Мы обязательно вернёмся.

Пишет Евгений Ковалёв, 11.09.2016 23:46

Мысль сходить на Эльбрус мелькнула совсем случайно , четыре года назад, вернувшись с Тибета после трека вокруг Кайласа. А почему бы и нет? Авантюра! Ни у меня, ни у жены не было подобных восхождений. Но мечта уже затаилась в сердце. Зачем? Чтобы изменить всю нашу реальность….

Опытные восходители скажут, что Эльбрус, по большому счету, гора не сложная, всего то 2А. Ни каких технических испытаний, только изнурительная прогулка вверх по склону в условиях разряженного воздуха и часто плохой погоды. Но каждый год эта вершина забирает к себе человеческие души и новичков и старожил альпинизма. И как бы ни манили к себе горы, самое важное, вернуться назад. Потому и начался путь к вершине с азов школы скалолазания и альпинизма в Мурманском клубе « Ирбис». Пробежки, тренировки, соревнования, первые выходы в горы с инструктором и без, все это стало нашей жизнью. Мог бы я предположить, что за эти два года я распрощаюсь с 20 килограммами, а жена самостоятельно сможет подтянуться на турнике целых 4 раза. В нашем доме поселились восьмёрки, карабины, веревки и прочее снаряжение. Было забавно наблюдать, когда наш младший сын учился говорить, используя все эти словечки и таская « железо» вместо игрушек.
Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)
К моменту «Х» у нас был третий разряд по альпинизму. На Эльбрус поднимаются и без всякой подготовки, заплатив немалые деньги инструктору и гиду, но хотелось быть самостоятельными и автономными. Снаряжение свое, экипировка своя, план маршрута тоже свой, в котором было бы всё: приключения, альпийские долины, горные реки, горные перевалы, ледники и даже восхождение на Эльбрус не классическое. А было решено сделать «Крест» ( подняться с севера, взойти на обе вершины и спуститься с юга ). 14 дней приключения, в котором, как жемчужины в ожерелье, нанизывались на наш опыт моменты истины.
В команде было всего трое: я, жена Женька и друг Макс, с которым вместе занимались в клубе.
Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)Мурманск - Москва – Кисловодск наши безумно тяжелые рюкзаки успешно вез поезд. Ну а потом…. Ноги наши ноги, спины наши спины. И как бы ни был прекрасен Кавказ, встретивший нас солнечным утром, любоваться его красотами под 45килограмовым рюкзаком все же сложно. Но вселяло надежду то, что со временем, нам будет полегче, еду скушаем, газ сожжём.. Так что начали мы свой путь, не резвыми бабочками, а навьюченными тяжеловозами, медленно, но верно подымающимися в гору. А мимо проплывали ручьи и реки, замысловатые вершины соседних гор, могучие сосны, пахнущие смолой и солнцем. А потом погода кончилась и началась реальность, которая диктовала свои условия затянувшейся весны. Там где по маршруту нас должны были встречать морены, камни и тропы, нас встретил еще нерастаявший снег, который забирал силы постоянной тропежкой, сильнейший ветер с дождем и снегом, сбивавший с ног, а вероятность схода лавин, держала в постоянном напряжении. Чтобы палатку не уносило ветром, приходилось постоянно возводить снежные стены. Ледник оставался закрытым, что добавляло немало шансов рухнуть в скрытые трещины. Все было преодолимо, но как-то не по сценарию безоблачного отпуска. Одно радовало и придавало сил. По левую руку стоял он, красавец - Эльбрус, и еще каких - то несколько дней, недельку, другую и мы должны были подняться на его вершину. А пока только вперёд, по лунному безжизненному ландшафту к зеленым долинам Джилсу, с ее альпийскими лугами, минеральными источниками и прекраснейшими водопадами.
В долине после разговора со спасателями и гидами, которые наградили нас бесценными советами, мы кардинально поменяли детально разработанный план. А именно: вместо ровного подъёма, с ночёвками на определённых высотах и выходом к вершинам за два-три дня, нам предстояло сделать огромный рывок по высоте, да ещё и в условиях ограниченного времени. Теперь на подъём отводилось 12-13 часов, а дальше безопасность накрывалась медным тазом, так как на Кавказе, в горах со второй половины дня погода начинает меняться. Но это все технические моменты, главное мы уже были здесь, у подножья высочайшей вершины Европы. Сердце ликовало! Мечта сбывалась. И всё вокруг наполняло силой, счастьем и радостью.
Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)
И вот, когда уже казалось, всё было готово к следующему шагу, мы остались вдвоем с женой. Друг, с которым столько прошли и преодолели, принял решение спуститься вниз, оставив нас перед непростым выбором. Взвесив все за и против, получилось вот что. На часах 00-00. Высота - 3700. Чарующие луна и звезды. Примерное направление выбрано. Фонарики, которые выкрадывают из и темноты скалы, трещины, ледники. А на плечах, те самые рюкзаки, правда, килограммов на 15 легче. Каждый шаг наверх в условиях высокогорья - это тяжёлый труд. Ноги наполняются свинцом, сердце колотиться в бешеном темпе, а сознание наполнено лишь дыханием. Уже позднее жена призналась, что ее двигала вперед только мысль о том, что она всегда может сделать 8 шагов, и так до следующих 8 шаг.
Когда мы поднялись до 5200, было уже 10-30 утра, и вершину стало заволакивать дымкой. Верный признак портящейся погоды. Мы понимали, что не успеваем наверх. Был запасной план перехода сразу на седло и восхождения на одну вершину, но и тут нас ждало разочарование. После разведки, тропу на седловину между вершинами мы не нашли. Её сдуло ветрами накануне. А вместо неё нам дорогу преграждали снежные карнизы и ледяные торосы, что добавляло риска, если бы мы решили тропить проход сами. Застрянь мы на вершине или на седле, или где – то уже на спуске с южной стороны, мы бы поймали холодную ночёвку. И положа руку на сердце, оказаться в списке душ, забранных Эльбрусом, не хотелось вовсе. Всё обдумав, и помня три главных правила: гора стояла и стоять будет, вернуться живым и остаться целым, в полной комплекции, мы пошли вниз. Развернуться спиной к мечте, было горько и тяжело. Отказаться сейчас, что бы потом вернуться.
Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)Мы обязательно вернёмся. (Альпинизм)
Затем был спуск навстречу к людям, у которых всё ещё будет впереди. К людям со своими вопросами и будущими ответами на них. Мы поднимались из зимы, а спускались в Альпийскую весну. Кругом всё расцветало, и с каждым шагом вниз душе было легче, а в теле было столько сил и энергии, что казалось, можем летать. Горы остаются и продолжают притягивать, радовать, вдохновлять. Опыт получился уникальный, что могу я, на что способны люди, идущие со мной в одной связке, чем дышат и во что верят, те которые встречаются на тропе. Уходя в горы, мы никогда не возвращаемся прежними, наверное - это и есть жизнь….

28


Комментарии:
6
45 кг на 14 дней, даже в майском походе кошмарно много. Что же у вас там было набрано в маленький поход с восхождением? Как я понял, весь маршрут был с выходом в пос. Эльбрус, через пер. Ирикчат с траверсом северных лавовых полей и с попыткой восхождения до 5200 м и спуском в Джилысу? Не удивительно, что в мае погода не дала взойти, это же межсезонье. Вообще, странно, что первое своё восхождение вы спланировали в мае, да ещё и сразу с крестом и прохождением с полным весом с севера на юг. Прошли вы маршрут, получили удовольствие, опыт, это и хорошо. Развернулись вовремя, вот и молодцы. Будет повод вернуться в следующий раз ;)

6
Среди на редкость однообразных тем об Эльбрусе ваша весьма позитивна. Мне в таких случаях вспоминаются две фразы:
"Я остался жив, потому что умел отступать"
"Человек мало живёт и всегда меняется, а скалы и горы долго живут и всегда одинаковые"

Первая принадлежит Месснеру, вторая - человеку, который родился, прожил жизнь и умер в дороге.

ЗЫ. Главное - возвращаться.

0
А что, при подъеме с севера бывает тропа на седло? Ходил крест в 2012, тогда сложилось впечатление, что с севера ходят только на восточную в лоб. И не понимаю, где там можно найти место, чтобы "дорогу преграждали снежные карнизы и ледяные торосы" - выход на седло ровный и пологий. Возможно, вы слишком рано стали уходить вправо. А тропить - да, надо.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru