Великая Севастопольская тропа -в действии.
Задумка организаторов Большой Севастопольской экологической туристической тропы заслуживает внимания и уважения всего ходячего народонаселения нашего города и гостей. Она должна протянуться на десятки километров и заманить всех любителей пеших прогулок на конкретные тропы и дороги. А значить и снизить антропогенную нагрузку на дикий лес. Для рекреационной привлекательности города – дело очень важное. Идея возникла не на пустом месте. Скорее ее можно назвать модернизацией на современный лад программы создания и действия маркированных троп Всесоюзных маршрутов, столь популярных в конце прошлого века. Маршруты те были пронумерованы в путеводителях и промаркированы краской на стволах деревьев и на камнях и скалах. Одна из последних рукотворных, регулируемых и контролируемых троп была создана силами сотрудников Лесхоза в девяностые годы. Она пролегала от второго кордона Мекензиевского лесничества аж до бухты Ласпи. И стоянки были оборудованы. Организаторы и палатки с матрасами завозили, и продукты питания, и дрова. В студенческой среде такой малозатратный туризм сразу набрал море поклонников. Но… пришли иные времена.
В 2015 году началась интенсивная работа над созданием новой тропы, многоэтапной, с «улучшенными» параметрами. В работу активно включились лесники, альпинисты севастопольской федерации, сотрудники аварийно-спасательной службы в горной местности. Они и установили десятки столбов с указателями направлений, расстояний и наименований объектов на тропе. Один из участков Большой тропы заинтересовал и съемочную группу программы «Крымский маршрут» телекомпании «Информационный канал Севастополя». В однодневную экспедицию от вершины горы Куш-кая до Балаклавы отправились оператор Дилявер Меджитов и режиссер Александр Макаров. Проводником взялся выступить автор этих строк, ведущий программы «Крымский маршрут».
Наша троица отправилась в путь ранним утром и только к 18-ти часам вечера ступила на набережную Балаклавы. Даже со всеми остановками для съемок путь занял около десяти часов. Предлагаем краткий отчет о нашем путешествии.
Вершина Куш-Каи возносится над морем на 663 метра. Взойти на нее можно с Ласпинского перевала. Тропа начинается рядом со шлагбаумом у въезда на старую батилиманскую дорогу. До вершины выводят маркировочные столбы. На вершине – столб под номером 37. Значить предстоит найти еще 36.С вершины тропа идет на запад к мысу Айя. На первых метрах пути нужно открыть калитку в заборе вольера и войти в неё. Тропа петляет вдоль скальных обрывов среди кабаньих разрытий. Корешки и луковицы валяются на поверхности. Возможно, что эта наша компания вспугнула завтракающих свиней. Цветут пионы и какие-то диковинные цветы. Тропка выводит на мыс к брошенной позиции радиолакационного поста наблюдения. Отсюда данные о судах и кораблях в Черном море поступали в штаб ЧФ. Целеуказания могли при необходимости напрямую поступать и на «Сотку» к ракетчикам береговой обороны. Позиции двух дивизионов полка в горах над Балаклавой находятся в прямой видимости. С вершины мыса Айя море просматривается визуально от мыса Сарыч до Херсонесского маяка. От военного городка остались руины жилых и хозяйственных построек, капониры для машин РЛС, бассейны для воды. Прямо под нами – уютный пляжик и рощица Затерянного Мира. Альпинисты по разлому в этой стене спускаются на пляж и поднимаются с него. Прстые смертные в Затерянный Мир могут только морем попасть.
Далее маркировочные столбы ведут по лесной дороге на северо-восток до искусственного ставка-поилки. Судя по следам в лесу, сюда на водопой ходят кабаны и косули. Недалеко есть родник. Чуть выше пешеходная тропа теряется в паутине звериных троп. Нужно искать ее продолжение в северо-западном направлении. В сторону распадка Казан-Дере. К морю спускаться не рекомендуем. По берегу проход очень проблематичен и опасен. Только вплавь. В лесу есть тенистая полянка со старым кострищем и маркировочным столбом. Удобное место для привала и перекуса. Наличие на поляне огромного стального колеса говорит о детских шалостях матросов срочной службы в ракетном полку в 80-тых годах прошлого века. Лишнее колесо катанули с вершины скальной гряды, за которой притаилась позиция дивизиона. До моря колесо не докатилось, упало на поляне.
Здесь тропа вплотную приближается к скалам Спящей Красавицы. Через каждые 50-100 метров чередуются спуски и подъемы. Тропа повторяет все изгибы рельефа местности, выбегая на гребни, забираясь в промоины и в маленькие ущелья. Тропа не окультурена и имеет явный наклон в сторону моря. Нужно быть осторожным. Здесь мы встретили цветущий желтый тюльпан. Разминулись с группой, идущей из Балаклаве по той же тропе. Плюс-минус 100 метров – середина маршрута. И вот заветная калитка на выходе из вольера. Оказывается – весь наш путь пролегал по огороженной высоким забором клетке для кабанов и оленей. Раньше на калитке висел крепкий замок. Туристам пришлось прорезать стальную сетку над калиткой. Сейчас замка нет. Калитка подпружинена и сама закрывается вслед за путниками.
Предлагаем свою версию появления названия пройденного нами мыса. Сашу чуть отстал от нас в процессе фотографирования цветов. Увидев закрытую калитку и высокий забор, он воскликнул: «А - я? А - я! А как же я? Откройте!» Вот так и произошло название мыса Айя.
Тропа продолжает петлять по склону. Есть участок скального выхода, где нужно проявить элементарные навыки скалолазания. Детей и женщин желательно подстраховать.
Ноги несут все быстрее. Где-то рядом – родник. Мы уже над урочищем Инжир, под перевалом от села Резервного. Родник мы услышали раньше, чем увидели. Но не по журчанию воды, а по разговорам путников, утоляющих жажду. Это второй настоящий родник на всем пути. И востребован он в любое время года. Воды в нем стало значительно меньше, чем в прежние годы. Неисповедимы ее подземные пути. Летом придется в очереди постоять, что бы фляжку наполнить. Возле родника оборудованы скамейки. Здесь можно отдохнуть перед финишным рывком, съесть яблочка или конфетку. Когда-то к роднику можно было проехать на машине. Сейчас дорога ушла вниз вместе с оползнем. В 1987 году на Инжире в начале сентября произошел большой пожар. Погибли тысячи деревьев. Сосна Станкевича, дуб, можжевельник, земляничник мелкоплодный. Лес выгорел и склон обнажился. Следом активизировались оползневые процессы. Попытки подсевать семена сосны и высаживать сеянцы результата ощутимого не дали. Увлажненный подземными ручьями склон продолжает ползти. По этим оползням сегодня и проходит тропа. Уже на лесной дороге замечаем первые мешки с мусором. Дальше - их все больше. На каждой полянке. Под каждым кустом. Но здесь нет стоянок. Кто и зачем их сюда привез, почему не доставили на «большую землю»? Пока ответа нет.
Выходим на крутую грунтовую дорогу, ведущую от Инжира до села Оборонного. Доходим до маркировочного столба и сворачиваем на Балаклаву. Дорога выводит на Южный Форт, больше известный в народе, как Бочка Смерти. А дальше – только вниз, до самой набережной Балаклавы. Вот и все! Прошли мы по столбам 16 километров от вершины Куш-Каи. Ну еще пару-тройку километров наблудили по лесу у звериной поилки. Часов за 7 вполне можно управиться, зная все повороты и ориентиры. Маршрут можно и нужно рекомендовать всем желающим. Но с учетом светового времени и физической подготовки. Удачи!
Владимир Илларионов
Место: Севастополь
31
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Вот этого сильно не хватает. Указание типа "Тропа начинается рядом со шлагбаумом у въезда на старую батилиманскую дорогу" - для жителей легендарного Севастополя, видимо, достаточный ориентир. А для нас, несчастных обитателей Севера, это вообще ни о чем не говорит и на карте такую контрольную точку не найдешь.
Дайте карту-схему! Надеюсь быть там в конце мая, хотел бы прогуляться!..