О пользе пения под гитару для акклиматизации в горах
Хотел было написать отчёт о том, как сходил на пик Ленина. Но потом подумал, что вряд ли это будет кому-то интересно. Особенно после тех захватывающих историй, которые уже выложены в Сети и которые я сам с удовольствием читал, когда готовился к поездке.
А здесь история, в общем-то, обычная: коммерческий вариант, гид и клиент, плавно акклиматизировались до 5100, не спеша поднялись на Раздельную. И хотя по графику значился спуск и отдых перед решающим подъёмом и штурмом, погода сделала нам подарок в виде ясного дня (пусть и с хорошим таким ветерком), клиент (то есть я) чувствовал себя бодро, было решено сделать попытку, и попытка удалась.
И, собственно, писать-то вроде не о чем... Если бы не одно "но". Я по давно заведённой привычке взял с собой гитару, и в этот раз она нашла более чем достойное применение, причём не только в руках своего хозяина. И раскрасила обычную "чёрно-белую" историю в яркие цвета и воспоминания.
Поэтому, не тратя времени на никому не интересные "вышли во столько-то, дошли тогда-то", просто поделюсь одной мыслью, а также наиболее запомнившимися впечатлениями.
Мысль – на затравку тем, кто лучше автора разбирается в механизмах акклиматизации в горах. И возможно – уже не новая. Просто я для себя открыл её сам.
А заключается она в том, что, по моему непрофессиональному мнению, вечера, проведённые с гитарой в хорошей компании, помогают легче адаптироваться к высоте.
Возможно, это как-то связано с тем, что при пении, когда работает диафрагма, задействуются все разделы лёгких, включая нижние. При этом они не застаиваются, как это может происходить при поверхностном дыхании, и поющий, хоть в этот момент и находится в режиме отдыха, на самом деле получает дополнительную тренировку и адаптацию. А также отличный эмоциональный заряд, который играет свою весьма заметную роль в общем состоянии человека и помогает лучше переваривать все виды нагрузок и неблагоприятных факторов, которые действуют на него в горах.
Было бы интересно услышать на этот счёт мнения людей, которые хорошо разбираются в теме.
А мы пока пойдём дальше. Собственно, туда, где вряд ли уместны научные споры, а приводится просто некий срез наиболее ярких впечатлений автора от увиденного и услышанного.
Гитара
Мне её подарил отец, если не ошибаюсь, на 18-летие, для чего специально ездил в Москву. В родной Туле такой красоты тогда, в далёком 1980 году, и не видывали. Resonata, классическая шестиструнка, производства ещё ГДР (кто не забыл), с шикарным строем и звуком и удобным широким грифом. Сейчас она, конечно, уже "старушка" и подвергалась капитальному ремонту. Однако, как сказал истинный мэтр этого дела Виктор Бобок, едва взяв её в руки и пробежавшись по струнам: "Гитара не хорошая... – тут Витя сделал МХАТовскую паузу, – а очень хорошая!"
Правда, чтобы привезти её в Киргизию, мне пришлось в Домодедово заплатить 35 евро (по текущему курсу). Строгая девушка на стойке регистрации авиакомпании S7, предварительно узнав, не хочу ли я доплатить 8 т.р. и лететь в пока ещё свободном бизнес-классе ("Нет, не хочу!"), тут же впилась глазами в мою старушку и потребовала оплатить дополнительное место багажа.
Спорить с ней и доказывать, что за последние 4 года гитара облетела со мной (бесплатно!) полмира, было бессмысленно.
На обратном пути решил, что если S7 сдерёт еще 35 евро, то буду с ними судиться. Если нет – так и быть, прощу, как бедных и убогих. В итоге на гитару даже никто не обратил внимание, а мне (видимо, в качестве компенсации морального вреда) досталось место в бизнес-классе без какой-либо доплаты.
Песня "по кругу"
Как-то так удачно сложилось, что базовом и первом лагерях "Гор Азии" счастливо пересеклись маршруты сразу нескольких людей, которые отлично владели инструментом и своим голосом, и в итоге у нас каждый вечер вместо обычных "поели, посидели, пошли спать" превращался в событие, когда гитара переходила из рук в руки, а все присутствующие, кто как мог, подпевали исполнителям, даже порой не зная слов, а подхватывая их на лету.
Саша Ильин, Витя Бобок, ваш покорный слуга и его гид Паша Воробьёв, а также некоторые наиболее смелые представительницы прекрасной половины человечества по очереди исполняли песни самых разных стилей и настроений. Сашины "Человек и кошка", Витины "Закаты, как табачный чад" и забойный Пашин хит на тему "Эй, эй! Я дуралей!" не могли оставить равнодушным никого. Народ то погружался в лирику, то взрывался эмоциями, и даже иностранные клиенты, ни черта не понимая в словах, эти эмоции чутко улавливали и не спешили расходиться по палаткам.
Весть о спонтанных концертах, судя по всему, облетела другие лагеря, и к нам на огонёк приходили люди, разбирающиеся в хорошей музыке. Андрей Федоров, Константин Бойцов, Сергей Михалыч Чернявский и многие другие, кто посетил наши посиделки, не дадут соврать!
К чему я всё это? Да к тому, что: люди, берите с собой гитары! Не пожалеете! Только будьте построже с авиакомпаниями.
Страна Киргизия
Не питал особых иллюзий насчёт того, насколько комфортно буду себя чувствовать в чужой стране, однако в целом был приятно удивлён. Все говорят по-русски и по-русски же всё везде написано, никакой неприязни на национальной почве я не заметил, киргизский сом – всё равно что наш рубль, с обменом долларов и евро тоже никаких проблем и даже милиция по-прежнему называется милицией. Я уж не говорю про памятник Ленину на центральной площади Оша – прямо, как у нас в старые добрые времена.
Отдельная песня – Иссык-Куль. Я оказался на нём в первый раз, и за это огромное спасибо Паше и его жене Насте, что уже после завершения программы восхождения продолжали нянчиться со мной и взяли в эту поездку. У меня было полное ощущение, что я на море: вокруг сосны, позади горы, перед глазами песчаный пляж и нескончаемая голубая гладь до горизонта, где не видно другого берега и только в дымке угадываются очертания далёких гор.
В общем, за эти три дня в чисто курортных условиях мой организм постепенно отошёл от стресса и напряжения последних дней восхождения.
Да, чуть не забыл! Мы ещё на обратном пути заехали в национальный парк петроглифов и к башне Бурана, где, кроме всего прочего, собрана интересная коллекция балбал – древних каменных идолов.
Кстати, проезжая туда через посёлок Токмак, пополнил свою "копилку" ещё одним наблюдением. В городах Ош и Бишкек было привычно видеть вывески с надписями "адвокат" и "нотариус" (на русском, конечно). По роду службы занимаясь юриспруденцией, отметил, что нашего брата здесь достаточно. И вдруг в Токмаке вижу вывеску "АДЕКВАТ". Просить Пашу остановиться и вернуться назад, чтобы сделать снимок, было не очень удобно, мы промчались дальше. Но вопрос остался: это так небрежно отнеслись к написанию слова "адвокат" или же так и было задумано? Второй вариант мне нравится больше.
"Сурок Мензбира"
По приезде домой на вопрос о том, видел ли в горах какую-нибудь живность, уверенно отвечал про лошадей, овец и прочую скотину, многочисленные стада яков, а также большое количество сурков, населяющих склоны в окрестностях базового лагеря. Все они были похожи друг на друга, за исключением...
В общем, первый раз этого зверя я заметил на перевале Путешественников, когда мы спускались на базу с акклиматизационного выхода. Размером он был с немаленькую такую собаку. А в остальном – обычный сурок. Пашин знакомый, который кстати оказался рядом, предположил, что это так называемый сурок Мензбира. Однако на базе кто-то заметил, что они все тут "Мензбира". Википедия на этот счёт говорит, что сурок Мензбира является самым маленьким видом сурков. Этого же Паша издали вообще сначала принял за волка.
А уже после спуска с Горы, на пути к базе опять на этом же месте мы заметили уже две особи, всё тех же гигантских размеров по сравнению со всеми остальными их собратьями.
Так что Мензбира или не Мензбира – пусть разбираются зоологи.
А мне запомнилась ещё совершенно неожиданная миграция бабочек и стрекоз над ледником между первым и вторым лагерями, причём летели они куда-то наверх. Наверное, как и все мы, тоже хотели подняться на вершину.
Люди
Люди на Ленина – отдельная тема. Думаю, неисчерпаемая. Кто-то, как я, приехал на три недели, чтобы попытаться подняться на Гору. Кто-то здесь весь сезон живёт и работает. Кто-то приезжает всего на несколько дней, чтобы повидать любимого человека.
Все они разные, и всё же что-то их объединяет. Я бы назвал это "Братство", понимая под этим то, что здесь всегда готовы вместе и профессионально делать общее дело и в нужный момент прийти друг другу на помощь.
Запоминая или записывая в свой блокнот, кого как зовут из увиденных мной людей, я понимал, что с большой долей вероятности ни с кем из них больше не пересекусь по жизни, поскольку в горы выбираюсь нечасто. Однако очень хотелось бы сохранить в памяти и своём сердце этих людей – Вас, мои дорогие, с кем мне так радостно было встретиться, познакомиться и пообщаться.
Я не буду пытаться здесь всех перечислить. Просто несколько дружеских пожеланий:
Марату – чтобы не перевелась искра зажигания в твоём двигателе внутреннего э-сгорания!
Эле – чтобы сняла лучший фильм про то, что ты увидишь в горах.
Ларисе – чтобы нашёлся-таки тот батыр, который наточит все твои ножи и будет вовремя и в нужную сторону крутить вентили газовых баллонов. Тогда приготовленные тобой завтраки, обеды и ужины будут доставлять наслаждение не только тем, кто их вкушает, но и тебе самой ввиду лёгкости их приготовления.
Бахадыру – чтобы победил на всемирном конкурсе поваров альплагерей, если такой будет проводиться. Я уверен – ты этого достоин! А твой компот после спуска с восхождения буду помнить как самое вкусное питьё в жизни. Я не мог оторваться от кружки, хотя в меня уже не влезало.
Мише – чтобы на склонах гор нашёл для своей коллекции философский камень.
Серёге – повышения в звании как минимум до полковника (лучше – до генерала).
Семёну и Жене – чтобы в ваших лагерях, где бы они ни находились, всегда был полный порядок и никто не орал дурниной по ночам.
Ещё одному Серёге (Селивёрстову) – чтобы всё в твоей жизни заводилось с пол-оборота.
И его Насте – чтобы вот так вышла из юрты, набрала бы полную грудь воздуха, зычно так выдохнула: "Э–эх!!!" И все, кто поблизости, тут же выстроились бы в шеренгу по одному.
Асканио Мартинотти (итальянскому клиенту Ярослава) – поменять скучную работу финансового менеджера в Люксембурге на что-то более интересное.
Самому Ярославу – побольше клиентов из финансово обеспеченного Люксембурга.
Саше Ильину – творческих и спортивных успехов и семейного счастья! И, пожалуйста, осваивая новые музыкальные инструменты, не забывай про гитару. Ты, гитара и твои песни – в моём восприятии, одно из самых ярких и гармоничных впечатлений от поездки.
Михалычу – отменного здоровья! С удовольствием вспоминаю твоё крепкое рукопожатие.
Вите как Человеку Мира – чтобы благодарный Мир отвечал своему Человеку взаимной любовью. И когда ты, наконец, научишься держать гитару по уставу? А то ведь никогда такого не было – и вот опять!
Паше, моему гиду... и себе заодно. Ты говорил, что тебе повезло с клиентом (в моём лице). А я-то как раз думал, что это мне повезло с гидом. Так пусть нам обоим по жизни сопутствует удача!
Да, и ещё огромное спасибо Сергею Баранову и всем, кто был причастен к организации моей поездки.
И в заключение – песня. Учитывая, что дело происходит на "Риске", рискну предложить вниманию взыскательной публики своё сочинение. Написана песня очень давно, после чего была незаслуженно исключена мной из сложившегося репертуара, и только относительно недавно я вспомнил о ней и вдруг понял, что песня в общем-то получилась неплохая. По крайней мере, те, кто слышал её здесь, на Ленина, и в январе на Аконкагуа, не забрасывали автора гнилыми помидорами (может, просто помидоров под рукой не было?).
Подходящего видео у меня нет (скорее всего, найдётся у Эли, когда она разберётся с гигабайтами отснятого материала), студийной звукозаписи – тоже, поэтому пока решил слепить звук и картинку из того, что было под рукой. Прошу не ругать за качество.
Называется песня «Отвечаем: "Любовь!"».
Спасибо за тёплые слова.
Согласен с Анатолием: было бы здОрово иметь в лагере гитару, а не таскать её по самолётам. Хотя, наверное, для самой гитары лучше быть под присмотром хозяина, чем под землёй. Думаю, моя немецкая подружка этого не выдержала бы.
Взаимно всем удачи!
Очень удивился и обрадовался увидев твоё фото и последовавшее повествование! Читал с большим интересом, затаив дыхание! Спасибо за тёплый, интересный рассказ, который напомнил об одних из самых приятных моментах прошедшего лета! А, так же хочу сказать, что манера твоего исполнения песен и высокий уровень владения инструментом, были не только приятны на слух, но и послужили для меня, своего рода образцом исполнения бардовской песни к которому нужно стремиться!
С большим уважением, Саша!
Рад увидеть тебя на Риске, как, впрочем, буду всегда рад любому пересечению наших жизненных траекторий.
Надеюсь, ещё увидимся!
кстати, польза от пения "хором" с точки зрения психосоматики для меня была очевидной :), а вот про всякие "отделы диафрагмы" даже не задумывался. круто !
За весь мой высотный опыт такого количества классных исполнителей + автора в одном месте не встречал. Как и такой "не хорошей,...а очень хорошей" гитары. Наверное подобное тянулось к подобному :) .
Лагерь "Гор Азии" однозначно стал лучшим в сезоне по культурно-массовым мероприятиям. Он то и раньше был лучшим, но не таком высоком художественном уровне.
Песня твоя ,думаю, сейчас пойдет в народ - выкладывай и вторую, и пиши ещё !
З.Ы. "Эй,эй, я дуралей" - такой песни не знаю :)
Дело в самом человеке. Один может видеть в восхождениях рекорды и крутой экстрим, как Вы верно заметили, а другой – путь к совершенствованию. Поэтому нам с Вами и дорог Визбор и многие другие авторы и исполнители песен, идущих от души – вот в этом я с Вами полностью согласен!
А хороший гид (и он же – еще и хороший человек!), да к тому же интересный собеседник – это просто находка! Поэтому, Сергей, не пора ли нам сверить планы на будущий год?
Как предложил бы в таком случае РИСК: что скажете, Wild Rain?
(Дальше на эту тему предлагаю по e-mail.)
А на извечный вопрос, зачем нам, идущим в горы, всё это надо, ответ (лично для себя самого) у меня как-то сам собой сложился в 2012-13 годах, когда после того самого 30-летнего перерыва я оказался в Непале. Но прежде всего меня просто потрясла красота этих мест (мы ходили к Базовому лагерю Эвереста, а на следующий год поднимались на Мера-пик), величие Эвереста, Лхозце, Ама-Даблам и их явно ощущаемая божественная сущность, когда не просто веришь тому, что на вершинах действительно живут боги (собственно, им молятся все горные народы), а прямо-таки кожей это чувствуешь – достаточно подняться на площадку любого из буддийских монастырей. (К слову, в ухоженных Альпах такого ощущения у меня и близко не было.)
Так вот, находясь в состоянии какого-то обостренного восприятия окружающей действительности, я постоянно ловил себя на мысли, какими едва заметными песчинками на теле матушки-Земли являемся мы и наши жилища (на тропе выше Намче-Базара это особенно бросалось в глаза), как ничтожно мала человеческая жизнь в сравнении с космическим возрастом гор и всей нашей планеты. А значит, не следует тратить столь короткий отпущенный нам срок на какие-то мелочи и ерунду.
В такие минуты начинаешь лучше понимать себя самого и близких людей. И видеть главное, не обращая внимание на шелуху.
И что еще интересно, в горах пробуждается тяга к песням, стихам и вообще к творчеству.
Та песенка (которой я закончил пост) тоже сочинилась те самые 30 с лишним лет назад.
Поэтому спасибо Вам за теплые слова. И творческих успехов! У Вас уже вон сколько сочинилось! У меня пока только две песенки (это я не жалуюсь, а так, к слову). Надо как-нибудь вторую выложить – мой гид на Ленина Паша Воробьёв настоятельно советовал, а у меня всё записи подходящей не было. Теперь вот появилась (Эля Хасанова снимала нас в БЛ на видео и вчера прислала нарезку).