О пользе пения под гитару для акклиматизации в горах

Пишет Dmitry Ivanov, 13.09.2016 19:55

О пользе пения под гитару для акклиматизации в горах (Альпинизм, пик ленина)

Хотел было написать отчёт о том, как сходил на пик Ленина. Но потом подумал, что вряд ли это будет кому-то интересно. Особенно после тех захватывающих историй, которые уже выложены в Сети и которые я сам с удовольствием читал, когда готовился к поездке.
А здесь история, в общем-то, обычная: коммерческий вариант, гид и клиент, плавно акклиматизировались до 5100, не спеша поднялись на Раздельную. И хотя по графику значился спуск и отдых перед решающим подъёмом и штурмом, погода сделала нам подарок в виде ясного дня (пусть и с хорошим таким ветерком), клиент (то есть я) чувствовал себя бодро, было решено сделать попытку, и попытка удалась.
И, собственно, писать-то вроде не о чем... Если бы не одно "но". Я по давно заведённой привычке взял с собой гитару, и в этот раз она нашла более чем достойное применение, причём не только в руках своего хозяина. И раскрасила обычную "чёрно-белую" историю в яркие цвета и воспоминания.
Поэтому, не тратя времени на никому не интересные "вышли во столько-то, дошли тогда-то", просто поделюсь одной мыслью, а также наиболее запомнившимися впечатлениями.
Мысль – на затравку тем, кто лучше автора разбирается в механизмах акклиматизации в горах. И возможно – уже не новая. Просто я для себя открыл её сам.
А заключается она в том, что, по моему непрофессиональному мнению, вечера, проведённые с гитарой в хорошей компании, помогают легче адаптироваться к высоте.
Возможно, это как-то связано с тем, что при пении, когда работает диафрагма, задействуются все разделы лёгких, включая нижние. При этом они не застаиваются, как это может происходить при поверхностном дыхании, и поющий, хоть в этот момент и находится в режиме отдыха, на самом деле получает дополнительную тренировку и адаптацию. А также отличный эмоциональный заряд, который играет свою весьма заметную роль в общем состоянии человека и помогает лучше переваривать все виды нагрузок и неблагоприятных факторов, которые действуют на него в горах.
Было бы интересно услышать на этот счёт мнения людей, которые хорошо разбираются в теме.

А мы пока пойдём дальше. Собственно, туда, где вряд ли уместны научные споры, а приводится просто некий срез наиболее ярких впечатлений автора от увиденного и услышанного.

Гитара
Мне её подарил отец, если не ошибаюсь, на 18-летие, для чего специально ездил в Москву. В родной Туле такой красоты тогда, в далёком 1980 году, и не видывали. Resonata, классическая шестиструнка, производства ещё ГДР (кто не забыл), с шикарным строем и звуком и удобным широким грифом. Сейчас она, конечно, уже "старушка" и подвергалась капитальному ремонту. Однако, как сказал истинный мэтр этого дела Виктор Бобок, едва взяв её в руки и пробежавшись по струнам: "Гитара не хорошая... – тут Витя сделал МХАТовскую паузу, – а очень хорошая!"
Правда, чтобы привезти её в Киргизию, мне пришлось в Домодедово заплатить 35 евро (по текущему курсу). Строгая девушка на стойке регистрации авиакомпании S7, предварительно узнав, не хочу ли я доплатить 8 т.р. и лететь в пока ещё свободном бизнес-классе ("Нет, не хочу!"), тут же впилась глазами в мою старушку и потребовала оплатить дополнительное место багажа.
Спорить с ней и доказывать, что за последние 4 года гитара облетела со мной (бесплатно!) полмира, было бессмысленно.
На обратном пути решил, что если S7 сдерёт еще 35 евро, то буду с ними судиться. Если нет – так и быть, прощу, как бедных и убогих. В итоге на гитару даже никто не обратил внимание, а мне (видимо, в качестве компенсации морального вреда) досталось место в бизнес-классе без какой-либо доплаты.

Песня "по кругу"
Как-то так удачно сложилось, что базовом и первом лагерях "Гор Азии" счастливо пересеклись маршруты сразу нескольких людей, которые отлично владели инструментом и своим голосом, и в итоге у нас каждый вечер вместо обычных "поели, посидели, пошли спать" превращался в событие, когда гитара переходила из рук в руки, а все присутствующие, кто как мог, подпевали исполнителям, даже порой не зная слов, а подхватывая их на лету.

О пользе пения под гитару для акклиматизации в горах (Альпинизм, пик ленина)

Саша Ильин, Витя Бобок, ваш покорный слуга и его гид Паша Воробьёв, а также некоторые наиболее смелые представительницы прекрасной половины человечества по очереди исполняли песни самых разных стилей и настроений. Сашины "Человек и кошка", Витины "Закаты, как табачный чад" и забойный Пашин хит на тему "Эй, эй! Я дуралей!" не могли оставить равнодушным никого. Народ то погружался в лирику, то взрывался эмоциями, и даже иностранные клиенты, ни черта не понимая в словах, эти эмоции чутко улавливали и не спешили расходиться по палаткам.
Весть о спонтанных концертах, судя по всему, облетела другие лагеря, и к нам на огонёк приходили люди, разбирающиеся в хорошей музыке. Андрей Федоров, Константин Бойцов, Сергей Михалыч Чернявский и многие другие, кто посетил наши посиделки, не дадут соврать!
К чему я всё это? Да к тому, что: люди, берите с собой гитары! Не пожалеете! Только будьте построже с авиакомпаниями.

Страна Киргизия
Не питал особых иллюзий насчёт того, насколько комфортно буду себя чувствовать в чужой стране, однако в целом был приятно удивлён. Все говорят по-русски и по-русски же всё везде написано, никакой неприязни на национальной почве я не заметил, киргизский сом – всё равно что наш рубль, с обменом долларов и евро тоже никаких проблем и даже милиция по-прежнему называется милицией. Я уж не говорю про памятник Ленину на центральной площади Оша – прямо, как у нас в старые добрые времена.
Отдельная песня – Иссык-Куль. Я оказался на нём в первый раз, и за это огромное спасибо Паше и его жене Насте, что уже после завершения программы восхождения продолжали нянчиться со мной и взяли в эту поездку. У меня было полное ощущение, что я на море: вокруг сосны, позади горы, перед глазами песчаный пляж и нескончаемая голубая гладь до горизонта, где не видно другого берега и только в дымке угадываются очертания далёких гор.

О пользе пения под гитару для акклиматизации в горах (Альпинизм, пик ленина)

В общем, за эти три дня в чисто курортных условиях мой организм постепенно отошёл от стресса и напряжения последних дней восхождения.
Да, чуть не забыл! Мы ещё на обратном пути заехали в национальный парк петроглифов и к башне Бурана, где, кроме всего прочего, собрана интересная коллекция балбал – древних каменных идолов.
Кстати, проезжая туда через посёлок Токмак, пополнил свою "копилку" ещё одним наблюдением. В городах Ош и Бишкек было привычно видеть вывески с надписями "адвокат" и "нотариус" (на русском, конечно). По роду службы занимаясь юриспруденцией, отметил, что нашего брата здесь достаточно. И вдруг в Токмаке вижу вывеску "АДЕКВАТ". Просить Пашу остановиться и вернуться назад, чтобы сделать снимок, было не очень удобно, мы промчались дальше. Но вопрос остался: это так небрежно отнеслись к написанию слова "адвокат" или же так и было задумано? Второй вариант мне нравится больше.

"Сурок Мензбира"
По приезде домой на вопрос о том, видел ли в горах какую-нибудь живность, уверенно отвечал про лошадей, овец и прочую скотину, многочисленные стада яков, а также большое количество сурков, населяющих склоны в окрестностях базового лагеря. Все они были похожи друг на друга, за исключением...
В общем, первый раз этого зверя я заметил на перевале Путешественников, когда мы спускались на базу с акклиматизационного выхода. Размером он был с немаленькую такую собаку. А в остальном – обычный сурок. Пашин знакомый, который кстати оказался рядом, предположил, что это так называемый сурок Мензбира. Однако на базе кто-то заметил, что они все тут "Мензбира". Википедия на этот счёт говорит, что сурок Мензбира является самым маленьким видом сурков. Этого же Паша издали вообще сначала принял за волка.

О пользе пения под гитару для акклиматизации в горах (Альпинизм, пик ленина)

А уже после спуска с Горы, на пути к базе опять на этом же месте мы заметили уже две особи, всё тех же гигантских размеров по сравнению со всеми остальными их собратьями.
Так что Мензбира или не Мензбира – пусть разбираются зоологи.
А мне запомнилась ещё совершенно неожиданная миграция бабочек и стрекоз над ледником между первым и вторым лагерями, причём летели они куда-то наверх. Наверное, как и все мы, тоже хотели подняться на вершину.

Люди
Люди на Ленина – отдельная тема. Думаю, неисчерпаемая. Кто-то, как я, приехал на три недели, чтобы попытаться подняться на Гору. Кто-то здесь весь сезон живёт и работает. Кто-то приезжает всего на несколько дней, чтобы повидать любимого человека.
Все они разные, и всё же что-то их объединяет. Я бы назвал это "Братство", понимая под этим то, что здесь всегда готовы вместе и профессионально делать общее дело и в нужный момент прийти друг другу на помощь.
Запоминая или записывая в свой блокнот, кого как зовут из увиденных мной людей, я понимал, что с большой долей вероятности ни с кем из них больше не пересекусь по жизни, поскольку в горы выбираюсь нечасто. Однако очень хотелось бы сохранить в памяти и своём сердце этих людей – Вас, мои дорогие, с кем мне так радостно было встретиться, познакомиться и пообщаться.
Я не буду пытаться здесь всех перечислить. Просто несколько дружеских пожеланий:
Марату – чтобы не перевелась искра зажигания в твоём двигателе внутреннего э-сгорания!
Эле – чтобы сняла лучший фильм про то, что ты увидишь в горах.
Ларисе – чтобы нашёлся-таки тот батыр, который наточит все твои ножи и будет вовремя и в нужную сторону крутить вентили газовых баллонов. Тогда приготовленные тобой завтраки, обеды и ужины будут доставлять наслаждение не только тем, кто их вкушает, но и тебе самой ввиду лёгкости их приготовления.
Бахадыру – чтобы победил на всемирном конкурсе поваров альплагерей, если такой будет проводиться. Я уверен – ты этого достоин! А твой компот после спуска с восхождения буду помнить как самое вкусное питьё в жизни. Я не мог оторваться от кружки, хотя в меня уже не влезало.
Мише – чтобы на склонах гор нашёл для своей коллекции философский камень.
Серёге – повышения в звании как минимум до полковника (лучше – до генерала).
Семёну и Жене – чтобы в ваших лагерях, где бы они ни находились, всегда был полный порядок и никто не орал дурниной по ночам.
Ещё одному Серёге (Селивёрстову) – чтобы всё в твоей жизни заводилось с пол-оборота.
И его Насте – чтобы вот так вышла из юрты, набрала бы полную грудь воздуха, зычно так выдохнула: "Э–эх!!!" И все, кто поблизости, тут же выстроились бы в шеренгу по одному.
Асканио Мартинотти (итальянскому клиенту Ярослава) – поменять скучную работу финансового менеджера в Люксембурге на что-то более интересное.
Самому Ярославу – побольше клиентов из финансово обеспеченного Люксембурга.
Саше Ильину – творческих и спортивных успехов и семейного счастья! И, пожалуйста, осваивая новые музыкальные инструменты, не забывай про гитару. Ты, гитара и твои песни – в моём восприятии, одно из самых ярких и гармоничных впечатлений от поездки.
Михалычу – отменного здоровья! С удовольствием вспоминаю твоё крепкое рукопожатие.
Вите как Человеку Мира – чтобы благодарный Мир отвечал своему Человеку взаимной любовью. И когда ты, наконец, научишься держать гитару по уставу? А то ведь никогда такого не было – и вот опять!
Паше, моему гиду... и себе заодно. Ты говорил, что тебе повезло с клиентом (в моём лице). А я-то как раз думал, что это мне повезло с гидом. Так пусть нам обоим по жизни сопутствует удача!
Да, и ещё огромное спасибо Сергею Баранову и всем, кто был причастен к организации моей поездки.

И в заключение – песня. Учитывая, что дело происходит на "Риске", рискну предложить вниманию взыскательной публики своё сочинение. Написана песня очень давно, после чего была незаслуженно исключена мной из сложившегося репертуара, и только относительно недавно я вспомнил о ней и вдруг понял, что песня в общем-то получилась неплохая. По крайней мере, те, кто слышал её здесь, на Ленина, и в январе на Аконкагуа, не забрасывали автора гнилыми помидорами (может, просто помидоров под рукой не было?).
Подходящего видео у меня нет (скорее всего, найдётся у Эли, когда она разберётся с гигабайтами отснятого материала), студийной звукозаписи – тоже, поэтому пока решил слепить звук и картинку из того, что было под рукой. Прошу не ругать за качество.
Называется песня «Отвечаем: "Любовь!"».

60


Комментарии:
3
Хорошо!!!

2
Очень неплохо! ))

2
Надо, наконец, куда-то вместе сходить уже.

1
Я не против!

6
Спасибо. Песня отличная и исполнение душевное. Поздравляю с горой.

6
Класс! Спасибо. Я на эту тему всегда говорил, что работающим нынче лагерям всегда надо забрасывать и гитару - даже если в лагере никто не играет... Придет же кто-нибудь - и может хороший вечер получиться... С собой притащить - не всегда получается. А в Китае у меня в базе гитара есть - правда, совсем не качественная, купленная по дороге что-то за 30-40 долларов, но как-то звучит. Уже, правда, 9 лет под землей - как она там? Надо бы как-нибудь проверить...

1
Пора набирать команду гитаристов ;)))

7
Ну, наконец, хоть нормальный, душевный пост без выяснений...Ничего нового, мы ещё 40 лет назад пришли к выводу, что песнопения, даже А капе́лла, и бросание камней по банкам благотворно влияют на акклиматизацию, но как приятно читать! И песня-вполне в тему...Удачи Вам!

1
Отличная песня и пост прекрасный. А с гидом Пашей Воробьевым сильно повезло. Удачи.

3
Всем добрый вечер!
Спасибо за тёплые слова.
Согласен с Анатолием: было бы здОрово иметь в лагере гитару, а не таскать её по самолётам. Хотя, наверное, для самой гитары лучше быть под присмотром хозяина, чем под землёй. Думаю, моя немецкая подружка этого не выдержала бы.
Взаимно всем удачи!

3
Дима, приветствую!
Очень удивился и обрадовался увидев твоё фото и последовавшее повествование! Читал с большим интересом, затаив дыхание! Спасибо за тёплый, интересный рассказ, который напомнил об одних из самых приятных моментах прошедшего лета! А, так же хочу сказать, что манера твоего исполнения песен и высокий уровень владения инструментом, были не только приятны на слух, но и послужили для меня, своего рода образцом исполнения бардовской песни к которому нужно стремиться!
С большим уважением, Саша!

1
Саша, привет!
Рад увидеть тебя на Риске, как, впрочем, буду всегда рад любому пересечению наших жизненных траекторий.
Надеюсь, ещё увидимся!

1
Подпишусь под каждым словом автора и про пользу пения под гитару для акклиматизации и про душевность. Научных опытов правда на эту тему не проводила, но т.к. пою сама на личном опыте могу сказать - что это очень здорово! Спасибо Вам за пост! действительно очень душевно получилось!

3
Спасибо! В начале всего хорошего - доброе слово. А если его ещё и пропеть... :-)

2
Дима, отличный слог ! спасибо !
кстати, польза от пения "хором" с точки зрения психосоматики для меня была очевидной :), а вот про всякие "отделы диафрагмы" даже не задумывался. круто !
За весь мой высотный опыт такого количества классных исполнителей + автора в одном месте не встречал. Как и такой "не хорошей,...а очень хорошей" гитары. Наверное подобное тянулось к подобному :) .
Лагерь "Гор Азии" однозначно стал лучшим в сезоне по культурно-массовым мероприятиям. Он то и раньше был лучшим, но не таком высоком художественном уровне.
Песня твоя ,думаю, сейчас пойдет в народ - выкладывай и вторую, и пиши ещё !
З.Ы. "Эй,эй, я дуралей" - такой песни не знаю :)

3
Спасибо, Паша. Мне тоже всё очень понравилось. А песню на тему "Эй, эй! Я Дуралей!" придётся досочинить. Для тех, кому ещё нет 48-ми. Мотивчик-то известен.

2
Правильная мысль, конечно, пение стоящих песен помогает! Это вроде медитации, как на Востоке, считают, что без психологии, без медитации, на одной физухе, невозможно достичь совершенства личности человека, или стать хорошим бойцом. В хорошо написанных стиховых бардпеснях есть объяснение, оправдание, память, история, словесно выраженный идеал альпинизма, его душа. Коммерциализация всего, в том числе гор, отрицает эту духовность, делает образ альпиниста более примитивным, мышление - одноплановым. Вызывает общее одобрение этакий совершенный механизм для преодоления стен, вообще смертельных изломов рельефа. Вот он видишь ли, что-то такое пролез, и вновь задумался, куда бы еще за крутым экстримом податься. Это в лучшем случае спорт, но скучный, не привлекающий много болельщиков. Духовный путь в горах, на мой взгляд, гораздо интереснее. Послушаем, например, почитаем Визбора. И других поэтов-альпинистов тоже...

2
Спасибо, Виктор, за Ваш отклик. Тем более что Вы сами и поете, и сочиняете – то есть, по-настоящему "в теме". Я, правда, не стал бы столь категорично относиться к коммерческому альпинизму. Про это и без нас с Вами уже столько понаписано, что нет смысла повторяться. Скажу только, что после моего почти 30-летнего перерыва в занятиях альпинизмом коммерческие восхождения были для меня фактически единственной возможностью вернуться в горы и сходить туда, куда мне хотелось бы, и снова ощутить то, чего так не хватает в обычной "городской" жизни. Да и дело тут, на мой взгляд, не в том, что здесь (как и везде вокруг) кто-то что-то продает, а кто-то покупает. Ведь, например, любая более-менее серьезная гималайская (спортивная!) экспедиция тоже не обходится без покупки известного набора услуг: шерпы, яки и т.д.
Дело в самом человеке. Один может видеть в восхождениях рекорды и крутой экстрим, как Вы верно заметили, а другой – путь к совершенствованию. Поэтому нам с Вами и дорог Визбор и многие другие авторы и исполнители песен, идущих от души – вот в этом я с Вами полностью согласен!

1
часто в гиде можно найти в сто раз более качественного и приятного напарника, чем в любом друге из города.

1
Ну, я бы сказал чуть по-другому: что гид тоже может стать другом – таким же надежным и близким по духу, как те действительно настоящие друзья (которых на самом деле не так много), что остались в городе. Не все они могут быть напарниками (если речь о хождении в горы) – просто потому, что, например, из моих друзей практически никто в горы не ходит, а живут обычной "равнинной" жизнью, что не мешает нам находить самые разные темы для общения и быть уже много лет интересными друг другу.
А хороший гид (и он же – еще и хороший человек!), да к тому же интересный собеседник – это просто находка! Поэтому, Сергей, не пора ли нам сверить планы на будущий год?
Как предложил бы в таком случае РИСК: что скажете, Wild Rain?
(Дальше на эту тему предлагаю по e-mail.)

2
Да, человека отличает уровень духовности, способности чувствовать, мыслить, мечтать, петь песни. Должен сказать, что я ни к чему категорично не отношусь (в том числе к коммерческому альпинизму), воспринимаю действительность такой , как она есть, и право каждого быть экстремалом, или поэтом, или и тем и другим. Я просто говорю, как я об этом думаю, не навязывая свое мнение, поскольку никто в этом мире на сто процентов не прав. В то же время огорчает даже здесь, на Риске, заметный уход с ленты многих поэтов, художников, других авторов постов, имеющих отношение к искусству в теме гор. Общее восхищение вызывают суперсложные прохождения каких-то якобы всем интересных суперлиний. Конечно, таков этот блог, и такова его тема. Но все таки паучок по стенке дома лезет гораздо более умело, и почему-то восхищения не вызывает. То есть смысл не в самом подъеме по вертикалям, а в его человеческом наполнении, опять- таки в духовности. А этому люди с древности не нашли лучшего выражения, как в песнях, стихах. Поэтому меня и заинтересовал Ваш пост, что в нем поставлен вопрос, который и меня давно волнует, и для меня он главнее, чем техническое преодоление.

3
Про паучка – это Вы очень точно подметили. Блестящее сопоставление! И полностью с Вами согласен!
А на извечный вопрос, зачем нам, идущим в горы, всё это надо, ответ (лично для себя самого) у меня как-то сам собой сложился в 2012-13 годах, когда после того самого 30-летнего перерыва я оказался в Непале. Но прежде всего меня просто потрясла красота этих мест (мы ходили к Базовому лагерю Эвереста, а на следующий год поднимались на Мера-пик), величие Эвереста, Лхозце, Ама-Даблам и их явно ощущаемая божественная сущность, когда не просто веришь тому, что на вершинах действительно живут боги (собственно, им молятся все горные народы), а прямо-таки кожей это чувствуешь – достаточно подняться на площадку любого из буддийских монастырей. (К слову, в ухоженных Альпах такого ощущения у меня и близко не было.)
Так вот, находясь в состоянии какого-то обостренного восприятия окружающей действительности, я постоянно ловил себя на мысли, какими едва заметными песчинками на теле матушки-Земли являемся мы и наши жилища (на тропе выше Намче-Базара это особенно бросалось в глаза), как ничтожно мала человеческая жизнь в сравнении с космическим возрастом гор и всей нашей планеты. А значит, не следует тратить столь короткий отпущенный нам срок на какие-то мелочи и ерунду.
В такие минуты начинаешь лучше понимать себя самого и близких людей. И видеть главное, не обращая внимание на шелуху.
И что еще интересно, в горах пробуждается тяга к песням, стихам и вообще к творчеству.
Та песенка (которой я закончил пост) тоже сочинилась те самые 30 с лишним лет назад.
Поэтому спасибо Вам за теплые слова. И творческих успехов! У Вас уже вон сколько сочинилось! У меня пока только две песенки (это я не жалуюсь, а так, к слову). Надо как-нибудь вторую выложить – мой гид на Ленина Паша Воробьёв настоятельно советовал, а у меня всё записи подходящей не было. Теперь вот появилась (Эля Хасанова снимала нас в БЛ на видео и вчера прислала нарезку).

2
Дмитрий, конечно, когда человек в горах воспринимает красоту и поэзию мироздания, философское обобщение смысла восхождения и жизни вообще - это и есть духовность, и отсюда один шаг до творчества. А от творчества - снова к горам! Мне кажется, что в альпинизме существует некий кризис смысла в наше время. Во времена первопокорений этот смысл был важным для всего человечества, было понятно, за что люди отдают свою жизнь, скажем, на пути к Эвересту. Мэллори говорил, что дух романтики не должен умереть, и если ради этого нужно погибнуть, то он отдаст свою жизнь. А сейчас высота смысла утрачена, чтобы привлечь внимание, новые экстремалы готовы ходить по большим стенам, зимой, в одиночку, спускаться на лыжах, сноубордах,парапланах и т.д. Они действительно мастера в этом. На дне океана есть вершины - выше Эвереста, на Марсе есть вершины высотой по 25 км. Я не удивлюсь , если они завтра устремятся и туда, но если не будет найден духовный идеал и смысл, который неисчерпаем и бесконечен, то кризис продолжится и некая неудовлетворенность результатом будет сопровождать. Для меня пример - Ю. Визбор. Постигая горы, совершая восхождения, - он написал великие произведения - повести АЛЬТЕРНАТИВА ВЕРШИНЫ КЛЮЧ, ЗАВТРАК С ВИДОМ НА ЭЛЬБРУС, а также массу песен. Его результат духовности - неоспорим, и нет кризиса смысла, а есть высокие вершины искусства. Желаю удачи на этом пути, соединяющем физически существующие горы и творческие вершины.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru