Голод не тётка... (Быль 1973)

Пишет Vikzhi, 12.07.2016 13:37

Голод не тётка... (Быль 1973, Путешествия)

В свой первый настоящий горный поход я попал в 1973 году. Двухнедельный путь от Северного приюта Клухор до абхазского села Аблухвара, куда мы, проблуждав несколько дней под проливными дождями, вышли без единой крошки еды, запомнился надолго.

Размытая тропа вела по густому лесу. Мы изредка останавливались у чистой воды, чтобы несколькими глотками обмануть чувство голода. Последний раз ели три дня назад, разделив на девятерых три банки килек с небольшим лавашем, подаренным пастухом.

Неожиданно на пути возникло деревце, густо усыпанное бордовыми ягодами, похожими на вишню. Вот только глянцевые листья, напоминавшие лавровые, вызвали замешательство.

«Валёк! Это можно есть?» - прозвучал в наступившей тишине вопрос. «Валёк» - Валентин Иванович, в миру сотрудник солидного конструкторского бюро, нёс в рюкзаке аптечку и автоматически отвечал за здоровье команды. Втянув голову в плечи, он нерешительно подошёл ближе. Сначала потыкал в одну из ягод штычком ледоруба, затем оторвал её от ветки и медленно отделил небольшой черенок. Восемь пар глаз неотрывно наблюдали за ним. Последовала некоторая пауза. Валёк так и сяк крутил плод в пальцах, рассматривая его со всех сторон и, кажется, мысленно составлял завещание. Наконец, положил ягоду в рот, покатал её языком и начал не спеша жевать. И без того морщинистое его лицо стало похожим на сложенную гармошку. Наше напряжение достигло предела, когда Валентин, звонко выплюнул косточку, вытер губы и, чуть подумав, изрёк: «Можно!»

Нам недосуг было дожидаться положенных пары часов после эксперимента, что там произойдёт – чувство сытости, расстройство желудка или карачун. Слово «Можно» прозвучало как команда – «Фас»! Мы враз облепили "местную флору" со всех сторон. Верхние ветки притянули верёвкой и очень быстро полностью очистили от ягод. У всех заметно порозовели обветренные губы и тёмные от загара щёки…

К вечеру на земле попались плоды дичков яблони, после нашего ухода полянка стала походить на место, где паслись кабаны. Ещё час и мы вышли на окраину села прямо к магазину, где был хлеб! Большой каравай исчез меньше, чем за минуту. Сидевшие на лавочке возле магазина две старушки, глядя на нас, начали креститься.

Спустя год я извлёк из почтового ящика очередной номер журнала «Турист» и улыбнулся, увидев цветную фотографию так запомнившихся красных ягод на фоне тёмно-зелёных листьев. Подпись под снимком гласила, что это – не что иное, как лавровишня! Дальнейшее потрясло меня до глубины души. Оказалось, что всё, кроме мякоти плода – ядовито! В косточках содержалась синильная кислота, а в других частях растения не менее опасный амигдалин, применявшийся в гомеопатических дозах для лечения какого-то экзотического заболевания. Да... подумалось, повезло и вспомнилось расхожее - не ешь всё, что шевелится!

Естественно, что я не забыл порадовать этим своих друзей!

Источник: Архив автора

Чего не сделаешь с голодухи! Пару раз, тоже изрядно отощав, пробовал есть сливы и запивать айраном - удивительно интересный эффект потом получается...

Очищению кишечно-желудочного тракта оченно способствует...

Неее, это, значит, еще не с настоящей голодухи было! Качественно оглодавший организм способен переварить все! Мы в конце похода по Центральному Памиру вышли в известный абрикосовый сад в Савнобе. Сутки ждали машину до Каракуля и отъедались абрикосами непрерывно. Айран был в комплекте. И хоть бы хны! Другой раз выезжали с Памира на грузовике с абрикосами в ящиках. Ящики наползали на нас. А мы отбивались, уничтожая их содержимое. И тоже ничего!

Урюк ни в коем случае нельзя есть одновременно с рисом. Без риса сколько хошь жри, и ничего не будет. А с рисом - при каталитическом действии урюка рис прямо в желудке превращается в спирт. В результате идешь, всю дорогу отрыгиваешься рисовой водкой - такая жалость, что добро пропадает - хоть змеевик в рот вставляй...

Это говорит о наличии определённого жизненного опыта, скрещённого с реальной практикой! Мои почтение и уважуха!

Риск (я не имею в виду сайт), благородное дело! Кто не рискует..ну, вы догадываетесь! Дело давнее, на Матче на маршруте мы спустились, уже на подсосе по ущелью Кшемыш до заброшенного одноимённого кишлака. Он утопал в садах урюка,которого неазиаты почему-то называют абрикосом. Изрядно подрастерявшие калорий участники, естественно накинулись на янтарные плоды, запивая их родниковой водицей, невзирая на вопли завхоза ( он же медбрат с нежным погонялом-Патолог!). Дело в том, что мы-азиаты с молоком матери впитали в себя, убедившись потом на практике, что сочетание урюк+некипячёная вода добавляет в желудочно-кишечный тракт некую реактивную составляющую,гарантирующую дискомфорт по крайней мере на сутки...Паталог до вечера отслеживал несанкционированные утлучки участников и мониторил их состояние...Обошлось, но долго потом было предметом недоумений!

Вот именно - почему-то абрикос! Если бы назвали правильно - кульгой (урюком) то недоразумений могло и не быть!

Кульгой или курагой?

Голод не тётка, как-то раз на Северном Урале после голодухи на шестерых сожрали семь литров тушеных грибов (два котелка). И хоть бы хны...

Видать уровень адаптации к местным условиям зашкаливал!

А там иначе нельзя было. Полная автономка, температура близка к нулю, и прочие прелести почти что межсезонья (очень не угадали с погодой)

Знаю один район, где с голоду не помрёшь: это Чимган и его окрестности (Западный Тянь-Шань). Желательно только иметь банку сгущёнки. Но об этом позже.
Судите сами: чистой родниковой воды найти не проблема (родники на каждом шагу), практически в любом ручье (сае) можно встретить кусты ежевики, выше по склону горная вишня (алыча), еще выше – яблони. Есть целые ущелья, такие как Олмашахсай (ручей - повелитель яблок), где можно поесть яблоки на любой вкус. Как только поднялись выше леса, оглянитесь - кругом кусты костяники. Захотели чаю, - весь склон усеян чабрецом и мятой. Лимона там, конечно не найдёте, зато полно кислицы. Кто пробовал не даст слукавить: чай получается не хуже, чем с лимоном. А если поднялись к самому снегу, вот тут и пригодится банка сгущёнки для десерта: сгущёнка + снег = горный пломбир…)

Вкусно рассказал, Олег!
Пломбиром нынешний контингент туристов уже трудно удивить... А вот на Кавказе в ущелье реки Чхалты, недалеко от перевала Аданге, через который проложена автодорога на Бзыбь, есть огромная роща фундука, который вызревает на стыке августа-сентября. Мы в своё время специально планировали окончание маршрутов через зто место, чтобы затариться орехами, как говориться - "под завязку".
Вообще-то у каждого района есть свои изюминки, к которым хочется вернуться и не раз...

Очень точно сказали, Виктор: "...у каждого района есть свои изюминки..."
Сразу вспомнилось, как чуть ниже Семинского перевала (Горный Алтай, Чуйский тракт) мы затаривались кедровыми шишками. У меня потом ладони были такими липкими, что можно было по любой вертикали лезть, подобно мухе...

Хорошие, добрые у вас рассказы-воспоминания, приятно читать. Но, недоумеваю всегда, читая, как люди в походах шли голодными по несколько дней. Как же раскладку продуктовую составляли? Или специально худеть ходили? ;)) Ни разу не допускал в своих походах, чтобы народ голодал хоть немного. Всегда хоть что-то из еды после похода ещё на поезд остаётся. Для меня это вопрос принципиальный. Но, читать этот пост всё-равно весело :) Позитивчик ;)

Привет, FanKav!
1973 год - больше 40 лет тому назад! Я тогда был настоящим чайником - участником! Голодное окончание похода - четвёрки привело к тому, что спустя 4 года наша группа - шесть человек из девяти из команды образца 1973 года прошла горную тройку в том же районе (попутно сведя счёты с пер. Сев. Аксаут - см. мой рассказ "Сорок лет спустя - воспоминания "чайника") и принесла на море больше 20 кг жратвы!!! Призрак голодного житья тогда витал над нами страшным чудовищем!
Но вот уже в 1979 году я сделал своё первое руководство и, наученный "не сладким" опытом, сам сделал раскладку питания по всем правилам. А уже позднее учил будущих завхозов основам "блочной расфасовки продуктов".

:))) Вот потому я в своих походах почти всегда помимо руководителя, сам и раскладку составляю и многие прочие обязанности выполняю. К счастью, нет у меня ни опыта голодных походов, ни опыта остатка 20 кг после похода ;) Да, ваш тот рассказ я читал, как и многие другие. Просто комментов не оставлял.

Сейчас может и сложнее голодным остаться. Но иногда ограниченная продуктовая раскладка - жесточайшая необходимость, причём не только для альпинистов. Приведу пример из жизни, конкретная ситуация:

Пеше-водный маршрут, полная автономка, пешая часть - примерно 50-60 км по горам, затем порядка 150-170 км по воде. Людей нет вообще. Магазинов - тем более. Группа - трое мужчин, одна женщина и двое пацанов-десятилеток. В числе снаряжения самошитый катамаран с баллонами из детской клеенки (кто помнит, тот поймёт), ватные спальники, гермомешки, вёсла и так далее. Рюкзаки по 50+ кг у взрослых - неизбежность. Экономили на всём, но самое тяжелое - продукты и их упаковка. А если учесть, что одной из больших ценностей группы были две 700г пластиковых бутылки (для масла)... за полным их неимением на территории тогдашнего Союза...
Вот и брали по минимуму. А там погода, плутания из-за того что картой была 10 километровая "синька", а проводник проходил этим маршрутом 17 лет назад. Отставание от графика вызвало если не совсем уж голод, то хорошее такое недоедание в течение некоторого времени. В итоге выползли к людям "шкелеты" и первую данную буханку хлеба порвали на части за полминуты. Всякое, в общем, бывало.

Ну, нас как-то раз без всяких плутаний зимой в полдне ходу от заброски остановила лавиноопасность. Обход занял 5 дней. Голодные обмороки - были.
Про всякие первопрохождения районов по "пачке Беломора" вместо карты я даже и не говорю. Когда выходишь на 21-й день автономной линейки в расчетное место, а там вместо жилья и дороги с машинами - один заколоченный дом в снегу по крышу. И до настоящей дороги неизвестно сколько. А продуктов - только НЗ. Полкило сахара, 7 сухарей и поллитра бензина. (Как сейчас помню - я ж завхозом был!) А потом набредаешь на погранзаставу и производишь неизгладимое впечатление на погранцов. Хлеб - буханками, масло - пачками, помидоры - банками и т.д.
Да и сейчас во вполне штатных ситуациях в серьезных походах на стандартной раскладке около 500 г в день на на 3-4 недели народ тощает ощутимо. Я когда ходил по 2-3 похода подряд - килограм по 15 терял легко. Это в порядке вещей. Такое количество продуктов, чтобы не проголодаться, в сложном походе не потащишь. И так на старте 45-50 кг на горбу. Задача при составлении раскладки тогда - лишь бы с голоду не сдохнуть. И все.

Понимаете ли, всё опять упирается в планирование... "10-км смнька, проводник 17 лет назад"... Это весело читать здесь и сейчас, но не участвовать в этом ;) Скучный я руководитель, наверное. Ни в лыжных и пешеходных походах по Уралу, ни в горных по Кавказу не было подобных ситуаций, даже вспомнить нечего. А тут у народа вон сколько воспоминаний, аж завидно! ;))

Вот так и рождаются легенды! С уважением, aliar!

Выходили к Пржевальску (уже не помню ущелья) после трех "четверышных" недель. Чабан-киргиз предложил сделку - он нам шкурки сурков (настрелять обещал), мы ему - часы "Командирские". Зверюг штук 5 или 6 приволок часа через 2. Ошкурил, шкурки золой пересыпал, собственно сурков тоже приволок, нам отдал просто так - говорит, съедобные, вкусные, говорит. Мы их часа два на примусах варили. Бульон оч-чень съедобный. Все остальное жевалось с трудом. Запивали кумысом. Жажду забивает отлично. Но на "выходной" 1Б перевал на сутки опоздали - "пробило" насквозь и всех..... Где причина?.... до сих загадка велика есть.....

Голодный турист - прожорливее Змей Горыныча...

И того Торопыжки, что проглотил утюг холодный, когда был голодным!

Зря они Незнайку гнобили. Убили в нём поэта...))

Цитата из туристического справочника 60-х годов: "Турист "Н" увидел на тропе куст с ягодами красного цвета и тут же их съел. Смерть наступила через 4 часа."

В одном зимнем походе "в режиме жесткой экономии" чаю у нас было 2 грамма на рыло в день. Каждому был выдан пакетик, в который складывали всю встреченную съедобную растительность - листья и ягоды сухие, почки. Раз в день всю эту хрень заваривали вместо чая.
А вот когда у кого-нибудь сигареты в походе кончались... Я один раз наблюдал настоящую "ломку наркомана"! Мужик в реку прыгнул. Только ей не понравилось, она его через 5 метров выплюнула. Видел девушек, куривших трубку, одолженную у руководителя за неимением ничего другого.

Суровая действительность...

Вот так и рождаются песни про бабушку, курящую трубку. А оно вон откуда идёт.

Vasilijvanishin - Но всё равно случаи "дегустации" имеют место быть...

Водный маршрут в очень давние времена. Камерный плот, кильнулся. А гермы тогда плоховатые были, да и с перевёрнутым плотом довольно много возни. Короче, часть шмоток, в т.ч и курево подмокло.
Стали на стоянку, развесились сушить. Курильщики рассыпали табак на просушку.
Утром дежурный вылезает завтрак готовить. Надо чаю заварить. О, а тут как раз заварка и сушится…
Так он этот табачок и заварил…

Сурово получилось!

Вспоминается бессмертная фраза: "А намедни шеф хотел меня высушить и пустить на курево". Вполне реальная участь в данной ситуации.

Oven625! Где его курильщики похоронили? :)

Как то на альп сборах в Домбае руководитель, он же кассир временно расслабился и пропил все деньги. Банкоматов тогда не было, перевода ждать долго. Сборы ели крупу, молодые организмы тихо роптали. Назревает ЧП, тройка с Птышей не выходит на связь. КС истек. Выдвигается спасотряд, и встречает на тропе одного хромающего участника из той тройки. Говорит, все в порядке, я ногу подвернул, ребята скоро подтянутся. Явно что то не так, здоровые хромого послали. Раскололи. Парни встретили браконьеров, рассказали им про голодуху. Те поделились ляжкой тура. У парней не было не моральных не физических сил тащить мясо вниз, решили готовить на месте, опыта и дров не было, процесс затянулся, самый сознательный похромал один. Двое спустились через день, обжорство стоило им разрядов и записей в книжки.

Т.е. обожравшихся лишили разрядов, а тому, кто пропил все деньги ничего не было?! Или пропившему по репе настучали?

Наверное, пропившийся и обожравшийся был в одном лице... А если и нет, то всё равно грязная история.

Сами себя наказали, жалеть не за что.

vladk1965! А "расслабленный" руководитель? Неужели отделался лёгким испугом?

Телеграмма, отправленная группой домой на последние деньги-" Сорокарублируйте!"

Человек и тренер он очень хороший, и во многом, незаменимый. Мы же в России живем...

Ох, бедная лавровишенка! Во что ты на второй день выхода на арену "Риска" превратилась?
Давайте менять тему!

Нормальная тема, чтобы поболтать, повспоминать, чо ;)
Про незнайку: "а я не знаю, знаю я или не знаю",
про теплотехнику: давайте обсудим диаграмму Рамзина, полезнейшая вещь для определения точки росы!
Про сопромат: расчёт балки и чертежи разных передач, это незабываемо! ;)))

Ну что же, может кто-нить про супчик из ледоруба вспомнит или (вот ужас!) про случай каннибализма - как это там "за что аборигены съели Кука?"

Во как тема то повернула с питания на курево (хотя, я помню в армии- курево входило в питание!). Мне всегда было жаль курящих участников: как правило они всегда использовали маршрут как 100%ую возможность бросить курить (берём на всех пачку и плавно бросаем...).Выход с маршрута: они не смотрят по сторонам, глаза прикованы к тропе-"бычки!" ...сидим после ночёвки на Мазерском перевале, спуск по ледовому кулуару на ледник Гуль закрытому туманом...Слышим наверху,на Южн. Ушбе работает молоток...Потом сверху кричат-Курево есть? - Есть! - Не уходите!! Мы мигом! С Мазерской зазубрины спускаются дюльфером 2 связки альпинистов. Быстро перекуривают (3 дня без курева) и ныряют в кулуар (контрольный срок на исходе) У них на четверых одна пара кошек! У первого одна кошка и у последнего одна!!

В моей практике только два раза было один участник и курить и пить бросил, тому уже больше пяти лет прошло, а другой после похода полгода не курил, думали и вправду "завязал", ан нет, тяга к лошадеубивающему снадобью взяла таки верх...

Не знаю как курить и пить, но пить чай с сахаром я перестал именно после длинного водного маршрута в начале которого сахар тупо утонул... возможностей пополнить как обычно не было, а всяких трав, ягод и прочего для заварки (чай утонул вместе с сахаром) наоборот было достаточно. Приехав домой внезапно понял, что получаю кайф от оригинального вкуса каждого чая именно без сахара... В итоге привычка осталась до сих пор хотя прошло уже лет тринадцать.

Заядлые курильщики не дадут мне соврать: лучше остаться без мяса, чем без курева...

Нет, ну ваще не о чем с вами всеми тут говорить прям! Хоть курить начинай! Сам не курю и крайне редко у меня попадаются курящие участники, даже о куреве не поприкалываться, скукота! Надо в жизни что-то менять....

Навеяло поделится прожитым)))
Первый водный поход на байдарках в середине 80-х. Очень хочется романтики. Берем с приятелем карту СССР в 1 см 10 км - смотрим, где меньше всего населенных пунктов и добраться можно без вертолета. Находим в Прибайкалье реку Киренгу. Пишем объяву в городском турклубе на ул. Желябова. Дескать, приглашаем сильных духом и желающих слиться с природой на дикий неизведанный маршрут. Откликнулись по отдельности парень и две девушки, тоже не ходившие раньше в походы. Составляем нитку – 160 км по Байкалу, пешка к истокам 20 км, сплав до первого населенного пункта около 120 км. Берем продукты по минимуму спининг и ружье (тайга прокормит, так в книжках пишут!). При выходе к началу сплава карта десятикилометровка делает свое черное дело и мы вваливаемся в совершенно другую реку под названием Лена, по которой до ближайшего населенного пункта около 300 км (но это мы узнаем потом). Продукты к этому моменту съедены под ноль. Остался только красный молотый перец в необъятных количествах и кило муки. Рыба на щучью блесну не клюет, грибов и ягод нет (потом выяснилось, что перед нами прошел паводок и все смыто), главный по ружью, оказывается забыл дома все патроны, кроме одного в стволе, чем заряжен не проверил, и вообще, ни разу не охотник, а ружо взял у деда. Забегая вперед скажу, -патрон был просто забит порохом и запыжен (дед пугал садовых воров). Это выяснилось, когда прямо перед лодкой села жирная вкусная кряква и предложила себя на ужин с расстояния в 4 метра. Всем экипажем наблюдаем, как пыж ударил ее в крыло, после чего она ныряет и скрывается из глаз, оставляя во рту будоражащий вкус жареной дичи... . Катаем из муки перемешанной с красным перцем шарики и варим. Через три дня сплава стало очень грустно, мука кончилась, остался только перец. А долгожданного магазина все нет. Народ тихо звереет. Натыкаемся на разрушенное зимовье с обрушившейся крышей. Копаем и достаем две стеклянные 800- граммовые банки с надписью «Щи свежие со свининой». Дата выпуска - пятнадцать лет тому назад. Долго смотрим на содержимое, капая слюной прямо туда. Кто-то произносит слово «ботулизм», после чего все вываливается в котелок и варится вместе с оставшимся перцем и двумя червивыми рыжиками. Потом долго сидим у костра и наблюдаем друг за другом, - кого карачун настигнет первым. Обходится. Начинают изредка появляться грибы и редкие ягоды красной смородины. Через неделю приплываем к людям в пос. Мал. Тарель . Ходом в магазин. Ассортимент – мыло хозяйственное, веревка (символично!), валенки, две трехлитровые банки рыбьего жира, пряники в пачках по 1 кг, масло сливочное. Берем банку жира, по 1 кг пряников и по две пачке масло на лицо. Продавщица крестится, видя как мы, выйдя на крыльцо, вскрываем рыбий жир и начинаем его пить прямо из горла. Потом в рот пихается пряник и от пачки масла откусывается кусок... Через десять минут непрерывного поедалова, картина рыбьим жиром – все с выпученными глазами бегут к ближайшей канаве пожаловаться на нехорошо. Второй подход делаем более осторожно. Докупаем пряников и масла. Жир не употребляем. Тактика срабатывает, и мы все свое несем в себе до лагеря и ложимся спать. Через пару часов приходит ко всем печалька. Лично я думал, что помру. Такие желудочные боли, как будто дикобраза проглотил. После этого похода все, кто в нем был, кроме меня, завязали навсегда с туризмом)))

«Щи свежие со свининой» - прекрасная находка как по факту, так и в литературном плане!

Рыбий жир, да с голодухи... Ребята, вы монстры!
Наверное было бы сложно поверить, если бы как-то не пришлось поддерживать силы бутылкой растительного масла, после того как внезапно закончились продукты (шли вдвоём и в процессе выяснилось что напарник ест реально за троих, в результате есть ко второй трети маршрута стало нечего, и если бы не старая сеть и две запутавшихся в ней здоровенных рыбины, пришлось бы голодать). С тех пор трюк "масло вместо газировки" производит на новичков неизгладимое впечатление. Тоже как ни смешно, привычка осталась

Слушай, а что за трюк с газировкой? Просвети!

Нет, мне не понять вас спортсменов, с рационом 500 грамм/день. Мы – туристы-путешественники или где? Кило в день -- это святое.
Однажды было даже больше. То была уникальная пятёрка на Кавказе. Руководитель запланировал нитку, позволившую сделать 4 заброски. Я шел завхозом.Так что, в список продуктов включил и фестал. Его выдавал на днёвках, в местах забросок. В конце третьей части маршрута, все участники были взвешены на амбарных весах. У каждого был привес 1,5-2 кг.

Группа туристов с криком "ЕДА!!!" бросилась на медведя. Косолапый с трудом оторвался от погони...

Голод не тетка.

В 1997 вот в этом походе мы прошли уже 3 тройки-Б, поднялись на четвертую, сходили на Хана, спускались через Петьку на север. Самый конец августа, все МАЛы давно разъехались, вертолеты улетели, во всем районе, кроме нас, никого. Что нам вскоре предстоит жуткое рубилово на подвинувшемся С. Иныльчеке, мы еще не в курсе.

На Петьке утром подобрали консервную баночку с надписями то ли по-японски, то ли по-корейски. Иероглифами. Совершенно никакого представления, что там внутри. Завхоз оприходовал ее и положил в рюкзак, чтобы сожрать на обеде. Продуктов-то у нас тогда в обрез было. Калории не лишние...

В обед на леднике вскрыли японскую баночку. Внутри что-то бесформенное, смерзшееся, коричневое. Совершенно не понять по виду, что такое. Больше всего визуально похоже на говно. Хотя вид был совсем не аппетитный, но калории-то нужны, так что мы попробовали из нее поесть.

Я никогда перед тем не пробовал заведомое консервированное говно. Поэтому не знаю, какое в точности оно на вкус. Но думаю, что примерно такое, как было в этой корейской баночке.

Жрать невозможно. Но надо, ибо калории. Ну, и не может же быть, чтобы это и правда было так несъедобно! Кто-то высказал предположение, что, наверное, баночку надо подогреть, и в горячем виде будет вкуснее. В обед мы примус не кочегарили, времени не было, поэтому завхоз закрыл баночку и приберег на ужин.

На леднике началось рубилово по промоинам и трещинам. За полдня прошли примерно километр. А ледник в длину 25км. Жратвы в обрез. Призадумались...

Вечером снова достали баночку и подогрели на примусе. Вкус лучше не стал. Зато появился запах. Говняный.

Надо что-то делать. Продукт завхоз уже учел, и его надо непременно сожрать. Задача поставлена. Эту задачу надо выполнять, но пока непонятно, как.

В результате положили японскую консерву на лед, дали ей за ночь как следует промерзнуть, утром замороженную проглотили и запили чаем. Калории употребили, цель выполнили!

Еще 4 дня кувыркались по Иныльчеку, потом был проход по дну и по плавающим айсбергам Мерцбахера, и долгий выход в населенку. Много что вспомнить. Но и как корейское консервированное говно жрали, тоже запомнилось...

Жора! Говно - оно и есть говно, хочешь - грей, хочешь - охлаждай... У меня, ты же знаешь, таких историй тоже с избытком. Но с другой стороны, когда открывается "яма желудка", количество жратвы не имет значения, правда, когда ее нет - это конкретно уже ощущаешь. Насчет совмещения должностей - в 84-м Лена Титкова сделала себя кроме руководителя и завхозом... Вот когда я убедился, что четыре здоровых мужика могут сожрать столько, сколько дадут (в пределах возможного, но где эти пределы?). Маршрут у нас тогда содержал две заброски, участки - примерно по 8 дней... И каждый день Лена действовала примерно так: "мальчики,ну что хотите?". Ясный пень, наши "хотелки" никаких границ не имели - тем более,что и завхо и руководитель - не против. Ну, к четвертому (примерно) дню выяснялось: сахара нет, колбасы, сала, сыра и т.п. - нет, а остатки не тянут даже на углеводную диету... Так что совмещение не так хорошо, как кажется, хотя и вопрос в подходе, конечно. С третьей части мы завхоза свергли... Ну и тогда без жратвы шли тяжело, если бы не подножный корм - даже не знаю... Кавказ, населенка все же. Но магазинов там нет, а жители в лучшем случае снабжали нас остатками лепешек и луком - больше ничего не было... Вот тогда-то мы и насобирали грибов сетку. Приготовили полный автоклав (у нас был 10 л) - без лука, без соли - чистый продукт. Это, конечно, не тот вариант, что Жора описал, так как говном они все же не пахли... Но вкус, как говорил Райкин, спцфический... А местные пришли в гости - говорят, что грибы никогда не пробовали - в Грузии же грибы не едят... Ну, думаю, после этой пробы им больше никогда и не захочется... Мы ими пытались поужинать, потом позавтракать... Остаток почему-то не унесли, и я потом очень жалел... На вечер, по-моему, я дежурил, из каких-то остатков и окружающей крапивы сделал зеленый борщ (ну, как бы). На ужин поклевали... На завтрак - чуть поели... Но в клаве я его унес - на обед сожрали на ура. А потом под перевалом в летовке обнаружили два мешка - с грубой мукой и с солью... Взяли килограмма 3 муки и соли, которой у нас давно не было. Написали записку с извенениями... Да, мы уже давно должны были быть в Шатили, у очередной заброски, но каждый день - проливной дождь, грозы, смытые мосты - ну, чтобы жизнь раем не казалась... Так что к восьмидневной раскладке, сожранной в основном на 4-й день, добавились еще не помню сколько (три или четыре). И вместо перевала 1Б, ставшего в итоге последним на маршруте, мы под седловиной в проливной дождь пекли хлеб в сковородке... Было и мясо, т.к. мука была с опарышем...

Ну, по молодости попадали пару раз в ситуацию "сутки без воды". Вот это - тяжелее... Я потом года два пил воду из всех видимых источников на всех привалах...

Одни найденное "говно" ели, вторые не только полуголодные, но даже "сутки без воды" в походах ходили, ужбас! А у меня ничего подобного вспомнить нет, хоть плачь :,(
Зато мы в 2008-м, идя по карте-хребтовке, где рельефа вообще не было, впёрлись в долину Бауларсу и прошли первопроход пер. Скальная стеночка, вот было приключение! ;)) Хотя, сейчас такой перевал и долина у меня уже не вызвали бы тех эмоций...

Жора, а чему удивляться? Если бы вы знали корейский, то наверняка прочли бы на банке, что это лакомство для беременных женщин, а пробовать его должны только их бестолковые мужья.

В одной ноябрьской двоечке на Киргизском с перевала 2 дня без воды спускались: бензин кончился, а наверху в это время года нет воды в жидком состоянии. Все как обычно: сухари, сало, консервы перемороженые, только вместо чая каждому по сосульке на закусь.

Спустились на Аламедин, а маршрут-то надо бы продолжать, т.к. 2ка еще не набрана. А мы на самолет опаздываем. Половина группы, кому нельзя опаздывать, пошли домой, другая половина разгильдяев набрали по вязанке дров и пошли на следующий перевал. Как только ушедшие скрылись за поворотом, мы набрали смородины и шиповника, заварили на дровах плов с компотом и тому подобное.

И на следующий день было развлечение. Вместо сквозного прохождения перевала у нас получился на него радиальный выход с противоположной стороны. На седловине сварили обед, при этом сожгли половину занесенных на перевал дров. Остальные дрова стащили обратно в лес.

После того горючее у меня - пунктик, рука не поднимается на нем экономить...

Видимо не зря выбросили...

Потом не пытались выяснить, что же там было? Можно предположить, что средство для обработки обуви...

Всё-таки вероятность что это была соевая паста или какая-нибудь заправка для мисо-супа - выше. Если не знать как готовить, съесть сложно, а по виду так и вовсе - оно самое.

Спасибо, Георгий! Красивый у Вас получился маршрут и занимательный - не без доли юмора рассказ, добавивший мне позитива. И даже баночка с "говном" оказалась бессильна изменить хорошее настроение...

Соевая паста - лучшая еда.

Здравствуй, Георгий!
Оказывается в том 1997 году мы одновременно участвовали в ЧР по горному туризму.Ваш маршрут был единогласно оценён всей судейской коллегией как лучший в классе шестёрок. С большим опозданием хочу поздравить с великолепным маршрутом и заслуженной победой! А этот эпизод с "японо-корейской баночкой" показал, что порой приходится испытывать для достижения цели, как бы это не было трудным! Молодцы!

Спасибо!
Там да, такой получился выход с маршрута, на полном серьезе. Думаешь, все, последний перевал, и домой, а там впереди оказывается такое препятствие, что труднее всех пройденных перед этим троек-Б с Ханом вместе взятых. Когда арифметика такая, что удается пройти километр в день, а ледник по карте 25км. При этом жратвы осталось на 4 дня. Это одна причина, что не выбросили баночку с иероглифами.
Ну, другая причина - шестерка все-таки. Дисциплина... Завхоз сказал, надо сожрать, значит, участники выполняют указание...
После перехода по айсбергам через озеро в домике на поляне Мерцбахера мы нашли кусок каменной соли с буханкой каменного хлеба. Если думаете, что голодная группа на него накинулась, так нет.
Сначала завхоз исполнил ритуал оприходования продукта.
Потом участники сели вокруг, созерцали хлеб и обсудили, с чем можно было бы (кроме имеющейся соли) этот хлеб съесть, если бы оно у нас было.
Потом разделили его при помощи ледоруба на с соответствующее количество частей, чтобы сделать сервировку.
А иначе-то как же? Иначе продукт может полноценно не усвоиться.

Шутки шутками, а к этому дело надо отнестись более серьёзно. Пора уже обратиться в Федерацию спортивного туризма с требованием внести в регламент походов следующие статьи:

1. Всем группам, которые в походе едят консервы с "говном", употребляют в пищу центнеры грибов без соли, пьют из горла растительное масло, выпивают вёдрами рыбий жир, поглощают сырой рис с урюком, заваривает чай табаком и т.д. - засчитывать сложность перевалов на категорию выше, как жертвам стечения обстоятельств.

2. Отдельной строкой и жирным шрифтом выделить следующий пункт:
Персонально туристу Буслаеву Алексею (FanKav) снижать на категорию все перевалы, которые он проходит, так как он всегда сытый и довольный, жадный до ужаса, потому что не делится со зверюшками своими забросками, пьёт горькую стаканами и никому не позволяет себя перепить, будучи некурящим всячески третирует бедных курильщиков, по ночам терроризирует участников похода своими стихами, сопровождая их песнями на языке народности Майя и танцем живота, а самое главное – демонстративно не берёт в поход змеевик…

Я не против :) Так как к Федерации отношения не имею. Но, целый пункт правил посвящать какому-то "дикому" туристу, это уже культ личности! Не за чем культивировать манию величия!
Ладно, вы все тут дальше прикалывайтесь, а я на Кавказ поехал.

Удачи, Алексей!

Мне только одному кажется, что ты с него и не уезжаешь?

А это и так есть в регламенте чемпионата. Только не в критерии "Сложность", а в другом показателе: "Напряженность".

Надо критерий конкретизировать: "напряженность сфинктера" ))))

Жора, заценю твое предложение - судить напряженность по количеству съеденного... в общем, нестандартных консервов. Зато, если по отчету отсутствует информация о количестве съеденного - за напряженность "0". Судить Чемпионаты станет проще.

Блин, с этими твоими воспоминаниями так захотелось прошвырнуться по Иныльчеку, пускай и без еды...

Советские сублимированные супчики вспоминаю с содроганием! Из-за волшебного зелёного цвета мы их называли-"змеиными" ! А вермишель и макароны, которые бывало, при варке вообще растворялись...

Пруссику.
Вот такие змеиные супчики ,некоторое количество нашли на свалке Северного Иныльчека и пробавлялись ими .пока 4 дня шли до Южного через озера мерцбахера.Потом один участник отказался на победу идти .из-за болей в печени

Мои соболезнования...

>>> Советские сублимированные супчики вспоминаю с содроганием! Из-за волшебного зелёного цвета мы их называли-"змеиными" !

Это язык у тебя змеиный. Заграничные лучше были что ли?
Не все умеют дома готовить полуфабрикаты для маршрута. Так что, "за неимением гербовой ...".

vlad2010! Думаю, не имеет смысла напоминать Вам то, что Вы знаете не хуже меня:
о вкусах не спорят.
Надеюсь, Вы не будете возражать, что в данном случае каждый человек имеет полное право оставаться при своём мнении...

vlad2010, благодарю за столь лестную оценку моего языка,даже не подозревал... По существу- о качестве зарубежных сублиматов в то время мы не могли судить ввиду их отсутствия, но то что с большим трудом удавалось достать из ближнего зарубежья, например югославские бульонные кубики "Кокоша" , польские пюре и приправы- были гораздо лучше отечественных...

prussik, miraks! Но согласитесь: это хотя бы был натуральный сублимат, а не сегодняшнее ГМО...

По моему, это и было натуральное...ГМО - минус две последние буквы...

:))

Олег.
А бог бы его знал.что мы едим,любая пища это химия.но продолжительность жизни растет.В африке сидят только на натуральном, однако живут недолго.
Но о чем стоит пожалеть-у продуктов пропадает вкус и запах,яблоки не пахнут яблоками,покупные имею ввиду,т.к. дачей не занимаюсь по идеологическим соображениям.
А СССР вспоминается добрым словом,я тогда был моложе-:)))))

Да, miraks! Покупные яблоки (да и не только они) имеют странный вкус - как-будто вату жуёшь...
А как понять ..."дачей не занимаюсь по идеологическим соображениям".

Объелся сам, объешь товарища...

Продукты закончились, тоска...
Утром народ с трудом вылезает из палаток и о, ко всеобщему удивлению, видит что один мужик что-то сосредоточенно жуёт.
- Что ешь???
- Мяшо.
- А где взял???
- Шамо приползло.

Пожуй, и передай другому...