Водно-пеший поход 1963г по Забайкалью: река Витим, гора Кропоткина.

Пишет lorinson, 07.06.2016 16:32

У нас настолько внушительный вид, что все принимают нас за геологов. Спрашивают, что приехали искать? «Конечно, золото!». Не знаю, поняли ли они, что золото – это пороги и трудности, которые мы преодолеем, забайкальское небо и тайга, горные реки, перевалы, на которые мы поднимемся, золото человеческих душ. Скорее бы отправиться в эту страну сверкания и искания. Ничего, что придется трое железных башмаков износить, пока дойдем до цели. Главное, дойти и найти золото.
(из ночных размышлений дежурного 12.06.63)
Водно-пеший поход 1963г по Забайкалью: река Витим, гора Кропоткина. (Туризм)

Витим, одна из самых диких и своеобразных рек Восточной Сибири. Рождается Витим на восточных склонах Икатского хребта, образуется при слиянии Витимкана с рекой Чина, стекающей со склонов Ципиканского массива. Витим на пути к Лене, огибая Витимское плоскогорье и вкрест пересекая хребты Станового нагорья, несколько раз резко меняет направление течения: северо-восточное — в самых верховьях, южное — после впадения Чины, восточное — после слияния с рекой Заза; ниже впадения Каренги река течет на север.

Дневник похода по реке Витим, июнь 1963года.
(клуб «Янтарь», Томская обл.)
Из Томска 9 июня 1963 года отправилась в поход группа под руководством Озерковского. Нас 6 человек. Озерковский Борис – руковод и по совместительству летописец. Иванова Люда – Соловушка, сестрица милосердия, от рюкзаков освобождение не дает, комментатор дневниковых записей. Цуканов Виктор – охотник и крупный специалист по мелкой рыбешке. Прусаков Валька – завхоз. Иванов Юрий – крупный специалист по сплаву на плотах. Бирюкова Лариса – незаменимый человек, крупный специалист по хлебу и по совместительству летописец. И провожающий нас Олег Булюбаш, подарил сувенир, который назвали Олежка.
Маршрут:
Водная часть с 13 по 30 июня — сплав по реке Витим от Романовки до Усть-Каренги, 410 км на плоскодонках, пройдено 14 крупных шивер по низкой воде. Пешая часть — от Усть-Каренги до Ксеньевки более 300 км через три перевала, пересекая реки Каренга, Нерча, Олёкма, Нерчуган, Джалир, Чёрный Урюм с заходом на гору Кропоткина 1908 м. На всём пути из жилья только заброшенный рудник Сырыгичи. Маршрут закончился 19 июля 1963г на станции Ксеньевка Транссибирской магистрали.

9 июня.
Подготовка к походу окончена. Кажется, все подсчитано, и снаряжение все имеется для этого большого похода. Купив билеты до Читы, покинули Томск в 18.30.
Поезд комфортабельный, вагон и наша шестерка + Олежка. Рюкзаки по-человечески едут на свободных местах! Тайгу встречали без особого энтузиазма. У каждого, наверное, с этой станцией связаны «приятные» воспоминания. Дальше обычная вокзальная суета, тоскливое ожидание. Неожиданно подается в 2 часа ночи дополнительный поезд 126, и начинаем размещать свои кости не ниже 3-й полки ( не смогли мы снизойти до простых обывателей, которым недоступно чувство высоты). Высота освоена и взята довольно быстро.
Приближается утро. Можно было бы начать и спуск.

10 июня.
Удивительно, но Борька проснулся первым. Его первая разведка насчет ресторана донесла. Что он имеется в 2-х вагонах от нас. Долго пребывать в состоянии голода не духе начальника, поэтому объявляется общий подъем. В 11 утра были в Красноярске.
Сигнал. Гудок и снова поезд мчит нас на Восток. Для пущей важности начальство (большое и чуть поменьше, Боря и Валя) десятый раз пересчитывают параметры, калории, деньги. Этот день принес нам драгоценное открытие, оказывается, среди нас есть талантливый мастер по починке туристической обуви. Видели бы вы, как преобразился в ее руках Валькин дырявый ботинок! Чудо, Чудо, Чудо!

11 июня.
На вторые сутки мы полностью захватили власть в купе. Жарища несносная. Ждем с нетерпением встречи с Байкалом. При виде наших милых рож Байкалище разулыбался. Сияет от радости и сверкает под лучами солнца! Мы тоже! Везде мы узнаем знакомые картины: Слюдянка, Мурино и т д до Улан-Удэ. На обсасывание и осуществление гениальной идеи: систематически обмеривать животы каждые 10 дней, ушел один день. Первое измерение дало результаты: Людка – 5 дырочек, Валька и Лариска – семидырочники, Борька и Юрка – 9 дыр, Цуканчик самый дырявый – 10дырищ. Пан Булюбаш (Олежка) за отсутствием живота отказался от измерений. Поезд Киев – Хабаровск, что-то наших солистов Люду и Витю потянуло на грустные хохлацкие песни. Ну и чудесно же у них получается! Вечер, в синей дымке горы! Хочется скорей в Читу и дальше, дальше…

12 июня.
Наши железнодорожные мучения и развлечения, кажется, подходят к концу. Чита и ее потомки встретили нас без духового оркестра и почетного караула. Город Чита оказался красивым. И подарил миру таких туристов, у которых мы смогли взять подробные карты маршрута, услышать от них несколько былей и сказаний о славном Витиме. Они же нам пообещали, что острых ощущений будет в избытке. Получили очень много ценных сведений. Ночь проводим на вокзале.

13 июля.
И все-таки 13 – чертова дюжина и попробуйте нас в этом переубедить. У нас веские, неоспоримые доказательства. Встали с одеревеневшими суставами в 5 утра, с целью уехать на первом автобусе. Но на 13-е все билеты были распроданы раньше, видимо, у читинцев это число особо почитаемо. А дальше начинаются сплошные растраты. Ну, где это видано. Чтобы томские бродяги на ЗИМе, да, да на ЗИМе проезжали 160км и оплачивали на 320 км. В Валькиной голове, наверное, прибавилось 32 седых волоса за те 32 рубля, которые он дрожащей рукой, отдал шоферу – вымогателю, точнее советской таксомоторной компании. Очень хотелось всем скорее увидеть Витим. Какой-то он?!
Около Романовки какой-либо грандиозной величественной картины мы не увидели. И даже не верится, что он таит в себе столько опасностей и коварства, разве только в его красновато-багряной воде есть что-то угрожающее. А вообще-то в этом районе милая мирная река. Вот только почему-то она к 13 июня совсем обмелела, что почти лишает нас возможности сплавляться на плотах, да и сухостоя в районе нет.
В Романовке узнали подробности и детали о нашем Витиме. Боря. Валя и Люда скрупулёзно в течение дня под забором записывали эти детали. Затем пошли выбирать место для стоянки. Выбрано было в 1.5 км, куда тащились целый час, останавливаясь каждые 300-400м. Дальше все как обычно: костер, палатка, ужин, Витюля на рыбалке, и только необыкновенно красивый закат! (Пишу, а комары садятся даже на тетрадь)
Водно-пеший поход 1963г по Забайкалью: река Витим, гора Кропоткина. (Туризм)
На причале в Романовке. (двое Ивановых и притомившаяся Лариса)

14 июня.
Главное для нас на данном этапе достать лодку, т е к сожалению купить. Для свершения акта купли-продажи отправились босс и Валя, но потом им пришлось позвать на помощь и Витю с Юрой. Так в Романовке народ очень хороший, но в отношении цен на лодки несгибаемо стойкий на высоком уровне.
Два дня ушли на переписывания лоции реки Витим.

16 июня.
Сборы и подготовка к отъезду занимают полдня. Экипажи шхун укомплектованы. «Эх, прокачу» - Виктор, Людмила и Юрий. Флагман, относительно его названия разгорелись споры. Были такие предложения «Разгонюсь – развалюсь!», «С час утонем!», «Авось», «Вольница» и т.п. К единому мнению не пришли. Пошли без названия, но под флагом в составе: командир флотилии пан Озерковский, капитан флагмана В. Прусаков, адъютант, матрос на побегушках – Лариса, юнга просто так на всякий случай – Олежка.
Прозвучал прощальный залп, провожающая нас Вика, девчушка из Романовки, предупредительно отошла от страшного дяденьки в очках. «До свидания. Вика!»
Итак, мы на нашей голубой дороге! Идем до 20часов, проходим в основном перекаты типа ХОРОШИЕ, глазеем по сторонам, но берега пока довольно скучные.
Из дневника руководителя. Утром отправили телеграмму Ялину И. в Томск, сообщили время отправления. Вышли в 16 часов местного времени. Погода испортилась. Плывем прямо по геологическому описанию р. Витим, которое мы списали в Романовке. Пока не сложно. Вторая лодка сильно течет, наша тоже, но не очень. Останавливаемся на берегу высотой 5 метров. Место оказалось плохим. Подо мхом вода, и палатка промокла. Рюкзаки оставили на берегу, накрыв их пластикатом. Вторую лодку залило водой.

17 июня.
После мокрой, но мягкой ночевки (оказывается, спали на мягком болоте), всем захотелось увидеть солнце. Но кто-то, наверное, нуждается в нем больше, чем мы, и оно светит им.
Обильный завтрак тревожит душу и желудок начальства, особенно завхоза, так как сложнейшие расчеты по расходу продуктов не оправдывают себя. Кругом тишина, только токуют рябчики.
Сегодня предстоит подойти к первой шивере, поэтому более тщательно готовимся к выходу. Витюля заготовил шесты, Юрка с Валькой занялись камерами. Мы с Борькой пока в роли летописцев, Люда на своей почетной вахте, откачивает воду с «Эх, прокачу!».
Кажется все готово! Привязано все, что можно привязать! Отплыли. Весь день в ожидании первой шиверы, которая должна быть на 25 км. До обеда попадаются все перекатики, которые совсем не представляют трудностей. Солнце все-таки уже нам светит. Берега красивые! Часто попадаются «выходы скальных пород». «Эх, прокачу!» катится по флагманским волнам, тишина нарушается только репликами: «Эй, там, на корыте, доложите о состоянии дел», «Эй там, на телеге», «Работает водяной насос» (про Витю и Люду), « Корытчики с тупым носом!».
До обеда так и не смогли увидеть первой шиверы. Ну, где же ты? Около 19 часов услышали приличный гул и шум. Пошли в разведку. Сверились по карте. Все признаки шиверы на 45 км! Значит, совершенно напрасно в лоции все предыдущие названия шиверы, это не шиверы, а только ШИВЕРЯТА. А мы то, тоже хороши, целый день не могли правильно сориентироваться, имея подробнейшее геологическое описание маршрута реки.
Водно-пеший поход 1963г по Забайкалью: река Витим, гора Кропоткина. (Туризм)
Из дневника руководителя. Долго искали первую шиверу, но нам казалось что слабовато. И это было до тех пор, пока впереди что-то не забелело и зашумело. Успели причалить. Скорость была уже большая. Осмотрелись. Это шивера на 45-м км длиной 1.230км. Состоит из четырех ступеней, разделенных плесами по 200м. Много камней, проходы от 7 до 40м. Первый спад прошли посередине реки, у правого берега – камни. После 1-го спада через 100м начинается второй спад, после него затишье и потом кружит . Наша лодка, после того как мы проскочили, вошла в струю, и мы не кружились, в отличие от второй лодки. Быстро приблизились к третьему спаду, там камни. Прошли близко, оставив камни слева. Снова тихо, лодки остановились. Шивера закончились тоже узким коридором метров семь, камнем по левому борту и справа носа в русле реки. Держали посередине. После шиверы, пройдя метров 400, остановились на ночлег на полянке. Берег невысокий. Везде лиственницы.
Время 20 часов. Дальше английский ужин, т е после ужина должно ощущаться приятное чувство голода. Костер Ивашка разжег почти до неба, но грянул гром! Разразилась такая гроза над Витимом, что как будто все силы ада обрушились на него, желая отомстить за что-то.
Нам нехотя пришлось заползти в палатку, почему-то там было мокро. Песен не пели, слушали шум дождя.

18 июня.
Почему-то опять не было ухи на утро. Остро ощущается недостаток фосфора. Витюля взял заявку на рыбу. А пока довольствовались тем малым количеством манки, которую качественно сварил на завтрак Юра. Сушимся. Боря изучает маршрут. Наконец команда: «Отдать концы!». Прошли речку Бугарихту, следующая на карте не указана. Вале предоставлено право назвать ее. Теперь ее имя «Шиверенок». Очень много ручьев с каменистых берегов. Один напоминает Ивашкину физиономию после манки, так и назвали «Ивашкин ручей».
Встали на обед на правом высоком берегу, место хорошее. Перед этим прошли шиверу на 63 км. И вообще, по Витиму на плоту, я думаю, не очень интересно. С одной стороны на перекатах камни, т. к. сейчас малая вода и на плесах будет небольшая скорость. Пока варим обед. Осмотрели шиверу, которую нужно пройти, она в километре от нашей стоянки. Ребята ушли смотреть утес. Он высокий и красивый. Оттуда доносится сейчас грохот – они сбрасывают сверху камни. Очень хорошее эхо. Лес в основном лиственница. Ни одной сосны. Плот делать здесь нельзя. Мы, кажется, сейчас прошли наиболее легкую часть маршрута. После обеда проскочили шиверу. И перед следующей осмотрелись. Шивера «Ворота» - первая сложная шивера, и мы это сразу поняли, цветочки кончились. Осмотрев, решили лодки протащить. Шивера «Ворота» начинается обычным перекатом, ничего сложного нет, затем русло сужается очень резко до 7-10м и весь этот поток направляется в скалу справа. Под самой скалой камень, по основному руслу слева тоже камень. Основной поток между этими двумя камнями, ну и конечно, все бурлит и кипит. Вал большой и поэтому мы не решились.
Флагман позорно протащили на веревке! Представляете флагман на веревочке! «Эх, прокачу!» - наши храбрецы Витя и Валя все-таки прокатили. «Безумству храбрых – вот мудрость жизни!»
Затем начинается серия шивер с интересным названием, каким-то южно-американским, а не сибирским – Мариктиканские шиверы. Первая из них длиной 1300метров. На флагмане сменили предварительно маломощный, работающий с перебоями мотор (Ларису) на мотор (Борю). Ловко лавируя и обходя все подводные камешки, которые подсунул смельчакам коварный Витим, прошли шиверу без потерь. Перед второй шиверочкой, всего 225 метров пошли в разведку. Поток здесь образует стремнины, майданы и водовороты. Проскочили! Впереди Нижняя Мариктинская шивера длиной 500м. Пройти ее довольно сложно. Ближе к левому берегу следы единоборства человека с Витимом – дюралевая лодка. У наших мужчин глаза и зубы разгорелись. Уже строят планы, как преобразить и доставить ее в Томск или обменять ее на что-то грандиозное. А также решили, что прожорливому Витиму, достаточно в этом месте одной лодки, поэтому свои корабли решили протащить завтра бурлацким способом.
На ночлег остановились немного выше шиверы рядом с избушкой. Около нее проходит тропа. Завтра предстоит трудный день, но мы настроены воинственно.
19 июня.
Утро хорошее. Поднялись пораньше. Так как надо провести лодки через нижнюю Мариктинскую шиверу, там одни камни. Лодки провели правым берегом и оставили их перед следующей шиверой на правом берегу. Сделали попытку достать дюралевую лодку, но к ней невозможно подобраться за 1-2 часа, а больше мы не располагаем временем.
И снова на нашей водной дороге, нельзя ее назвать голубой, так как вода в Витиме даже в солнечные дни какая-то темно-красноватая. А в этот день солнышко скупое, светит, но очень мало. Во время обеда – дождь.
А впереди снова шиверы, шиверы, шиверы! Проходим Подборонок, Долгую, Курлуктинский подборонок. Флагман лидирует. На «Эх, прокачу!» - засели, еле сползли. Комсостав недоволен, грознее тучи. Люда – оптимист, утверждает, что шиверка просто пошутила. Проходим Курлуктинскую шиверу и другие, придерживаясь в основном следующих правил: «Лови струю! Камень слева и камень справа – иди прямо! В основном держись бурунов! Вперед носа не суйся! За киль не держись! Держи нос шиверкой, а хвост – перекатиком!»
Прошли довольно трудную шиверу, причем флагман выглядел иногда так – Боря и Валя на борту, а впереди, обнявшись с родным носом, матрос на побегушках. Основное русло у правого берега, и упирается с одной стороны в берег, с другой – в камень, отстоящий от берега на 7-9 метров. Вал тут большой, около водопада в 50 см, и от этого места вал поворачивает к левому берегу, где много камней. Скорость очень большая и выгрести довольно трудно. После этой шиверы выбираем место для ночлега. Кругом красота! Юрка успел после ужина слетать на утес. Завалились спать на «перине», кто на чем, кто на пшенке, кто на гречке, кто на основной веревке. Ночь была холодная, зато комары не особенно терзали наши кожные покровы.
20 июня.
Итак, сегодня день особенный – дежурит старейший наш охотник Борис (на его счету уже за 4 дня 8 уток – увиденных) и крупный специалист по шиверам. Поэтому с утра, все в ожидании утиного или «Гусиного горлышка» (название шиверы). Очевидно, будет все-таки только второе. Утро чудесное! Слазили на утес. Да, завтрак был явно без утятины, хотя Боря и встал в 6 ура от волнения за исход завтрака. Но зато им сделано величайшее открытие в туристической кулинарии лентяев – не хочешь мешать кашу, сдвинь ее на конец перекладины, допреет, дойдет.
Наконец командир флотилии поднялся на сверкающий чистотой и порядком, красивейший флагман, и флотилия двинулась. «Топор взяли?» «Взяли!». Проходили много шивер, встречая их без особого волнения и даже флегматично, техника их прохождения отработана классически! Вот только на «Эх, прокачу!» вечные казусы.
Все охотники одинаковы! Во всех случаях жизни кормят людей – утками! «Где же шивера Гусиное горлышко?» - допрашиваем Борьку. Все выяснится позже. А пока проглатываем шиверы и шиверочки без имени и названия. Берег очень красивый, или скалистый, или покрыт в основном, лиственными лесами. Жарко. Больше не загораем, уже сгорели. Барахтаемся изредка в воде. Надоели слепни. Витюля ведет строгий учет убиенных им трупов – к обеду их 57 штук. Сегодня, видя тщетные усилия Вити в рыболовстве, Люда решила прийти на помощь обескураженному товарищу. И результат незамедлительно сказался. На ужин будет пескариная уха в найденном прокопченном котелке, который Борька не решился поставить на борт корабля, брезгливо посматривая на тощих пескарей.
В итоге, оказалось, что шиверу Гусиное горлышко прошли вчера вечером.
После обеда прошли первую большую реку Конда. В устье реки камни, сплав на плоту по ней вряд ли возможен. Шумит прилично. После устья реки Кондо прошли три шиверы, и вот впереди грохот. Это шивера Мотафониха – одно из красивейших мест на Витиме. Два громадных каменных великана по обе стороны реки, охраняют вход в царство Мотафонихи. А сколько еще невидимых подводных стражей ждет нас! Но мы пришли только за тем, чтобы отдать дань величественной красоте ее королевскому величеству, поэтому стража открыла нам все врата, и великодушно предложила остаться на ночлег в ее владениях. В дар Мотафонихе оставили единственный топор. «Как сейчас помню, на песочке лежит» - В. Прусаков. Вернуть пропажу взялась Люда.

21 июня.
Утром проснулись от шума буксиров. Оказывается, пока мы проходили сложную часть водного маршрута, которая заканчивалась шиверами Мотафониха и Б. Ингурская, вода прибыла и пошли баркасы. Вышли в 10 часов, немного прокатились, уцепившись за баркас, потому что наша вторая лодка отстала. Село Ингур проскочили, догоняя буксир. На берегу видно несколько домиков. Магазина там нет, и мы решили не высаживаться. С буксирами доехали до Усть-Талый. И немного ниже его, остановились на обед.
На прицепе к буксирам. Л. Иванова

После обеда отплыли своим ходом. Пошел дождь, и мы под дождем прошли примерно 4 км и остановились. Левый берег крутой, правый менее крутой. Хотели найти гору Обручева, но она или дальше, или ничем не выделяется, но только ее не видно.

22 июня.
Сегодня дневка и день рождения Валентина. Полазили по берегу и стали готовиться к банкету. Ночью в палатке Лариса солировала почти всю музыку «Гусарской баллады».
23 июня.
Вышли в 10 утра. Основной караван баркасов прошел. Вода спала аж на 30 см. К обеду догребли до устья реки Юмурчин. На другом берегу одинокая скала с крестом на вершине. Назвали ее «Церковью» . Зачем и почему не знаем. Но есть какой-то скрытый и мрачный смысл в этом названии.
Плесы. Плесы. Изредка перекаты, и так хочется хоть одну шиверку, где мы летели, как на крыльях. А сейчас пока решаем задачи типа: Витим – то жарко, то холодно, слепни, скорость движения равна скорости течения – кто сидит на веслах? Флагман дает возможность отработать технику вождения низко-бортового судна на плесах и мелях. «Эх, прокачу!» изредка догоняет сие дырявое ведро и дает ценные указания. Встречаем караван барж из Романовки. Идем около трех часов рядом. Дальше совсем мелко. Караван встал, а нашей флотилии не страшны никакие мели, ни другие коварные замысли Витима.
Прошли 180-й километр. Мели проскакиваем, шивер нет, одни перекаты. Берега низкие и покрыты кустарником. В 20 часов остановились на ночевку, приблизительно в 10 километрах от Бугунды. На ужин варим уху, печем лепешки. Люда с Витей читают Лермонтова наизусть. Ночь вступает в свои права, на небе громадная белая полоса, как большая дорога, по которой ушел от нас этот день.

24 июня.
Ночь холодная! В такие ночи только Боря не мерзнет. Но сегодня его тайна раскрыта. Просто одеяло, рассчитанное на две души, он хищнически использует для согрева своей единственной душонки. «Нет уз святее товарищества!». Завтракаем, как всегда, с приправой – жизнерадостным смехом. Снова сборы. «Топор взяли?» «Взяли». Какой-то серый день. В лодке целый аквариум. На обед опять уха.
Мели, как их много. Гребем, настроение немного похуже, это видимо, вызвано обмелением реки. Встречный ветер. Лучше б, если бы наоборот. Вдруг вспомнили о бинокле. « Как сейчас помню, в мешок не положил». Выстрелом дали знать на «Эх, прокачу!» о ЧП. Дальше по пословице «Дурная голова ногам покоя не дает», потопали обратно. Утомительное ожидание. «Эх, прокачу!» встречает флагмана нецензурной критикой.
Дождь! Дождь! Дождь! Проходим Бугудинские мели, до Яра около 50км, обрадовали нас в Бугунде (один дом, одна собака и семья какого-то монгола). На правом берегу какой-то домишко без окон и дверей. Оказалось это местечко Шуруп, сюда приезжают охотники-заготовители, косцы из Красного Яра. Встречают везде очень приветливо. Холодно. Есть несколько радикальных средств от холода: Мощные гребки, Смех и Прокричать песню, стихи. Останавливаемся примерно в 20км от Красного Яра.

25 июня.
Проснулись в мокрой палатке и под мокрыми одеялами. Под Борькой и Витюлей самые большие лужи. Всю ночь шел дождь. Берега низкие, но вдали виднеются холмы и горы.
Витим угомонился. Плесы, изредка перекатики. Обедаем рядом с Красным Яром. Довольно приличное селение. В Красном Яре встречают радушно, больше всего радует душу Бориса большая печать, которую нам щедро поставило местное начальство в маршрутную книжку.
Дождь усилился. Предлагают в правлении какую-то комнату для ночлега. Но лучше мокнуть под дождем, чем в душной комнате томиться. И снова в путь, правда, без Яроских конфет, магазин выходной. Наверное, в награду за решительность нам даже, правда не очень, светит солнце. В пути возникает утиная проблема, утки кружат над нами, как несколько дней назад слепни, вот только лодки уже так перегружены, что возникает проблема. Куда их складировать, если охотники наши начнут доставлять их десятками. Пока проблема в стадии разрешения. Жалко, что нет кинокамеры, зафиксировать моменты пока только выслеживания добычи и изучения повадок птиц.
Левый берег Витима за Яром красивый и красный, высокий обрывистый берег с выходами каких-то пород красного цвета, вода тоже красная.
Выбрали место для стоянки. Сушим одеяло, палатку. Но природа всегда благосклонна к хорошим людям. Сегодня она нас одаривает совсем по-царски. Радуга во все небо! Эй, вы, которые в цивильных городах, никогда вам не увидеть ничего подобного. И на берегу яркие солнечные тигровые лилии. Вдали горы. Нам предстоит до них еще путь в 163 км.
26 июня.
Вышли в 9 утра. Время немного поджимает, нужно 30 июня быть в Усть-Каренге, иначе нам мало времени останется на пешую часть маршрута. В 11 часов проплыли «Собачьи норки», для лодки ничего страшного, а для буксира мелко. Опять серые тучи закрыли свет, заставляют нас натягивать штормовки и даже пуховики. Только на веслах народ раздевается до тельняшки. В Холугли не останавливаемся, магазина нет. Приятная встреча с Орловым, начальником из Романовки. И хотя наша цель уйти подальше от людей, но хорошие люди и встречи с ними, не проходят бесследно. И чем больше таких встреч, тем прекраснее жизнь.
Вот уж совсем не думали, что на берегу Витима встретим останки разбитого вертолета, что привело в неописуемый восторг наших мальчишек. И не только вертолет, но и бомбу. Вот только унести ее было трудно, оставили на берегу. Вспомнили к/ф «Украли бомбу».
Дошли почти до Шипишки. На ночлег остановились на перекате, впереди видны домики. Рядом речка тихая и спокойная, ловим линьков.

27 июля.
Мы около с. Шипишки. С берега видно, что в деревне никто не живет. Пустая тоскливая картина - брошенная деревня.
Перечисляем все явные признаки хорошей погоды: дым от реки, туман, птицы поют, рыба не клюет. Только солнца не было, и нет, зато идет дождь, изредка останавливаясь, и тучи несутся за нами.
Вода большая, три раза встречались шиверы и камни под нами. Мы только успевали, и нас хватало, чтобы держаться на струе. Прошли Сигову шиверу – это 311-й километр. Вал большой, хорошо.
Доходим до села Солонцово. До Усть-Каренги примерно 80 км. Сейчас плывем по течению, и каждый занимается своим делом. На повороте мы увидели катер «Степан Разин», который сидел на мели. Нам посигналили подъехать. После трех часовой работы, с нашей помощью, катер съехал с мели. И мы остались ночевать на нем. Вечером много разговаривали и пели, ели вкусную копченую рыбу.

28 июня.
Спали, как Боги, но мало! Разинское войско встает на заре, катер уходит в Красный Яр. Отправляемся, торжественно принимаем дар «Разина» - целую буханку настоящего белого хлеба. Оставляем колышки от палатки ( «Как сейчас помню, на берегу лежали»). Лица у всех сонные и грести никому не хочется.
Утро туманное, утро седое! Отбили склянки в честь поднятия флага. Лодка, повинуясь только течению реки, идет по струе переката без единого гребка. На нас работает река. Спим, валяем до 15 часов, дурака валяем, гоняем мух и комаров. А после обеда гребем, гребем, и так до самого вечера. Мы уже где-то недалеко от Каренги, завтра должны быть там.
29 июня.
Сегодня последний день водного пути. Солнце с утра поет нам песню. Витим улыбается, что с ним редко случается. Совершенно неожиданно – большая река. Остановились. Пошли вверх по течению, это действительно оказалась река Каренга. Если по берегу, то до деревни 10 минут ходу. Гребем против течения. Мы то из породы упрямых! «Эх, прокачу!» катят боцман Иванов и матрос Цуканов. На флагмане «Не развешивай уши» - ушки на макушке, иначе в один миг можешь оказаться на месте старта. Пробираемся, как на какой-нибудь реке в джунглях. Вот тут-то пригодились шесты. Борьке с Валькой не хватает только сомбреро и карабина для яркости картины. Приходится еще отбиваться от слепней и комаров. Нет, настоящие тропики, а не Восточная Сибирь! А вот и Усть-Каренга. Да, ведь это настоящий курорт, Сибирская Швейцария! До чего же приветливые и чудесные люди встречаются нам на пути!

30 июня.
На сегодня запланирована дневка. Пересчитываем продукты, укладываем шмотки. Основной груз отправили оленями, и с облегченными рюкзаками пошли к топографам. Встретили нас очень радушно, сгущеночкой. Мы пришли со своим гороховым супом и колбасой. Вечером занимались, кто, чем хотел.
Завтра рано вставать и путь предстоит довольно трудный. Завтра покинем Каренгу с чувством большой горечи, ведь наша флотилия осталась без руля и ветрил, на растерзание аборигенам. Купить лодки никто не захотел, пришлось бросить.

1 июля.
Начинается вторая половина нашего пути. Выходим на пешую часть. Поднимаемся около 20км вверх по реке Каренге на лодке с мотором «Москва». Впечатление, что летим на «Ракете», если смотреть на воду. Стоит взглянуть на берег – иллюзия разрушается, движемся с черепашьей скоростью примерно 3км/ч. Но и это очень хорошо. Для такого течения, тем более, что иногда встречаются перекаты. Берега красивые, со скалами. Сделали остановку на левом берегу около большого зимовья. Витя же с Володей шли берегом реки, и Витюля с непривычки стер себе ноги. Обедаем. Володя, один из рабочих топографов, пытается что-нибудь поймать спиннингом. Его попытка увенчалась успехом. Наконец-то, мы видим настоящую, приличную щуку. Будет уха.
Водно-пеший поход 1963г по Забайкалью: река Витим, гора Кропоткина. (Туризм)
Впереди путь по забайкальской тайге, ведь мы еще по-настоящему ее и не видели. Сначала идем без тропы, потом по тропе, прыгая по кочкам, отмахиваясь от комаров.
Стали чаще отдыхать, тропа довольно однообразная, кругом болота и голые палки, только вдали виднеются горы, но так далеко. А так хочется подняться на одну из этих красивых высоких вершин. А пока уже пятый час в болоте. Прошли небольшой перевал, подъем довольно затяжной, но только когда начали спуск, поняли, что мы все-таки взяли высоту. Хочется пить, иногда кто-нибудь не выдерживает и пьет прямо из лужиц, правда, с довольно чистой и холодной водой. Нам нужно выйти на тропу, по которой шли наши олени с грузом. Предполагаем, что до нее около 4-х км и подъем на 120м. Подниматься, конечно, никому не хочется, но все уже смирились с этой необходимостью. К великой радости тропа оказалась внизу. Сначала несемся, как олени по их следам. Но несемся уже больше часа, а впереди только оленьи следы, комары и болота, а оленевода Кима и оленей и в помине нет. Все только и думают о чае и привале. Боря пытается выруливать на кочках, Люда в основном на четвереньках чаще, Витюля больше про себя, а иногда и вслух, желал всего хорошего тропе, кочкам, оленям и всем болотам. Последние 200 метров Юра брал по-пластунски, Лариса страстно обнималась с каждой кочкой, и только будущий геолог Ю.А. (Юрий Александрович) держался преимущественно мужественно. За один переход мы бы сразу произвели его в начальника экспедиции. Завидуешь Ю.А., все трудности пути проходят мимо него. По тайге идет ЧЕЛОВЕК, которого никогда она не испугает, который знает почти все ее тайны.
В 23 ч мы все-таки добрались до цели – Кима, оленей, костра, обильного ужина и родной палатки. Вместо 20 км, прошли все 40. Держались на витаминках и глюкозе, с 5-ти утра и до 23ч вечера.

2 июля.
Спать улеглись уже во втором часу ночи. 600 минут во власти Морфея, но власть довольно приятная и никто не протестует.
Наши бывалые туристы не ищут легких дорог, и Витя, Юра и Борис с Ю.А. отправляются в поисках трудностей в путь через голец по горелому стланику и камням. А мы болезненные и ревматические потащимся по тропе за оленями.
Вообще, эта первая стоянка с оленями для всех как-то необычна и интересна. Мы на оленей обращаем больше внимания, чем они на нас. Переплавляем оленей на ту сторону реки. Ким и Володя готовят оленей в путь.
Водно-пеший поход 1963г по Забайкалью: река Витим, гора Кропоткина. (Туризм)
Ползем по болоту. Володя старается наступать на кочки, Лариса мимо кочки, благословляя ерник. Как всегда наши неизменные спутники слепни, их сменяют комары. Редколесье или старые гари – вот и весь ландшафт, где-то далеко горы. Вышли на тропу, которая идет вдоль реки. Начал попадаться стланик и груды поседевших камней, поросших оленьим мхом. Встречается щавель. Идем вверх. Впереди знакомый дым. Время 21 ч. Ставим палатки, варим ужин, пьем чай и ждем наших. Что-то задерживаются наши покорители вершин.
Слышится знакомая мелодия, идут. Усталые, измученные, грязные и мокрые, но очень довольные. «Мальчишки, мальчишки, ну как не завидовать вам?!». Все-таки было скучно без них.

3 июля.
Встали довольно рано. Поднимаемся на перевал по тропе вдоль ручья. Вчерашний болотный взвод поднялся, даже не держась, за хвосты оленей. Теперь все время вниз. Подошли к месту аварии вертолета. Ребята и Ю.А. посмотрели все, что можно было увидеть и потрогать на этих жалких останках. Взяв, на память по болту и вставив перо в хвост вертолета, наконец, пошли дальше. Догоняем оленей. Тропы нет, Ким по каким-то неуловимым для простых смертных признакам, через болота точно выводит нас к р. Нерче. Прохладно, ветер. Как-то незаметно протопали 20км. Охоту на щук возглавил, конечно, Володя. И вечером снова уха из щуки. Немного посидели у костра, поговорили. Все стихло, даже комары угомонились, и только шумит рядом перекат Нерчи.
4 июля.
После трехдневного перехода, отдыхаем вместе с топографами, т е спишь, хотя уже не хочется спать, ешь, пока не лень наполнять ложку, и делаешь попытку найти какое еще развлечение. Люда открыла сапожную мастерскую. Мужчины пытались что-нибудь поймать. Витя с Людой влезли на огромное дерево, там не было комаров. В обед наслаждались жареной щучкой. Ужин тоже праздничный, вернее необычный для нашего ассортимента блюд – ЩИ. После все собрались у костра, пели, разговаривали.

5 июля.
Наши хорошие друзья сегодня уходят. Это всегда немножко грустные минуты, тем более что навряд ли нас сведет какая-нибудь тропа. Последние прощальные снимки, записываем адреса. Валюха запускает несколько «космонавтов» - слепней на соломенной ракете. Прозвучал залп из всех орудий, и Ю.А. Бурлов дал ответный залп из пистолета. Все торжественно и хорошо. И наши друзья ушли в обратный путь, только другим маршрутом. Немножко грустно. Хорошие люди в тайге. А топографы – чудо!
И вот нас снова семеро. Мы помолчали немного и принялись за постройку плота. Быстро за 40 минут был построен плот для переправы через р. Нерчу, здесь она шириной около 30метров. Перед этим Ю.А. показал нам брод, но вода средняя и течение большое. Лучше плот. Его мы сделали из валежника, топор плохой, но это не отразилось на скорости постройки плота. Связав его, организовали переправу. Плот держит 3-х человек без рюкзаков. Комбинируем. Переправу закончили в 14 часов - время обедать. Расположились в устье неизвестной речушки, притоке р. Нерчи.
И вот снова через болота, тайгу, реки, камни, валежник, часто без троп, в путь к намеченной цели. В 18ч вышли на холмик и по его окраине шли до места ночевки. Остановились у ручья, который вытекал из болота. Ночью выли волки, и было жарко все время.
6 июля.
Все по тому же холмику к 12 дня вышли к устью реки Сев. Берея. Устье 8-10 метров, загромождено камнями. Речка небольшая, но при разливе становится внушительной, так как завалы из таких бревен и камней, что даже трудно поверить, что ручей на это способен. Через пару километров тропа проходит мимо зимовья. Затем сворачивает в марь. Жарко очень, с 13 до 18 часов невозможно идти – солнце, жара, пауты, поэтому эти часы мы отвели на обед. После обеда прошли два хороших ручья. Тропа хорошо читается, но часть ее заболочена. Ночевку устроили на ручье, на месте, где два упавших бревна утроили водопад, и ручей приятно шумит. Ночью было холодно.

7 июля.
Выходим в 8 утра. Тропа хорошая, жарко весь день. Слева все время высоко. Останавливаемся на ночлег на берегу реки.

8 июля.
День чудесный, будет солнце, а значит миллионные полчища слепней. Сегодня мы должны дойти до зимовья. Прошли около двух километров, слышится крик радости впереди идущего – «Зимовье». Некоторые уже стали решать, когда же мы пропустили Тарасов ручей. Оказалось, что это просто лабаз. Зато в поисках зимовья мы нашли правильную тропу. Идем по мари, поддерживаемые Людиными витаминками. Самые нетерпеливые сладкоежки вымаливают шоколад, утверждая, что трудных мест в маршруте и не предвидится. Почему-то вспомнили. Что на свете существует авиация, помидоры, клубника и сливки.
Все-таки насколько в природе все благоразумно устроено, после мари, болот - чудесная тропа вдоль реки, загроможденной камнями. Так вот какой у Тараса ручей. Встретились два горных потока. Дикая, величественная тайга, нагромождение камней и мы одни в этих дебрях. 13 часов. Встаем на обед. И обязательно купаться! Визг, крики радости, восторги, а вода-то ледяная. Усталость позорно сбежала. Наступают тихие послеобеденные минуты. Валька решает математические проблемы. Лариса загорает посреди реки на одном из камушков.
До зимовья 8 километров. Тропа, уже колея после прохода трактора, идет все время в гору, подъем не очень крутой. После двух часов подъема, выходим на плато. Открывается грандиозная панорама цепи гор, а мы опять ползем по болоту.
Бородачи пошли в разведку, оставив других посреди болота слушать пение комаров. Ждем около 1.5 часа. Возвращаются мокрые, усталые, но с победой. Зимовье от нас в 1.5 км. Разведчики протопали около 10 км, прошли мимо и не заметили, и только возвращаясь, все-таки нашли. Зимовье большое. Больше всего обрадовала баня, чистая, благоустроенная. В остальных домах беспорядок и двухгодичная грязь. Ужинаем, засыпаем с сознанием, что впереди дневка, баня, шоколад и пудинг с киселем

9 июля.
Вчера спешили к зимовью, чтобы сегодня устроить дневку. Хорошо, дневка! Подъем не объявляется, но поднялись все к 9 утра. Все довольны. Никому ничего делать не хочется, на небе чисто. Начинается самое торжественное – топим баню! Хорошо греется она, медленно. Маленькая избушка, стоят два бака, в одном топка, в другом вода. За 2.5 часа нагрели, проверили, можно мыться. Первые – ребята. Отлично! После бани Лариса приготовила шоколад, все рады.
10 июля.
С утра штурмуем перевал. Тропа похожа на очень плохую проселочную дорогу. Как всегда на перевале любуемся открывшейся панорамой, ищем г. Буру. Кругом сыро, идем по колено в воде. Затяжной спуск и снова болота и беленькие цветочки. Забрались довольно высоко, а кругом болота, что значит Забайкалье, а не Кавказ. К обеду подошли к реке Олекма, гора Бура остается слева. Обедаем, развлекаемся, строим запруду. Соревнование, 4 минуты Валька и Лариса сидят в ледяной воде и орут «Бублик!». Поняв, что Валька уже задубел, силой вытаскиваем Ларису из воды и присуждаем победу Валентину. Сегодня прохладно, поэтому выходим раньше. Впереди еще один перевал, с него видно гору Кропоткина, вершину наших мечтаний! Любуемся. Облака рядом, а кругом цепи гор. Очередной спуск, пересекли два ручья и на третьем встали на ночлег. Место голое, у берега несколько лиственниц.

11 июля.
Боря утром вылез из палатки и, протерев глаза, взглянул на мир и воскликнул: «Горы, солнце, ручей, комары – красота!» Сборы и на перевал. Сначала, как всегда по мари, любуясь беленькими цветочками. Чем выше, тем тропа лучше, порой каменистая. Вокруг кедровый стланик. Перевал хороший, после обеда успели только спуститься. В нашем распорядке дня появилось новшество – полдник. Сегодня чай с брусникой. Прошли 7 км, забрались довольно высоко, примерно на 1400м. Вдали снежные вершины и цепи гор в синей дымке, очень величественные и гордые. Все немножко устали, останавливаемся у первого ручья. Чувствуется, что скоро конец похода.

13 июля.
Пытаемся обсохнуть, пьем кофе, ждем Вальку. Он уже успел забраться на ближайшую вершину, Вернулся мокрющий, но довольный. Был в гостях у облаков! Мы на ту же высоту, но уже поздно, облака и тучи промчались дальше. На вершине камни и скалы причудливой формы. Вспоминаются родные Столбы! У всех чудесное настроение. Пытаемся определить гору Кропоткина. А пока штурмуем соседнюю более высокую гору. И только здесь прямо перед собой увидели цель нашего путешествия.
Траверс попутного хребта начали без Люды. Она догнала нас одна у подножия вершины. Штурм горы Кропоткина прошел без приключений, общее ликование, записка, и возвращение в лагерь.
вид с вершины горы Кропоткина

14 июля.
Рано утром быстро снялись и почти бежали в поселок Сиригичи. Люде – перо! Остаток дня – разведка до аэродрома, брусничный кисель.
Л. Иванова. На прииске Сиригичи. Видна баня

15 июля.
Покинули Сиригичи. Дорога хорошая, сразу два километра подъем, который заканчивается посадочной площадкой. После нее затяжной и заболоченный спуск. Мари кошмарные, все время по колено в воде. Немного ниже аэродрома начинается ручей и далее спуск идет прямо по нему. Тракторная дорога хорошо читается, но марь сильная, сказываются дожди, которые лили три дня после обеда. На ночевку остановились перед большим ручьем. Палатку окружаем сетью дымокуров. Вечером перемеряем гречку, горох, сухари – крошки, сахар по кусочку хватает. 19-го должны быть в пос. Ксеньевка.
подъем от Сырыгичей на перевал
16 июля.
Опять впереди маревая пустыня, которой, кажется, конца и края нет. Громадная маревая долина! Вспоминаются первые дни нашего путешествия. Но техника передвижения по болотам у большинства на недосягаемой высоте. Только тяжеловесы умудряются иногда проваливаться по колено и выше.
Идем навстречу грозе и буре.
«Ревела буря,
Дождь шумел,
Во мраке молнии блистали,
А мы с боями мари брали!
Все-таки решились поставить палатку, в 24 сек. тут же на болоте соорудили наш дом. Слушаем шум дождя. Некоторые утверждают, что это лучше, чем решать давно решенные математические задачи. Но гроза миновала, буря промчалась, и наше болотное войско дальше помчалось.
Обедаем у реки Нерчуган. Довольно глубока. Солнца нет. Девчонки все равно искупались, юноши только пугливо озираются.
После обеда пошли на водораздел рек Нерчуган и Джалир. Хоть бы один перевальчик, чтобы почувствовать, что существует земля, которая не шатается под ногами. Останавливаемся у истока ручья. «Посмотрим, какой он будет через 17 км» - говорит Борис. А ручей уже через час шумел на весь лес. Спускаемся в долину. Красивая лесная дорога. Ноги бегут сами. Рядом с нами бежит дорожный ручей. Дразнится и зовет за собой. Около него очень весело шагать! Последняя пятидесятка на исходе, останавливаемся на ночлег. До реки Джалир по карте 5 км. Дымокуры горят, где-то ухает горный козел.

17 июля.
До Джалира совсем недалеко. Всем как-то радостно и хорошо шагается. Недаром мы так стремились к Джалиру, реке с красивым названием. Среди холмов, тайги и лугов величаво несет он свои воды, порожистый и бурный. И далеко по тайге слышен ропот его волн. Идем по джалирскому лугу, цветы, цветы, цветы. Трава в Людин рост, вот только земляника еще зеленая. Дорога уходит куда-то в сторону. Ребята пошли выяснять. Возвращаются с радостными вестями: видели косцов 9 человек и 1 лошадь. Достали махорку. Хлеб совесть не позволила попросить. До Ксеньевки 72 км.
И все-таки, несмотря на то, что часто на пути родные болота с мелодичным чавканьем и жуткими кочками, трясиной, из которой с трудом извлекают Люду, иногда вместо Вити торчит один его рюкзак, и все-таки идется хорошо. Пятидесятиминутки проходят как-то незаметно, особенно после горошницы в обед. Останавливаемся на берегу Джалира, и только шумят перекаты, кругом тайга! На ужин – родная гречка, вспоминаем о Ване, масле, какао с воображаемой сгущенкой.

18 – 19 июля.
До Ксеньевки ведет вездеходная дорога, которая так же заболочена. Идем по берегу Джалира до впадения ее в р. Черный Урюм. Земляничные россыпи под ногами, топчем, спешим, еды совсем не осталось.
Сделали бросок в 25 км и к 18часам вышли к реке Черный Учум. Река широкая, около 70 метров. Перешли вброд, воды чуть-чуть ниже пояса, течение быстрое. Перешли, помылись. Через час были на станции в пос. Ксеньевка.
Поход окончен.

Дневники и фотографии похода для публикации предоставлены участницей похода - Цукановой Людмилой.

Из архивов клуба "Янтарь" (Томская область):
По льдинам озера Мерцбахера. 1963 год.

Памирские чертоги. Первое знакомство. 1965год

Ледник Федченко на лыжах впервые. Дневник 1970 года.

Впервые в истории полярных экспедиций, команда лыжников достигла Северного полюса.