Плечо Агассиса, сквозное прохождение. Мы это сделали, Давид !

Пишет Георгий Сальников, 14.09.2016 19:25

Плечо Агассиса, сквозное прохождение. Мы это сделали, Давид ! (Горный туризм, горный туризм, таджикистан, памир, новосибирск, турклуб нгу)
Под катом описание прохождения нового памирского перевала с красивым названием Плечо Агассиса. Техническая информация и фотографии.

Если подписи на изображениях, вставленных в текст, плохо прорисовываются, кликните на них средней кнопкой мышки, чтобы открыть в соседней вкладке в исходном масштабе. В отдельной вкладке подписи будут читаться хорошо.

Схема участка хребта Петра I - места стыка ледников Музгазы, Петра I, Девлохан. Красной линией обозначен путь группы через перевал Плечо Агассиса, крестиком отмечен сам перевал. Некоторые высоты, в частности, высота пика Агассиса, проставлены на схеме неверно. Некоторые важные отроги хребтов, в частности, отрог, ограничивающий с запада северный цирк перевал Музгазы, не обозначены совсем, либо изображены очень схематично.

Гуглоснимок этого же участка хребта. Красной линией обозначен путь группы через перевал Плечо Агассиса.

То же при более подробном увеличении

Местонахождение: в хребте Петра I (Северо-западный Памир), в главном отроге, ограничивающем ледник Петра I с севера и отделяющем его от ледников Музгазы и Майда, между вершинами Агассиса (5860) и Агашидзе (5900). Связывает ледник Музгазы с верхним плато ледника Петра I (ледником Петра I номер 5).

Плечо Агассиса со стороны ледника Музгазы

Плечо Агассиса со стороны ледника Петра I

Координаты по GPS: N39.0042670, E71.4783540
Высота по GPS: 5610м
Предлагаемая категория сложности:
Ориентация: север - юг
Характер: снежно-ледовый (включающий элементы ледопада)
Определяющая сторона: северная, но перевал не односторонний. Техническая сложность южного склона соответствует 2Б.
Направление прохождения: с севера на юг, на подъем с определяющей стороны
Перепад высоты по GPS: на подъеме 1800м, на спуске 500м
Крутизна: усредненная для всего взлета по GPS около 40 градусов, отдельные участки до 90 градусов (на ледовых сбросах)
Навешено веревок: на подъеме 19 по льду (950м перил), на спуске 7 по льду (350м перил), всего 26 веревок (1300м перил)
Время подъема: 2 дня (11 часов + 9 часов). Но перед прохождением еще пришлось 2 дня пурговать.
Время спуска: 3.5 часа
Фактическое время прохождения: 2-3 августа 2016г.
Ночевки: на леднике Музгазы перед перевалом (не останавливаться близко к стене!), в верхнем цирке перевала над большим сбросом, на леднике Петра I за перевалом. Возможны также ночевки на седловине и на некоторых снежных подушках в верхней части перевального взлета. В нижней части перевального взлета с северной стороны (до большого сброса) ночевок нет, этот участок обязательно нужно проходить за день! (строго говоря, перед ключом есть одно место, где можно поставить палатку, но оно небезопасное)

Плечо Агассиса - это принципиальный перевал. Другого прямого пути с ледника Музгазы на верхнее плато Петра I (исток номер 5) не существует. Известный перевал Таджикистан (3А) ведет на нижнюю ступень (основной ледник) Петра I; дальнейший путь на верхнее плато не пешеходный и сам по себе соответствует 3А. Находящийся с другой стороны пер. Музгазы (3Б) ведет на Девлохан; чтобы попасть с него на Петра I, нужно дополнительно пройти пер. Шаровского (3А). Прямой же путь предоставляет только Плечо Агассиса.

В связи с этим мы предлагаем категорировать этот новый перевал от лед. Музгазы именно до верхнего плато Петра I (ледника номер 5): его прохождение дальше, до нижнего течения ледника, при наличии более прямого и простого пути туда же через пер. Таджикистан, выглядит нелогично.

Первыми побывали на седловине Плеча Агассиса москвичи под рук. Александра Щербакова 18 августа 2014г., совершившие на нее радиальный выход с южной, неопределяющей стороны (мы нашли на перевале их тур с запиской). Наша группа, вероятно, впервые прошла определяющую северную стену и совершила первое сквозное прохождение.

Идеей прохождения Плеча Агассиса с нами поделился при личной встрече очень уважаемый горник Давид Лехтман. Он же предоставил несколько фотографий северного склона, сделанных им ни много ни мало в 1990 году. За всю информацию, и вообще, за подстрекательство к прохождению группа выражает Давиду особую благодарность. Спасибо тебе, Давид, если ты это читаешь! Нам понравилось!

Поскольку, имея довольно скудную и, вероятно, устаревшую информацию, нужно заранее готовиться к возможным нюансам, у нас в маршрутке были предусмотрены различные варианты прохождения с ледника Музгазы: траверс пика Агашидзе (на фотографиях Лехтмана подъем на пик смотрелся проще и безопаснее, чем на плечо Агассиса) с вариантами спуска как в сторону Петра I, так и в сторону лед. Девлохан через седловину пер. Музгазы, прямое прохождение Плеча Агассиса (а вдруг в современных условиях оно окажется проще), а также прямое прохождение пер. Музгазы. Все эти варианты были согласованы с МКК как равноценные (а не основной и запасные) с предполагаемой категорией сложности 3А-3Б. Окончательный выбор маршрута предполагалось сделать на месте смотря по обстановке, так что фактическая его сложность могла оказаться и 3А. В то же время опыт группы, а также наличие замруководителя, уже имеющего опыт руководства горными шестерками, позволяли, по мнению МКК, уверенно пройти препятствие и в том случае, если его сложность окажется 3Б.

По факту прохождения мы полагаем, что Плечо Агассиса, хотя и не представляет экстремальной технической сложности на отдельных участках, по совокупности заметно превышает каноническую 3А, требует вдумчивого выбора линии прохождения, и никак не может быть пройдено за один день, то есть соответствует 3Б. Но это обычная, каноническая 3Б, без "звезды". В том числе и при прохождении в противоположном направлении, на спуск. В случае спуска по определяющей стороне перевал не сильно упростится, т.к. сверху безопасная спусковая линия читаться не будет.

Северная стена Плеча Агассиса: красная линия - путь подъема группы, треугольник - место ночевки над большим сбросом. Часть пути невидима, т.к. заслонена скальным ригелем.

Южный склон Плеча Агассиса; видны следы спуска группы

Состав группы
Антон Щербаков (руководитель)
Артем Григорьев (завхоз)
Антон Журавлев (врач)
Иван Александров (завснар, по совместительству реммастер)
Константин Сердюк (казначей и логист)
Артем Фатеев (связист, фотограф)
Андрей Некрасов
Жора Сальников (ваш покорный слуга, фотограф, по совместительству замрук.)

Ниже неформальный рассказ о прохождении непосредственно Плеча Агассиса. Отчет о всем походе в процессе написания, он будет опубликован позже, и пишет его руководитель группы.

По ходу описания все "левее" и "правее", если не оговорено особо, считаются не орографически, а по ходу движения. Время везде указано местное (UTC+5), которое отличается от московского на +2 часа. Светлое время суток 6:00 - 19:30. Средняя продолжительность одной "ходки" 40 минут. Условная длина веревки 50м, включая запас на необходимые узлы и следование перегибам склона.

Погода на Памире в этом году была не памирская. На многих фотографиях большую часть кадра занимают облака. Контраст слабый, детали видно плохо. Приходится путем обработки вздергивать контраст. При этом детали проявляются, но одновременно появляется синее небо. Которого не было. Так что, если где увидите хорошую погоду и голубое небо, знайте: это фотошоп, а на самом деле небо везде серое, погода хреновая.

30 июля
Когда мы спускались в плохую погоду с оправдывающего свое название перевала Мук, нам в первый раз показали Плечо Агассиса сквозь разрывы облачности. Подъем на него не выглядел непроходимым.

Вид на Агашидзе и Агассиса со склонов перевала Мук

С грехом пополам спустившись с Мука, мы к вечеру подошли под взлет Плеча Агассиса (оттуда же при желании можно было начинать подъем и на Агашидзе) и встали на ночевку на середине ледника на значительном удалении от стены. Место ночевки представлялось безопасным, следов старых обвалов там не было. Однако видимость совсем выключили.

"Вид" на стену Агассиса из-под перевала

Вечером пришел и вовсе конкретный запердон, с обильным снегопадом. В середине ночи со стены начал сходить накапливающийся снег. Судя по звукам, эти лавинки падали далеко и нам не угрожали.

31 июля
Около 5 утра внезапно пришло острое чувство беспокойства. Стало как-то очень неуютно, хотя, казалось бы, ничего не изменилось. Примерно как животные начинают волноваться перед землетрясением... Сон не шел.

- Антон, не спишь? Слушай, через полчаса начнет светать. Давай объявим подъем и по-быстрому, без завтрака, свалим отсюда ниже по леднику, пока, не дай бог, что-нибудь большое не свалилось...

Так или иначе, мы и правда с рассветом поднялись, не завтракая, быстро свернули лагерь и при продолжающемся снегопаде, переходящем в дождь, продернули на ходку вниз по леднику, чтобы уйти совсем далеко от стены. На новом месте мы принялись выкладывать площадку, все, как обычно на стоянке.

А через полчаса со стены бахнула большая. Достали ли плотные лавинные массы до того места нашей ночевки, откуда мы вовремя успели сбежать, в тумане не было видно. Но ударная волна со снежной пылью пробила ледник на всю ширину и вылетела на дальний борт. Может, нас и не завалило бы, но собирать шмотки по леднику наверняка бы пришлось...

Утренний подъем. Все завалено свежим снегом.

Новая стоянка ниже по леднику

Координаты безопасной стоянки: N39.0336347, E71.4839779, высота 3800м.

Весь этот день мы пурговали. Во второй половине дня погода стала налаживаться.

Свежевыпавший снег стал активно таять, и со всех склонов повалило вовсю... А мы наблюдали и старались запомнить, где, когда и сколько упало.

Сравнительно небольшие лавинки сходили в том числе и по пути предполагаемого нашего подъема. Поэтому мы решили, что завтра пургуем здесь еще один день, даже если погода будет хорошая. Подождем, пока все сойдет.

В середине дня двое участников сходили на разведку на зеленую левую террасу ледника Музгазы. Набрали там очень сочного зеленого лука. Райские места, даже жаль, что нам туда не надо...

В разрывах облачности видели перевал Музгазы

Пик Агашидзе на закате

1 августа
С утра хорошая погода, можно было бы идти на перевал, но мы решили этот день продолжать наблюдать за лавинами. Безопасность превыше всего! Кое-где обвалы еще наблюдались, но по линии предполагаемого подъема в этот день больше ничего не сошло. Очевидно, все, что могло, уже съехало вчера. В 12:00 и в 16:00 сошли маленькие лавинки на полку над большим сбросом, но, учитывая размеры самой полки, эту зону наверняка можно было обойти стороной.

Руководитель с замом внимательно изучают предстоящий путь

Верхняя часть перевала освещается солнцем в 7:00. Нижняя часть - с 8:00 до 9:00. Ключевой участок, находящийся в средней части, остается в тени дольше всех, до 11:00.

На первый взгляд, путь до ключа был понятен. Протяженность на вид около 10 веревок, и заведомо проходимо. Этот нижний участок, кровь с носу, нужно было пройти быстро, до 11:00. Крутой ключевой участок мы оценили в две веревки, но снизу, издалека, путь однозначно не читался. Там могла понадобиться импровизация. Сразу после ключа, как казалось, крутизна склона резко уменьшалась, так что можно было идти пешком, но надо было распутать непонятные разломы, преграждающие путь направо. После этого на большом казавшимся горизонтальным снежном поле можно было остановиться на ночевку. Этот путь вполне реально было одолеть за день.

Верхняя часть Плеча Агассиса

Верхняя часть перевала издали казалась проходимой без перильных веревок целиком. По спуску на верхнее плато Петра I была информация из отчета москвичей, там тоже не ожидалось особых проблем.

Забегая вперед, скажем, что наши предположения оправдались частично. Нижняя часть (до ключа) оказалась даже несколько проще, участок перед ключом удалось пройти пешком в связках. Сам ключ оказался протяженнее и труднее, чем мы думали, а разломы выше него непроходимыми. До мостов через эти разломы пришлось провесить еще 3 веревки вверх по склону под скалами. Снежное поле над большим сбросом оказалось не горизонтальным, а наклонным, к тому же изрядно разорванным. Верхний перевальный взлет был тоже не подарок: во многих местах крутизна предельная для движения в связках, а кое-где пришлось повесить и перила. Ну, спуск - да бог с ним, вниз не вверх...

Теперь все по порядку, и с картинками.

2 августа
С утра погода облачная, но без осадков, и видимость нормальная. В 5:00 выход. За ходку подошли под взлет и в 6:00 приступили к провешиванию нижнего участка, начиная от бергшрунда.

Первая веревка на Плечо Агассиса

Подъем на нижнем участке

Здесь мы набрали порядка 400м высоты и навесили 8 веревок (подряд, без промежутков).

Пока вторая связка снимает перила, первая приближается к ключу. Этот участок удалось пройти пешком.

Руководитель с замом соображают, как преодолевать ключевой участок

В 10:00 мы подошли под ключ и начали обработку.

9-я веревка, через бергшрунд

Несколько неожиданно, бергшрунд, с которого начинается ключевой участок, нас задержал. Лидер без рюкзака провесил через него 9-ю веревку довольно быстро. Руководитель, поднявшись следом с рюкзаком, сообщил, что жумарить слишком напряженно, и предложил либо вытягивать рюкзаки отдельно, либо идти на стременах. Следующий попробовал со стременами, быстро дошел но верхнего слегка нависающего участка и там завис, как только кошки потеряли опору о стенку. Некоторое время покорячившись, он приспустился, оставил рюкзак на промежуточной станции и вылез на стременах же, но без рюкзака. Попробовали вытягивать рюкзаки веревкой. С большим трудом подняли три штуки, но дело шло плохо. Без блока груз был слишком тяжелый, да и точка, с которой тянули, неудобная. Полиспаст не помог, потому что груз уходил маятником, из-за чего сдвоенная веревка перекручивалась, увеличивая сопротивление. Поняв, что дело движется медленно, оставшиеся участники напряглись и зажумарили с рюкзаками. Причина неожиданных трудностей - по всей видимости, слишком тяжелые рюкзаки.

Не исключено, что бергшрунд можно было бы и обойти: см. следующую фотографию, альтернативный путь обозначен синим пунктиром. Но для этого понадобился бы длинный траверс по крутяку налево, потом столько же направо, и еще не факт, что обошлось бы без неудобных горизонтальных перил.

10-я веревка

Следующие две веревки после бергшрунда были некрутые, а на 12-й - еще один лобик

11-я веревка

12-я веревка

К 14:00 ключевой участок пройден. Но и дальше оказалось еще не пешком: пути направо через разломы нет. Пришлось продолжать косой подъем под скальным поясом.

13-я веревка

Наконец, кинули 15-ю веревку горизонтальных перил через мост и вышли на снежный склон по ту сторону разломов

Еще одна веревка вверх. Видна также горизонтальная 15-я веревка.

Наконец, в 16:00 мы на вожделенном снежном поле, но оно нифига не горизонтальное! Попробовали было поискать площадку поплоще, но на хребет село облако, впереди оказалась очередная зона трещин, а в молоке не видно, куда идти.

Выровняли площадку на косогоре. В этот день мы, согласно данным GPS, набрали 800м высоты при средней крутизне склона 55 градусов и провесили 16 веревок (800м перил). Это примерно половина всего перевального взлета по высоте, но определяющая часть технической работы. Координаты ночевки на снежной полке: N39.0179173, E71.4822196, высота 4600м. Вот утренняя фотография этого замечательного места.

Вид вверх в последних лучах солнца

3 августа
Утром мы стартовали в 5:40. Дальнейший путь через верхний цирк представлял собой распутывание широких трещин, сопровождающееся тактическим запутыванием трека в GPS-навигаторе.

Кое-где даже пришлось повесить перила через бергшрунд

или преодолеть снежный мост эпических размеров

До подножия верхнего взлета, путая ледник, мы шли около 3 часов и набрали почти 400м высоты. Казавшийся снизу беспроблемным прямой путь через верхний взлет преграждали ледовые сбросы во всю ширину кулуара. Так что и тут простого пути не было. Да и масштабы при ближайшем рассмотрении оказались немаленькие: перепад высоты по GPS около 600м, средняя крутизна всего этого участка 50 градусов.

Результатом чесания репы стала довольно замысловатая линия, позволившая обойти большинство разломов. Учитывая неустойчивую погоду с реальной перспективой потери видимости в самый неподходящий момент, мы старались получше запомнить особые приметы предстоящих поворотов.

Слишком легко никому не показалось. Даже в обход крутизна во многих местах была предельная для движения без перил.

Этот бергшрунд пришлось далеко обходить, еще и навесив пару веревок

Около 12:00 мы вышли на небольшую удобную подушку, где наскоро пообедали. Координаты места обеда: N39.0070386, E71.4761738, высота 5100м.

Дальше вешать перила больше не понадобилось, но крутизна по-прежнему была значительная. Снег стал зимним, неутаптывающимся, мы даже стали опасаться, еще лавинной опасности нам тут не хватало...

Вид назад и вниз, на ледник Музгазы

Выход на седловину

В 15:00 мы вышли на перевал, где обнаружили тур с запиской группы Александра Щербакова (г. Москва) от 18 августа 2014г. Координаты: N39.0042670, E71.4783540, высота 5610м. Погода оставляет желать лучшего. Руководитель пишет свою записку.

Групповая фотография на перевале Плечо Агассиса на фоне гор Дарвазского хребта. Стоят слева направо: Сердюк, Некрасов, Григорьев, Александров, Журавлев, Фатеев. Сидит: Щербаков. Фотографирует: Сальников.

Вид с перевала в сторону ледника Девлохан. Хотя до собственно Девлохана в этом месте спуска нет: сбросы.

Для спуска мы сначала сместились чуть левее по гребню, первые полсотни метров прошли пешком, а затем крутизна увеличилась, и мы потянули вниз нитку перил...

В какой-то момент уже было захотелось прекратить провешивание, однако внизу явно намечался бергшрунд. Высота сброса и место, где наиболее удобно было бы его преодолеть, сверху совершенно не читались. Так что мы решили не собирать ненужных приключений на свою задницу...

Перевальный взлет Плеча Агассиса со стороны ледника Петра I. Видны спусковые следы нашей группы. Навеска перил начинается от большого камня и заканчивается на склоне под бергшрундом.

Утренний кадр того же места

Навесив 7 веревок (350м перил) и сбросив по перилам и пешком около 500м высоты, в 18:30 мы спустились на верхнее плато ледника Петра I и заночевали. Координаты ночевки: N38.9996305, E71.4841219, высота 5100м. Итого мы в этот день набрали километр высоты, перевалили седловину и сбросили полкилометра, провесили 3 веревки на подъеме и 7 на спуске, итого 10 веревок. На весь же перевал пришлось 1800м подъема, 500м спуска и 26 веревок (1300м перил). Неплохо поразвлекались. Такие масштабы, видимо, на 3Б уже потянут...

4 августа через давно не посещавшийся перевал Шаровского (3А) мы ушли на Девлохан, и дальше по маршруту. Продолжение следует - в грядущем отчете...

Авторы фотографий: Александров, Сальников, Фатеев.