Сезон на Эльбрусе

Пишет NikitaKrylov, 11.08.2016 20:53

Так сложилось что в горы я хожу давно, а вот на Эльбрус не так часто, последний раз лет 5-7 назад. Все Ленины да Ханы. И вот Я оказался на Эльбрусе и подписался под кучу групп.
Сезон на Эльбрусе (Альпинизм)

Эльбрус место уникальное, перечитывая книжку Визбора, завтрак с видом на Эльбрус, ловил себя на мысли как все одинаково - люди всегда сбегали от проблем в горы.

С чего бы начать.... Наверное хочется сделать некий свой собственный обзор эмоциий, людей, возможностей и условий Эльбруса, с высоты проведенных Лет без этой горы и более месяца снова на горе.
Приятно что за прошедние годы тут стало только лучше. Открылась новая канатка - третья очередь которой теперь приходит выше бочек почти до 3900 метров. Много новых и-разных гостиниц. Много туристов. Много тур операторов. Поскольку я не был связан обязательствами работал с кем придется. Кто-то из операторов живет по принципу все включено, и туры стоят в разы дороже чем у конкурентов, их гиды ходят в красивых фирменных куртках и от клиентов и гидов пафосом так и веет. Кто то наоборот демпингует цены, но берет доплату за каждый чих. Истина как известно где-то по середине. Итак средняя цена Эльбруса с-юга около 40 тысяч.
Сезон на Эльбрусе (Альпинизм)

За эти деньги клиенты получают гостиницу, зависящую от классности оператора, от одной до 3х звезд. но в общем и-целом примерно одинаковую гостиницу( хилтонов и хаятов тут так и не появилось). Хотя я жил и в самых простых и в самых типа хороших.
В эти же деньги входит трансферы, канатки по программе, как правило завтрак в отеле, гид главный и вспомогательные( из расчета 1 гид на 3х клиентов), повар на приютах и еда, ну и приюты( тоже отличающиеся в зависимости от пафоса оператора).
Приюты теперь разбросаны по горе сильнее, раньше были бочки и приют 11, теперь их в разы больше. Кто-то так же затаскивает бочки или вагоны и сдает койко места. Кто-то построил каменный дом с койкоместами на втором этаже и срачем на первом. Самый богатый приют лепрус - в простонародье евробочки. С едой все включено, теплым туалетом с унитазами и Wi-Fi. Тут опять же зависит скорее от кошелька, особой разницы нет где жить. В том же лепрусе в пик сезона нары делают в три яруса что не добавляет комфорта.
Сезон на Эльбрусе (Альпинизм)
Гиды тоже бывают разные, очень много толковых молодых ребят из ближайших городов, которые ходят на гору каждую неделю или чаще. Много местных бородочей - гидами их назвать сложно - скорее проводники, показывают дорогу и в случае чего умеют вызвать ратрак или снегоход и самим в первых числах свалить на нем.

Бывают и ребята из Москвы, Питера и самых окраин. Для которых это нечто среднее между отпуском и заработком.
Но как правило все гиды в лучшем случае второразрядники. И редко кто из них ходил еще где то, кроме Кавказа или хочет расти как спортсмен.

Участники тоже бывают разные, средний возраст как правило 30-40, но бывают и старше и младше. Большинство конечно едут первый раз в горы и хотят попробовать и прикоснуться к горам, стать альпинистом. С ними как правило не бывает проблем, они четко слушаются инструктора- гида и как правило если есть погода и они в нормальной физ форме заходят на вершину.

Бывают аля опытные ( именно а-ля, если бы были достаточно опытные ходили бы сами) , они как правило любят щеголять опытом (2-4 вершин), спорить по любому поводу и приводить свой "богатый" опыт как аргумент. Иногда такие "опытные" любят ходить пешком с приюта не используя ратрак, подкидывая тем самым проблем и гидам и своим же коллегам по восхождению.

Бывают действительно опытные спортсмены, эти слушаются и как правило не спорят и не гнут пальцы, им важен результат , про себя они сами знают что крутые. И бисер метать не хотят.

Конечно как и везде бывают полукатегории.

Ах да ратрак - бизнес по местному, сейчас стало возможным имея 1000 евро на группу из 10-15 человек доехать сразу с приюта до 5100 метров. Раньше помнится ездили только до 4800. Ратрак существенно упрощает подъем и повышает шансы , особенно новичков. Цены на него разняться в зависимости от высоты куда ехать 4800(5100) и от приюта. От 400 до 1000 евро. Ратрак не входит в стоимость тура ни у кого.
Сезон на Эльбрусе (Альпинизм)
Так же стало куча прокатов, где за отдельные деньги можно арендовать все на свете, чтобы залезть на гору.

Программа тура у всех плюс минус одинаковая, пешком на чегет или обсерваторию, канатка до приюта, пешком на скалы пастухова, иногда занятия с кошками и ледорубом( но тут зависит от гида), отдых и восхождение - как правило с ратраком.

Эмоции накануне восхождения, лично у меня всегда были волнительными. Всегда переживал за участников , а вдруг что-то не получится. Или наоборот - если все получится у кого-то сбудутется мечта. Классные ощущения когда можешь людям помочь осуществить мечту и цель! И переживаешь с теми у кого не получилось. Но глядя на тех кто ходит в 20ый раз за год на гору, понимаю, что не все такие же как я. Для кого то это просто бизнес.

Само восхождение не представляет технической сложности никакой. Поэтому местные гиды и проводники сами умеют пользоваться довольно слабо ледорубом и в связках ходят только если нужно кого-то затащить или стащить с вершины.

Видимо скоро ратраки будут ездить до седла и гид здесь точно не нужен будет.

Очень четко стал работать прогноз, при чем на буржуазных сайтах. Совпадает процентов на 90.

Но и за счет того что стало все более доступным и комфортным, местные активисты активно пытаются срубить денег за все на свете, тыча какими-то корочками и приказами нац парка. Чуть ли не пермит за восхождение хотят со всех. Их пока как правило посылают далеко, но видимо дальше будет только хуже. Как известно свято место пусто не бывает и появяться свои Остапы Бендеры, которые будут собирать средства чтобы "провал не слишком проваливался"

Это пожалуй больше всего утомляет.

А в целом, мне снова тут понравилось. Стало явно лучше, пусть и федеральная власть чисто номинальная, и все решают местные типа деятели. Но главное что сюда как в советское время снова хочется приезжать. И сейчас я стал рад что все так! Все кто хочет и умеет, может заработать тут, местные жители все при деле, а главное туристы в большинстве своем довольны.

Как там отдыхайте на курортах северного Кавказа.

Толково написано.Спасибо.

Коротко и по делу, незамыленым глазом...

Грамотная статья)))) приятно читать, спасибо.

Не в бровь, а в глаз.

Написано толково, но количество грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок просто зашкаливает. Пишешь публично-пиши грамотно...
Дизлайк.

Не люблю толпы народа там, где хожу. Потому, после прочтения этого поста решил, что через неделю не пойду на Эльбрус с юга, как планировал ранее, а попытаемся только с востока и севера на него подняться в походе "Вокруг Эльбруса".
Да, на этой горе пытаются заработать все, кому не лень.... Ну, есть спрос, значит есть и предложение. Сегодняшние реалии... Почему нет?

а чего не с запада ?

Я же пока ещё считаю себя адекватным человеком, чтобы ни разу не побывав ранее на вершине, сразу не идти с самой сложной стороны. Потому хотел только с востока, севера и юга. А теперь только с востока и севера. Заодно и маршрут сократил на три дня, чтобы лишнюю еду не тащить. А с запада успею ещё, если после восхождения понравится и потянет ещё ;)

C севера тоже народа полно, наверное на порядок меньше, чем с юга

Давайте-ка не перегибать палку! С грамматикой и орфографией тут всё нормально, а пунктуация никогда не была в почёте у мужиков)) Хочу поблагодарить автора за хорошую статью и дополнить своими наблюдениями. Раньше я бывал на Эльбрусе часто, но последние 15 лет на него не ходил. И вот прошлым и этим лет сходил на него и с юга, и с севера. И за всё время проведения этих мероприятий я не встретил на склонах Эльбруса ни одного грамотного альпиниста (хотя бы с 1 разрядом) ни среди участников, ни среди гидов. Если не считать таких корифеев, как Коля Тотмянин, Игорь Царук, Володя Гончар, Леша Шустров, с которыми довелось пересечься в Терсколе. А те консультации, которые нам давали гиды на хижинах с севера (на 3800) по поводу трещин и снежной обстановки, это просто какой-то бред, ничего не понимающих в альпинизме людей!

А чему тут удивляться? Гора технически простая, вот на ней и зарабатывают все, кому не лень. Зачем там уровень выше 3 альп. разряда для гида, ходящего по одной и той же тропе много-много раз? :) А если чё случится, то можно вызвать МЧС, а не париться со всякими там полиспастами, самовылазами, блоками, узлами, верёвками и т.д. :) "Пипол хавает", а бОльшего гидам и канторам тамошним и не надо. Это же не Хан или Победа. Нормально, чо.

***
Здравствуйте, уважаемый! Тут такое дело. Я сам новичок, был на седле в непогоду, но из-за частых эльбрусосрачей на Риске набросал с одним опытным коллегой <методичку> по аклему с Юга до 5000 м для совсем малоопытных, но еще адекватных людей, которым может угрожать заражение вирусом самостоятельного восхождения на Гору настолько, что они по крайней мере планируют приехать и освоиться на месте, прежде чем обращаться к гидам. Тем более, оглядимся по сторонам и прочтем, что о гидах тут пишут. Текстик составлен с учетом всевозможных форс-мажоров. Не могли бы вы меня порадовать тем, что написать, какие ошибки в плане рекомендаций малокомпетентных гидов вас задели на Эльбрусе, вот то, о чем вы вскользь упомянули? Я не осмеливаюсь просить вас непосредственно указать на ошибки в нашем тексте, он слишком затянут для профессионалов. Даже мои друзья по Риску далеко не все стали его читать. Его вообще не очень приветливо встретили некоторые рисковчане и при случае пытаются меня подколоть, используя разные не всегда приятные эпитеты типа что текст "дебильный". А конкретика от них взамен так сказать предложенного мной идет еще более детски выглядящая, временами глуповатая. Типа "там ничего сложного в хорошую погоду для тренированного человека". А если погодка испортится внезапно? Если бы их родители их так же воспитывали, мы бы не читали их ворчания... Текст уникален тем, что мы его набили всевозможными предупреждениями и вроде бы не полностью дурацкими советами, как не наглупить при прогулочках до начала Косой, с учетом малой опытности в условиях недоаклема и погодных неурядиц. К тому же, мало ли кто из читателей посчитает себя опытным и тренированным! Пусть лучше опытные прочтут лишнее, чем "левый" обыватель не прочтет нужного. Мы постарались создать некий алгоритм аклема немного повышенной дуракоустойчивости. Писал я, скажу честно, под головными болями, пока валялся дома после перегрева мозга на работе)))) Но мои оппоненты и на здоровую голову пока ничем полезным не разродились. Где-то от полдесятка человек получили полезные советы/правки. Аналогов я пока в интернете не встречал. При этом все описание вышло достаточно коротким, страниц навскидку 8 в ворде. Что ж, кто не осилит книжки для альпинистов/туристов, возможно осилят наши прикольчики. Постараюсь учесть приведенный вами пример при коррекции текста. Спасибо.

АВТОРУ СТАТЬИ СПАСИБО! ПИШИТЕ ПОЧАЩЕ У ВАС ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ!

Чего то я не допонял, видимо... недоношеные гиды, капризные клиенты, толпы людей, сплошная вонь от ратраков, плата за каждый чих, требования баблосборщиков - так и не понял, что там автору так понравилось, что же стало лучше и хочется вновь приезжать, кроме зарплаты. Текст совершенно не располагает к желанию приезжать.
А уж воспоминая личные впечатления реалий последних лет - Альпиниада МО 2007, Редфоксы 2009-2012 гг - только подтверждают...

Аналогично. У меня этот пост вызвал только отвращение к маршруту с юга. Особенно удиление большого внимания ратракам, которые "будут скоро возить клиентов до седла". Поднялся на канатке до гостиницы, доехал до седла на ратраке, 350 метров тебя кое как затащили гиды. Офигенное восхождение, чо :) Нормальные такие покорители, да. Зато клиенты идеальные ;) Чем таких больше, тем заработок выше. Всё норм!

Ратрак-ольпенизды... В Книжке альпиниста должны вписывать - "2/3 маршрута - на канатке и ратраке - м-т 0,3 к. тр." :-/

Такие же ощущения от поста. Есть и свои впечатления:
В июле забрались на Эльбрус по АЛП и спустились по классике, завершая тройку. На спуске Содом и Гоморра - ратраки, снегоходы ездят туда-сюда, шум, вонь, толпы восходителей бредут вверх-вниз. На западную вершину очередь...
Странно, но многих это не отталкивает - видели с канатки палатки, установленные прямо у её опор. И охота же людям во всё это нырять...
Больше туда ни ногой.

Первые пару дней всегда понимался и спускался от Мира до Бочек или Приюта пешком. И году в 2009, приехав после некоторого перерыва, когда механизмов появилось как то особенно много, вдруг осознал, как это блевотно - когда мимо проезжает ратрак или снегоход и если ветра нет, над всей дорогой висит эта отвратительная вонища, которую просто не замечаешь в городе, а там - до тошноты, особенно на динамичном движении...

Господин Шибаев, у вас интересно кроме желчи чего-нибудь осталось? Или старческий маразм уже дает о себе знать? Для особо умных написано , что не смотря на все минусы лично мне понравилось на Эльбрусе. Понятно что такому уважаемому старому интернет троллю все не так. Но как говорится на вкус и цвет товарищей нет!
Удачи в интернете!

Послушайте вы, "собирательный образ альпиниста, сильно пьющий" г-н Крылов или как вас там на самом деле: я высказал свое мнение. А что мне в нем писать, вас спрашивать не собирался.
Не надо прилюдных истерик и словесного пукания про маразм и троллевание. Лучше протрезветь, разуть глазенки и почитать, что люди пишут. До того, что у меня "осталось", вы никогда не доберетесь в этой жизни, так что и спрашивать бесполезно...
А не нравится иные мнения - пиши на жесткий диск.
На вкус и цвет приятелей нет, а по головке одобрительно-жалистливо будут гладить особо умные господа с определенной ориентацией.

Читал где-то, как падал снег на баксанские ели.

К сожалению ничего уже с этим не сделаешь. Эльбрус, как и Эверест место зарабатывания денег.

Кхм, при составлении <макулатурки> пришел к выводу, что от бочек/Гара Баши/3800 до Приюта пользование автотранспортом для посетителей Горы снижает вероятность проваливания в закрытые трещины. Поэтому многочисленные комментарии в этом посте считаю субъективными впечатлениями, могущими показаться кому-нибудь советами. Так вот, такие советы отчасти опасны, хотя их авторы в основной своей массе опытнее или очень опытнее меня. Пользуемся ратраками до Приюта и не слушаем брюзжания зубров, господа новички! Пусть нюхают дым из-под вашего железного коня и шлют проклятия, пока вы безопасно переваливаете через серьезные препятствия, могущие стать концом вашего путешествия!

чтобы писать ту ерунду, которую вы еще жирными буквами выделяете, надо хотя бы представлять эти трещины, где они и каким концом подсоединяются к Риску.

люди сто лет там ногами ходили, и никто не истерил в сайтиках. потому что голова у людей была на плечах, а не в плечах.

сколько человек за год проваливается в эти трещины между Бочками и Приютом (ниже по дороге их просто нет), сколько получили травмы или погибли? если вы не в курсе - лучше жевать, как известно

вот когда найдете ответы - тогда можете писать эту голимую хрень вроде "опасные советы" и "пользуйтесь ратраками - это спасет вашу жисть" и разводить панику для лошков

Сергей Алексеевич, вы хороший и уважаемый мною человек, считаю вас адекватным, стараюсь терпеть ваши комментарии, когда вы срываетесь в плохое настроение и откровенно пишете грубости без аргументации (я не про ваши два последних комментария мне), но это - шквал неважно подобранных возражений и занесение собеседника в игнор-лист - совсем перебор. Фотку трещины по пути на Приют уже <постил на Риске>. Там стоят рядом привезенные специально посмотреть на трещину лохи. Она же пять сантиметров!!!111 Туда суслик, извиняюсь, свой хрен не протолкнет, а эти дураки даже денех со снегоходчика-жулика обратно не попросят, что им царапинку вместо настоящей пропасти показали, во местные наших дурят!!!111 СВОИХ-то к нормальным трещинам возят, в трупазборник, и дерут не по тыще, а за бутылку водки туда и обратно!!11 и все с ветерком! потому что свои же не лохи!)))) Хочу сказать, что не один я или пара дураков разделяют точку зрения, что подобные трещины лучше преодолевать либо безопасно, либо никак. Я думаю, что скорее прав я, трещина порядка метра это риск и дна я там не видал. Может, в этом году иначе, а если раз на раз не приходится - новеньким лучше не переть на рожон. Видите, вот в вашей в том числе критике ратраков есть некоторая брешь и лучше это признать или не бомбить так. Типа там про лошков. Передвигаются безопасно - уже не полные лохи.
Да, я в целом в горах, и в отношении Эльбруса в частности, вам не ровня, но пыланием меня не проберешь, 2+2 я вполне в состоянии сложить и мне плевать на внушения, что это 5, пока меня не начали физически пытать или иным образом сильно ущемлять. На данной стадии вы это сделать очевидно не можете. Подтащите хор моих хейтерков - поможете мне получить веселье с их глупости. Предлагаю боевую ничью. Спокойной ночи. Извините за провокационный тон, когда я про зубров написал. Думал, вместо вас кто помельче клюнет, или вообще по конструктиву беседа пойдет (не учел погодного фактора и вообще понадеялся на чудо). Вообще спасибо за внимание хоть какое-то, а то целый день от скуки дохну, вот и прицепился. Но я хотя и большее чудовище, чем alvd, но все же в среднем чуть менее занудливое и на выяснение рангов мне наплевать.

У вас странное понятие о трещинах. Как человек, прошедший большинство больших и малых ледников КБР, например, могу сказать, что закрытые трещины бывают такой ширины и глубины (в частности разломы на перегибах), что никакой ратрак и снегоход вас не спасёт.... Вопрос лишь в толщине и надёжности снежного моста над трещиной. При проваливании одного пешего, проблемы у одного, при проваливании техники с людьми, проблемы у нескольких сразу...

Ну, вы же опытный риск-пользователь - знаете, чем даже небольшие провокации тут заканчиваются. Так чего ж жаловаться на грубости, если самому с них начинать? А тупизна отдельных представителей массово ходящих в горы людей, конечно, серьезно портит настроение. Тут то все орлами летают, а потом такое в сводках читаешь, что никакого настроения, кроме матерного...
Что касается пргументации: ну, какая еще нужна аргументация, если там люди колоннами взад вперед сто лет ходят между бочками и приютами, участки соревновательных дистанций проложены для скайраннеров, а если раз в 5-10 лет, кто и проваливался, свинтив с тропы, то это не повод объявлять данное место опасным и предлагать ратрак в виде панацеи и единственно натурального средства безопасности...
Тут и так вменяемых и с головой раз-два осталось - все больше "собирательные образы" анонимного душестановления: говорят, все что угодно, а за базар своим именем отвечать - почти никого и нет

зы: ничью не приму, но игнр снял

Эльбрус с юга и севера только для правильных пацанов! А ботаники и прочие, кому дороги рассветы, закаты и прочая хрень пусть валят на восток и запад. Вообще запретить ходить пешком от бочек до приюта, ведь там ужасные трещины, которые преодолеваются только на ратраке согласно сложившегося прайса.

Отношение к трещинам должно быть каким-то одним, определенным, у альпинистов и туристов. Народ склоняется к варианту пересечения трещин по мостам только в связках, см. пост Джулия "Трещины". Не только альпинисты пересекают этот участок ниже Приюта. Напротив, альпинистов среди передвигающихся там мало. На Приют гоняет народ на экскурсии и так далее. Либо техника, либо ограничить доступ масс выше 3800.

Что значит "Отношение к трещинам должно быть каким-то одним, определенным, у альпинистов и туристов. Народ склоняется к варианту пересечения трещин по мостам только в связках, см. пост Джулия "Трещины""? Оно и есть одинаковое, так как обучение по передвижению по закрытым ледникам одинаковое. Хождение в связках по закрытым ледникам - это азы горной подготовки! И не надо всех, кто идёт с юга "в шапке-ушанке и тулупе, не зная ни одной горы на Кавказе, кроме Эльбруса" называть альпинистами или горными туристами. У тех, кто прётся на Эль самостоятельно и впервые, понятия не имея о нём никакого представления, не может быть никакого мнения на счёт трещин и методов их пересечения, так как ни опыта, ни знаний у них нет...

Давно я не был на Эле. Раньше до приюта опасных трещин ненаблюдалось. Ходил народ беспечно несвязанный тысячами.

В 1998 я не знал, как они выглядят, хотя допер пешком до Пастухова. В 2012 наблюдались. И я не видел ни одного альпиниста, который бы шел до Приюта по льдам в беспечном настроении. Напротив, были вполне себе напряжены. Альпинисты же либо летали, либо напарников страховали. Опыт невеселенький, так что балдежу не место.

Кстати, я к горной коммерции неважнецкое отношение имею. Специально написал <пост>, как совсем тупым васянам и дусям, а также ботаникам, очкарикам и их отпрыскам (вместе с мамой-папой) можно погулять до 4400 там же на Эльбрусе с Юга. Бесплатно, без СМС. Только вот до Приюта техникой, техникой. И обратно вниз потом тоже. И выше 4400, а также за пределы каменной гряды ни ногой!

их и сейчас там нет, или засыпаны. если по тропе и вешкам идти , а не изображать из себя месснера и гулять по всем полям.

просто тут время от времени возникают то великие эксперты, то непревзойденные эльбрусознатцы, то редкой глубины мысли трещиноведы

справедливости ради, в непогоду вешки не видно

хороший обзор! но Эльбрус- это не северный, а центральный Кавказ ;)

Эльбрус - это центральная часть северного Кавказа.

Северный Кавказ это скорее историческое или этнографическое название, и лишь отчасти географическое. А Центральный Кавказ это часть горной системы Большой Кавказ. Конечно, правильнее считать, что Эльбрус на Центральном Кавказе