Туюксу, сентябрь, утм или #ходитевгоры!

Пишет ivantem, 07.09.2016 22:53

Кратко о неделе в Туюксу на утм перед соревнованиями.Туюксу, сентябрь, утм или #ходитевгоры! (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, темерев, копытов, скальный класс, йошкар-ола, дуров, Проверка силы)

Cо 2 сентября томичи разминаются в Туюксу для подготовки к участию в международных соревнованиях по альпинизму в скальном классе:
Артем Скопин забросил рано утром в альплагерь Туюксу. Поставили палаточку.
После легкого сна и такого же завтрака пошли с Леной Темеревой и Федором Копытовым прогуляться в сторону Альпинграда.
Высота поддавливала на голову, но в целом шлось неплохо. Напряглись после старта утром из Алма-Аты, но поднялись в приятных лучах заката на Амангельды по 1Б.
Слегка удручало наличие только одного фонарика у Федора на троих, но вовсе не останавливало. До темноты успели сбежать почти до Мынжилков.
В беседке со стеклянными стенами на плотине встретили двух парней и одну девушку. Последняя была слегка не в себе и просила позвонить ее маме, но называла номер своего сотововго. Она вышла утром от остановки, поднялась на Трех братьев и темнота застала ее почти на перевале Титова. Ситуацию разрядили огни Мынжилков, на которые она и вышла. "На чем можно отсюда уехать" – спрашивала она. Учитывая, что въезд выше Медео теперь только по пропускам, да и вообще не каждая машина заедет до верхней плотины, то ни на чем. Тем более в 20 часов.
Пока шли обсуждения и дозвон, с гор спустился нетрезвые от свежего воздуха мужчина и попросил продать фонарик, потому что его телефон сел еще днем, его жена и ребенок волнуются, а ему еще спускаться в город, а днем он один гулял по леднику. Фонариком, конечно, никто пожертвовать не смог, так как на шестерых у нас было их целых два.
Спуск по дороге продолжили вчетвером, но мужчина быстро отстал.
Ночь была не в пример прохладнее дня, но может даже слегка лучше сибирского климата. То есть нам было не привыкать.

3-е сентября отметилось приездом алматинских друзей и расширением, благодаря им, нашей хозчасти на одну палатку, а также переоборудованием нашего маленького лагеря. Вообще в этот день мы собирались пойти полазить. На бастионах Кирилл Белоцерковский в гордом одиночестве уже не первый день колотит перфоратором маршруты для соревнований, так что туда нельзя, вроде как. Но как-будто можно на 4А по стене западного ребра пика Октябренок. Ненавязчиво выдвинулись к нему после обеда. Почти под маршрутом переждали дождь и поползли на скалы. Нитка маршрута и консультации Кирилла неумолимо вели нас в левую часть стены и пытались затянуть в сторону карниза. Не тут-то было! Обошли нависание по плитам с живьем, и за одну веревку вместо двух выскочили на широкую полку. Чача, поливающая Туюксу и Молодежку дошла до нас и мыс уверенно дюльфернули по местной петле с правой части полки. Снаряжение прикопали недалеко от дороги, чтобы на следующий день еще пойти полазить.

В лагере проконсультировались у Кирилла за маршруты Йошкар-Олы – Дурова 5А и Белоцерковского 5А. Выбираем первую – вроде попроще.
Обещают логичную линию, иногда шлямбура и монолит. Восемь участков с максимальной сложностью 6b – хо-хо! До обеда вернемся, решили мы и с 6 часов будильник переставили утром на 7. Вышли по хорошей традиции альплагеря Туюксу – после завтрака. Получилось около 9 утра. Снаряжение откопали около 10. Солнце лупило навстречу, как ненормальное, где наша стена мы знали очень приблизительно, поэтому зачем-то пошли по склону параллельно дороге. На этом прилично потеряли. Да и начало маршрута по высоте где-то на уровне вершины Октябренка. Стартовали после 12 часов. Лидирует Федор. Развальня впечатляет, но пробуем идти по одновременной схеме. Нас хватает на 2 участка. Здесь стена встает, а разруха усугубляется. Решаем идти по классической схеме, так как нужно вилять в стороны, страховать качественно и для гашения маятника прощелкивать перильную. Встретили свежий шлямбурок – значит пока идем верно. Это радует, потому что схема UIAA со стенками и внутренними углами прикладывается в любую часть массива.
Федя с двумя изгибами протягивает веревку до какой-то микрополки и закапывает в рельеф станцию – "3 точки из 5 работают на 80%, а две стоят для красоты" – сообщил мне друг, сразу после команды "перила готовы". Следующий участок подходил под описание Кирилла, но слегка не соответствовал трудности – вроде как должен быть ключ, но на предыдущей веревке было сложнее. 30 метров – хорошая полка и старый скальный крюк. Меняем лидера.
По описанию второй ключ с длинным движением на пассивную откидку под полочку с травой – все как мы любим. Над головой два карниза. Вроде как нужно обойти их слева. Ухожу по полочке направо (строго по зигзагу на картинке с ниткой) и через 7 метров вылажу над Федором. Налево гладкая стена, вверх затухающая щель – выбор очевиден. Но не правилен, понимаю я уже довольно скоро, потому что не должно быть так много свободностоящих камней. Скидываю их постепенно вниз. Подхожу к "пузику", где страховка становится затруднительной, а лазание напряженным. Не глядя пристраиваю в подхвате Тотем и пробую разобраться со щелями для откидки – они сужаются, а ноги пропадают – мы такое не любим. Возвращаюсь на пару шагов назад, думаю. "Федор, внимательнее" – делаю второй заход руками в крест – получается. Дальше проще. Выбираюсь на уровень первого карниза – слева малорельефные покатые плиты, вверх по углу ко второму карнизу какие-то разрушенные сегменты. Начинаю идти по рельефу вверх и влево в сторону перехода через карнизик. Опять стоЯщая развальня – явно здесь первый. С половину пути до левого угла вижу, что там все становится мелкокрошечным, разрушенным и при этом совершенно без щелей, даже под ито на якорях. Возвращаюсь в правый угол выше разрухи. Такие щели мы любим – и страховаться хорошо и лезть можно. Через три метра понимаю, что вверху второй карниз и без пробойника и крюконог там делать нечего. Пора маячить сильно влево – судя по всему оригинальная линия где-то там. Оставлять френды при нынешнем курсе рубля совсем не вариант, а якоря бить совсем некуда. С трудом пристраиваю в расширяющуюся вниз щель одну закладку и вспоминаю о любимых эксцентриках Trecam Camp – расклинивается изумительно. Оставлять жалко, но падать еще грустнее – блокирую петелькой и кидаю проволочный карабинчик. Метрах в 10 ниже оставляю Федору на перилах 0,7 френд BD и мелкими шажками по микрольефу перекачиваюсь на 12-15 метров вбок – вуаля! Якорь и старый швеллерный крюк с карабином. Собираю станцию и принимаю Федора.
Время далеко после обеда и по хорошей традиции Туюксу начинает пробрасывать осадками. В нашем варианте снежной крупой. К счастью рельеф резко упрощается и за одну веревку я выхожу на большую осыпную полку. Времени уже около 18, а в этот раз фонарь только у меня. До вершины еще минут 40-60, но солидную часть спуска придется идти в полутьме по неприятной сыпухе. Находим петлю для дюльфера и спрыгиваем в сторону Амангельды. Дальше скачем по осыпям и около 20 часов по последнему свету добираемся до лагеря.

Нагулялись изрядно, и полазили неплохо, хоть и немного. Прогноз обещает для Чимбулака на 5-е сентября осадки, поэтому решаем устроить день отдыха и спуститься в город.
Утром общаемся с приехавшими друзьями из Красноярска и украинской командой. Все ходят за акклиматизацией, но лазить пока особо не спешат. Подготовленных скал мало, а в горы пока никто не лезет.

6-го утром встаем рано, как положено. Сегодня прогулка дальняя – на пик Пионер по маршруту Павла Грязнова 4Б "Проверка силы". Кирилл рекомендовал. Как всегда в его рассказах про суровые маршруты в Туюксу изобилуют карнизы и участки без возможности страховки. Очень тянет полазить такое.
В 6:15 выходим и в 9:40 поднимаемся через Черный камень к озеру Маншук Маметовой по свежей дороге в морене. Погода шепчет и солнышко греет.
Стартуем в 10:20. Лидерство опять у Федора. Лазание не сложное и страховка отличная. Первый участок заканчивается через 27 метров вместо обещанных 40-ка.
Дальше веселее – по описанию через карниз 6b+/6с. На местности можно влево – вроде попроще, но там через 1-2 метра сбоку идет классическая 4А. Мы не такие – ищем приключения правее, где карниз больше, а скалы менее монолитные. Федор показывает чудеса распора и растяжки.
Под карнизом отдыхает, блокирует два френда и перемахивает препятствие. Признается, что, наверное, до этого не пролезал чисто такого сложного и впечатляющего со своими точками. Дальше чуть попроще и найдя местный швеллер делает станцию.
Чтобы снять точки на таком нависании вынужден подвешать рюкзачок с перекусом и ботинками под себя на петельку, а для фиксации около френда приходится клинить руку в щели. Хорошо, что в кожаных перчатках Camp Axion.
На станции надеваю железо на себя разглядываю рельеф и картинку с ниткой. По описанию через 90 метров нужно забирать вправо к черному подтеку. Но мы-то прошли только 60-65! Вверх какая-то нашлепка с непонятной стабильностью и шестерочным рельефом.
Направо крутая плита без возможности страховки и неизвестностью за перегибом рельефа. Слева в 10 метрах станция соседнего маршрута. Стартую вверх и решаю посмотреть чего там слева. Приключений мы уже нахватались на Йошкар-Оле, поэтому геройствовать попусту пока что желания нет.
После плиты рельеф становится крупнее и проще. Разматываю около 40 метров и попадаю безо всяких карнизов на большую осыпную полку – опять обошел Эверест ;-) Протягиваю по ней к следующей стенке и собираю станцию на верхушке "огурца". Верхний якорек забиваю в труху с особенным упоением. Пока жду Федора начинаю подмерзать в футболке и легкой ветровочке – идет снежная крупа – все по расписанию. Справа почти пешком, но хочется полазить. Забираю у Федора свою легкую куртейку и начинаю лезть вверх. Стена не самая простая и страховка не очень и не сразу.
- Знаешь, Федор, чего сейчас не хотелось бы? – спрашиваю я почти риторически, делая первый шаг и проверяя подхватик.
- Чего, - переспрашивет Федор.
- Упасть, - поясняю я, поднимаю на скалу вторую ногу, отламываю подхват и падаю вниз головой на каску другу. Полка неумолимо приближается к нам обоим, но дополнительный карабин в верхнем якорьке станции, через который я прощелкнул страховочную веревку и о котором свежеобученный в ЦШИ стажер-инструктор Федор сказал, что так им делать запрещали (только через центральный карабин), сыграл таки свою благую роль. Давно я так не смеялся на пару с другом вверх ногами. Распутали веревки и перевернулись в более естественное положение. Из потерь лишь непонятно как поломанный пластиковый кэритул на беседке Феди.
Лазить по прежнему охота. Злополучного подхвата больше нет, поэтому ловко пихаю чуть выше в раскрывающуюся щель эксцентрик (Tricam), прощелкиваю в него веревку и на следующем шаге отламываю очередной зацеп. Даже до станции не успел долететь – хороша страховка! Продолжаю веселье и вылезаю ключик. Рельеф живой и чувство первопрохода не покидает меня все 50 метров деритисимы. Станция на отколе.
Снаряга в рюкзаки и пешком час до вершины. Вроде аклимуха уже какая-то должна быть, ан нет, наверху слегка накрывает. Вокруг тучи и снежная крупа.
В 14 часов открываем банку с запиской на вершине, однако там ничего нет. Не отстаем от современных тенденций и пишем на обертке от шоколадки куском шоколада слово Томск и прячем в банку.
Вниз идут прекрасные осыпные лифты и через несколько часов мы уже в лагере.

7-го наслаждаемся полдня отдыхом от прогулок и солнечными ваннами. Тепло очень не по-осеннему – ходим в одних шортах. После обеда идем лазить на скалы Мектеп. Уверенно находим 4 трассы с клееными шлямбурами , при том что их вроде как 6.
Между дорожками какие-то невнятные дополнительные анкера для непонятных коннектов траверсами, в то время как потенциал логичных трасс даже на этой стенке не раскрыт. А справа есть любопытные карнизы, на которые никто не заглядывается. Пролезаем все, что находим, онсайтом и уходим в лагерь на веган-барбекю пати в исполнении Федора.
Туюксу, сентябрь, утм или #ходитевгоры! (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, темерев, копытов, скальный класс, йошкар-ола, дуров, Проверка силы)Туюксу, сентябрь, утм или #ходитевгоры! (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, темерев, копытов, скальный класс, йошкар-ола, дуров, Проверка силы)Туюксу, сентябрь, утм или #ходитевгоры! (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, темерев, копытов, скальный класс, йошкар-ола, дуров, Проверка силы)Туюксу, сентябрь, утм или #ходитевгоры! (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, темерев, копытов, скальный класс, йошкар-ола, дуров, Проверка силы)Туюксу, сентябрь, утм или #ходитевгоры! (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, темерев, копытов, скальный класс, йошкар-ола, дуров, Проверка силы)Туюксу, сентябрь, утм или #ходитевгоры! (Альпинизм, томск, тфа, Tomskclimb, темерев, копытов, скальный класс, йошкар-ола, дуров, Проверка силы)

Городок альплагеря тем временем все растет. В центральной ппалатке появляется принтер и озадаченные судьи и тренеры. Из-за зачеркнуто (непонятно чего) трасс для марафона мало, поэтому будет спринт. Не смотря на то, что присутствуют украинцы, россияне и, конечно, казахстанцы, команд мало. Может доберутся представители Киргизии и Узбекистана. При этом хотят три дня проводить отборки на 5-ти трассах по 200 примерно метров и потом два дня финал. Формула пока, что просчитывает не все варианты такого спринта.

8-го в 14 мандатная, а после открытие. Поживем увидим! Ну, и, напишем ;-)

(про ошибки и очепятки пишите в личку, проснусь исправлю)