Нестандартные перевалы: Памир, Шокальского Южный 3Б 5500
Примерно такой вид с перевала открывается на восток (там просто какачество получилось похуже, а это - с пика Гармо). Ну, тут желающие разберуться... Ориентир для желающих даю - чуть правее центра, доминирующая вершина - пик Революции...
Немного истории... Когда мы готовили маршрут на 1992-й год, основные задачи были в целом определены - траверс Гармо, траверс Коммунизма. С последним в итоге не получилось, но это уже издержки, вполне закономерные. Ну, оставалось "украсить" маршрут набором "изюминок", выстраивая какой-то свой вариант. И тут я обратил внимание, что между ледниками Шокальского и Комсомолец нет пройденных перевалов. То есть, участок хребта есть, а перевалов - нет. И чтобы попасть с одного на другой, нужно пройти минимум два перевала. Или как-то еще обходить, например, перевалами Шокальского или Дарвазский и потом по леднику РГО - но это прохождение очень непростых Дарвазских ледопадов (2-3 дня) плюс сам перевал (еще минимум день), и потом длинный обход по РГО на Комсомолец. Так у нас появился предполагаемый крестик на карте...
Конечно, материалов - никаких, т.к. никто почему-то в ту сторону не фотографировал, хотя отчетов было предостаточно. А что мне известно сегодня? Ну, не сегодня, конечно, а уже после прохождения перевала кое-какую интересную информацию мы получили. Да, для прохождения у нас были: карта и космический снимок (которые тогда выпускал госкомцентр "Природа" Льва Васильевича Десинова).
Потом, уже через какое-то количество лет, нашел в отчете Л. В. Десинова за 1970 год обзор Памира, в том числе и Дарвазского хребта. Вот, что он пишет: "Южнее перевала Дарвазский в хребте расположена белая громада узла 5933 - западная, ... За массивом 5933 - западная Дарвазский хребет неприступной стеной тянется до п.5602 , юго-западнее которого возможен переход через хребет непройденным пока перевалом..." Напоминаю - это 70-й год, а непройденный перевал - это перевал Мумбни (цандера) 3А, пройденный где-то в середине 80-х. Наша же "задача" лежала как раз на участке 5933-5602 - это единственный "кусочек" Дарвазского хребта, разделяющий ледники Шокальского и Комсомолец.
А на спуске с перевала при обходе ледопада ледника Комсомолец через боковой отрог мы обнаружили тур с запиской Одесситов (руководитель - Явор, из участников помню Фреда Гарбера, Белягу) за 1969 год, в которой говорилось, что при разведке новых перевалов участники группы поднялись в цирк, перспективных перевалов не обнаружено.
Вот такой бесперспективный перевал нам предстояло пройти.
На космическом снимке просматривалась предположительно косая сн-лд полка от ледника до седловины, по которой мы и планировали подниматься...
И вот, пройдя пару перевалов, мы идем в верховья ледника Шокальского и ждем, когда же откроется перевальный взлет. Увы... Взлет так и не открылся...
А увидели мы вполне себе впечатляющий склон:
Перевал Шокальского Ю. с севера
Здесь мы как раз сильно задумались над безопасным прохождением перевала... Понятно, что этот гребень - и есть наша полка на космическом снимке, но как на нее попасть? В этом и заключается нестандартность перевала. Простой подход под перевальный склон, без трещин, виден левее - но там как раз все "причесано" обвалами. А если куда-то и вылезать по этим ребрышкам на нашу "полку" - то, очевидно, как можно правее. Так и решили...
Вид немного с другого ракурса...
Это и есть участок "неприступной стены" между в. 5933 (она чуть левее) и в. 5602 (справа в облаке).
Кстати, ни одного фото старта на перевал у нас нет - было еще темно... В общем, рано утром почти бегом (насколько это возможно) мы буквально за 20 минут поднялись по конусам слева в ранклюфт. Это именно рантклюфт, хотя выглядит классическим бергшрундом, и он, конечно, не такой маленький, как выглядит на снимке. Выскочили в очень удачном месте - спуск в рантклюфт простой - и далее по дну рантклюфта (над нами нависает скала и карниз) идем вправо, к кратчайшему выходу на "полку". Прикрытие такое, что чтобы не прилетело - все через нас. Дальше, из естественного укрытия провесили пару сложных веревок (и потенциально опасных) на "полку"-гребень, выйдя таким образом на относительно простую и безопасную часть подъема.
Вот первое фото с примерной ниткой подъема:
Хотя, по-моему, мы в рантклюфт слезли еще левее...
И фотографии прохождения перевала...
Уже на "косой полке"...
Все довольно медленно, т.к. для траверса Гармо нам нужно несколько ночевок повыше...
Верхняя часть взлета... Здесь везде перила. Всего перил на подъеме порядка 700 м...
На станции... Сквозь "дыру" - перевал Дарвазский - видна седловина перевала Дарвазский кругозор и гребень пика Гармо - нам потом туда (но в обход).
Ну и конечно, Коммунизма - Россия - перед нами...
А вот так выглядит спуск в цирк над ледопадом ледника Комсомолец. Протяженность примерно 600 м. Где - пешком, где - перила. И вниз, к теплу...
Почти профиль спуска...
Пробираемся к боковому отрогу в обход ледопада (где на ждала записка Одесситов - больше 20 лет).
И мы уже ниже ледопада, в который благоразумно не сунулись сверху...
И вниз по леднику Комсомолец...
На ледник РГО, где с противоположной стороны в кармане нас ждет заброска...
В кармане тепло...
У нас - дневка... А главные приключения еще впереди...
И Вы ещё мне говорили, что у Вас все фотки полустёртые?! Да они выглядят так, как будто вчера снимали. Интересный у Вас получился маршрут (не скажу, что безопасный) и не менее интересный отчёт. Спасибо!
P.S. Отредактируйте, пожалуйста, заголовок.
Хотел карту сюда добавить
- но что-то не получается, кнопка на риске не работает ?
В 1987 году у нас заброска была в кармане на ледн. Комсомолец перед РГО
Перевал Мумбни прошли новосибирцы в 1982 году под руководством Плетнева Н., это мне
сообщил недавно участник похода Науменко С.
А на последнем кадре - озеро с деревьями - это в каком месте ?
Карман у Комсомольца - паршивый. А ровно напротив - этот карман, с озером и кустами - шикарное место одыха. У меня перед походом сборы СИП были - 10 дней, перевал Кашал-Аяк разными способами (правда, 3-й вариант через снежник отрога п. Ком.Академии я так и не полез - не смог себя заставить). Так мы это озеро и на сборах "попользовали", и заодно мою заброску на Гармо сюда затащили...
Про Мумбни (и такое название) я узнал то ли в 88-м, когда 4-ку там водил, то ли в 90-м. Встретился с Новосибирцами (за старшего там был Валентин), где-то под Кашал-Аяком, разговорились. Я их распрашивал, откуда идут, он говорит - вот перевал Мумбни прошли. Я в ответ - так тут нет такого перевала... Показали, говорю - это Цандера. А они - нет, Мумбни, это наши его прошли давно, он у нас так называется, а что там в Москве считают - нам все-равно. Прошу прислать материалы - нет, говорят, лень этим заниматься... Я эту историю Жоре рассказывал, и тебе, по-моему, тоже... Собственно, с этого разговора я уже в издание 2001-го года изменения и внес.
Вот общий вид... Да, внизу - р. Ванч.
А это - оттуда в сторону Кашал-Аяка...