КОДАР-2016 "Куда приводят мечты"

Пишет Sergey Ponomarev, 02.10.2016 17:16

КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)
В феврале-марте 2016 года сборной командой Удмуртии под руководством Валерия Попова был пройден сложный лыжный маршрут (6 к.с.) по Восточному и Центральному Кодару.
Как известно, зимний Кодар отличается суровыми климатическими условиями, каньонистыми реками с большим количеством водопадов, технически сложными и лавиноопасными перевалами. Такие условия требуют от участников максимального физического и психологического напряжения для успешного прохождения автономного лыжного маршрута.

Нитка нашего маршрута: ст. Новая Чара - р. Апсат – устье р. Мускуннах (заброска) – р. Орто-Юрях (каньон 2Б) – перевал Корень (1Б) – р. Сакуканнырд – каньон Сакуканнырд (1Б) – руч. Сыллах (Гольцовый) – каньон Сыллах (2А) – перевал Синильга (1Б) – руч. Гранитный – р. Большая Тора – р. Игобман – перевал Сормовский (1Б, рад.) – перевал Апсат (н/к) – верховья р. Апсат – перевал Надежда (1Б) – р. Мускуннах – ледопад на Мускуннахе (1Б) – р. Апсат ( заброска) – руч. Ягельный – пер. Мурзилка (1Б) – р. Средний Сакукан – перевал Скальный (2Б, рад.) – р. Медвежий – перевал Три Жандарма (2Б) – р. Бирокан – перевал 25 лет Советской Латвии (2А) - ледник Кауфмана – р. Таёжная – ледопад в каньоне р. Таёжная (2Б) – р. Верх. Сакукан – рад. урочище Пески – ст. Новая Чара.

Основной идеей похода было желание участников посетить красивый и сложный туристский район, пройти интересный, в первую очередь в техническом плане, маршрут. На первом этапе мы хотели, организовав заброску на р. Апсат в устье р. Мускуннах, пройти первую часть маршрута (14-15 дней) в районе Восточного Кодара. Целью первого этапа было ознакомление с районом Восточного Кодара, а также высотная и температурная акклиматизация группы. Кроме того, первый этап включил в себя основной набор первопрохождений: прохождение и описание долин реки Сакуканнырд, ручьёв Сыллах (Гольцовый), Гранитный, а также реки Игобман, информации по зимнему прохождению участков нижнего и среднего течения которой найти не удалось. Всё задуманное на первом этапе мы выполнили в полном объёме. По срокам уложились с натяжкой, использовав два запасных дня, запланированных на весь маршрут.
Главной целью второго этапа являлось ознакомление с районом Центрального Кодара, прохождение долин рек Апсат и Средний Сакукан, посещение Каменного Мешка в верховьях реки Бирокан. После чего планировался выход из района по долинам рек Таёжная и Верхний Сакукан с посещением урочища Чарские пески.
За 26 ходовых дня было пройдено около 300 км пути.

Начинался наш маршрут с прохождения каньона р. Орто-Юрях. Каньон интересен тем, что практически полностью лишен снега и состоит из чередования водопадов и относительно пологих участков. Нас поразило количество и разнообразие пройденных водопадов, они здесь на любой вкус: от маленьких, высотой около 3-5 метров, до вполне значительных, высотой около 20-ти метров. Мы насчитали 12 водопадов.КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы) КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Прохождение одного из водопадов на р. Орто-Юрях

Поле прохождения долины р. Орто-Юрях нам предстояло пройти через перевал Корень1Б. Перевал Корень имеет ярко выраженный односторонний характер, определяющая сторона - восточная, которую нам предстояло пройти на спуск. Не смотря на кажущуюся простоту, перевал является серьезным препятствием.КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Наш лагерь с видом на восточный склон перевала Корень

После спуска с пер. Корень, мы двигались вниз по относительно широкой долине р. Сакуканнырд. Выше впадения притока с пер. Нижнесакукканский, нами был совершен зимний первопроход каньона на р. Сакуканнырд (1Б) КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)
Пройдя каньон р. Сакукуннырд, мы совершили еще один зимний первопроход каньона р. СыллахКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Водопад на р. Сыллах
КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)В верховьях р. Сыллах

В верховьх р. Сыллах нас ждал перевал с красивым названием Синильга 1Б, информации о зимнем прохождении которого у нас так-же не было. Перевал прошли успешноКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Подъем на пер. Синильга
КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Группа на пер. Синильга
КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Записка с пер. Синильга группы пешеходных туристов от 1990 года

Далее наш маршрут проходил по долинам р. Гранитный и Бол. ТораКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)
В долине р. Бол. Тора

На слияние р. Бол. Тора и Игобман, по которой нам предстояло подниматься, стоит изба гостеприимных оленеводов.КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Олешки

По долине р. Игобман мы поднялись под пер. Сормовский 1Б, на который в связи с плохими погодными условиями, совершили лишь радиальный выходКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Группа на пер. Сормовский

В долину р. Апсат мы перевалили через некатегорийный пер. АпсатКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Подъем на пер. Апсат

Следующим препятствием на нашем пути был перевал Надежда. В день его прохождения (а это 8 марта) дул сильный ветер, доставлявший нам весьма неприятные ощущения.КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы) Лица во время восхожденияКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Вид с пер. Надежда

С перевала Надежда мы спустились в живописную долину р. Мускуннах. В долине р. Мускуннах есть несколько симпатичных водопадовКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)В верховьях р. МускуннахКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Перед первым водопадом на р. МускуннахКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Труднопроходимый участок на р. Мускуннах

Спустившись по р. Мускуннах мы вышли в долину р. Апсат, здесь нас ждала заброскаКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)В долине р. Апсат

На следующий день мы пошли вверх по долине р. Апсат.КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы) Апсатский водопад

Недалеко от впадения в Апсат ручья Ягельного стоит хорошее зимовье с баней, здесь мы и встали на дневкуКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)

Во время дневки часть группы протропила лыжню в нижней, наиболее труднопроходимой, части ручья ЯгельногоКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Лагерь в верховье руч. Ягельный

Здесь была зафиксирована самая холодная ночная температура за походКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)

Далее следовал подход под пер. Мурзилка 1БКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Верховья руч. Ягельный

Преодолев пер. Мурзилка, мы оказались в наиболее возвышенной и интересной части Кодара.

Пройдя по живописной долине р. Медвежий, мы подошли под один из самых сложных перевалов на нашем маршруте. Перевал Три Жандарма 2Б, интересен тем, что имеет крутой скальный спуск, крутизной около 80*КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)На пер. Три Жандарма, просматриваем путь спуска

КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Спуск с пер. Три Жандарма

После спуска с перевала, мы попали в долину р. Бирокан, отсюда хорошо должен быть виден пик БАМ, высшая точка всего Кодара, но из-за плохой погоды, мы наблюдаем лишь сумрачные его контуры. Пройдя вверх по долине р. Бирокан, мы подошли под перевал 25 лет Советской Латвии (2А). Перевал 25 лет Советской Латвии (2А) показался нам более сложным, чем предыдущий. Кроме обрывистого спуска, нам пришлось преодолеть довольно крутой подъем, и перетащить наверх по отдельности лыжи, волокуши и рюкзакиКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Вид на стенку пер. 25 лет Советской Латвии, по которой мы спускались

С пер. 25 лет Советской Латвии мы спустились на ледник Кауфмана, где и заночевалиКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы) Ночевка на леднике Кауфмана

Дальнейший наш маршрут проходил по долине р. Таежная. Изюминкой этой реки является обрывистый 40-ка метровый водопад, который мы прошли на спуск. Это был самый высокий водопад на нашем маршруте
КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)В долине р. Таежный

КОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)Гигантский водопад на р. Таежный

Далее следовал долгий выход по долине р. Верх. Сакукан. На Кодар тем временем пришла весна, стало тепло, и мы часто шли по водеКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)

Подойдя ближе к урочищу "Чарские пески" мы конечно навестили это чудо природы. При этом решили забраться на самый высокий барханКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)

С "Чарских песков" мы где пешком, а где и на лыжах дошли до станции Новая Чара и тем самым с честью закончили наш маршрутКОДАР-2016 "Куда приводят мечты" (Туризм, лыжный туризм, горы)