс Чёрный с маяком, заметил, что от берега отделилась чёрная точка. Точка двигалась в мою сторону и увеличивалась в размерах. Это были пограничники, у них пост на маяке, они увидели меня, когда я еще только подходил к мысу, и решили перехватить. Догнали, проверили документы, пораспрашивали, сделали удивленные лица и ушли обратно. Я же пошел своей дорогой. Поскольку светило солнце, на небе не было ни облачка, а поверхность воды стала ровной как зеркало, что, по-видимому, совершенно нехарактерно для Баренцева моря, я решил, что это мой шанс сделать большой переход. Так и получилось. Я пересек Восточный Нокуевский залив, прошел мимо острова Нокуев, пересек западный Нокуевский залив, миновал остров Китай, мысы Дворовый и Сидоров. Когда солнце начало заглядывать мне в лицо, я уже подходил к мысу Корабельная Пахта, за которым нашел хорошо укрытую бухту, где и разбил лагерь.
Поморский берег. (Вода, морской каякинг, кольский полуостров, баренцево море)

День шестой (23.07.16). (Дневка)
Сегодня по плану дневка: встал поздно. Практически весь день мною был потрачен на рыбалку, кипячение воды, купание в море и обследование окрестностей.

День седьмой (24.07.16). (Семиостровский рейд)
Вчера официально закончился полярный день, и теперь, в промежутке времени, условно называемом ночью, появился непродолжительный момент, когда солнце скрывается за горизонтом. Однако по-прежнему, два природных фактора полностью определяли мой распорядок дня – это, разумеется, положение солнца и приливы. Солнце в ходовое время должно находиться у меня за спиной, а вода должна быть настолько высокой, чтобы мне не нужно было далеко тащить лодку на себе. И если с положением солнца все было понятно, то с приливами дело обстояло несколько сложнее. Таблица приливов и отливов, имевшаяся у меня, была составлена для Мурманска и, соответственно, там, где я находился сейчас, была более чем неактуальна. В итоге я выработал следующий алгоритм: поскольку, как мне было известно, приливы на Мурманском берегу имеют четкий полусуточный характер, я мог быть уверен, что через 12 часов вода будет там же, где она находится сейчас. В итоге просыпался и выходил в море я не в какой-то определенный и неизменный час, а тогда когда «духи неба» и «духи моря» позволяли мне это сделать.
Итак, дождавшись благосклонности со стороны космоса и прочих природных сил, я вышел в море. Дул юго-восточный ветер, 3 м/с и с востока надвигалась плотная облачность, явно не предвещавшая ничего хорошего. Я хорошо отдохнул и, полный сил, совершенно не хотел заканчивать переход, едва успев начать. Поэтому решил, что пока у меня над головой небо чисто я буду грести. В течение нескольких часов облачность то догоняла меня тенью и усиливающимся восточным ветром, то вновь отступала, пока, в конце концов, не ушла на материк, оставив после себя ясное небо. К этому времени я уже миновал острова Большой и Малый Лицкие, мысы Лихая Пахта и Воятка и, созерцал, как на входе в Семиостровский Рейд высится остров Кувшин. Миновав Кувшин, я взял курс на остров Вешняк, на котором, согласно моей карте, должна была располагаться изба. Карта не соврала.
Поморский берег. (Вода, морской каякинг, кольский полуостров, баренцево море)

День восьмой (25.07.16). (Рында)
Встал, позавтракал, собрался и вышел в море. Хоть небо и было безоблачным, а погода безветренной, в пролив вошел туман. Остров Харлов, служивший мне ориентиром, то показывал вдали свои очертания, то вновь полностью скрывался в густой белой мгле. Я установил на деку компас. Однако держать курс по компасу оказалось не так просто: локальные течения, сулои и водовороты, имевшиеся здесь в огромном количестве, все время разворачивали лодку, то вправо, то влево, отчего шарик компаса вертелся в диапазоне +/- 45 град, что явно не внушало оптимизма. Тем не менее, когда через несколько часов туман ушел в море, я, с удивлением, обнаружил себя именно там, где и предполагал, что нахожусь. Продолжил свое движение. Прошел губы Чегодаевка и Золотая. В 5-7 к/м от Шубинских Лудок, резко похолодало, поднялся юго-восточный ветер 5-6 м/с, а когда я проходил сами острова, вернулся туман и стал накрапывать дождь. Войдя в устье Рынды, увидел на правом берегу реки избы, из труб которых поднимался дым. Не имея никакого желания с кем либо знакомиться и общаться, причалил к левому берегу, где стояла только одна изба, без признаков обжитости. За ней поставил палатку с подветренной стороны. Поел и лег спать. Спал хорошо, но недолго, меня разбудил топот ног у избы и голоса. Оказалось, что жители Рынды настучали на меня погранцам, те долго не могли войти в реку из-за отлива, и, наконец, пробившись, прибыли на место происшествия. Голос снаружи потребовал выйти и предъявить документы, я повиновался. Удовлетворившись документами, люди с автоматами предупредили меня, что все реки в округе находятся в частной собственности, и, соответственно, рыба внутри них, тоже, и, что добыча семги и краба – преступление. Также они сообщили, что погода портится, ожидается усиление юго-восточного ветра и что, в том месте, где стоит моя палатка, согласно жалобам местных жителей, медведь переходит реку. Последняя новость была явно лишней, и хоть медведь этой ночью, по-видимому, предпочел остаться дома и никуда не ходить, остаток ночи я, то засыпал, то просыпался, прислушиваясь, к звукам снаружи.

День девятый (26.07.16). (Черные Носки)
Поднялся по плану, позавтракал, собрался и отчалил. Ночные гости не соврали, стало холоднее, юго-восточный ветер усилился, волна же шла с северо-востока и, то и дело, ударяла в борт.
Обычно для спокойной погоды я использую короткое стеклопластиковое весло с большими лопатками (презент от моего друга Алексея Отвагина (старшего)), его я использую на тренировках, с ним проще развить большую скорость, когда не нужна дополнительная опора. Для хождения при развитом волнении я использую длинное весло с лопаткой поменьше, с ним легче совмещать опору и гребок. С начала похода я пользовался только коротким веслом, и это было оправдано. Сейчас, когда условия изменились, нужно было сменить весло, но я об этом не вспомнил, за что и поплатился.
Всякий раз, когда волна ударяла в борт, а происходило это очень часто, я интуитивно делал более резкий гребок справа с большим радиусом, в результате, чрез два часа у меня начало зверски болеть правое плечо, скорость резко упала, пришлось причаливать. К тому моменту я как раз оставил за кормой мыс Черные Носки, а вход в устье реки Вящина в одноименной губе находился у меня на траверзе левого борта. Вошел в реку. Здесь я снова встретил оленей, которые, завидев меня, форсировали реку и ушли за сопки. Решил сегодня дальше не идти, а завтра, по графику запланирована дневка. До конца дня успел развести костер и накипятить воды, поел и лег спать.
Поморский берег. (Вода, морской каякинг, кольский полуостров, баренцево море)

День десятый (27.07.16). (Дневка)
С утра лил дождь, точнее, это была низкая облачность – сильный северо-восточный ветер гонял облака у самой земли, и все, что попадало в эти облака, мгновенно промокало. Это относилось и к моей палатке и, самое ужасное, к дровам, которые я заготовил на утро. Практически весь день я провел в палатке, читая книгу. Когда книга закончилась, сделал попытку прогуляться, промок и вернулся в палатку спать.

День одиннадцатый (28.07.16). (о. Большой Олений)
Северо-восточный ветер 5-7 м/с, волны отчетливо видны даже с высокого берега, но гребней нет. Долго решаюсь выходить или не выходить. Выхожу в море. Огромные широкие волны 2,5 может 3 м или больше, бог знает. Поначалу впадаю в ступор: идти вперед – страшно, остановится – страшно, развернуться - еще страшней. Делаю над собой усилие: «Гребней ведь нет!». Выхожу из губы Вящина – глубже, волны не такие крутые. Через 40 мин полностью освоился, не свожу глаз с волн, кровь кипит. Вдали виднеется остров Большой Олений, еще через час он уже высится над горизонтом, но отдельные волны, все равно, закрывают его полностью. Вхожу в пролив Большой Олений. На середине пролива ветер меняется на юго-восточный, становится резким и холодным, начинается дождь. Прохожу остров и захожу в губу Порчниха. Высаживаюсь на северном берегу губы. Здесь палаточный лагерь каких-то джипперов-аквалангистов из Москвы. Место крайне неприятное: дорога, ржавые остовы армейских ангаров и горы, оставленного военными, мусора. С трудом нахожу место под палатку. Ем и ложусь спать.

День двенадцатый (29.07.16). (Ожидание)
Периодически льет дождь, ветер на вершине сопок такой, что едва удается стоять на ногах. Хожу через сопки к морю – море покрыто барашками. Жду. Вхожу в контакт с населением. Аквалангисты предлагают мне всяческую помощь: алкоголь, еду, трансфер. Местный старожил/скептик, живущий в кирпичной будке, ближе к мысу Скала, посмотрев на мою лодку, предрекает мне трагический исход. И, наверное, в десятый раз, за время с начала похода, мне приходится слушать историю про профессора МГУ, который утонул на байдарке в районе Святого Носа. Я не стал дослушивать до конца, ушел. К вечеру ветер стал слабеть, и появилась надежда.

День тринадцатый (30.07.16). (Губа Опасова)
Светит солнце. Выхожу в море. Слабый ветер с юга, зыбь с юго-востока. «Сажусь» на зыбь, ощущения неповторимые, иду легко. Мыс Белый Наволок, Шельпинские острова, п. Дальние Зеленцы, мыс Ярнышный, Гавриловские острова: пролетают с небывалой скоростью. То и дело то справа то слева всплывают полосатики, показывая свои черные спины с плавниками и выдыхая воздух. За Вороньими Лудками я оказываюсь закрытым от зыби островами. Полет закончен, начинается обычная работа, но силы есть и я иду. Прохожу губу Воронья, губу Федоровка и остров Зеленецкий. Иду дальше. Но время неумолимо - и солнце начинает лезть в лицо. Моя цель сегодня - губа Опасова, я так решил и я не отступлю. 10 часов в море – 46 км. В губе причаливаю и ставлю палатку, готовлю на костре еду. В глубине губы лагерь туристов: ходят с гидом маршрутом Губа Воронья - Териберка. Подошли, стали интересоваться: «Кто? Откуда? И как вообще такое возможно, чтобы один?» Места - разные, моря - разные, люди - разные, а вопросы всегда одни и те же. Отвечаю, пытаюсь объяснять – не получается, не понимают. Сворачивают лагерь - им пора. Я остаюсь. Через час замечаю в море стену тумана, еще через полчаса туман заходит в губу. Я ухожу в палатку и ложусь спать.
Поморский берег. (Вода, морской каякинг, кольский полуостров, баренцево море)

День четырнадцатый (31.07.16). (о. Малый Олений)
Подъем по графику, завтрак. Выхожу в море. Ветер северный 4-5 м/с, задувает прямо в губу. Волна с северо-запада. Выхожу из губы Опасова. Волна здесь более пологая. Встаю на курс запад-северо-запад, иду вдоль полуострова Териберский. Боковая волна с севера, порядка 1 м, не доставляет особых неудобств. По мере приближения к первому мысу замечаю гребни прямо по курсу, понимаю, что это локальное явление, однако возможности обойти явление с мористой стороны не вижу. Не имея никакого желания обходить толчею прижимаясь к гранитной стене, решаю переть напролом.
Волны со всех сторон, но гребни редкие, видны издалека и их без труда удаётся избегать просто за счёт изменения скорости. Самая каша, как и ожидалось, сосредоточилась на границе сулоя. Прохожу. Передышка. Адреналин. Кровь пульсирует в висках. Жарко. Расслабляться пришлось недолго – прямо по курсу опять гребни. Та же тактика. Прохожу. Опять передышка. Впереди мыс Териберский.
Должен отметить, что с таким количеством локальных явлений, как на море Баренца, мне прежде сталкиваться не приходилось. Тем не менее, за время прошедшее с начала этого похода, я успел не столько привыкнуть, сколько смириться с тем, что каждый мыс, выплывающий из-за горизонта, с одной стороны представляет собой желанную цель, а с другой стороны таит, чаще всего неприятный, сюрприз.
Итак, мыс Териберский. Уже издалека вижу, что эта толчея не такая как предыдущие, покруче. Гребни более явные и частые. Вхожу. Вкруг все кипит. Толчея здесь, и правда, более бурная, волны больше и круче. Чем дальше захожу, тем хуже. Начинает сносить к берегу, там совсем худо. Стена: волна рикошетит, и толчея бурлит сильнее. Меняю курс, беру мористее. Гребу сильней, хочу быстрей выйти. Уверен – за мысом спокойно, надо только обогнуть. Вижу границу, за ней гребней нет. Время тянется еле-еле. Кажется – ползу как черепаха. На выходе, как всегда самая ж*па. Огибаю мыс. Гребней нет. Просто зыбь. Покой. Выдыхаю. В глубине залива виднеется Териберка, телефон ловит сеть. Звоню домой и погранцам.
Проведя вчера 10 часов в море, и пройдя 46 км, я чувствовал себя прекрасно хоть и устал. Сейчас же проведя в море, от силы, часа 4 я разбит и выжат. Стал грешить на гипогликемию, но горячий сладкий чай из термоса и печенье ситуации не исправили. Из дома, жена и родители, уговаривали слиться с маршрута и возвращаться. Думал. Не могу. Что-то тянет, манит вперёд, а преодоленные трудности добавляют решимости. Собираю силы. Иду. Цель – остров Малый Олений. Прямой курс не беру. Иду на юго-запад. По мере приближения к берегу, начинаю отклоняться к западу. Потом беру прямой курс на Малый Олений. При подходе к острову северный ветер усиливается. Вхожу в пролив. Ищу место для лагеря, что-то нахожу. Отлив в разгаре. Галька, размером с футбольный мяч и более, покрыта мелкими, острыми моллюсками. Боюсь за шкуру лодки, мелкая волна качает её и скребет по камням. Поднимаю лодку, не разгружая, и выношу на руках из приливно-отливной зоны, аккуратно кладу на камни. Сажусь рядом. Голова кружится, сердце колотит, отдышка, руки трясутся. Последний раз я чувствовал подобное на Охотском море, после 42 километрового перехода по открытому морю с полуострова Старицкого на остров Завьялова. Тогда после 7 часов гребли, я два часа преодолевал расстояние в 5 км, прилагая чудовищные усилия, чтобы двигаться против шквального ветра, срывавшегося с километровой северной стены острова. Ставлю палатку, ем и отрубаюсь.
Поморский берег. (Вода, морской каякинг, кольский полуостров, баренцево море)

День пятнадцатый (01.08.16). (Кильдинский пролив)
Подъём по графику, завтрак. Пересекаю остров, чтобы глянуть, что с морем. Ветер с северо-востока 3-5 м/с, ослабел, ночью дуло сильнее, нагнало зыбь, но гребней нет – путь открыт. Собираюсь и выхожу в море. В проливе тишина и покой. Выхожу из пролива, все как и ожидал: пологая зыбь 1-1,5 м. Вижу остов Кильдин. Беру курс на мыс Чеврай, там на берегу виднеется, выброшенный штормом в 2011 году рефрижератор «Берег Надежды», краска ещё не облезла, поэтому его красно-белый корпус виден аж от самого Малого Оленьего. Прохожу острова Типунковы. До мыса Чеврай остаётся километра 4. Подул восток 7-9 м/с. Разогнал мелкую волну. Пошел дождь. Решаю идти до устья реки Зарубиха, в Кильдинский пролив. Ухожу за мыс, здесь спокойно. Беру к берегу. Идёт отлив. Пока разгрузился и перетаскал вещи, весь промок. Осматриваюсь: вдали у подножья сопок стационарный лагерь, три большие палатки из синего ПВХ. Ставлю палатку на правом берегу ручья. Замечаю невдалеке человеческую фигуру: машет рукой и что-то кричит, из-за ветра не слышно. Подхожу:
- Здравствуйте.
- Это ваша лодка? Много вас? (Указывает на белую надувную моторку на восточном берегу залива.)
- Нет. Моя вон там, на литорали. Я один.
-(Щурится) Где? Не вижу.
Подходим ближе.
- Ух ты! Каяк!
Разговариваем. Человек представляется Сергеем. Помогает мне унести лодку с осушки. Приглашает в лагерь на чай. Сначала отказываюсь, после недолгих уговоров соглашаюсь. Сергей – веселый, разговорчивый человек, с армейским прошлым, сейчас на пенсии. Сам из Мурманска, ездит сюда рыбачить и нырять. Сидим под навесом, пьем чай, едим макароны, разговариваем о разном: походах, лодках, питании, режиме, течениях и т. д. Сергей рассказывает, что лагерь – коммерческое предприятие, организующее доставку и проживание рыбакам и ныряльщикам в эти места. Он тоже клиент, но его попросили подежурить пару дней, пока не привезут новую группу из Москвы. Собираюсь уходить в палатку, сергей даёт мне тёплые калоши и куртку. Вечером доставили группу. Я наблюдал за выгрузкой, потом ушёл спать.
Поморский берег. (Вода, морской каякинг, кольский полуостров, баренцево море)

День шестнадцатый (02.08.16). (Дневка)
Сегодня по графику дневка. Погода мерзкая. Ветер восточный 7-9 м/с. Низкая облачность не позволяет выйти из палатки. В редкие промежутки в непогоде, удаётся прогуляться по берегу, поглазеть на Кильдин и сопки. В основном сплю. Сергей приглашает на завтрак. Овсянка с изюмом – пища богов. Через пару часов второй завтрак. Сергей уходит рыбачить на озёра. Я иду спать. Вечером пытаюсь разыскать его в лагере, чтобы отдать калоши и куртку, но его нет. Оставляю вещи и ухожу спать. (К сожалению, я так и не смог поблагодарить Сергея за доброту и гостеприимство, поскольку утром ушёл слишком рано. Спасибо, Сергей!)

День семнадцатый (03.08.16). (Кольский залив)
Подъём по графику. Завтракаю, загружаюсь, выхожу в море. Туман. Кильдина нет, берега нет, иду по компасу и звуку прибоя. На выходе из пролива туман рассеивается, точнее, отодвигается на запад. Прохожу мыс Топоркова Пахта, затем мыс Черный. На мысе попадаю в толчею. Выгребаю, иду дальше. Туман начинает возвращаться и закрывает мыс Зеленецкий, на который я держу курс. Опять иду по компасу. Начинает задувать с северо-востока. Туман уходит. С севера идёт зыбь. В 3 км от входа в Кольский залив попадаю в пятно солярки. Воняет. После двух недель, проведённых наедине с девственной полярной природой, подобные признаки человеческого присутствия внушают чувство глубочайшего отвращения к миру людей. У входа в залив, на Летинской банке, разогнанная северо-восточным ветром зыбь, начинает сплющиваться и горбатится, образуя валы 2-2,5 метра высотой. Эти валы сначала подхватывают тебя и несут вперед, затем уходят вперёд и скорость резко падает. Борюсь два часа. Вхожу в залив. Здесь спокойно. Поначалу не верится. Победа! Я в заливе! Хочу идти до губы Тюва или хотя бы до Большой Волоковой, но силы оставляют меня и я причаливаю в какой-то мерзкой безымянной бухточке, где воняет, как на складе ГСМ, а камни от границы водораздела и выше покрыты сантиметровым слоем мазута. Ставлю палатку, готовлю еду, звоню домой. Остаток дня провожу в размышлениях о том, стоит ли идти до самого Мурманска, по этому, загаженному, изуродованному человеком участку, некогда величественной и прекрасной северной природы, и портить впечатление от всего похода в целом. Решаю, что надо сливаться при первой возможности. А таковая, как следовало из моей карты, представится в поселке Ретинское, на противоположном берегу залива напротив Североморска.
Поморский берег. (Вода, морской каякинг, кольский полуостров, баренцево море)

День восемнадцатый (04.08.16). (Финал)
Подъем по графику, завтрак. Выхожу в море. Погода радует: голубое небо, ярко светит солнце, слабый ветерок с севера. Прохожу губу Большая Волоковая, затем губу Тюва и мыс Чирковый. Судоходство в заливе очень активное, корабли выходят один за другим, поэтому пересекать залив нужно с особой осторожностью и осмотрительностью. Наиболее быстрым и безопасным вариантом, на мой взгляд, является маршрут через остров Сальный. Подхожу к мысу Крестовый. От него двигаюсь прежним курсом, пока северный мыс острова Сальный не оказывается на траверзе правого борта. Беру курс на остров. Огибаю остров с юга. К юго-западу от острова лежит банка Сальная, а значит в спокойную погоду, можно двигаться в этом направлении, не опасаясь пересечься с каким-нибудь сухогрузом или подводной лодкой. Теперь самое важное – пересечь главный фарватер. От банки Сальная, перпендикулярный берегу курс и прямой курс на мыс Ретинский, приблизительно равны, поэтому выбираю последний. Осматриваюсь и стартую. Через 30 минут подхожу к мысу Ретинский. Огибаю его и захожу в губу Ретинская. В глубине губы, за полуразрушенным железным ангаром, высаживаюсь на берег. Вот и все. Антистапель, такси до Мурманска и самолет в Москву.