ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт)

Пишет Алекс Кузмицкий, 19.06.2016 19:57

Третий год подряд завершаем сезон в Заилийском Алатау (Северный Тянь-Шань). Градус происходящего с каждым годом планомерно рос, к этой весне достигнув логичного апогея. ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм)

Свою задачу в рамках Линий Туюксу-2016 мы обозначили как — «только новые линии» (новые для нас самих, в первую очередь). Было задумано 20-25 непростых проектов, которые хотелось реализовать. Соответственно, важно было тщательно спланировать график выходов на конкретные маршруты, чтобы погода, состояние снега и боевой дух команды максимально соответствовали каждой их задач. В этом заключалась основаная тактическая сложность (и одновременно интерес) мероприятия. На этом и фокусировались, иногда отодвигая в сторону возможность просто в удовольствие катнуть по пухлому снежочку.

Благодаря знанию района, отменной кондиции и количеству снега, а также готовности и поддержке команды, удалось реализовать задуманное примерно на 70%. Удовлетворение от проделанного и некоторое насыщение районом достигнуто))) Пора двигаться дальше.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Описывать в подробностях линии в формате репортажа не будем (сделаем в отдельном материале). Сейчас просто много красивых фото: гор, линий и людей. Наслаждайтесь белоснежной красотой в разгар лета.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Как и любая заброска, попадание в Туюксу (на гляциологическую станцию Т1, 3600 м) это испытание. Но, именно в этом году удалось наконец наладить процесс так, чтобы регулярные заброски-выброски (а у нас с Аленкой их было больше 10 за месяц!) стали не в тягость, а в радость.

Вообще, Туюксу в этом году был иной, по многим моментам.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Во-первых, он был чрезвычайно многоснежным. На леднике Туюксу, который в прошлые года лежал практически без снега, сейчас зондирование показывало 2.5-4 метра. А в домик гляциостационара нужно было не подниматься по деревянной лестнице, а спускаться по снежным ступеням, поскольку все завалено по самые «помидоры».

Трактор «Беларусь», на леднике Туюуксу, конечно же не видать, он под несколькими метрами снега.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Так что, количество мест, доступных для скитура, резко возросло (на всякий случай напомним, Туюксу — район не для скитура, а скорее для альп-фрирайда).

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) И мы этим пользовались…

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Опять же, большое количество снега позволило катать те линии на ледниках и в ледопадах, которые раньше выглядели суицидальными или вовсе не проездными.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Оборотной стороной многоснежности стало большое количество карнизных зон вдоль всех гребней. Причем, в некоторых местах это было реальной проблемой. На склон не вылезти — сбросы, а вдоль гребня можно улететь…

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Собственно, я улетел. Шел в 5 метрах от края гребня, визуально проверяя средний размер карнизной зоны, пришел на точку старта, снял рюкзак, лыжи и пошел вниз по крутому склону пешком, к ближайшим торчащим камням… Когда до них оставалось около метра, полетел кувырком назад спиной. Борясь и цепляясь удалось задержаться на почти вертикальной снежной стенке. А иначе бы копали товарищи километром ниже, в здоровенном конусе выноса лавины.

Длина отрыва карниза — 50 метров, а по выносу, в том месте где я «пархнул» — 9-10 метров. Такого никак нельзя было предположить. Повезло, что удалось найти такой выдающийся карниз (на свою голову), ну и что все завершилось удачно. В том числе, удалось во время поисково-спасательных работ найти рюкзак со всей снарягой, включая загранпаспорт)). Спасибо Гоше Березину и Игорю Давыдову за холодную голову и горячее сердце в ходе операции.

На фото выше: подходим к месту происшествия на следующий день.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Еще одной особенностью этого туюксинского сезона стали ранние подъемы. Ради реализации бодрых, трудоемких, а порой и просто удаленных линий нужно было время. Днем приходит жара и лавиноопасность, поэтому время можно взять взаймы только у ночи, что мы и делали.

"Стандартное «утро": подъем в 3:30, выход в 4:40…. Первый час тяжело (и холодно), зато наградой красивый восход и последующий красивый трек.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) 6 часов утра, а ты уже на финальном взлете на п.Локомотив.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) И готов рубануть вниз, по какой-нибудь сильной линии. Кондиция снега — прелЭстна, видомость тоже. Берись и делай…

На фото: п.Туюксу, первопроезд прямо с вершины этого пика.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Это лишь 2 линии из тех, что удалось осуществить в этом сезоне из полутора десятка подобных.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Но, чуть припозднишься, кондиция снега резко начинает ухудшаться и становится опасно.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) И чем дальше из мая в июнь, тем грань все быстрее и быстрее можно перейти, от «комфортно и безопасно» к менеджменту мокрых лавин.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) С другой стороны, на некоторых линиях практически нет оптимальных решений, поскольку в рамках одного проезда у тебя уже и перегретые и недогретые экспозиции. Так что, приходится рисковать.

На фото выше: обе линии с п.Туюксу, в сторону Игл Туюуксу были именно в этом ключе.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Хождение в альпийском стиле, со снарядами за плечами, это норма для Туюксу. Новым было скорее то, что ходили мы много, быстро и, я бы даже сказал, дерзко. Собственно, если охарактеризовать одним словом наш туюксинский «сет», то он был именно таким, — дерзким.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Иглы Туюксу. Катнули в этот раз не только Центральный кулуар, но и, если смотреть снизу, самый крутой, правый. Бодрячком. Редкий случай в моей практике, когда я из режима «катание» перешел на дюльфер просто на крутом склоне, потому что не смог там проехать (3-5 см снега на льду, а падать никак нельзя).

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) На фото: Сергей Лавренко, Гоша Березин, Леня Пленкин, Игорь Дебатур, Тимур Каралдин.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Игорь Давыдов — единственный, но весьма бодрый и заряженный лыжник в нашей команде.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Главной темой этого сезона стали проезды по крутым, часто висячим ледникам. Интересное катание, сопряженное с необходимостью точного ориентирования. Правильно выстроить линию и тактику проезда, найти нужный снежный мост… в общем, интеллектуальный фрирайд-челендж.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Гоша Березин — опора, надега, кремень и нифига не «улитка». Гошан, спасибо за надежные тылы!

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Плечо Туюксу, проезд по Центру.

Спасибо Аленке за навигацию снизу!

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Таки было несколько линий без всякого перца и без вот этих «позвякиваний бубенцами». Просто красиво, вкусно и в удовольствие.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Квинтесенцией сложности и красоты стал проезд с пика Зои Космодемьянской. Линия на грани фола, но она того стоит. Назвал ее Суицид, чтобы не было иллюзий. Ошибаться там нельзя.

На фото: подъем на вершину Зои, к точке старта.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) То, что всегда можно найти здесь, в Туюксу, вне зависимости от количества снега и вашей личной тактики — это красота гор. Каждая гора исхожена вдоль и поперек и, вроде, видели ее со всех сторон, но налюбоваться невозможно…

На фото: вид с пер.Молодежный в сторону соседней долины, где расположена Космостанция (в феврале делаем там скитурную программу, велкам).

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Аленка в этом Туюксу практически не катала.

По-началу акцент был на освоение пилотирования Андрейки (так зовут ее дрона)) и на навигирование нас во время всевозможных стремных проездов по ледопадам, поэтому лишь скитурила до точек съемки-наблюдения и обратно. А потом, когда 20-го мая почил в лавине мой сплитборд, то она пожертвовала своим снарядом и вовсе перешла в секту снегоступщиков-мамалыков.

Зато, все живы-здоровы и сориентированы)) Аленка же стала неплохо управляться со своим дронито. Ну и наснимала хороший материал… обещает смонтировать бомбическое видео.

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Один из кадров будущего фильма))

ЛИНИИ Туюксу — предела нет… (фрирайд-репорт, Бэккантри/Фрирайд, алекс кузмицкий, snow sense, гиды, тянь-шань, альп-фрирайд, фрирайд-альпинизм) Итого, — 30-ть с лишним дней счастья и преодоления в одном из лучших районов бывшего Союза. Классно!

Конечно же, в Туюксу у нас не просто фрирайд-программы. Сюда набирали лишь проверенных, хорошо катающихся и знакомых нам райдеров. Причем сознательно урезали состав до минимума. Сейчас, задним числом, можно сказать, мы ни в ком не ошиблись. Все были «что надо». Спасибо вам, парни. Особый респект команде «Линий Туюксу»: Гоша Березин («Гошанч»), Игорь Давыдов, Игорь Дебатур, Сергей Лавренко, Леонид Пленкин и Тима Каралдин.

P.S. В следующем весенне-летнем сезоне сделаем перерыв от Туюксу и проведем весь май на Эльбрусе. А потом, надеемся, — в Чили-Аргентину, на новом витке жизни и путешествий. Там осталось масса нереализованных планов и идей, нужно воплощать.

* * *

Текст: Алекс Кузмицкий (fb)